Что можно изучать на географии

20 фактов из географии, которые прокачают ваш мозг

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Во сколько раз Республика Саха крупнее Московской области? Можно ли оказаться в четырех штатах США одновременно? И правда ли, что Австралия шире Луны? Мы решили поискать ответы на эти и другие занимательные вопросы из географии — и обнаружили массу любопытных, удивительных, а порой и просто поразительных фактов.

1. Оказывается, у России есть географический центр. Он находится в Красноярском крае — это берег озера Виви. Там даже установлен особый знак, подтверждающий это, в виде распускающегося цветка.

2. Самый крупный субъект Российской Федерации — Республика Саха (Якутия). Ее площадь 3 083 523 км, что примерно в 67 раз больше, чем площадь Московской области.

3. Больше трети территории России (36 %) приходится на Дальний Восток.

4. Россия и США расположены всего в 4 км друг от друга. Именно столько между островами Ратманова (Чукотка) и Крузенштерна (Аляска). Зато между ними 21 час времени: когда на Ратманове утро понедельника, на Крузенштерне еще продолжается утро воскресенья.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

5. Остров Фазанов на реке Бидасоа находится в совместном владении Испании и Франции. Раз в полгода там меняют государственный флаг, и так уже 300 лет.

6. Меньше всего людей проживает в Ватикане: по состоянию на 2019 г. 825 человек. Ну а где больше всего людей, вы знаете — конечно, в Китае.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

7. В Китае также находится самая удаленная от любых океанов точка суши, а в Тихом океане — точка, наиболее далекая от любых участков земли (точка Немо).

8. Австралия шире Луны (4000 и 3476,3 км соответственно).

9. В Австралии же находится крупнейшее в мире ранчо Anna Creek Station площадью 23 677 кв. км. Это чуть меньше территории Орловской области (24 652 кв. км), но больше Израиля (22 072 кв. км).

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

10. В США есть точка, где можно находиться в 4 штатах одновременно — «Четыре угла», соединяющие Юту, Колорадо, Аризону и Нью-Мексико. В России тоже пора установить что-то подобное, например, на границе Московской, Смоленской и Тверской областей.

11. Кольская сверхглубокая скважина в Мурманской области — самая глубокая из пробуренных человеком (12 262 м, рекорд Гиннесса). Но не самая длинная. В 2017 г. на Сахалине появилась скважина длиной 15 км, просто под более острым углом.

12. В России есть своя пустыня — территория под названием Черные Земли в Калмыкии. Своеобразное имя это место получило из отсутствия сплошного снежного покрова зимой и обилия черной полыни.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

13. Эверест — не самая высокая точка Земли, если считать от центра планеты. Эквадорский вулкан Чимборасо обогнал Джомолунгму на каких-то 3 м — 6384,4 км против 6381 (а все потому, что Земля чуть сплюснута с полюсов из-за вращения). Но высота Эвереста над уровнем моря все-таки больше, чем у любой другой вершины мира.

14. На канадском острове Виктория есть озеро, в котором находится остров, на котором тоже есть озеро, в котором находится остров (перечитывать, пока не дойдет).

15. Ученые прозвали Гималаи своей головной болью: эти горы появились не там, где надо, и продолжают расти до сих пор. Оказывается, произошло и происходит это потому, что однажды современная Индия решила раздвинуть Евразию и примоститься между Китаем и Юго-Восточной Азией. Этот финт и родил Гималаи.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

16. Тихий океан такой гигантский, что, если нырнуть в одной его точке, проплыть сквозь центр Земли и вынырнуть, окажешься все равно в Тихом океане.

17. Континенты сближаются примерно с той же скоростью, с какой растут ногти на руках.

18. За звание «Самое короткое географическое название» борются сразу 6 объектов: деревни Å в Норвегии и Швеции, деревня Y во Франции, реки D в США и E в Великобритании и холмы Ø в Дании. Самое длинное название — у столицы Таиланда, Бангкока: «Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит».

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

19. Государство, не имеющее официальной столицы, — Науру, что на одном из островов в Тихом океане. Это же самая маленькая независимая республика на Земле.

20. В мире полно государств, у которых больше одной столицы. В Малайзии, Кот-д’Ивуаре, Черногории, Южной Корее и некоторых других странах — по две, в ЮАР — три. Связано это обычно с переносом части правительственных учреждений в другие города.

Источник

ЕГЭ по географии: к чему готовиться и как сдавать

Почему стоит сдать экзамен дважды, какие задания самые трудные и зачем читать National Geographic.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

ЕГЭ по географии длится 3 часа, он состоит из двух частей и включает 34 задания. В первой части — 27 заданий, где ответом служит число, последовательность цифр, слово или словосочетание. Во второй части 7 заданий, в которых требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.

Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.

На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран. Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить. Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами. Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%. Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Какие предметы изучают на геофаке

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Профессий, связанных с географией, довольно много, и они очень разные. А всё потому, что данная дисциплина охватывает очень широкие области знаний: как естественно-научные, так и социально-экономические.

Какие же предметы входят в учебную программу географического факультета и позволяют сформировать у будущих специалистов столь широкий кругозор? Вы узнаете из нашей статьи.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать свежие новости из мира образования. И заглядывайте в специальный Telegram-канал, в котором мы собираем актуальные акции и скидки.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Географическая наука в вузах России

Специальность «География» представлена в 55 российских университетах. Среди них ведущие вузы страны:

Чтобы разобраться, что же изучают на геофаке студенты всех специализаций, мы решили посмотреть образовательную программу географического факультета МГУ. Здесь на 15 научных кафедрах обучают географов разных направлений подготовки.

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Диплом географического вуза станет преимуществом, если вы хотите работать в туризме

Что изучают на географическом факультете

Университетская образовательная программа для географов разрабатывается таким образом, чтобы будущие специалисты получили не только теоретические знания по всем направлениям, но и практические навыки. Это им поможет в дальнейшем успешно пройти геологические практики и экспедиции и определиться с более узкой специализацией, чтобы глубже исследовать интересующую область.

Для формирования таких фундаментальных навыков нужен основательный подход. Поэтому все предметы на географическом факультете разделены на четыре блока:

Гуманитарные дисциплины

География — это не только наука о природных явлениях, но и о человеке и его деятельности, поэтому все студенты естественно-географического и других профилей в обязательном порядке изучают гуманитарные дисциплины. Это позволяет сформировать широкий кругозор, понимать основы, на которых базируются академические знания, развивать критическое мышление и другие полезные soft skills. Среди них:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Фундаментальные естественные дисциплины

Естественные науки очень важны для любого географического направления. Ведь это необходимый инструментарий, который позволяет исследовать проблемные вопросы, решать профессиональные задачи и приходить к точным выводам. Поэтому изучение фундаментальных дисциплин всегда входит в образовательную программу географического факультета. Давайте перечислим некоторые естественно-научные предметы из этого списка:

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Часто географию выбирают люди, влюблённые в красоту природы

Фундаментальные общепрофессиональные дисциплины

Изучение разных разделов географии позволяет студентам получить нужный уровень знаний, теоретическую и практическую подготовку, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее привлекательную специализацию. Какие же предметы относятся непосредственно к географическому профилю знаний? Среди них:

Специализированные курсы по профилю подготовки

Помимо общеобразовательных и профильных предметов студент должен посещать специализированные курсы в рамках выбранного направления. Это помогает будущим географам погрузиться в нюансы будущей профессии и понять, насколько они готовы двигаться в этом направлении дальше.

Практические занятия на геофаке

Важная составляющая учебного процесса на географических факультетах — это полевые и научно-производственные практики. В МГУ имени М.В. Ломоносова они занимают более 25% от общего объёма всех занятий. Как правило, такие экспедиции проводятся летом на учебных базах или профильных предприятиях.

Студенты географических вузов могут отправится на практику не только в разные уголки нашей необъятной родины, но и за границу. А материалы, которые удастся собрать во время исследовательской экспедиции, часто становятся основой для написания курсовой или дипломной работы географии.

Практики по каким направлениям точно ждут студентов-географов:

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

Географ может легко и быстро найти даже самую крошечную страну на глобусе

Прежде чем поступать в университет на географический факультет, уточните, по какой учебной программе проходит обучение и какие предметы оно включает. Это позволит изначально оценить возможные перспективы для профессионального развития и лучше подготовиться к вступительным экзаменам.

А если понадобится помощь в учёбе и написании разных видов работ по любым предметам, в том числе и контрольных по географии — смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Что можно изучать на географии. Смотреть фото Что можно изучать на географии. Смотреть картинку Что можно изучать на географии. Картинка про Что можно изучать на географии. Фото Что можно изучать на географии

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны)

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса)

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.

Метеостанция Владивосток, Россия

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.

Передача и обмен знаниями

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!

Система географических наук (Источник)

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *