битва на реке пьяне при каком царе
Сражение на Пьяне
Сражение на Пьяне 1377 года – битва между монголо-татарами и объединенными силами древнерусских князей под руководством Ивана Дмитриевича. Завершилась полным поражением русской стороны. Привела к осознанию необходимости более тщательной подготовки к бою и позволила избежать ошибок в решающей Куликовской битве, которая произошла 3 года спустя.
Предыстория
В 1360-е годы древнерусские князья стали впервые одерживать значительные победы над ордынцами. Это было связано как с повышением боеспособности русских войск, так и с неурядицами в самой Орде. С 1359 года там шла ожесточенная борьба за власть, что естественным образом сказывалось на боевом духе ее армии.
Наиболее значительными сражениями того времени, закончившимися победой русской стороны, стали:
Причины
Новый конфликт между русскими князьями и ордынцами разгорелся в 1376. Весной этого года войско во главе с московским воеводой Дмитрием Боброк-Волынским совершило победоносный поход на Волжскую Булгарию. Хасан-хан не только был вынужден просить о перемирии, но и заплатил огромный выкуп в 5 тысяч рублей. Булгарам отныне предписывалось выплачивать дань не ордынцам, а московским князьям.
Недовольный усилением Московского княжества Мамай направил на нижегородские земли татарское войско, которое разгромило объединенные силы древнерусских князей у реки Пьяна.
Участники
Существует 2 точки зрения по поводу того, кто сражался в битве со стороны Орды:
Военачальник Араб-Шах, представитель восточной ветви Чингизидов, действительно вторгся в нижегородские земли и участвовал в разорении Засурья. Но у историков есть сомнения в том, что именно он возглавил ордынцев в битве под Пьяной, поскольку этому нет документальных подтверждений.
Дата и место сражения
Битва на Пьяне произошла 2 августа 1377 года. Точное место сражения не установлено. Река Пьяна протекает на территории Нижегородской области и частично Мордовии. Наиболее вероятным местом считается Сергачский район – там, где в Пьяну впадает небольшая речка Пары. Именно здесь в середине XIV века заканчивались русские владения и начинались татарские степи.
Ход битвы
Накануне было получено ложное известие о том, что ордынцы отошли далеко на юг, к реке Волчьей, расположенной на границе современной России и Украины. Это привело к тому, что русские войска расслабились. Летописи подробно повествуют о том, как ратники ходили без доспехов, предавались праздности и «пьяному разгулью». Этому способствовала также необычайно жаркая погода, установившаяся в том году в конце июля – начале августа.
Нападение татарских войск на русских лагерь произошло внезапно. Неподготовленные воины не смогли оказать должного сопротивления. В летописях даже указывается точное время нападения – 6 часов вечера в воскресенье. Татары разделили силы на 5 стоявших порознь русских полков, и напали на них одновременно, осыпав их градом стрел.
Сопротивление попытался оказать князь Семен Михайлович, но он погиб в ходе боя вместе со своими дружинниками. Княжич Иван Дмитриевич пробовал спастись бегством, но утонул в реке Пьяне вместе с сотнями других воинов.
Границы на русские земли оказались открыты, чем и воспользовались ордынцы. Они двинулись на Нижний Новгород, разоряя и сжигая всё вокруг. Только в конце августа русские воины смогли вернуться на Пьяну, где отыскали и захоронили погибших.
Итоги и последствия
Битва завершилась полным разгромом, но она имела большое дидактическое значение. Летописцы подробно описывают неудачи русских ратников в назидание потомкам.
Одним из блестящих образцов древнерусской письменности является «Повесть о Пьянском побоище», в деталях воспроизводящая причины, которые привели к поражению.
Итоги битвы на Пьяне 1377 года:
Несмотря на сокрушительное поражение, сражение на Пьяне имело и положительные последствия – Дмитрий Донской сумел извлечь урок из совершенных ошибок и в 1380 году одержал блистательную победу на Куликовом поле.
БИТВА НА РЕКЕ ПЬЯНЕ
Битва на реке Пьяне.
Битва на реке Пьяне. Атака ордынцев.
Исторические источники по истории битвы
Битва на р. Пьяне упоминается во многих древнерусских летописях. Надо отдать должное честности и смелости наших предков, которые не стали лукаво замалчивать горькие и печальные детали этого бесславного сражения: известны дата события, имена главных русских военачальников, ход, причины поражения и шокирующий итог сражения, а также нанесенный ордынцами ущерб.
Предыстория битвы и ее предпосылки
Со смертью хана Бердибека 8 в 1359 году в Золотой Орде начался двадцатилетний династический кризис, приведший к существенному ослаблению государства. «Великая замятня» представляла собой междоусобную войну претендентов на ханский престол, за время которой в Орде сменилось 25 ханов. В условиях политической чехарды реальная власть оказалась в руках темника Мамая, главы администрации Бердибека. Не будучи чингизидом (потомком Чингисхана) и не имея прав на престол, Мамай управлял страной через подконтрольных «ханов-марионеток». Он контролировал Западную часть Орды и правобережье Волги с центром в Крыму (так называемая Мамаева Орда), не прекращая при этом борьбу с чингизидами за столицу Сарай.
Численность участвовавших в сражении войск
Битва на реке Пьяне. Лицевой свод. XVIв.
Ход битвы
О случившемся далее следует рассказывать будущим командирам при обучении методом «от противного»: как сделать так, чтобы в условиях значительного численного преимущества гарантированно проиграть битву. Похоже, что и летописи так подробно и откровенно фиксируют горькие детали этой битвы именно в назидании потомкам.
Суздальский князь Дмитрий Константинович поставил во главе объединенного воинства сына Ивана, рассчитывая на то, что его молодость будет компенсирована опытом участия в успешном походе Д.М. Боброк-Волынского на Булгарию (1376), и отправил его за Пьяну с целью разведки и охраны границ.
Схема битвы на р. Пьяне. Современная реконструкция.
Еще одной роковой ошибкой было «полное пренебрежение» разведкой: предаваясь веселью и утехам, русская армия не приняла во внимание сообщения о том, что неподалеку в степи могут быть другие ордынские военные отряды. Воспользовавшись этим, «поганые князья мордовские», с которыми у нижегородцев были частые стычки, показали татарам «из Мамаевой Орды» местоположение русского войска.
Таким образом, Пьянское побоище обернулось для московско-нижегородской армии настоящим разгромом и почти полным истреблением. Русские границы оказались открытыми для вражеской рати, которая устремилась на Нижний Новгород. Лишившись боеспособной армии, Дмитрий Константинович бежал в Суздаль, оставив свою вотчину на разграбление врагам. Ордынцы сожгли Нижний Новгород и разорили княжество, угнав в плен множество женщин и детей. Лишь в конце августа русские князья смогли вернуться и похоронить воинов, павших в битве на р. Пьяне. Тело молодого княжича чудом отыскали на берегу, привезли в Нижний Новгород и захоронили в Спасской церкви внутри нижегородского кремля.
Историческое значение битвы
Удивительно, как при правильном подходе, поражение оборачивается победой!
Поле битвы на реке Пьяне. Наши дни.
Интересные факты:
Битва на реке Пиане. 1367г. Гибель войска Булат-Темира. Лицевой свод. XVIв.
Смежные ссылки:
Источники и примечания:
1 См.: Тихомиров М.Н. Куликовская битва 1380 года // Повести о Куликовской битве. М.: Академия наук СССР, 1959. С. 343.
2 См.: Львовская летопись… Ч. I… Географический указатель. С. 675; Пискаревский летописец… Указатель географических названий. С. 298.
3 См.: Московский летописный свод конца XV в. … Указатель географических наименований. С. 441; Никаноровская летопись… Указатель географических наименований. С. 404; Владимирский летописец… Указатель географических и этнических наименований. С. 226.
4 Кирьянов И.А. Нижний Новгород в период феодальной раздробленности Руси (XIII−XIV вв.) // История города Горького. Горький, 1971. С. 28; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М.: Наука, 1984. С. 229, прим. 206; Русинов В.Н. К объяснению двух мест в тексте летописного рассказа о Пьянском побоище 1377 г. // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Сборник научных трудов. Н. Новгород, 2009. С. 132.
5 См.: Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. XV. Изд. 2. Вып. 1. Пг., 1922 (репринт: М., 2000). Стб. 118−119; Симеоновская летопись // ПСРЛ. Т. XVIII. СПб., 1913. С. 118.
6 См.: Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. IV. Ч. I. Вып. 1. Пг., 1915 (репринт: М., 2000). С. 308−309; Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XI. СПб., 1897 (репринт: М., 2000). С. 27−28.
7 См.: Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. VIII. СПб., 1859 (репринт: М., 2001). С. 25−26; Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. XXIII. СПб., 1910. С. 121; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. XX. Ч. I. СПб., 1910 (репринт: М., 2005). С. 198; Типографская летопись // ПСРЛ. Т. XXIV. Пг., 1921 (репринт: М., 2000). С. 134; Устюжские и вологодские летописи XVI–XVIII вв. // ПСРЛ. Т. XXXVII. Л., 1982. С. 34, 75; Никаноровская летопись // ПСРЛ. Т. XXVII. М.–Л., 1962. С. 71; Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. XXVI. М.–Л., 1959. С. 124; Тверской летописный сборник // ПСРЛ. Т. XV. СПб., 1863 (репринт: М., 2000). Стб. 436–437; Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. Т. XXV. М.–Л., 1949. С. 193−194; Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.–Л., 1950. С. 57; Владимирский летописец // ПСРЛ. Т. XXX. М., 1965. С. 123; Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. М., 1978. С. 121.
9 Рогожский летописец… Стб. 104, 109, 112−113.
10 Рогожский летописец… Стб. 118−119; Симеоновская летопись… С. 119.
11 Карамзин Н.М. История государства российского. Кн. II. Т. V–VIII. СПб., 1842 (репринт: М., 1989). Стб. 25–27; Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. I. Очерк истории. Н. Новгород, 1857. С. 26−27; Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье X−XVI веков. Горький, 1939. С. 94−95.
12 Соловьев С.М. Сочинения. Кн. II. Т. 3–4. М., 1988. С. 273; Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.–Л., 1950. С. 287; Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь−М., 2000. С. 263; Очерки истории СССР. Период феодализма. Ч. II (XIV–XV вв.). М., 1953. С. 220–221.
13 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г. Биографические очерки. Т. II. СПб., 1891. С. 413, прим. 1166; Насонов А.Н. Монголы и Русь (история татарской политики на Руси). М.−Л., 1940. С. 132; Егоров В.Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой // Куликовская битва. Сборник статей. М., 1980. С. 209, прим. 150; Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X−XIV вв. М., 1984. С. 229, прим. 206; Русинов В.Н. К объяснению двух мест в тексте летописного рассказа о Пьянском побоище 1377 г. // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Сборник научных трудов. Н. Новгород, 2009. С. 120–124.
14 Селезнёв Ю.В. Русско-ордынские военные конфликты XIII–XV вв.: Справочник. М.: Квадрига, 2010. С. 91.
15 Кожевников В.Г. Забытый. Путь к Полю. Исторические хроники времен Куликовской битвы. М.: Голос-Пресс, 2006. С. 392.
16 В Средние века полк — это вооруженный отряд, выставляемый от каждого княжества и крупных городов, возглавляемый князем (или воеводой) и имеющий собственный стяг.
17 Русинов В.Н. К объяснению двух мест в тексте летописного рассказа о Пьянском побоище 1377 г. // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы. Сборник научных трудов. Н. Новгород, 2009. С. 134.
18 Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XI. СПб., 1897 (репринт: М., 2000). С. 27.
Сказ о Горе Городине и Пьяном побоище
Иллюстрированный вариант http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5761004/
Некоторые Нижегородцы, наверно слышали, что во времена монголо-татарского ига на реке Пьяна в 1377 году, за три года до Куликовской битвы произошло так называемое «Пьянское побоище» В котором русская рать была наголову разбита и опрокинута в воды реки Пьяна. Об этом событии и о возможном месте « Пьянского побоища»- горе (кургане) Городина и пойдет речь…
Краткая история битвы на реке Пьяна:
В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Золотой Орды Арапша (Араб-шах Музаффар) разорил Новосильское княжество (на верхнем течении Оки и Дона) и направился в сторону Рязанского и Нижегородского княжеств.
Весть о приближении татарского войска достигла южнорусских рубежей задолго до приближения противника, поэтому в землях Нижегородского княжества удалось сформировать сильное войско для отпора противнику. Войска для отпора планировал вести сам Великий князь Московский Дмитрий Иванович, спешно откликнувшийся на просьбу о помощи своего тестя нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Собранное войско было отправлено на встречу войск Арапши и встало на реке Пьяна.
Именно за десять лет до этого события на реке Пьяна Городецкими и Суздальскими дружинами был разбито войско одного из золотоордынских эмиров (правителя Волжской Булгарии) Булат-Тимура, отважившегося предпринять поход на Нижегородские земли. Эта победа придавала собранному войску лишнюю самоуверенность.. (Википедия Битва на реке Пьяна в 1367 г.)
Стоявшие на Пьянее дружинники не ожидали скорого подхода татарской рати из-за предательства Мордовских-Мокшанских князей (которые сначала уверовали русских князей, что войска Арапши еще очень далеко, а потом тайно подвели татар к стоявшему Русскому войску).
Расслабившиеся русские воины перестали вести караульную службу, а из-за сильной жары сняли с себя все доспехи и предались бражничеству и ходили пьяные. Князья же и воеводы разъехались на охоту, оставив «пьяное войско» без руководства». Вот такая «деморализация» русского войска привела в страшным последствиям: Напавшие неожиданно татары разгромили русское войско, огромное количество воинов было перебито, а Нижегородские земли и сам Нижний Новгород, а затем и Рязань были захвачены, сожжены и разграблены. Через год Нижний Новгород был захвачен еще раз.
Экскурсоводы Нижегородского кремля иногда лукавят, говоря, что Нижегородский кремль ни разу не захватывался. Да, не захватывался современный, самый последний, каменный кремль, что нельзя сказать о его деревянных предшественниках….
Само «Пьянское побоище» дает еще основание многим предполагать, что название реки Пьяна связано именно с этим побоищем- воистину пьяные на Пьянее… Да и фраза « я как то плавал по Пьяне» без уточнений, что это река- всегда сначала воспринимается собеседником буквально, т.е. «я плавал пьяным»… ( возможные версии о возникновении названия реки Пьяна я приведу позже).
Хочется заметить, что современные Мордва и Мокшане вряд ли имеют какое то отношение к тем предателям русского войска- в те времена Мордвой на Руси могли называть всех кого угодно кроме русских.
Да и в том, что пьянство на Руси является исконной русской традицией, возможно виноват неправильно воспринимаемый найденный в летописях термин «бражничество»- известный языковед, историк Константин Сергеевич Аксаков в «Русской беседе» за 1859 год дал пояснение старинного термина «бражничество»-«И слово это означало празднование, пир, но, ни как не является синонимом пьянства. Этим же термином называли сам процесс приготовления вина.»
Так, что нельзя точно утверждать перепилось ли все русское войско на реке Пьяна, или просто от безделья занималось изготовлением вина (самогоноварением), без его употребления во время празднования каких-то тогдашних праздников, но то что само «Пьянское» побоище имело место быть сомнений не вызывает. Не вызывает так же и сомнений, что плачевный её результат связан с неорганизованность русских воевод и беспечность русских воинов.
Возможное место битвы:
Элементарно зная географию, конечно не понятно: Если русская дружина ждала Арапшу из верховьев Оки и Дона, то почему они вообще расположились на р. Пьяна, что было логичным для отражения войск со стороны Волжской Булгарии, как в случае с Булат –Тимуром. В этом случае надо было располагаться, например, на берегах реки Теша. Но не будем спорить и предположим, что Мамайский предводитель Араб шах решил пойти на Нижний Новгород, прогулявшись по Мокшанским землям со стороны современной Мордовии, или как говорится в одном из источников » Арапша был на Каме у города Бирска». В этом случае расположении на реке Пьяна было верным,. Хотя опять совершенно не понятно, так от куда шли на Нижний Новгород татары? и как это татары сначала захватил Нижегородские земли и только затем разорили Рязань, бывшей к тогдашнему Новосильскому княжеству гораздо ближе??
В Сергачском районе Предполагается два возможных места битвы.
Второе: район ( согласно атласа Нижегородской области) урочища Городина. Это холм покрытый великолепной дубравой в пойме реки Пьяна, который иногда называют еще курганом, или горой Городина.
Приведу, что пишется о этом месте в статье, название которой может стать и названием следующей главы:
«Гора Городина- Исторически значимое место» :
Памятное место. Незаметный, осевший на болотистой почве курган и дубравка. На сём месте некогда была деревня Городино. В 1377 году на реке Пьяне произошло «Пьянское побоище», исходом которого явилась сеча русских полков татарами под руководством царевича Арап-Шаха из Синей Орды. Впоследствии на местах захоронений русскими людьми был насыпан курган.
Примечательное обстоятельство: район города Сергача, ныне именуемый Гусево, раньше был отдельным селом с названием Кладбищи (с ударением на второй слог). Название село получило также по причине массовых захоронений павших воинов. На их местах построены православные соборы.
Для тех, кому интересно, как я и обещал, приведу в конце «Повесть о побоище на реке «Пьяна» и возможные версии о происхождении названия реки Пьяна.
Выскажу лишь одно сомнение, о наиболее распространенной версии о названии реки Пьяна, связанное с тем, что она сильно петляет- эту версию высказывал и Мельников-Печерский, ссылаясь на летописи.Не думаю, что Пьяну назвали именно из-за ее » пьяного» русла- мне известно очень много других рек, не менее «петлявых», например, даже в нашей области :Ветлуга, Керженец, Тёша и много других, но их почему то пьяными, или кривыми не называют…….
Это, и некоторые другие мои дилетантские рассуждения непрофессионального историка я и сам готов подвергнуть критике и буду рад выслушать других по существу поднятых вопросов.
Очень интересная статья, найденная мною, есть на близкую к этому тему у Петра Золина 2, тоже опубликованная в «Прозе РУ». Советую также ее почитать. К сожалению, много почерпнув из неё, и в ней я так не смог найти ответа на вопрос – где же все-таки произошла «Пьянская» битва.
ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ, БЫВШЕМ НА РЕКЕ ПЬЯНЕ
Русские не оставались в долгу и мстили жестоко. Так, князь Борис Городецкий, мстя за опустошения Поволжья в 1377 году, нагнал мордовского князя Алабугу и других мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующею зимой, при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все тамошние зимницы и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками. «
Версии о происхождении названия Пьяны
Одна из легенд гласит: « Давным-давно были на «Горах» повсюду густые леса. Много в них водилось всякого зверя. Как-то повадился в деревню, что стояла на берегу Суры медведь. Не жалел он ни женщин, ни детей, ни стариков. Много и храбрых охотников погибло от него. Совсем народ отчаялся. В то время подрос в деревне паренёк. Сильный да смекалистый. Решил он сразиться с лютым зверем. А медведь словно почуял что-то. Ушёл в лес и залёг в берлогу. Много дней блуждал юноша в чащобе, продирался сквозь заросли, петлял, возвращался, снова шёл дальше и везде метки ставил, чтобы домой по ним вернуться. Нашёл-таки он медведя. Страшная была схватка. Победил парень, но и ему от свирепого зверя досталось, кровь из ран так и текла. Сильно устал юноша, содрал он с медведя шкуру, взвалил себе на плечи, да и побрёл, шатаясь и спотыкаясь от потери крови, будто пьяный, по своим меткам домой. А там, куда капали капли его крови, ямы да воронки появлялись, а из них ключи били и ручейки бежали. Слились эти ручейки вместе, и потекла река той самой извилистой тропой до самой деревни, где юноша жил, да в Суру влилась. Не забыли люди о подвиге, а речку за её извивы да извороты назвали Пьяной».
Нижегородский писатель Мельников–Печёрский писал в книге «На горах»: «По иным местам нашей Руси редко где такие реки найдутся, как Пьяна…Ещё первыми русскими поселенцами Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть ли не возле него в Суру вливается». Писатель ссылается по поводу названия реки на упоминание в летописях.
Ещё одна версия приведена В. Малкиным в журнале «Наука и жизнь». У современных финнов существует слово «пиана», что означает «маленькая речка». Именно так называлась Пьяна в русских средневековых документах. В летописи о бое с ордынским мурзой Булак – Темиром в 1366 году говорится: «Он же окаянный (Булак-Темир) не стал на бой, а побеже за реку Пиану».
А.Т. Харитонычев в книге «Природа Нижегородского Поволжья» утверждает, что название связано с мордовским словом «пьянь» (в переводе на русский «боль»). Река служила восточной границей Русского государства, а земли по ней подвергались нашествию кочевых племён, приносящих горе и бедствия местным жителям.
Пьянское побоище: ищем место
Об этой бесславной битве 1377 года было написано в каждом советском учебнике по отечественной истории. И тем более странно, что ее место так и не было официально установлено учеными. Мы рассмотрели пару самых распространенных версий и доехали до наиболее вероятного поля битвы в Нижегородской области.
Для тех, кто не помнит содержимое школьного учебника по истории России, кратенько напомню – это важно.
Объединённое русское войско в ожидании боя с татарами, которые куда-то пропали, встало лагерем на берегу реки Пьяны. Тогда же пришло известие о том, что хан Арапша находится на границах Новосильского княжества, которое было западнее Рязани, то есть весьма далеко. Русские расслабились, а между тем, 2 августа 1377 года ордынцы были тайно подведены мордовскими князьями и напали на русский лагерь. Русское войско, не готовое к битве, погибло.
Где же это случилось? Никаких точных упоминаний и локаций. И даже рисунок из летописи ни о чем особо не говорит: река, горы. Хотя…
Поиски места побоища многих интересуют. Кто-то просто из любви к истории и краеведению, а кто-то желает найти артефакты, которые с того века вряд ли могли сохраниться в здешних почвах. Версий много: места указываются в Перевозском, Бутурлинском, Сергачском и Краснооктябрьском районах. К событию привязываются все местечки, имеющие в названии слово «княжий». Разумеется, нет тому никаких подтверждений.
Наиболее распространенные версии: гора Городина в 5 км от Сергача в Сергачском районе и поле при впадении реки Пары в Пьяну за селом Семеновкой в Краснооктябрьском районе.
Про гору сергачские патриоты говорят, что это курган над погибшими, куда землю годами носили. Но она, очевидно, не курган, а слоёный останец, каких много в руслах рек. Об одном таком мы писали. Местечко у жителей Сергача популярное – когда-то там проводили летний праздник – День железнодорожника. Разумеется, есть много историй о находках: мечах, саблях, шлемах, кольчугах, которые находили то ли в реке, то ли в горе даже не археологи, а просто сельские ребятишки. Правда, есть большие сомнения, что с XIV века эти предметы в здешних черноземах сохранились бы. По крайней мере, экскурсоводы в федеральном музее Куликова поля, на котором битва произошла в 1380 году, считают, что найти металлические предметы уже нереально.
А вот поле при впадении Пары в Пьяну – весьма вероятное место боя по целому ряду причин. О них – чуть ниже. Мы там оказались буквально за час до июльского заката – с разбегом по времени от русского войска всего в 2 недели и 643 года.
Немного деталей той трагедии. Все они черпаются из списка Симеоновской летописи первой половины XVI века, а отдельные исправления ошибочных написаний сделаны по Рогожскому летописцу XV века, с которым летопись в целом сходна.
«И бысть рать велика зѣло…»
Количество русской рати нигде не упоминается в цифрах – возможно, чтобы не афишировать ужасные потери. Однако можно посчитать самим. Мы знаем из летописей, что оставленных для обороны полков было пять, и были они сформированы по территориальному признаку: владимирский, переяславский, муромский, юрьевский и ярославский. Шестым был нижегородский – его просто не могло не быть на собственных рубежах со своим княжичем. Средняя численность полка тех лет – около 3 тысяч воинов. Итого – около 18 тысяч человек. Это большая рать. Встречаются данные про 45 тысяч воинов, но это уже слишком большая цифра, просто невероятная для войска под началом молодого княжича Ивана Дмитриевича.
«… и поидоша за рѣку за Пиану»
Сейчас доехать до места впадения Пары в Пьяну легко – трасса после Сергача на Уразовку. Сворачиваете налево в Семеновку, а в селе забираете вправо – и там по полевой дороге. Татарская Степь стала сельхозугодьями. Поле при устье Пары косят трактором. К нашему позднему приезду тут лежали рулоны сена.
«Они же оплошишася и небрежением хожаху, доспѣхи своя на телѣги своя въскладаху, а инии — в сумы, а у иных сулици еще не насажены бяху, а щиты и копья не приготовлены. А ѣздят, порты своя с плечь спущав, а петли розстѣгавъ, аки роспрѣли, бяше бо им варно, бѣ бо в то время знойно. А гдѣ наѣхаху в зажитьи мед или пиво, и испиваху до пьяна без мѣры и ѣздят пьяни. Поистиннѣ — за Пьяною пьяни!»
Интересный момент про пьянство на Пьяне! Уж не получила ли река свое имя по тому военному лагерю, разбитому на ее берегах? Кто ж теперь вспомнит? Воды реки не текли мёдом и пивом – это удовольствие русским наверняка поставляли. Поставщиками были уж точно не кочевые татары, которые пасли в Степи скот и не пили алкоголь, будучи мусульманами. Мастерами варить пиво и знатными бортниками была как раз языческая мордва, которая в те годы жили по краям Татарской Степи, переходящей в лес. Даже проводниками и поставщиками дичи зачастую были мордовские охотники. Вероятно, они же способствовали знойному отдыху русских, которые были не только пьяны, но и раздеты до пояса.
«А в то время погании князи мордовьстии подведоша втаю рать татарскую из Мамаевы Орды на князей наших».
После этих слов летописи сомнений в предательстве и даже умышленном спаивании русских воинов не остается. Это можно подкрепить еще парочкой исторических фактов. Первый: после гибели войска и разорения нижегородской земли ордынцами именно мордовские князья пришли поживиться остатками русского города. Второй: ответный ратный поход русских был как раз в мордовскую землю, которая и была опустошена в отместку.
«И доидоша наши пару, абие погании борзо раздѣлишася на 5 полковъ, и внезапу из невѣсти удариша на нашу рать в тылъ…»
В этой цитате появляется второе географическое название, кроме Пьяны! И это очень важное слово! Главное, правильно его прочитать: «… доидоша наши пару». Ведь писали-то раньше без пробелов!
Приводим картинку, чтобы показать, что писались летописные слова без пробелов и только уже в расшифровке угадывались фразы.
Историки же просто разорвали слово «наши» (кстати, в других предложениях оно упоминалось именно для обозначения русских воинов) и образовали странное слово «на шипару». Таких названий в окрестностях не сохранилось вовсе, его значение непонятно. Зато есть речка Пары, название которой переводится как «добрая», и которая как раз впадает в Пьяну.
Эта местность очень интересная – можно оценить ее в спутниковых снимках. Видно, что Пьяна меняла русло, но не критично. И также видно, что угол Пары и Пьяны – это речной мешок.
Если войско рассчитывало, что враг придет с востока, то реки могли рассматриваться не только как источник воды, но и как природная преграда для татарской конницы. Но ордынцы поступили хитрее, как и описано в летописи.
Они разбились на пять полков и «въ 6 час дне от полудне» ударили в тыл русским, так как мордва, очевидно, перевела татар через Пьяну. Кстати, время начала побоища тоже трактуется по-разному. Чаще историки пишут, что это 12 часов дня – видимо, руководствуются Часословом, который считал полдень за 6-й час. Но лучше читать, как есть – 6 часов от полудня, то есть 18-00 по-нашему. Это вечер, и те, кто пил днем, к вечеру уже точно не готовы к бою. Солнце низко. А учитывая, что татары напали с запада, оно у них за спинами и бьет в глаза русским своим закатным лучом. Отличная стратегия. Битва на ночь глядя? А почему бы нет? Ордынцы – профессиональные солдаты, они знали о легкой победе, и этого времени им вполне хватило.
Кстати, когда мы приехали на поле перед закатом – солнце тоже было у нас за спиной.
«…бьюще и колюще и сѣкуще без вести. Наши же не успѣша ничтоже, что бы им сътворити, побѣгоша к рѣцѣ ко пьянѣ, а татарове послѣ, бьюще…»
Прижатые к рекам, русские в них и искали спасения от стрел и кривых ордынских сабель. Но его не было…
Мы решили посмотреть Пары. Но с этого поля приблизиться к воде не смогли – берег плотно зарос эхиноцистисом или в просторечье «диким огурцом». Зато видно, что противоположный берег речки – крутой обрыв с выходом красной глины. Вблизи он смотрится буквально как гора, по нему не вскарабкаться даже без коня, если бы повезло переплыть.
Дошли мы и до рукава Пьяны в этом месте – он неширок – всего около 30-40 метров, но омуты там крутит сильно.
Настоящее русло реки чуть дальше – в этом месте оно делает коленце, а Пьяна имеет ширину около 100 метров и довольно сильное течение. Достигаемо для татарской стрелы и смертельно для раненого или даже одетого в кожаные доспехи. Противоположный берег у Пьяны тоже крутой и высокий – на него не взобраться, на нем не спрятаться. Тем более, будучи хорошими воинами, ордынцы наверняка на том берегу выставили заслон, который добивал перебравшихся вплавь. Кстати, может, потому и нарисованы горы над рекой на старом рисунке в летописи, а?
«И ту убиша князя Семена Михайловичя и множество бояръ. Князь же Иван Дмитреевич прибѣгоша в оторопѣ к рѣцѣ ко Пьянѣ, гоним напрасно, и вержеся на конѣ в рѣку и ту утопе, и с ним истопоша в рѣцѣ множество бояръ и слугъ и народа безчислено».
Русло реки наверняка было завалено трупами, как и окрестное поле. «Три дня и три ночи река текла кровью», – писалось в летописях обычно о таких эпичных битвах с большими потерями. Только битвы не вышло – именно, что побоище.
На закате солнце и сейчас все красит в красное. Жутковато там под предзакатные крики речной выпи, словно чья душа плачет о непрожитой жизни.
Расправившись над русским войском 2 августа, ордынцы дошли и до Нижнего Новгорода, оставшегося без защиты. Отец-князь Дмитрий Константинович бежал в Суздаль, народ – кто куда. Татары с 5 по 7 августа грабили и жгли Нижний. Среди утрат – 32 церкви и люди «без счета». Вот что значит положить на Пьяне шесть полков.
«Того же мѣсяца августа приѣха князь Василей Дмитреевич из Суждаля в Новъгород в Нижний, посла и повелѣ выняти из рѣкы изо Пьяны брата своего, князя Ивана. И привезоша его в Новъгород, и плакашася над ним, и положиша его въ церкви каменой святаго Спаса, в притворѣ, на правой сторонѣ, за недѣлю по Оспожинѣ дни, в той же день мѣсяца августа въ 23».
Вряд ли брату погибшего княжича Василию Дмитриевичу было, кого послать, чтобы захоронить такое количество павших. Но труп неудавшегося полководца каким-то чудом отыскали в реке, привезли в Нижний Новгород, оплакали и положили спать вечным сном в Спасской церкви на территории нижегородского кремля – на этом месте сейчас стоит здание мэрии. Церковь, кстати, была разграблена ордынцами тремя неделями ранее, но возобновлена позже неутешным князем-отцом Дмитрием Константиновичем. В ней через пару веков молился с благодарностью о победе над татарами Иван Грозный, возвращаясь из взятой Казани в 1552 году…
Местные рассказывают, что даже деды говорили о том, что была в стародавние времена тут какая-то большая битва. Но не помнят они ни дат, ни имен, ни могил. Сейчас в поле между Пары и Пьяной нет ни одного памятного знака, таблички или креста. Официально это место не признано, как поле боя. И звучит над полем на закате только протяжный голос муэдзина, зовущего мусульман соседней Семёновки на вечернюю молитву. Да в Пьяне стоят желтые кубышки, как зажжённые в сумерках свечи.