Что лучше f35 или f22
В США сравнили американские истребители пятого поколения F-22 и F-35
F-22 является более дорогостоящим тяжелым истребителем для борьбы с авиацией противника, при этом он выпущен ограниченной партией и запрещен к экспорту в другие страны. F-35 является относительно дешевым многофункциональным истребителем массового выпуска без какой-то определенной специализации, предназначенным не только для ВВС США, но и на экспорт в страны-союзники.
Если F-22 изначально разрабатывался для замены F-15, то F-35 никогда не предназначался для замены какого-то конкретного самолета, а разрабатывался в качестве «универсальной платформы», предназначенной для нанесения ударов по земле. По словам американских военных, F-35 не предназначен для ведения воздушных боев, для этого есть F-22. Скорость в 1,6 Маха и потолок менее 16 км делает F-35 на сегодняшний день самым медленным современным истребителем в мире.
Несмотря на то, что F-22 на 30% тяжелее, он остается гораздо более маневренным и более скоростным, что делает его более подходящим для борьбы с истребителями противника в воздушном бою. Кроме того, F-22 способен в течение длительного времени летать на сверхзвуке, чего нет у F-35. Ранее это требование было обязательным ко всем самолетам пятого поколения, но впоследствии его убрали, так как из-за него F-35 не подходил к пятому поколению.
F-22 несет большую полезную нагрузку во внутренних отсеках, равную восьми ракетам класса «воздух-воздух», тогда как F-35 способен нести только четыре. Еще одним различием самолетов является гораздо более низкая ЭПР (эффективная площадь рассеивания) F-22 по сравнению с F-35, несмотря на большие размеры «Раптора».
В то же время и F-35 имеются свои преимущества перед F-22. В первую очередь это более низкие требования к техническому обслуживанию и более высокий уровень боеготовности, что вкупе с низкими (по сравнению с F-22) эксплутационными расходами облегчает содержание большего парка этих машин. Кроме того, в F-35 продолжают вкладывать средства, что позволяет обновлять программное обеспечение, в то время как на F-22 все еще используется старое.
F-22 and F-35 против ПАК ФА (Су-57)
Одни говорят, в любом споре рождается истина. Другие это отрицают. В нашем случае эксперты и специалисты сошлись в критериях оценки самолёта, определив его основные характеристики-признаки.
Основными характеристиками самолётов пятого поколения являются:
— уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах;
— наличие круговой информационной системы, работающей как в пассивном, так и в активном режимах, которая совместно с комплексами БКО и РЭБ обеспечивает пилота информацией для принятия решений с частичной или полной автоматизацией процессов целеуказания, применения средств вооружения и обороны;
— полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, сверхманёвренность;
— автоматизация управления бортовыми информационными, в том числе и РЭБ, и исполнительными системами;
— самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь пилоту».
Буквально на днях американское издание The National Interest опубликовало статью Stealth vs. Russia: U.S. F-22s and F-35s vs. Russia’s S-300 and S-400 (Who Wins?) экспертов Дэйва Маджумдара и Майка Кофмана, в которой они усомнились в том, что российские ЗРС С-300 и С-400 способны сбивать самолёты-невидимки F-22 и F-35.
В американской технологии «стелс» чётко прослеживается «русский след». Дело в том, что в основе этой технологии лежит алгоритм, представленный в монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции» инженера Петра Яковлевича Уфимцева, изданной небольшим тиражом в 1962 году.
«Гоблин» получился не только необычным на вид, но и сложно управляемым в пилотировании. В помощь пилоту на самолёте стояла система автоматического управления с четырёхкратным резервированием. Боевые качества F-117 на «отлично» показал только в фильмах Голливуда, а в реальности его хорошо видели сербские ПВО. Сбитый F-117 является главным экспонатом музея ВВС в Белграде.
Дальнейшее совершенствование технологии «стелс» привело к тому, что американцы разработали специальное покрытие, содержащее множество мелких отражающих элементов. С таким покрытием стали выпускать самолёты F-22 и F-35. Однако опыт боевых действий в Сирии показал, что этих «невидимок» хорошо обнаруживают как РЛС наших ЗРК, так и бортовые РЛС истребителей Су-30СМ и Су-35С. Так что утверждение о том, что несколько радаров с разных ракурсов «не увидят самолёт», в корне неверно и опасно для жизни американских пилотов.
В 2018 году два самолёта Су-57 были перебазированы на базу Хмеймим. Выполнив испытательные полёты в условиях близким к боевым, они вернулись в Россию. Весь мир узнал об этом позже, когда в Интернете появилась фотография, подтверждающая этот факт. Годом ранее российский Су-35С «отогнал» американский F-22 от наших Су-25, которые выполняли боевую задачу в провинции Дейр-эз-Зор. Так что чей «стелс» лучше, я думаю, понятно.
Форсаж и манёвр
Сравнительная оценка возможности вести ближний бой по этому критерию выглядит так: для самолётов 4-го поколения его величина находится в пределах от 60-100 до 160-220, а для истребителей 5-го поколения значение ССР находится на уровне 250-310.
Самолёт Y/F-22, ставший потом F-22 Raptor, поначалу создавался под этот уровень ССР не менее 300. Однако американцы «загрубили» этот критерий до значения 180, посчитав, что воздушный бой будет проходить на средних дистанциях, а развитие ракет класса «воздух-воздух» с лихвой компенсирует снижение манёвренности. К тому же использование технологии «стелс» значительно повысит боевую эффективность самолёта. Кстати, показатель ССР у самолёта F-35 составляет всего 100-120.
Российский Су-57 обладает сверхманёвренностью (по критерию ССР, на уровне 310-320), которую он получил в наследие от Су-35С. При этом его бесфорсажная скорость равна 2 числам Маха, или свыше 2.100 км/час. Так что наш Су-57 не только «увидит» F-35 и F-22 раньше и применит ракеты, но и в случае ближнего боя перекрутит, т.е. быстро и эффективно зайдёт в их заднюю полусферу.
Видимость и всевидимость
Истребитель F-35, в отличие от F-22, помимо бортовой РЛС AN/APG-81 получил электронно-оптическую систему целеуказания AN/AAQ-37, всенаправленную инфракрасную камеру высокого разрешения AAQ-40, станцию радиоэлектронных помех AN/ASQ-239 и нашлемную систему целеуказания и индикации HMDS. Такое оснащение, безусловно, делает F-35 более «вооружённым» по сравнению с F-22 Raptor. Однако бесконечные поломки в части электронного оборудования, о которых сообщают американские СМИ, эффективность такой «вооружённости» ставят под сомнение.
Как известно, у российского Су-57 на борту стоит несколько РЛС, которые позволяют нашему пилоту видеть окружающую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта.
Помимо этого для обнаружения воздушных целей в передней полусфере на самолёте стоит оптико-электронная локационная система. За оборону самолёта отвечают БКО (аналог БКО «Хибины-2») и аппаратура РЭБ, которые эффективно отражают атаки существующих перспективных зенитных ракет и управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УРВВ)
Покажи своё ружьё
Поэтому все основные оценочные характеристики, определяющие самолёты 5-го поколения, я свёл в таблицу. Оценка дана по пятибалльной системе, а сумма баллов покажет, насколько каждый самолёт соответствует критериям 5-го поколения.
Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35
«Сухой» пятого поколения готов к серийному производству
Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.
То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству. Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.
Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.
Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.
Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.
Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент — турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 — был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.
Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.
Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.
Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».
Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.
На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».
Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.
Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.
Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.
Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.
Киеве торжествует: совместный украинско-белорусский ЗРК позволит сбивать российские самолеты
В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.
Китайский J-20, если исходить из скупых сведений о нем, продолжает китайскую традицию «учиться у передовиков», чтобы в дальнейшем обойти их. Самолет имеет сходство и с американскими, и с российскими разработками. В свое время китайские исследователи закупили множество списанных двигателей АЛ-31Ф. И воспроизвели их, вероятно, с улучшением характеристик. Сведений о боевых параметрах самолета практически нет. Известно, что уже построено 11 прототипов, которые вовсю летают. ВВС КНР рассчитывает получить первую партию самолетов в период от 2017-го до 2019 год.
Единственный прототип японского истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin совершил первый полет в апреле этого года. По-сути, это опробование планера, поскольку и двигатель, и авионика для самолета пока еще находятся в стадии разработки.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 и F-35А
Длина: 19,7 м — 18,9 м — 15,57 м
Высота: 4,8 м — 5,09 м — 4,38 м
Размах крыла: 14,0 м — 13,6 м — 10,67 м
Площадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м — 42,7 кв.м.
Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг — 13290 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг — 24350 кг
Масса топлива: 11100 кг — 8200 кг — 8278 кг
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м. — 734 кг/кв.м.
Тяга двигателей: 2×11000 кгс — 2×10000 кгс — 1×13000 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М) — 1700 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч — от 1 М до 1,2 М
Крейсерская скорость: от 1300 до 1800 км/ч — 850 км/ч — 850 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час — н/д — 2,6 ч
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км — 1080 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км — н/д
Боевая нагрузка: до 10000 кг — 10370 кг — 9100 кг.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Гуманизация уголовного законодательства может быть выгодна для бюджета
Это поразительно, но параллельно с российскими дивизиями в сторону Украины движутся и миллионы тонн русского топлива для вражеских танков
Одна из самых ценных подлодок США очень скоро станет ломом черных металлов
Сравнение: ПАК ФА (РФ) против F-22, F-35 (США)
В конце прошлого века в США для обновления тактической авиации были запущены программы создания двух самолётов. Уровень закладываемых технологий позволял говорить о новом, пятом поколении истребителей. Они в 21 веке должны были стать основой американских ВВС.
Но возможности Раптора в действиях против ПВО противника упёрлись в то, что самолёт не предназначен для этого изначально. Например, отсутствие в арсенале противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM, компенсируется совершенством бортового комплекса разведки. Но, для поражения объектов ПВО, Раптору придётся полагаться на корректируемые бомбы, которые имеют меньшую дальность. То есть, ему придётся подходить ближе к средствам ПВО противника, вместо пуска ракеты с расстояния в 100 км. При этом, как все помнят, именно в момент раскрытия створок отсека вооружения, попал под раздачу один из двух* «невидимок» F-117, сбитых в небе Югославии, перестав в этот момент быть «невидимым». А вся статистика реальных боевых действий говорит о том, что большая часть потерь приходится не на этап поиска цели или сближение с ней, а на выход из атаки.
Посмотрим, как F-35 должен справляться со своими новыми задачами.
В ВВС был чистый штурмовик А-10, специально сконструированный для поддержки войск на поле боя, имевший кроме соответствующего задачам вооружения, хорошую защищённость.
Например, отечественные ЗРПК «Тунгуска» и «Панцирь» имеют возможность поражения целей в пассивном режиме РЛС, с автоматическим захватом, сопровождением и наведением по телевизионному оптическому каналу (захват оптически контрастной цели на фоне неба или движущейся на фоне горизонта/рельефа местности, если цель идёт на малой высоте). Современные западные ПЗРК оснащены не ИК головками самонаведения, а работают в полуавтоматическом режиме с радиокомандным или лазерным наведением.
Конечно, результаты моделирования являются закрытыми, а американцы многократно опровергали провал F-35. Тем не менее, результаты привели к замораживанию закупки этих самолётов Австралией, а ознакомленный с отчётом член либеральной партии Деннис Дженсен, не раскрывая подробностей, заявил, что «Сухие» побили F-35, как пингвинов!» Впрочем, аналогичный результат был у вполне открытых учений Австралии и Малайзии, в ходе которых малазийские Су-30 выиграли у австралийских F-18 все 32 дуэльных воздушных боя, а также четыре из пяти боев «двое на одного». Возможно шансы F-35 против Су-30 несколько выше, чем у не самой современной комплектации австралийских самолётов, что и привело только к замораживанию, но не отмене закупки. Тем не менее, понятно, что F-35 не способен превосходить в воздушном бою даже самолёт четвёртого поколения, несмотря на совершенство бортовых систем и малую заметность.
Итак, F-35 так же, как и F-22 остался в той нише, для которой и планировался изначально. Эти авиационные комплексы могут дополнять друг друга в рамках воздушной операции, где точечные удары по земле F-35, прикрываются от авиации противника F-22. При этом для обеих машин наибольшую опасность будут представлять средства ПВО, бороться с которыми оба самолёта полноценно не могут.
Понимая это, американцы запускают программу разработки новой универсальной ракеты NGM. Она создаётся на базе ракеты «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, которая является основой противовоздушного вооружения F-22 и F-35. Новая ракета должна иметь большую, чем AMRAAM дальность и возможность применения против радиолокационных станций ПВО, при этом, сохранив габаритные размеры (чтобы помещаться в отсеки вооружения обоих самолётов). Возможно, её появление как-то изменит текущее положение. Правда, если разработчикам («Локхид» и «Рейтеон» на конкурсной основе) удастся удовлетворить требование универсальности, не потеряв эффективность каждой из задач, и сохранив прежние размеры. Ну, и если средства ПВО не станут развиваться, а даже немного деградируют, по сравнению с текущими возможностями.
Сейчас сами американцы признают, что их воздушный флот не находился в ситуации, подобной нынешней, за всю послевоенную историю. Средний возраст авиапарка составляет около 25 лет. В обозримой перспективе подлежит списанию большое количество боевых самолётов различного назначения. При этом замена их новыми представляет не ближнюю перспективу, поскольку производство F-22 прекращено, а F-35 пока не является «доведённой до ума» машиной, к тому же вызывающей массу критики.
Корпус морской пехоты уже потерял надежду на новые машины и продлевает срок эксплуатации Харриеров (производство которых прекращено) до 2030 года, закупив у британцев 72 списанных самолёта для разбора на запчасти. Выходить из сложившейся ситуации, американцы будут модернизируя и проводя капремонт существующего авиапарка, конечно, там где это возможно, и вероятно, закупая новые машины четвёртого поколения.
Россия, подобно США, имеет большой парк авиации с близким к предельному сроком эксплуатации. Его боеготовность также поддерживается капремонтом и модернизацией. Американцы пока балансируют на грани принятия решения: то ли продолжать тянуть программу F-35, то ли вернуться к закупкам новых самолётов старой конструкции, то ли сочетать оба решения. Последние два варианта компрометируют F-35 на внешнем рынке, и в случае отказа от закупок партнёрами, делают затраты на новый самолёт чрезмерными и бесполезными.
В отличие от американцев, мы уже запустили программу перевооружения ВВС на самолёты поколения «4+», которые, как минимум, не уступают по боевым возможностям F-35 (Су-34, Су-30СМ, Су-35 и обновлённых версий МиГ-29). Программа же истребителя пятого поколения ПАК ФА имеет над американской ряд преимуществ.
По основным параметрам ПАК ФА не уступает Раптору.
Радиолокационная заметность обычно вычисляется как ЭПР (эффективная поверхность рассеяния отражённой от самолёта энергии электромагнитного излучения) и выражается в квадратных метрах, принимая как эталон отражение от «идеальной сферы», обладающей такими же характеристиками отражения, как исследуемый объект, мерой здесь будет площадь сечения этой сферы. Если у Су-27 ЭПР будет порядка 12-13 кв.м., то для ПАК ФА это значение составляет 0,3-0,4 кв.м., что аналогично показателю F-22.
Лётные характеристики ПАК ФА превосходят F-22. Хотя существующие на данном этапе двигатели уступают американским по тяге, даже они позволяют ПАК ФА иметь достаточную тяговооруженность и обеспечивают крейсерскую сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме.
Маневренные возможности самолёта превосходят Раптор. Здесь сыграла роль не очень удачная конструкция F-22, которая продиктована требованиями технологии «стелс»: крыло имеет высокое индуктивное сопротивление, его плоские профили имеют плохие несущие свойства, что никак не компенсировано другими аэродинамическими решениями. Двигатели расположены близко друг к другу, что сделано для того, чтобы во фронтальной проекции лопатки компрессоров двигателей не засвечивались на радарах (воздушный канал изогнут от расположенных широко по бокам фюзеляжа воздухозаборников). Вкупе с необходимостью размещения четырёх внутренних отсеков вооружения, это сделало фюзеляж переразмеренным в районе центроплана.
Однако выигрыш в данном случае будет не только в области радиолокационной заметности, но и в длине воздушного тракта, которая чем меньше, тем меньше «пустой» объем конструкции и соответственно, габариты и вес.
Благодаря всем этим решениям, ПАК ФА имеет лучшие чем Раптор скорости разворота; лучшую управляемость в вертикальной и горизонтальной плоскости, как на сверхзвуке, так и на низких скоростях. Кроме того, разнесённые двигатели увеличивают живучесть самолёта, а возможность полёта с отказом или поражением одного из двигателей, обеспечивается их расположением относительно оси симметрии самолета в виде буквы «V»,благодаря чему вектор тяги будет проходить вблизи центра тяжести самолета.
В заключении нельзя не отметить лучшее вооружение отечественной машины. Его универсальность и разнообразие, позволяет применять ПАК ФА как ударный самолёт или истребитель, выбирая для любой из выбранных задач соответствующую номенклатуру вооружения и лётчиков, без ущерба возможностям.
Арсенал средств воздушного боя будет включать новые ракеты малой дальности (предположительно К-МД или изделие «300» МКБ «Вымпел»), которые будут оснащены матричной головкой самонаведения с возможностью распознавания цели (!), повышенной вдвое дальностью захвата, и автоматической корректировкой от БРЭО самолёта в полёте, которая нужна в случае срыва захвата, пуска вне видимости цели (стрельба «за спину») или смены приоритетной цели. Она также станет средством противоракетной обороны самолёта.
Ещё в 1992 году принята на вооружение противокорабельная версия этой ракеты, отличающаяся траекторией полёта, ГСН и БЧ. Можно предположить, что для ПАК ФА есть и такой её вариант.
Сейчас проходит испытания третья машина, на которой уже установлена часть БРЭО (в частности, БРЛС). На четвёртом ПАК ФА, который взлетит в этом году, будет испытываться некоторое вооружение. На стадии начала сборки ещё два борта, впрочем, их облик может быть изменён по результатам проходящих испытаний.
*Несмотря на то, что США признали потерю в Югославии только одного F-117, в 2008 году Пьер Спрей (один из руководителей проекта F-16) в статье на сайте CDI (Center of Defense Information) говорил именно о двух машинах, сбитых югославскими ПВО. Эту информацию никто не опроверг.