Что лучше мерчендайзер или торговый представитель
В чем отличие мерчандайзинг от торгового представителя?
кем лучше пойти работать?
Мерчиндайзинг работает как представитель, только он ещё следит за тем чтобы товар был аккуратно разложен, всё было красиво, и понятно, обычно мерчендайзеры получают больше представителей. Поэтому если есть возможность то лучше устраивайтесь туда, на 2017 год уже получают 50-70 тысяч.
У мерчендайзера и торгового представителя принципиально разные задачи и показатели их эффективности. Мерчендайзер отвечает за формирование витрины в торговой точке, торговый представитель отвечает за то что бы торговая точка постоянно делала заказ товара и держала на складе запас.
Работать торговым представителем нелегко. Постоянные разъезды, порой на длинные расстояния, общение с людьми разного уровня воспитанности и культуры, эксплуатация личного транспорта. Эта работа требует стрессоустойчивости. И хорошо, если работодатель попадется хороший, а то рабочий день ненормированный, за невыполнение плана штрафы, да еще и этот план каждый месяц повышают, чтобы меньше зарплату платить.
Хотя работать везде нелегко, зато зарплата у торговых представителей зачастую выше, чем средняя зарплата в регионе.
Смотря что он представляет. Знаю, что приближённая к минимальной зарплата такого представителя в нашем районе 300-350 дол. Представители крутых торговых марок конечно получают больше. Перед глазами представители кока-колы.
Думаю, что супервайзер должен сначала проконтролировать его работу, посмотреть, насколько хорошо торговый представитель справляется со своими обязанностями.
Это нужно для того, чтобы иметь фактический материал для проведения «разбора полетов».
В своей беседе супервайзер должен указать, какие пункты инструкции нарушены, какие рекомендации не выполнил торговый представитель.
Вторым блоком надо дать новые пояснения, разработки, методики выполнения того или иного задания, или довести чей-то передовой опыт. Это уже будет информационная часть.
В третьих, нужно провести «воспитательную» работу. Похвалить торгового представителя, если четко и правильно выполняет все указания, дает план. Поругать и предупредить, если он делает свою работу спустя рукава.
Расход бензина 7л на 100км. Для таких габаритов это очень и очень не много.
Ну, и конечно, Вы должны знать товар, который продаете, и уметь общаться с людьми. Это в работе торгового представителя главное.
Описание профессий: Дилеры, мерчандайзеры, супервайзеры
Еще 10-15 лет назад такие названия профессий, как дилер, супервайзер или мерчандайзер были неизвестны работникам отечественных кадровых служб, а сегодня их можно встретить в любой газете с объявлениями о вакансиях. Однако чем на самом деле занимаются эти работники и как их правильно оформлять при составлении штатного расписания, внесении записей в трудовые книжки, подготовке должностных инструкций и прочее, знают далеко не все эйчары.
Дилеры
В профессионально-классификационных системах разных стран дилерами называют работников различной специализации и квалификационного уровня. Например, в Стандартной профессиональной классификации США ( SOC ) название «дилер» встречается в разных вариантах в основном в двух профессиональных группах:
В Стандартной профессиональной классификации Австралии и Новой Зеландии ANZSCO дилерами называют преимущественно тех, кто занимается продажей различных финансовых инструментов или антиквариата, например:
Краткое содержание квалификационной характеристики дилера 2
Должностные обязанности
Дилер должен знать:
Квалификационные требования
Мерчандайзеры
В системе ONET для мерчандайзеров предусмотрены следующие должностные обязанности:
Можно предположить, что на соответствующих работников могут возлагаться не только обязанности технического характера по визуальному представлению товара потребителям, но и более сложные, например:
Супервайзеры
В Национальной профессиональной классификации Канады (NOC) предусмотрены профессиональные группы супервайзеров, достаточно близкие к такой традиционной в нашей национальной системе профессиональной классификации, как бригадир или мастер:
В национальной классификации профессий ( NOC ), принятой в Индии, содержится профессиональное название 3415.60 Sales Supervisor, Wholesale Trade (супервайзер продаж, оптовая торговля), для которого определены следующие должностные обязанности :
Приведенные сведения можно использовать в качестве дополнительного справочного материала при разработке должностных инструкций.
1 В сфере игорного бизнеса дилерами называют тех, кто сдает карты во время игры.
2 В зависимости от конкретных функций, которые возлагаются на дилера, могут устанавливаться следующие производные названия профессий: дилер по валютным операциям, дилер по ценным бумагам, дилер фондовой биржи и т. д.
Чем отличается мерчендайзер от торгового представителя
Мерчендайзер и торговый представитель это абсолютно разные профессии, хотя и одного отдела в компании — отдела продаж. Чем же отличается мерчендайзер от торгового представителя.
Мерчендайзер — это первая ступенька в карьере в отделе продаж. Мерчендайзер занимается тем, что посещает торговые точки (магазины, минимаркеты, супермаркеты) и выставляет продукцию компании на полки или в холодильники по стандартам компании. Есть мерчендайзеры, которые работают по розничным торговым точкам (магазины в домах и минимаркеты), здесь план посещения может быть 20-25 торговых точек в день. Мерчендайзеры, которые работают по сетям ( супермаркеты) посещают не более 10 торговых точек в день, так как чтобы выставить продукцию в супермаркете надо потратить 1-2 часа рабочего времени из-за большего объема продукции и самой полки. В гипермаркете, таком как «Лента» или «Ашан» можно вообще потратить весь день, потому что очень высокий поток покупателей. Зарплата мерчендайзера около 20000 рублей.
Торговый представитель отличается от мерчендайзера тем, что старается не выставлять продукцию на полки, хотя это и входит в его обязанности во многих компаниях за неимением мерчендайзеров.
Работа торгового представителя отличается самой повышенной сложностью в отделе продаж, так как существование компании зависит от командной работы торговых представителей. Если в компании все торговые представители выполняют план, то компания просуществует долго, если в команде торговых представителей только два человека делают план, а остальные нет, то компания скорее всего закроется в течении года. Важно понимать, что торговый представитель не просто выполняет план, но он еще должен как минимум окупать свою зарплату.
Работа торгового представителя заключается в поиске новых клиентов (магазинов), продаже продукции через магазины и минимаркеты, а также в сборе денег за проданный товар и сдаче их в кассу.
Зарплата торгового представителя около 40000рублей, где 20000 это оклад и 20000 это бонус разделенный приблизительно на 6 спецзадач, каждая из которых стоит 3000 — 4000 рублей. Спецзадачи бывают разные. Это и выполнение плана по активной клиентской базе за месяц (АКБ), продажа новинки в определенное количество точек, выполнение объема продаж разной продукции, расстановка холодильников или другог оборудования на территории.
К примеру: торговый представитель работает в соковой компании, где оклад 20000 рублей. + 4000р. за АКБ (допустим он должен отгрузить 100 магазинов за месяц) + 3000р. за объем продаж по соку 10000кг., + 3000р. за объем продаж по лимонаду 2000кг., + 3000р. за продажу новинки в 40% торговых точек, + 3000р. за установку 2-ух холодильников, + 4000р. за продажу ассортимента 20 наименований продукии в 25% торговых точек, + 2000р. оплата бензина. Итого 42000 рублей.
Над торговыми представителями стоит супервайзер, в команде которого может быть 4-6 человек торговых представителей. Перед супервайзером стоят все те же задачи, что и перед торговым представителем. Зарплата супервайзера зависит от выполнения спецзадач и плана торговыми представителями. Скажем если все торговые в команде сделали спецзадачу, а один не сделал, то супервайзер не получает за эту спецзадачу бонус. Поэтому в интересах супервайзера распределять план по команде равномерно. Зарплата супервайзера около 50000 рублей.
Региональный представитель или по другому территориальный представитель отличается от торгового представителя тем, что он руководит всем торговым отделом, где может быть несколько команд торговых представителей, то есть он представитель по данному региону или территории. В его задачи входит следить за поставками продукции и равномерно распределять план между командами торговых представителей, так как его зарплата зависит от выполнения плана всеми командами и если одна из команд торговых представителей не делает какую-то спецзадачу, то он соответственно не получит за нее бонус тоже.
Всем удачи в продажах и оставляйте свои комментарии!
Работа торговым представителем
На волне нахлынувших воспоминаний, ностальгии и пр. решил рассказать вам о своей предыдущей работе торговым агентом (представителем).
Начну, может быть это будет кому то интересно, а кому то нет, но мне как то все равно, я лишь решил поделиться своим опытом, может, кто то узнает, как все таки попадают продукты в наши магазины, почему иногда не привозят то, или другое и пр.
В апреле прошлого года один товарищ сообщил мне то что один из торговых обслуживающих территорию нашего региона решил увольняться, предложил мне поговорить с ним и занять его место, т.к. нынешнее на тот момент место меня всем устраивало, но не отпускало ощущение того что это не мое. Решил попробовать, опущу разговоры и собеседования, в общем меня приняли, и я имеющий опыт в продаже телефонов и ноутбуков, начал торговать продуктами, начиная от приправ и заканчивая напитками и сигаретами, кроме заморозки и алкоголя. Во время стажировки предыдущий торговый показывал мне территорию, с какими точками мы работаем, рассказывал какие клиенты норм, а какие так себе.
В первый месяц я получил зп и был несколько расстроен, вышло около 22к, но решив что нельзя отступать, продолжил, т.к. зп складывалась из оклада и процентов от продаж, я списал такую зп на то что я еще привыкаю, и толком ничего не «шарю» и никого не знаю. Прошел примерно еще месяц, я уже уверенно ездил, знаю примерное время моего возвращения домой, составил маршрут так как мне было удобно, зп выросло до стабильных 30к +халявная связь, инет, бенз, амортизация авто, возвращаться домой я стал сразу после отработки маршрута примерно в обед, а то и до обеда, но часть заявок скидывал вечером чтобы меня не спалили)) В месяц я накатывал чуть больше 8000км, моя старенькая тойота стала чуть ли не вторым домом. Работа мне явно нравилась и приносила удовольствие, но бывают огорчения, несколько омрачающие все вокруг.
Примерно в 8.30 утра я уже выезжал из дома и мчал по ТТ, принимать заявки, с дежурной улыбкой и настроем на позитивную беседу, шутки и некоторую рекламу новой продукции. Разделю продавцов на неколько категорий:
1. Нормальных продавцы, которые дают хорошие заявки, и не особо смотрят на сумму заявки, прямо таки «золотое дно».))
2. Продавцы которым нач. склада или заведующая оставила бумажку с заявкой – те кому нестоит ставить что то другое или лишнее.
3. Продавцы – владельцы – постоянно просят скидку и практически всегда берут под реализацию или набирают на минимальную сумму заявки.
Первая категория, золотое дно в данном случае заключалось в том что можно было поставить в список что то лишнее, или увеличить количество. Я этим пользовался достаточно редко, но пользовался, продажи продажами, а планы никто не отменял, тем более очень редко замечалось подобное ухищрение. Редко кто считает количество того что приехало, смотрят то что есть в списке и что по факту, а потом уже если кто вспомнит то начинали предъявлять, но все улаживалось тем что: «Если вы не продадите, то я заберу когда срок годности выйдет», конечно всегда все продавалось.
Третья категория – чаще всего простые люди, которые раньше хороший магазинчик с приличным ассортиментом, но ввиду того что сетевые супермаркеты отвоевывают покупателей, обречены на закрытие, но они до последнего отодвигают этот день, рассчитываясь за одни дебиторки и просрочки, и вновь берут товар на реализацию. Чаще всего у меня с ними проблем не возникало, когда подходил конец месяца, я просил чтобы рассчитывались, т.к. и мне не нужно было что бы долгов было много, а клиенты не хотели терять поставщика дающего в долг.
Также иногда конкурирующие компании залезали в «мои» ТТ, приходилось выкуривать скидками, акциями, подарками и тем что «Мы же с вами уже огого сколько работаем, под реализацию даем, а эти не пойми кто, фи..», нечасто, но все же иногда срывалась доставка, всякое бывает, машина доставки сломалась, погода, дороги размыло и пр. приходилось самому загружать свой седан, коробками доверху, и развозить после основного графика по наиболее важным точкам, либо на следующий день, либо передавать с другими торговыми агентами.
Была у меня командировка каждую неделю, крайнее село за 270км от моего города, ночевал в гостинице и откатывал маршрут на след. день и домой, но в процессе работы выяснилось что по моему маршруту катаются еще 3 торговика, и у нас вошло в график ночевка в гостинице, общение, байки про работу и пр. Также объединялись и ездили на одной машине, вместо трех, экономя бензин. Даже сложился некий коллективчик. Часто забывал делать фотографии продукции, за что регулярно получал нагоняй, ограничивалось все словами, а у некоторых компаний даже штрафы есть.
Работа торговика мне нравилась, это постоянное общение с совершенно разными людьми, разная природа которую видишь из окна авто, это частые разъезды выматывающие физически, наши прекрасные дороги тоже приносили «удовольствие» пару проколов помню, но раз пробил сразу два колеса. Иногда все это дико надоедало – я знал что будет завтра, где я буду через час…, каждый день, как день сурка.
К сожалению, пришлось уволиться, т.к. решил уехать из своего города. После переезда устроился на более серьезную работу, но все же иногда пробивает ностальгия, были времена….
Всем спасибо. Если есть какие то вопросы, задавайте. Может что то и не написал, вылетело из головы))
Сколько раз убеждаюсь, что все торг. агенты одинаковые. Всегда сваливал приписки товара, мол на складе ошиблись)) плюсую, прям ностальжи меня взяла!
я еще понимаю люди в 2000ые работали торговыми и можно было заработать если не на квартиру, то уж на хороший автомобиль так точно. Сейчас ТП получают на 10-20 тысяч больше среднего по региону, убивая свой автомобиль, компенсации за ГСМ хватает в лучшем случае на бензин. Ушло то время когда торговым можно было что то заработатьь
Профессия просто ужас! Сто раз подумайте, прежде чем становиться ТП, нафиг оно надо, лучше идите на шарикоподшипниковый завод или куда-нибудь еще, если уж всё так печально. Я серьезно.
1 Тотальная слежка. Шаг вправо-влево расстрел, по ГПС всё видят, когда ушел, в какой точке столько пробыл. Плюс еще пройдут за тобой и зафоткают результаты работы, потом, соответственно, тыкнут носом.
2 План продаж. Складывается он примерно следующим образом. Начальство прикидывается, что за место, скажем, 20-ти лямов в месяц хотят иметь прибыль 30 лямов, потом расчитывают сколько должен продать каждый торг пред, чтобы воплотить ихнюю больную фантазию в реальность. Если ТП выполнил план, то он молодец и получит свои жалкие проценты + пару тыщ премии, если не выполнил план, то ты враг народа номер один.
3 Дебиторка. Всё просто, чем больше долг на конец месяца, тем меньше зп. Всё конечно логично и справедливо, за исключением того, что компания, в конечном итоге, получает свои деньги спустя несколько дней, может быть и месяцев, может быть даже через суд, а ты нет.
4 Отчетность. Фотоотчеты о каждом проделанном шаге.
5 Никакого уважения. Отношение к торговому представителю примерно как к собаке, даже хуже. У тебя есть только обязанности, это продавать, причем всё больше и больше. Пока будешь продавать, тебя еще как-то будут терпеть и что-то платить.
6 Постоянное моральное и физическое напряжение. У нормальных людей начинается рабочий день, спокойно продолжается, потом заканчивается и они радостные идут домой, в праздники отдыхают. Забудьте про это, если вы торг пред.
Это картина типичного торгового в моем городе, причем нету разницы, в какой фирме. Касаемо опыта, то он не стопроцентно личный.
Спасибо за историю, подумываю устроится на подобный тип работы)
10 лет в торговле, что бы сменить профессию, надо постараться, с таким стажем, берут только в торговые, а торговля уже заебала)
Продаван
Необычный ассортимент Бобруйского магазина
Сегодня, прогуливаясь с женой по одному небольшому магазинчику, обнаружили очень интересный товар на нижней полке. После нескольких вопросов продавцу, узнали, что котика отдадут бесплатно и в подарок презентуют корма для него(лишь бы забрали).
Через пару часов вернулся в магазин, сфотографировать котейку. Это оказалась кошка. Спокойная, добрая, приходит к ним погреться. В этот раз она лежала уже на другом стеллаже.
Око за око
В девяностых и нулевых был у меня магазин «Игрушки».
Магазин арендовал на проходном месте, поэтому одной из проблем была расклейка на стенах нашего здания рекламных листовок и различных объявлений, нередко даже рукописных.
Обходил здание регулярно, немедленно срывая всё свежепоявившееся.
Потому что к любому задержавшемуся на стене квиточку с надписью «сниму квартиру», очень скоро присоседивались «продам коляску», «пропала собака», голосуйте за. » и ещё разные.
То, что называется «архитектурный вид» портилось резко и надолго.
Подхожу, и издалека огорчаюсь.
На моих двух фасадах наклеены рекламные листовки распечатанные на листах А-4 цветным принтером.
Много! Штук 8 или 10.
Листовки сообщали об открытии поблизости нового магазина кафельной плитки.
Потянул за уголок ближайшего листочка, и огорчился ещё больше. Наклеено на ПВА. За ночь клей схватился намертво.
Начал отшкрябывать листовки. Самые большие кусочки, которые можно было целиком оторвать, размером были не больше сигаретной пачки. А большинство клочков бумаги получались в половину спичечного коробка.
Кафельную плитку, как сообщало объявление, начинали продавать с 10.
Взял у себя в магазине пузырек ПВА, пошел по адресу в объявлении, и быстро оклеил и дверь и фасад клочками их же листовок.
Уже после обеда, когда немножко освободился, пошел снова к тому новому магазину.
Клочков на двери и стене не было. Но пятна клея оставались.
— А быстро вы все посрывали!
Они удивленнно-возмущенно отвечают:
— Да! Вы представляете! Вся дверь и вся стена.
— Еще бы не представляю! Это я вам и наклеил.
— А зачем вы мой магазин оклеили?
— Это не мы. Это расклейщики. А где у вас магазин?
Это был тяжёлый день!
Если вы считаете, что у вас был плохой день, просто посмотрите это видео
Спасибо за показ рыбов!
Вчера в Тольятти выпал снег. Очень белый, очень плотный, очень красивый, очень липкий. На улице настоящая зимняя сказка. В десять часов вечера забрала ребёнка от мамы. Поиграли в снежки с совершенно незнакомыми людьми.
Ответ Nekonome в «Как мужик мультиварку покупал»
Сотрудник магазина сказал вот какой классный унитаз, и я заметил по цене: в среднем из ряда их прейскуранта он стоял среди модных дорогих. Ну думаю, что делать, классный брать таки надо. Сотрудник заметил, что мешкаюсь, и сказал: крышка на унитазе хорошая, сильный вес выдерживает и встал на нее.
Слава богу он оказался в наличии. Проверять крышку на нем не стал. В принципе непонятно, зачем на него вставать, если он для другого предназначен.
Почти профдеформация
Не знаю можно ли это отнести к профдеформации, но частично думаю можно. Когда то давно я работал менеджером торгового зала и основной моей задачей было следить за наполняемостью полок товаром и устранение так называемых пробелов. 1,5 года, изо дня в день я этим занимался, мой внутренний перфекционист прям бесился, если я видел «дыру» на полке. И вот после такой работы я не могу спокойно ходить по магазинам, если я что то беру с полки, я обязательно пододвину взади стоящий товар, чтоб не было пустого места, даже если просто вижу дыру на полке, с неинтересующим меня товаром, поправляю рефлекторно, того не замечая.
Те, кто занимается выкладкой товара в магазинах, по которым я хожу, наверное даже не догадываются, что у них есть агент под прикрытием)
Ответ на пост «Как мужик мультиварку покупал»
На чехле от ножа осталась пунктирная линия через весь софт-тач задник.
Стоил бы чехол рублей пятьсот, но так одним движением испохабить 5 тысяч.
Следующий принесенный чехол продавец уже пальцами аккуратно вскрывал.
Ответ на пост «Это само приходит»
3) Ты обязан уметь собирать и настраивать велосипеды, а также проводить базовый ремонт. Опять же, качество и сложность велосипедов сильно разнится, поэтому если в сегменте дешевых магазинов-ларьков вам соберут и настроят велосипед кое-как, то и ехать он будет соответственно, особенно с учётом качества комплектующих. Консультант высокого уровня должен уметь собирать и настраивать велосипеды на уровне неплохих мастеров, должен уметь настроить шоссейные групсеты или, например, разбираться в настройке AXS. Может прокачать гидравлику не залив колодки маслом или дотом, а при необходимости проложить внутреннюю проводку гидролинии или дроппера. Да, технически сложные велосипеды собирают и настраивают мастера, но ты также должен это уметь и хотя бы знать, как работает тот или иной узел, который ты не обслуживаешь в своей работе (например амортизаторы обслуживают обычно только специализированные мастера).
Выводы об этой работе я оставляю читателю.
Я не задавался целью поменять чьё-то мнение, у каждого оно своё. А собственное мнение об этой работе из-за отсутствия вышеназванной цели я оставлю при себе, по крайней мере в рамках этой публикации:)
От мерчандайзера до менеджера за полгода, или Идеальная профессия для быстрого старта
⏱ Время прочтения — 6 минут
Практически каждый слышал о профессии мерчандайзера, но, чем именно он занимается, знают далеко не все. Одни думают, что это сотрудник, который лишь заполняет полки магазина, другие уверены, что эта профессия сродни товароведу. На самом деле это специалист, который занимается продвижением товаров в точках продаж.
Во многом именно от искусства мерчандайзинга зависит, какой продукт вы предпочтете десятку других подобных на соседних полках. А это напрямую влияет на объем продаж и, конечно, на прибыль компании.
В России мерчандайзинг выделился в отдельную сферу и профессию не так давно — чуть более 20 лет назад. Именно тогда компании поняли, что правильно выставленный или разложенный товар привлекает больше внимания и лучше продается. Появились и другие способы стимулирования спроса — от «правильного» оформления торговых площадей до акций и спецпредложений.
Сейчас можно найти немало научных исследований, которые показывают, как, например, цветовые сочетания, фоновая музыка, освещение или расстановка полок влияют на поведение потребителей. Это одна из интереснейших сфер маркетинга.
По данным hh.ru, средняя предлагаемая зарплата в вакансиях мерчандайзеров составляет 28 000 рублей, однако это далеко не предел — встречаются предложения с доходом от 100 000 рублей и выше. При этом каждая вторая вакансия подходит для специалистов без опыта. Вот лишь несколько позиций:
№ | Вакансия | Регион | Зарплата |
---|---|---|---|
1 | Национальный менеджер по мерчандайзингу | Казань | от 126 000 руб. до вычета налогов |
2 | Дизайнер-мерчандайзер | Москва | от 80 000 руб. на руки |
3 | Ведущий визуальный мерчандайзер | Москва | от 66 000 руб. до вычета налогов |
4 | Мерчандайзер | Красногорск | от 42 000 до 43 000 руб. на руки |
5 | Мерчандайзер | Лазаревское | от 40 000 руб. на руки |
6 | Мерчандайзер по бытовой технике | Красноярск | до 32 000 руб. на руки |
7 | Мерчандайзер | Ростов-на-Дону | от 28 000 до 29 680 руб. на руки |
8 | Мерчандайзер | Воронеж | до 23 800 руб. на руки |
9 | Визитный мерчендайзер | Ростов-на-Дону | 23 000 руб. на руки |
10 | Мерчандайзер | Волгоград | до 21 000 руб. на руки |
Почему эта профессия перспективна и может дать хороший старт, рассказывает президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action Александр Попов, карьера которого началась с работы мерчандайзером.
Александр Попов, президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action
Александр, расскажите, почему мерчандайзинг стоит рассматривать в качестве интересной сферы для тех, кто выбирает будущую профессию или хочет сменить сферу деятельности?
Есть мнение, что мерчандайзер — это сотрудник, который всё делает по инструкции. Но я считаю, что это миф. Мерчандайзер — хорошая стартовая позиция, чтобы проявить себя, в том числе творчески. Если ты не относишься к своим задачам шаблонно, то тебя обязательно заметят в компании. Да и зарабатывать ты сможешь больше. В мерчандайзинге есть реальная возможность быстро вырасти до супервайзера и строить карьеру дальше.
Александр, а как вы пришли в мерчандайзинг? Каким был ваш путь на старте?
По образованию я учитель математики и информатики. У меня был интерес к этой сфере, но экономическая ситуация конца 90-х и наличие семьи и ребенка привели меня к поискам более высокооплачиваемой работы. Весной 1998 года я увидел объявление о наборе мерчандайзеров и решил попробовать.
Я начинал на базе компании-дистрибьютора, и первые продукты, с которыми я работал, — это были конфеты и чай… В период дефолта у меня даже был опыт продажи конфет в магазинах прямо «с колес». За первые месяцы работы мерчандайзером я показал хороший результат, и меня пригласили на собеседование на должность менеджера в новый федеральный проект. Проект покрывал киоски по всей России, и нужен был кандидат со знанием английского и навыками работы на компьютере.
На собеседовании с англоговорящим представителем компании стало понятно, что мои английский и знание программ далеки от нужного уровня. Но, поскольку я за полгода работы показал себя хорошо, меня назначили «исполняющим обязанности менеджера» этого проекта, и я стал готовить его к запуску, одновременно повышая компьютерную грамотность.
Я создавал инструкции для мерчандайзеров, формы отчетности, успел провести собеседования, набрать в штат 60 человек и даже провести для них тренинги. На последнем тренинге, который вел я, поскольку человека с хорошим знанием английского на позицию менеджера нашли буквально за день до этого, присутствовали представители головного офиса из США. После тренинга они сами попросили меня продолжать вести проект дальше.
То есть рост получился стремительным?
Да, от мерчандайзера до менеджера за полгода. Дальше я стал развиваться в этом проекте — постепенно он стал всероссийским. Региональных менеджеров, юристов и финансистов не было, и даже продукцию на складе выдавал я. Сейчас такое невозможно представить — эту работу делают 10 человек: обязательно были бы региональный менеджер, HR, финансист, юрист, работник склада…
Были ли моменты, когда специального образования не хватало?
Когда я уже работал в агентстве, там была целая библиотека видеотренингов. Я брал видеокассеты домой и самостоятельно всё изучал. Это были базовые тренинги на темы вроде тайм-менеджмента, навыков ведения переговоров, работы со сложными клиентами и т. д. Сейчас это всё можно найти в интернете.
Расскажите, как вы стали генеральным директором первого проекта?
Именно эти качества позволили мне за шесть лет возглавить компанию, став ее генеральным директором.
Александр, вы президент Ассоциации торгового маркетинга. В чем вы видите свои главные задачи на этом посту?
Сейчас я пытаюсь двигать вперед индустрию в целом. Мой фокус — развивать отрасль мерчандайзинга, придать ей официальный статус в нашей стране, чтобы взаимодействие с клиентами и ретейлерами было более прозрачным и открытым. Я считаю важным внедрять новые технологии и популяризировать профессию мерчандайзера, ведь в нашей сфере очень нужны новые заинтересованные сотрудники.
Какие карьерные пути возможны в современном мерчандайзинге? Есть ли разница между работой в агентстве и на стороне бренда?
В общем особой разницы нет. Хотя в агентстве есть шанс быстрее вырасти, потому что там постоянно появляются проекты, а значит, требуются новые супервайзеры, новые менеджеры. Но стоит помнить, что хороших работников заметят везде и перспективы есть в любом месте. В нашей компании многие, кто сейчас работает на менеджерских позициях, выросли из мерчандайзеров. То есть стадии роста могут быть такие: мерчандайзер — супервайзер — территориальный менеджер — сити-менеджер.
Какими качествами или базовыми навыками нужно обладать человеку, чтобы добиться успеха в этой области?
Качества ценятся всегда одни и те же: проактивность, коммуникабельность, деятельность. То есть нужно делать чуть больше, чем от тебя требуется. Если человек постоянно ожидает какого-то толчка, делает только то, что положено в рамках должностной инструкции, то он на этой должности и останется. А если работник проактивен, пытается предлагать новые решения и идеи, то его заметят. Даже в рамках одного магазина здорово, когда работник знакомится и общается с персоналом, с покупателями, помогает им сделать выбор. И такой человек будет первым кандидатом на возникшую вакансию.
Можете дать какие-нибудь советы тем, кто присматривается к индустрии продаж?
Дело в том, что, когда ты делаешь дело с любовью, люди это замечают. Я думаю, что моей карьере поспособствовало именно то, что я делал работу, даже самую базовую, с удовольствием.
Важно всё делать искренне, а хорошие намерения и усилия Вселенная замечает и помогает самым удивительным образом.