Что могут рассказать монеты
Нумизматика. О чем могут рассказать монеты
· Деньги и история: что их связывает?
Металлические деньги, пришедшие к нам из древности, изготавливались из драгоценных металлов (серебра, золота, платины), и назывались монетами.
Ø Это интересно
Слово «монета» латинского происхождения и связано с названием храма римской богини Юноны Монеты, на территории которого в 4 веке до новой эры началась чеканка монет Древнего Рима.
памятников и пролить свет на некоторые события истории. Исследует монеты наука нумизматика.
Ø Исторический словарь
Нумизматика —вспомогательная историческая дисциплина,которая изучает монеты, историю их чеканки и обращения.
Первые монеты имели разнообразную форму: лепёшки, чешуйки, лепестки, с отверстием посередине и т.д. Особо популярной стала круглая монета, так как она наиболее удобна. Практически все современные монеты имеют круглую форму.
Ø Это интересно
В древнем Китае изготавливались монеты в форме лопаты или мотыги с отверстием в рукояти, чтобы их можно было прикрепить к чему-нибудь.
Там же использовались монеты в форме ножа. Они были всегда с рукоятью, лезвием и обычно с отверстием в рукояти. Монеты-ножи были большими, до 18 см и выпускались обычно в ознаменование важных событий, например, воцарения новой династии.
Бронзовые монеты в виде дельфина чеканились на протяжении двух веков в Ольвии, расположенной на северном побережье Черного моря и заселенной греческими племенами.
Монета имеет несколько сторон: лицевая сторона называется аверс, реверс
– оборотная сторона, гурт –боковая поверхность монеты.
Происхождение названий монет самые разнообразные. Так, слово рубль связано с глаголом «рубить» (денежные слитки рубили на отдельные куски).
Слово рубль впервые встречается в берестяных грамотах XIII века.
А златник — первая древнерусская золотая монета, чеканившаяся на Руси с конца Х века вскоре после Крещения Руси князем Владимиром, была названа так потому, что чеканилась (изготавливалась) из золота.
· Как нумизматика связана с археологией?
· Работая в парах, сформулируйте по содержанию текста по 2-3 вопроса друг другу и по очереди дайте ответы на них.
Исследовательская работа «О чём рассказывают монеты?»
Автор: Скаткова Валерия Александровна
Место работы/учебы (аффилиация): Щучинская средняя общеобразовательная школа Воронежской области, 4 класс
Научный руководитель: Пономарёва Вера Ивановна, учитель начальных классов
Беря в руки монеты, я обратила своё внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения. От своих родителей я узнала, что это связано с изменениями в истории нашей страны. У меня возник вопрос, а что если сравнить монеты разных времен, можно ли узнать об этих изменениях?
Выявление проблемы. О чем могут рассказать монеты? Почему на монетах разные изображения?
Объект исследования. Семейная нумизматическая коллекция.
Предмет исследования. Металлические денежные знаки.
Основная цель. Исследовать связь между символами монеты и историей России. Узнать, как на монетах отображается история государства.
Ведущие задачи.
Актуальность. Данная тема является актуальной, так как монеты – это часть нашей жизни. Изучая монеты, мы обращаемся к истории их создания, приобретённые знания можем применить на уроках истории, географии, литературы.
Практическая значимость. Практическое значение исследования состоит в следующем, что оно может быть использовано в будущем на уроках истории.
Гипотеза. Предположим, что монеты – это ценный источник изучения истории родной страны.
Новизна. Через коллекционирование монет проследить за развитием техники, искусства, спорта, космоса и познать другие интересные факты.
Результаты и выводы. В ходе выполненной мною историко-краеведческой исследовательской работы я узнала, что такое монеты, как и где они появились. Деньги возникли в результате длительной тысячелетней практики торговли и обмена продуктами, товарами. Человечество перепробовало сотни видов денег, пока не пришло к наиболее выгодным и удобным — металлическим. Появление чеканной металлической монеты — важный рубеж в истории. Оно свидетельствует о том, что данное общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Изучая все эти изображения и знаки, исследуя монетный тип, мы получаем важные сведения. Всякое изменение традиционных символов на монетах связано с какими-то событиями, иногда забытыми, не описанными древними авторами. Каждая деталь монетного типа: и надпись, и изображение, и портреты правителей — все это бесценные исторические свидетельства прошлого. Сейчас монеты из золота и серебра всюду чеканят не для денежного обращения, а главным образом для туристов и коллекционеров или для каких-либо особых случаев. Монеты для повседневного обращения чеканят чаще всего из бронзы, меди, никеля, сплавов этих металлов. Хочу продолжать собирать монеты и информацию о них. А в будущем оставлю ее своим потомкам, в надежде, что они продолжат начатое дело, передавая коллекцию из поколения в поколение.
Внеклассное занятие по истории «Историю рассказывают деньги»
Цели урока: познакомить с историей возникновения денег, их коллекционированием; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: рисунки древних монет, коллекция старинных и современных денег, книги.
1) первые деньги,
2) как появились монеты,
3) как деньги величают,
4) деньги в Древней Руси,
5) интересные факты,
6) где хранили деньги,
7) кто создал удобную денежную систему,
8) ещё интересные факты из мира денег.
Ход урока
I. Историю рассказывают деньги.
Когда берёшь в руки серебристый или золотистый металлический кружок старинной монеты, невольно задумываешься, какие же истории могут рассказать монеты? Как много интересной информации о важных государственных решениях, о подвигах и походах, о стремительном развитии хозяйственной жизни или, наоборот, об упадке того или иного государства вызванивают они. Интересно узнать и о том, как использовали монеты в то или иное время в быту, какова была их покупательная способность, в чём хранили те или иные монеты.
По монетам, которые находят на месте раскопок, учёные определяют время захоронения или клада. В старину монеты закладывали в фундамент зданий в качестве оберегов. Был обычай класть новенькие монеты в могилу для того, чтобы умерший мог откупиться в царстве мёртвых.
По найденным монетам археологи узнают не только время захоронения, но и облик многих правителей, чьё изображение донесли до нас монеты. Взяв в руки такую монету, любой, даже самый неискушенный в вопросах истории человек почувствует, что в ней сконцентрировалось нечто такое, что переносит нас в прошлое. В подобной монете словно сохранился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся.
Что же такое монета? Монета – прежде всего деньги. Но не всякие деньги – монеты. Обратимся к истории денег.
В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда и торговли. Они обменивали товар на товар. Постепенно при обмене выделялся какой-то товар, который становился эквивалентом всех товаров, то есть все товары, которыми торговали в этой местности, приравнивались к определённому количеству этого товара. Среди народов Азии, Африки и Океании очень долго существовала такая форма денег – раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах, как Китай, Япония и Индия. У многих племён раковины – деньги носили в связках и в случае опасности зарывали в землю.
Одной из самых распространенных форм денег в древности до изобретения монет являлся скот. Корова, бык, овца – вот те деньги, которые употребляли многие древние народы прежде, чем у них появились настоящие деньги.
2) Как появились монеты? Деньги возникли в результате длительной тысячелетней торговли. В древнейших государствах мира – Междуречье и Египте пользовались слитками металла разной формы. Металл не портился и занимал мало места при перевозке и хранении.
Он легко делился на части для мелких торговых операций. Но кое– кто пытался добавлять медь и олово в слиток из чистого серебра или золота или изготавливать его облегчённым. Приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Чтобы воспрепятствовать подделке денег, государственная власть стала их клеймить. Кусочки металла оделись в “национальный мундир”. Так появились монеты. Для истории монета – это памятник, вещественный остаток древнего денежного обращения, древней торговли.
У Геродота и некоторых других древних авторов имеются сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII в. до н.э., их изготавливали из электра – сплава серебра и золота. Примерно в то же время появляются монеты на греческом острове Эгине.
Они были серебряные. Эгинские монеты называли “черепашками”, так как на них изображалась черепаха – почитаемое на острове животное. Монеты стали изготавливать по всему Средиземноморью, в Китае и Индии. Долгое время форма их была разной: в виде лепёшек, чешуек, в виде дельфина, с отверстием посередине и т.д.Постепенно всеобщим эквивалентом становятся золото и серебро.
Новые и удобные деньги во многом упростили торговлю, расширили её границы.
3) Как деньги величают? На одной из римских монет, выбитой в 45 году до н.э.,
на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: “Монета” – одно из прозвищ этой богини. Юнона Монета значило – Юнона Предупредительница. В храме, носящем её имя, была расположена мастерская по чеканке денег, которые стали называть монетами. Таково происхождение слова “монета”.
Сами монеты имеют разные названия. Так древнегреческая монета – драхма получила своё название от пучка железных прутьев, использовавшихся до появления монет. Шесть прутьев составляли “драхму”, – пучок, который считался денежной единицей.
Названия других монет восходят к мерам веса. Так у римлян была весовая единица – либра. Со временем это слово в изменённом виде перекочевало к византийцам – литра, к итальянцам – лира. Фунт стерлингов у англичан означал фунт серебра.
4) Деньги в древней Руси имели свою историю. Что же узнали ученые, изучая древние монеты? Во – первых, стало ясно, что на Руси деньги появились с IX века. Во – вторых, деньги возникли самостоятельно, они не были принесены с Востока или Запада. Так существовала весовая единица – гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривной стали называть денежную единицу. Пришедшее с Востока слово денге произошло от татарского tanka или монгольского tenge (“монета”).
Происхождение слова рубль связано со словом “рубить” (денежные слитки рубили на отдельные куски). Слово рубль впервые встречается в берестяных грамотах XIII века. Тогда рублями называли новгородские гривны (серебряные слитки весом около 200 граммов).
С XIV века рубль становится счетной единицей и равняется 200 московских денег или 100 копейкам. Как самостоятельная монета рубль впервые появился лишь в середине XVII века. Однако по разным причинам изготавливалась эта монета рубль недолго. В начале XVIII века Петр I возобновил чеканку монет рублёвого достоинства. С тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Рубль равняется 100 копейкам. Слово копейка произошло от денге с изображением всадника с копьём.
5) В истории денег было много интересных страниц. Вот некоторые из них.
В 1654 году царь Алексей Михайлович задумал провести денежную реформу и тем самым поправить финансовое положение страны, вызванное интервенцией шведов и поляков, войной. Было выпущено много медных денег, приравненных к серебряным. Медные деньги скоро обесценились. За них никто не хотел отдавать товар на рынке. Налоги же принимались только серебряными монетами. Это вызвало недовольство среди населения. Вспыхнуло восстание горожан в 1662 году. Оно вошло в историю под названием “Медный бунт” и было жестоко подавлено. Правительство решило возвратиться к дореформенной системе денег.
Так провалилась денежная реформа царя Алексея Михайловича.
6) Где же хранили деньги в те далёкие времена? Деньги носили в кожаных кошельках, которые имели форму в виде кисета, так как карманы на одежде появились намного позднее. Кошелёк и другие мелкие предметы пристёгивались к ремню на поясе. На рынке кошельки предпочитали прятать за пазуху. А вот простые небогатые люди обходились ещё проще: они деньги прятали за щёку! Немцев этот обычай просто потрясал. Вот как писал об этом немецкий путешественник: “У русских вошло в привычку при осмотре и мерянии товаров брать зачастую до 50 копеек в рот, продолжая при этом говорить и торговаться. Можно сказать, что русские рот свой превращают в карман”.
7) Кто создал десятичную денежную систему или, вернее, сотенную, так как в России в рубле 100 копеек? В конце XVII века разразился денежный кризис. В результате снижения веса монет русская копейка превратилась в крошечный кусочек серебра. Пётр I поставил задачу выработать новую денежную систему. Было решено снизить количество серебра в рубле и выпускать медные копейки. Помнили и урок реформы Алексея Михайловича, поэтому реформа была проведена в течение 20 лет – очень тактично, исподволь. Пётр не сразу ввёл медную копейку. Сначала выпустили медные деньги – “мелочь” – достоинством меньше копейки. Затем вышел серебряный рубль, полтинники, гривенники и десять денег. Стали чеканить и крупные золотые монеты. Так к 1704 году в основном реформа была закончена. Она прошла успешно. Теперь 100 медных копеек составляли новый серебряный рубль. Петровская денежная реформа создала наиболее простой денежный счет, какой только можно себе представить. С тех пор он и действует в нашей стране. Рубль относится к копейке, как 100 к 1. В других странах Европы и Америки это произошло намного позднее.
8) Ещё интересные факты из мира денег. После Петра I стали выпускать серебряные рубли и различные номиналы медных денег. Обилие медных денег – особенность этой эпохи в России. Михаил Васильевич Ломоносов в 1748 году был награжден за оду двумя тысячами рублей. Награда была выдана ему медными монетами, которые были доставлены ему домой на нескольких телегах.
Другой факт. При Екатерине II были введены бумажные деньги. Объясняли это тем, что тяжело перевозить медные деньги. Но главная мысль была в том, чтобы добыть в казну дополнительные деньги. Выпустили очень много бумажных денег. Вскоре они обесценились. Вступивший на престол в 1796 году Павел I попытался избавиться от ассигнаций. Он велел выкупать их за серебряные и золотые монеты и сжигать. Перед дворцом загорелись костры из бумажных денег. Но ему надо было истратить 158 млн. рублей, чтобы полностью выкупить все бумажные деньги. Таких средств не было и от этой затеи пришлось отказаться. Ассигнации продолжали выпускать.
Появление ассигнаций во всём мире изменило судьбу монет. Они перестали играть заметную роль, уступив место бумажным деньгам.
III. Выступление коллекционера Б.Г.В. с рассказом о том, как он собирал свою коллекцию монет и ассигнаций.
Учащиеся знакомятся с его коллекцией.
IV. Библиотекарь рекомендует учащимся прочитать следующие книги:
1. “Нумизматика: путеводитель для коллекционера”/А.А.Щелоков. – М.: Эксмо, 2009. – 224с.: ил. – (Энциклопедия коллекционера).
Уже давно монеты – это не только деньги, он и объект коллекционирования. Если и для вас монеты не являются просто средством платежа, если вы с интересом ищите как древние, так и современные уникальные экземпляры, то эта книга для вас.
Данное издание поможет начинающему нумизмату разобраться в редких монетах всех стран мира. Автор, известный коллекционер Александр Щелоков, рассказывает об истории монет, об их национальных особенностях, о типах и гуртах монет, названиях и номиналах.
В книге представлено более 500 примеров монет и старинных денежных знаков. Помимо увлекательных истории и интересных фактов, в путеводителе приведён полный список источников, от книг до магазинов, в которых можно найти полезную для начинающего нумизмата информацию о монетах.
2. “ Твоя коллекция монет: Из истории российских денег. Занимательная нумизматика”/ Ил. Д.Полякова. – М.: Дет. Лит., 2004. – 154 с.: ил.+ 4 л.вкл.(Знай и умей).
Автор этой книги, Дмитрий Львович Кондратьев, – член Союза писателей России. Он обращается со своими читателями на доступном простом языке. Увлекательно, живо и интересно написана книга, объединяющая нумизматику, историю и экономику. Действующие в книге исторические персонажи передают колорит эпохи, приближают к сегодняшним дням давно минувшие события.
3. “Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века” /Ю.А.Федосюк. – М.: Флинта, Наука, 2002.
Очень часто, читая произведения русских классиков, мы встречаем упоминания о денежных единицах, названия которых нам непонятны. Вот, например, разговор о взятках в “Мертвых душах” Гоголя:
– “Почему же не дать? Я готов четвертак, другой”.
– “Нет, не четвертак, а по беленькой….писарем и достанется по четвертаку, а остальное пойдёт к начальству…”
Чтобы понять, что означают эти денежные единицы, вы можете обратиться к книге “Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века”. И тогда, читая “Сорочинскую ярмарку” Гоголя, вам станет ясно, что имел в виду цыган, говоря парубку Грицько: “Вот тебе и синица в задаток”. Синенькая (или синица в простонародье) – это 5 рублей бумажных денег, имевший синий цвет.
4. “ Полный каталог монет и банкнот России”/ С.В.Аксёнова. А.В.Жилкин.– Ростов н/Д: М.: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009. – 419с.: ил. – (Библиотека энциклопедических словарей)
Вы нашли старинную монету, он не можете определить, какому времени она принадлежит и что изображено на ней. В этом вам поможет книга “Полный каталог монет и банкнот России”. Здесь интересно и доступно рассказывается всё о деньгах, начиная с древности и до наших дней.
В книге два раздела: первый посвящен нумизматике, а второй – бонистике (изучению бумажных денег). Хотите узнать, как матушка Екатерина II ввела ассигнации, и что из этого получилось? Тогда возьмите в библиотеке эту книгу. Она расскажет вам много интересного.
V. Викторина “В мире денег”.
Рисунок 1. Примитивные деньги
1 – раковины – каури,
2 – перламутровые подвески,
3 – связка раковин,
4 – связка металлических колец,
5 – железная мотыжка,
6 – бронзовый топорик,
7 – железные прутья из храма Геры в Аргосе,
8 – железный слиток из Британии,
9 – золотой диск из Микен,
10 – бронзовый слиток,
11 – медный слиток из Италии,
12 – римский слиток с клеймом.
/Из книги Г.А.Федоров – Давыдов “Монеты рассказывают”. – М.-Педагогика.-1990./
Рисунок 2. Лидийские монеты
Исследовательская работа «О чем говорят монеты»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК МАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
«О чём говорят монеты?»
учитель начальных классов
3.Глава 2.Результаты изучения монет коллекции……………………………4
4.Глава 3.Результаты поиска информации……………………………………5
5.Глава 4. Результаты социологического опроса…………………………….6
Вот уже несколько лет я коллекционирую денежные монеты. Мне захотелось узнать, о чём говорят монеты, как они появились, какие были раньше. Поэтому, я решил исследовать и систематизировать свою коллекцию, вместе с тем познакомился с историей возникновения монет.
С деньгами своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей. Беря в руки монеты, я обращал внимание, что они имеют разный цвет, разные узоры и изображения. От своих родителей я узнал, что это связано с изменениями в истории страны. У меня возник вопрос, а что если сравнить монеты разных времен, можно ли узнать об этих изменениях (изменениях произошедших в истории)?
предположим, что монеты это ценный источник изучения истории Российского государства, её культуры.
проверить, поможет ли изучения монет расширить мои знания по истории страны, её культуры.
изучить монеты моей коллекции;
сравнить мои выводы с историческими сведениями;
познакомиться с историей возникновения монет;
провести исследование знаний моих одноклассников по теме данной
дополнить мою коллекцию современными монетами.
1. Систематизация и классификация монет.
2. Поиск новых монет.
4. Изучение литературных источников.
5. Информация Интернета.
6. Социологический опрос.
Глава 1. Из истории
На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.
Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он использовал для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
Постепенно торговля расширялась, и становилась труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и хорошо делились.
В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.
Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
В России, а точнее в Киевской Руси чеканка монет началась во времена князя Владимира. Они были изготовлены из золота и назывались златниками.
Отсюда и название следующей монеты – рубль. Слово « рубль » произошло от глагола « рубить » . Рубили гривну на 4 части.
Рубль ещё называли тина и этот тин тоже делили пополам. Отсюда и появилось название ещё одной монеты полтинник – половина тина.
Копейка вошла в обращение на Руси в Х VI веке и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьём.
Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой. Простой люд деньги прятал за щуку, при этой бойко торговался.
Глава 2. Результаты изучения коллекции.
Современные монеты имеют круглую форму. В монете различают
Мною были отобраны и изучены российские монеты образца 1855г, 1700г, 1841г, 1924г, 1930г, 1932г, 1961г, 1979г, 1984г, 1988г, 1981г,
Отобранные монеты моей коллекции я разбил на 4 группы
В результате исследования монет была составлена сравнительная таблица.
Проделанная работа помогла узнать, что во времена правления царей (монархов) на монетах изображали первые буквы имён правителей.
После 1924 года наша страна стала называться СССР (Союз Советских Социалистических Республик). Герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда.
С начала 90 годов наша страна стала называться Россией (Российской Федерацией). Символами государства стал герб, на котором изображен двуглавый орел.
В то же время у меня появились вопросы:
1. Что обозначали буквы и узоры на старинных монетах?
2. Почему на монетах 1924-1932 годов есть надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь», а далее уже нет.
3. Почему к 1993году наша страна стала называться Россией, а не СССР?
4. Почему на монетах начиная с 2001 года появляются изображения различных городов?
Глава 3. Результаты поиска информации
Чтобы ответить на эти вопросы я обратился за разъяснением к материалам интернета.
В результате поиска мне удалось установить:
Вторая и третья монеты, датированные 1841г и 1855г – это медные
На первых монетах советской республики написан лозунг «Пролетарии
всех стран соединяйтесь». Это призыв к мировой революции.Первым руководителем страны был В.И. Ленин.
После 1922года наша страна стала называться СССР (Союз Советских
Социалистических Республик). Герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда.
3. В 1990 году был учрежден пост президента СССР. Первым и единственным президентом стал М.С. Горбачев. Свои президенты были избраны и в республиках. Республики стремились к самостоятельности и постепенно, одна за другой, заявили о своем выходе из состава Советского Союза. В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Все республики стали независимыми государствами. В составе Советского Союза наша республика называлась РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), с начала 90-х годов она стала
называться Россией или Российской Федерацией. Изображение двуглавого орла на современных российских монетах является символом Центрального банка Российской Федерации, а не государственным гербом.
4. Денежная монета является изделием художественного ремесла, отражает культуру народа, страны, поэтому на монетах стали изображать памятники и памятные места различных городов, герба республик, краёв, областей.
Каждый год выпускаются новые монеты. Планируется выпустить монеты посвящённые Всероссийской переписи населения 2010 года, XXII Зимним олимпийским играм 2014 г в Сочи (монета достоинством в 25 рублей)
Глава 4. Результаты социологического опроса.
С целью изучения приоритетов одноклассников было проведено
анкетирование. В анкетировании приняло участие 24 учащихся 4”А” класса. Им было предложено ответить на вопросы:
1. Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре?
2. Почему именно это изображение?
Результаты анкетирования учащихся.
На первый вопрос учащиеся ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:
1. Знаменитых людей России (президента, писателей, героев Великой отечественной войны) – 7 чел.
2. Животных (в том числе уссурийского тигра) – 6 чел.
4. Исторические события (олимпиады и др) – 3 чел.
Данные анкет позволяют сделать вывод, что моим одноклассникам
интересна данная тема. Они любят свою Родину, гордятся своим
президентом, своими предками, хотят, чтобы страна стала еще лучше.
Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза нашла свое
— монеты являются источником при изучении истории страны
(выражают историю нашей страны);
— по монетам можно проследить изменение государственных символов ;
— монеты являются изделиями художественного ремесла и могут быть
также источником по изучению истории искусства.
Монета действительно имеет свой «язык», которым она может нам многое рассказать, рассказать об истории страны. На них сохраняются имена и даты, исчезнувшие памятники архитектуры. По ним мы можем узнать имя
правителя, который её чеканил. Монеты – великие путешественники, могут
7. Список литературы
1. Я познаю мир. История. Москва, АСТ, 1997г.
2. История. Энциклопедия для детей. Москва, “ОЛМА – ПРЕСС”, 2003г
3. Е.В.Саплина. Введение в историю. М.: Дрофа,1996.
Но далеко не всегда деньги имели вид монеты.
Человек использовал для расчетов предметы, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.
В моей коллекции несколько десятков монет.
В коллекции есть монета времен императрицы Елизаветы – деньга.
Особенно мне интересны старинные монеты, которые ходили еще при царе. В моей коллекции таких монет около 20.
Монеты России (Российской Федерации)