Чемал куюс расстояние на машине
Чемал куюс расстояние на машине
«А разве есть дорога за Чемалом?» — спрашивают люди.
Спланируем программу по Алтаю за вас
Мы готовим сервис по планированию самостоятельных путешествий по регионам. Можно поучаствовать в тестировании и проехать Алтай по себестоимости.
Оставьте электронную почту, пришлём ссылку.
Есть, хоть и убогая в плане качества. За Еландой начинается гравийка, местами потихоньку кладут новый асфальт. В Куюсе на главной улице терпимо. А дальше полное мясо.
За Чемалом инфраструктура стремительно падает. Связь тоже. Мы попадаем в «настоящий Алтай».
Спланируем программу по Алтаю за вас
Мы готовим сервис по планированию самостоятельных путешествий по регионам. Можно поучаствовать в тестировании и проехать Алтай по себестоимости.
Оставьте электронную почту, пришлём ссылку.
Поговаривают, что направление соединят с «Путинской дачей» (о ней поговорим в следующий раз).
Карта направления
…© Яндекс Условия использования Открыть в Яндекс.КартахСоздать свою картуПробкиСейчасСтатистикаСлоиСхемаСпутникГибрид10 км
Не верьте навигаторам — дороги через Верх-Апшуяхту не существует. Вернее условно она есть, но больше похожа на заросшую непроходимую тропу.
Итак, разбираем Чемальский тракт дальше.
Интересное в пути
Ущелье Баатыр-таш
Это место действительно легко проехать, о нём почти ничего не написано. У нас даже нет фотографий. Расскажем, что знаем. В переводе «Баатыр-таш» — Богатырь-камень. Это огромный камень, застрявший в ущелье, словно Кьерагболтен (Норвегия). Только в нашем случае, тут нет пропасти, а сам камень можно подпереть плечами.
Находится это ущелье за четыре километра перед урочищем Че-чкыш, немного перед 52 километром трассы.
На самом деле это невероятно занимательное место. Алтай постоянно преподносит сюрпризы.
Урочище Че-чкыш
Тут есть на что посмотреть: водопад, огромная отвесная скала, наскальные рисунки и смотровая площадка на долину Катуни.
Попасть сюда легко, нужно только подняться повыше, тропинка постоянно расходится, путь займёт 15-20 минут.
Начнём с водопада. Он искусственный, высота три метра.
Чуть дальше найдёте наскальные рисунки эпохи бронзы и средневековья.
На обратном пути есть смотровая площадка, держитесь правее.
Катунская ГЭС и штольни
Недостроенная ГЭС за селом Еланда. Стройка прекратилась по экономическим и экологическим соображениям.
Если проехать дальше, то прямо у дороги увидите две штольни, прорублены для оценки ущелья Катуни. Здесь сыро, мусорно, в жаркую погоду тут часто отдыхает скот. Штольни неглубокие, заканчиваются тупиком.
Еще чуть дальше на некоторой высоте третья штольня.
Грот и наскальные рисунки
Небольшой сквозной грот, можно полазить с детьми. Находится у дороги, легкодоступна.
Рядом на отвесных скалах древними изображены наскальные рисунки: козлы, олени и другое.
Ороктойский мост и Тельдекпеньские пороги
Подвесной автомобильный мост через Катунь.
Катунь тут очень узкая и глубокая.
Под мостом расположены Тельдекпеньские пороги. Представляют длинный скальный коридор. Весной очень мощное течение.
Люди часто доезжают до Ороктойского моста и разворачиваются. Судите сами.
Археологический комплекс «Айрыдаш»
Древние захоронения, наскальные рисунки, стоянки различных периодов.
Айрыдаш был крупным центром древнего мира.
Водопад Бельтертуюк
От Куюса сюда ведет зубодробительная дорога. Здесь и кончается.
Сам водопад каскадный, зажат двумя отвесными скальными выступами. Частично проходит под мостиком, он же служит смотровой площадкой.
Можно обойти со стороны и подняться повыше.
Пантовые ванны и фитобочки
На левом берегу Катуни, напротив Куюса, есть одно местечко. Тут парятся в фитобочках, с добавлением сбора алтайских трав, принимают пантовые ванны.
Проводят конные экскурсии.
Рядом находится Куюсская писаница — крупное собрание петроглифов.
Ороктойский мраморный карьер
Здесь добывали редкий вид мрамора, который так и называют «Ороктойский». Использовали при отделке станции метро «Таганская» в Москве.
Ороктойский перевал
Только для проходимого транспорта в сухую погоду. Соединяет Чемальское направление с Чуйским трактом.
По перевалу вы сэкономите 230 километров и кучу времени. Со стороны Чемала подъем крутой и каменистый. Спуститесь в районе Онгудая.
Со стороны Чуйского тракта подъём, наоборот, пологий и затяжной.
Кому подойдет? Когда ехать?
Бельтертуюк, Ороктойский карьер и перевал, пантовые ванны, ущелье Баатыр-таш и Че-чкыш — эти места зимой закрыты: сугробы по пояс, короткий световой день, морозы и заснеженные дороги.
Остальное — круглогодично. Подойдёт для тех, кто ценит тихие и красивые места. Цивилизации здесь не ищите.
Чемальский тракт (километраж)
Чемальский тракт — автомобильная дорога с. Усть-Сема – Чемал – с. Куюс на территории Чемальского района Республики Алтай, идущая по правому берегу Катуни. На участке от Усть-Семы до села Еланда покрытие асфальтовое, далее — гравийное.
С открытием нового моста через р. Катунь ниже с. Усть-Сема, Чуйский тракт фактически не проходит через село.
13,3 км – Турбаза. Место перехода зимой через р. Катунь к Чепошским ванночкам
17 км – Турбаза «Катунь»
Подвесной мост через Катунь к с. Анос. Фото А. Гаврилова
24,9 км – поворот влево на на с. Куюм (Нижний Куюм)
25,1 км – мост через р. Куюм
Мост через р. Катунь в с. Элекмонар. Фото А. Гаврилова
28,2 км – Мост через Катунь в с. Элекмонар. (Мост на «Рублевку», порог «Зубы дракона») Построен в 1987 году. Был смыт наводнением 2014 г. Восстановлен и вновь открыт 14 января 2015 года. Проезд платный.
51,5 км – Баатыр-Таш (Базылган-Таш), Лог Арья-Ярык
Урочище Чеч-Кыш. Фото Е. Гаврилова
60,4 км – поворот вправо на мост через р. Катунь
62,7км – остатки сооружения Катунской ГЭС
63,5 км – место предполагаемой Катунской ГЭС, на левобережье – впадение реки Тыткескень, место прохождение старого Чуйского тракта и археологический комплекс Тыткескень-2, 6
78 км – отходит дорога, ведущая через Ороктойский мост в село Ороктой. Достопримечательность: Тельдекпень
80 км – поворот в село с. Эдиган (Усть-Сема – Эдиган, 90 км)
За селом дорога движется вдоль реки и через 7 км заканчивается мостом на водопаде р. Бельтир-Оёк
#EдемНаАлтай-2021. Часть 3. Чемальский тракт.
Позади осталась дорога на Алтай и посещение Телецкого озера. Для тех, кто только что присоединился к рассказу, даю ссылки на предыдущие части:
А мы продолжаем. Обратная дорога до Горно-Алтайска с Телецкого озера заняла у нас намного больше времени, чем рассчитывали. Виноваты в этом многочисленные реверсы, устроенные дорожниками на ремонтируемых участках трассы. В городе особо не стали задерживаться и сразу ушли по трассе на Чемальский тракт.
Немного вводной информации: Чемальский тракт – вторая по значимости автомагистраль Горного Алтая. Расположен он на территории Чемальского района Республики Алтай. Начинается Чемальский тракт у развилки около старого моста через реку Катунь, вправо по мосту уходит Чуйский тракт, влево Чемальский и идет по правому берегу реки Катунь, и мимо Чепош-парка доходит до конечной точки, села Куюс.
90 километров Чемальского тракта – это целое приключение, наполненное великолепными пейзажами и достопримечательностями. Он проходит через населенные пункты: Усть-Сема, Чепош, Узнезя, Элекмонар, Чемал, Еланда, Куюс. Участок от села Усть-Сема до Еланды имеет асфальтовое покрытие, после Еланды — отсыпан гравием. По многочисленным долинам притоков реки Катунь, ответвляется множество дорог, которые ведут к некоторым известным достопримечательностям Горного Алтая и разного рода населенным пунктам. Но не всегда, вы сможете передвигаться по таким дорогам. Решающую роль в выборе второстепенных маршрутов будут играть технические данные вашего железного коня.
Окрестности всего Чемальского тракта богаты на достопримечательности, благодаря этому он пользуется популярностью среди туристов не только из России, но и со всего света. Большую популярность ему придает великолепные пейзажи в совокупности с близким расположением к Чуйскому тракту. В самом начале располагается порядка 90% всех туристических баз и кемпингов. Но вы всегда можете проехать дальше и расположиться с палаткой.
Очень много всего интересного, не так ли? Конечно, в идеале было бы побывать в каждом из этих мест, но по-факту из-за нашей банальной ограниченности во времени программу знакомства с Чемальским трактом пришлось немного урезать.
Итак, что же нам удалось увидеть и где побывать! Попробую выделить основные моменты и кратко рассказать о каждом из этих мест:
В районе Нижней Катуни, у села Манжерок есть место, где из-за больших и малых валунов образуются бурные потоки воды и опасные водовороты. Зрелище впечатляющее и довольно захватывающее, особенно в период конца весны и начала лета, когда река полноводна. Именно этот участок реки Катунь и называется Манжерокские пороги или Манжерокские шумы. Чтобы сюда добраться, следует перед селом Манжерок свернуть направо в сосновый бор к Катуни. Грозный шум бушующей реки можно услышать уже издалека. Стремительные воды реки несутся между пятью громадными камнями, образуя возле них и противоположного берега опасные водовороты.
Про этот пороги есть легенда, записанная краеведом Н. М. Воробьевым.
«Жил в деревне Талда молодой парень Никита Дворников. Был он не только крепкого телосложения, красив лицом, но и отличался остроумием, дерзостью, имел смелость и удаль. Многие девушки из окрестных деревень по нему сохли. А приглядел он красавицу Валю из Манжерока. У девушки отбою от женихов не было. Богатые купцы присылали к ней сватов да только она всем отказывала. Девушке нравился Никита Дворников. Один раз Никита решил объясниться Вале в любви. «Хоть завтра за тебя пойду, если сплавишь плот до Бийска» – шутя сказала девушка. «Годится» – ответил Никита. Все бы ничего, только вода в Катуни в это время года коренная шла. Да так свирепо и страшно, что с боязнью на реку и смотреть-то было, не то что плот сплавлять. На следующее утро в Манжероке не досчитались тринадцати крепких молодых парней. Поняли люди, что Никита вознамерился плоты сплавлять по такой воде. А сделать ничего нельзя, знали – Никита не отступится. Проклинала себя в душе за такую нелепость – сказанные наспех слова и Валя. Всем селом вышли на берег. Матери слезами уливаются, заранее оплакивая своих сыновей. На руках у подружек повисла обессилевшая Валя. А плот уж летел навстречу манжерокским порогам, наиболее трудным и опасным в этих местах. Здесь и в малую-то воду, прочитав молитву для пущей верности, плотогоны поднимали весла и доверялись матушке-реке. Как она распорядится – так тому и быть. Пронесет так пронесет, а нет – спасайся, кто как может. Стараются покрепче ухватиться за бревно или выскочить на камень, стоящий на пути. Летел Никитов плот на манжерокские пороги. Вот-вот ударится связка о каменистый лоб и разобьется по бревнышку. Вдруг подняло плот, и соскользнул он, как большая рыбина, через каменистый барьер. Кто знает – то ли Никита каким словом владел, то ли любовь свою силу показала, да только кончилось все благополучно, а камень с тех пор стали называть Дворниковым.»
Буквально в 10-ти километрах от Манжерока находится не менее известное место, памятник природы краевого значения — Тавдинские или Талдинские пещеры. Чтобы доехать до пещер на автомобиле, потребуется пересечь Катунь по платному мосту, стоимость проезда по которому варьируется в зависимости от высоты вашего автомобиля.
Честно говоря, специально измерив рулеткой высоту Ящера с боксом на крыше, стало жалко отдавать 500 рублей за то, чтобы проехать 1,5 километра на машине, поэтому приняли решение идти пешком. В последствии пришлось немного пожалеть об этом! Стоило пересечь мост, как начался сильный ливень, из-за которого администрация при Тавдинских пещерах приняла решение отменить все оставшиеся на этот день экскурсии по пещерам и нам пришлось довольствоваться осмотром окрестностей вокруг этих самых пещер.
А ведь посмотреть там есть на что! Судя по информации, найденной на просторах интернета — Тавдинские пещеры, это одна из главных достопримечательностей Чемальского тракта. Представляет собой массив из 30 пещер, которые образуют сложную систему, соединяясь между собой ходами. Вход в пещеры расположен в отвесных скалах. Сейчас здесь оборудован туристический комплекс, и пещеры доступны для посещения.
По аналогии с Манжерокскими порогами, у Тавдинских пещер тоже есть своя Легенда.
«Говорят, когда-то давно в этих краях жила жадина и скряга Тавда. Она обирала людей до нитки, запугивала, грозилась отобрать детей. Все платили ей дань, но никто не знал, куда она складывала свое добро. Но однажды молодая пара решила проучить Тавду. Явились они с кувшином и рыболовной сетью. И обещали, что этим кувшином без дна она начерпает море напитка, а сетями с огромными дырами поймает всю рыбу. Тавда разгневалась и превратила шутников в озеро Манжерок и реку Катунь. А сама от злости так топнула, что провалилась вместе со всем своим добром под землю.»
В том месте, где это случилось, недалеко одно от другого, видны входы пещеры. Археологи на этих местах нашли предметы, относящиеся к эпохе бронзы и железа, а также изделия гончарного ремесла. Позднее, в начале XIX века, Тавдинские пещеры стали местом обитания старообрядцев, которых называли скрытниками. А в период Гражданской войны скрывались отряды Колчака и именно здесь, в лабиринтах пещер, они спрятали золото. В 1970-е годы сюда приезжали сотни кладоискателей. Одним словом, в Тавдинских пещерах точно можно почувствовать себя героем приключенческого фильма. А чтобы пройти эти пещеры, специальные навыки не нужны, многие из них обустроены для туристов и легко проходимы, но есть и сложные участки, где даже придется ползти.
Отдельно стоит упомянуть и о спорах, ведущихся спелеологами. Дело в том, что одно название пещер установить не выходит. Официальным именованием принят термин «Тавдинская пещера», однако некоторые гиды по пещере настаивают на том, что исконно правильно — «Талдинская». Произошло это недопонимание ввиду разных обстоятельств. Говор различных племён был различен по звучанию, из-за чего в общие массы и вышло два произношения.
• СЕЛО ЧЕМАЛ И ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
После облома с пещерами следовало немного перевести дух. Местом для дислокации выбрали село Чемал. По сути это середина маршрута по Чемальскому тракту, поэтому здесь в туристический сезон всегда очень многолюдно. Чтобы найти жилье надо очень постараться, но лучше делать это заранее. Мы же, как обычно, надеялись на авось, поэтому приехали сюда без брони с надеждой снять домик или комнату по факту. С превеликим трудом но всё же нашли неплохое местечко. За сутки в 4-х местном благоустроенном номере в гостевом доме отдали 2 800 руб.
В самом Чемале и близлежащих окрестностях есть на что посмотреть! Есть как рукотворные достопримечательности, так и природные. К последним отнесу остров Патмос, который получил свое название в честь греческого тезки из-за расположенной здесь некогда церкви Иоанна Богослова. Именно на Патмосе в Эгейском море Иоанну Богослову когда-то открылось пророчество Апокалипсиса. На алтайский Патмос ведут лишь канатные дороги, протянутые над устьем Катуни.
На самом острове сейчас находится реплика сгоревшей церкви. Называется это сооружение — скит барнаульского Знаменского монастыря, но сами монахини проживают не на Патмосе, а на берегу.
Главная рукотворная достопримечательность Чемала – расположенная на слиянии двух рек гидроэлектростанция к югу от селения. Местная ГЭС была возведена в 30-е годы. По внешнему виду лично мне она очень напомнила Саткинскую ГЭС, которую мы посещали во время майского путешествий по Башкирии и Южному Уралу. Точно также как и в Сатке, Чемальской ГЭС не хватает мощности, чтобы полностью обеспечить электроэнергией сильно разросшийся за последнее время поселок. За вход внутрь электростанции нужно заплатить 450 рублей, здесь можно осмотреть уникальные механизмы 30-х годов, до сих пор дающие электричество.
За проход по территории электростанции к месту слияния Катуни и Чемала также взимается плата в размере 100 рублей, однако этого можно избежать, если обойти ГЭС по горной тропе по берегу реки.
Совсем рядом с этим местом на берегу Катуни нашлись танцующие деревья, а это уже отсылка к нашему февральском путешествию по Куршской косе Калининградской области.
В 20-ти километрах от Чемала находится еще один объект для обязательного посещения — урочище «Че-Чкыш». Как обычно на Алтае, предприимчивые местные жители и здесь устроили платный вход на территорию. Такса стандартная — 100 рублей с человека.
Само урочище или как его еще называют «Долина горных духов»— это небольшое, но живописное ущелье, расположенное на правом берегу долины Катуни. По дну достопримечательности течет одноименный ручей, а над журчащей водой возвышаются отвесные каменные стены. Склоны ущелья представляют собой отвесные известняковые скалы, высота которых достигает 100–150 метров. Но при этом есть здесь такие места, где ущелье заметно сужается до 15–20 метров. Отсюда и появилось название «Чечкыш», что в переводе с алтайского обозначает «тонюсенький, узенький».
Доступность и близость к трассе делают это место довольно посещаемым туристами. По сравнительно пологой тропе, идущей параллельно ручью, можно подняться вверх по ущелью. Приблизительно на середине пути тропа разветвляется и можно подняться по левой стороне к обзорной площадке или направо — к небольшому водопаду «Че-Чкыш». Водопад искусственный, сделан руками местных жителей для привлечения туристов. Высота падения воды — 3,6 метра. Река огибает скалу с двух сторон, образуя два потока воды.
Расстояние между городами
Примеры расчета расстояний:
Когда может пригодиться расчет расстояний?
Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:
Как пользоваться расчетом расстояний?
Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».
На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.
Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.
Другие методы прокладки маршрута
Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.
Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.
Алгоритм расчета расстояния между городами
Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.
Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:
В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.