Что можно кушать после причащения

Что можно кушать после причащения

Что можно есть в день после причастия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Источник

Что можно и чего нельзя делать в день причащения?

Что можно кушать после причащения. Смотреть фото Что можно кушать после причащения. Смотреть картинку Что можно кушать после причащения. Картинка про Что можно кушать после причащения. Фото Что можно кушать после причащенияСколько же поразительно странных суеверий создано вокруг великого Таинства Причастия! По мнению многих православных после причастия нельзя:

Список может быть дополнен, но в этом нет необходимости, потому что мы обратились за консультацией к священнику и попросили его разъяснить, что же допустимо в день причастия, а что — категорически нет. Ясность в вопрос внёс протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное (Артёмово).

После причастия можно делать всё, что полезно для спасения души. Желательно провести этот день с осознанием того, что вы в себя приняли Самого Христа, и постараться не ссориться, не осуждать, не сквернословить. Можно помочь ближнему, делать повседневную домашнюю работу.

Нельзя проводить день в праздности — возле телевизора или компьютера, в ненужных увеселениях. В целом, Господь нам ничего не запрещает, но нужно помнить, что «всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12).

Теперь по поводу мифов. Порой некоторые из них искажают православие, превращают его в некое язычество. Например, миф о том, что в день причастия нельзя плевать на землю, уходит корнями в культ обожествления земли как творческой энергии. По поводу косточек: скажите, они что, освятились, побывав у вас во рту? Благодать перешла на них? Это всё, конечно же, не имеет под собой никакого канонического или даже назидательного основания.

Традиция не спать в день причастия действительно есть в некоторых монастырях. Почему она возникла? У монахов жизнь расписана по послушаниям, им, как правило, просто некогда, однако в афонском уставе, например, имеет место дневной промежуток для отдыха. Традиция не спать объясняется так: чтобы во сне не искусил сатана. Если человек этого боится — пусть не спит. Если же шахтёр, причастившись, не будет спать перед сменой, он рухнет. То же касается многодетных и кормящих мам, которые рады хоть ненадолго голову приклонить, пока грудничок заснул. Думаю, в таком дневном отдыхе никакого греха не будет, потому что причина этого сна — не лень, а усталость. К этому вопросу нужно подходить, исходя из своего самочувствия.

Слышал, что нельзя целовать после причастия иконы и руку священника. Почему? Ваши губы стали более святыми, нежели иконы? Или вы боитесь растратить полученную при причастии благодать? То же касается любых поцелуев, когда некоторые излишне благочестивые прихожанки не целуют после причастия даже детей. Кстати, недавно услышал ещё одну «новость»: нельзя целоваться в пост, причём даже при встрече с близким человеком. Оказалось, только на Пасху можно начинать христосоваться, а до того — ни в коем случае. Между тем, замечу, что в таинстве венчания есть момент, когда супруги целуются. У нас это не культивируется, но в требнике — есть. Это целование происходит уже после того, как мужчина и женщина причастились.

Нельзя проводить день причастия в праздности, но это не значит, что нужно работать до изнеможения. Можно и отдохнуть, и подремать. Если же причастник почитает Псалтырь, жития святых или одну из миллиона замечательных книг духовного содержания — будет замечательно. Сейчас, если человек оторвался от телевизора и взял в руки книгу — пусть не православную, а обычную художественную классику — это уже большое дело. Достоевский, Чехов — почему бы не перечитать этих писателей?

Если же вы отправитесь одинокую бабушку проведать, просто побеседовать с ней — как это будет прекрасно! Помощь ближнему не только в том, чтобы нарубить ему дров или машину угля выгрузить. Наши старики страдают от одиночества. Они забыты родными, государством, коллегами. Если к ним придёт кто-то с баночкой варенья или каким-нибудь бубликом, они поговорят и попьют вместе чая, это будет замечательно проведённый день для всех. Такое времяпровождение, конечно же, не будет считаться праздным.

Если у человека дети, и он будет за ними ухаживать, проверять уроки, читать с ними книги, писать — это тоже не праздность. А вот если своих бросил и пошёл кого-то проведывать — здесь нужно быть внимательным. Действительно ли этот визит важнее всего того, что вы оставляете дома? Мой отец, священник, рассказывал, как одна женщина жаловалась ему: «Батюшка, меня муж бьёт!» — «А за что бьёт? — «Да я пока кафизму прочитаю, потом три акафиста, потом положу сто поклонов… А он приходит с работы, есть хочет и меня отвлекает от молитвы!»

Главное, что нужно понять: молитва и таинства не должны быть причиной раздора в семье. Причастие должно освящать и оживотворять человека. Будем помнить об этом.

Источник

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Что можно кушать после причащения. Смотреть фото Что можно кушать после причащения. Смотреть картинку Что можно кушать после причащения. Картинка про Что можно кушать после причащения. Фото Что можно кушать после причащения
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Что можно кушать после причащения

Ни в коем случае, только по великой нужде. Даже запрещается путешествовать в эти дни по мирским целям.

1241. Можно ли купаться в день причастия?

Не советуется, так как ты принял в себя Великую Святыню.

1242. Можно ли кушать или пить воду после прочтения вечерних молитв?

Нельзя, только по нужде. Старцы разрешают, но говорят: «Если будешь кушать после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют — не осуждать, а сказать себе: «Ах, я окаянная»».

1243. Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?

По нужде можно кушать и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще избавляет от искушений.

1244. Следует ли при мытье снимать нательный крестили мыться вместе с ним?

Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать в это время (так как ты не защищен в это время). Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде.

1245. Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это — поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино кагор (для Святых Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого — до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

1246. Икону, которая была при отпевании на умершем, надо ли оставлять на сорок дней в храме, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется, об этом пишет свт. Феофан Затворник.

1247. Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

1248. Как смотреть на науки приготовлять разные кушанья?

Искусства стряпать и приправлять пищу вредны, ибо приучают к сластолюбию.

1249. Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом, или не надо?

Лучше воздержаться, как советует великий св. Варсонофий. Близкому батюшке можно любовно подсказать.

1250. Можно ли хоть изредка смотреть телевизор? Вреден ли телевизор в доме, если он выключен?

Мы уже говорили, что все дело в том, как предмет используется: с доброю целью или плохою.

В одном монастыре батюшка при духовноболящих (бесноватых) вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой) не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Дожидай!»

Другой случай. Приехал в монастырь батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес (в ней) устами болящей во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из нее». После окончания молебна батюшка, служивший молебен, поинтересовался у батюшки приехавшего: «Какой это «мир» в вашем доме»? Оказалось, он держал два телевизора: цветной и простой, смотрели пляски, песни, хохот, пустословия. «Поэтому-то, — говорит проповедник о. архимандрит Иоанн в своем поучении, — в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники и т. п. Он — разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени».

Приведу еще пример. Рассказывала мне одна верующая старушка: «Прихожу я в дом к своим детям, а они смотрят телевизор. Смотрю — весь стол загружен немытой грязной посудой. Дочка, увидев меня, возрадовалась и говорит мне: «Мама, мы давно тебя ждем, чтобы ты нам перемыла посуду»».

Кроме всего, надо знать о том, что дети особенно заболевают от смотрения греховного, то есть делаются бесноватыми.

Теперь коснемся вопроса держания какого-либо греховного предмета в доме, как-то: картин и статуй обнаженных людей, книг богохульных и греховных романов, папирос, игральных карт, альбома греховных фотографий и т. п.

Во дни жизни преп. Серафима Саровского, сын привел свою мать, страдавшую пьянством. Преподобный исцелил ее и при этом сказал: «Не держите винных бутылок в доме».

1251. Как исправить грех, если ел яблоки до яблочного Спаса, то есть до Преображения?

Правило за это запрещает весь август (ст. стиля) вкушать яблоки. Также должно покаяться Богу на Таинстве исповеди.

1252. Что означает во время литургии возглас «Оглашеннии изыдите…»?

«Оглашеннии» значит — некрещеные, раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.

1253. Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно?

На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания. Точно может сказать только духовник.

1254. В храме боюсь стоять рядом с болящими (бесноватыми) или пить с ними из одной кружкивдруг бес ко мне перескочит?

Страх — от врага. Из Евангелия знаем, что бесы не смогли войти даже в свиней. Есть пословица народная: «Хвалился бес всем светом овладеть, а Бог не дал ему власти и над свиньей». Бес входит за нечестивую, греховную или безбожную жизнь; за гордость или отречение от Бога.

1255. Если в храме при принятии святой воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то святую воду или запивку, то как лучше поступить?

Можно вылить, а кто не брезгует — допить.

1256. Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?

Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.

1257. Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать?

Худого ничего нет, можно отдать в храм.

1258. В почтовый ящик все время кладут «святые письма» с угрозами, что если не перепишешь, то будет беда. Что делать в этом случае?

О «святых письмах» св. Иоанн Кронштадтский писал в свое время: угроз не бояться, не писать, а сжечь, если же ранее писал, то сказать об этом священнику на исповеди.

1259. Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *