Что может дать дьявол человеку
Может ли дьявол дать человеку материальное богатство?
Для начала ответим на вопрос – «поощряет» ли Бог человека богатством?
Само по себе богатство не является показателем праведности или греховности. Богатым человеком может быть и грешник, и праведник. Но многие люди, в частности, исходя из буквального восприятия распространенного среди христиан выражения, что всё, что происходит в мире, происходит по воле Божьей, склонны считать, что богатство подает именно Бог, независимо от того, каким путем оно было приобретено. Порой приходится слышать: «Вон, посмотрите, этот олигарх в 90‑е годы бандитом был, и Бог ему все дает – денег куры не клюют, и дома, и машины, и яхта, и жена молодая, а у порядочных людей ни копейки за душой, сколько народа с хлеба на воду перебивается. И почему Бог такую несправедливость попускает?».
В подобных умозаключениях есть основополагающая ошибка – уверенность в том, что богатство всегда дает Бог, а само богатство – это чуть ли ни самая главная форма Божественного «поощрения» для человека. Именно эта ошибка приводит к мысли, что Бог несправедлив к хорошим и порядочным людям, ведь они должны жить в достатке уже только потому, что они хорошие. А бывший бандит, ныне олигарх, согласно озвученной логике, как раз наоборот, должен быть наказан Богом и лишен всякого богатства. Однако, раз этого не происходит, то значит, что Бог несправедлив – поощряет грешника и не благословляет праведника. Таким образом, допущение в самом начале принципиальной ошибки приводит к неверным логическим заключениям.
На самом же деле, богатство далеко не всегда является Божьим благословением. Зачастую богатство бывает приобретено неправедным путем, не по благоволению, а по попущению Божьему, в чём, конечно же, тоже проявляется Божественная воля. Но не так, как думают те, кто считает, что всяким богатством человека одаривает Бог. В этом случае оно не может считаться заслуженным даром или заслуженным поощрением от Бога. Иначе стоило бы признать, что Бог благословляет нарушение заповедей, Им данных, поощряет нарушителей требований Его воли. Допустить такое – не просто нелогично, но и оскорбительно по отношению к Творцу.
Есть еще один важный момент – не всякий порядочный человек является человеком верующим и живущим в согласии с Богом. Порядочный человек – это не обязательно праведник в православном понимании. Это хорошо видно на примере граждан СССР, многие из которых были людьми порядочными, но при этом атеистами. Поэтому между понятиями «порядочность» и «праведность» ни в коем случае нельзя ставить знак равенства.
А что же, если человек исполняет волю Божию, живет по Его заповедям? Может ли такой человек рассчитывать на «поощрение» от Бога в виде богатства?
Священное Писание Ветхого Завета указывает на возможность связи между исполнением заповедей Божьих и благополучием и достатком праведников. «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет псалмопевец ( Пс.111:1-3 ). Многие праведные люди были людьми не бедными. Так, Авраам был «очень богат скотом, и серебром, и золотом» ( Быт.13:2 ). Богатыми людьми были пророки Давид и Соломон, цари иудейские. Был благословлен Богом Иосафат, «утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы» ( 2Пар.17:5 ).
Можно приводить и другие примеры из Священного Писания, однако было бы неверным и наивным полагать, что богатство у ветхозаветных праведников появлялось само по себе. Очень важно показать как именно «работает» благословение Божие. Опять обратимся к Писанию. Бог, давший через Моисея ветхозаветный закон, предостерегает иудеев от гордыни: «чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» ( Втор.8:17-18 ). Бог дает силу для того, чтобы сохраняющий заповеди Его, мог жить в достатке. А для этого нужно трудиться, ибо «трудолюбивые приобретают богатство» ( Прит.11:16 ). Действенная помощь Божия – это и есть Его благословение праведнику. И если праведник сам не искушается приобретенным богатством, ставя его во главу угла, то Божье благословение пребывает с ним. Таким образом, чрезвычайно важным в данном вопросе является то, как приобретается материальное благосостояние и как человек распоряжается им. Быть богатым не грех, грехом является неправедное приобретение богатства и замыкание его на себе.
Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию».
В Новом Завете появляется новое осмысление богатства, того, что оно может дать человеку и чего может лишить. На первый план выходят негативные последствия влияния богатства на человека. В притчах Господь Иисус Христос осуждает богачей, которые заботились лишь о своих доходах и не обращали внимания на других людей. Так, безумным назван богатый человек, построивший себе житницы и скопивший добра на многие годы вперед ( Лк.12:16-21 ). Осужден на муки богач, любивший пировать и не замечавший лежащего у его ворот голодного Лазаря ( Лк.16:19-31 ). Главным для человека Господь видит не земное богатство, а небесное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19-21 ). Именно пристрастие к богатству затмевает разум человека, обращает сердце его на темные пути, поэтому «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Кроме того, богатство может служить источником многих искушений и позволять реализовывать те грехи, которые затруднительно совершать бедному человеку.
Итак, теперь пришло время ответить на вопрос, заданный в самом начале – могут ли падшие духи дать человеку материальное богатство? Каково богатство в современном мире? Что оно дает человеку? Материальное богатство практически всегда ассоциируется с властью. У кого деньги – у того и власть. Много примеров и того, как люди используют власть ради собственной наживы.
Вновь обратимся к Священному Писанию. Евангелие повествует об искушении Христа сатаной в пустыне: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»» ( Лк.4:5-8 ). Из этого евангельского отрывка мы можем подумать, что сатана и вправду имеет власть над всем миром, но это было бы фатальной ошибкой. Вся вселенная принадлежит Творцу. Так почему сатана, искушая Спасителя говорит о том, что власть в мире принадлежит ему?
Не удивительно лукавое предложение сатаны, «ибо он — лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Профессор Богословский М.И. пишет: «Делая такое предложение, искуситель, очевидно, считал уже излишним скрывать более, что он – сатана, что в его власти находится весь видимый мир. Но от кого же он получил эту власть? – этого он не говорит. Правда, Сам Господь называет диавола князем мира ( Ин. 12:31 ), только это отнюдь не значит, чтобы падший ангел получил власть от Бога, чтобы он был представителем божественной власти на земле … Власти над миром диавол ни от кого не получал и не мог получить. Он приобрел ее хитростью, обольщением первых людей на грех, которых и сделал из владык земли послушными себе рабами. А так как Бог не тотчас по обольщении первых людей связал сатану и не тотчас же вверг его в ад, то он и сделался князем мира и господствует в нем еще доселе, особенно среди язычников, и тех, кто поддается его искушению, возводит на высоту земного могущества и славы ( Откр. 13:2 ). Итак, уверение сатаны, что все предано в его власть, хотя и нельзя назвать совершенно ложным, но оно далеко и от истины; только в гордом самоослеплении он называет себя владыкою мира».
Еще более подробно раскрывает суть вопроса власти святитель Амвросий Медиоланский: «Но как дьявол даст власть, если в другом месте ты читаешь, что всякая власть от Бога ( Рим.13:1 )? Разве можно служить двум господам ( Лк.16:13 ) или от обоих принимать власть? Нет ли здесь противоречия? Нисколько. Рассмотри и убедись, что всё от Бога. И мир не без Бога, потому что мир через Него начал быть ( Ин.1:10 ), но хотя мир сотворен Богом, дела мира злы, потому что мир во зле лежит ( 1Ин.5:19 ); порядок мира установлен от Бога, но дела мира от лукавого. Также и порядок власти от Бога, но властолюбие от лукавого. Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти установлены от Бога, — не даны, но установлены – и противящийся власти противится Божию установлению ( Рим.13:1-2 ). Так и здесь, хотя дьявол и говорит, что дает власть, однако не отрицает, что это позволено ему на время. Сам Установивший власть позволил ему это на время. И не власть зла, но пользующийся властью во зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее ( Рим.13:3 ). Итак, не от власти зло, а от властолюбия. Власть утверждена Богом, и пользующийся ею на благо является служителем Бога. Служитель Бога на благо тебе ( Рим.13:4 ). Поэтому нет никакой вины в должности, вина на том, кто ее исполняет, и не может оказаться негодным Божий порядок, но только действия распоряжающегося должностью. От небесного примера перейдем к земному. Император, давая кому-нибудь почетную должность судьи, заслуживает похвалу. Если кто во зло воспользуется должностью, это вина не императора, а самого назначенного им судьи. У всякого преступления свой виновник, и вовлекает в преступление не власть, но собственная порочность».
Итак, дьявол, являясь властителем над поклоняющимися ему, нередко дает им власть и богатство. Однако, не всегда, ведь среди закоренелых грешников немало бедняков. И проявляется это также как в случае с Божественным благословением праведников – в действенной помощи. Осталось лишь ответить на вопрос – в чем поклонение лукавому? Оставим в стороне открытый сатанизм, и сатанинские культы. Это, пожалуй, крайняя степень, до которой может дойти человек. Предложение власти и богатства – это один из самых действенных способов сбить человека с пути истинного, пути поклонения Богу. Недаром сатана пытался этим проверенным способом искушать Христа. Искушение властью и богатством – одно из самых сильных искушений для человека. Властолюбцы и корыстолюбцы, горделивые и человеконенавистники не устоят в нем. Одно дело, когда человеку поручают власть, и он честно исполняет должное, другое – когда он сам домогается ее. Многие люди готовы «идти по головам» для достижения власти или материального прибытка. Неправедное приобретение власти и богатства – это и есть поклонение лукавому, и он помогает в этом.
Лукавый чрезвычайно изобретателен в искушениях. Даже самое доброе дело он может обратить в погибельное, если делатель поддастся собственным страстям. Свт. Амвросий Медиоланский пишет: «И еще опаснее честолюбие: оно ловко и льстиво влечет к власти; часто честолюбие делает отступниками тех, кто не находит удовольствия в пороках, кого не привлекла роскошь и не захватила скупость. Честолюбие доставляет уважение извне и порчу внутри и, чтобы господствовать над другими, само сначала рабствует. Оно льстиво гнет спину, чтобы получить почетную должность, и, желая возвыситься, унижается, потому что чуждо то, что во власти есть превосходного; повелевая законами, она порабощает сама себя».
Стало быть, отвечая на вопрос «Может ли дьявол дать человеку материальное богатство?» должно дать утвердительный ответ, особенно если человек сам порабощает себя своим страстям (жадности, корыстолюбию, скверноприбытчеству и т.д.) и через это попадает во власть дьявола. Однако дьявол может поспособствовать обогащению и того человека, который не стремится разбогатеть всеми силами – с тем, чтобы богатство служило для него сетью и претыканием, источником искушений, чтобы при помощи материальных средств он мог совершать те грехи, которые, не имея сих средств, совершать крайне сложно или почти невозможно. Но всё же часто именно через предложение богатства (создание условий для его неправедного приобретения) лукавый порабощает человека. Таким образом, первопричиной служат человеческие страсти, которые дьявол подогревает, расставляя все новые и новые искушения, пока человек не окажется во власти лукавого. Цена за неправедно приобретенное богатство – спасение.
О том, как действует диавол
Диавол старается вывести подвижника из строя
— Геронда, иногда искушения обрушиваются одно за другим, и сил у меня нет…
— Я тебя научу, как избежать искушений. Примешь то, что я тебе скажу?
— Единственный способ избежать искушения — это стать… союзником диавола! Чего смеешься? Не нравится тебе этот способ? Ну, тогда слушай. Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол. Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.
— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.
— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе. Но знай, что бывают и маленькие тангалашки, которые приносят, однако, немалый вред. Как-то спросили одного маленького тангалашку “Ну а что же можешь сделать ты?” — “Что могу сделать я? — переспросил тот. — Я хожу к портнихам, к сапожникам — путаю им нитки и вывожу их из себя!” Величайшие соблазны происходят от пустяков и не только между нами, но иногда и
между государствами. В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится бесчувственным и стоит на месте — как пенек.
— Геронда, а почему, установив распорядок, чин своей духовной жизни и имея вначале расположение подвизаться, я быстро теряю над собой контроль и возвращаюсь к старому?
— А ты сама не знаешь? Тангалашка, будучи извещен о том, что мы работаем духовно, “переключает” нашу “программу” на другую. Установив для себя какой-то порядок, начав двигаться по одной колее, мы оказываемся в другой. И при недостатке внимания мы понимаем это лишь по прошествии дней. Вот почему подвижник должен во всем идти наперекор диаволу (с рассуждением, конечно), и [кроме того], за ним должен наблюдать опытный духовник.
— А ведет ли сатана брань с человеком, не совершающим тонкой работы над самим собой?
— Сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику: искусить и вывести его из строя. Враг не будет терять времени и заниматься тонкой работой с тем, кто сам не совершает над собой тонкой работы. К тому, кто шьет цыганской иглой, он пошлет беса с цыганской иглой. К тому, кто занимается тонким рукодельем, пошлет беса, который занимается тонким рукодельем. К тончайшему вышивальщику — беса [специалиста] по очень тонким работам, к тем, кто работает над собой грубо — грубого беса. К новоначальным он посылает беса новоначального.
Сколько же людей, одни от впечатлительности, другие от своих расшатанных нервов изводятся от бессонницы, глотают таблетки или без пользы мучаются по больницам! Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские
воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование! Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми.
Диавол делает нам обезболивающий укол
Например, как монахи, мы обещаем “терпеть досаждения и укоризны”, даем душе священные обеты, а после бывает, что диавол запутывает нас, и мы делаем противоположное тому, что обещали. Мы начинаем с одного, а заканчиваем другим,
мы отправляемся в одно место, а приходим в другое. Мы невнимательны. Разве я не приводил вам такие примеры?
Раньше в Конице не было банка. Когда люди хотели получить заем, они шли в Янину. По нескольку человек из окрестных деревень собирались и шли семьдесят два километра пешком, чтобы занять денег и купить, например, лошадь. В то время, имея лошадь, можно было содержать семью: впрягали свою лошадь в пару еще с чьей-нибудь лошадью и пахали. Так вот, как-то раз отправился один крестьянин в Янину занять денег, чтобы купить лошадь, пахать
на ней землю и не мучиться с мотыгой. Получил он в банке заем, а потом пошел ротозейничать по еврейским лавкам. Один еврей увидел его и потащил внутрь. “Ну-ка, дядя, заходи, что за прелесть, погляди!” Зашел крестьянин в магазин,
начал еврей снимать с полок рулоны ткани, брал один, бросал другой: “Бери, — говорил, — хороший материал, а для детей твоих я отдам и подешевле!” Вырвался простофиля из одной лавки и пошел к другой. “А ну-ка, дядя, — говорит ему другой еврей, — проходи внутрь, для тебя-то уж я продам подешевле!” Снимал перед ним рулоны, раскрывал, разворачивал… Под конец закружилась у нашего бедолаги голова. Было у него вдобавок и немного любочестия.
“Ну что же поделать, — говорит, — раз уж он и поснимал рулоны с полки, и поразворачивал их… и якобы уступает для детей подешевле…” Отдал он еврею те деньги, что взял в банке, и купил рулон ткани, но и она оказалась истлевшей! Да и к чему было покупать целый рулон материи? Рулонами ткань даже богатые не покупали, брали, сколько было нужно. Вернулся он в конце концов домой с рулоном гнилой ткани. “А где лошадь?” — спрашивают его. “Я, — говорит он, — материалу для ребят принес!” Но что им было делать с таким количеством ткани? И в банк он задолжал, и лошади не купил — ничего, кроме рулона изъеденной ткани! Ну и давай опять за свое: мотыжить землю, мучиться, отрабатывать долг! А если бы он купил лошадь, то вернулся бы верхом, прикупил бы и для дома чего-нибудь и впредь не убивался бы на поле с мотыгой. Но видите, до чего он дошел из-за своего ротозейства по еврейским магазинам? Так же поступает и диавол. Как хитрый торгаш, он тянет тебя то с одного бока, то с другого, он ставит тебе подножки, добиваясь в конечном итоге того, что ты идешь туда, куда хочет он. И если ты невнимателен, то, отправляясь в одно место, ты заканчиваешь свой путь в другом. Диавол обманывает тебя, и ты теряешь свои лучшие годы.
Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы
— Диавол — искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. “В такой-то, — говорит он, — книге о Божественной Литургии написано то-то”. Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. “Вот это да! — скажет человек. — Озарение пришло во время Божественной Литургии!” — тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите!” — понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание, и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это
же совершенное детство! Подобные вещи только ребятишкам на радость. “Зажгла!” — говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной Литургии должно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают “Что это такое?” Их ум уходит от Бога, а тангалашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось
внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме: как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу [что-нибудь произойдет] или
ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется… Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.
О, если бы видели, как действует диавол! Вы не видели его, потому и не понимаете некоторых вещей. Он делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Я замечаю это у себя в каливе, когда разговариваю с людьми. Только лишь я дохожу до нужного мне, чтобы помочь слушающим, до кульминационного момента беседы, то сразу или происходит какой-то шум, или кто-то приходит, и я прерываюсь. Диавол заранее внушает им или ротозейничать, глядя на скит напротив, или помогает им увидеть что-то занимательное и подгадывает время так, чтобы они пришли в самый важный момент беседы, я сменил тему, а мои собеседники не получили пользы. Потому что диавол, зная вначале беседы, чем она закончится, и видя, что он потерпит ущерб, в самый важный момент присылает кого-нибудь, чтобы меня прервать. “Эй, — кричит вновь пришедший, — отец, где здесь вход?” — “Возьмите, — отвечаю, — лукума и воды и заходите оттуда”, а в ту же минуту заходят другие и прерывают меня, потому что я должен встать и поздороваться с ними. Через недолгое время приходят третьи, опять мне надо вставать, а они и разговор заводят: “Ты откуда?” и прочее, так что я опять вынужден начинать все сначала — например, повторять то сравнение, которое я уже приводил. Только я разойдусь, снизу кричит еще кто-то: “Эй, отец Паисий! Ты где живешь? Дверь здесь?” Давай опять поднимайся. Да чтоб тебя, искушение! В один день диавол шесть-семь раз устраивал мне такое, и я даже был вынужден… выставить часовых!
“Ты садись там и смотри, чтобы никто не пришел оттуда. А ты сиди здесь, пока я не кончу своего дела”. Так можно шесть-семь раз начинать рассказывать целую историю, доводить рассказ до момента, в который люди могут получить пользу, а
тангалашки опять будут тебе представления устраивать.
Ах искушение, что же творит враг! Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту. Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он “щелк!” — переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. Опять вспоминает что-то духовное? “Щелк!” — приводит ему на память что-нибудь другое. [Так] враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится.
— Геронда, а как это понять?
— Наблюдать. Наблюдая, учишься. Кто самые лучшие метеорологи? Пастухи. [Почему?] Потому что они наблюдают за облаками, следят за ветром.
Крыло человеческой воли
— Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Скажи, например, кому-то бросить курить, потому что это вредно. Как только он решит бросить, к нему сразу направится диавол и скажет “Вот в этих сигаретах меньше никотина, а в этих — очищающий фильтр, так кури такие, вреда не будет”. То есть диавол найдет для этого человека оправдание, чтобы не бросать курение, найдет для него “выход”! Ведь диавол может найти нам целую кучу оправданий. А те сигареты, которые он предлагает, могут приносить еще больше вреда. Поэтому мы должны иметь силу воли. И если не преодолеть свои недостатки, пока ты еще молод, то потом их будет трудно преодолеть, ибо чем старее становится человек, тем слабее его воля.
Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего. Святой Иоанн Златоуст говорит: “В «хотеть» и «не хотеть» заключается все” [ 80 ]. То есть все зависит от того, хочет человек или не хочет. Великое дело! Бог по природе благ и всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотели и мы. Потому что человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным,
и он летит. Если же воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а [вместо этого] летит кувырком. Старается снова — и опять тоже самое!
— Геронда, а можно разработать силу воли?
— Разве мы не говорили о том, что можно разработать все? У всех людей есть сила воли — у одних меньше, у других больше. Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно, и [к тому же] она ослаблена, так что проку в этом опять-таки нет. Предположим, что у какой-то птицы одно крыло крепкое, а другое она оставляет в небрежении. Из этого крыла начинают выпадать перья, и впоследствии птица не может летать как следует. Одно ее крыло работает хорошо, но другое — словно поломанная гребенка. Птица шевелит этим крылом, но его насквозь продувает ветер, и она не может взлететь. Чуть подскакивает и летит кувырком. Для того, чтобы взлететь, целым должно быть и второе крыло.
Я хочу сказать, что также и человеку, если он хочет всегда лететь правильно, духовно, следует быть внимательным и не оставлять без попечения человеческую волю. Тангалашка что делает? Потихонечку подбирается и выдергивает из
человеческого крыла сперва какое-нибудь малюсенькое перышко, потом перо покрупнее, а затем, если человек невнимателен, вытаскивает и большое перо, так что человек хочет взлететь и не может. И если враг выдернул несколько перьев, то человек, стараясь взлететь, летит вверх тормашками, потому что сквозь общипанное крыло его воли вовсю гуляет ветер. Крыло божественное постоянно полно перьев, оно “укомплектовано”, диавол не может общипать это божественное крыло. Внимание человека должно быть направлено к тому, чтобы не вознерадеть и не дать диаволу
выдернуть перо из своего [человеческого] крыла. Когда человек потихоньку начинает где-то лентяйничать, где-то быть равнодушным, то его воля теряет силу. А если [сам] человек не хочет [трудиться духовно], то что сделает Бог? Бог не
хочет вмешиваться, потому что Он чтит человеческую свободу. Таким вот образом и Божие крыло человек тоже делает бесполезным. Однако, когда у человека есть сила воли, то есть когда не повреждено и его собственное крыло, тогда хочет Бог — хочет и человек. И тогда человек летит.
— Геронда, что же все-таки такое этот полет? Вы имеете в виду желание духовного преуспеяния, желание спастись?
— Ну конечно же, брат ты мой! Когда я говорю “полет”, то подразумеваю духовный подъем, не имею в виду того, чтобы залететь на какой-нибудь кипарис!
— Геронда, раньше вы говорили, что можно вспахать и засеять землю, сделать все, что требуется, и в итоге не собрать ни одного зернышка.
— Да, это так. Труды человека невнимательного расхищает диавол. Но тот, кто внимателен и горячо берется за спасение своей души, — подвизается, преуспевает, плодоносит, питается духовно и радуется ангельски.
Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04 гг.