Что лучше колеса или гусеницы
Гусеницы против колес: дилемма на все времена
Хотя полемика «что лучше: гусеница или колесо» столь же стара, как и сам танк, она и сегодня не теряет свою злободневность, поскольку армии стремятся модернизировать свои силовые структуры с тем, чтобы справляться с будущими угрозами.
Большинство армий мира эксплуатируют смешанные парки колесных и гусеничных боевых машин, при этом каждый тип имеет свои преимущества. В то время как гусеницы обеспечивают превосходную мобильность более тяжелым платформам, использование колес сокращает объем материально-технического снабжения и позволяет современным платформам перемещаться дальше и быстрее – эффективно проецируя силу и возможности – по различным типам местности, включая гражданскую инфраструктуру, например, дороги и мосты.
Дебаты на тему «что лучше: гусеница или колесо» в последнее время ведутся особенно жаркие. Связано это с формированием развертываемых средних или «ударных» сил, которые хоть и не дотягивают до огневой мощи бронетанковых подразделений, но имеют более высокую по сравнению с ними стратегическую и оперативную мобильность.
Средние силы теоретически должны быть способны маневрировать на больших дистанциях и оперативнее реагировать на международные кризисы. В качестве наглядного примера можно привести механизированные бригады Stryker, споры о целесообразности которых не утихают с момента их формирования в начале 2000-х годов. На первоначальную концепцию средних сил повлияли процессы, начавшиеся после Холодной войны, а точнее региональные конфликты, например, конфликт в Косово, в котором развертывание бронетанковых сил считалось чрезмерно излишним.
По окончании курсов вождения солдаты американской армии отмечают, что гусеничная внедорожная проходимость платформы Bradley существенно превосходит проходимость колесной бронетехники, например, бронетранспортеров Stryker
Эта концепция базируется вокруг общего шасси, которое может быть адаптировано для различных задач, что способствует снижению логистической нагрузки, и быть достаточно легким для перевозки военно-транспортным самолетом C-130 Hercules и другими подобными самолетами, например, C-17. До 90-х годов американская армия традиционно предпочитала скорее не колесные, а гусеничные ББМ, особенно перед лицом тяжелой советской техники, но после Холодной войны характер боевых задач и противник, с которым армия могла бы столкнуться, очень сильно изменились.
Колесные машины считались оптимальным решением в этом новом мире, особенно в городских условиях против асимметричных или неравных угроз. В итоге окончательной платформой для проекта американской армии по средней машине был выбран вариант бронемашины LAV III 8×8 разработки General Dynamics Land Systems (GDLS), позднее получивший обозначение Stryker. Эту готовую колесную платформу предпочли гусеничному бронетранспортеру M113A3, поскольку тогда мобильным ударным силам потребовались бы тяжелые тягачи для транспортировки, при этом заметно бы увеличился расход топлива и объем обслуживания при развертывании на большие расстояния.
Бронемашина Stryker массой свыше 20 тонн после этого развертывалась в Афганистане, Ираке и Сирии, также на постоянной основе они развернуты в Европе в составе второго разведывательного полка. На данный момент существует десять различных вариантов Stryker, включая бронетранспортер Infantry Carrier Vehicle (M1126), орудийную установку Mobile Gun System (M1128) и 120-мм миномет (M1129).
Благодаря тому, что Stryker колесная платформа, она способна развить максимальную скорость 97 км/ч. Она может проехать 530 км (средняя скорость 64 км/ч) без дозаправки и при минимальном обслуживании, что невозможно в случае с гусеничными платформами. Это позволяет сэкономить немало времени при развертывании внутри оперативного театра.
Британская армия развернула бронемашину Bronco 2 Warthog в Афганистане. Эта платформа отличается своими резиновыми гусеничными лентами
Впрочем, чтобы сохранить свою относительно небольшую массу и обеспечить максимальную подвижность и развертываемость, необходимо чем-то пожертвовать. Колесные машины не имеют столь хорошего бронирования, как их тяжелые гусеничные аналоги, которые держат планку где-то между 40 и 70 тоннами с комплектами дополнительного бронирования. Отсутствие брони – что делало машины уязвимыми для боеприпасов калибра более 7,62 мм – было общей критикой Stryker, особенно при первом развертывании этой машины в Ираке в 2003 году.
Бронемашины Stryker были особенно уязвимы для реактивных гранат, но эти риски купировались за счет добавления громоздкой решетчатой брони. Впрочем, это решение ведет к повышению массы и размеров машины и негативно сказывается на общей подвижности платформы в сложной местности. Установка тяжелой брони стала обычной практикой в Ираке и в Афганистане, где угроза СВУ не давала расслабиться военнослужащим международного контингента. По итогам этих двух войн были определены сегодняшних требования к боевым машинам, в том числе и к колесным: стандартно защита должна соответствовать как минимум четвертому уровню STANAG 4569.
В связи с этим полная масса колесных платформ стремится к 30 тоннам, а некоторые модели, как например, Boxer от Rheinmetall, уже преодолели планку в 36 тонн. По мнению Вилкинса, эти машины в настоящее время работают «на пределе своих возможностей» касательно мобильности.
Как следствие, для машин, преодолевших 35 тонн, единственным решением становятся гусеницы.
По словам вице-президента компании BAE Systems Марка Синьорелли, одним из основных факторов, когда речь заходит о выборе между гусеницами и колесами, является категория по массе машины, которая определяется тем уровнем защиты, который необходим конечному пользователю. «Колесные машины могут иметь очень хорошую мобильность, но они ограничены верхним пределом. Если вы хотите пойти выше этих 35 тонн… тогда разница в подвижности действительно начинает проявляться».
В рамках своего процесса модернизации американская армия с целью замены имеющихся M113 в бригадах ABCT закупит новые машины Armored Multipurpose Vehicle (AMPV), имеющие высокий уровень унифицированности с Bradley.
Интересным штрихом к истории AMPV стал недолговечный гусеничный вариант Stryker, который был предложен компанией GDLS на выставке AUSA 2012. Возможно, это был намек производителя на то, что его колесная машина не может соответствовать требованиям проекта ABCT. Компания позднее вышла из проекта и оставила BAE Systems единственным заявителем.
Эта технология в настоящее время сделала колесные машины всех типов гораздо более надежными на современном поле боя; по сравнению с гусеничными машинами их эксплуатация более привлекательна для сухопутных войск. Такие компании, как Hutchinson и Tyron, начали свою деятельность в этой сфере несколько десятилетий назад. Tyron в свое время разрабатывала решения для бронированных автомобилей Land Rover Defenders в Северной Ирландии, а в настоящее время постоянно расширяет ассортимент своих изделий, предназначенных для самых разных колесных машин.
Компания Tyron разработала легкую систему Multiband, которая, по сути, представляет собой ленту, размещаемую в установочной нише колеса и фиксирующую шину к ободу и не дающую ей слететь при проколе. Это изделие остается популярным, особенно в военных и правоохранительных структурах.
На выставке DSEI 2017 компания Tyron представила диск с бедлоком (металлическая деталь (диск), который устанавливается на специально предназначенное для него колесо (колесный диск), и препятствует разбортированию колеса при езде на сверхнизких давлениях) для резиновой шины, оптимизированным для машин с системой централизованного регулирования давления в шинах. Бедлок не дает посторонним объектам попасть внутрь шины и сама шина остается на колесе даже при низком давлении, вызванным проколом или установками системы регулирования давления. «Экипажу машины явно не нужна ситуация, когда колесо вращается, а шина остается на месте, что может легко произойти при попытке преодолеть подъем», – заметил Глейзбрук.
Противопрокольные вставки All Terrain Rubber (ATR) от Tyron также были выбраны для ББМ Lazar 8×8, давая возможность двигаться минимум 50 км на всех прострелянных колесах.
Тяжелые гусеничные машины не могут развертываться на большие расстояния без использования тяжелых транспортеров; для колесных машин подобной проблемы не существует
Американская армия пыталась интегрировать колесные Stryker и гусеничные Abrams в одном подразделении, когда тогдашняя 3-я бригада была переброшена в 2015 году в Национальный учебный центр с целью проверки новых оперативных концепций.
Впрочем, проверка показала, что «имеются серьезные проблемы», поскольку невозможно добиться синергетического эффекта от взаимодействия этих двух машин. Обе машины могут совершать маневры на дорогах на одинаковой скорости, но на пересеченной местности Stryker была «заметно медленнее».
Понятно, что тяжелые бронетанковые силы до сих пор занимают важное место в современных армиях, особенно в конфликтах высокой интенсивности, но при этом связанные с ними проблемы вот уже нескольких десятилетий никуда не деваются. Гусеничные машины менее надежны в сравнении с колесными, они сложнее в развертывании без длинной логистической цепочки, которая включает такие звенья, как инженерные, эвакуационные машины, тяжелые транспортеры и топливозаправщики. В конечном счете, всё упирается в их массу и стальные гусеницы, что увеличивает расход топлива и требует значительного объема обслуживания.
По мнению Николаса Драммонда, отставного британского офицера и консультанта в сфере обороны, гусеничные машины должны останавливаться каждые 300 км для профилактического обслуживания, на что может потребоваться до 8 часов, что фактически препятствует дальнейшему продвижению и способствует потере темпа. Экипажам необходимо отдыхать из-за усталости, связанной повышенным шумом и вибрацией стальных гусениц. Это еще одна возможная проблема, если армии желают иметь комбинацию колесных и гусеничных машин.
В настоящее время в Великобритании ведутся дебаты по поводу формирования британской армией двух общевойсковых ударных бригад. Новые формирования средней категории по массе, оснащенные комбинацией гусеничных машин Ajax и колесной БМП MIV (Mechanised Infantry Vehicle) 8×8 (конкретная модель пока не выбрана), должны быть способны развертываться на 2000 км. Ajax будет грозной машиной со своей 40-мм пушкой с телескопическими боеприпасами, но на начальном этапе развертывания могут быть проблемы с действием в одних боевых порядках с MIV.
Гусеничные машины известны своими требованиями к обслуживанию. Необходимы профилактические проверки каждые 300 км, что создает проблемы во время продолжительных операций
В настоящее время несколько стран изучают возможность замены традиционных стальных гусениц резиновыми гусеничными лентами. Одной из компаний, активно работающей в этом области, является Soucy Group, которая впервые стала оборудовать военные машины резиновыми гусеницами около 25 лет назад, начав с платформ BAE Systems Hägglunds Bv206 и BvS10. Это сотрудничество с Hägglunds с тех пор расширилось, захватив в свою орбиту более тяжелые гусеничные платформы массой порядка 30 тонн, включая бронемашину CV90, для которой компания Soucy разработала резиновые гусеницы, приглянувшиеся норвежской и голландской армиям.
Слоан, в настоящее время занимающийся развитием бизнеса в компании Soucy Defense, отметил, что преимущества резиновых гусениц заключаются в экономии топлива на треть, снижении шума на 13,5 децибела и вибрации на 70% меньше и «значительном снижении» стоимости жизненного цикла.
Гусеницы Soucy также были установлены на бронетранспортеры M113 нескольких армий, а также семейство БМП Bronco от ST Kinetics. На прошедшей осенью прошлого года выставке DSEI в Лондоне глава маркетинговой службы компании ST Kinetics Винстон То сказал, что с этими гусеницами новая машина Bronco 3 может «преодолеть подавляющую часть рельефа, встречающегося на Земле».
Слоан признал, что первоначальные инвестиции, необходимые при покупке резиновых гусеничных лент, выше, чем при покупке стальных и при их замене (маловероятный случай разрыва) требуется поднять машину на домкратах, но это всего лишь плата за полученные очевидные преимущества. Действительно, после того как норвежская армия испытала резиновые гусеницы на машинах CV90 в начале этого десятилетия в Афганистане, там решили перевести весь свой парк на гусеницы. Голландская армия также следует моде и, по словам Слоана, переведет все машины CV90 на гусеницы в ближайшее время.
Глядя на перспективу, компания Soucy купила один танк Leopard 1 из наличия канадской армии с целью испытаний резиновых гусениц на платформах массой 42-45 тонн. «Они спроектированы специально для новой машины Ajax британской армии с тем, чтобы попробовать войти на этот рынок. Эта категория по массе точно совпадает с нашими планами. Мы также нацелены на австралийскую программу Land 400 Phase 3, которая вот-вот начнется, и на американскую программу по машине Mobile Protected Firepower».
Компания также испытывает резиновые гусеницы на БМП Warrior IFV (510) британской армии с целью демонстрации своего решения на платформе массой 35-38 тонн. В перспективе это позволит проложить путь для резиновых гусениц и их интеграции с другими платформами, включая M2 Bradley, особенно в тот момент, когда армии начинают видеть преимущества резиновых композиционных материалов и начинают менять свою традиционную установку на то, что гусеницы должны быть только стальными.
Сохраняется потребность в стальных гусеницах от таких компаний, как например, Cook Defence Systems – «стратегически важного» поставщика британского министерства обороны. Она поставляет гусеницы для всех ББМ британской армии, кроме того, она получила многомиллионный контракт на поставку гусениц для программы Ajax. Кроме того, в 2015 году компания получила четырехлетний контракт стоимостью 93 миллиона долларов на обеспечение всех машин британской армии гусеницами.
Компания также поставляет запасные гусеницы другим армиям мира, в частности на Ближний Восток, тогда как другое ее подразделение проектирует и производит гусеницы для новых ББМ мировых грандов, например, General Dynamics, BAE Systems и ST Kinetics. Гусеница от Cook Defence TR30 была установлена на опытный образец БМП Tulpar турецкой компании Otokar, а также на инженерную машину Terrier от BAE Systems.
Многие отраслевые эксперты говорят, что эти споры, по сути, излишни, так как они сводятся к двум разным технологиям, которые подходят для разных требований и разных боевых задач. Почти невозможно определить какая технология лучше, поскольку обе они имеют положительные и отрицательные качества в зависимости от сценария, в который они помещены. Более оживленные споры в настоящее время ведутся касательно структуры будущих сил и того, как эти две технологии могут быть скомбинированы с целью создания средних подразделений, которые смогут спроецировать силу на большие расстояния.
Выбор между колесным и гусеничным ходом для спецтехники
Шины против гусениц: кто кого?
Проходимость. Колесным машинам с обычными шинами сложно передвигаться по слабым грунтам, жидкой грязи, глубокому снегу. Они имеют больше шансов завязнуть, и чтобы выбраться, их придется брать на буксир гусеничной машине, поскольку способность не проваливаться на слабых грунтах благодаря небольшому давлению на грунт (за счет большей, чем у колеса, площади контакта с поверхностью грунта) является одним из преимуществ машин на гусеничном ходу.
Отечественный бренд Cordiant Professional предлагает шины линейки DM-1 с цельнометаллическим кордом, усиленным рисунком протектора и усиленной конструкцией брекера в наиболее массовых типоразмерах. В линейке есть модели для «самосвалов, работающих в условиях карьера и бездорожья», а также для автомобилей, перевозящих грузы.
За счет большой площади контакта и грунтозацепов гусеницы обеспечивают более высокое тяговое усилие, меньше повреждают почву. По этой же причине они лучше, чем колесные, работают на склонах.
К тому же рабочий сезон у гусеничной машины длится дольше, чем у колесной. Она может раньше начинать работать весной и позже заканчивать работы осенью, она может работать после проливного дождя, когда колесные погрузчики не способны проехать по раскисшей глине, а если все же попробовать их вывести, то дело может кончиться ремонтом колесной ходовой.
Однако существуют специальные шины низкого давления для езды по снегу или глубокой жидкой грязи, и в определенных условиях они могут быть даже более эффективны, чем гусеницы, – они способны обеспечивать более высокие тяговое усилие и проходимость.
Устойчивость и грузоподъемность. Гусеничные машины более устойчивы по сравнению с колесными, и опрокидывающая нагрузка (а также и номинальная грузоподъемность) у гусеничной машины будет выше, чем у колесной такого же типоразмера. Поэтому в ситуациях, когда важна прежде всего устойчивость машины при работе, гусеницы работают лучше колес, например, при выемке грунта с уровня, который существенно ниже опорной поверхности машины.
Компания Hitachi предлагает оригинальные детали гусеничной ходовой части. Однако, если требуется отремонтировать экскаватор с большим сроком службы, можно воспользоваться более бюджетными вариантами запчастей: Hitachi 2Genuine and Hitachi Select Parts. Это аналоги фирменных деталей. Оба варианта проверены на соответствие стандартам Hitachi по надежности и долговечности. Они также покрываются гарантией производителя, как и оригинальные запчасти Hitachi.
Скорость и ходовые качества. Среди преимуществ колесных машин более высокие, чем у гусеничных, скорость движения и ходовые качества, особенно по твердым, ровным поверхностям. Поэтому колесный ход имеют машины, которые во время работы преимущественно ездят по дорогам общего пользования и по ровным поверхностям: автогрейдеры, а также погрузчики и другие машины, выполняющие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы. Колеса в отличие от гусеничных траков не разрушают твердые дорожные покрытия.
С другой стороны, гусеничные машины могут разворачиваться на месте путем противовращения гусениц, у колесных машин радиус разворота больше.
Удобство транспортировки и масса. Кроме того, колесные машины легче гусеничных аналогов, поэтому колесные машины проще перевозить на далекие расстояния.
Цена покупки и эксплуатационные затраты. Гусеничная ходовая намного более сложный механизм, чем колесный ход, и поэтому колесные машины, как правило, дешевле гусеничных при покупке и в эксплуатации: замена и ремонт шин проще и дешевле, нежели гусениц. У гусеничной ходовой объем обслуживания больше, расход топлива у гусеничных машин всегда больше – все эти факторы повышают стоимость владения гусеничной машиной.
Итальянская компания Berco, которая считается лучшей по качеству среди поставщиков из этой страны, предлагает гусеницы в широком ассортименте: от мини-экскаваторов (0,5–6 т), экскаваторов и бульдозеров (7–50 т) до горнодобывающей техники (50–300 т): стандартные гусеницы, в том числе траки с одним грунтозацепом для эксплуатации в тяжелых условиях; гусеницы с BPR (жидкой смазкой со стопорными кольцами во всех секциях), которые обеспечивают качественное уплотнение траков и позволяют выдерживать значительные боковые нагрузки, увеличивают срок службы гусениц; гусеницы Heavy Duty с увеличенной высотой звеньев и втулками высокой степени износоустойчивости; гусеницы с консистентной смазкой с полиуретановыми W-образными уплотнениями, удерживающими смазку внутри соединения и на 20% увеличивающими срок эксплуатации гусениц, уменьшающими виляние траковой ленты и снижающими уровень шума и расход горючего.
Итак, мы видим, что каждая система хода имеет преимущества и недостатки, и именно поэтому обе они применяются в современных машинах. Поэтому, делая выбор между машинами с колесным или гусеничным ходом, следует изучить все конкретные условия и обстоятельства, в которых предстоит работать машине, и тогда уже подобрать наиболее подходящую к данным условиям машину. А уж вопрос выбора конкретной марки и модели машины и ее шин или гусеничных лент можно обсудить со специалистами компании-дилера, продающей данные продукты.
Шина шине рознь. Выбор шин для спецтехники
Шины для автогрейдеров, погрузчиков, колесных бульдозеров и экскаваторов должны быть самыми прочными из предлагаемых современной промышленностью, способными работать в самых тяжелых условиях: передвигаться по поверхностям, усыпанным осколками скал, стекла и бетона, жидкой грязи, рыхлому песку, гравию, мусору и при этом обеспечивать высокое тяговое усилие.
По роду деятельности надежное сцепление шин с поверхностью и высокое тяговое усилие особенно важны для бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков, у которых при работе пробуксовка колес должна быть минимальной, чтобы увеличить производительность и экономичность.
Условия работы. Прежде чем выбрать машину на колесном ходу, очень важно точно знать, какие работы она будет выполнять, каковы условия работы на строительном объекте, и правильно подобрать шины – пневматические или литые – для данных конкретных работ и условий, которые обеспечат машине наивысшую производительность, малое время простоев и наибольшую рентабельность эксплуатации.
Из огромного разнообразия типов, видов и конструкций шин можно подобрать подходящие для самых разных задач по рисунку протектора, числу слоев корда и ценовому уровню.
Индийская компания BKT Balkrishna Industries Ltd имеет высокую репутацию, хотя и несколько уступает таким брендам, как, например, SOLIDEAL. Шины ВКТ идут в первой комплектации на машины JCB, Bomag, TEREX, Case, HAMM, KALMAR, Dynapac.
Предлагается индустриальная пневматическая шина мод. 23.1-26 16PR 159A6 BKT TR-387 TL для вибрационных грунтовых катков, а также асфальтоукладчиков и прицепов. Шина выполнена с рисунком протектора «ромб», обеспечивающим хорошее сцепление с поверхностью, проходимость, маневренность и плавный ход. Обладает достаточной износостойкостью, выдерживает резкие изменения температуры. В России с такими шинами успешно эксплуатируются катки AMMANN, Hyundai, JCB, DYNAPAC, BOMAG, HAMM.
Сколько слоев корда? Выбирая шины для конкретных условий работы, прежде всего надо обратить внимание на норму слойности – насколько толст и прочен каркасный слой шины. Разумеется, когда речь идет о тяжелой спецтехнике, особенно той, что работает в экстремальных условиях, можно руководствоваться правилом: чем больше, тем лучше.
Выбор рисунка протектора. Следующий шаг – выбор рисунка протектора. Шина, которая будет преимущественно использоваться на уплотненном грунте и твердом покрытии, должна иметь рисунок, состоящий из массивных блоков, отношение площади выступов к площади канавок должно быть большим, чтобы уменьшить абразивный износ и повысить устойчивость шины на поверхности.
Колесный экскаватор, чтобы не буксовать в грязи, должен быть укомплектован колесами с т. н. «агрессивным», то есть сильно выраженным, обеспечивающим хорошее сцепление с мягким грунтом рисунком протектора – грунтозацепы рисунка протектора будут врезаться в мягкую почву и обеспечивать хорошее сцепление и тяговое усилие.
Шины для автогрейдеров находятся где-то посередине между описанными выше типами, они обычно работают на относительно уплотненных, сухих поверхностях, поэтому у них имеются на рисунке выступы прямой или S-образной формы, создающие достаточно надежное зацепление и соответственно тяговое усилие. Кроме того, в рисунке протектора шин для автогрейдеров предусматривается способность к самоочищению, чтобы машина могла двигаться по слабому грунту, грязи, почве и гравию, и в то же время протектор должен быть достаточно массивным и плотным, чтобы обеспечивать плавное движение и быть износостойким.
Китайская компания Qingdao Qihang Tyre Co., Ltd производит шины таких брендов, как Roadguard, Forerunner, Safeguard и Supergider (для сельскохозяйственной и горнодобывающей техники). На российском рынке продаются только Roadguider (для грузовых и легковых автомобилей) и Forerunner (для спецтехники). Остальные продаются большей частью в США и, как заявляется, пользуются там определенным успехом.
Пневматическая шина 14.00-24 16PR FORERUNNER TL предназначена для грейдеров. Имеет направленный рисунок протектора с повышенными сцепными свойствами на песке, дороге и мягкой почве. Максимальная допустимая нагрузка шины – 3650 кг. Максимальная скорость – 50 км/ч.
Шины Forerunner во многом похожи на своих «собратьев» из Китая: у них низкая цена, неплохая надежность и достаточный срок службы.
Способность протектора к самоочищению в процессе качения очень важна для езды по бездорожью, поддержания надежного сцепления шины с поверхностью грунта и создания тягового усилия при движении по слабым грунтам и грязи. Когда рисунок протектора забивается грязью, шина превращается в подобие гоночного слика. Рисунок протектора должен иметь возможность самостоятельно освобождаться от попавшей в него грязи и камней, когда колесо сделает оборот, чтобы очистившиеся грунтозацепы были вновь готовы врезаться в мягкий грунт. Подбирайте шины с таким рисунком протектора, который отводил бы грязь и мягкую почву к боковым сторонам шины, а заплечики раскрывались бы, чтобы вытолкнуть грязь с шины.
Движение по гравию может быть опасным для шин, потому что камни могут застревать в канавках протектора и постепенно внедряться в материал шины либо попадать между бортом шины и ободом колесного диска, вызывая утечку воздуха из шины. На высококачественных шинах можно увидеть небольшие выступы в канавках между грунтозацепами, которые называются выталкивателями – они предотвращают отложение грунта при деформации шины и выталкивают грязь и камни из канавок. Кроме того, производители разрабатывают расположенные в несколько ярусов грунтозацепы, канавки, отводящие воду к боковинам шины, и усиленные конструкции боковин шины со специальными литыми защитными элементами, чтобы уменьшить риск повреждения бортов. Все эти элементы способствуют самоочищению шин в процессе движения.
Бельгийская компания CAMSO имеет заводы в Европе, Канаде (бренды SOLIDEAL CAMOPLAST), Шри-Ланке и, конечно, в Китае. Шины бренда SOLIDEAL славятся высокой репутацией за отличные технические характеристики, износостойкость, ударопрочность. В их производстве применяется натуральный каучук, обеспечивающий хорошую устойчивость к механическим повреждениям. Они находятся ближе к верхнему ценовому диапазону. Мод. 10.00-20 SOLIDEAL 16PR WEX – диагональные шины, у них широкий и глубокий самоочищающийся рисунок протектора с широкими ламелями, они устойчивы к проколам, предназначены для экскаваторов. Выполнены из прочной резины, имеют дополнительную защиту боковин от порезов. В последнее время в компании произошел ребрендинг, и теперь все шины и гусеницы решено выпускать под брендом CAMSO.
Устойчивость к проколам. Независимо от того, для машины какого типа вы подбираете шины, одной из основных задач всегда будет обеспечение минимального времени простоя техники, связанного с обслуживанием шин, а это означает, что шины должны быть устойчивы к проколам и иметь прочные боковины и борта, прочно охватывающие ободья колесного диска. Во время работы на усыпанных осколками бетона и строительным мусором площадках, где разрушают здания, проколы, разрывы и порезы шин – основные проблемы колесной техники. В конструкцию шин, предназначенных для такой работы, производители добавляют особо надежные усиленные слои корда – в шины с диагональным кордом, и специальные радиальные и боковые брекеры, состав материала протектора подбирается максимально прочным и надежным, способным противостоять проколам, порезам и износу.
Один из многочисленных китайских брендов Top Trust принадлежит компании Qingdao Wangyu Trust, выпускающей шины для коммерческой техники, индустриальных и сельскохозяйственных машин, грузовиков, а также легковых автомобилей.
Индустриальная шина Top Trust L-3 предназначена для различной спецтехники – от сельскохозяйственной до горнодобывающей. Шина имеет универсальный протектор с диагональным рисунком, разделенным на несколько функциональных участков и обеспечивающим хорошие сцепные свойства на любых покрытиях. Центральная часть содержит массивные блоки многоугольной формы. Большие размеры увеличивают площадь пятна контакта, одновременно обеспечивая равномерное распределение нагрузки по нему. На грунтовом покрытии к этим свойствам добавляется высокая эффективность при продольных ускорениях. Стоит отметить дизайн плечевых зон, которые содержат высокие грунтозацепы. Протектор изготовлен из резиновой смеси, устойчивой к износу, проколам и порезам. Цельнометаллический каркас усилен для повышения грузоподъемности шины.
Пневматические шины. Если погрузчик будет выполнять наиболее распространенные строительные работы общего характера, лучше всего для него подойдут шины универсального назначения. Они разработаны для того, чтобы обеспечивать максимальное тяговое усилие и сцепление с поверхностью, имеют толстые боковины и изготавливаются из натуральной и синтетической резины.
Шины HD для тяжелых условий эксплуатации или шины большой грузоподъемности лучше, чем обычные шины, работают в неблагоприятной обстановке и с большими нагрузками. Шины для тяжелых условий эксплуатации изготавливаются из резины высшего качества, имеют более высокий рисунок протектора самоочищающегося типа, бóльшую площадь пятна контакта и увеличенное число слоев корда, что значительно увеличивает сроки их службы. По норме слойности современных шин можно судить о грузоподъемности шины. Упрочненные боковины защищают шину от порезов и проколов. Чтобы лучше защитить обод колесного диска и уменьшить повреждения боковин, в конструкцию некоторых шин для тяжелых условий эксплуатации включаются дополнительные элементы для защиты бортов. Кроме того, шины для тяжелых условий эксплуатации обладают повышенной износостойкостью и устойчивостью к проколам по сравнению с шинами для обычных условий эксплуатации, что позволяет им успешно работать в тяжелых дорожных условиях на абразивных и опасных для шин поверхностях.
Завод АО «Волтайр-Пром» (г. Волжский Волгоградской обл.) в 2013 г. был приобретен американской компанией Titan International, Inc. (она также владеет брендом Goodyear Farm Tires). Среди продукции завода линейка индустриальных шин VOLTYRE HEAVY из 19 моделей. Это крупногабаритные диагональные пневматические шины, предназначенные для эксплуатации на автогрейдерах, фронтальных погрузчиках и экскаваторах-погрузчиках. Характеризуются прочным многослойным каркасом, способным выдерживать кратковременные перегрузки, усиленной боковиной и массивным протектором, обладающим высокой износоустойчивостью и долговечностью. Рисунок протектора повышенного сцепления обладает хорошим сопротивлением к повреждениям, обеспечивает длительный срок эксплуатации.
Шины для топких грунтов. Низкопрофильные шины для слабых и топких грунтов, как и следует из их названия, лучше всего работают при маневрировании на слабых и топких поверхностях. Конструкция шин этого типа позволяет увеличить площадь контакта шины с опорной поверхностью до 85% в тех случаях, когда требуется обеспечить проходимость машины на слабом грунте. Эти шины тяжелее аналогичных по диаметру высокопрофильных, так как содержат больше материала.