Что можно воспитывать в игре

Воспитание детей в игре

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игре

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкой организации и проведения игр.

В процессе игры развиваются духовные и физические качества ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, дружелюбие, гуманность, трудолюбие и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В игре ребенок не только реализует свои знания и представления, но и совершенствует, расширяет их. Он познает богатство человеческих чувств, носителями которых являются персонажи сюжета, познает эмоциональный мир человека.

Сюжетно – ролевые творческие игры отличаются естественной выразительностью, которая вытекает из понимания ребенком сущности создаваемого образа. Без этого дети неглубоко переживают роль и создают бледный, невыразительный образ.

Выбор роли и определение действий в ней – творческий процесс. Впечатления о человеке, полученные из различных источников, фокусируются в едином игровом образе. Это не обходится без работы творческого воображения, без умения комбинировать прежние впечатления и новые, создавать многочисленные варианты таких комбинаций.

А для того чтобы игры были содержательными и воспитывающими, необходимо знакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами ее организуют. Но в тоже время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском учреждении и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитие детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Источник

Качества, которые развивают игры

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игре

Какие качества развивают игры в детях:

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Практическое пособие «Воспитываем, играя»

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игре Татьяна Бадак
Практическое пособие «Воспитываем, играя»

Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается в основном на родителях. После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками. И отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям. Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку? Какими средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много. Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому. Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития нравственных качеств.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.

Начав работу с детьми в младшей группе, я обратила внимание,что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников (Рождество, Масленица, Пасха, которые мы отмечаем всем детским садом.

Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т. д.).Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться,например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик, а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т. д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить»очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреКонсультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреКонсультация для родителей «Воспитываем счастливых детей» Всем родителям хочется видеть счастливые лица своих детей. Чтобы дети были счастливы, они должны чувствовать родительскую любовь, поддержку.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреПрактическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреПрактическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреРодительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя» Настоящее время характеризуется изобилием всевозможных обучающих телепередач для дошкольников, детских компьютерных игр, анимационных.

Что можно воспитывать в игре. Смотреть фото Что можно воспитывать в игре. Смотреть картинку Что можно воспитывать в игре. Картинка про Что можно воспитывать в игре. Фото Что можно воспитывать в игреЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Источник

Как игра развивает ребенка

Игра, точ­нее, ее зна­че­ние в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он раз­ви­ва­ется, рас­тет, при­об­ре­тает нуж­ные качества.Что надо знать об игре — пред­мет­ной, сюжетно-роле­вой и др., какие игры деструк­тивны? Что делать, если маль­чик играет в куклы?

Зна­че­ние игры для пол­но­цен­ного раз­ви­тия ребенка сложно пере­оце­нить. В рабо­тах заме­ча­тель­ного пси­хо­лога Д.Б. Эль­ко­нина пере­чис­ля­ются мно­го­чис­лен­ные функ­ции игры: раз­ви­тие вооб­ра­же­ния и ини­ци­а­тив­но­сти, абстракт­ного мыш­ле­ния, памяти и вни­ма­ния, эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие, но глав­ное, навер­ное, в том, что игра необ­хо­дима для раз­ви­тия навы­ков вза­и­мо­дей­ствия с миром. В игро­вой ситу­а­ции все­гда моде­ли­ру­ется струк­тура мира, будь то мир соци­аль­ных отно­ше­ний или мир пред­ме­тов. Ребе­нок копи­рует окру­жа­ю­щий мир в свою игру и таким обра­зом усва­и­вает его.

Предметная игра

Как игра раз­ви­вает ребен­каВ воз­расте до трех лет ребе­нок осва­и­вает игры с пред­ме­тами. В это время связь с роди­те­лями явля­ется глав­ной в соци­аль­ных отно­ше­ниях, вза­и­мо­дей­ствие с ровес­ни­ками еще очень огра­ни­чено. Хотя какие-то пра­вила соци­аль­ной жизни ребе­нок уже усва­и­вает: на пло­щад­ках, в песоч­нице и в груп­пах крат­ко­вре­мен­ного пре­бы­ва­ния (или яслях) он полу­чает опыт встра­и­ва­ния в соци­аль­ную струк­туру. Ребе­нок учится усва­и­вать пра­вила соци­ально поощ­ря­е­мого и отвер­га­е­мого пове­де­ния (не заби­рать чужие игрушки, не драться, помо­гать малы­шам и т.д.), а также полу­чает пер­вый опыт сов­мест­ной игры, кото­рый чаще ини­ци­и­ру­ется взрос­лыми («давайте сей­час вме­сте сде­лаем песоч­ный замок»).

Но важ­нее в этих пер­вых играх соб­ственно вза­и­мо­дей­ствие с пред­мет­ным миром. В ими­та­ци­он­ных играх с пред­ме­тами (игру­шеч­ной посу­дой, куколь­ной одеж­дой, машин­ками, ору­жием и т.п.) ребе­нок отстра­и­вает и про­ве­ряет связи между пред­ме­тами. При этом дети ими­ти­руют дей­ствия взрос­лых, кото­рые они могут наблю­дать, и зада­чей роди­теля в дан­ном слу­чае явля­ется демон­стри­ро­вать ребенку широ­кий репер­туар этих действий.

Пред­мет­ная игра поз­во­ляет ребенку сде­лать мир понят­ным для себя, а пра­вильно подо­бран­ные игрушки в этом пери­оде облег­чают этот про­цесс. На самом ран­нем этапе нужно нали­чие игро­вых пред­ме­тов, мак­си­мально похо­жих на насто­я­щие, чтобы посте­пенно, с раз­ви­тием вооб­ра­же­ния, ребе­нок мог заме­нять их чем-то дру­гим. Напри­мер, сна­чала у девочки есть игру­шеч­ные чашечка и таре­лочка, она зава­ри­вает чай для своих кукол, и в этот момент мама гово­рит: «Ой, сей­час бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возь­мем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испе­чем торт». Мама пока­зы­вает ребенку при­мер, как можно обхо­диться с такой ситу­а­цией, при этом сохра­няя связи, суще­ству­ю­щие в реаль­ном мире (в реаль­ном мире торт гото­вится на плите). Как отме­чали мно­гие фило­софы и писа­тели, эти вооб­ра­жа­е­мые пред­меты, впле­тен­ные в струк­туру реаль­ного мира, дают воз­мож­ность ребенку вырасти чело­ве­ком. Дете­ныши обе­зьян тоже ими­ти­руют дей­ствия роди­те­лей с пред­ме­тами, но они не играют с пал­кой, веря, что это змея. Писа­тель Терри Прат­четт в одном из своих рома­нов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зуб­ную фею «исклю­чи­тельно в каче­стве прак­тики: для начала сле­дует научиться верить в малень­кую ложь», чтобы потом при­нять и понять такие поня­тия как жалость, пра­во­су­дие и все остальное.

Дру­гая функ­ция пред­мет­ной игры — пони­ма­ние свойств пред­ме­тов. Мария Мон­тессори в начале века раз­ра­бо­тала тео­рию раз­ви­ва­ю­щего про­стран­ства, в кото­ром обу­ча­ю­щие пред­меты как будто сами рас­кры­вают свои свой­ства. Такие пред­меты легко сде­лать дома сво­ими руками. Напри­мер, это могут быть квад­ра­тики одного раз­мера из раз­ных мате­ри­а­лов, накле­ен­ные в ряд на одну панель: от самого мяг­кого (шелк) до самого шер­ша­вого (наждач­ная бумага). Тро­гая их руками, малыш учится раз­ли­чать так­тиль­ные свой­ства мате­ри­а­лов. То же самое можно сде­лать с цве­тами, фор­мами, зву­ками и даже запахами!

Здесь я хотела бы рас­ска­зать об опыте домаш­ней раз­ви­ва­ю­щей сту­дии, кото­рую я про­во­дила вме­сте с дру­гими ини­ци­а­тив­ными мамами для детей до трех лет. С этой целью орга­ни­зо­вы­ва­лось раз­ви­ва­ю­щее про­стран­ство, где в раз­ных зонах сидели мамы, пред­ла­га­ю­щие детям раз­лич­ные игры-зада­ния. В одной зоне с малы­шами раз­ви­вали мел­кую мото­рику (через паль­чи­ко­вые игры, поиск пред­ме­тов в кастрюле с кру­пой), в дру­гой пели песенки и пока­зы­вали ноты на музы­каль­ных инстру­мен­тах, кто-то пока­зы­вал свой­ства пира­ми­док и куби­ков, кто-то клеил с детьми аппли­ка­ции или рисо­вал и т.д.

Дети сво­бодно пере­ме­ща­лись в этом про­стран­стве на про­тя­же­нии двух часов, выби­рая зада­ния себе по вкусу, при этом посто­янно ощу­щая под­держку взрос­лых, если в чем-то нужна была помощь. Таким обра­зом, они полу­чали опыт соб­ствен­ного выбора заня­тия, вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими детьми (напри­мер, двое детей одно­вре­менно не могут выпол­нять какое-то зада­ние — тогда надо подождать).

Помимо этого, в этом же про­стран­стве нахо­ди­лись раз­ви­ва­ю­щие мате­ри­алы, сде­лан­ные на основе кон­цеп­ции Мон­тессори, с кото­рыми дети вза­и­мо­дей­ство­вали пол­но­стью само­сто­я­тельно. Такая форма орга­ни­за­ции поз­во­ляет мак­си­мально полно раз­ви­вать и позна­ва­тель­ные функ­ции (вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние), и твор­че­ские спо­соб­но­сти, и уме­ние вза­и­мо­дей­ство­вать с другими.

Сюжетно-ролевая игра

После трех лет игра ста­но­вится веду­щей дея­тель­но­стью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша при­хо­дит сюжетно-роле­вая игра, в кото­рой ребе­нок осва­и­вает уже мир отно­ше­ний между людьми.

Мир соци­аль­ного вза­и­мо­дей­ствия в игре пред­став­лен в двух аспек­тах: с одной сто­роны, это соци­аль­ная струк­тура и нормы обще­ния, с дру­гой, соци­аль­ные роли и отно­ше­ния. В подвиж­ных «нор­ма­тив­ных» играх (салки, прятки, ножки, выши­балы) ребе­нок учится играть «по пра­ви­лам», зна­ко­мится с соци­аль­ными нор­мам и усва­и­вает базо­вую соци­аль­ную струк­туру. В роле­вых играх («дочки-матери», «док­тор-боль­ной», «вой­нушка» и т.д.) ребе­нок в игро­вой форме встре­ча­ется с рас­про­стра­нен­ными соци­аль­ными ролями и отыг­ры­вает куль­тур­ные нор­ма­тивы пове­де­ния; именно здесь он усва­и­вает струк­туру мира отно­ше­ний. Напри­мер, если девочка играет маму, то она должна быть спо­кой­ной, любя­щей, забо­титься о своих детях и при­ни­мать реше­ния. Харак­тер роле­вой игры тоже ими­та­ци­он­ный: изоб­ра­жая какие-то модели пове­де­ния, кото­рые ребе­нок видит во взрос­лом мире, ребе­нок при­ка­са­ется к тем отно­ше­ниям, кото­рые стоят за этим поведением.

Игры со сверст­ни­ками несут на себе, таким обра­зом, функ­цию соци­аль­ной адап­та­ции. Ребе­нок учится чув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать дру­гим, нахо­дить и отста­и­вать свое место в группе и вос­при­ни­мать, ино­гда инту­и­тивно, пра­вила пове­де­ния в боль­ших и малых группах.

При вос­пи­та­нии детей очень важно пони­мать, что функ­ции роле­вой игры со сверст­ни­ками прак­ти­че­ски невоз­можно заме­нить дома. Когда я рабо­тала в школе и про­во­дила адап­та­цию пер­во­класс­ни­ков, меня пора­зило, что детей, кото­рые не ходили в дет­ский сад или в какие-то дру­гие устой­чи­вые группы (кружки, группы соци­а­ли­за­ции или про­сто дво­ро­вую ком­па­нию), можно выде­лить прак­ти­че­ски сразу. Им сложно адап­ти­ро­ваться в кол­лек­тиве, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъ­явить себя сверст­ни­кам. Какие-то функ­ции соци­аль­ного интел­лекта ока­зы­ва­ются про­сто не раз­виты. Если уме­ние чув­ство­вать системы пра­вил можно раз­ви­вать дома через понят­ную и раз­ра­бо­тан­ную систему дого­во­рен­но­стей и обя­зан­но­стей ребенка, то роле­вые игры с роди­те­лями никак не могут заме­нить вза­и­мо­дей­ствие с груп­пой сверстников.

Если ребенку трудно

Какие вопросы часто тре­во­жат роди­те­лей в отно­ше­нии дет­ских игр и на что важно обра­щать вни­ма­ние? Очень часто роди­тели при­во­дят детей на кон­суль­та­цию со сло­вами «он ни с кем не играет», «ему не нра­вится в дет­ском саду, потому что он все­гда ока­зы­ва­ется «на отшибе», у него там нет дру­зей» и т.д. Такая ситу­а­ция может быть очень трав­ма­тич­ной для ребенка, при­чи­нять ему силь­ные стра­да­ния, и здесь ему не обой­тись без помощи родителей.

Как тут помочь? В первую оче­редь, роди­тель дол­жен стать для ребенка пси­хо­ло­гом и дру­гом и обсу­дить с ним ситу­а­цию. В какую именно ком­па­нию или группу его не при­ни­мают? Как это про­ис­хо­дит? Было бы здо­рово пред­ло­жить ребенку разыг­рать какую-то типич­ную сценку, где он чув­ство­вал себя отверг­ну­тым груп­пой, исполь­зуя в каче­стве акте­ров его игрушки и пред­ла­гая ему высту­пить режис­се­ром. При этом нужно пред­ло­жить ему самому выбрать игрушки-акте­ров. Это нужно, во-пер­вых, чтобы ребе­нок мог сам посмот­реть ситу­а­цию со сто­роны, во-вто­рых, сам выбор игру­шек для игры может пока­зать его отно­ше­ние к себе и к ребя­там в группе. После того как сценка будет пока­зана, надо спро­сить его мне­ние: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сде­лать, чтобы его взяли?

Такой раз­го­вор помо­жет ребенку понять, что про­изо­шло, и попы­таться испра­вить ситу­а­цию. Напри­мер, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с доро­гими игруш­ками, кото­рых у него нет, можно помочь ему, научив раз­лич­ным играм, не тре­бу­ю­щим каких-то спе­ци­аль­ных пред­ме­тов («коро­бок», «колечко» и т.д.). Поиск таких игр в интер­нете зай­мет совсем немного вре­мени, но поз­во­лит ребенку почув­ство­вать свою важ­ность, если он каж­дый день будет при­но­сить в дет­ский сад рас­сказ о новой игре. Однако ситу­а­ция отвер­же­ния ребенка груп­пой сверст­ни­ков может быть свя­зана с его соб­ствен­ным пове­де­нием (застен­чи­во­стью, агрес­сив­но­стью, неже­ла­нием играть по пра­ви­лам и др.), и здесь уже было бы полезно обра­титься к пси­хо­логу, чтобы он дал реко­мен­да­ции, как помочь это изменить.

Когда игры деструктивны

Дру­гое дело, если игро­вые нега­тив­ные или деструк­тив­ные темы рас­про­стра­ня­ются на всю жизнь ребенка, напри­мер, про­яв­ля­е­мая им агрес­сия каса­ется не только игры, но и всех ситу­а­ций вза­и­мо­дей­ствия. К таким про­яв­ле­ниям надо отно­ситься очень вни­ма­тельно и, в иде­але, обра­щаться к спе­ци­а­ли­стам, чтобы удо­сто­ве­риться, что это не явля­ется симп­то­мом какого-то нару­ше­ния раз­ви­тия нерв­ной системы.

Если мальчик играет с куклами

В нашей куль­туре раз­де­ле­ние жен­ской и муж­ской соци­аль­ных ролей оста­ется по-преж­нему важ­ным, и поэтому суще­ствуют «нор­ма­тив­ные» игры для маль­чи­ков и для дево­чек. Но что делать, если маль­чик играет с кук­лами, а девочка — с машин­ками? Часто этот вопрос также ока­зы­ва­ется болез­нен­ным для родителей.

Тут надо выде­лить еще одну функ­цию игры, кото­рая не только поз­во­ляет вжиться во взрос­лые соци­аль­ные роли, но и в какой-то мере фор­ми­рует ген­дер­ную иден­тич­ность. Ген­дер­ная иден­тич­ность — это осо­зна­ние себя при­над­ле­жа­щим к какому-то полу. Био­ло­ги­че­ское раз­ви­тие чело­века в этом вопросе немного отстает от соци­аль­ного: поло­вое созре­ва­ние насту­пает только в под­рост­ко­вом воз­расте, тогда как ощу­ще­ние себя девоч­кой или маль­чи­ком фор­ми­ру­ется гораздо раньше. Как и с любой иден­тич­но­стью (про­фес­си­о­наль­ной, груп­по­вой, клас­со­вой) в момент ее фор­ми­ро­ва­ния, люди склонны к экс­пе­ри­мен­там. Поэтому в играх дети часто экс­пе­ри­мен­ти­руют, играя как в дру­гой пол (оде­ва­ясь, выби­рая игрушки), так и в соци­аль­ные роли, кото­рые в куль­туре несут яркую ген­дер­ную окраску. Так, маль­чики начи­нают играть в вос­пи­та­тель­ницу дет­ского сада, а девочки — в воен­ного генерала.

Если такие игры носят разо­вый или пери­о­ди­че­ский харак­тер (напри­мер, свя­заны с героем мульт­фильма, кото­рый ребенку очень нра­вится), то ника­ких пово­дов для вол­не­ния тут нет. Ген­дер­ная иден­тич­ность сфор­ми­ру­ется доста­точно быстро, маль­чик осо­знает себя маль­чи­ком и будет играть маль­чи­ше­ские роли. Но вот если этого не про­ис­хо­дит, то стоит обра­тить вни­ма­ние на воз­мож­ные при­чины, напри­мер, на отсут­ствие в жизни ребенка взрос­лых, кото­рые создают образ жен­щины и муж­чины. Такие ситу­а­ции бывают, если роди­тели вос­пи­ты­вают ребенка в оди­ночку и как бы несут обе ген­дер­ные роли в одном человеке.

Социальное или когнитивное развитие?

Напо­сле­док хоте­лось бы осве­тить еще один момент, свя­зан­ный с местом игры в жизни совре­мен­ных дошколь­ни­ков. Сей­час сорев­но­ва­тель­ность между роди­те­лями, кото­рая все­гда была доста­точно силь­ной, при­во­дит к умень­ше­нию вре­мени, кото­рое ребе­нок может уде­лить игре. Ран­нее раз­ви­тие рас­смат­ри­ва­ется и у нас, и в боль­шин­стве стран как необ­хо­ди­мость, то, что ребе­нок обя­за­тельно дол­жен полу­чить. Дети зани­ма­ются ино­стран­ными язы­ками, ходят на музыку, рисо­ва­ние, танцы, их рано учат читать и писать. Сам по себе этот про­цесс не несет в себе ничего пло­хого, не счи­тая двух аспектов.

Пер­вый свя­зан с тем, что игра пере­стает рас­смат­ри­ваться как важ­ная часть жизни ребенка, кото­рой надо спе­ци­ально уде­лять время, поку­пать игро­вые пред­меты и вообще обра­щать какое-то осо­бое вни­ма­ние. После несколь­ких часов заня­тий у ребенка уже может про­сто не быть сил на пол­но­цен­ную игру, и она заме­ня­ется муль­ти­ками, гад­же­тами или, в луч­шем слу­чае, про­стыми играми на дет­ской площадке.

А ведь соци­аль­ное раз­ви­тие имеет во мно­гих смыс­лах даже боль­шее зна­че­ние. Для любого взрос­лого оче­видно, что уме­ние нахо­дить свое место в мире людей и стро­ить с ними отно­ше­ния явля­ется одним из самых важ­ных для счаст­ли­вой жизни, но ведь это уме­ние не появ­ля­ется само по себе, его тоже нужно раз­ви­вать! Но поня­тие соци­аль­ного интел­лекта в нашей куль­туре пока новое, и его оценка, а тем более раз­ви­тие, вызы­вают слож­но­сти. К сча­стью, уже довольно давно в Москве функ­ци­о­ни­руют цен­тры соци­а­ли­за­ции малы­шей, в кото­рых дети учатся именно общаться, вза­и­мо­дей­ство­вать и сосу­ще­ство­вать в группе по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Хотя, конечно, подоб­ные цен­тры пока рас­про­стра­нены в мень­шей сте­пени, чем обыч­ные цен­тры ран­него развития.

Дру­гой аспект каса­ется жела­ния роди­те­лей срав­ни­вать дости­же­ния сво­его ребенка с дости­же­ни­ями дру­гих. Уро­вень соци­аль­ного раз­ви­тия плохо под­да­ется диа­гно­стике в отли­чие от раз­ви­тия позна­ва­тель­ного. Все роди­тели хотят, чтобы их ребе­нок был «самым-самым», а раз­ви­тие позна­ва­тель­ных функ­ций проще всего отсле­дить («ребе­нок рисует натюр­морт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появ­ле­нием интер­нета появи­лась еще и про­блема неве­ро­ятно боль­шого коли­че­ства кон­так­тов. Если раньше мама могла срав­ни­вать дости­же­ния сво­его малыша с дости­же­ни­ями еще десяти-два­дцати детей, и в чем-то ее ребе­нок точно был «самым луч­шим», то теперь раз­брос уве­ли­чился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребе­нок научился читать в два года, то обя­за­тельно появится мама, у кото­рой ребе­нок читает в пол­тора. Такое срав­не­ние «по пока­за­те­лям» достав­ляет массу непри­ят­ных ощу­ще­ний как роди­те­лям, кото­рые чув­ствуют свою неком­пе­тент­ность, так и детям, кото­рых пыта­ются «дорас­тить» до нуж­ных пока­за­те­лей, зава­ли­вая все новыми заня­ти­ями и раз­ви­ва­ю­щими игрушками.

Выводы роди­тели могут сде­лать сами.

Автор: Ека­те­рина Свеш­ни­кова, окон­чила факуль­тет пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­сова, пси­хо­те­ра­певт (направ­ле­ние «экзи­стен­ци­аль­ный ана­лиз»), в тече­ние восьми лет ведет пси­хо­ло­ги­че­ские кон­суль­та­ции для подростков

Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / Пра­во­слав­ное образование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *