Что лишнее гравюра офорт рисунок эстамп
Что лишнее гравюра офорт рисунок эстамп
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)
Часть А. Тестовые задания
А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
1. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
2. Дорический, коринфский, ионический, спартанский.
3. Ваяние, зодчество, литье, резьба.
4. Голубой, зеленый, синий, желтый.
5. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.
А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.
1. М__за__ка – изображение, выполненное из цветных камней, цветного непрозрачного стекла (смальты), керамических плиток.
2. М__р__нист – художник, изображающий морские пейзажи.
3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.
4. __кв__рель – техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.
5. К__рам__ка – посуда и другие изделия из глины.
А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.
1. __________________ – «царский дом».
2. __________________ – «поднимаю».
3. __________________ – «созвучие».
4. __________________ – «храм всех богов»
5. __________________ – «современный».
А4. Установите соответствие между описаниями и названиями памятников архитектуры Челябинска.
1. Огромный купол здания основан всего на 4 точки опоры.
2. Самое вместительное сооружение, рассчитанное на 2 тыс. зрителей.
3. Синий купол является украшением реки Миасс.
4. Фасад украшен чугунными «кружевами».
5. Фасад здания украшает фронтон и колоннада
А) дворец спорта «Юность»;
Б) драматический театр;
В) театр оперы и балета;
А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:
1. Благовещенский собор Московского Кремля.
2. Покровский собор в Москве.
3. Успенский собор Московского Кремля.
4. Храм Покрова на Нерли.
5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.
А) Б)
В)
Г) Д)
А6. Соотнесите имена художников и жанры изобразительного искусства
Часть Б. Задания с кратким ответом
Б1. Вспомните официальные символы российского государства. Подумайте, какие элементы российского герба символизируют победу добра над злом, единство и независимость нашей страны? Как вы думаете, что обозначают цвета российского флага?
Б2. Перед вами фрагменты официальных гимнов России XIX – XX вв. Расставьте приведенные фрагменты гимнов в хронологической последовательности, укажите ключевые слова, по которым вы определили эпоху создания гимна.
А. Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
В. Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и врагов!
Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим –
Кто был ничем, тот станет всем!
Г. Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдем к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья –
На борьбу мы его позовем.
Д. Россия – священная наша держава,
Россия – священная наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Б3. Основываясь на знаниях по курсу художественной культуры и собственных наблюдениях, приведите примеры синтеза искусств в театре.
Часть В. Задание с развернутым ответом
В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.
«Архитектура – это застывшая музыка»
«Я вижу сердцем так же, как и глазами»
«У художника две цели: человек и проявления его души»
на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.
по мировой художественной культуре
Часть А. Тестовые задания
1. Колизей (художественные музеи).
2. спартанский (стили).
3. зодчество (виды работы скульптура).
4. желтый (холодные цвета).
5. рисунок (виды графики).
А4. Установите соответствие между описаниями и названиями памятников архитектуры Челябинска.
А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)
Часть А. Тестовые задания
А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
1. Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.
2. Драма, карикатура, комедия, трагедия.
3. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
4. Арка, база, каннелюры, капитель.
5. Дорический, коринфский, ионический, спартанский.
А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.
1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.
2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
3. К__р__атиды – женские фигуры, которые служили опорой балки портика.
4. Р__н___санс – эпоха возрождения античной культуры.
5. П__ст__ль – техника живописи и рисования, а также карандаши для неё в виде коротких разноцветных палочек.
А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.
1. __________________– «жила».
2. __________________ – «царский дом».
3. __________________ – «впечатление».
4. __________________ – «поднимаю».
5. __________________ – «созвучие».
А4. Соотнесите древнегреческие скульптуры и их авторов:
А) Б)
В)
Г) Д)
А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:
1. Благовещенский собор Московского Кремля.
2. Покровский собор в Москве.
3. Успенский собор Московского Кремля.
4. Храм Покрова на Нерли.
5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.
А) Б)
В)
Г) Д)
А6. Соотнесите рисунки и названия элементов, характерных для средневекового готического собора как образа мира.
3. Григорианский хорал.
А) Б)
В)
Г) Д)
Часть Б. Задания с кратким ответом
Б1. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, попробуйте кратко объяснить, как вы понимаете уподобление Эллады юному, увлекающемуся художнику-поэту, а древнего Рима – меценату? Какие особенности мировосприятия греков и римлян кроются за словами римского поэта Вергилия: «Наши поля не были вспаханы быками, выдыхающими пламя из ноздрей. Их никогда не засевали зубами чудовищной гидры, и никогда на нашей земле не произрастали внезапно готовые воины со шлемами и копьями»? Приведите примеры, как эти особенности проявились в искусстве?
Б2. Сопоставьте стихотворение А.Блока и картину М. Врубеля «Царевна-лебедь». Кратко запишите свои впечатления и выводы.
И поднимет щит девица,
Всадник встанет, конь вздыбится
Будут вёсны в вечной смене
Вихрь, исполненный видений, –
Что мгновенные бессилья,
И опять расплещем крылья,
И опять, в безумной смене,
Встретим новый вихрь видений,
Б3. Вспомните одну из тех достопримечательностей нашего родного края – памятников культуры Южного Урала, что Вам особенно нравится. Это может быть, например, какая-нибудь статуя на «Кировке» в Челябинске. Составьте краткую характеристику этого произведения искусства.
Часть В. Задание с развернутым ответом
В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.
«Архитектура – это застывшая музыка»
«Я вижу сердцем так же, как и глазами»
«У художника две цели: человек и проявления его души»
на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.
по мировой художественной культуре
Часть А. Тестовые задания
1. Мастаба, (мегалитические сооружения).
2. Карикатура (театральные постановки).
3. Колизей (музеи искусств).
4. Арка (части колонны).
5. Спартанский (стили).
Часть Б. Задания с кратким ответом
Б1. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, попробуйте кратко объяснить, как вы понимаете уподобление Эллады юному, увлекающемуся художнику-поэту, а древнего Рима – меценату? Какие особенности мировосприятия греков и римлян кроются за словами римского поэта Вергилия: «Наши поля не были вспаханы быками, выдыхающими пламя из ноздрей. Их никогда не засевали зубами чудовищной гидры, и никогда на нашей земле не произрастали внезапно готовые воины со шлемами и копьями»? Приведите примеры, как эти особенности проявились в искусстве?
Критерии оценивания ответов
Возможные элементы содержания ответа
Вергилий вспоминает сюжет из мифа о Язоне и аргонавтах. Первичность древнегреческой цивилизации. Памятники искусства архаичной Греции иногда грубы и несовершенны, но по-своему прекрасны. Практицизм древних римлян. Многие произведения древнегреческого искусства дошли до нас в римских копиях. Римляне не тратили камень на строительство: возводили здания из кирпича и бетона, отделывали тонким слоем мрамора.
Верно указаны 5 элементов
Верно указаны 4 любых элемента
Верно указаны 3 любых элемента
Верно указаны 2 любых элемента
Верно указан 1 любой элемент
Элементы не указаны или все указаны неверно
Б2. Сопоставьте стихотворение А.Блока и картину М. Врубеля «Царевна-лебедь». Кратко запишите свои впечатления и выводы.
Критерии оценивания ответов
Возможные элементы содержания ответа
Оба художественных произведения принадлежат к эпохе модерна в развитии русской культуры. Стихотворение и картину объединяет общая тема женской красоты, ассиметричная композиция, образ птицы, идея призрачности мира.
Верно указаны 5 элементов
Верно указаны 4 любых элемента
Верно указаны 3 любых элемента
Верно указаны 2 любых элемента
Верно указан 1 любой элемент
Элементы не указаны или все указаны неверно
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре)
Часть А. Тестовые задания
А1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
1. Дольмен, кромлех, мастаба, менгир.
2. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.
3. Дорический, коринфский, ионический, спартанский.
4. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.
5. Белый, коричневый, серый, черный.
А2. Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков.
1. __мф__театр – овальная арена для зрелищ, вокруг которой уступами поднимались места для зрителей.
2. П__трогл__ф – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.
4. Ск__м__рох – странствующие актеры в Древней Руси.
А3. Многие современные искусствоведческие термины ведут свое происхождение из иностранных языков. Определите слово по его первоначальному значению.
1. __________________ – «царский дом».
2. __________________ – «помазанник».
3. __________________ – «созвучие».
4. __________________ – «храм всех богов»
5. __________________ – «возрождение».
А4. Историку культуры часто приходится иметь дело с крылатыми словами и устойчивыми выражениями. Заполните пропуски:
А5. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества:
1. Благовещенский собор Московского Кремля.
2. Покровский собор в Москве.
3. Успенский собор Московского Кремля.
4. Храм Покрова на Нерли.
5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.
А) Б)
В)
Г) Д)
А6. Установите соответствие между названиями и стилями памятников архитектуры Южного Урала
1. Александро-Невская церковь на Алом поле в Челябинске.
2. «Белый дом» в Кыштыме.
3. Магазин Валеевых в Челябинске («Молодежная мода»).
4. Монастырский ансамбль в Далматово.
5. Здание Главпочтамта в Челябинске.
Часть Б. Задания с кратким ответом
Б1. Рассмотрите рисунок, изображенный на древнегреческом папирусе. Используя знания по курсу мировой художественной культуры, сформулируйте каноны изображения человека в древнеегипетском искусстве.
В. А. Тропинин О. А. Кипренский
Б2. Сопоставьте живописные портреты А.С.Пушкина, созданные художниками В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Определите, к какому художественном направлению принадлежит каждый из портретов. По каким признакам вы установили это?
Б3. Основываясь на знаниях курса художественной культуры первобытного мира, приведите примеры синтеза искусств в древних обрядах.
Часть В. Задание с развернутым ответом
В1. Напишите мини-сочинение – эссе, взяв в качестве эпиграфа одно из следующих высказываний.
«Архитектура – это застывшая музыка»
«Я вижу сердцем так же, как и глазами»
«У художника две цели: человек и проявления его души»
на задания муниципального тура Всероссийской олимпиады 2008 г.
по мировой х удожественной культуре
Часть А. Тестовые задания
1. мастаба (мегалитические сооружения).
2. Колизей (художественные музеи)
3. спартанский (стили).
5. коричневый (ахроматические цвета).
Картина панно рисунок Мастер-класс Штамповка Изготовление эстампа разными способами Бумага Гуашь Картон Пенопласт Пластилин
Нам для работы понадобится: бумага альбомная или ксероксная А4.поролоновый валик, гуашь черная (можно синию, красную и т.д.), кювет
(можно заменить одноразовыми пластиковыми тарелками), картон для основы А4 (у меня от папок с бумагой), картон для вырезания трафаретов
(желательно потолще, рисунок будет лучше смотреться), пластилин (смешанный, остатки), пенопласт (потолочные плитки или подложки от зелени,
сыра и т.д), стержень от ручки, клей ПВА (лучше брать строительный он гуще).
Выбираем несложную картинку, можно самим нарисовать или распечатать на принтере. Переводим на картон толщиной не менее 1-2 мм и
вырезаем детали. Раскладываем детали так, чтобы между ними было небольшое расстояние (на фото видно) и приклеиваем клеем ПВА
(или Титаник).
В кювете разводим гуашь водой, но не очень сильно (до состояния густой сметаны), прокатываем, чтобы он пропитался краской со всех сторон,
лишнее снять с валика.
Валиком с краской проводим по нашему «клише», покрываем его весь краской.
Берем не очень плотные листы альбомные или ксероксной бумаги. Накладываем на заготовку и проглаживаем руками по всей поверхности, как бы
прижимаем лист. Легким движение руки отделяем лист бумаги от покрашенной поверхности.
Ну и наш шедевр готов.
Это с добавлением разных цветов гуаши.
Второй вариант. Подложку берем и рисуем сначала карандашом, а можно и сразу стержнем от ручки, рисунок.
Повторяем все этапы работы.
Получилась вот такая картинка в зеркальном отражении.
Третий вариант, из остатков пластилина раскатываем колбаски тоненькие и выкладываем наш рисунок (можно предварительно нарисовать).
Техники гравюры с примерами работ
Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.
Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.
Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).
Резцовая гравюра (резец)
Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.
Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.
Отличительные признаки резцовой гравюры:
А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Пунктирная манера
Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.
В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.
Отличительные признаки пунктирной техники:
А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.
Меццо-тинто
В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.
Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.
Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:
К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.
Офорт
Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.
При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.
Основные признаки гравировки техникой офорта:
А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.
И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.
Акватинта
Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.
Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.
Отличительные признаки гравюры методом акватинты:
И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.
Лавис
Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.
В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).
Отличительные признаки гравировки методом лависа:
Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.
Мягкий лак
Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.
В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.
Основные признаки техники мягкого лака:
Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.
Карандашная манера
В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.
При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.
При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.
Основные признаки гравировки карандашной манерой:
Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.
Литография
Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.
Оттиск с камня в процессе литографии.
В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.
На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.
Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.
Основные признаки литографического оттиска:
Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.
Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.
Гравюра на стали
Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.
Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.
По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.
Базовые признаки гравировки на стали:
Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.
Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».