Что может выковать кузнец

Кузнец — всем ремеслам отец

Что может выковать кузнец. Смотреть фото Что может выковать кузнец. Смотреть картинку Что может выковать кузнец. Картинка про Что может выковать кузнец. Фото Что может выковать кузнец

Что может выковать кузнец. Смотреть фото Что может выковать кузнец. Смотреть картинку Что может выковать кузнец. Картинка про Что может выковать кузнец. Фото Что может выковать кузнец

«КУЗНЕЦ – ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ»

Сложно сказать, когда именно появилось кузнечное ремесло.

Оно древнее — в том нет сомнений. Недаром говорят: «Кузнец — всем ремеслам отец». Именно коваль мог изготовить плотнику топор, а швее — иглу. Хотя, конечно, игла могла быть и костяной, но железная, все-таки, надежнее.

Считается, что профессия кузнеца возникла в 9–7 веках до н.э. в эпоху «железного века».

Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия — огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.

В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.

Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.

На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Профессия эта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста — искусного кузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Когда-то свой кузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера. Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью» производства, а в наши дни упор идет на художественную ковку.

Но все-таки каждый настоящий коваль — художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.

Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь — корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем — в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.

На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все — со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж — гвозди — пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.

В наши дни кузнец чаще всего делает кованые заборы, ворота, мебель и предметы интерьера. Но иногда и простой гвоздь может стать арт-объектом. Я люблю делать волшебные «чудо-гвозди», как я их называю. Они и функциональны, и красивы. В старину железные гвозди в богатых домах использовали как крючки. Мой «чудо-гвоздь» надо забить в стену и загадать желание. И оно непременно исполнится.

В современном мире есть нанотехнологии, которые предполагают манипуляции с устройствами настолько маленькими, что ничего меньшего быть не может. А на самом деле первыми применили нанотехнологии кузнецы еще в глубокой древности, когда ковали дамасскую сталь.

Чтобы ее выковать, нужно собрать «пакет» из пластин разных марок стали, чередуя при ковке их между собой. Ковка идет в быстром темпе, чтобы металл не остыл.

Кузнечное ремесло было повсеместно широко распространено. В кузнях изготавливали все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: от ножей до лопаты и сковороды.

Взять хотя бы древние щиты. Они делались из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча, а затем красились в яркие цвета и часто украшались различными узорами. Красный был наиболее употребляем и символизировал власть.

Ценители средневековых доспехов и вооружения есть и сейчас. И у кузнецов бывают заказы на щиты и мечи – конечно, не для боевых сражений, а для исторических фестивалей или просто для красивого интерьера.

Для меня в таких заказах принципиально максимально соблюсти историческую правду. И в процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.

Делает кузнец и украшения. Сейчас модна тема викингов и украшений, стилизованных в их стиле или сделанных по образу и подобию. Одним из таких украшений является булавка-фибула. Во времена норманнов еще не знали пуговиц, и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов. Сейчас, конечно, есть и пуговицы, и «молнии», но фибулы все равно пользуются успехом. И каждый мастер-кузнец старается сделать их по-своему. Тут важно обращаться к историческим источникам.

А еще в коллекции есть вариация на так называемое кольцо тролля — оберег древних скандинавов. Это «закорючка» носилась, чаще всего, в качестве подвески и использовалась для «отражения» злых духов. Ее вешали и в домах над дверью — как в русских избах подкову, чтобы в дом не мог войти злой человек.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это — один из главных секретов мастерства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *