Что может быть глиняным
100 к 1. Что может быть глиняным (андроид)?
За ответ Горшок получим 40 баллов
за ответ Кувшин заработаем 80 баллов
за ответ Посуда получим 120 баллов
за ответ Сосуд заработаем 160 баллов
за ответ Ваза получим 200 баллов
за ответ Игрушка заработаем 240 баллов
за ответ Статуя получим 280 баллов
за ответ Тарелка заработаем 320 баллов.
Воспользуйтесь подсказками и вам обеспечена победа и прибавите в свою копилку 1440 очков, успехов!
40 баллов за самую обычную глиняную вазу, которая дополнит интерьер квартиры и сделает его более изысканным;
120 баллов продолжает вереницу кухонных ответов, открывая вариант на табло Сосуд;
160 баллов досталось Вазе, в которой удобно можно поставить букет из свежих цетов;
200 баллов откроет нам вариант о том, что глиняным может быть и обыкновенная Игрушка;
240 баллов за древнюю Статую, сделанную из глины так как другого материала не было под рукой ;
Вот правильные ответы :
ответ «горшок» получает 40 баллов,
ответ «кувшин» зарабатывает 80 баллов,
ответ «сосуд» получает 120 баллов,
ответ «ваза» приносит 160 баллов,
ответ «игрушка» получает 200 баллов
ответ «статуя» дает 240 баллов,
отве «тарелка» стоит 280 баллов.
Правильными ответами на этот вопрос в игре «100 к 1» стали такие ответы:
В игре 100 к 1 на вопрос «Что может быть глиняным (андроид)?» правильные ответы расположились в следующем порядке:
По версии игры «100 к 1», глиняным может быть:
Это выигрышные ответы. Успехов в игре!
Правильные ответы на знаменитую игру 100 к 1.
Вопрос: Что может быть глиняным?
Отвечая в таком порядке, Вы имеете возможность заработать максимальное количество баллов. Так что удачи!
В багажнике, в первую очередь, можно увидеть запаску, и такой ответ принесет игрокам всего 40 призовых баллов.
Третье место досталось колесу, стоимостью 120 призовых баллов.
Далее идет аптечка, и она подарит еще 200 призовых баллов.
Шестое место на табло занимает насос, за который причитается 240 призовых баллов.
Далее идут какие-либо инструменты, за них полагается 280 призовых баллов.
А завершить игру поможет чемодан, который даст возможность заработать финальные 320 призовых баллов.
На рыбалке естественно едят уху, если конечно рыбу удается поймать, едят консервы или тушенку, не обходится рыбалка и без водки. Игроки на вопрос о еде на рыбалке отвечали так
Бутерброд- 120 очков
Консервы, тушенка- 280 очков
Вот те продукты, которые стали верными ответами в игре.
Участники игры решили, что чаще всего человек говорит правду в суде, и такой ответ, занимающий первую позицию игрового табло, принесет 40 призовых баллов.
Затем игроки назвали дом, там действительно можно не кривить душой, и это еще 80 призовых баллов.
А на четвертой строке оказались такие варианты: на исповеди или в церкви, и они помогут заработать следующие 160 призовых баллов.
Пятое место занимают ответы: больница и у врача, и за них причитается 200 призовых баллов.
А закончить игру удастся, если сказать, что чаще всего люди говорят правду у полиграфа он же детектор лжи, и это финальные 240 призовых баллов.
На почтовых марках очень часто изображают известных людей: поэтов, изобретателей, правителей разных эпох. Также нередко на почтовых марках можно увидеть различные достопримечательности.
Ну а вот какие ответы на поставленный вопрос дали опрошенные участники игры «Сток одному».
На первом месте оказался город, и такой ответ принесет 40 баллов.
Второе место занимает герб, и за этот ответ полагается 80 баллов.
На третьей строке оказался портрет, оцененный в 120 баллов.
Четвертую строчку можно открыть ответом Гагарин, стоимостью 160 баллов.
На пятом месте расположился ответ памятник за 200 баллов.
Седьмую строку занял ответ Кремль за 280 баллов.
Последним ответом на восьмой строке за 320 баллов оказался Ленин.
От свистульки до сервиза: удивительная глина
Керамика…Податливая глина, узнавшая опытные руки мастера, прошедшая сквозь огонь и воду и ставшая кувшином для масла, кофейной чашкой, ярким изразцом, сказочной свистулькой и веселой игрушкой. Секреты изготовления керамики были известны нашим предкам, жившим тысячи лет назад. В Китае за 2000 лет до нашей эры делали не только глиняную посуду – в ходу уже был фарфор. А первые упоминания о гончарах и их изделиях можно найти в Ветхом Завете. В век космических технологий и электронных гаджетов мы продолжаем пользоваться плодами древнейшего ремесла – наливая утром кофе в фарфоровую чашку, отправляя в духовку жаркое в глиняном горшочке и украшая дом изящными статуэтками – напоминаниями о чудесных путешествиях и людях.
На пути к печи
Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.
Виталий Гычев, гончар:
– Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.
Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.
С дружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.
Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.
Виталий Гычев:
– При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.
У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.
Виталий Гычев:
– Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.
Молоко, свинец, глазурь
Чернолощеная, краснолощеная, обварная, майолика…Каких только разновидностей и способов отделки керамики за тысячелетия не придумали гончары! После обжига необработанная глина имеет пористую структуру и пропускает воду, а значит, такую посуду нельзя использовать на кухне. Чтобы сделать материал водонепроницаемым, мастера используют старинные техники обработки. По словам Сергея Зацаренского, гончара из Ростова-на-Дону, наиболее популярные – молочение, обвара и ганозис.
Сергей Зацаренский:
– Молочение так называется потому, что обожженное изделие окунают в жирное молоко, а потом прокаливают при температуре 300 градусов. Казеин склеивает поры, глина становится водонепроницаемой, а изделие приобретает красивый цвет – от коричневого до черного, а также блеск. А вот чтобы получить черные разводы с хаотичными пятнами, делают обвару: раскаленное докрасна изделие окунают в мучную болтушку с дрожжами, отрубями и кисломолочными отходами. Также чтобы глина не пропускала воду, ее вощат – эта технология называется ганозис. Воск с маслами слегка подогревают, пропитывают ими нагретое изделие, а затем полируют тряпочкой из сукна или войлока.
Появляются и новые технологии – так, фасадную керамику для водонепроницаемости теперь модно пропитывать аквастопами.
Придать цвет керамике можно не только с помощью молока, воска и мучной болтушки. Богатую палитру цветов дают смеси различных минералов, солей, пепла и шлака. Глазури медью и малахитом окрашивают в голубые, синие оттенки, свинцовые – в зеленые и так далее.
Сергей Зацаренский:
– В прежние времена для получения цвета гончары пережигали на чугунной сковороде свинец в муку, просеивали через сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного – железный, для желтого – сурьмы и белил, для коричневого – окись марганца. Само изделие обмазывали солидолом и керосином, обсыпали приготовленной мукой и ставили на обжиг – приставший глет образовывал яркую блестящую глазурь.
Блестящие крынки глубокого черного цвета – это чернолощеная керамика. Такая изготавливалась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. В чернолощеной посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, она стойко выдерживает перепады температуры. Рецепт изготовления черных горшков на протяжении веков оставался неизменным: сначала изделие формируют на гончарном круге, сушат и обжигают в печи, а затем помещают в чан с опилками, закрывают крышкой и коптят. После этого натирают до блеска.
Виталий Гычев, гончар:
– Гончарное искусство сегодня перестало быть утилитарным, а носит декоративный характер. Крынки и квасники теперь редко используют по назначению, а чаще приобретают для украшения интерьера. Хотя лично я дома люблю готовить и хранить пищу в глиняной посуде – это не только красиво, но еще и очень удобно.
Гостья с Майорки
Вершина глиняного перевоплощения – яркая майолика – разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури. В технике майолики выполняют изразцы, посуду, статуэтки, декоративные панно. Секретами этой техники владели еще мастера Древнего Египта. Но по-настоящему популярной расписная керамика стала в эпоху ренессанса, попав в Италию через испанский остров Майорку – от географического названия и произошел термин «майолика».
Одним из крупных центров майолики в России еще в XVII веке стал Ярославль, где изготавливали изразцы для украшения храмов и домов. И сегодня Ярославль славится своей керамикой – таких сервизов и скульптур не производят больше нигде в мире.
Создание ярких статуэток начинается с лепки пластилиновой миниатюры. На этом этапе будущая майолика мягка и податлива, а скульптор может проработать даже мелкие детали. Далее мастера заливают миниатюры гипсовым раствором, который, застывая, принимает форму скульптуры. Затем гипсовую форму заполняют шникером – жидким раствором глины. Спустя несколько минут форму освобождают от шникера и оставляют сушиться. После того, как гипсовые оковы снимают, остается тонкий глиняный черепок – через несколько суток его отправляют в печь.
Обожженную керамическую фигуру окунают в белую эмаль и расписывают матовыми стекловидными красками, которые мгновенно засыхают. Это невероятно кропотливый процесс, ведь у художника нет права на ошибку – если рука дрогнет, лишнее пятнышко уже ничем не закрасишь. После обжига матовая блеклая фигурка обретает яркость и глянец. Получается такая вот красота:
Если вы хотите украсить свой дом изразцами, почитайте советы наших форумчан в этой теме. Также советуем посмотреть наше видео, в котором подробно рассказывается о производстве изразцовой плитки. Рекомендации по выбору правильной посуды для готовки в печи вы найдете здесь.
Что может быть глиняным на пруду
Если после выполнения всех работ останется ещё глина, её можно использовать для изготовления декоративных элементов. Например, можно организовать водопад, сформировав глиняную чашу и разместив над бортиком пруда. Для этого понадобится дополнительное устройство (напорный насос), которое будет обеспечивать циркуляцию, зато водоём значительно преобразится.
Красиво и естественно будут смотреться глиняные горшки с растениями вдоль береговой линии.Такая декорация упростит уход за водоёмом. К тому же, появится возможность украсить пруд разнообразными цветами, даже теплолюбивыми, т. к. на зиму их можно будет занести в дом.
Как сделать глиняный замок для пруда
Гидроизоляция сооружений глиняным замком применяется с давних времён. И хотя сегодня существуют более современные материалы на основе нефтяного битума, полимеров и цемента, глина не теряет актуальности. Основным достоинством замкового глиняного оформления является то, что оно не боится воздействия влаги, не замокает под влиянием затопления грунтовыми водами. Хотя не лишним будет сделать снаружи подложку из геотекстильного полотна.
Технология изготовления замка заключается в послойной укладке и трамбовке глины, как это было описано выше. При этом нужно учесть, что чем жирнее будет материал, тем качественнее сооружение. Лучше использовать глиняную массу, в которой содержится 10–15% песка. Материал увлажняют до такой степени, чтобы он не рассыпался и не проскальзывал сквозь пальцы.
Важно!По окончании работ лучше накрыть глиняную чашу сеном или плёнкой, чтобы избежать пересыхания.
Что может быть глиняным
Эта простая и непростая глина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печи. И из кирпича человек уже построил целые дома, соборы, города. Оказывается, глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцветием красок, если она станет фаянсом. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными и многообразными скульптурными изображениями.
Глина проста и легка в обработке. Её возможности огромны. С древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.
Когда я была совсем маленькой, мне очень нравилось лепить своими руками различные поделки из пластилина. Фигурки получались красочные, но не крепкие. Я спросила маму: «А есть какой-нибудь другой материал, из которого получались бы мои сказочные персонажи более прочными». Мама ответила, что варианты есть. Можно, например, попробовать слепить из глины. Я поставила перед собой цель.
Цель исследовательской работы:
Ознакомиться с видами глин Уральского региона и выяснить, какие виды можно использоватьпри изготовлении глиняных изделий.
Задачи:
1. Познакомиться с историей происхождения и применением глины.
2. Узнать места нахождения глины нашего региона.
3. Изучить состав и свойства глины.
4. Изготовить глиняные изделия.
Объект исследования: глина.
Предмет исследования: свойства глины.
Гипотеза:
Предполагаю, что изучив свойства глины, узнаю, какие глины имеют способность деформироваться и удерживать приданную ей форму, научусь готовить глиняные изделия.
Методы исследования:
Обращение к взрослым
Проведение опытов и экспериментов
Практическая работа с глиной
История происхождения и применения глины
Не боги горшки обжигают
Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосуд. Может быть, это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Следующее открытие человек сделал тогда, когда обжег кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное – она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.
Версия №1. Есть версия, что впервые человек догадался лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину. В начале ею покрывали плетеные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.
Версия №2. Обжигать глиняную посуду люди научились спустя столетия и совершенно случайно. Существует легенда: когда женщина не уследила за огнем, в ее жилище случился пожар. Сгорело все, только уцелели лишь глиняные горшки. Люди заметили, что после пожара они стали прочнее и тверже, в них можно было хранить без опасения любые жидкости. Благодаря счастливой случайности люди стали активно обжигать и применять в быту глиняную посуду.
Версия №3. Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится прочной. Вполне возможно, что наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец.
Применение глины в истории и современном мире
В древности на тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увековечены эпические поэмы, религиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.
Тарелки, горшочки, кувшины и вазы в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров.
Глина может входить в состав других материалов: художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.
Места нахождения глины нашего региона
Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Уральском регионе каолина 93%, огнеупорных глин 64%. На территории Сосновского района расположены месторождения: каолин (белая глина), цементные глины, глины кирпичные.
Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли в Санкт-Петербург на императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Южноуральске, Троицке.
Свойства глины
Свойства глины в медицине
Белая глина есть в рационе малых народностей Дальнего Востока. Ее запивают козьим молоком. После употребления, в небольших количествах, глина оказывает полезные свойства.
Интересно, что глиняные ванны принимают не только люди, но и животные. Они измазываются, катаются в тягучей массе, если ранены или больны. Они чуют лекарство в окружающей их среде, так как глина обеззараживает и заживляет.
Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масо
В Индии существует целая индустрия парфюмерной промышленности, связанной с глиной! Оказывается, глина отлично впитывает ароматы, и местные парфюмеры, во время активного цветения природы, размещают глиняные диски прямо в благоухающих местах. После в специальном аппарате для дистилляции эти ароматы переводят в духи, которые называются земляными.
Физико-химические свойства глины и ее состав
1) в смеси с водой образовывать вязкое тесто;
3) пластичность, т. е. способность принимать и сохранять любую форму в сыром виде;
4) сохранять эту форму после высыхания с уменьшением объема;
6) связующая способность;
7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.
Свойства глины определяет ее химический состав.
Состав глины, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.
Глина различных составов имеет множество оттенков. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться.
Различают «тощие» и «жирные» глины.
Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.
Я сравнила два вида: глина блестящая на вид и скользкая на ощупь, попробовала на зуб, она скользит, а другая с матовой поверхностью, на ощупь шероховатая, при трении пальцем легко крошится, хрустит на зубах, а значит содержит много примесей.
Пришла к выводу: «Чем меньше примесей, тем она жирнее, а тощие глины содержат много примесей».
Практическая часть
Подготовительный этап
С мамой и папой мы набрали 4 вида разных по составу глин: белую, красную, желтую, розовую. Разбили все комочки, просеяли через сито, и привезли к мастеру по керамике Дударевой Ольге Николаевне, чтобы узнать: годится ли наша глина для ручной работы или нет?
Способы проверки глины:
Способ №1 «Добавление воды»
Все виды глин мы проверили путем добавления в них простой воды. Добавляли воду маленькими порциями и хорошо переминали руками. Белая глина оказалась очень пластичной, хорошо мялась в руках и не разваливалась. Ольга Николаевна сказала, что эта глина отличная, «жирная», у нее хорошие пластичные и связующие свойства и из нее получатся хорошие изделия.
Затем мы проверили красную глину, она оказалась не такой «жирной», но тоже очень хорошей, она хорошо лепилась и не разваливалась в руках. Потом взяли жёлтую: в ней оказалось слишком много песка, она трескалась и плохо склеивалась в руках. Эта глина оказалась «тощей», с очень низкой пластичностью, она не годилась для лепки. А вот розовая оказалась хорошей и пластичной.
Способ №2 «Отмучивание глины»
Этот способ подготовки глины мы провели путем отмучивания. При таком способе глина становится более жирной и пластичной. Мы набрали глину в ведра и залили их водой 1:3. Все тщательно перемешали и оставили на сутки. У нас получился однородный раствор разных цветов.
Вода в ведрах отстоялась и высветлилась. С помощью резинового шланга мы аккуратно слили отстоянную воду и весь глиняный раствор протерли через сито. Разложили глину на хлопковую ткань и поставили у батареи, чтобы вышла лишняя влага. После того, как глина стала густой как тесто и перестала прилипать к рукам, ее мы скатали в рулоны и хранили в полиэтиленовых пакетах до начала ручных работ.
Основной этап
Мы взялись за дело.
Попробовали слепить из этих трех видов глин различные изделия.
Мастерство гончарного дела
Гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. На Руси это было одно из важнейших ремесел. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным, механизм управлялся одной рукой, а позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.
Мое занятие на гончарном круге проходило в мастерской города Челябинска под руководством Третьяковой Анны. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.
Прежде чем начать работу на круге я помяла глину, почувствовала и слепила колобок. Мастер сказала, что в такие моменты, глина сама подскажет, каким должно стать будущее изделие.
В конце я украсила свои поделки узором с помощью стека. Осталось высушить мои изделия. Все было просто и сложно.
Быстро постичь мастерство гончарного дела у меня не получилось. Но радость от этого занятия я получила огромную и незабываемую!
Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах и дает усадку. Обжиг укрепит наше изделие.
Мои изделия просохли. Ольга Николаевна сказала, что если я хочу пользоваться своей посудой, то нужно залощить изделия. Это древнерусский способ обработки глины перед обжигом. Лощение придаст моему изделию плотность и гладкость. Поверхность подсохших глиняных изделий я натирала до блеска деревянными стеками. Теперь лощеную посуду можно смело использовать в быту, так как она достаточно влагоустойчива и экологически чистая.
Обжиг проводили в муфельной печи при температуре 970-1050 градусов, для белой и розовой глины. Красную глину обжигали при температуре 600 градусов, если выше, то она расплавится.
Лощение и молочение – это древнерусские способы обработки глины, которые применялись только на Руси!
Сейчас больше используют глазурь – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.
Заключительный этап
Я сейчас простая глина
Жду я рук, но чтоб любимых,
Что, лаская, разомнут,
Выгнут, форму придадут.
Обожгут, чтоб закалиться,
Что бы долго жить, храниться.
Радовать глаза творца,
Ведь была простая глина,
А теперь ну впрямь картина.
Не прибавишь, не возьмёшь.
Видно мастер постарался,
Знать работал не за грош.
Вывод: Познакомившись с историей происхождения и применением глины, узнала места нахождения глины нашего региона, какими свойствами она обладает, как и где используют глину, научилась готовить изделия из глины.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
В дальнейшем я хотела бы провести мастер-класс своим одноклассникам с целью познакомить их с этим чудесным и удивительным материалом!
А также очень хотела бы побывать на фарфоровом заводе в Южноуральске и в городе Сысерть Свердловской области.
Лыкова И.А. Мы лепили мы играли: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова – изд. ООО «Карапуз-дидактика», 2007. – 82 с.
Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. – М.: «АСТ-ПРЕСС». 1997. – 144 с.: ил.
Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощенская керамика/ А.И. Поверин – изд. М.: «АСТ-ПРЕСС». 2016. – 160 с.: ил.
Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей и детских садов/ А.П. Усова Изд. 3-е. М.: «Просвещение». 1972. – 78 с.: ил.
Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня/ Л.В. Браиловская. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 217 [2] с., : ил., [4] л. ил. – (Это модно).
Уварова И. Глина, вода и огонь: научно-художественная литература/ И. Уварова. – М.: «Детская литература», 1973. – 174 с. с ил.