Что мешает процессу творчества

Что мешает нам творить?

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Я задумалась, а все ли люди занимаются творчеством? Если не все, то почему? Что мешает каждому из нас проявить свои таланты и способности?

На эту тему много интересных публикаций. Хочу поделиться с вами некоторыми из них.

Например, психологи считают, что развитию творческих способностей мешают несколько причин.

ОТСУТСТВИЕ САМОУВАЖЕНИЯ

Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

ЛЕНЬ И СЛАБАЯ ВОЛЯ

Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

РИГИДНОСТЬ

Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение, гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

СТРАХ ПРОВАЛА, НЕУДАЧИ

Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

НЕДОСТАТОК ОРГАНИЗОВАННОСТИ

Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

ОТСУТСТВИЕ ПРИОРИТЕЗАЦИИ

В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.

ЗАГРУЖЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

КОНФОРМИЗМ

Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ

Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Источник

Препятствия для творчества

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчестваЧеловеку для самореализации необходимо заниматься творчеством — деятельностью, в процессе выполнения которой он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального.

Целью творческой деятельности является использование личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности

Но при выполнении творческой деятельности постоянно возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать.

Отсутствие самоуважения

Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

Лень и слабая воля

Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Ригидность

Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение, гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Страх провала, неудачи

Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности

Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

Отсутствие приоритезации

В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.

Загруженность сознания

После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм

Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость

Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.

Источник

Что мешает процессу творчества

Что уж говорить о людях, которые начинают заниматься творчеством, не будучи профессионалами.

Надеюсь, эта статья поможет вам справиться с некоторыми страхами и поддержит на пути творчества.

Прежде чем говорить о страхах, давайте разберёмся,

что же такое Творчество? Почему оно для нас так притягательно?

Людям, которые уже занимаются творчеством, на этот вопрос очень легко ответить.

Когда мы начинаем рисовать, танцевать, петь или музицировать, мы попадаем в такое состояние, которое вновь и вновь нас привлекает. Это состояние правополушарного мышления, и состояние это очень приятное.

Я думаю, каждый из вас согласится, что когда он рисует, то теряет ощущение времени.

Это происходит, если мы не мешаем творческому процессу: не осуждаем себя, не контролируем, исключаем внутреннего критика. Если мы позволяем себе творить свободно, то ощущаем очень приятное состояние расслабления, состояние парения. Это то, что некоторые авторы называют «духовным электричеством», и это то, что есть внутри каждого человека. Никакие наркотики не нужны.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Психологи и философы говорят, что творчество – это насущная потребность каждого человека, высшая духовная потребность.

Как только у человека решены самые простые насущные проблемы, у него возникают потребности духовные.

Ему хочется самопроявления, ощущения творения.

В каждом из нас есть потребность к творчеству. Это наша истинная, божественная сущность. Когда мы творим, мы имеем возможность почувствовать себя близкими к Богу.

Знакомо ли вам это состояние? Понятно ли то, о чём я говорю? Есть ли в вас это «духовное электричество», духовная искра?

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

«Неважно, сколько вам лет и чем вы занимаетесь в жизни, неважно, является ли искусство вашей профессией, хобби или мечтой, — важно, что никогда не поздно заняться творчеством, и это не будет с вашей стороны проявлением эгоизма, тщеславия или глупости».

Когда мы занимаемся творчеством, то чувствуем себя свободными, лёгкими и радостными. И все бы хорошо. Но в какой-то момент вдруг включается внутренний критик, появляются сомнения, зарождаются страхи, появляется стопор.

Мне регулярно приходят письма от подписчиков, которые во взрослом возрасте только вступают на путь рисования. Эти письма полны сомнений и страхов, в них люди как бы просят у меня индульгенции на то, что они тоже могут начать рисовать.

Такие письма вызывают во мне недоумение.

Взрослый, свободный человек. что мешает ему рисовать? ​

У него нет обязанности перед обществом в виде диплома художника, как у меня, например. Когда ты художник, ты обязан показывать всем свои работы, ты должен отчитываться, доказывать своё мастерство. Ты всегда находишься под обстрелом критики. Есть чего бояться.

А любитель, занимающийся рисованием ради хобби, может рисовать для себя, в своё удовольствие, делать то, что он хочет. Откуда у него страхи?

ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«. одним словом, образования нет, талантов особо тоже не вижу. Но есть интерес. Очень не уверена. Что могу делать (рисовать или скрапбукинг или ещё что-то) нечто. Что будет кому-то нужно и чем смогу зарабатывать.

Сейчас на распутье: получать ли художественное образование здесь, например, для работы в детской изостудии, в детском саду, а заодно и для своего личного творческого роста. Вы пишите – Идите своим путём. Если всё так неопределенно у меня, думаете, это совет для меня тоже? Тем более трое детей, надо их кормить. Нет права на ошибку, но и не хочется всю жизнь жалеть о несделанном. »

«Вспоминается фраза одного художника, что женщины художниками не становятся – быт, семья. и как начать? Постоянно находится куча дел, которые нужны домашним, а не мне. Дочь всячески подталкивает меня к творчеству, а у меня словно ступор. Боюсь, что не получится, ведь мой критик вырос вместе со мной. »

«Мне нравится рисовать, но все мои попытки научиться рисовать ничем глобальным не заканчивались. Я делаю несколько уроков и понимаю, что в общем-то мне не нравится рисовать по правилам, чтобы было реалистично. Мне нравится полёт фантазии, свободное движение кистью – интуитивная живопись такая, арт-терапия. Недавно прочитала небольшую статью (видимо, профессиональный искусствовед писал), где написано, что такая живопись (или вот рисунки в стиле наив), никому не интересны, кроме самого художника и близкого круга его друзей и знакомых.

Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу. Мне хочется рисовать так, как я рисую, чувствую в себе огромную энергию творчества и хочется делиться с людьми своим вдохновением! Но никто меня не поддерживает. – типа рисованию нужно учиться с детства, а инженеру в 30 лет. Ну, разве что после специальных курсов, на которые уйдёт немало времени. »

Вам отзывается боль, которая есть в этих письмах?

В вас есть подобные сомнения?

Давайте с ними разбираться!

Я поделила все страхи на «страхи начинающих» и «страхи мастеров». Начнем со вторых.

Чего боятся художники?

Да-да, художники-профессионалы тоже имеют множество страхов и сомнений!

Причина этого, на мой взгляд, в том, что современное искусство в корне отличается от древнего или средневекового. Раньше всё строилось на канонах, определённых правилах изображения, которые передавались из поколения в поколение.

То есть ты становился художником и знал, что рисовать нужно так-то и так-то (в таком повороте, такими красками, такой сюжет), и успех тебя как мастера зависел только от того, насколько точно ты воспроизводишь эти каноны, насколько хорошо им следуешь, каковы твои умения.

У художников были очень чёткие ориентиры и правила: религиозные (в первую очередь), социальные, технологические.

Возьмём голландскую живопись, например, голландский натюрморт.

В нём есть определённый смысл и символика: идея изобилия или бренности бытия, к примеру. Зритель, для которого писались эти картины, был подкован в символике натюрморта, умел его читать. Т.е. у художника и зрителя был единый язык символов, на котором можно было выразить идею.

Художнику достаточно было собрать в натюрморте нужные символы, правильно и красиво их расставить, используя определённые композиционные схемы, и написать всё это.

Для письма тоже была установленная технология: с чего начать, чем завершить, какие приемы и материалы использовать, чтобы получить нужный результат.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Конечно, у художников тогда тоже были искания, художник, как творческая натура, без этого не может. Каковы были эти поиски? Возможно, это поиски лучшего материала (эксперименты с пигментами, замесами), на чём писать (доска или холст), варианты композиции.

Однако при этом художник не задавался вопросом о самовыражении, работая в рамках канона.

Первые художники вообще не подписывали свои работы. Они были ремесленниками, и как ремесленники должны были достичь определённого уровня мастерства, которое было измеримо и понятно.

Ни о каком самовыражении и новаторстве речи не шло!

Что же сейчас? В современном искусстве всё иначе, потому что ориентиров нет совсем. Можно сказать, что главным ориентиром является отказ от всяких ориентиров, любых догм, правил и традиций.

Раньше художник был успешен, если максимально точно копировал старое, а теперь – если он открывает нечто новое, исключительное.

Вот в этом сейчас для художников и есть основная сложность, именно поэтому у них есть масса сомнений и страхов.

По статистике в Америке, где общество процветает и искусство востребовано, 98% студентов творческих вузов не продолжают свою стезю. Они становятся кем угодно, но только не художниками. Такая же статистика существует и у нас.

Требуются иные условия, чтобы стать художником в социальном значении, тем человеком, который пишет, продает свои работы и успешен в этом. Очень трудно найти работу и получить заработок, нет поддержки социума, поэтому многие и не идут в эту профессию.

Когда я была ребенком и выбирала, в какой кружок записаться, мой отец хотел, чтобы я пошла учиться в художественную школу. Он уговаривал меня два года. Помню, основным аргументом для такого выбора было то, что художник очень хорошо зарабатывает.

Действительно, он видел на примерах вокруг, что художники могут написать картину и потом жить на эти деньги весь год. Или сделать заказ для кинотеатра или завода, написать лозунг на демонстрацию и получить хорошие деньги.

Да, в 80-е это действительно было так – художник был востребован и имел хорошую поддержку от Союза художников: бесплатные материалы, мастерские, заказы, дачи художников, пленэры и выставки.

Сейчас все изменилось. Творческие союзы не имеют прежнего значения. Художнику нужно надеяться только на самого себя.

Таким образом, у современного художника полно страхов и сомнений:

Но давайте оставим профессионалов с их страхами в стороне. В конце концов, я пишу не для них. Я пишу для любителей.

Понятно, что у них тоже возникают страхи: а для чего; кто меня поддержит; куда я пойду дальше со всем этим? Но все же у них первичны страхи иного рода.

Давайте остановимся на них подробнее.

Что мешает нам свободно заниматься творчеством:
4 страха начинающих художников:

1. Страх отсутствия таланта

Что принято понимать под словом талант, способности?

Первое и самое распространённое понимание слова «талант» – это когда тебе что-то даётся очень легко: взял в руки кисть и написал шедевр.

На примере детей мы видим, что есть дети талантливые от природы: у них есть сильный интерес в сфере своего таланта (если рисуют, то рисуют-рисуют-рисуют), при этом их рисунки по качеству выше среднего уровня их сверстников.

Здесь мы можем говорить об определённой природной склонности, способности. то, с чем мы рождаемся.

Действительно, каждый из нас при рождении имеет определённый набор способностей к той или иной сфере деятельности. Иногда это определяют даже по физическому развитию ребёнка, если мы говорим о спорте.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Мы рождаемся с такими склонностями, но достаточно ли таланта для того, чтобы стать успешным в творческом плане человеком?

Ребёнок может родиться со склонностью к рисованию, но если это в своё время не будет поддержано, не будет развито, то его талант просто зачахнет на корню.

Для успеха к Таланту должен прилагаться Труд.

И вот здесь есть подвох.

Я, например, была средним по части одаренности в рисовании ребенком. Сейчас, глядя на детские и юношеские работы, я вижу, что они далеки от отличных и уж тем более они не уникальны.

И были в моем окружении действительно талантливые дети. Со своим взглядом на мир, с яркой индивидуальностью, с легкостью письма. То, над чем я корпела часами, им давалось «на раз».

Если у вас есть интерес к рисованию, раз вы здесь, на этом сайте, то способности у вас точно есть!

У человека никогда не возникает интерес к той сфере, в которой нет хотя бы минимальных способностей. Значит у вас эти способности есть!

А талант. да, талант рождается редко. И, если вы принимаете теорию прошлых жизней, то я считаю: если человек уже родился с талантом, то он тянется откуда-то из прошлых жизней, он там уже много чего наработал, потрудился.

Уберите все страхи и сомнения по поводу того, есть ли у вас талант. Он вам не нужен, совершенно не нужен, чтобы заниматься творчеством.

Без таланта, но со своими способностями и трудом вы способны достичь отличных результатов!

2. Страх, что не получится

Начиная рисовать, вы примерно представляете, как это должно быть в Идеале.

У Рембрандта или у Шишкина. Ну или у кого-то там еще из гениев.

Вы, естественно, боитесь, что не сможете этого идеала достичь. Вы же не Рембрандт и не Шишкин, вы твердо знаете, что вам до них далеко.

Понятно, что это провальный путь, подобное сравнение никогда не даст вам заниматься творчеством.

Ладно, допустим, вы не такой идеалист, вы ставите для себя планку пониже. Вы говорите себе: «Хорошо бы научиться рисовать хорошо».

А что это для вас значит? Что для вас является идеалом? Какова ваша планка?

Без ориентира она такая плавающая, что вы всегда будете рисовать «не на том уровне», у вас всегда будет «не получаться», сколь хорошо бы вы ни рисовали.

Найдите свой идеал и постройте цепь шагов, как к этому идеалу прийти!

Вы видите, например, красивый рисунок лошади карандашом и это для вас – идеал. Вы пытаетесь нарисовать так же, но не получается.

Проанализируйте, в чём заключается это «не получается»?

У вас нет такого идеального красивого штриха? Значит, ваша цель – отработать штрих.

У вас не получается создать объём? Ваша цель – изучить, как передавать объём.

Не получается нарисовать ровно, также идеально, симметрично и точно (чтобы глаз был на месте)? Нужно изучить строение лошади, наработать глазомер, чтобы правильно соотнести пропорции.

Вот несколько шагов и целей, чтобы прийти к идеалу!

И это значит, что ваша цель достижима!

А вы просто нарисовали как получилось, смотрите и говорите «ой, у меня ничего не получается, я – плохая, я – плохой, мне не стоит дальше заниматься рисованием». И впадаете в уныние.

нужно проанализировать неудачу. Ваше сравнение должно быть направлено на поиск действия, а не на то, чтобы убедиться в своей слабине!

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

У «ничего не получается» есть ещё второй аспект – видение опережает воплощение.

Это не когда вы сравниваете свой рисунок с рисунком другого художника, а когда сравниваете свой рисунок с тем, как вы видите его внутри себя.

Есть люди, которым всё равно, что говорят окружающие, им интересно то, что происходит внутри них. Они видят внутри себя какие-то картинки, образы, хотели бы их нарисовать, пытаются, но не получается.

Здесь ситуация сложнее: образ находится внутри, его невозможно сравнить с фотографией или натуральным объектом. Видение опережает воплощение.

С этим нужно смириться и, опять же, рисовать, рисовать, рисовать.

Интересный момент я нашла в книге «Искусство и страх». Автор книги занимается музыкой и спрашивает у своего учителя, мастера, перед которым преклоняется: «В голове я слышу музыку гораздо более совершенную чем та, которую могу извлечь пальцами. » Мол, что с этим делать? А в ответ учитель спрашивает его: «А с чего ты взял, что это когда-нибудь изменится»?

Возвращаясь к тому, что есть некий творческий источник внутри нас, вот эта духовная сущность наша, идеал, который мы видим внутри себя и можем перенести в физическую реальность, так вот, возможно, нам стоит смириться с тем, что мы не боги. Что мы находимся в физическом воплощении и не можем передать ту впечатляющую реальность, которая есть внутри нас, те картинки, те видения, которые к нам приходят. Что мы не можем передать их физическую реальность в той божественной форме просто потому, что она совершенно другой природы.

У меня есть хороший пример перфекционизма:

В одной гончарной мастерской ученикам предложили эксперимент.

Мастер поделил своих учеников на две группы.

Одной он сказал, что экзамен будет приниматься по количеству сделанных горшков, т. е. за определённое время они должны сделать максимальное количество горшков. Во второй группе ученику нужно было создать только один горшок, но отличнейшего, идеального качества.

В итоге после окончания экзамена стали взвешивать результаты.

В первой группе, которая была ориентирована на количество, вышел определённый, очень большой вес горшков на 5 баллов, определённый большой вес на 4 балла, а во второй группе у каждого был один горшок, и качество его оставляло желать лучшего.

В чём здесь суть? В том, что пока одна группа билась и трудилась над качеством, думала насколько это идеально и хорошо, вторая просто оттачивала свои навыки и училась на ошибках: сделали один горшок плохо, следующий лучше, лучше и лучше. За одно и то же время первая группа при всём количестве пришла к отличнейшему качеству: количество перешло в качество.

Поэтому, если вы сомневаетесь в качестве своих рисунков, просто увеличивайте их количество, и качество обязательно появится.

3. страх перед мнением окружающих

Вы должны понимать, что искусство всегда будет претерпевать критику. Хорошо вы сделаете или плохо, вас всё равно будут критиковать, потому что у каждого зрителя есть свои внутренние критерии.

Даже если вы что-то сделали идеально, безупречно, это может не понравится другому человеку просто потому, что он с вами «не на одной волне», ему нравится нечто совершенно другое.

Всегда будут критики, с этим нужно смириться.

У человека, занимающегося творчеством, душа тонкая, ему всегда хочется одобрения, похвалы, принятия. Именно поэтому, если вы не хотите быть раненным критикой, не показывайте своё творчество всем подряд.

Будьте скромнее. Уважайте право других людей иметь свой вкус, свое мнение и не либеральничать с вами.

На первых порах показывайте свои труды тем людям, которые способны его оценить и принять.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Не ждите, что ваши близкие будут принимать ваше творчество с восторгом.

Вы начинаете рисовать во взрослом возрасте, это для многих окружающих вас людей будет непривычно и непонятно. «Привычно» – это когда пришёл с работы, поужинал, включил телевизор, посмотрел новости, сериал, погулял в интернете, и всё. А вы вдруг садитесь и начинаете заниматься каким-то пустым делом – рисованием. Вы сразу выбиваетесь из общей среды и, естественно, она пытается затянуть вас обратно на диван к сериалу, показывает на вас пальцем и начинает крутить у виска.

Я думаю, что вы сталкивались и с той и другой реакцией окружающих.

У кого-то больше тех, кто завидует вашему хобби, у других тех, кто пытается осуждать. Кстати, это часто зависит от вашего отношения к себе, окружение его отзеркаливает.

Если вас часто притесняют, говорят, что вы не тем занимаетесь, задумайтесь, а как вы сами относитесь к своему творчеству?

У меня в художественной студии занимались женщины, боявшиеся сообщить мужьям, что начали рисовать. И их, действительно, осуждали, говорили «куда это ты ходишь, лучше дома сиди, ужин лишний раз приготовь, приласкай», то есть делай что-нибудь полезное для мужа.

Но со временем, когда женщина добивалась определённых результатов, начинала рисовать картины, и эти картины нравились друзьям и сослуживцам – отношение мужа менялось, он начинал больше уважать жену. Что произошло? Как только женщина изменила отношение к самой себе, начала ценить собственное творчество, ощущать себя хорошо и комфортно во всём, то и отношение мужа и позиция окружения поменялись.

Поэтому, если вас до сих пор не понимают, посмотрите на себя, принимаете ли вы то, что делаете?

4. Страх, что начинать уже поздно

Мне часто пишут о своем преклонном возрасте, о том, что есть страх не успеть научиться. Забавно, что чаще такой страх преследует тридцатилетних, а не шестидесятилетних.

Вопрос в том, чему вы хотите научиться, когда мы говорим о рисовании и живописи.

Важно правильно расставить приоритеты и понять, а нужно ли вам вообще учиться? Быть может, вы уже умеете и нужно не учиться, а просто заниматься творчеством, рисовать без обучения?

В моей книге «Твоя жизнь в искусстве» есть тест, какое направление вам ближе, куда вам двигаться, каков ваш путь. Проверьте себя, далеко не каждому человеку нужно учиться рисовать горшки и натюрморты.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

В чём состоит проблема тех, кто во взрослом возрасте приходит в художествен-ные студии? Их так же, как детей, сажают за рисование натюрмортов, прогоняют по существовавшей долгие годы схеме обучения.

Но большинство взрослых людей приходит рисовать совсем не для того, чтобы стать художниками, им не подходит стандартная и полная схема академического образования!

Сейчас программу в школах пытаются менять, потому что времена поменялись, приоритеты поменялись. Но в большинстве работают по старинке.

Хотите работать только для своего удовольствия – значит вам достаточно повторять за мастером его действия на мастер- классах и находиться таким образом в зоне комфорта.

Если ваша цель глубже и дальше, а в какой-то момент она станет такой, вам захочется рисовать самостоятельно и проявлять себя, то тогда и выбор формы обучения будет другим.

Что в этом случае нужно понять? Во-первых, к чему больше лежит душа.

А как это определить? Никто, кроме вас, вам этого не скажет. Только вы сами можете определить, к чему лежит ваша душа.

Сделать это можно по каким-то косвенным признакам.

Но это для тех, кто уже определился, что ему не хватает азов для самовыражения в творчестве.

И вот, когда страхи начинающих вы успешно обошли, вас могут настигнуть новые страхи и сомнения, которые могут помешать вашему творчеству.

Что мешает нам свободно заниматься творчеством:
страхи мастеров:

За всеми этими страхами стоит один страх – достаточно ли я хорош(а) для того, чтобы позволить себе заниматься рисованием? Хорошо ли я это делаю, как мастер, творец, творческая личность, индивидуальность? Могу ли я проявлять свою самобытность или она не стоит того, чтобы выносить ее на публику?

могу ли я позволить себе рисовать так, как хочу?

Это вопрос, который мы не рискуем задать себе вслух. Это та суть, которая составляет любой наш страх, особенно в творчестве и искусстве.

Достаточно ли я хорош(а)?

Достаточно ли я хороша, чтобы открываться перед обществом такой, какая я есть или лучше спрятаться за маску популярных сюжетов, того что принято в обществе? Достаточно ли я хороша, чтобы предстать с тем уровнем способностей, который имею на данный момент? Достаточно ли я хороша, чтобы навязывать другим людям свое видение мира?

За этим вопросом стоит потребность в признании, в любви и. самопринятии. Согласитесь, это корень многих наших проблем.

И понятно, что в этом случае нужно работать с собой уже не на уровне рисования, а на уровне психологии.

Что мешает процессу творчества. Смотреть фото Что мешает процессу творчества. Смотреть картинку Что мешает процессу творчества. Картинка про Что мешает процессу творчества. Фото Что мешает процессу творчества

Как работать со страхами в ТВОРЧЕСТВЕ?

Наши страхи успешно маскируются под лень, нехватку времени, плохое настроение, раздражение от материалов (плохая бумага, кисточка), недовольство собой, неуверенность в себе.

Как взрослые люди мы должны их отслеживать, понимать, сознавать, различать и уметь с ними справляться.

Существует много психологических методик и различных подходов.

Из авторов, популярных для творческих людей, советую почитать Джулию Кэмерон и её книги «Золотая жила» и «Путь художника».

Эти книги помогут вам на ментальном уровне убрать привычные способы мышления и с помощью практических упражнений продвинуть вас в направлении свободы от страхов.

В целом, всё зависит от того, насколько у вас эта проблема запущена, насколько вы зажаты страхами и сомнениями, критичны к себе. Хотите убрать страхи – работайте над ними.

У Джулии Кэмерон мне понравилась фраза о том, что «мы можем творить в двух состояниях: когда творит Эго и когда творит Сердце».

Страхи появляются, когда творит Эго – наше желание проявить себя, быть первыми, одобренными, достичь каких-то результатов. А когда творит Сердце, мы просто наслаждаемся результатом, слушаем его и позволяем себе делать то, что оно хочет.

Тогда вы наверняка ощущаете творческое электричество, такое безумно приятное состояние творческого горения. И здесь нет места страхам.

Когда вы «говорите с собой», вы проявляете свою индивидуальность, вы создаете то уникальное, что ищет современное искусство.

Вы должны сделать выбор: хотите быть приятными большинству или следовать своей индивидуальности?

Пойдете путем Эго или путем Сердца?

Если вы творите Сердцем, ваше Эго в каком-то смысле всё равно будет удовлетворено, вы будете приняты и почитаемы. Если же вы будете рисовать только то, что нравится другим, то внутри никогда не будете удовлетворены, ваше творческое «я» не найдёт выхода, и вы НЕ будете счастливы.

Мне очень нравится высказывание Мэри Лу Кук:

«Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие».

Я бы сказала: «И при всём этом получать удовольствие».

Какой бы путь вы не выбрали, вам предстоит ошибаться, падать, набивать шишки, работать вновь и вновь. Но на пути Сердца вы при этом получите большее удовольствие, потому что это путь без страха!

Я надеюсь, что эта статья действительно что-то изменит в вашей жизни, поможет вам осознать ваши сомнения, уберёт какие-то препятствия и решит некоторые проблемы.

Если вы чувствуете, что у вас страхов и комплексов много, то с этим нужно работать. Во всяком случае мы обозначили ориентиры, куда нужно идти. Идите!

Спасибо, что дочитали до конца. Рисуйте с Удовольствием! И без страха.

Подборка полезных материалов:

Post Tags:
63 комментария
Тамара

Огромное Вам СПАСИБО за столь содержательный и вдохновляющий материал. Думаю, что такие статьи обязательно нужно публиковать, читать и перечитывать всем время от времени, чтобы отступали страхи и появлялось желание творить! Здоровья Вам, вдохновения, счастья, радости и благополучия Вашему дому.

Марина Трушникова

Тамара, огромное спасибо за поддержку и пожелания! Рисуйте с удовольствием!

Мария

Чего-то не нашла у себя ни одного из перечисленных страхов…Ну разве что муж не оценит рисунок. Но тогда можно смело сказать, что он в искусстве ничего не понимает и вообще это я в школе учусь и знаю как надо) Он всегда соглашается) Или еще страх?, что Марина заставит чего-то переделывать. Хотя это наверное тоже не страх, а скорее нетерпение, потому что данная работа уже приелась и хочется взяться за новую.

Марина Трушникова

Мария, но это очень здорово! Пусть и дальше не будет страхов, только интерес!

Елена

Нет, страхи есть. Марина, их очень хорошо описала. Несмотря на то, что меня буквально все поддерживают, я боюсь разочаровать их и прежде всего себя. Показать, что я неумеха, что у меня не получится. Да, получалось раньше, ну и что? А теперь вот не получится. И накручиваешь километры возле мольберта, и оттягиваешь момент старта. А если еще и действительно все пойдёт не так… У меня не радость, а почти всегда муки творчества. Да, время, действительно, останавливается. Я забываю есть, пить… Удовлетворение приходит только в конце, когда я довольна результатом. Видимо, это и есть Эго? А тянет то Сердцем… Спасибо, Марина. Теперь я понимаю, что я не одна такая, и даже с этим что-то можно делать. Я углублюсь в тему и попробую.

Светлана
Марина Трушникова

Светлана, спасибо за добрые слова. Мне очень важно знать, что то, что я делаю, кому-то нужно и важно. Спасибо!

Марина, спасибо за статью, готова подписаться под каждым Вашим словом! Работать!

Марина Трушникова

Анна, спасибо за отклик!

Татьяна СПб

Слава богу) в моём окружение отсутствуют люди с подобными страхами, а тем более угнетающие
и вселяющие страхи другим. Мне пятый десяток, рисовать начала недавно, рисую, потому что не могу не рисовать) Кроме этого, мне интересно ощущать новое, а значит, интересно учиться и совершенствоваться в проявлении своего интереса)
Статья понравилась. Пока я только слышала, что есть люди которые хотят, но бояться рисовать. Я думаю, такому страху подвержены те, кто не отягощён страстным желанием рисовать.

Марина Трушникова

По-разному бывает, Татьяна. Не всем повезло с окружением. А скорее даже, наверно, с воспитанием. Ох, сколько у нас в стране людей, которым учитель рисования в детстве хребет переломал…
Здорово, что у вас все иначе! Успехов вам!

Лилия

Марина, спасибо Вам большое за такую содержательную вдохновляющую статью! Прочитала ее с большим интересом и с удовольствием от четкости изложения и ощущения Вашего теплого отношения к читателю. Спасибо за Ваш труд и за вдохновение на творчество!

Марина Трушникова

Лилия, благодарю, что осилили. И за СОчувствие спасибо – я очень рада быть на одной волне

Ольга Михеева

Ох, и много мыслей родилось, пока читала! Сначала казалось, что со многим не соглашаюсь… Потом, ближе к концу, что полностью согласна со всем! Поняла главное – согласна с тем, что мои страхи – это мои психологические проблемы, которые могут проясниться и разрешиться только в процессе собственно рисования. И да – одни страхи уходят, а другие появляются, по мере роста. И, может быть, это нормально, и даже хорошо… Спасибо большое за статью, Марина! Она была очень важна для меня. Я сейчас как раз в активном процессе примирения с самой собой!

Марина Трушникова

Ольга, а ведь действительно, по изменению рода страхов можно даже определить для себя, на каком уровне находишься… И благословлять эти новые страхи, не бороться, а принимать и радоваться. Думаю, когда их замечаешь, принимаешь и благодаришь, они становятся слабее.

Геннадий
Марина Трушникова

Геннадий, как приятно видеть мужской комментарий среди строя женских голосов! Для меня это однозначно показатель мужества. Благодарю за ваш отклик и желаю успехов!

Оксана

Мариночка, ты самая лучшая, умная, талантливая и красивая! Все твои слова так ровно ложаться на мое сознание, как-будто специально для меня написаны! Спасибо большое за то, что ты есть!

Марина Трушникова

Оксана, благодарю за широту души! Такие приятные слова.. спасибо!

Ольга
Марина Трушникова

Ольга, какой классный рецепт по уравновешиванию страхов вдохновением! Вот у нас уже несколько дельных практических советов по избавлению от страхов собирается. Спасибо!

Надежда
Марина Трушникова

Надежда, благодарю за тёплый отклик! У меня от него улыбка до ушей. Успехов вам!

Ирина Алексеевна
Марина Трушникова

Ирина Алексеевна, спасибо вам за эту чуткость и умение увидеть свои слабости, за смелость себе в этом признаться. Раз увидели проблему, значит уже наполовину справились с ней. Уверена, у вас хватит сил пойти по пути сердца и успокоить эго. Рисуйте с удовольствием!

Валентина
Марина Трушникова

Валентина, вы мудрая женщина! Успехов вам!

Татьяна

Марина, добрый день! Большое спасибо за статью! У меня, как и у большинства начинающих, есть страх, связанный с рисованием. Это прежде всего страх испортить себе настроение неудачной работой, усугубить имеющиеся комплексы. С другой стороны, удачная работа окрыляет, хочется продолжать учиться рисовать. Близкие меня поддерживают, даже заставляют рисовать, если я ленюсь. Для собственной мотивации я придумала такой способ. Вешаю на стену лучший на сегодняшний день свой рисунок, через какое-то время меняю его на другой, более удачный. Таким образом, я вижу, что пусть медленно, но всё-таки двигаюсь вперёд.

Марина Трушникова

Татьяна, замечательный способ вы придумали! Действительно, бывает очень полезно оглянуться на свои прежние работы и понять, что каким бы ни был удачным или неудачным твой рисунок сейчас – он есть шаг в движении вверх

Ирина

Ирина Марина, спасибо за статью и за то, что Вы постоянно пытаетесь направить нас на путь и убедить, что ничего не нужно бояться, а просто идти путем, которым хочется идти, и тогда, быстрее всего, все случиться.

Марина Трушникова

Ирина, спасибо вам за теплоту сердца

Екатерина
Марина Трушникова

Вот, Любовь – действительно самый лучший разрушитель страхов! Екатерина, спасибо тебе!

Ирина

Большое спасибо,Марина! Вы, конечно, правы! Не нужно бояться!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *