Что такое акция в православии
Может ли христианин заниматься инвестициями?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, можно ли христианину заниматься инвестициями: покупать акции, облигации, деривативы и т. п.?
Сразу скажу, я понимаю, что если этим увлекаться с азартом и потерей разума, можно потерять не только разум, но и деньги, сойти с ума, и страсть захватит душу. И это не обсуждается, поскольку понятно, что для христианина это недопустимо.
Я про умеренное инвестирование, которое не сопряжено с эксплуатациями слабости человеческой психики по подобию казино. Можно ли это делать христианину?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит! По сути, Вы сами ответили на свой вопрос. Если избегать неумеренности, когда зарабатывание денег становится смыслом всей жизни, то данный вид заработка не нарушает христианских догматов.
Есть виды деятельности, при которых людей обманывают, наживаются на их доверчивости, пользуются их безвыходным состояние — это недопустимо для христианина. А в процессе инвестиций, Вы вкладываетесь в какой-то бизнес, становитесь партнером — в данном случае важно учесть, что это за предприятие, акции которых Вы покупаете. Исходя из этого уже и стоит принимать решение.
Главная мысль, которая должна присутствовать с Вами постоянно: «не ущемляю ли я интересы других людей, не делаю ли я кому-нибудь плохо, своей деятельностью, не забираю ли я у них деньги, которые принадлежат им, взамен давая им менее выгодные вещи?» Христианин — это тот человек, который ставит интересы других людей выше своих личных, тот, которому важно благополучие окружающих, а не свое, тот который готов жертвовать собой ради других.
Инвестиции в акции, облигации это грех?
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, является ли грехом вложения в акции, облигации с целью сохранения и увеличения заработанных денег?
Похожие вопросы
5 Ответов
А если человек копит на жилье, и кладет деньги на депозитный банковский счет (там тоже пусть копейки но начисляются) для сохранности…Это тоже к стяжательству?
Татьяна, почему бы не спросить у своей совести? Нет никакой необходимости рассматривать каждую отдельную банковскую операцию с духовной позиции, у христианина есть его христианская совесть и Священное Писание для того, чтобы определять свое отношение ко всему вокруг.
Сохранение денег это не жадность, а должная осмотрительность, так как все современные финансовые системы настроены на постоянное обесценение денежных средств, с тем чтоб незаметно изымать накопления в свою пользу, пользу поддержания спроса и экономического развития.
Последние тысячелетия основной способ хранения денег в мире, неподвластный для государства, это драгоценные металлы (монеты и слитки из серебра, реже из золота). В долгосрочном периоде, этот способ наиболее консервативный, то есть не доходный, но сохраняющий свою стоимость во времени.
Вложения в электронные ценные бумаги (акции, облигации, займы, криптовалюты, производные инструменты) имеют смысл только как спекуляции, с надеждой на рост. Вы прекрасно понимаете, что условия их падения или отмены никак не контролируются собственником-инвестором. Но где ожидаем рост, там большой риск потерь. Получается некий азарт в том, чтоб поставить на нужную бумагу, вложиться в неё. А проявление азарта подобно играм в карты, что есть грех.
Потому, если интересуетесь сохранностью денег, предъявляя к себе этические требования, то рассматривайте консервативные варианты, избегая всего, что не зависит от инвестора.
Полагаю, что само по себе это предприятие не греховно. Но есть свои риски (превращение накопления в страсть, поддержка компаний, которые производят то, что приводит к греховным страстям (табак, наркотики, разврат и т.п.). Надо это иметь в виду.
Нет, не грех, если само предприятие не греховно.
Деньги «вне контекста» нравственно нейтральны.
Сами по себе акции и облигации – это организованный способ «вложиться» в тот или иной бизнес, поддержать какую-то компанию в расчете на то, чтобы в итоге получить прибыль. Если в небольшом предприятии источником финансирования, непосредственными проектировщиками-закупщиками-исполнителями и получателями прибыли еще могут быть отдельные лица, то в крупных бизнес-проектах непосредственная работа выполняется множеством людей, а важной статьей финансирования являются привлечённые средства, в том числе через акции и облигации. И предполагается, что часть прибыли получают все участники общего дела (они же разделяют и риски).
Таким образом, с одной стороны акции и облигации не предполагают паразитизма ростовщичества и эксплуатации должника, это способ финансового участия в бизнесе.
Но стоит учесть, что акции и облигации чаще всего используются как спекулятивные инвестиции, и доход при этом получается, в первую очередь, не от процентов собственника, а от изменения стоимости ценных бумаг и получения дохода от перепродажи.
Сам процесс получения дохода от ценных бумаг часто питает разные греховные страсти, например, наживы, отчаяния при неудаче и т.п.
Вдобавок, нравственный смыл инвестиций зависит:
— от того, во что вкладываются деньги, в какой бизнес. Поддержка греховного бизнеса недопустима для православного человека в любой форме, даже если он сам не принимает непосредственного участия в совершении греха;
— от того, насколько разумно человек относится к своему вкладу и ожидаемой прибыли. Сребролюбие и прочие страсти, если они становятся главной причиной увеличения дохода, ведут ко греху, равно как и циничное, жестокое, нечестное поведение в отношении других людей в процессе получения прибыли.
В толковании святителя Николая Сербского на притчу о талантах есть такие слова:
«От всякого, унаследовавшего какую-либо собственность, люди ожидают, что он сию собственность увеличит. От всякого, вложившего деньги в торговлю, ждут, что он сии деньги умножит. Люди передвигаются, работают, совершенствуют вещи, собирают, меняют, продают и покупают. Каждый старается добыть нужное для телесной жизни, каждый старается улучшить свое здоровье, удовлетворить свои ежедневные потребности и обеспечить свое телесное существование на как можно более долгий срок».
Однако стоит помнить, что суть этой притчи все же не в том, как распоряжаться материальными благами, а в том, что и с материальным, и с духовным богатством надо поступать равно:
Таким образом, если человек сохраняет свою душу от страстей и разумно распоряжается своими средствами, инвестиции тоже могут быть важным способом соработничества с Богом в благих делах.
Православная церковь об играх на бирже: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Вопрос заработка финансов всегда очень остро стоит у любого человека, ведь сегодня это просто необходимость. Но православный христианин в первую очередь должен анализировать вид заработка и использовать его только в том случае, если он не нарушает церковных канонов и не навредит его душе.
Сегодня популярно играть на бирже и зарабатывать на этом, но как к такому способу заработка относится Православная Церковь?
Нюансы заработка
Сегодня повсеместно можно встретить рекламу Форекса — это популярная биржа, на которой предлагают зарабатывать деньги, внося какие-то средства и отдавая их в рост. Принцип любой биржи в том, чтобы вкладывать деньги в какие-либо акции и ждать их повышения.
Интересно о православии:
Акция — это ценная бумага, которой свойственно расти или падать в цене. Когда вкладчик покупает акцию, он ждет ее роста, поскольку вместе с ее ценностью растут и его вложенные средства. Как только он считает, что приумножил вклад до нужной суммы, акцию он продает.
Внимание! Принцип биржи прост: купить дешевле, продать дороже или пустить деньги в рост. Сопровождается этот процесс часто азартом или нервными переживаниями, поскольку акциям свойственно молниеносно падать или подниматься в своей стоимости.
Отношение православия
Отношение Православной Церкви к любой экономической деятельности отображается в одноименном разделе «Основы социальной концепции Русской православной церкви», а вопрос про биржи рассматривается в документах 7 и 8 Всемирных Соборов.
На самом деле тут все просто, если биржа является средством заработка и не влияет на духовное состояние человека, то она не является грехом. Грех — это страсть и азарт, которые рано или поздно придут. Таким образом, зарабатывать на бирже не запрещается до тех пор, пока человек сохраняет спокойствие и хладнокровие. Как только в нем просыпается азарт и жажда легкой наживы ослепляет — он впадает в грех и ему необходимо срочно оставить это дело.
О грехе в православии:
Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря отвечает категорично: «Писание запрещает играть на бирже». В качестве подтверждения приводит слова царя Давида в его 14 псалме:
«Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? … кто серебра своего не отдает в рост…».
Другой священник Николай Гулейко отвечает на этот вопрос также однозначно негативно, аргументируя это тем, что игра на акциях приносит вред духовному состоянию человека, когда он чрезмерно увлекается этим видом деятельности. Несмотря на то, что сегодня биржа является вполне законным и цивилизованным средством заключения сделок.
Как провести уличную миссионерскую акцию?
Церковь растет миссией, где Промысел действует в созвучных Богу душах, и благодать воплощается в поступках. Искренний сочувствующий взгляд, разговор на подлинные темы, тепло отданное подаяние и подобные дела христиан могут стать семенами веры, которую небесный Сеятель поможет взрастить.
Такое засевание «нечайными» делами есть нечто обычное и ожидаемое от подлинно верующего христианина, ибо по евангельскому слову, «вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Но ряд больших дел, более масштабное «проповедование с кровель» (Мф.10:27), требует в современных условиях уже совместных усилий прихода или православной организации.
Уличная миссионерская акция с раздачей буклетов является таким проповедническим делом, посильным для всякого крепкого прихода в крупном социуме. Она позволяет охватить большое количество людей, и кратко и емко донести существенное о православной вере. Акция требует продуманной подготовки и усилий.
Данная статья могла бы послужить некой схемой с описанием последовательности действий для проведения уличных миссионерских акций с раздачей буклетов. Статья создана на основании российского, французского, украинского и крымского опыта проведения подобных акций. Описание акций приводится ниже для выявления общей схемы их подготовки и проведения. В итоге получается небольшая практическая инструкция (технология) для таких миссионерских мероприятий, творчески приложимая к конкретным условиям и легко повторяема на просторах наших стран. Итак, четыре примера уличных акций.
В сентябре 2010 года в Каннах во время бархатного сезона Ассоциация молодежи РПЦ во Франции «Корсунь» совместно с канским Михайло-Архангельским приходом РПЦЗ провела миссионерскую акцию в один из вечеров на набережной, куда после напряженного дня естественно стекаются жители и гости курорта. Место, время и целевая группа акции в курортном городе беспечной страны побудили организаторов выбрать в качестве текста миссионерской листовки широко распространенный в интернете милый диалог двух младенцев в утробе матери (который, конечно подходит и для других условий, но здесь он оказался особенно подходящим). Затем была напечатана на французском языке листовка «Есть ли жизнь после рождения?», провоцирующая тем не менее на многие серьезные мысли, выводящие за рамки земной жизни.
Для раздачи листовок миссионеры равномерно расположились на набережной тремя группами, чтобы максимально увеличить зону миссионерского воздействия. Чтобы заинтересовать прохожих миссионеры при вручении листовки проговаривали провоцирующий вопрос из ее названия: «Y a-t-il une vie après la naissance?» («Есть ли жизнь после рождения?») — и порой это нужно было говорить по-русски или по-английски. Был важен также сам жест вручения: листовку протягивали к людям иллюстрацией и названием вверх, чтобы они были хорошо видны, а в самый же момент вручения листовку следовало перевернуть текстом к берущему человеку – некое приглашение к чтению. Порой завязывались серьезные беседы, ведь русские не играют со смыслами, и говорят сразу о подлинном и главном.
В ноябре 2002 года Православная молодежная организация “Общее Дело” провела миссионерско-просветительскую программу “Одигитрия” среди студентов Москвы (http://o-d.ru/projects/odigitriya/). Оргкомитетом программы было отпечатано десять тысяч миссионерских буклетов “Под небом голубым есть город золотой”, содержащих прекрасный текст обращения православной молодежи к своим сверстникам (http://o-d.ru/projects/odigitriya/buklet/, текст был использован с разрешения его автора). Согласно разработанному плану большая группа миссионеров распространила буклеты в более 30 ВУЗ-ов Москвы и в местах сосредоточения думающей и/или потенциально заинтересованной молодежи, например, в центральных библиотеках и книжных магазинах, студенческих общежитиях и студ.городках и т.п. В буклетах находилось приглашение на подготовленную “Общим делом” лекцию профессора диакона Андрея Кураева “Православие — неизвестная религия”. Лекция должна была прояснить и закрепить интерес молодежи к Православию, и несмотря на приближающуюся студенческую сессию, на нее собралось более 120 человек.
Миссионерская команда «Общего Дела» с диаконом Андреем Кураевым
Весной 2004 года в Киеве православное молодежное объединение «Спiльна Справа» использовало подобный буклет для миссионерской акции в центре древней русской столицы. С помощью Ионинского монастыря, известного своей широкой молодежной работой, были отпечатаны буклеты, продумано расположение миссионеров в ключевых местах Крещатика и площади Независимости, проинструктированы участники акции.
Примечательно следующее. Параллельно там же проходили протестантские музыкально-проповеднические выступления. Православные стали раздавать буклеты также и в небольшой толпе зрителей, и один из них начал подозрительно смотреть на подаваемый ему буклет. Но когда понял, что перед ним православные, облегченно, не без укора воскликнул: «Ну наконец-то!». Молодежь воочию убедилась в необходимости православной миссии на Украине.
Ионинский монастырь в Киеве
И последний пример. Летом 1997 года в Ялте прихожане Крестовоздвиженской домовой церкви семьи Романовых в Ливадийском царском дворце узнали о предстоящей грандиозной объединенной миссионерской акции протестантских общин их города-курорта. Православные весьма этому обрадовались, ведь так громко и широко будет проповедано о Христе, и нужно будет лишь помочь людям прийти в Его Церковь. Протестанты запустили массированную рекламную компанию и сняли на несколько дней чрезвычайно дорогой концертный зал «Юбилейный», а православные по благословению настоятеля протоиерея Николая Северина отпечатали несколько десятков тысяч буклетов «Все ли равно как верить?», скомпилированных из одноименной книги диакона Андрея Кураева.
Протестанты свозили автобусами в Ялту людей со всего Крыма, и перед «Юбилейным» на всех подходах их встречали ливадийские православные миссионеры, вручали буклеты и беседовали со всеми желающими. Когда протестанты огорчились, что людям предлагается свобода выбора, и они разочарованно покидают «Юбилейный» из-за бессодержательности действа, то стали пытаться более активно воздействовать на православных, в чем потерпели неудачу. К концу мероприятия, на третий день, протестанты успокоились и стали способны слушать, и уже православные стали им проповедовать. Очевидно, у протестантов было совершенно карикатурное представление о Православии, они молча слушали, не много спорили, задавали вопросы. Что теперь проповедуют они? Не пошли ли они путем этих молодых прихожан ливадийского храма, многие из которых когда-то сами были протестантами?
Если рассмотреть подготовку и проведение этих миссионерских акций, то получаем следующую схему действий:
1. Правильно определить время, место и целевую аудиторию акции (1Кор.9:20-22). Желательно ее приурочить к какому-нибудь значимому событию, церковному или государственному празднику, например, к Пасхе, Рождеству или к 9 маю, к приезду в город церковного деятеля или известного человека, положительно высказывающегося о Церкви и Православии (Юрия Шевчука, Константина Кинчева и т.п.).
2. Исходя из целевой аудитории и приуроченного события создать миссионерский буклет (текст, стиль, иллюстрации) и напечатать необходимый тираж. Буклет должен быть убедительным (но не навязчивым!) и провоцировать задуматься о Христе и вечности, о евангельских ценностях, с удачными иллюстрациями. Не надо делать некую агитку с невнятным изложением, громкими воззваниями и плакатными рисунками. Избегайте в буклете часто использовать жирный шрифт и крупные буквы.
3. Продумать расположение миссионеров на месте акции, чтобы их усилия достигли максимального количества прохожих. Прежде всего нужно сосредоточиться на интенсивных потоках людей – например, выходы их общественного транспорта, тротуары между станцией метро и наземным транспортом, подземные переходы, внешняя приморская набережная и т.д. Не следует становиться миссионерам так, чтобы они вручали буклеты одним и тем же людям. Не нужно вступать в долгие дискуссии или тем более споры, так как самое главное, что вы хотели бы донести ближним, уже изложено в буклете или листовке, и многословие лишь искусительно отвлекает от раздачи. Можно немного побеседовать с искренно вопрошающими, и затем для дальнейшей беседы вежливо попросить их обратиться к рядом стоящему, специально для этого пришедшему более образованному прихожанину или лучше – священнослужителю, готового детальнее отвечать на вопросы или же вести дискуссии о вере. Согласно практическому опыту, один проворный миссионер может правильно раздать за час в людном месте около тысячи листовок. Для первого раза, возможно, тираж в пару тысяч будет вполне достаточен.
4. Найти или придумать фразу для вручения буклета прохожим. Она должна быть краткой, ясной и достаточно интересной, чтобы побудить людей на чтение буклета. Например, из вышеприведенных акций: «Есть ли жизнь после рождения», — или «Все ли равно как верить?» — на Пасху же однозначно: «Христос воскресе!». Таким же должно быть и само название буклета (с соответствующей иллюстрацией), и если это так, было бы логично проговаривать название буклета при его вручении.
5. Весьма желательно подумать о форме или отличительных знаках уличных миссионеров, чтобы их не воспринимали как распространителей рекламы или сектантов, но как людей православных, своих. При этом нужно соблюсти некую меру, чтобы миссионеры своим внешним видом не отделялись от людей (не противопоставляли себя им) и не казались чужаками.
6. До начала акции нужно напомнить ее участникам о миссионерской открытости и доброжелательности. Во время акции миссионерам следует разбиться на небольшие группы, и каждой группе работать по своему «апостольскому уделу». Не надо бесцельно ходить с места на место, но если людей вокруг стало мало, нужно перейти в более бойкое место. Не стоит каждому участнику акции брать сразу большое количество буклетов. Можно в группе выделить одного человека (покрепче) с емкой сумкой или рюкзаком, который загрузится буклетами для всей группы, и остальные могут у него периодически подпитываться буклетами. Этот человек может быть координатором группы, ответственным также за связь с другими группами во время акции. Для этого все координаторы должны иметь номера мобильных телефонов друг друга. Не стоит откалываться от своей группы и увлекаться одиночным проповедованием. В случае возникновения конфликтной ситуации быстро собираетесь все вместе для адекватных действий.
7. К концу проведения акции нужно постепенно заканчивать беседы с людьми, и приглашать их на богослужение в храм. Это особо удачно, если акция проводится под выходные или перед большим церковным праздником. Весьма желательно затем собраться всем участникам для обсуждения проделанного, обмена мнениями и полученным опытом. Важно, что в таком деле не только проповедуется Слово Божие, но и сами участники укрепляются в Христе Иисусе, ибо по слову Господа «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33).
Эффективность уличной миссии с раздачей буклетов в принципе не поддается прямой оценки из-за неизвестности воздействия миссионерского текста и бесед на душу заинтересовавшегося человека. Но об этом особо не стоит беспокоиться, так как возможное прорастание веры в уязвленной Истинной душе таинственно и занимает время. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6), — пишет апостол Павел об этом незримом соработничестве Господа Бога и Его миссионеров в процессе возникновения и укрепления в людях веры. Поэтому наше дело – пребывать в чуткой верности Христу и сеять.
Что такое акция в православии
Комментарии
Сети богословия
Мнение
Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии
Опыт Церкви в истории подтверждает слова апостола Павла о том, что во Христе стираются этнические, культурные и языковые границы, которые обычно разделяют людей и лишают их взаимопонимания. Читать дальше
Тема недели: Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии
Новые материалы
Акция Иисуса в Иерусалимском Храме – одна из самых запоминающихся сцен в евангельских повествованиях (Мк. 11:11, 15-19; Мф. 21:10-17; Лк. 19:45-46; Ин. 2:13-17). В то же время эта история непроста для понимания. Существуют несколько вопросов относительно акции Иисуса, которые до сих пор вызывают серьезные дискуссии в науке. Во-первых, в какой последовательности развивались события: как это описано у Марка, или как у Матфея и Луки, или как у Иоанна? Во-вторых, в какой период Иисус совершил акцию в Храме: в начале Своей проповеди, как это описано у Иоанна, или в конце, как у синоптиков? В-третьих, какой смысл в нее вкладывал Иисус? В библейских исследованиях на эти вопросы даются разные ответы, но именно последний пункт вызывает самые жаркие споры. В этой статье будет сделан обзор всех значимых интерпретаций, предлагаемых в современной библеистике относительно смысла акции Иисуса в Храме.
В русскоязычной литературе акция Иисуса часто называется «Изгнанием торгующих из Храма», а в западной – «Очищением Храма» («Cleansing of the Temple»). Такие именования совершенного Иисусом действия узко ограничивают его смысл, поэтому в последнее время все чаще в научной литературе это действие называют «акцией» («temple action»), что дает более широкое поле для понимания.
Можно условно выделить три основные категории[1] интерпретаций значения акции Иисуса в Храме, которые, конечно, не исключают друг друга. Первая, ритуальная или очистительная, акцентирует свое внимание на том, что действия Иисуса были направлены на религиозную критику храмового культа и того, что с ним было связано (торговля, священство, жертвоприношение, оскверненный Храм и т.д.). Вторая, символическая или пророческая (эсхатологическая), указывает на то, что акция Иисуса в Храме является пророческим действием, которое символизирует грядущие эсхатологические события (разрушение и обновление Храма, скорое наступление Царства Божьего и т.д.). Третья, социально-политическая, утверждает, что действия Иисуса были направлены на захват власти в стране, а также являлись своего рода выступлением против угнетения бедного населения Иудеи, против сотрудничества священнической аристократии с Римом и т.д. Существуют и другие, менее популярные интерпретации, которые трудно категоризовать.
Обзор интерпретаций
В течение долгого времени акция Иисуса в Храме понималась как противостояние внутреннего (духовного) против внешнего (материального), то есть Иисус выступил против жертвоприношений, священства, менял и торговцев, чтобы очистить Храм от скверны для поклонения Богу в духе и истине. Известный библеист XIX в. Давид Фридрих Штраус считает, что Иисус был возмущен осквернением святыни и «тем обманом, которым сопровождались эти торговые и меновые операции», поэтому Он выгнал продавцов вместе с товаром и покупателей, а также опрокинул столы и скамьи. Штраус утверждает, что «материальные жертвоприношения были противны Иисусу», и Он «требовал духовных жертвоприношений». Иисус, по его словам, «был глубоко убежден, что примирения с Богом можно достигнуть только внутренним путем, и потому, питая отвращение к грубому материализму жертвоприношений, Он и восстал против него с горячностью пророка, когда, придя в храм, впервые увидал там скотный рынок»[2]. Штраус придерживается довольно популярной идеи христианского богословия – теологии замещения (суперсессионизма)[3]. Такие взгляды были характерны не только для XIX в., но и дожили до наших дней.
Часто интерпретаторы акцентируют свое внимание именно на торговле в Храме. Известный израильский религиовед Давид Флуссер считает, что Иисус был разгневан фактом торговли в самом Храме, и если бы данная торговля и обмен денег происходили вне его стен, то не было бы и причин для гнева[4]. Действительно, это интересная интерпретация, которая вполне соответствует идее очищения Храма.
В ХХ в. взгляд на действия Иисуса постепенно сдвигается в сторону символизма акции, но все еще остается на уровне ритуального очищения Храма. В своей книге Рудольф Бультман пишет, что Иисус «занял со своими сторонниками Храм, чтобы, очистив его от всякой нечистоты, приготовить к грядущему Владычеству Бога»[5] (курсив мой – М. П.). Здесь Бультман хоть и говорит, что это эсхатологическая акция, но все-таки для начала Храм нужно очистить от всякой скверны. Данную линию интерпретации продолжает и развивает Мартин Хенгель, который считает действия Иисуса пророческим символическим актом. Храмовая акция – «это знак, указывающий на наступающее Царство Божье»[6]. Для Хенгеля торговля и обмен денег в Храме противоречат воле Бога и оскверняют Его Святыню, но с наступлением Царства Божьего все это, как и любой жертвенный культ, потеряет право на существование.
Некоторые исследователи считают, что Иисус направил Свой гнев конкретно против священнической аристократии, которая наживалась на торговле в Храме, а также препятствовала исполнению пророчества о Храме как о доме молитвы для всех народов (Ис. 56:7). Чарльз Додд полагает, что Иисус инсценировал притчу, чтобы обвинить «торгующих или, скорее, покровительствующих им священнослужителей в том, что те превратили Храм Божий в “разбойничий притон”»[7]. Священники использовали Храм для усиления своей власти, а также благодаря ему наживали хорошее состояние. Вместо служения Богу они служили своим интересам и не стремились к тому, чтобы вовлечь язычников в сферу храмовой деятельности. Стоит отметить, что, по мнению Додда, Иисус изгнал торгующих из Храма только силою Своего нравственного авторитета. Если бы в Храме были беспорядки, то римский гарнизон вмешался бы, чтобы предотвратить мятеж. Иоахим Иеремиас считает акцию Иисуса пророческим символическим действием, судом против касты священнической аристократии, ведь они злоупотребляли своей профессией, используя ее «для заключения сделок и получения наживы», и тем самым делали нечто ужасное, ставя «Бога на службу греху»[8]. Схожее мнение высказывает и Крейг Эванс: «Пророческая угроза Иисуса была направлена явно против священнической знати»[9].
Интересную интерпретацию действиям Иисуса в Храме дает Морис Кейси. Акция была направлена на то, чтобы весь расширенный Иродом Храм стал домом молитвы, а также на защиту его святости. Как и Флуссер, Кейси считает, что Иисус был противником торговли во дворе Храма, но не за ее пределами. Торговля в Храме происходила во дворе язычников, там, где должны возносить свои молитвы как ритуально нечистый еврей, так и любой человек из другого народа. Что касается меновщиков, то здесь гнев Иисуса был направлен не на них, а на ритуально «чистые», по мнению священников, храмовые деньги – тирский шекель. Кейси пишет, что «каждый тирский шекель имел изображение языческого бога Мелькарта», поэтому действия Иисуса были направлены также на то, чтобы «эти изображения идола больше не приносили в дом Божий»[10]. Помимо этого, гнев Иисуса был обрушен на богатых священников и их финансовую систему, так как они обирали бедных евреев своим ежегодным храмовым налогом и наживались на этом[11]. В свою очередь Ричард Хорсли указывает на то, что действия Иисуса в Храме напоминают пророческий символизм Исаии (Ис. 20) и Иеремии (Иер. 27-28). Смысл пророческой акции заключался в том, что Бог собирался уничтожить Храм, так как священническая каста притесняла народ[12].
Во второй половине XX в. некоторые исследователи подвергли критике интерпретацию действия Иисуса как направленного против священников-саддукеев, торговцев, торговли и жертвоприношений. Эд Сандерс, критикуя такие представления, пишет: «Кажется, что ученые-новозаветники, которые пишут о том, как заботила Иисуса чистота Храма, держат в уме известное протестантское представление: “чистое” богослужение – это Слово, и все внешние ритуалы должны быть удалены. Однако в иудаизме первого столетия забота о большей чистоте, несомненно, включала в себя заботу о расширении связанных с ней ритуалов, таких как омовение. Думаю, нам следует прекратить обсуждение акции Иисуса как направленной на то, чтобы сделать поклонение Богу более чистым»[13]. Также он утверждает, что ни торговля, ни обмен денег, ни храмовый налог не противоречили иудаизму Второго Храма, а «критиковать любого, кто имеет дело с деньгами или товарами, легко»[14]. По мнению Сандерса, опрокидывание стола (или столов) Иисусом является пророчеством о разрушении Храма либо угрозой его разрушить. После чего Храм будет восстановлен в эсхатологической перспективе[15]. В схожем направлении мыслит Николас Томас Райт, который полагает, что действия Иисуса в Храме – это «инсценированная притча о его близком разрушении»[16]. Символизм акции указывает «на приход Царства, осуждение города и отвергшего Царство Храма»[17]. В своем фундаментальном труде «Маргинальный еврей» Джон Майер пишет, что Иисус в течение всего Своего служения хорошо относился к Храму, так как только там евреи могли совершать жертвоприношения, молиться и получать наставления. «Тем не менее, когда Его служение подходило к концу, Иисус указывает, что этот нынешний порядок вещей, установленный Богом в Торе, скоро завершится»[18], – отмечает Майер. Акция Иисуса является символическим, пророческим действием, которое предсказывает и, возможно, развязывает неминуемый конец Второго Храма.
Менее радикально интерпретируют эту сцену Маркус Борг и Джон Доминик Кроссан. Борг считает храмовую элиту коллаборационистами. Иисус решился на акцию не спонтанно, Ему помогали ее осуществить Его последователи. Его целью было не обличение жертвоприношений и торговли, а вынесение обвинительного приговора Храму, ставшего центром «имперской системы господства»[20] и угнетения нищего еврейского народа. «Ненасильственный протест» – так называет храмовую акцию Кроссан, – который был направлен «против любого сотрудничества между религиозной властью и имперским насилием»[21]. Последствием такого сотрудничества будет разрушение Храма – это смысл символического послания Иисуса.
Что-то среднее между Брэндоном и Боргом мы можем увидеть в интерпретации храмовой акции у Яна Нилунда. Первосвященник Каиафа санкционировал торговлю животными, которые были необходимы для жертвоприношения. В то же время Иерусалимский Храм, как и другие храмы античности, функционировал как банк (ср.: 2 Макк. 3:10-11). Торговля животными и обмен разных монет на тирский шекель приносили большой доход Иерусалиму. Все это привело к тому, что появились злоупотребления, а бизнес стал важнее храмового богослужения. Нилунд считает, что когда Иисус увидел эту алчность храмовой элиты, Он «бросил вызов всей банковской системе Иерусалима». И такое «вмешательство в деятельность храмового банка – а это основа экономики Иудеи – было прямым притязанием на царство»[22].
Некоторые библеисты попытались объединить многие интерпретации воедино. Такой подход мы можем увидеть у Мариуса Нела. Двор язычников в Храме использовался как место торговли, так как еврейским лидерам было безразлично, что язычники должны быть частью поклонения Яхве. Коррупция, коммерция в Храме, сотрудничество священнической аристократии с римской властью – это те причины, почему Иисус отверг Храм как место истинного поклонения. Акция в сердце религии Израиля – это Божий суд над народом. «Иисус не реформирует еврейский культ. Он скорее пророк, который объявляет окончательный суд Божий над культом в его нынешней форме»[23].
Как бы ни интерпретировали вышеприведенные библеисты смысл действия Иисуса в Иерусалимском Храме, их объединяет одно – они признают историчность этого события. Данная точка зрения является распространенной в научной среде. Но существуют исследователи, которые отрицают историчность храмовой акции. Подчеркну, что речь идет не о мифологической школе, которая в целом отрицает существование Иисуса, а о тех, кто считает Его исторической личностью. Пола Фредриксен полагает, что эта традиция появилась после разрушения Храма, чтобы укрепить в вере шокированных этим событием христиан. Евангелисты убеждают их в том, что Иисус не одобрял храмовый культ. «Для христиан важно Воскресение Иисуса (Ин. 20): разрушение Храма означает, что Царство вместе с возвращением Иисуса уже близко. Когда община увидит, что Храм разрушен, как полагает Иисус у Марка, ее члены будут знать, что Бог “сократил эти дни” и что “это поколение” – поколение, жившее при жизни Иисуса и во время Иудейской войны, – “не прейдет, как все это сбудется” (Мк. 13:30)»[24]. Однако такой взгляд не имеет большого распространения у исследователей Нового Завета.
Заключение
В статье были кратко рассмотрены основные интерпретации акции Иисуса в Храме. Конечно, в рамках данного формата невозможно привести все примеры и более широкую аргументацию авторов, но из этих сведений можно увидеть, насколько разнообразны существующие в науке мнения. Полярность взглядов ученых зависит не только от методологии, но и от того, кем для исследователя является Иисус: пророком, революционером, реформатором и так далее. Большинство современных библеистов склонны полагать, что храмовая акция Иисуса является символическим пророческим актом, но в понимании смысла этой акции согласие между ними отсутствует. Социально-политическая интерпретация, или теория, согласно которой данную историю придумал Марк для поддержки христиан, не выдерживает критики и немногие ученые ее разделяют. Акция в Иерусалимском Храме является одним из ключевых событий в служении Иисуса, и какой бы смысл эта акция ни имела, ясно одно: она, скорее всего, стала отправной точкой к Голгофе и Воскресению.
