Что можно отнести к конфликтогенам
Конфликтогены — с чего начинается столкновение
Конфликтогены — это любые вербальные или невербальные действия с негативной окраской, которые применяет человек по отношению к другим. Конфликтоген становится пусковым механизмом конфликта.
Природа конфликтогенов и их свойства
Конфликты возникают на почве неудовлетворенных потребностей, несовпадения взглядов между людьми.
Современные психологи считают, что во многих ситуациях конфликт необходим для эффективного взаимодействия членов семьи, трудового коллектива. Главное — понимать его причину и уметь грамотно управлять. Правильно построенный конфликты дает возможность выявить скрытые противоречия и разногласия, найти методы преодолеть их и наладить еще более гармоничное взаимодействие.
Есть ситуации, когда конфликт носит исключительно негативный характер. Он является проявлением угрозы, враждебности, обиды или зависти. Часто такое мнение оправданно и справедливо.
Намеренное использование конфликтогенов проявляется по-разному, например:
Используются подобные негативно окрашенные конфликтогены с целью решения собственных психологических проблем. Они базируются, зачастую на собственной низкой самооценке, хотя зачинщик неприятной ситуации может не осознавать и отрицать это.
Виды и примеры конфликтогенов субъективного типа
Конфликтогены, в большинстве случаев, носят субъективный характер, запускают ситуации, состоящие из нескольких фаз:
Субъективные конфликтогены провоцируют другие острые стычки.
Действия-конфликтогены
Они проявляются нарушением четко установленных правил в определенном сообществе, неадекватной агрессией, а также другими формами поведения. Чаще всего конфликтные действия можно распознать по:
Нарушение правил (пренебрежение этическими нормами, дисциплиной, трудовым распорядком, техникой безопасности, правилами дорожного движения) тоже считается факторами, способными запустить конфликт.
Конфликтогенные ситуации
Существует множество ситуаций. которые могут стать конфликтогенами. Они проявляются явной или скрытой агрессией. Заметить, что человек ведет себя так, что может разгореться скандал, несложно, если внимательно понаблюдать за его поведениям. Самые частые ситуации-конфликтогены такие:
Скрытая агрессия проявляется завуалированно, так, чтобы оппонент почувствовал ее, но не смог доказать. Человек, проявляющий скрытую агрессию, опасен для психологической атмосферы в коллективе — ситуация накаляется постепенно, но разрешается внезапным мощным “взрывом” негативных эмоций.
При личном взаимодействии со скрытым агрессором у его оппонента возникает сильный психологический дискомфорт, непонимание ситуации либо внезапное желание дать отпор агрессии, прервать контакт.
Слова-конфликтогены
Вербальные конфликтогены относятся к числу тех, которые употребляются чаще других. Конфликт способны запустить слова из разряда:
Зачастую люди произносят слова-конфликтогены неосознанно, не желая причинить вред собеседнику. Но в некоторых ситуациях агрессор специально употребляет конфликтогенные высказывания с целью спровоцировать и вызвать ответную реакцию у собеседника, а также достичь корыстной цели.
Конфликтогены, связанные с информацией
Информационные конфликтогены не явны, распознать их сразу могут только очень внимательные люди или профессиональные психологи. К провокаторам противостояния можно причислить;
Поиск виноватых тоже относится к числу информационных конфликтогенов. Он основан на негативной оценке других людей и способен спровоцировать конфликт.
Работа с конфликтогенами
Снизить частоту и остроту конфликтогенов можно. В трудовом коллективе, семье этого удается достичь, выявив причины и сформировав адекватное отношение к факторам развития конфликтов.
Работа психолога проводится в несколько этапов:
Работа требует усилий со стороны не только специалиста-конфликтолога, но и его клиента (группы людей). Но усилия по созданию психологически комфортной обстановки в семье, коллективе всегда окупаются.
Конфликтогены: классификация
В обыденном общении конфликтогены используются часто. Они проявляются вербально и невербально.
Ухмылка в ответ на слова собеседника, скрещенные на груди руки и взгляд исподлобья — невербальные проявления агрессии. Самый интенсивный невербальный конфликтоген — открытое игнорирование. Для человека, которого не замечают, оно очень болезненно и связано со страхом отвержения, который зарождается в раннем детстве.
Вербальные конфликтогены связаны с проявлением открытой или скрытой агрессии в высказываниях, например:
К вербальным проявлениям агрессии также относится открытое обесценивание человека и его достижений. Агресси также скрывается за сравнением с другими или с собой не в пользу собеседника, обсуждением третьих лиц в их отсутствие.
Классификация конфликтогенов выделяет 5 основных причин, провоцирующих агрессию по отношению к другим людям.
П роявления агрессивности
Агрессия возникает, как результат фрустрации, когда перед человеком встают непреодолимые препятствия, имеются неосуществленные желания и неудовлетворенные потребности. Длительное пребывание в фрустрации провоцирует нарастание тревожности, усиливает чувство собственной неполноценности, пробуждает агрессию по отношению к другим людям.
Стремление к превосходству
Обретение власти над окружающими, стремление подчеркнуть собственное превосходство возникает на фоне глубоко спрятанного в бессознательном комплекса собственной неполноценности. Люди, стремящиеся к превосходству, враждебны к окружающим, самоуверенны, хвастливы, злорадны, завистливы.
Зачастую они выстраивают ситуации так, чтобы окружающие увидели их грандиозность. Внешний блеск, одобрение со стороны чужих людей намного важнее, чем реальные успехи.
Эгоизм
Для эгоистов важны только собственные интересы и ценности. Конфликтные ситуации возникают на фоне того, что эгоистичный человек добивается удовлетворения своих потребностей, ущемляя интересы других людей — обманывая их, перекладывая ответственность за свои промахи, утаивая информацию.
Нарушение правил
Любые правила устанавливают рамки, в которых может действовать человек так, чтобы не нанести ущерб обществу, семье, коллективу. Нарушая рамки, зачинщик конфликта дает окружающим понять, что он не уважает их интересы.
Неблагоприятное стечение обстоятельств
Нередко конфликты разгораются внезапно. Причина таких ситуаций — нехватки ресурсов у их участников, возникшая из-за сильного стресса, усталости, физического недомогания.
Конфликтогены: конструктивное взаимодействие
Конфликты мешают нормальному взаимодействию, продуктивной работе, решению поставленных заданий. Избежать напряженных ситуаций совсем удается мало кому.
Чтобы уменьшить частоту конфликтов, минимизировать их разрушительные последствия, необходимо иметь четкое представление о себе, собственных сильных и слабых сторонах, научиться понимать и направлять в мирное русло эмоции. Устойчивая самооценка вкупе с нормальным физическим самочувствием дает возможность более спокойно реагировать на любые трудности, не включаться в конфликтные ситуации.
Конфликтогены — как их избегать
Конфликтогенами принято называть слова или действия, которые приводят к конфликту. Узнайте особенности конфликтогенного поведения, типы конфликтных действий и механизмы сдерживания агрессии.
Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».
Рассмотрим особенность конфликтогенного поведения и основные способы его преодоления.
Характеристика конфликтогенного поведения
Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:
Основными конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:
Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал пользоваться конфликтогенами в виде слов.
Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.
Типы конфликтных действий
Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.
Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов и как управлять этими конфликтогенами.
1. Стремление к превосходству
Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:
Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?
2. Проявление агрессивности
Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.
Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).
Не следует забывать, что, во-первых, люди с повышенной природной агрессивностью конфликтны, являются как бы ходящими конфликтогенами. Во-вторых, человек с абсолютно нулевой агрессивностью, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.
Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Конфликтогенами могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген.
По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.
3. Проявление эгоизма
Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает «я».
Проявление «махрового» эгоизма обычно выступают сильными конфликтогенами для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.
Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению.
Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.
Как справиться с конфликтогенами
Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.
1. Преодоление стремления к превосходству
Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:
2. Сдерживание агрессии
Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью.
В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.
Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности к окружающим можно использовать следующие способы:
3. Преодоление эгоизма
Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими.
Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать.
Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье).
Суть трех подходов состоит в том, что делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. Себе, но через другого. Это и есть тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.
Автор: Федор Андреевич Kyзин, профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук.
Конфликтогены в ежедневном общении и как на них реагировать
Конфликты (в переводе с латыни «столкновение») в ежедневном общении в 80% случаев зарождаются вне желания участников коммуникации. Человек склонен защищать себя и свое достоинство, но он не настолько щепетилен в отношении чувств других. Поэтому люди не так строго относятся к своим высказываниям и действиям, допуская в адрес собеседников неприятные слова и неуважительное отношение. Некоторые предпочитают игнорировать подобные ситуации, но многие на конфликтоген в свой адрес стараются отреагировать более сильным конфликтогеном. При этом коммуникация нарушается и в некоторых случаях становится невозможной.
Конфликтогены — это вербальные и невербальные элементы коммуникации, создающие напряженную атмосферу в общении и задевающие собеседника. Конфликтогенами являются слова и обороты речи, определенная интонация, жесты, действия (бездействие ) и поступки, уход от продолжения общения. Неаккуратность (пролитый кофе на ковер), необязательность (опоздание, невыполнение обещания), нарушение этикета (не поздоровались, не уступили место в транспорте, забыли поздравить) являются источником разнообразных бытовых конфликтов.
