Черный воронок что за машина
Чёрный ворон (автомобиль)
Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:
Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.
…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало.
Много лет они были серые стальные, откровенно тюремные. Но после войны в столицах спохватились — стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху «Хлеб» (арестанты и были хлебом строительств), «Мясо» (верней бы написать — «кости»), а то и «Пейте советское шампанское!»
Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая.
А. Солженицын — Архипелаг ГУЛаг (Часть вторая. Вечное движение. Глава 1. Корабли Архипелага)
Этимология
Слово «воронок» произошло от вороной масти (коня). Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.
На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»
Этот символ красного террора уже много лет ассоциируется у обывателей с мрачными застенками Лубянки. При виде ГАЗ М1 или «Черного воронка» в 30-е годы прохожие лишь задавались вопросом: «За кем приехали на этот раз?».
Неприятный скрежет шин и рокочущий звук мотора во дворе – настоящий кошмар каждого советского человека, заставшего сталинскую эпоху. Как всадники апокалипсиса чекисты въезжали на черных машинах во дворы спящих граждан. Стремительно задергивались шторы, выключались лампы и светильники, во всем доме гасли окна — можно было лишь разглядеть бледные лица, выглядывающие из-за занавесок. Приезд «воронка» означал только одно – очередной арест, очередная поломанная судьба и безвозвратно искалеченная жизнь.
Нам, в 2019 году, подобная история кажется чем-то далеким или, может, абсурдным, а вот советским гражданам было не смеха: при виде «черного воронка» у людей кровь стыла в жилах. Что же это за «воронок» такой и почему его все боялись? Давайте разбираться.
В знаменитом «Реквиеме» Анны Ахматовой, пережившей расстрел первого мужа, арест сына и второго мужа, есть строки:
Звезды, смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Интересно, что не все «воронки» были черными. Хотя и было принято красить служебные автомобили в черный цвет, редко чекисты могли приехать и на бежевом предвестнике неприятностей.
Спросите, почему сотрудники НКВД так полюбили «Эмку»? Двигатель V8, два возможных варианта объема – 3,6 и 3,9 литров, 95 лошадиных сил – очень и очень хорошие характеристики для того времени. В то время количество автомобилей в России составляло примерно 1 на 1000 человек, так что для многих жертв репрессий поездка с чекистами была первым и последним опытом поездок на машине. Интересно, что такие автомобили использовались и в качестве настоящих такси: до войны по Москве, развозя пассажиров, колесили почти 2800 Марусь.
На смену «черному воронку» пришла новая модель «Эмки» — ГАЗ 11 с 6-ти цилиндровым рядным двигателем и сотней лошадиных сил под капотом. По утверждениям экспертов, прототипом автомобиля послужил Dodge D5 Export. Внешне он отличался от предшественника за счет выпуклой решетки радиатора. Но во время войны их производство значительно сократилось, так как все мощности были направлены на борьбу с державами Оси, а в 1942 году выпуск «Эмок» и вовсе прекратился. Сегодня «воронок» выставляется в музеях и ценится коллекционерами, до сих пор являясь одним из символов кровавых расправ 30-х годов.
ГАЗ M1 1938 года выставили на продажу за 6,5 млн рублей. Фото
На сайте «Авто.ру» выставили на продажу знаменитый ГАЗ M1, который во времена СССР получил печальное прозвище «Черный воронок». За автомобиль 1938 года выпуска владелец хочет получить внушительные 6 500 000 рублей. Одометр машины показывает всего 160 километров.
Как утверждает нынешний владелец, «Молотовец-первый» прошел полную реставрацию и находится в идеальном состоянии. Как указывается в объявлении, машина оснащена 3.3-литровым двигателем мощностью 50 лошадиных сил. При этом обычно гражданские ГАЗ-М1 комплектовались двигателями объемом 3,6 (65 л. с.) и 3,9 л (95 лошадиных сил). Кроме этого, специально для НКВД была подготовлена «заряженная» версия автомобиля с мотором Ford V8.
Впрочем, во времена СССР «Молотовец-первый» использовался не только как автомобиль НКВД для перевозки арестованных граждан. До войны такой автомобиль в Москве числился и таксопарках. Отличить машину извозчика от «черного воронка» можно было по другой окраске кузова и специальному фонарю над рамкой лобового стекла.
После начала Великой отечественной войны, ГАЗ M1 массово отправились на фронт, где высоко ценились командующим составом Красной армии, а также военными корреспондентами.
Наконец, легендарными «эмками» премировали советских граждан за особые заслуги перед государством. Так, «Молотовец-первый» получали представители партийной и производственной элиты, военные или видные деятели культуры. В редких случаях владельцем легендарной «эмкой»мог стать и обычный советский гражданин, выиграв машину в лотерею Осоавиахима.
Наследники черных воронков. Изучаем микроавтобусы МВД РБ
Словосочетание «характерный бус» сегодня знают и понимают все белорусы. Микроавтобусы с тонированными или зашторенными стеклами, часто без номерных знаков, нередко с людьми без формы и опознавательных знаков, но в масках или балаклавах. Начиная примерно с мая такие машины почти каждый день можно видеть на улицах Минска и других городов Беларуси, рассказывает Onliner.
После «Эмки» столь же символичного автомобиля с такой же «славой», пока существовал СССР, не появилось. Но «серьезная заявка на победу» пришла из Беларуси в 2020 году. Машины с белорусских улиц, появление которых непроизвольно заставляет вспомнить исторические черные воронки, изготовлены разными производителями и окрашены в разные цвета, но доминирует синий.
Постепенно Ford и VW стали, пожалуй, самыми массовыми марками «характерных бусов». Больше всего их в Минске, но встречаются они и во всех областных центрах.
Сами эти бусы вряд ли сколь-либо серьезно отличаются от аналогичных машин, находящихся в собственности у граждан или организаций. Но какое-то специальное дополнительное оснащение у них, предположительно, все-таки есть. Однако проще узнать технические подробности о новых истребителях Су-30СМ, заступивших на боевое дежурство, чем какие-то нюансы комплектации «характерных бусов». Но кое-какие наблюдения и выводы сделать все же можно.
Имперские «Штурмовики»
9 августа 2020 года, еще до того, как закрылись избирательные участки, стало понятно, что «специальных автомобилей Volkswagen Crafter» гораздо больше, чем три. С тех пор «штурм-мобили» можно почти всегда видеть в составе колонн техники силовиков.
Дежурят они и в городе. Кстати, сотрудникам в полной амуниции в них вполне комфортно даже в жару. Каждый такой автомобиль оборудован мощным кондиционером.
На улицах Минска большинство таких машин используются без кенгурятников и решеток на окнах. Но эти аксессуары легко снимаются и вновь монтируются. Для задержания «участников несанкционированных массовых мероприятий» кенгурятники не нужны, но на складах они наверняка припасены.
Более премиальные Mercedes-Benz Sprinter стали «светиться» совсем недавно. Оказывается, бусы этой модели тоже есть у силовиков, причем в различных «богатых» цветах и в различных вариантах по высоте крыши.
Как показала практика, штурмовой автомобиль спецназа вполне подходит и для транспортировки задержанных.
Полноразмерные бусы «для перевозки личного состава»
Вспомните дизайн всех микроавтобусов аналогичной размерности других производителей. У кого он самый «злобный»? Именно у Ford Transit.
Строгий черный цвет только усиливает впечатление. В компании «автозаков» и водометов большой Ford Transit выглядит отнюдь не чужеродно. Вряд ли дизайнеры создавали машину именно такой, представляя ее в подобной компании, но получилось брутально и даже в чем-то пугающе.
Впрочем, не все Ford Transit у силовиков зловеще-черные. Есть и машины в светлом окрасе. Помимо версий в макси-базе и с высокой крышей есть короткобазные с низкой крышей.
У самых больших версий часто есть «рюкзак». Именно так на профессиональном сленге называют навесной багажник.
Были замечены на улицах и переоборудованные из цельнометаллических фургонов «грузопассы» Ford Transit с отсеком для задержанных в кормовой части. Такие машины делала компания «Автомобильные конструкции».
По сути, «характерные бусы» внешне не отличаются от общегражданских микроавтобусов, междугородних маршруток и т. п. Но есть в них что-то такое, что позволяет безошибочно идентифицировать такие автомобили в транспортном потоке, даже когда встроенные в радиаторную решетку стробоскопы не включены. Любой водитель легко узнает эти машины, а уж пешеходы распознают за версту.
Секретный автопарк: 10 легендарных машин спецслужб СССР
История отечественных спецслужб насчитывает уже более 100 лет. ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ — на протяжении всего этого времени название ведомства менялось регулярно. Разумеется, деятельность спецслужб была невозможна без современных и мощных автомобилей. Речь идет не только о печально известном «черном воронке» — в автопарке спецслужб числилась порой очень интересные экземпляры, которые в те времена считались секретными.
Первыми автомобилями спецслужбы обзавелись еще во времена Российской империи. Наряду с остальными ведомствами небольшое количество машин получило и Министерство внутренних дел. Порой автопарк сыщиков пополнялся весьма экзотичными моделями, такими как переделанный английский автомобиль Humber, копия французского Dion-Bouton или итальянский Diatto-Clе’ment.
По одной из версий, московским силовикам достался четырехдверный фаэтон Mercedes 28/95. Автомобиль оснащался атмосферным шестицилиндровым бензиновым двигателем, который работал совместно с шестиступенчатой коробкой передач. Впрочем, особой нужды у силовиков того времени в таком транспорте не было — сыщики и жандармы со своими поручениями могли справиться, передвигаясь пешком или наняв повозку.
Служебный автомобиль НКВД ГАЗ-M1 и был тем самым пресловутым «черным воронком», на котором перевозили арестованных советских граждан. Впрочем, сами чекисты предпочитали именовать свою служебную машину более ласково — «Маруся». Гражданский ГАЗ-М1 мог комплектоваться двигателями объемом 3,6 (65 л. с.) и 3,9 л (95 лошадиных сил). Однако специально для НКВД была подготовлена «заряженная» версия автомобиля с мотором Ford V8. После начала войны некоторые «Маруси» лишились этого импортного агрегата, который после начала боевых действий начали переставлять на танки Т-60.
Кстати, ведомственный автомобиль не всегда красился в черный цвет — иногда сотрудники НКВД ездили и на «воронках» с бежевым кузовом. Кроме того, въезжающий во двор ГАЗ-M1 мог и не являться предвестником очередного ареста. До войны такой автомобиль в Москве также использовался и в качестве такси. Отличить машину извозчика от «черного воронка» можно было по другой окраске кузова и специальному фонарю над рамкой лобового стекла. Помимо этого, не стоит забывать, что ГАЗ-М1 стал настоящим героем войны, побывав на всех фронтах Второй мировой.
На смену «Марусе» силовые структуры СССР получили в свое распоряжение автомобиль ГАЗ-11-73. Как и «эмка», новый седан, помимо службы в НКВД и милиции, успел побывать на полях сражений Великой Отечественной войны и активно использовался после нее. Автомобиль оснащался шестицилиндровым мотором с отдачей 76 л. с. и мог разгоняться до 120 км в час. Причем мотор был спроектирован по чертежам американского Dodge D. По слухам, НКВД заплатил за эти документы около 25 тыс. долларов. При этом двигатель ГАЗ-11-73 точной копией Dodge не стал — советские конструкторы внесли в моторы ряд своих изменений. Седан выпускался в СССР вплоть до 1948 года, а его силовой агрегат стал самым массовым двигателем Горьковского завода.
Нередко сотрудники НКВД и милиции использовали и мотоциклы. Особой популярностью у работников силовых структур пользовались BMW R11, которые закупались в 1920-е и 1930-е годы. Мотоцикл комплектовался четырехтактным двухцилиндровым оппозитным двигателем M56 мощностью 18 лошадиных сил. BMW R11 с прессованной стальной рамой весил 162 кг и мог разогнаться до 100 км в час. Также немецкий мотоцикл при желании оснащался боковым прицепом. В Германии R11 с коляской активно закупались армией и использовались для поставок продовольствия и оперативного перемещения солдат. В СССР конкуренцию баварцу в те времена мог составить ПМЗ-А-750, выпускавшийся в период с 1935 по 1939 год на Подольском механическом заводе в Подмосковье. Этот мотоцикл также поставлялся в силовые ведомства, однако такой популярностью, как BMW, у сотрудников не пользовался.
ГАЗ-4 по праву можно считать настоящим первым советским пикапом. Небольшой грузовичок оснащался 3,28-литровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач (три скорости вперед и одна — назад). Изначально автомобиль использовался для работы на машинно-тракторных станциях по обслуживанию техники в полях, для перевозки небольших бригад к месту работы в колхозах, а также в качестве штабных машин в армии. Однако вскоре на пикап обратили внимание и силовые структуры в разных городах Страны Советов. Например, машины быстро приспособили для выезда оперативно-следственной группы на место совершения преступления. Также пикап вполне подходил для транспортировки задержанных. Наконец, партию ГАЗ-4 получили пограничные войска НКВД СССР для патрулирования границы.
После войны автопарки силовых структур массово пополнили трофейные автомобили, а также американские машины, поставленные в СССР по лендлизу. Поэтому КГБ получил свой первый отечественный спецавтомобиль лишь в 1956 году. Это был особый ГАЗ-М20Г, который внешне ничем не отличался от стандартной «Победы». Однако спецмодификация для чекистов оснащалась шестицилиндровым двигателем ГАЗ-12 ЗИМ объемом 3,5 л и мощностью 90 л. с. вместо обычного 50-сильного. Такая «Победа» могла набрать сотню всего за 30 с и разгонялась до 132 км в час. Также в распоряжении силовиков того времени были средства радиосвязи и специальное звуковое оборудование. Еще одна особенность ведомственного ГАЗ-М20Г — открывающийся изнутри багажник. По легенде, его можно было использовать в качестве бойницы для обстрела преследователей.
Все машины для КГБ собирались вручную после специального запроса из ведомства. Если машины по разным причинам покидали гараж ведомства, все спецоборудование демонтировалось. Историки считают, что всего было выпущено около 100 специальных «Побед», а до наших времен сохранилось всего несколько экземпляров таких автомобилей.
Более массовой моделью в КГБ стала легендарная «Волга» ГАЗ-23. Спецверсия для силовиков оснащалась 5,5-литровым двигателем V8 c отдачей 195 лошадиных сил. С таким агрегатом седан разгонялся до «сотни» за 16 с, а максимальная скорость составила 170 км в час. Неудивительно, что в народе эта машина получила прозвище «догонялка».
Внешне от обычной «Волги» такой автомобиль ничем не отличался. Понять, что перед ним машина чекистов, опытный шпион мог лишь по звуку двигателя. Кроме того, автомобиль мог окрашиваться в любой цвет. По утверждениям некоторых любителей раритетных машин, которые имели дело с реставрацией ГАЗ-23, кузова этих седанов имели несколько слоев краски и, вероятно, не раз перекрашивались для служебных заданий.
До провинциальных городов, разумеется, всевозможные спецверсии и «догонялки» чаще всего не доходили, но и там в автопарке силовиков иногда числились интересные машины. Например, в Мурманской области для перевозки сотрудников НКВД в условиях бездорожья использовался грузовой ГАЗ-63 с колесной формулой 4х4. Для этого кузов машины заменяли фургоном. Такой проходимый автомобиль с двумя топливными баками общей вместимостью 195 л также достался местной милиции, а некоторые экземпляры и вовсе переделали в мобильные криминалистические лаборатории. По свидетельству очевидцев, сверхпроходимые фургоны использовались в различных ведомствах вплоть до начала 70-х годов.
Tatra 613 начала собираться в 70-х годах в чехословацком городе Пршибор, хотя дизайн этой машины создавался итальянской дизайнерской компанией Carrozzeria Alfredo Vignale. В СССР первая партия этих автомобилей отправилась в 1980 году и оказалась в распоряжении КГБ. Чекисты положительно оценили машину с 3,5-литровым мотором мощностью 168 л. с., который позволял Tatra 613 разгоняться до внушительных по тем временам 190 км в час. Иномарка также оснащалась независимой передней подвеской, электростеклоподъемниками, кондиционером и обогревом заднего стекла. Для тех времен это был очень комфортный и надежный автомобиль.
От своих коллег решили не отставать и сотрудники МВД, которые чуть позже также заказали небольшую партию Tatra 613. Считается, что в большинстве случаев в СССР эта машина использовалась силовиками для перевозки высокого руководства. Кроме того, чешские автомобили обеспечивали безопасность в столице во время проведения летних Олимпийских игр.