Библиография
Борг М. Бунтарь Иисус: Жизнь и миссия в контексте двух эпох. – М.: Эксмо, 2009. – 400 с.
Додд Ч.Г. Основатель Христианства. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 175 с.
Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 367 с.
Райт Н.Т. Иисус и победа Бога. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 688 с.
Сандерс Э.П. Иисус и иудаизм. – М: Мысль, 2012. – 610 с.
Словарь Нового Завета. Т.1: Иисус и Евангелия. Под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. X viii + 827 c.
Флуссер Д., Бультман Р. Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
Хенгель М., Швемер А.М. Иисус и иудаизм. – М.: Издательство ББИ, 2016. – 724 с.
Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Кн. 1 и 2. – М.: Республика, 1992. – 528 с.
Эванс К. Иисус против священников: как возникла церковь и кем были первые христиане. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
Brandon, S. G. F. Jesus and the Zealots: A Study of the Political Factor in Primitive Christianity. – Manchester: University Press, 1967. Xvi + 414 p.
Casey M. Jesus of Nazareth: An Independent Historian’s Account of his Life and Teaching. – London: T&T Clark, 2010. Xvi + 560 p.
Crossan J.D. God and Empire: Jesus Against Rome, Then and Now. – New York: HarperOne, 2008. – 257 p.
Fredriksen P. From Jesus to Christ: The Origins of the New Testament Images of Christ. – New Haven and London: Yale University Press, 2000. – 288 p.
Horsley R.A. Jesus and Empire: The Kingdom of God and the New World Disorder. – Minneapolis: Fortress Press, 2003. – 188 p.
Meier J.P. A Marginal Jew. Rethinking the Historical Jesus, Vol. III: Companions and Competitors. – New York: Yale University Press, 2001. – 720 p.
Nylund J. Court of the Gentiles [Electronic resource] // J.D. Barry, D. Bomar, D.R. Brown, R. Klippenstein, D. Mangum, C. Sinclair Wolcott, & W. Widder (Eds.). – The Lexham Bible Dictionary. Lexham Press/Logos, 2016. Режим доступа: https://portal.research.lu.se/portal/en/publications/court-of-the-gentiles(bf934521-a72a-44b5-93a7-f97788377948).html, свободный. Загл. с экрана.
[1] Существуют и другие возможные тематические деления интерпретаций. Например, см. Уильям Херцог II. Очищение Храма. // Словарь Нового Завета. Т.1: Иисус и Евангелия. Под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 418.
[2] Давид Фридрих Штраус. Жизнь Иисуса: Кн. 1 и 2. – М.: Республика, 1992. С. 184.
[3] Христианская доктрина, которая утверждает, что Новозаветная Церковь заменила собой Израиль. В данном случае Иисус, по мнению Штрауса, отменяет храмовый культ и заменяет его на духовное поклонение Богу.
[4] Давид Флуссер. Иисус. // Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. – М.: Эксмо, 2009. С. 142-143.
[5] Рудольф Бультман. Иисус. // Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. – М.: Эксмо, 2009. С. 251.
[6] Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер. Иисус и иудаизм. – М.: Издательство ББИ, 2016. С. 568.
[7] Чарльз Додд. Основатель Христианства. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 141.
[8] Иоахим Иеремиас. Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 167.
[10] Maurice Casey. Jesus of Nazareth: An Independent Historian’s Account of his Life and Teaching. – London: T&T Clark, 2010. P. 413.
[13] Сандерс Э.П. Иисус и иудаизм. – М: Мысль, 2012. С. 95.
[14] Сандерс Э.П. Иисус и иудаизм. С. 93. Данное мнение в библейской науке сейчас считается мейнстримом, но после выхода книги Сандерса такой взгляд стал прорывом в поиске исторического Иисуса.
[15] Более подробную аргументацию Э. Сандерса см.: там же, с. 87-123.
[18] John P. Meier. A Marginal Jew. Rethinking the Historical Jesus, Vol. III: Companions and Competitors. – New York: Yale University Press, 2001. P. 501.
[21] John Dominic Crossan. God and Empire: Jesus Against Rome, Then and Now. – New York: HarperOne, 2008. P. 134.
[22] Jan Nylund. Court of the Gentiles [Electronic resource] // J.D. Barry, D. Bomar, D.R. Brown, R. Klippenstein, D. Mangum, C. Sinclair Wolcott & W. Widder (Eds.). – The Lexham Bible Dictionary. Lexham Press/Logos, 2016. – Режим доступа: https://portal.research.lu.se/portal/en/publications/court-of-the-gentiles(bf934521-a72a-44b5-93a7-f97788377948).html (дата обращения 14.12.2019).
[24] Fredriksen P. From Jesus to Christ: The Origins of the New Testament Images of Christ. – New Haven and London: Yale University Press, 2000. P. xxiv.