Конфликтогены легко ощущаются участниками общения, но довольно сложно определить их научно, отличить от естественной реакции и классифицировать. Проблема состоит в том, что человек иногда либо не замечает, либо считает вполне допустимым или заслуженным использование обидных слов и действий по отношению к другим. Это обусловлено тем, что некорректное поведение не всегда приводит к открытому конфликту. Человек привыкает к мысли, что это «сойдет с рук», тем самым уменьшая самоконтроль и бдительность по отношению к некорректному обращению. Однако наступает момент, когда собеседник находит подобное поведение недопустимым, реагирует в ответ, и в результате возникает конфликт.
Получив в отношении себя конфликтоген, собеседник испытывает раздражение и досаду. Он стремится компенсировать свой психологический провал, поэтому старается проучить обидчика, ответить не слабее и поставить его на место. Конфликтоген нарастает, у собеседников включается речевой механизм защиты. Такое явление, подобное цепной реакции, называется эскалацией конфликтогенов. На этой стадии ситуацию разрешать довольно сложно, так как сильные негативные эмоции берут верх над здравым смыслом и руководят действиями собеседников. Умение сдержаться, уйти от общения, простить обиду в такой ситуации желательно, но на практике редко осуществимо.
Некоторые люди придают значение не фактическому содержанию реплики собеседника, а тому, что сами услышали в его словах. Такие люди чрезмерно обидчивы, но вместе с тем склонны обижать других. Существует стереотип, что такая манера поведения свойственна именно женщинам, но гендерной привязки здесь нет.
Существует мнение, что конфликтогены — это социальная условность: то, что вызывает несогласие среди одних людей, считается совершенно нормальным или привычным среди других.
Конфликтогены в собственном поведении не всегда обнаруживаются. Эмоциональные люди в общении с тем, кто их раздражает, или на кого они обижены, бессознательно допускают некорректность речевого и неречевого поведения (или считают это справедливым). Конфликтогены нужно отличать от провокации, которая всегда делается намеренно и осознанно вызывает конфликт (грубость, оскорбления, обвинения, возражения, перебивания, флирт в присутствии партнера).
В обычной жизни определенное количество конфликтогенов между людьми является показателем естественности общения. Но конструктивное взаимодействие основано на их избегании.
Конфликтогены проявляются в невербальном и вербальном поведении:
В психологии коммуникативные конфликтогены делятся на 5 видов в соответствии с причинами их проявлений.
Агрессивность как отсутствие социального взаимодействия может являться чертой личности, наблюдаться при ряде нервных и психических расстройств, а также быть реакцией на сложившиеся обстоятельства. Природная агрессивность присуща немногим людям. Как черта характера она возникает из стремления самоутвердиться в окружении — группе сверстников, семье, трудовом или спортивном коллективе, или является бунтом против того, кто занимает позицию лидера (авторитарного родителя, начальника, старшего по статусу).
Ситуативная агрессивность является результатом внутренних противоречий либо она возникает под влиянием внешних условий (личные, рабочие проблемы, плохое самочувствие, настроение).
Проявление агрессивности связано с понятием фрустрации. Это состояние появляется, когда человек сталкивается с реальными или воображаемыми препятствиями и не может удовлетворить свое желание или потребность. Оно сопровождается комплексом отрицательных эмоций: разочарованием, раздражением, гневом, тревогой и т. д. Хроническая фрустрация способна стать причиной неврозов и приводит к негативным изменениям характера, провоцируя развитие комплекса неполноценности.
Стремление к раскрытию личностного потенциала и преодолению недостатков активизирует человека и дает ему настойчивость и упорство в достижении цели. Соревновательность продуктивно проявляется в желании овладеть новыми профессиями, навыками и умениями, усвоить больше знаний по сравнению с другими, превзойти коллег в мастерстве. Но это влечение порождает и отрицательные свойства личности: карьеризм, честолюбие, высокомерие, властолюбие, чувство вседозволенности, завышенная оценка всего своего и немотивированное обесценивание чужого, склонность к хвастовству, зависть и др.
В межличностных отношениях конфликтогены, относящиеся к этой области, выражаются в виде приказаний, угроз, постоянных замечаний, преобладании критики и отрицательной оценки в суждениях. Более сложным проявлением является подшучивание над тем, кто не умеет дать достойный отпор, снисходительное отношение и тон, когда превосходство демонстрируется с неискренним оттенком доброжелательности. Излишняя уверенность в своей правоте и самоуверенность заставляет человека в подробностях и с приукрашиванием рассказывать о своих успехах, навязывать желаемые действия, которые выдаются за советы; перебивать собеседника и поправлять его. Крайним проявлением будут насмешки, издевки, сарказм, обвинения.
К проявлениям эгоизма относят обман и попытку обмана, перекладывание ответственности на другого и утаивание информации.
Стремление к превосходству и проявления эгоизма можно считать скрытой агрессией, так как они представляют собой косвенное посягательство на интересы другого человека и его достоинство. По закону эскалации конфликтогенов, скрытая агрессия получает ответ в виде явной и более сильной агрессии.
Нарушение любого правила (этикета, игры, внутреннего распорядка учреждения, дорожного движения, установленного режима) является конфликтогеном. Основные функции правил — это предупреждение конфликтов.
Конфликты с нарушением правил особенно многочисленны в подростковом возрасте: детям важно осознать, на что они способны. Боясь не соответствовать сверстникам, подростки могут совершать глупые, экстремальные и опасные поступки с уверенностью в том, что они имеют на это право. Им хочется совершить что-то, о чем взрослые бы говорили, обсуждали. Возраст от 12 до 16 лет — это процесс становления личности подростка и сложный период отношений как для родителей, так и для ребенка.
Конфликтогеном является контакт с раздраженным или некультурным человеком, неприятное известие, изменение ситуации в худшую сторону, плохая погода, нарушение личного пространства — все то, что нарушает душевное равновесие.
Конфликты, не позволяющие нормально взаимодействовать и принимать решения для решения задач, называются деструктивными. Полностью избежать их нельзя: любое неосторожное высказывание или действие способно привести к разногласию по закону эскалации, если собеседник нетерпим к другой точке зрения, идеям и интересам.
Человек ведет себя конфликтно, когда ему плохо: есть противоречия во внутреннем мире, он не в состоянии справиться с эмоциями, со сложившейся ситуацией. Причиной тому бывает болезнь, неадекватная самооценка, недостаток воспитания и т. д. Ответная агрессия и оскорбления, обида, холодная напряженность и гнев неконструктивны.
Необходимо научиться управлять конфликтом: понимать его причины и прогнозировать последствия. Для этого следует знать:
Поведенческие и речевые конфликтогены вызывают раздражение, желание поставить обидчика на место. Окружающие люди неосознанно или специально могут задеть, оскорбить, посмеяться. Столкнувшись с конфликтогеном в поведении собеседника, нужно постараться сохранить внутреннее достоинство, реагировать миролюбиво и противостоять эскалации. Для этого необходимо:
Заметив со своей стороны стремление к превосходству, человек должен постараться преодолеть его:
Постоянное сдерживание агрессии приводит к психическим заболеваниям, однако выплескивать ее на окружающих недопустимо. Психологическую напряженность, сопровождающуюся повышенной агрессивностью, нужно снимать.
Психотерапевты рекомендуют время от времени выговариваться перед эмоционально близким человеком. Полученное сопереживание, сочувствие дает разрядку и наступает облегчение. Второй совет — это, не стесняясь, плакать, так как со слезами выводятся химические вещества, являющиеся стимуляторами стресса. Поэтому дети, еще не стесненные социальными рамками, плачут гораздо чаще взрослых: так работает естественный защитный механизм, дающий облегчение в стрессовой ситуации и уберегающий детское здоровье. В нашей культуре не принято, чтобы мужчины жаловались и плакали; женщинам в этом отношении проще. Эмоциональная сдержанность приводит к накапливанию негативных эмоций, проявлениям агрессии, подрывает здоровье.
Психологическая разрядка происходит во время двигательной активности, так как адреналин, выработавшийся во время стресса, выводится из организма во время физической нагрузки: занятия спортом, соревнования, работа топором или пилой, бег, танцы и т. д.
Людям, склонным к аналитической работе, рекомендуется сосредоточиться на поиске причин своей агрессии. Размышления успокаивают, и, являясь привычным и любимым времяпрепровождением, гасят агрессию.
Если человек бессознательно и намеренно употребляет конфликтогены, считает нормальным агрессивно вести себя, обижать и критиковать собеседников, манипулировать ими, но не допускает подобного по отношению к себе, не стремится менять стиль поведения и обвиняет окружающих в своем состоянии, ему требуется помощь психотерапевта.
Управление другими людьми начинается с управления собой. Основная рекомендация заключается в выработке и определении бесконфликтного стиля речевого и неречевого поведения, так как он вызывает уважение.