Что можно делать на классном часу
Как подготовить и провести классный час
Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.
Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы. И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?
Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.
Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу группа ребят готовит «сюрприз». Или можно отводить время на подведение итогов за неделю. Легко представить обмен мнениями в кругу по поводу: «Кого класс может поблагодарить?»
Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Основные компоненты классного часа
Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.
Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
• составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
• уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
• выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов
• индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
• составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
• проведение классного часа;
• анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:
1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час (лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Классный час: о чем и зачем говорить?
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.
Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.
Классный час в начальной школе: мнение учителя
Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной.
– Что такое в вашем понимании классный час? Почему он нужен? Дело в том, что кто-то считает это «официозом» и «обязаловкой». Но что реально можно сделать в таком формате?
Классный час – это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций. К сожалению, в нынешнее время огромного количества нагрузки как педагогов, так и детей, проводится он исключительно по обязательным темам. Мне кажется, если подходить творчески к данному вопросу, то возможен любой формат проведения: от обычного урока до квеста. Здесь «загвоздка» только в загруженности педагогов и нашем нежелании тратить время ещё и на разработку какого-то мега-крутого урока. При наличии интересной опоры и свободы выбора (а не той самой «обязаловки»), думаю, что можно сделать интересный урок.
– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?
Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции.
Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.
Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.
– Видела в Интернете такую тему классных часов «Как найти друзей» или даже «Классный час о совести». Сложно ли говорить с ребятами о морали?
По поводу понятий морали, так как я являюсь еще и педагогом светской этики, то могу с уверенностью сказать: дети не знают, что такое мораль. Путаются в терминах, в своем понимании. И это касается не только понятия морали, если спросить: «Что такое добро?», «Что такое совесть?», дети впадают в ступор. Слова для них знакомые, но об их значении сказать они не могут (даже 4 класс), поэтому более логично – мой совет коллегам – начать вводить эти понятия пораньше. Подобные вещи стоит объяснять через знакомые им жизненные ситуации, причем, чем легче – тем лучше.
– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?
Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.
Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.
– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике?
– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.
Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.
Классный час: полезная инфографика для педагога
Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?
Любая «обязаловка» в школе, особенно, в старших классах, приводит к низкой вовлеченности и даже негативу. Каким бы культурным человеком ни был подросток но, если классный руководитель сначала показывает трагический фильм, а потом призывает всех обязательно высказаться (возможно, ожидая определенных ответов), то подросток почувствует себя в театре имени лицемерия.
Совершенно нормально, если у подростка не возникнет абсолютно никаких эмоций насчет фильма или темы. Также совершенно нормально, если в нем заговорит желание «быть не как все» и замкнуться в своих собственных чувствах. Старшекласснику может быть неприятно делиться своим внутренним ощущением темы. И это чувство необходимо уважать и держать определенную дистанцию, не вторгаясь в личностное поле. Иначе вы рискуете получить жесткую и циничную реакцию, а воспитательная функция будет сведена на нет, – комментируют в Национальном ресурсном центре наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).
Получается, чтобы не наступить на мину, иногда стоит просто ее обойти. В конце концов, с помощью ролевой игры, квеста или самостоятельного обсуждения без формата «вопрос – ответ – неверный ответ!», мина может подойти сама, как в истории с горой.
Технология подготовки и проведения классного часа
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
— это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
— это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
— слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.
В 6 класс деятельность собрания расширяется.
Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания
Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
Методика проведения ролевой игры:
— определение проблемы, выбор ситуации;
— распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
— проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
— обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
— формирование микрогрупп и назначение ответственных;
— определение приоритетных результатов;
— групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
— мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
— никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
— “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
— все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. )
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Основные формы во время информационного часа:
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
— работа со словарём и справочной литературой;
— работа с политической картой;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
— интеллектуальные. ринги и викторины;
— заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.
Приложение (Игры для классных часов)
Игры для разделения аудитории на несколько групп
1. Жребий
Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.
2. Художники
Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).
3. Составление мозаики
Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.
4. Знаменитости
Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.
5. Мне нужна поддержка
Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.
Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев»
6. Место справа от меня свободно
Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.
7. Я – Джон Леннон
Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.
8. Слепой
Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:
9. Услышь меня
Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.
10. Раскачивание в круге
Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.
11. Шарада о чувствах
Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.
Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».
Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:
- Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?
Гордый | Пугливый | Счастливый | Ревнивый | Довольный | Скучающий |
Перепуганный | Очарованный | Обезумевший | Напряженный | Страдающий | Смущенный |
Сердитый | Одинокий | Надеющийся | Сбитый с толку | Удовлетворенный | Печальный |
Возбужденный | Разочарованный | Усталый |
12. Шляпа вопросов
Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.
Добавьте собственные вопросы.
13. Похвали меня
Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».
Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.
14. Какой я хороший!
Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.
15. Рискни сказать
Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.
Продолжите перечень фраз сами.
16. Блюз одинокого сердца
Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.
17. Три правды и одна ложь
Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.
18. Поводырь
Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?
19. Дай мне руку
Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.
20. Любишь ли ты своего ближнего?
Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.
21. Сердце класса
Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.
Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».
Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.