16 лет это какой период жизни
16 лет. Всё о возрасте 16 лет. Психология, физиология в 16 лет.
Психология возраста
Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых. Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными.
У молодого человека в 16летнем возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он расширяет диапазон добра и зла до предельных границ, испытывает свой ум и душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.
Именно в этом возрасте по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.
Физиология возраста
Продолжается рост скелета. Формируются органы зрения и слуха. Кости продолжают расти, тело вытягивается. Растут кровеносные сосуды, сердце приняло свое окончательное положение, свойственное взрослым.
В возрасте 16 лет прекращается рост скелета у девочек. Мышечная сила у них практически сформирована. Рост организма постепенно останавливается. Фигура приобретает мягкие линии, силуэт становится более гармоничным.
Мальчики в возрасте 16 лет обзаводятся растительностью на подбородке, начинают расти волосы на теле, на лобке волосы начинают расти по мужскому типу (оволосение распространяется на внутреннюю поверхность бедер и в направлении живота, к пупку). Завершается формирование сперматозоидов.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей– 5651 тыс. человек, девушек– 5437 тыс. человек.
Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%
Вы родились в 2004 или 2005
2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.
1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.
Июнь. Создана самая крупная в мире социальная сеть – Facebook.
2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.
2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.
24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.
2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.
2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово.
8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии.
4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.
2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.
2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.
10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).
Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.
2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.
7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.
31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.
1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.
15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.
13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.
2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.
26 октября. Введено постоянное зимнее время
Переходный возраст: инструкция для родителей
Ваш ребёнок из послушного котёнка превратился в колючего ежа? Его настроение меняется быстрее курса валют? А любая мелочь может спровоцировать скандал и истерику? Спокойно! Это переходный возраст. Советы психолога «Домашней школы Фоксфорда» помогут вам пережить этот непростой период.
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.
Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?
Содержание
Периодизация детства и взросления
Критерии (лет) | Название |
0-1 | младенец |
2-4 | раннее детство |
4-6 | дошкольники |
7-10 | младшие школьники |
11-16 | подросток |
17-18 | юноша/девушка |
19-35 | молодость |
36-45 | зрелость |
46-60 | старшее поколение |
61-75 | пожилые люди |
более 76 | старость |
Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Подростковый период длится с 11-16 до 17-18 лет. Границы находятся в пределах от 16-17 до 21-25 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития. Подростковая неуверенность и сомнения постепенно сменяются зрелостью, осознанностью данного периода.
Начало переходного возраста
Невозможно точно угадать, когда наступит переходная фаза. Это срок индивидуален, и рассчитать его не получится. У некоторых детей признаки переходного кризиса проявляются в 11 лет, у других значительно позднее, в 13-14 лет. Родителям необходимо знать и понимать, какие сложные моменты свойственны подростковой фазе, которая предшествует юношескому возрасту. Для отрочества типичны эмоциональная неустойчивость, резкий физический рост, гормональные скачки. Недаром этот этап считают трудным как для самих подростков, так и для окружающих. Переходный период характеризуется такими проявлениями:
Переходный этап у мальчиков
Какие изменения типичны для мальчиков: скачкообразный рост всех частей тела, увеличение мышечной массы, рост волос на лице, под мышками и в паху, изменение голоса. Осложняет жизнь юношам неконтролируемое половое влечение. Из-за неравномерного физического роста случаются проблемы со здоровьем. Мальчики порой не справляются с напряжением, поэтому бывают агрессивны, конфликтуют с родителями и окружающими, иногда ведут себя неадекватно.
Переходный этап у девочек
У девочек в переходном возрасте округляются формы, появляются волосы под мышками и на лобке, начинаются менструации. Гормональные изменения способствуют появлению прыщей, повышению жирности волос. Девочки болезненно реагируют на ухудшения внешности на фоне растущего влечения к противоположному полу. У них случаются эмоциональные срывы, возникают недопонимания в отношениях с домочадцами.
В юношеском возрасте на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Авторитет старшего поколения падает, подростки не желают следовать правилам, бунтуют. Появляются новые кумиры и авторитеты, а прежние ценности утрачивают значимость. Дети подражают поведению взрослых, иногда далеко не самым хорошим примерам.
Любые неприятности в школе и дома школьники воспринимают излишне эмоционально. Глубокие переживания приводят к стрессу, истерикам, эмоциональным срывам. Отношения с противоположным полом выходят на новый уровень. Это уже не просто детская дружба и симпатия, а глубокие интимные переживания.
Разумеется, не у всех юношей переходный период протекает одинаково. Описанные проявления случаются, но вовсе не обязательны. Есть примеры, когда все проходит без каких-либо заметных негативных моментов. Однако при неблагоприятных условиях и отсутствии доверительных отношений в семье, подростковый кризис приводит психическим проблемам, к побегам из дома и девиантному поведению.
Психологическая ломка
Какие трудности испытывают подростки в общении, почему вступают в конфликт с окружающим миром? Это объясняется особенностями их мировосприятия. Если взрослые будут правильно понимать разные мотивы юношеских поступков, то им будет легче выстраивать поведение с детьми и находить пути урегулирования конфликтов.
Самомнение подростков
Мнение подростков о себе необъективно и гипертрофировано. Они только пытаются осознать себя как личность в окружающем мире, определить место в обществе и образ действий. Чувство самосознания до конца не сформировано, нестабильно. Поэтому школьники в юношеском возрасте бывают чрезмерно обидчивы, неконструктивно реагируют на критику. Несправедливые замечания со стороны учителей и сверстников могут глубоко ранить и оставить след на всю дальнейшую жизнь.
Внутренний конфликт
На фоне незрелой самооценки возникает внутренний конфликт. Подросток недоволен своим поведением, страдает от негативного мнения окружающих о себе. Но признать ошибки он зачастую не в состоянии. Отсюда происходит внутренний кризис, неприятие себя, депрессия.
Отрицание действительности
Эмоциональная незрелость, преувеличение существующих проблем, конфликты с семьей и сверстниками часто провоцируют замкнутое поведение школьников. Когда дети неспособны справиться с трудностями самостоятельно и не встречают понимания, помощи среди окружающих, то часто уходят в свой мир, становятся неконтактными, подавленными, агрессивными. В таком состоянии они отрицают действительность, не хотят участвовать в общественной жизни, стремятся к уединению.
До какого возраста продолжается психологическая ломка? Примерно к 16-17 переходный период завершается. Стоит помнить о том, что это естественный процесс. В сомнениях и внутренней борьбе зарождаются принципы, мировоззрение и индивидуальные черты личности. Юношам очень нужны понимание и поддержка именно в это время, хотя они могут это отрицать. Доказательство того, что подростки нуждаются в авторитетном мнении, — их стремление создавать себе кумиров и слепо подражать им.
Юноши и девушки: окончание постпубертатного возраста
Когда подростки становятся девушками и юношами? Отрочество заканчивается в 16-17 лет. Постепенно утихают гормональные и эмоциональные бури, наступает период стабилизации. Юношеские годы — новый этап со своими особенностями, трудностями и радостями. Резкие перепады настроения, неловкость в отношениях с противоположным полом, конфликты со старшим поколением остаются позади. Приходит уверенность, объективность в оценке своих возможностей, вырисовывается предстоящий жизненный путь. В приоритете новые ценности. Старшеклассникам предстоит важный шаг в жизни — выбор профессии, определение целей и ориентиров будущей жизни.
Взросление юноши
Мальчики становятся взрослыми к 21-25. К этому времени они полностью сформированы физически, осознают себя зрелыми и эмоционально готовы к самостоятельной жизни. До какого возраста продолжается процесс взросления, зависит от многих условий. Здесь играют роль генетическая предрасположенность, окружающий социум, особенности личности и характера. Кому-то, в силу обстоятельств, приходится взрослеть быстрее. Они рано обретают независимость, самостоятельно зарабатывают, живут отдельно от родителей и создают собственные семьи. Другие долго остаются зависимыми материально и эмоционально, продолжая жить с родителями. В этом нет ничего плохого — рано или поздно все мальчики взрослеют и становятся зрелыми, самодостаточными мужчинами. Лишь в исключительных случаях этого не происходит, но это уже патология.
Зрелость мужчин определяется их отношением к близким. Способность заботиться о других, обеспечивать и защищать отличает взрослого мужчину от незрелого юноши. Сложившиеся в обществе стереотипы обязывают учиться ответственности за свою семью.
Старшеклассники озадачены выбором профессии. От этого зависит их благополучие и моральная удовлетворенность в будущем. Верный выбор не всем удается сделать в юношеские годы. Но это не мешает целеустремленным, уверенным в себе мужчинам добиваться успеха в зрелости.
Взросление девушки
Взросление завершается к 20-23. В отличие от девочек-подростков девушки осознают и принимают свою роль в обществе, чувствуют себя гармонично, уверены в себе и самодостаточны. Они уже умеют контролировать чувства, знают, чего хотят добиться в жизни. Для женщин по-прежнему остается важной отведенная в обществе роль жены и матери. Однако современные молодые женщины выходят далеко за эти рамки. Они стремятся получить хорошее образование и состояться в профессии.
Подростковый эгоизм и резкость в суждениях не свойственен юношескому возрасту. Повзрослевшие девочки задумываются о будущем, становятся более ответственными, ставят перед собой реальные цели. Формируется индивидуальный стиль мышления и поступков.
В отрочестве у детей часто бывают мрачные мысли, апатия и неуверенность в себе. В юности, напротив, максимально расцветают таланты, вера в свои силы, зарождаются смелые мечты.
Полезные рекомендации
В отрочестве и юности родители рискуют потерять контроль над детьми. Подверженность внешнему влиянию делает молодых людей уязвимыми. На фоне нерешенных разногласий, склонности к бунтарству юноши попадают в неприятные жизненные ситуации:
Подростковая замкнутость и отрешенность иногда перерастают в расстройства психики, с трудом поддающиеся корректировке. Негативные переживания юности порой необратимо влияют на характер и дальнейшую судьбу молодых людей.
Как не пропустить тревожные звонки, помочь школьникам пережить трудный юношеский возраст и вынести из сложных жизненных ситуаций положительный опыт?
Лучше с раннего возраста выстраивать с детьми доверительные отношения. Они не должны бояться родителей, какие бы ошибки ни совершали. В благополучной семье дети всегда видят поддержку и понимание. Они делятся с близкими проблемами и вовремя получают помощь.
Юноша должен быть уверен, что плохие оценки или поведение не изменят отношения к нему. Родители огорчатся из-за плохого поступка, но не перестанут его любить. В любой трудной ситуации единственно правильным решением будет — рассказать об этом близкому взрослому человеку и попытаться вместе найти выход.
Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15–16 до 20 лет
На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я‑образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.
Многообразные признаки юношества как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.
В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.
Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.
В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.
В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.
Когнитивные изменения
В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.
Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.
У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.
В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.
Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.
В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития. Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос “почему?” Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям. Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.
Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к “космическим”, глобальным обобщениям, не любит “больших” теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.
Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности. Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой. Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.
В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.
Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.
Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления. Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.
Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.
Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения. Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями. Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.
Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.
В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.
Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет
Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа “Я”, самосознания.
Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.
Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является “сейчас” — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы. Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.
Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах. Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.
Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа “Я” — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.
Внешность, и для девушек, и для юношей имеет важное значение — рост, состояние кожи — появление угрей, прыщей воспринимается остро. Значимой проблемой является вес — зачастую девушки, реже юноши, прибегают к разным диетам, решительно противопоказанные в юности, потому как наносят значительный вред формирующемуся организму. Активно занимаясь спортом юноши наращивают мускулы, а девушки, стремясь обладать изящной фигурой, “подгоняют” ее под эталон красоты, который усиленно навязывают СМИ и реклама.
Свойства человека как индивида осознаются и формируются ранее личностных, потому соотношение морально-психологических компонентов “Я” и “телесных” различается в юности. Внешность, строение собственного тела молодые люди сравнивают с особенностями развития сверстников, переживают по поводу собственной “неполноценности”, обнаружив у себя недостатки. В большинстве случаев, в юности, эталон красоты нереалистичен и завышен, потому данные переживания зачастую беспочвенны.
С возрастом, озабоченность собственной внешностью исчезает, человек приобретает большую уверенность в себе. Важность приобретают моральные и волевые качества, отношения с окружающими, умственные способности.
В период юношеского возраста осуществляются изменения во всеобщем восприятии образа “Я”, что находит свое отражение в следующих обстоятельствах.
Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности
В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.
Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.
Компоненты психологической готовности к самоопределению:
Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.
Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.
В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания. В юности образуется сильно выраженная тенденциозность к личностному самоутверждению — желание проявить собственную оригинальность, непохожесть на других, выделиться чем-либо из общей массы старших и сверстников.
При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.
Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.
Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего “Я” и смысле жизни.
Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:
Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.
Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.
Заключение
Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.
Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.
При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.
Список литературы