Что лучше школа или детдом
Школа-интернат и детский дом — что это и в чем разница
Современное общество активно решает проблему беспризорных и несовершеннолетних из неблагополучной семьи. Для этого созданы интернаты и детдома. Стоит разобраться, в чем разница между ними.
Что такое интернат
Это учреждение, предлагающее обучение и проживание. Оно может располагаться как в одном или в двух рядом стоящих зданиях. Нередко подобные заведения бывают специализированными (коррекционными). Здесь зачастую обучаются школьники, имеющие проблемы с психическим развитием, слухом или зрением.
Специалисты подразделяют коррекцию (при определении школьников в учебное заведение) на 8 видов, описанных в таблице:
Вид патологии | Описание |
С 1 по 4 | Нарушение зрения или слуха |
5 | Наличие проблем с речью |
6 | Церебральный паралич |
7 и 8 | Отставание в развитии |
Недостаток такого образовательного учреждения в затруднении социализации проживающих учащихся, потому что они обитают в закрытом мире.
Распространена классификация интерната по используемой образовательной программе:
Подразделяются образовательные учреждения на:
Применяется и разделение по контингенту:
Сегодня государством ведется такая политика, что из названия убирается термин «коррекция». По мнению психологов, это слово негативно влияет на психику.
Даже если малолетний гражданин находится в интернате, ему необходимо внимание для полноценного развития. Поэтому приезжают волонтеры, которые занимаются с детьми и проводят для них мастер-классы.
Что такое детский дом
Детский дом — это учреждение, образовательное заведение, где живут несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, и нуждающиеся в защите государства.
Воспитанникам оказывают врачебную помощь штатные медицинские работники. В деревенских детских домах вместо медсестры работает фельдшер.
При поступлении на обучение обязательно прохождение медицинского осмотра. После проверки документации поступившие распределяются по группам для уроков физической культуры.
Углубленный медицинский осмотр осуществляется дважды в год. Его проводит педиатр и другие специалисты. При необходимости проводится профилактика, и лечатся больные воспитанники. Если нужно, заболевших госпитализируют. Когда требуется лечение в санатории, дается направление в учреждение нужного профиля.
В России создаются семейные детские дома. Такие учреждения состоят из городков с одноквартирными домами, где проживают семьи, воспитывающие сирот.
При детдоме имеется попечительский совет. Контролирует работу детдомов и орган народного образования.
Различия между детдомом и интернатом
Основные отличия:
Необходимо помнить! Из детдома забирать детей имеет право только опекун после оформления необходимых документов. Воспитанникам запрещено самим покидать территорию детского дома. Экскурсии они посещают под контролем воспитателя.
Фотоэпиляция, электроэпиляция или лазерная эпиляция — что лучше и чем отличаются? Смотрите информацию здесь.
Чем отличается 1-комнатная квартира от студии, гостинки и малосемейки — https://gderaznica.ru/social/kvartira-malosemeika-gostinka-i-studiya.html
Сходства между учреждениями
После окончания таких заведений дети направляются на дальнейшее обучение. Получив образование, гражданин имеет право сам выбирать место обучения внутри страны.
Поступивших воспитанников обеспечивают инвентарем, игрушками. Выдают детям и обувь, одежду, письменные принадлежности.
Смотрите видео — чем отличается детский дом от интерната :
Дети из детдомов пойдут в обычные школы: Чего ждать от новой реформы
Читайте также
Алексей Юдилевич: «Ребенок должен почувствовать, что родитель может не только поругать, но и защитить»
Психолог Катерина Демина: «Ребенок не успевает в школе: в чем причина?»
Фонд «Измени одну жизнь» начинает акцию «Первое сентября в семье»
Видеозапись вебинара «Семья и школа: быть вместе с удовольствием»
Откройте свое сердце. 10 постеров про усыновление и приемное родительство
В четверг, 1 сентября 2016 года российские сироты, живущие в детских учреждениях впервые массово пойдут учиться в обычные школы. В России такого не было никогда прежде. До этого года дети-сироты в основном получали знания в закрытых отдельных школах. Правильный ли это шаг и смогут ли воспитанники детдомов легко влиться в массовую систему образования после долгих лет своеобразного «железного занавеса».
В этом году социальный блок правительства во главе с вице-премьером Ольгой Голодец санкционировал школьную реформу для детей, оставшихся без попечения родителей.
«Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания», – рассказала чиновник. Вице-премьер отметила, что все регионы должны быть готовы к тому, чтобы «ребята, которые проживают по тем или иным причинам в детских домах, чувствовали себя максимально социализированными».
Мнение экспертов
Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:
В центре семейного устройства «Наш дом» проживают дети с особенностями развития. Так вот, раньше они посещали школу, которая находилась на территории центра (в прошлом школы-интерната). Сейчас они ходят в обычную школу. И я понимаю, что школа – не самый мощный фактор социализации ребенка, по сравнению с приемной семьей. Но если к посещению обычной школы присовокупить еще несколько факторов: посещение кружков, секций, например, то результат может положительным.
В тоже самое время не стоит забывать, что есть категория детей с особенностями развития. Сложно себе представить объединенный класс, где они вместе с остальными детьми. Важен дифференцированный подход. Конечно ребенку важно осознавать, что он не исключен из общества и может посещать обычную школу. Но особенности развития также нужно учитывать.
Александра Марова, директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства :
Это не совсем новинка. Часть детей из детских домов уже учатся в обычных школах с обычными детьми. С точки зрения социализации детей это правильно, но чтобы система действительно работала на детей необходим целый комплекс факторов: готовность преподавательского состава к приему и работе с такими детьми. И это не только про детей из учреждений, но и про детей из приемных семей.
Пока в большинстве своем все держится на отношениях между директором школы и директором детского дома — это не решение вопроса на уровне системы.
А учителя требуют от этих детей того, что они в подавляющее большинстве не могут дать: дисциплинированное поведение и хорошая успеваемость. Когда выясняется что ребенок не может быть именно таким, вместо понимания и поиска способов его адаптации через разные формы, где он может быть успешен, начинаются конфликты, держится напряжение внутри коллектива, и, как следствие, у ребенка полностью исчезает желание учиться. Отсюда прогулы, двойки и конфликты со сверстниками. Потом таких трудных детей часто сгоняют в особые классы.
А что происходит когда все проблемные оказываются в одном месте? Вечные драки и формирование полубандитской среды. В конце концов, учителя на все машут рукой, и с нетерпением ждут девятого класса, после которого избавляются от этих детей. Пока все происходит примерно так.
И чтобы это изменить необходима системная работа: с педагогическим коллективом, наличие специализированных дополнительных программ внутри школы по интеграции таких детей в общее образовательные и внеурочное пространство, а главное понимание того, что к этому вопросу пора выработать подход и изменить традиционное видение. Тогда у таких детей будут шансы. И это не только про детей из детских домов.
Отдельный вопрос про школы-интернаты, там и, правда, дети учатся. Но надо хорошенько подумать, прежде чем это ломать. Я бы не стала.
Ирина Гарбузенко, психолог-консультант фонда «Измени одну жизнь»:
Почему ребята из детдомов должны быть отдельно от других? Почему должны ходить в отдельные школы? К чему создается это гетто? Наоборот, эти дети должны ходить в обычные школы, общаться, дружить. Их будут видеть другие взрослые. И таким образом шансы на то, что они смогут уйти в семьи, возрастают.
Россия, наверное, чуть ли не единственная страна в мире, где сирот отделяют от остального общества. И этот шаг со стороны государства — обучение воспитанников детдомов в обычных школах — давно должен быть сделан.
Есть примеры, когда дети ходят по специальному переходу в специальную школу и даже не попадают на улицу. В дневниках у них стоят четверки-пятерки. Пару лет такого обучения, и они никуда не смогут поступить. Они выходят из спецшколы и не знают, как вести себя в обществе, что нужно говорить и делать.
Обучение в обычной школе очень важно с точки зрения социализации. Я не думаю, что они будут как-то скованно себя чувствовать в компании сверстников. Но во многом комфортная атмосфера в классе зависит от учителя, от участия родителей в школьной жизни. Я больше чем уверена, что после прихода в обычную школу детишек быстрее заберут в семьи.
8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты
Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.
МИФ 1: Детский дом помогает в социализации
Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)
«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены. Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться. Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.
Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал. А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться. После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».
Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.
Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.
МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью
Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками. Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура. Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.
Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет. Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так. Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».
Детям нужны отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться. Такие отношения возможны только в семье. Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.
Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов
Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)
«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.
Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».
По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.
ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию
Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)
«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях. Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет. А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».
Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.
МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям
Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)
«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»
«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».
Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.
Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.
МИФ 7: У них там все есть
Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)
Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.
МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым
Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________
Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.
Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак. Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным. Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».
Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.
Изгои в оранжерее К чему приведет переход детдомовцев в общеобразовательные школы
С сентября во всех регионах страны дети из детских домов пойдут учиться в обычные школы. Таким образом власти хотят их социализировать. Некоторые родители испугались, что детдомовцы принесут в школы агрессивную эстетику сиротской жизни, а навыки поведения в обществе сироты будут приобретать за счет их детей. «Лента.ру» разбиралась с ситуацией.
Уже год в России идет реформа сиротских заведений. Одно из запланированных изменений — переход к обучению сирот не в интернатах, а в общеобразовательных школах. В отдельных регионах детдомовцы уже ходят в школы вместе с домашними детьми, теперь так будет везде. «В 2016 году практически повсеместно в обычные общеобразовательные школы пойдут учиться воспитанники детских домов. Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания», — за несколько дней до начала нового учебного года заявила вице-премьер Ольга Голодец. Она подчеркнула: необходимо, чтобы «ребята, которые проживают по тем или иным причинам в детских домах, максимально чувствовали себя социализированными».
Агрессивное выживание
Перспектива совместного обучения насторожила некоторых родителей. На форумах они делятся опасениями, что теперь в школах начнутся драки, будут отнимать телефоны и деньги, потому что сироты станут завидовать детям, растущим в семьях. С другой стороны, взрослых беспокоит то, что детдомовцы могут превратиться в изгоев и одноклассники организуют их травлю.
«Обучать сирот в школе — шаг в правильном направлении, но он бессмысленный. Это все равно что просверлить дырку в зубе, очищая от кариеса, но не собираясь далее ставить пломбу. В детском доме дети получают уроки антисоциализации, и уроками в общей школе эту проблему не решить. В связи с этим родители задают простой вопрос: «Почему проблемы социализации детей-сирот должны решаться за счет наших детей?»» — говорит глава Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
По его мнению, совместное обучение вызовет множество сложностей, и первыми с ними столкнутся учителя. Педагогов не учили формированию коллективов смешанного типа, у них не предусмотрено на это время, им за это не платят. Кроме того, новые ученики могут повлиять на показатели работы учителей — освоенность предметов.
«Самое опасное в этой ситуации то, что сиротская эстетика направлена на агрессивное выживание, преобладает авторитет сильного из равных. У семейных детей нет проблемы выживания. По сравнению с детдомовскими они как в оранжерее. Для них ближе авторитет мудрого и старшего. При соединении столь разных парадигм более сильная детдомовская может задавить обычных детей», — беспокоится глава родительского комитета. По его словам, он бы не стал отдавать своих детей в класс, где учатся более двух детей из детдомов, и предпочел бы сменить школу.
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»
Борьба с евгеникой
Эксперты, работающие с детдомовцами, видят в инициативе благо. Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская напоминает, что детей из интернатов переводят в обычные школы уже не первый год. Причем процесс идет достаточно безболезненно. На сегодняшний день подобный опыт есть у многих школ. «Никаких проблем нет, кроме того, что их нельзя запихивать всей толпой в один класс, чтобы они не сбивались в группы и не выходили бы стенка на стенку. Проблемы возникнут, когда в огромный класс из 30 детей поступят 10-15 ребят из детского дома, и заранее никто не поможет им», — отмечает Альшанская.
Она признает, что переход не должен быть механическим: сирот нужно подтягивать по школьным предметам, а родителям их одноклассников стоит объяснять поведенческие особенности, которые могут возникать в данной ситуации, как можно нивелировать проблемы. Там, где учителя детских домов нашли общий язык с коллегами из школ, поговорили с ними, познакомили с детьми, все гладко. А если все пускают на самотек, то возможны разные ситуации.
«Что видят дети? Что ребенка кто-то приводит, ребенка кто-то забирает. В учебное время дети находятся вместе с классом, а потом все идут по своим делам. Кого-то забирают в кружки и секции, кто-то остается в группе продленного дня. Эта категория детишек просто потом идет в семейный детский дом или в школу-интернат в сопровождении воспитателя», — соглашается школьный психолог Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» Наталья Барложецкая.
Она признает, что возможны проблемы, связанные с социальной разницей, однако и сейчас в одном классе оказываются школьники с разными статусами: кого-то привозят на уроки с охраной, а других приводит пешком бабушка. И по словам психолога, изолирование группы детей не приведет к разрешению ситуации — менять ее нужно через отношение внутри коллектива.
Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»
Барложецкая убеждена, что социализация сирот в учебных заведениях необходима. «Это дети, которых недолюбили, которые ощущают себя брошенными и ненужными. Это будет проявляться в любой ситуации. Создание инкубаторских условий приводит к их дезадаптации. Детям нужно помогать, их нельзя изолировать. Иначе мы получим подростков, которые выходят в общий мир с огромным количеством тревог и страхов, не зная, что с этим делать. А тревоги и страхи всегда переходят в агрессию. Это не потому, что они плохие, а потому, что боятся и не знают, как по-другому, они защищаются», — уверена она.
Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» соглашается, что школу нельзя воспринимать исключительно как место для получения знаний, школа также должна служить социальным лифтом. «Когда мы начинаем воспринимать школу как место, где мы просто должны выучить математику, возникает иллюзия, что можно всех хороших детей — направо, а остальных — налево. Но такого не бывает. И каждый год кого-то будут отправлять налево, например после развода родителей. Получается евгеника, что противоречит сути образовательного процесса. Если любого «не такого» забраковывают, то потом ребенок легко сдаст своих родителей в детский дом для взрослых — в дом престарелых, — предостерегает Альшанская, — Мы учим детей тому, что только здоровые, умные, красивые, прекрасные имеют право на что-нибудь. Потом мы огребем, это плохая позиция». И добавляет, что если все сделать правильно, то вместо возможных проблем для школы можно получить пользу, потому что дети научатся толерантному отношению к другим.