4 цели в жизни дхарма артха кама мокша
Четыре цели жизни человека
К аждому ученику йоги и исследователю ведической культуры знакома пурушартха. Это четыре цели, для которых живёт человек, а именно: дхарма, артха, кама и мокша. Давайте рассмотрим каждую более детально.
Пурушартха: дхарма, артха, кама и мокша
Все четыре цели дополняют друг друга, однако, всё же именно дхарма первична. Буквальное значение дхармы, согласно санскриту, «то, что удерживает или поддерживает».
Термин «дхарма» нельзя истолковать однозначно: у него очень много значений, а значит, и точный перевод тоже дать нельзя. Поскольку мы говорим о дхарме как о цели человеческой жизни, это, прежде всего, образ жизни конкретного, отдельно взятого человека. Каждый человек должен стремиться к естественному образу жизни, стараться следовать своему естеству, своей природе.
Дхарма — это интуитивное осознание своего предназначения, своего долга перед самим собой, своей семьей, обществом, перед Вселенной. Дхарма — это нечто уникальное для каждой личности. Человек следует зову своего «Я» и таким образом достигает мирских благ, отводит от себя несчастья, обретает свою собственную карму.
Йога помогает человеку успокоить свой разум и услышать голос интуиции, чтобы понять, в чём же его дхарма. С течением времени человек меняется, развивается, а значит, меняется и его дхарма.
Осознание своей дхармы поможет расставить приоритеты в жизни, обрести другие цели, научиться рационально использовать свою энергию, правильно и взвешенно принимать решения. Дхарма учит нас:
Это и есть пять основных столпов дхармы.
Следуя этим путём, человек легче преодолевает препятствия на своём жизненном пути; в противном случае он начинает чувствовать себя ненужным, опустошённым, оценивать своё бытие как бессмысленное. Так возникают пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам и так далее.
В более широком смысле дхарму называют вселенским законом; именно на этом законе и держится весь мир.
Основные принципы дхармы
Начнем с того, что символ дхармы — дхармачакра, которая также представляет собой государственный символ Индии. Интересно то, что и государственный флаг, и герб Индии содержат изображение дхармачакры.
Дхармачакра — это изображение колеса, содержащего восемь спиц; именно они и являются принципами дхармы («благородный восьмеричный путь Будды»):
В чём же заключается цель дхармы
Конечно, следовать пути дхармы — это соблюдать все восемь принципов благородного пути, верить в себя, в свои силы, работать на благо своей семьи, жить в гармонии с самим собой и окружающими. И тогда человек достигнет истинной цели дхармы — постигнет высшую реальность.
Дхарма йога
Учение йоги неотделимо от дхармы. Дхарма йога — это не просто спорт; скорее, это возможность для человека прийти к гармонии с самим собой и окружающим его миром посредством выполнения асан, дыхательных практик и медитации.
Дхарма йога учит нас следовать своему пути, соблюдать принципы восьмеричного пути, понимать язык своего тела и не растрачиваться по мелочам.
Артха: значение и цели
Вторая из четырех целей человеческой жизни — артха. Буквальное значение: «то, что является необходимым». Другими словами, артха — это материальная сторона жизненного пути, вобравшая в себя аспекты благосостояния, чувства безопасности, здоровья и прочие составляющие, которые обеспечивают достойный уровень жизни.
С одной стороны, цель артхи — это ежедневный труд в прямом смысле этого слова. Труд помогает накопить материальные блага, создать прочный фундамент, который даст возможность духовного развития. Именно для подготовки почвы личностного становления и развития человек обязан жить, опираясь на юридические, моральные и этические нормы.
С другой стороны, целью артхи является научение человека не переходить границы. Это значит, что нельзя класть свою жизнь в угоду чрезмерному накоплению материальных благ.
Современное общество всё больше и больше приобретает потребительский характер. Люди стремятся к модному и престижному. Они перестают осознавать, что для поддержания жизни на должном уровне не нужно пытаться приобрести больше необходимого. Тщеславие и ложные представления о необходимых благах зачастую скрывают истинные цели артхи.
Артха-шастры
Они представляют собой тексты, целью которых является упорядочение повседневной человеческой жизни, распределение ролей.
Ввиду того, что монгольские завоеватели уничтожали крупнейшие индийские библиотеки, многие священные учения были сожжены. До наших дней дошла чуть ли не единственная артха шастра (Каутильи), где обсуждаются:
Конечно, это далеко не весь перечень вопросов, обсуждаемых в шастрах артхи. Самый крупный литературный труд — Джанхур-Веда, однако, на сегодняшний день учения этой шастры в полном объёме невозможно найти. Махабхарата — это шастры социальных отношений.
Кама: значение и цели
Значение этого термина заключается в удовлетворении своих земных желаний, например:
Некоторые любители наслаждений считают, что Кама учит тому, что, удовлетворяя свои желания, мы избавляем себя от страданий как в настоящей, так и в будущей жизни. Но так ли это, большой вопрос. Йоги смотрят на Каму совсем иначе. Но продолжим повествование о Каме, «как это принято».
Целью камы является освобождение посредством исполнения своих желаний. Однако удовлетворять свои желания надлежит, соблюдая нормы: семейные, общественные, культурные и религиозные.
Остерегайтесь стать заложником своих желаний, не растрачивайтесь на ничтожные цели, не тратьте свою энергию и силы впустую. Осторожно относитесь к каждому своему желанию, старайтесь не подавить его в себе, а здраво оценить его необходимость и целесообразность. Что же делает человека счастливым? Это, прежде всего:
Самое главное — соблюдать во всем меру и не переступать границу необходимого: только тогда человек будет себя чувствовать счастливым и получит свободу.
Кама шастры
В буквальном смысле это «учение о наслаждениях». Основная цель таких учений — привести к упорядочению чувственных наслаждений в супружеском союзе, напоминая паре о необходимости соблюдать обязанности и искать наслаждения в сфере духовной. Кама шастры обсуждают науки, различные искусства (калы). Всего существует 64 калы, вот некоторые из них:
Кама шастры учат нас, как зачать и воспитывать детей, как обустроить своё жилище, какую одежду носить женщине, какие использовать ароматы, — всему тому, что нужно делать жене, чтобы угодить мужу.
Не забывайте главного: удовлетворяя свои желания и страсти в данном воплощении, вы воруете свою жизненную энергию у будущих инкарнаций!
Мокша как конечная и высшая цель жизни
Мокша — последняя из 4 целей человеческой жизни согласно ведической традиции. Буквальный перевод с санскрита: «освобождение от бесконечного круговорота смерти и рождения, выход за пределы колеса сансары». Это значение и определяет цель мокши, которая является конечной и высшей среди всех четырех.
В момент, когда человеку перестаёт хватать его материальной и социальной жизни, он начинает свой собственный путь по поиску чего-то неуловимого, понятного лишь ему одному. В итоге человек освобождается и обретает покой только тогда, когда это «что-то» будет найдено.
Возможно, искать придётся в религии, практике духовного роста, путешествиях по святым местам и так далее, и вот, когда он понимает, что он сам и есть источник своей собственной драмы, начинается его освободительный путь. Надо сказать, что невозможно найти учителя, который даст Вам эту истину, он просто может указать на нее.
Мокша — это путь, устланный страданиями, однако, пройти его придётся в одиночку: у каждого свой собственный ад, после прохождения которого вам и откроется мокша. Как только человек сможет разглядеть свою сущность сквозь призму навязанных условностей и правил, его сознание перестаёт быть ограниченным и жизнь претворяется в Лилу.
4 цели жизни по ведам. Цели жизни в ведической традиции
Счастье и «лестница успеха»
Испытывая потребность вытеснить экзистенциальный вакуум, современное общество пытается заполнить внутреннюю пустоту иллюзорными ценностями. Высший смысл бытия сводится к сиюминутным потребностям Эго, к новым достижениям и удовольствиям – нескончаемой погоне за успехом, деньгами, карьерой, статусом, чувственными удовольствиями. Исходя из этой парадигмы счастье и цель жизни – это обладание достаточными материальными благами для реализации чувственных удовольствий и достаточным статусом, чтобы властвовать над жизненными обстоятельствами.
Приносит ли счастье достижение каждой из этих целей? Можно ли стать счастливым, основывая свое понимание успеха на этих достижениях?
Обратимся к статистике: с 1996 года по 1996 год американское общество в целом улучшило свой материальный уровень жизни в 2.5 раза. За этот же период уровень удовлетворенности жизнью упал в 1.5 раза. Такая статистика убедительно доказывает: никакой прямой корреляции между уровнем благосостояния, удовольствиями и прочими «благами цивилизации» и удовлетворенностью жизнью не существует. Вновь и вновь подтверждается мудрый афоризм Алана Уотса, сказавшего как-то: «Если вы взбираетесь за счастьем по лестнице успеха, то добравшись до верхней ступеньки вы, скорее всего, обнаружите, что расположили лестницу не у той стены».
Согласно индийским ведам, состояние истинного счастья возможно, но достижимо только после того, как будут реализованы четырех основополагающих условия, достигнуты четыре фундаментальные взаимодополняющие цели, пройдены четыре последовательные ступеньки лестницы «Пурушартх» – «Дхарма», «Артха», «Кама» и «Мокша». Четыре Пурушартхи в современной индийской философии символизируют удовлетворение потребностей трех основополагающих начал человека – духовного, эмоционального и физического.
Дхарма
В переводе с санскрита «Дхарма» – то, что поддерживает или удерживает человека на его жизненном пути. Человек дхармы познает и развивает свою природу, совершенствует физические и психо-эмоциональные возможности. Согласно древнеиндийской традиции, только люди, следующие в своей жизни требованиям дхармы способны приблизиться и достичь высшего уровня развития – состояния «мокши». Дхарма, как праведность, истина, порядок, не может быть реализована вне требований морально-нравственных законов. В религиозном аспекте следование дхарме предполагает, в первую очередь, служение Высшему Божеству.
Для современного человека дхарма – та базовая ценность, ради которой стоит жить, дело, которому он служит. Это состояние, пребывая в котором человек осознает осмысленность своего бытия, направляет все усилия на служение открытому им смыслу и предназначению. Духовный аспект принципа Дхармы играет ключевую роль в достижении целей на всех четырех ступенях лестницы развития.
Артха
Следующая ступень на пути к счастливой и благополучной жизни – «Артха» – материальное процветание. Здесь мудрые индусы считают нужным предупредить: стремление к материальной независимости, обретение высокого статуса и властных полномочий можно считать благой целью лишь при условии, что в личной иерархии ценностей оно не противоречит моральным принципам ведической традиции. Проще: стремление к перечисленным благам не может оправдывать любые средства их достижения. В противном случае: «Переставая быть нашими слугами, деньги становятся нашими господами».
Достижение Артхи – одно из важнейших условий поддержания дхармы в семейной жизни, обязанность семьянина, заботящегося о сохранении семейных ценностей и традиций, физическом и психологическом здоровье потомков.
В интерпретации современного человека достижение артхи предполагает не только материальную независимость, ответственность перед семьей и высокий социальный статус, но и профессиональный успех, успешный карьерный рост, признание, одобрение и уважение коллег, друзей и близких, etc.
Реализуя Кама, жизнелюбивый человек восполняет свою потребность в чувственных, эстетических и физических удовольствиях. Он умеет наслаждаться всем, что способно радовать его ум, тело и органы чувств, строит амбициозные планы, не отвергает своих желаний, находит время и возможность оценить жизнь во всем многообразии «красок, цветов и ароматов». На этой же ступеньке человек реализует свою потребность в сексуальных удовольствиях и чувственной любви. Избежать крайностей и зависимости от чувственной сферы помогает принцип разумной достаточности и понимание своего предназначения..
Мокша
Мокша – высшее достижение земного пути, состояние в котором человек обретает космическое сознание. В состоянии мокша он ощущает свое единство с миром и Вселенной, сопричастность к промыслу Вселенского Разума и всему, что происходит вокруг. Он вырывается из круговорота рождений и смертей, освобождается от иллюзий материального мира, страдания и привязанностей.
Пурушартха мокша была добавлена к первым трем в середине I тыс. н. э. после чего была пересмотрена вся концепция лестницы сверхцелей человека – кама и артха были отнесены к области приятного («преяс»), дхарма и мокша – к высшей сфере благости («шреяс»).
Актуальность ведической концепции сегодня
Концепцию четырех обязательных условий счастья полностью разделяют ведущие современные психологи. Так, согласно убеждению известного доктора психологических наук, профессора Сергея Ковалева, каждый человек, утверждающий свое право на счастье, должен стремиться реализовать себя на всех четырех ступеньках лестницы Пурушартх. Нереализованность целей и требований каждой из ступеней со временем в той или иной форме неизбежно приводит к проблемам, описанным в начале нашей статьи.
Достижения, власть, признание, без опоры на понимание смысла жизни и предназначения – дхармы рождают ощущение внутренней пустоты, экзистенциального вакуума.
Законсервированная в юности и молодости сексуальная энергия камы ведет к нервным срывам в зрелом возрасте и состоянию необузданной страсти, когда «седина в голову – бес в ребро». Жесткие ограничения в материальном ресурсе или осуждение секса, как недостойного поведения в раннем возрасте становятся причиной того, что повзрослев, остепенившись и освободившись из-под материального гнета человек, стремясь восполнить детский дефицит ярких впечатлений, вдруг начинает коллекционировать автомобили, проводит все свободное время в ресторанах или в обществе куколок – Топ-моделей. Политиками и семейными деспотами становятся те, кто в детстве не реализовал свою потребность в признании и уважении.
Проблему нереализованных пурушартх всячески стимулирует и подпитывает социум, создавая иллюзию счастья, как синонима успеха – той самой лестницы, которую люди так часто с готовностью подхватывают и размещают не у той стены. Лекарством от иллюзий в любой жизненной ситуации становится правильная расстановка приоритетов, закрепление за смыслом бытия статуса основополагающей человеческой ценности.
Пурушартха: Кама, Артха, Дхарма, Мокша. Четыре цели жизни
Пурушартха или чатурартха – это четыре цели материальной жизни. Кама – это наслаждения, артха – процветание, богатство, дхарма – следование религиозным законам, исполнение долга, мокша – освобождение.
Кама, артха, дхарма и мокша являются целями достигаемые с помощью личных усилий, раннее приобретенной кармы, а также различных обрядов, ритуалов, аскез и жертвоприношений. Раздел посвященный достижению этих четырех целей жизни называется карма-канда, в котором описываются три вида благочестивой деятельности, которая позволяет достичь всех этих целей.
Пурушартха – методы достижения
Пурушартха достигается благочестивой деятельность входит: аскезы, жертвоприношения и благотворительность. Совершением благочестивой деятельности достигается пурушартха.
Аскезы заключаются в добровольном самоограничении, например посты, обеты, ограничения во сне, пище, речи, движении. В ведические времена аскезы совершались суровые, такие, которые современный человек не смог бы повторить, но в Бхагавад-Гите описываются наиболее приемлемая форма самоограничения:
Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
Бхагавад-Гита. 17.14-16
Аскезы даруют могущество с помощью которого достижение любой цели жизни становится возможным. Человек обретает сильный и устойчивый разум, крепкую волю, а препятствия перед ним растворяются. Считается, что плоды аскез вручаются человеку полубогами, которые воплощают мир в разных его проявлениях, а потому совершив аскезу, человек не встретит серьезных преград на пути достижения цели.
Жертвоприношения в Кали-югу не производятся. Жертвоприношения требуют повторения ритмичных продолжительных гимнов, одна ошибка в которых может испортить все жертвоприношение. Для ритмичного повторения длинных гимнов требуются квалифицированные брахманы обладающие совершенной памятью. В Кали-югу квалификация брахманов низкая, а потому в ходе жертвоприношения всегда будут допускаться ошибки. В нынешний век единственной формой жертвоприношения считается санкиртана-ягья – повторение святых имен Бога в форме Махамантры.
Благотворительность предписывает поддерживать жизнь страдающих и совершать пожертвования достойным людям. Веды предписывают, что получать пожертвования из всех четырех варн имеют право только брахманы. В ведических текстах можно часто встретить описание пожертвований в строго определенное время и в определенном месте, например в солнечное затмение на Курукшетре. Считается, что правильно совершенное пожертвование очищает человека и дарует ему такое пропорциональное количество хорошей кармы, которая будет проявляться в способности получать многократно умноженные богатства. Пожертвование следует подносить достойному человеку, в правильном месте и с правильным умонастроением. Его следует совершать от чистого сердца, без желания получить что-то взамен, из чувства долга и доброжелательности. Только такое пожертвование принесет настоящее благо.
Жертвоприношения приносят наслаждения, благотворительность – процветание, а аскезы – могущество, которое можно направить на исполнение долга.
Пурушартха: Кама, Артха, Дхарма, Мокша
Достигнув одной из целей следует поступать так, чтобы достигнутая цель тут же не обернулась причиной деградации. Для этого существуют различные предписания ограничивающие и вменяющие деятельность человека. Безгранично наслаждаться живое существо имеет только на райских планетах, достижение которых также вопрос карма-канды, благочестивой деятельности, или исполнения долга, дхармы.
Кама – уровень наслаждений
Кама – это уровень разнообразных наслаждений, главными из которых являются сексуальные наслаждения. Камашастры, такие как Ананга-Ранга, описывают цивилизованный уровень наслаждений, который допустим для ведического человека. Цивилизованный уровень наслаждения не приводит к деградации, а потому он крайне важен для соблюдения:
Предполагается, что все вступающие в любовные игры, как юноша, так равно и девушка, знают правила йоговской ниямы, прививающей с детских лет такие привычки, как очищение тела путем омовений и принятия здоровой и чистой пищи; и кроме внешнего очищения (бахья) у любовников должно быть полное усвоение абъяхтары, или внутреннего очищения, то есть воспитание в себе хороших чувств — дружелюбия, доброжелательности, непричинения другому моральной или физической боли и так далее; воспитания в себе привычки довольствоваться тем, что приходит само собой, без особых усилий, то есть сантоши
Ананга-Ранга. Трактат Первый.
Также там описывается, что желающим наслаждения следует укреплять свое тело физическими упражнениями, асанами, дыхательными практиками, пранаямой, медитацией, дхьяной, а также обрести способность отвлекать чувства от объектов наслаждения и обретать глубокую концентрацию. Цивилизованное наслаждение предназначено для живущих семейной жизнью, дабы укрепить семейные узы. Любое сексуальное наслаждение лежащие за пределами жизнь мужа и жены считается греховным, а значит приводящем к деградации и пороку.
С целью усиления уровня наслаждения не только в сексуальной жизни, предписывается заниматься искусствами, так как они обостряются органы чувств, позволяя воспринимать мир более тонко. Следует очищать ум от ментальных загрязнений, что даёт возможность испытывать наслаждение более внимательно и не поддаваясь побуждениям ума, приводящим к неудовлетворенности.
Артха – материальное процветание
Артха – это уровень всестороннего материального процветания. Артха, в основном, проявляется в богатствах и методах их достижения, однако без семьи, здоровья и друзей артха не считается полноценной. Поэтому современный карьеризм, при котором человек полностью вовлекается в деятельность подрывая все остальные сферы жизни не считается достойным. Это проявление гуны раджаса, что неизбежно приводит к изменениям, ведь невозможно работать на износ до конца жизни, а если и возможно, то это будет непродолжительная жизнь. Имеет ли такая жизнь смысл и достоинство?
Достижение артхи подразделяется на две сферы: карму и личные усилия. Только кармой или только личными усилиями полноценно достичь артхи трудно. Карма проявляется как совокупность прошлых совершенных поступков. Если человек поступал праведно – его будет сопровождать большая удача. Если же человек совершал порочные, греховные или недопустимые поступки – на пути обретения артхи всегда будут стоять различные непреодолимые препятствия. При этом хорошая карма даёт такие природные качества и способности, которые способствуют обретению процветания, а плохая карма обременяет негативными качествами и наклонностями. Поэтому как ради настоящего процветания, так и ради будущего, следует совершать добродетельные поступки.
Личные усилия заключаются в получении образования и навыков. Усердное обучение, тренировки и дисциплина, способность контролировать свои поступки и направление усилий в правильное русло способны дать человеку процветание. Артхашастра описывает, что для молодого человека день разделяется на разные формы обучения. Днем юноше следует обучаться своему делу и духовной науке, а вечером слушать предания, истории, священные тексты и повторять изученное. Так происходит до совершеннолетия, после чего юноша начинает заниматься деятельностью. Считается, что обучение происходит от слушание, а способность слушать от авторитетности наставника, поэтому юноше родители подбирают опытных учителей, которые передают науки соответствующие природе юноши.
От слушания ведь появляется понимание, от понимания приложение к практике, от приложения к практике полное самосознание. В этом сила науки.
Обученный, способный, образованный в материальных и духовных науках человек имеет возможность применять полученные знания и навыки на практике. В этом заключаются личные усилия. Ведь мало кто контролирует свое рождение или то, кем он будет. Поэтому для благоприятного рождения следует отказаться от дурных поступков, пусть даже они и могут привести к временному благополучию.
Артха даёт возможность исполнения долга и правильного наслаждения, являясь фундаментом для материальной жизни. Наличие артхи в ведическом обществе считалось не признаком достояния, а признаком нравственности, так как только благонравный человек мог обрести большое процветание. При этом большое процветание обязывало к оказанию помощи окружающим в виде благотворительности и совершению жертвоприношений. Щедрость позволяла человек оставаться независимым от собственных богатств сочетая достоинство вместе с большим процветанием.
Дхарма – исполнение долга
Дхармой в ведическом обществе считалось исполнение долга и следование правовым и религиозным законам. Дхарму можно обозначить как свод морально-нравственных принципов, которые побуждали человека к добродетели и исполнению своих обязанностей. Пурушартха отражала дхарму как деятельность совершаемую из чувства долга, которая приносит высшее благо. Дхарма проявляет свое влияние как оберегающая, вознаграждающая и эволюционная сила. Считается, что если человек исполняет свою дхарму честно – его защищает сама дхарма, а дхарма является одним из высших материальных законов.
Вознаграждающая сила заключается в том, что исполняя свою дхарму человек легко обретает высшие блага. Например, исполнение долга воина освобождает от всех грехов и человек получает возможность обрести жизнь на райских планетах. Исполнение долга брахмана приводит к обретению жизни на ещё более высоких райских планетах. Дхарма приводит к обретению такого процветания и наслаждения, которые недоступны в человеческом теле.
Как эволюционная сила дхарма позволяет человеку подниматься на все более высокую стадию развития. Дхарма собаки – защищать хозяина, исполнив свою дхарму она становится человеком. Дхарма шудры служить господину, исполнив дхарму шудр становится господином. Вайшья становится кшатрием, кшатрий – брахманов. Брахман в свою очередь – это наиболее подходящая степень развития для достижения духовного мира или освобождения. Поэтому исполнять дхарму следует как ради достижения наслаждения и процветания, так и ради достижения конечного освобождения. Совершать такую деятельность однако стоит не ожидая награды, из чувства долга.
Ибо человек, следуя дхарме, объявленной в священном откровении и священном предании, достигает в этом мире славы, после смерти – наивысшего блаженства.
В ведическом обществе наиболее образованные и нравственные люди ценили возможность исполнить свою дхарму выше наслаждения или процветания. Не только потому что исполнение дхармы так или иначе вознаграждалось, но потому что возвышенные личности обычно свободны от материальных, корыстных побуждений. В то же время их помыслы направлены на обретение истинного блага как для себя, так и для окружающих. А потому исполнение дхармы было естественным продолжением их возвышенного характера.
Мокша – освобождение
Мокша – освобождение из сансары, круговорота рождения и смертей. Настоящее освобождение случается тогда, когда душа достигает духовного мира, тем самым возвращаясь в свою изначальную обитель. В материальном мире душа обусловлена тремя гунами, невежеством, ложным эго, разумом и умом. Влияние настолько могущественных сил может быть преодолено лишь превосходящей силой. Только с помощью духовных знаний достигается освобождение.
Высшим духовным существом является Бог, обрести освобождение по Его милости является единственным путем освобождения. Милость можно заслужить в ходе преданного служения, бескорыстного и происходящего из искреннего желания удовлетворить Верховного Господа. В процессе преданного служения возникает устойчивое памятование Верховного Господа, сознание очищается и одухотворяется, человек избавляется от материального влияния ложного эго, разума и ума, так как они становятся духовными. Живое существо выходит из под влияние трех гун и так становится освобожденным, достигая духовного мира.
Пурушартха: Кама, артха, дхарма, мокша
Пурушартха может иллюстрироваться как целостный процесс сбора сахарного тростника. Каму, артху, дхарму и мокшу можно сравнить с выращиванием сахарного тростника.
Кама – это попытка сорвать тростник и насладиться его соком. Артха – это выращивание и сбор тростника. Дхарма – это подношение тростнику царю. А мокша – это когда царь, видя преданность подносящего освобождает его от работы и делает личным слугой, позволяя ему жить во дворце. Но освобождение доступно только при наличии искренней преданности, а не желания получить награду. Пурушартха отображает материальный мир: от самой первой попытки насладиться им, до конечного освобождения путем принесения возможности наслаждаться в жертву. Таким образом достигается духовный мир – через отрешенность от материальных побуждений.