Что может дать дьявол человеку

Может ли дьявол дать человеку материальное богатство?

Для начала отве­тим на вопрос – «поощ­ряет» ли Бог чело­века богат­ством?

Само по себе богат­ство не явля­ется пока­за­те­лем пра­вед­но­сти или гре­хов­но­сти. Бога­тым чело­ве­ком может быть и греш­ник, и пра­вед­ник. Но многие люди, в част­но­сти, исходя из бук­валь­ного вос­при­я­тия рас­про­стра­нен­ного среди хри­стиан выра­же­ния, что всё, что про­ис­хо­дит в мире, про­ис­хо­дит по воле Божьей, склонны счи­тать, что богат­ство подает именно Бог, неза­ви­симо от того, каким путем оно было при­об­ре­тено. Порой при­хо­дится слы­шать: «Вон, посмот­рите, этот оли­гарх в 90‑е годы бан­ди­том был, и Бог ему все дает – денег куры не клюют, и дома, и машины, и яхта, и жена моло­дая, а у поря­доч­ных людей ни копейки за душой, сколько народа с хлеба на воду пере­би­ва­ется. И почему Бог такую неспра­вед­ли­вость попус­кает?».

В подоб­ных умо­за­клю­че­ниях есть осно­во­по­ла­га­ю­щая ошибка – уве­рен­ность в том, что богат­ство всегда дает Бог, а само богат­ство – это чуть ли ни самая глав­ная форма Боже­ствен­ного «поощ­ре­ния» для чело­века. Именно эта ошибка при­во­дит к мысли, что Бог неспра­вед­лив к хоро­шим и поря­доч­ным людям, ведь они должны жить в достатке уже только потому, что они хоро­шие. А бывший бандит, ныне оли­гарх, согласно озву­чен­ной логике, как раз наобо­рот, должен быть нака­зан Богом и лишен вся­кого богат­ства. Однако, раз этого не про­ис­хо­дит, то значит, что Бог неспра­вед­лив – поощ­ряет греш­ника и не бла­го­слов­ляет пра­вед­ника. Таким обра­зом, допу­ще­ние в самом начале прин­ци­пи­аль­ной ошибки при­во­дит к невер­ным логи­че­ским заклю­че­ниям.

На самом же деле, богат­ство далеко не всегда явля­ется Божьим бла­го­сло­ве­нием. Зача­стую богат­ство бывает при­об­ре­тено непра­вед­ным путем, не по бла­го­во­ле­нию, а по попу­ще­нию Божьему, в чём, конечно же, тоже про­яв­ля­ется Боже­ствен­ная воля. Но не так, как думают те, кто счи­тает, что всяким богат­ством чело­века ода­ри­вает Бог. В этом случае оно не может счи­таться заслу­жен­ным даром или заслу­жен­ным поощ­ре­нием от Бога. Иначе стоило бы при­знать, что Бог бла­го­слов­ляет нару­ше­ние запо­ве­дей, Им данных, поощ­ряет нару­ши­те­лей тре­бо­ва­ний Его воли. Допу­стить такое – не просто нело­гично, но и оскор­би­тельно по отно­ше­нию к Творцу.

Есть еще один важный момент – не всякий поря­доч­ный чело­век явля­ется чело­ве­ком веру­ю­щим и живу­щим в согла­сии с Богом. Поря­доч­ный чело­век – это не обя­за­тельно пра­вед­ник в пра­во­слав­ном пони­ма­нии. Это хорошо видно на при­мере граж­дан СССР, многие из кото­рых были людьми поря­доч­ными, но при этом ате­и­стами. Поэтому между поня­ти­ями «поря­доч­ность» и «пра­вед­ность» ни в коем случае нельзя ста­вить знак равен­ства.

А что же, если чело­век испол­няет волю Божию, живет по Его запо­ве­дям? Может ли такой чело­век рас­счи­ты­вать на «поощ­ре­ние» от Бога в виде богат­ства?

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета ука­зы­вает на воз­мож­ность связи между испол­не­нием запо­ве­дей Божьих и бла­го­по­лу­чием и достат­ком пра­вед­ни­ков. «Блажен муж, кото­рый боится Гос­пода, – в доме его будет обилие и богат­ство», – пишет псал­мо­пе­вец ( Пс.111:1-3 ). Многие пра­вед­ные люди были людьми не бед­ными. Так, Авраам был «очень богат скотом, и сереб­ром, и золо­том» ( Быт.13:2 ). Бога­тыми людьми были про­роки Давид и Соло­мон, цари иудей­ские. Был бла­го­слов­лен Богом Иоса­фат, «утвер­дил Гос­подь цар­ство в руке его, и давали все Иудеи дары Иоса­фату, и было у него много богат­ства и славы» ( 2Пар.17:5 ).

Можно при­во­дить и другие при­меры из Свя­щен­ного Писа­ния, однако было бы невер­ным и наив­ным пола­гать, что богат­ство у вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков появ­ля­лось само по себе. Очень важно пока­зать как именно «рабо­тает» бла­го­сло­ве­ние Божие. Опять обра­тимся к Писа­нию. Бог, давший через Моисея вет­хо­за­вет­ный закон, предо­сте­ре­гает иудеев от гор­дыни: «чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и кре­пость руки моей при­об­рели мне богат­ство сие», но чтобы помнил Гос­пода, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу при­об­ре­тать богат­ство» ( Втор.8:17-18 ). Бог дает силу для того, чтобы сохра­ня­ю­щий запо­веди Его, мог жить в достатке. А для этого нужно тру­диться, ибо «тру­до­лю­би­вые при­об­ре­тают богат­ство» ( Прит.11:16 ). Дей­ствен­ная помощь Божия – это и есть Его бла­го­сло­ве­ние пра­вед­нику. И если пра­вед­ник сам не иску­ша­ется при­об­ре­тен­ным богат­ством, ставя его во главу угла, то Божье бла­го­сло­ве­ние пре­бы­вает с ним. Таким обра­зом, чрез­вы­чайно важным в данном вопросе явля­ется то, как при­об­ре­та­ется мате­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние и как чело­век рас­по­ря­жа­ется им. Быть бога­тым не грех, грехом явля­ется непра­вед­ное при­об­ре­те­ние богат­ства и замы­ка­ние его на себе.

Свя­ти­тель Иоанн Шан­хай­ский пишет: «Не само по себе мате­ри­аль­ное богат­ство вредно (оно нрав­ственно ней­трально), и не сама по себе бед­ность полезна для воз­вы­ше­ния души (бед­ность тоже нрав­ственно ней­тральна). Но похо­те­ние, обо­жеств­ле­ние богат­ства есть личный и соци­аль­ный яд: когда богат­ству при­но­сятся чело­ве­че­ские жертвы (а нера­зум­ный богач при­но­сит в жертву себя самого и всех окру­жа­ю­щих); когда забы­ва­ется бес­смерт­ное и вели­кое досто­ин­ство чело­ве­че­ское и цель жизни чело­века на земле. Похоть же богат­ства про­яв­ля­ется не только у бога­тых или бога­те­ю­щих, но столь же часто у бед­ня­ков, зави­ду­ю­щих луч­шему мате­ри­аль­ному состо­я­нию».

В Новом Завете появ­ля­ется новое осмыс­ле­ние богат­ства, того, что оно может дать чело­веку и чего может лишить. На первый план выхо­дят нега­тив­ные послед­ствия вли­я­ния богат­ства на чело­века. В прит­чах Гос­подь Иисус Хри­стос осуж­дает бога­чей, кото­рые забо­ти­лись лишь о своих дохо­дах и не обра­щали вни­ма­ния на других людей. Так, безум­ным назван бога­тый чело­век, постро­ив­ший себе жит­ницы и ско­пив­ший добра на многие годы вперед ( Лк.12:16-21 ). Осуж­ден на муки богач, любив­ший пиро­вать и не заме­чав­ший лежа­щего у его ворот голод­ного Лазаря ( Лк.16:19-31 ). Глав­ным для чело­века Гос­подь видит не земное богат­ство, а небес­ное: «Не соби­райте себе сокро­вищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры под­ка­пы­вают и крадут, но соби­райте себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не крадут, ибо где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19-21 ). Именно при­стра­стие к богат­ству затме­вает разум чело­века, обра­щает сердце его на темные пути, поэтому «трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное» ( Мф.19:23 ). Кроме того, богат­ство может слу­жить источ­ни­ком многих иску­ше­ний и поз­во­лять реа­ли­зо­вы­вать те грехи, кото­рые затруд­ни­тельно совер­шать бед­ному чело­веку.

Итак, теперь пришло время отве­тить на вопрос, задан­ный в самом начале – могут ли падшие духи дать чело­веку мате­ри­аль­ное богат­ство? Каково богат­ство в совре­мен­ном мире? Что оно дает чело­веку? Мате­ри­аль­ное богат­ство прак­ти­че­ски всегда ассо­ци­и­ру­ется с вла­стью. У кого деньги – у того и власть. Много при­ме­ров и того, как люди исполь­зуют власть ради соб­ствен­ной наживы.

Вновь обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию. Еван­ге­лие повест­вует об иску­ше­нии Христа сата­ной в пустыне: «И, воз­ведя Его на высо­кую гору, диавол пока­зал Ему все цар­ства все­лен­ной во мгно­ве­ние вре­мени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты покло­нишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; напи­сано: «Гос­поду Богу твоему покло­няйся, и Ему одному служи»» ( Лк.4:5-8 ). Из этого еван­гель­ского отрывка мы можем поду­мать, что сатана и вправду имеет власть над всем миром, но это было бы фаталь­ной ошиб­кой. Вся все­лен­ная при­над­ле­жит Творцу. Так почему сатана, иску­шая Спа­си­теля гово­рит о том, что власть в мире при­над­ле­жит ему?

Не уди­ви­тельно лука­вое пред­ло­же­ние сатаны, «ибо он — лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Про­фес­сор Бого­слов­ский М.И. пишет: «Делая такое пред­ло­же­ние, иску­си­тель, оче­видно, считал уже излиш­ним скры­вать более, что он – сатана, что в его власти нахо­дится весь види­мый мир. Но от кого же он полу­чил эту власть? – этого он не гово­рит. Правда, Сам Гос­подь назы­вает диа­вола князем мира ( Ин. 12:31 ), только это отнюдь не значит, чтобы падший ангел полу­чил власть от Бога, чтобы он был пред­ста­ви­те­лем боже­ствен­ной власти на земле … Власти над миром диавол ни от кого не полу­чал и не мог полу­чить. Он при­об­рел ее хит­ро­стью, обо­льще­нием первых людей на грех, кото­рых и сделал из владык земли послуш­ными себе рабами. А так как Бог не тотчас по обо­льще­нии первых людей связал сатану и не тотчас же вверг его в ад, то он и сде­лался князем мира и гос­под­ствует в нем еще доселе, осо­бенно среди языч­ни­ков, и тех, кто под­да­ется его иску­ше­нию, воз­во­дит на высоту зем­ного могу­ще­ства и славы ( Откр. 13:2 ). Итак, уве­ре­ние сатаны, что все пре­дано в его власть, хотя и нельзя назвать совер­шенно ложным, но оно далеко и от истины; только в гордом само­ослеп­ле­нии он назы­вает себя вла­ды­кою мира».

Еще более подробно рас­кры­вает суть вопроса власти свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский: «Но как дьявол даст власть, если в другом месте ты чита­ешь, что всякая власть от Бога ( Рим.13:1 )? Разве можно слу­жить двум гос­по­дам ( Лк.16:13 ) или от обоих при­ни­мать власть? Нет ли здесь про­ти­во­ре­чия? Нисколько. Рас­смотри и убе­дись, что всё от Бога. И мир не без Бога, потому что мир через Него начал быть ( Ин.1:10 ), но хотя мир сотво­рен Богом, дела мира злы, потому что мир во зле лежит ( 1Ин.5:19 ); поря­док мира уста­нов­лен от Бога, но дела мира от лука­вого. Также и поря­док власти от Бога, но вла­сто­лю­бие от лука­вого. Ибо нет власти не от Бога; суще­ству­ю­щие же власти уста­нов­лены от Бога, — не даны, но уста­нов­лены – и про­ти­вя­щийся власти про­ти­вится Божию уста­нов­ле­нию ( Рим.13:1-2 ). Так и здесь, хотя дьявол и гово­рит, что дает власть, однако не отри­цает, что это поз­во­лено ему на время. Сам Уста­но­вив­ший власть поз­во­лил ему это на время. И не власть зла, но поль­зу­ю­щийся вла­стью во зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро, и полу­чишь похвалу от нее ( Рим.13:3 ). Итак, не от власти зло, а от вла­сто­лю­бия. Власть утвер­ждена Богом, и поль­зу­ю­щийся ею на благо явля­ется слу­жи­те­лем Бога. Слу­жи­тель Бога на благо тебе ( Рим.13:4 ). Поэтому нет ника­кой вины в долж­но­сти, вина на том, кто ее испол­няет, и не может ока­заться негод­ным Божий поря­док, но только дей­ствия рас­по­ря­жа­ю­ще­гося долж­но­стью. От небес­ного при­мера перей­дем к зем­ному. Импе­ра­тор, давая кому-нибудь почет­ную долж­ность судьи, заслу­жи­вает похвалу. Если кто во зло вос­поль­зу­ется долж­но­стью, это вина не импе­ра­тора, а самого назна­чен­ного им судьи. У вся­кого пре­ступ­ле­ния свой винов­ник, и вовле­кает в пре­ступ­ле­ние не власть, но соб­ствен­ная пороч­ность».

Итак, дьявол, явля­ясь вла­сти­те­лем над покло­ня­ю­щи­мися ему, нередко дает им власть и богат­ство. Однако, не всегда, ведь среди зако­ре­не­лых греш­ни­ков немало бед­ня­ков. И про­яв­ля­ется это также как в случае с Боже­ствен­ным бла­го­сло­ве­нием пра­вед­ни­ков – в дей­ствен­ной помощи. Оста­лось лишь отве­тить на вопрос – в чем покло­не­ние лука­вому? Оста­вим в сто­роне откры­тый сата­низм, и сата­нин­ские культы. Это, пожа­луй, край­няя сте­пень, до кото­рой может дойти чело­век. Пред­ло­же­ние власти и богат­ства – это один из самых дей­ствен­ных спо­со­бов сбить чело­века с пути истин­ного, пути покло­не­ния Богу. Неда­ром сатана пытался этим про­ве­рен­ным спо­со­бом иску­шать Христа. Иску­ше­ние вла­стью и богат­ством – одно из самых силь­ных иску­ше­ний для чело­века. Вла­сто­любцы и коры­сто­любцы, гор­де­ли­вые и чело­ве­ко­не­на­вист­ники не устоят в нем. Одно дело, когда чело­веку пору­чают власть, и он честно испол­няет долж­ное, другое – когда он сам домо­га­ется ее. Многие люди готовы «идти по голо­вам» для дости­же­ния власти или мате­ри­аль­ного при­бытка. Непра­вед­ное при­об­ре­те­ние власти и богат­ства – это и есть покло­не­ние лука­вому, и он помо­гает в этом.

Лука­вый чрез­вы­чайно изоб­ре­та­те­лен в иску­ше­ниях. Даже самое доброе дело он может обра­тить в поги­бель­ное, если дела­тель под­дастся соб­ствен­ным стра­стям. Свт. Амвро­сий Медио­лан­ский пишет: «И еще опас­нее често­лю­бие: оно ловко и льстиво влечет к власти; часто често­лю­бие делает отступ­ни­ками тех, кто не нахо­дит удо­воль­ствия в поро­ках, кого не при­влекла рос­кошь и не захва­тила ску­пость. Често­лю­бие достав­ляет ува­же­ние извне и порчу внутри и, чтобы гос­под­ство­вать над дру­гими, само сна­чала раб­ствует. Оно льстиво гнет спину, чтобы полу­чить почет­ную долж­ность, и, желая воз­вы­ситься, уни­жа­ется, потому что чуждо то, что во власти есть пре­вос­ход­ного; пове­ле­вая зако­нами, она пора­бо­щает сама себя».

Стало быть, отве­чая на вопрос «Может ли дьявол дать чело­веку мате­ри­аль­ное богат­ство?» должно дать утвер­ди­тель­ный ответ, осо­бенно если чело­век сам пора­бо­щает себя своим стра­стям (жад­но­сти, коры­сто­лю­бию, сквер­но­при­быт­че­ству и т.д.) и через это попа­дает во власть дья­вола. Однако дьявол может поспо­соб­ство­вать обо­га­ще­нию и того чело­века, кото­рый не стре­мится раз­бо­га­теть всеми силами – с тем, чтобы богат­ство слу­жило для него сетью и пре­ты­ка­нием, источ­ни­ком иску­ше­ний, чтобы при помощи мате­ри­аль­ных средств он мог совер­шать те грехи, кото­рые, не имея сих средств, совер­шать крайне сложно или почти невоз­можно. Но всё же часто именно через пред­ло­же­ние богат­ства (созда­ние усло­вий для его непра­вед­ного при­об­ре­те­ния) лука­вый пора­бо­щает чело­века. Таким обра­зом, пер­во­при­чи­ной служат чело­ве­че­ские стра­сти, кото­рые дьявол подо­гре­вает, рас­став­ляя все новые и новые иску­ше­ния, пока чело­век не ока­жется во власти лука­вого. Цена за непра­ведно при­об­ре­тен­ное богат­ство – спа­се­ние.

Источник

О том, как действует диавол

Что может дать дьявол человеку. Смотреть фото Что может дать дьявол человеку. Смотреть картинку Что может дать дьявол человеку. Картинка про Что может дать дьявол человеку. Фото Что может дать дьявол человеку

Диавол старается вывести подвижника из строя

— Геронда, иногда искушения обрушиваются одно за другим, и сил у меня нет…

— Я тебя научу, как избежать искушений. Примешь то, что я тебе скажу?

— Единственный способ избежать искушения — это стать… союзником диавола! Чего смеешься? Не нравится тебе этот способ? Ну, тогда слушай. Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол. Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.

— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.

— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе. Но знай, что бывают и маленькие тангалашки, которые приносят, однако, немалый вред. Как-то спросили одного маленького тангалашку “Ну а что же можешь сделать ты?” — “Что могу сделать я? — переспросил тот. — Я хожу к портнихам, к сапожникам — путаю им нитки и вывожу их из себя!” Величайшие соблазны происходят от пустяков и не только между нами, но иногда и
между государствами. В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится бесчувственным и стоит на месте — как пенек.

— Геронда, а почему, установив распорядок, чин своей духовной жизни и имея вначале расположение подвизаться, я быстро теряю над собой контроль и возвращаюсь к старому?

— А ты сама не знаешь? Тангалашка, будучи извещен о том, что мы работаем духовно, “переключает” нашу “программу” на другую. Установив для себя какой-то порядок, начав двигаться по одной колее, мы оказываемся в другой. И при недостатке внимания мы понимаем это лишь по прошествии дней. Вот почему подвижник должен во всем идти наперекор диаволу (с рассуждением, конечно), и [кроме того], за ним должен наблюдать опытный духовник.

— А ведет ли сатана брань с человеком, не совершающим тонкой работы над самим собой?

— Сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику: искусить и вывести его из строя. Враг не будет терять времени и заниматься тонкой работой с тем, кто сам не совершает над собой тонкой работы. К тому, кто шьет цыганской иглой, он пошлет беса с цыганской иглой. К тому, кто занимается тонким рукодельем, пошлет беса, который занимается тонким рукодельем. К тончайшему вышивальщику — беса [специалиста] по очень тонким работам, к тем, кто работает над собой грубо — грубого беса. К новоначальным он посылает беса новоначального.

Сколько же людей, одни от впечатлительности, другие от своих расшатанных нервов изводятся от бессонницы, глотают таблетки или без пользы мучаются по больницам! Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские
воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование! Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми.

Диавол делает нам обезболивающий укол

Например, как монахи, мы обещаем “терпеть досаждения и укоризны”, даем душе священные обеты, а после бывает, что диавол запутывает нас, и мы делаем противоположное тому, что обещали. Мы начинаем с одного, а заканчиваем другим,
мы отправляемся в одно место, а приходим в другое. Мы невнимательны. Разве я не приводил вам такие примеры?

Раньше в Конице не было банка. Когда люди хотели получить заем, они шли в Янину. По нескольку человек из окрестных деревень собирались и шли семьдесят два километра пешком, чтобы занять денег и купить, например, лошадь. В то время, имея лошадь, можно было содержать семью: впрягали свою лошадь в пару еще с чьей-нибудь лошадью и пахали. Так вот, как-то раз отправился один крестьянин в Янину занять денег, чтобы купить лошадь, пахать
на ней землю и не мучиться с мотыгой. Получил он в банке заем, а потом пошел ротозейничать по еврейским лавкам. Один еврей увидел его и потащил внутрь. “Ну-ка, дядя, заходи, что за прелесть, погляди!” Зашел крестьянин в магазин,
начал еврей снимать с полок рулоны ткани, брал один, бросал другой: “Бери, — говорил, — хороший материал, а для детей твоих я отдам и подешевле!” Вырвался простофиля из одной лавки и пошел к другой. “А ну-ка, дядя, — говорит ему другой еврей, — проходи внутрь, для тебя-то уж я продам подешевле!” Снимал перед ним рулоны, раскрывал, разворачивал… Под конец закружилась у нашего бедолаги голова. Было у него вдобавок и немного любочестия.

“Ну что же поделать, — говорит, — раз уж он и поснимал рулоны с полки, и поразворачивал их… и якобы уступает для детей подешевле…” Отдал он еврею те деньги, что взял в банке, и купил рулон ткани, но и она оказалась истлевшей! Да и к чему было покупать целый рулон материи? Рулонами ткань даже богатые не покупали, брали, сколько было нужно. Вернулся он в конце концов домой с рулоном гнилой ткани. “А где лошадь?” — спрашивают его. “Я, — говорит он, — материалу для ребят принес!” Но что им было делать с таким количеством ткани? И в банк он задолжал, и лошади не купил — ничего, кроме рулона изъеденной ткани! Ну и давай опять за свое: мотыжить землю, мучиться, отрабатывать долг! А если бы он купил лошадь, то вернулся бы верхом, прикупил бы и для дома чего-нибудь и впредь не убивался бы на поле с мотыгой. Но видите, до чего он дошел из-за своего ротозейства по еврейским магазинам? Так же поступает и диавол. Как хитрый торгаш, он тянет тебя то с одного бока, то с другого, он ставит тебе подножки, добиваясь в конечном итоге того, что ты идешь туда, куда хочет он. И если ты невнимателен, то, отправляясь в одно место, ты заканчиваешь свой путь в другом. Диавол обманывает тебя, и ты теряешь свои лучшие годы.

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы

— Диавол — искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. “В такой-то, — говорит он, — книге о Божественной Литургии написано то-то”. Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. “Вот это да! — скажет человек. — Озарение пришло во время Божественной Литургии!” — тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите!” — понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание, и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это
же совершенное детство! Подобные вещи только ребятишкам на радость. “Зажгла!” — говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной Литургии должно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают “Что это такое?” Их ум уходит от Бога, а тангалашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось
внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме: как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу [что-нибудь произойдет] или
ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется… Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.

О, если бы видели, как действует диавол! Вы не видели его, потому и не понимаете некоторых вещей. Он делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Я замечаю это у себя в каливе, когда разговариваю с людьми. Только лишь я дохожу до нужного мне, чтобы помочь слушающим, до кульминационного момента беседы, то сразу или происходит какой-то шум, или кто-то приходит, и я прерываюсь. Диавол заранее внушает им или ротозейничать, глядя на скит напротив, или помогает им увидеть что-то занимательное и подгадывает время так, чтобы они пришли в самый важный момент беседы, я сменил тему, а мои собеседники не получили пользы. Потому что диавол, зная вначале беседы, чем она закончится, и видя, что он потерпит ущерб, в самый важный момент присылает кого-нибудь, чтобы меня прервать. “Эй, — кричит вновь пришедший, — отец, где здесь вход?” — “Возьмите, — отвечаю, — лукума и воды и заходите оттуда”, а в ту же минуту заходят другие и прерывают меня, потому что я должен встать и поздороваться с ними. Через недолгое время приходят третьи, опять мне надо вставать, а они и разговор заводят: “Ты откуда?” и прочее, так что я опять вынужден начинать все сначала — например, повторять то сравнение, которое я уже приводил. Только я разойдусь, снизу кричит еще кто-то: “Эй, отец Паисий! Ты где живешь? Дверь здесь?” Давай опять поднимайся. Да чтоб тебя, искушение! В один день диавол шесть-семь раз устраивал мне такое, и я даже был вынужден… выставить часовых!

“Ты садись там и смотри, чтобы никто не пришел оттуда. А ты сиди здесь, пока я не кончу своего дела”. Так можно шесть-семь раз начинать рассказывать целую историю, доводить рассказ до момента, в который люди могут получить пользу, а
тангалашки опять будут тебе представления устраивать.

Ах искушение, что же творит враг! Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту. Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он “щелк!” — переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. Опять вспоминает что-то духовное? “Щелк!” — приводит ему на память что-нибудь другое. [Так] враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится.

— Геронда, а как это понять?

— Наблюдать. Наблюдая, учишься. Кто самые лучшие метеорологи? Пастухи. [Почему?] Потому что они наблюдают за облаками, следят за ветром.

Крыло человеческой воли

— Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Скажи, например, кому-то бросить курить, потому что это вредно. Как только он решит бросить, к нему сразу направится диавол и скажет “Вот в этих сигаретах меньше никотина, а в этих — очищающий фильтр, так кури такие, вреда не будет”. То есть диавол найдет для этого человека оправдание, чтобы не бросать курение, найдет для него “выход”! Ведь диавол может найти нам целую кучу оправданий. А те сигареты, которые он предлагает, могут приносить еще больше вреда. Поэтому мы должны иметь силу воли. И если не преодолеть свои недостатки, пока ты еще молод, то потом их будет трудно преодолеть, ибо чем старее становится человек, тем слабее его воля.

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего. Святой Иоанн Златоуст говорит: “В «хотеть» и «не хотеть» заключается все” [ 80 ]. То есть все зависит от того, хочет человек или не хочет. Великое дело! Бог по природе благ и всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотели и мы. Потому что человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным,
и он летит. Если же воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а [вместо этого] летит кувырком. Старается снова — и опять тоже самое!

— Геронда, а можно разработать силу воли?

— Разве мы не говорили о том, что можно разработать все? У всех людей есть сила воли — у одних меньше, у других больше. Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно, и [к тому же] она ослаблена, так что проку в этом опять-таки нет. Предположим, что у какой-то птицы одно крыло крепкое, а другое она оставляет в небрежении. Из этого крыла начинают выпадать перья, и впоследствии птица не может летать как следует. Одно ее крыло работает хорошо, но другое — словно поломанная гребенка. Птица шевелит этим крылом, но его насквозь продувает ветер, и она не может взлететь. Чуть подскакивает и летит кувырком. Для того, чтобы взлететь, целым должно быть и второе крыло.

Я хочу сказать, что также и человеку, если он хочет всегда лететь правильно, духовно, следует быть внимательным и не оставлять без попечения человеческую волю. Тангалашка что делает? Потихонечку подбирается и выдергивает из
человеческого крыла сперва какое-нибудь малюсенькое перышко, потом перо покрупнее, а затем, если человек невнимателен, вытаскивает и большое перо, так что человек хочет взлететь и не может. И если враг выдернул несколько перьев, то человек, стараясь взлететь, летит вверх тормашками, потому что сквозь общипанное крыло его воли вовсю гуляет ветер. Крыло божественное постоянно полно перьев, оно “укомплектовано”, диавол не может общипать это божественное крыло. Внимание человека должно быть направлено к тому, чтобы не вознерадеть и не дать диаволу
выдернуть перо из своего [человеческого] крыла. Когда человек потихоньку начинает где-то лентяйничать, где-то быть равнодушным, то его воля теряет силу. А если [сам] человек не хочет [трудиться духовно], то что сделает Бог? Бог не
хочет вмешиваться, потому что Он чтит человеческую свободу. Таким вот образом и Божие крыло человек тоже делает бесполезным. Однако, когда у человека есть сила воли, то есть когда не повреждено и его собственное крыло, тогда хочет Бог — хочет и человек. И тогда человек летит.

— Геронда, что же все-таки такое этот полет? Вы имеете в виду желание духовного преуспеяния, желание спастись?

— Ну конечно же, брат ты мой! Когда я говорю “полет”, то подразумеваю духовный подъем, не имею в виду того, чтобы залететь на какой-нибудь кипарис!

— Геронда, раньше вы говорили, что можно вспахать и засеять землю, сделать все, что требуется, и в итоге не собрать ни одного зернышка.

— Да, это так. Труды человека невнимательного расхищает диавол. Но тот, кто внимателен и горячо берется за спасение своей души, — подвизается, преуспевает, плодоносит, питается духовно и радуется ангельски.

Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04 гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *