Что лишнее что нечто чтобы кое что
К. во всех остальных словах вместо Ч слышем Ш
К. во всех остальых словах вместо Е слышем Э
К. вовсех остальных словах вместо Ч слышем Ш
К. во всех остальных словах слышем А, а в этом слове слышем Ы.
1. Укажите лишние слова в каждом ряду?
1. Укажите лишние слова в каждом ряду.
А) шинель, академия, гантели, библиотека.
Б) кафе, кофе, майонез, тент.
В)нарочно, мелочный, конечно, Ильинична.
Помогите пожалуйста?
Шинель, академия, гантели, библиотека ; 2.
Кафе, кофе, тент, майонез ; 3.
Мелочный, нарочно, Ильинична, конечно ; 4.
Определите, какое слово является лишним по произношению назовите его?
Определите, какое слово является лишним по произношению назовите его.
1) афера, маневры, опека, житие.
2) термин, тест, музей, пресса 3) скучно, конечно, гречневый, нарочно.
Найдите лишнее слово с точки зрения морфологии в каждом ряду, объяснити почему оно лишнее?
Найдите лишнее слово с точки зрения морфологии в каждом ряду, объяснити почему оно лишнее.
1. праздник, будни, сутки, именины 2.
Духи, чары, щи, макароны.
3. точка, запятая, дефис, пробел.
В каждом ряду слов укажите лишнее :а) краска, тюль, кофе ;б) вуаль, туфля, дитя ;в) шампунь, время, воробей?
В каждом ряду слов укажите лишнее :
а) краска, тюль, кофе ;
б) вуаль, туфля, дитя ;
в) шампунь, время, воробей.
В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово : а) современный, обагренный, потек, желчный ; б)манеры, модель, бутерброд, бассейн ; в)достаточно, скворечник, Фоминична, пустячный?
В каждом ряду найдите «лишнее» (с точки зрения произношения) слово : а) современный, обагренный, потек, желчный ; б)манеры, модель, бутерброд, бассейн ; в)достаточно, скворечник, Фоминична, пустячный.
Определите, какое слово является лишним(по произношению) : конечно, нарочно, игрушечный, что, нечто, чтобы, млечный, восточный, пустячный, безоблачный, беспечно, яичница, табачный, сказочный, скворечн?
Определите, какое слово является лишним(по произношению) : конечно, нарочно, игрушечный, что, нечто, чтобы, млечный, восточный, пустячный, безоблачный, беспечно, яичница, табачный, сказочный, скворечник.
Какое слово в каждом ряду лишнее и почему?
Какое слово в каждом ряду лишнее и почему?
Скучно, конечно, точно, нарочно ; Что, чтобы, нечто, ничто ; Жара, жасмин, шаги, шалун.
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
Задания для школьного этапа
учитель русского языка и литературы
2013 – 2014 учебный год
Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
1. Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.
Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.
2. В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.
1) Скучно, конечно, нарочно, удачно;
2) бассейн, крем, тест, термин;
3) что, нечто, чтобы, кое-что;
4) шалить, шаги, лошадей, шампунь.
3. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
1) Писать > … > писательский.
2) Пять > … > пятёрочка.
3) Держать > … > придерживание.
4) Шелест > …> зашелестеть.
5) Думать > … > обдумывать.
4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
юго – западный, красноватый.
5. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.
Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.
6. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
1) пришел не вовремя;
4) держится неестественно прямо;
5) часто меняет свои решения;
7) всегда выполняет свои решения;
8) сам не пользуется и другим не даёт.
7. Определите род имен существительных.
Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.
8. Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.
9. Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Тысяча солдат бросилась в атаку.
2) Я склонен, что его решение ошибочно.
3) Чехов не мог остаться в стороне этих событий.
4) Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.
10. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.
1) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
2) Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
3) Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.
4) Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.
5) В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.
11. Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.
Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
1. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.
А) Сколько же (платья) тебе нужно?
Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
В) Над болотом кружила пара (цапли).
Г) Сколько (доли) наследства ты получил?
1. А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
1. Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
2. «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)
3. Словообразовательные цепочки:
2) Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
3) Держать – придержать – придерживать – придерживание;
4) Шелест – шелестеть – зашелестеть;
5) Думать – обдумать – обдумывать.
Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)
4. 1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.
2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.
3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.
5. Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)
6. 1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.
Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)
7. Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.
Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.
Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.
Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т. к. употребляются только во множественном числе).
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)
8. Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.
Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.
Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.
Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
9. 1) Тысяча солдат бросились в атаку.
2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.
3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.
4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.
Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)
10. Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
11. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)
12. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.
Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.
Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.
Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)
Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
2. Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.
4. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
5. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.
6. Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называтются такие слова?
7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
8. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
1) Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
2) И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом ().
3) Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет ().
4) Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
5) Скоро полночь, а барин всё не едет (-Щедрин).
9. Выберите правильный ответ. Докажите.
10. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.
11. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.
На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.
12. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2) У меня сегодня праздное настроение.
3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4) Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
5) Открывая окно, в класс влетел воробей.
13. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков
в выражении смысла высказывания.
великий русский писатель автор комедии «Ревизор».
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)
2. Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)
3. Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т. к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.
Олимпиадные задания по русскому языку
1.Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.
Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.
2.В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.
1. Скучно, конечно, нарочно, удачно;
2. бассейн, крем, тест, термин;
3. что, нечто, чтобы, кое-что;
4. шалить, шаги, лошадей, шампунь.
3.Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
юго – западный, красноватый.
4. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
1. пришел не вовремя;
4. держится неестественно прямо;
5. часто меняет свои решения;
7. всегда выполняет свои решения;
8. сам не пользуется и другим не даёт.
5.Определите род имен существительных.
Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.
6.Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
7.Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.
Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
8.Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.
9.Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
10.Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
11.Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
12.Выберите правильный ответ. Докажите.
13.Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.
14.Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков
в выражении смысла высказывания.
Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».
15.Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».
16.Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?
Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить (пояс).
17. Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.
18. Прочитайте слова, соблюдая ударение. Чем вы объясните, что они различаются в произношении (1-й и 2-й столбики)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.
19.Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
20.Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца.
21.Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
Б) Определите части речи в данном двустишии.
22.Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:
разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
23. Выделите в каждом простом предложении грамматические основы.
Два дерева ходят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
Деревья старые. Дом старый.
Я молода, а то б, пожалуй,
Чужих деревьев не жалела.
24. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
26.Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:
1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет.
2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.
28.Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них (3 – 5 предложений).(с примерами, что в них можно найти)
30. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
31. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
32.В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?
1. Всё в городе было ново и непривычно.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4. Кто бы мог поверить в такие чудеса.
33. Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.
34. Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.
35.Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.
5.Дом слева оказался музеем.
6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.
7. Сверху и снизу бежала вода.
8.Его приезд весьма некстати.
37.Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания.
Значит буду дольше жить
38.Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов? Назовите годы рождения.
1)Лев Владимирович Щерба
2)Александр Афанасьевич Потебня
3)Алексей Александрович Шахматов
4)Михаил Васильевич Ломоносов
5)Дмитрий Николаевич Ушаков
39.Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее.
40. Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения.
41.Сколько здесь слов написано? Как такие слова называются? Приведите примеры.
Атлас, орган, кругом, жаркое, парить, хлопок, козлы.
42.Выделите основу и окончание в следующих словах.
Сеть,сесть,опять, пять, хоть,пусть, путь,пустить.
43.В каких словах есть окончание ий?
Гений, акулий, свежий, беличий, развлечений, синий.
44.По старой орфографии надо было писать: Мар i я, высок i й, брилл i ант, д i аметръ. Запишите в старой орфографии слова: ситуация, иероглиф, лисий.
Отметьте в списке слова, в которых не могла писать буква ер___.
Мех, мести, меч, мера, верх, верчу, день, лен.
47.Русским полногласным –оро- и –оло- соответствуют неполногласные сочетания сочетания –ра- и –ла- в чешском, словацком языках, и – ro – lo – в польском.
Как будет по-польски и по-сербски : колос, мороз, голос?
48. Найдите в списке исконно русские слова.
Бельё, блуза, ботинки, варежки, галстук, панама, цилиндр, шапка, жилет, комбинезон, косынка, носки, сандалии, пальто, плащ, рубашка, сарафан, тулуп, шорты, шуба, юбка.
49. Подчеркните глагол в неопределенной форме как член предложения.
1) Фёдор отправился купаться.
2) Аню мама попросили закрыть окно.
3) Ветер начал крепчать.
4) Мы будем отдыхать после обеда.
5) На рябину прилетаю кормиться дрозды.
6) Умение красиво писать дано далеко не всем.
50.Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по –русски в ситуациях, когда англичане говорят.
1)Не стоит и пуговицы.
3) просто, как упасть с бревна
4) на другой стороне холма и трава зеленее
5) что для одного – мясо, то для другого – яд
51. Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере данного отрывка:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаза не сводит.
52. Как вы объясните высказывание Ломоносова: «При Петре великом ни одни бояре и боярыни. Но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»?
53. Сгруппируйте слова с синонимичными суффиксами: водитель, прыгун, чистильщик, старик, стрелок, певец, упрямец, толстяк. Придумайте заголовок для каждой группы.
54. Как называют жителей городов: Москва, Петербург, Архангельск, Курск, Калуга, Саратов, Орёл.
55. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:
Лодка с парусом, гоняться за бабочкой, продавать в розницу, банка с вареньем, рисовать красками, довольный подарком.
57. Какой частью слова являются конечные элементы А в словоформах : вода, груба, двора, ела, молча? Какое значение они выражают?
58.Что такой нулевой аффикс? Приведите возможные примеры.
59. Выпишите глаголы-архаизмы, определите их значение.
1) В беде не унывай, на Бога уповай.
2) Застала зима в летнем платье, а мы чаяли – зимы не будет.
3) Кто как ведает, тот так и обедает.
60. Можно ли считать эти слова этимологически родственными?
61. Найдите лишнее слово по определенному признаку.
Взгляд, взлом, взнос, взор.
61. Сколько ошибок можно сделать в слове аспирин? Где возможны ошибки? С чем связано?
62.Напишите статью для толкового словаря к слову жаргон.
63.Поставьте слова в форме род.падежа ед.числа: полотенце, ясли, цапля, побережье, туркмен, песня, баклажан, погоны, няня, консервы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.