Что такое психика выготский
Что такое психика выготский
Общая психология
Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
У человека возникает особый вид психических функций – высшие психические функции, которые полностью отсутствуют у животных Эти функции составляют высший уровень психики человека, который называется сознанием.
Высшие психические функции имеют социальную природу
1. Человек и природа.
Животные могут только приспосабливаться к меняющимся условиям. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира.
С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал использовать орудия и воздействовать на природу, овладевать природой.
Человеку удалось сделать это (овладеть природой), благодаря использованию орудий труда: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.
2. Человек и его собственная психика.
Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.
Высшие психические функции – это сложные самоорганизующиеся процессы в деятельности человека (мышление, речь, произвольное внимание, воля, воображение и др.), опосредованные знаками по своему строению и произвольные по способу своего осуществления.
Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.
У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.
Каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой?
Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Меняя природу, он действует по определенному плану, имеет цель. У него появляются внутренние цели, он учится управлять собой. Человек овладевает собственным поведением при помощи знаков (зарубки, узелки – это зачатки письменности).
Таким образом здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.
Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.
Что же такое психологические орудия? Краткий ответ Л. С. Выготского звучит так: это знаки.
3. Генетические аспекты.
Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.
Лев Семёнович Выготский
Некоторое время в СССР и во всём мире складывался настоящий культ Выготского, следствием чего стало проводящееся в последние годы его «развенчание», часто основанное на искажениях и фальсификациях его настоящих работ и идей.
Жизненный путь Льва Семёновича Выготского
Настоящим его именем было Лев Симхович Выгодский. Одну букву в своей фамилии он впоследствии поменял, чтобы его не путали с двоюродным братом – известным советским литератором Давидом Исааковичем Выгодским.
Родители Л. С. Выготского были довольно обеспеченными евреями, жившими в городе Орша (Могилёвская губерния). Всего у них было восемь детей; кроме того, в качестве девятого был принят упомянутый выше Давид Исаакович, у которого рано умер отец.
Начальное образование Выготский получал дома, у частного педагога. После этого он поступил сразу в шестой класс государственной гимназии, а старшие классы заканчивал уже в частной еврейской школе. С частными учителями изучил несколько языков, в том числе и английский. Самостоятельно он изучил даже эсперанто – «модный» в те годы искусственный язык.
После школы Выготский поступил в Московский университет. Вначале учился на медицинском факультете, но затем перевёлся на юридический. Вскоре, будучи студентом, он начинает публиковать свои первые научные работы, а также писать статьи для журналов. Это были, в частности, еврейский журнал «Новый путь», созданный М. Горьким журнал «Летопись», а также «Новый мир». В своих статьях Выготский рассуждал, в частности, об антисемитизме в Российской империи. Примечательно, что в своих статьях он выражал резкое неприятие идей социализма и коммунизма.
В 1917 году Выготский оставил Московский университет и перебрался в располагавшийся в Москве муниципальный Университет имени Шанявского, где и окончил своё обучение. После революции работал на различных должностях в разных городах, в том числе в Киеве, Гомеле, Самаре. Он был учителем, заведующим в культурных учреждениях, издавал литературный журнал «Вереск» и сборник стихов Ильи Эренбурга.
С 1922 года работал преподавателем в Гомельском педагогическом техникуме, а также занимался организацией психологических лабораторий в Гомеле и Москве. В 1923 – 1924 годах Выготский представил результаты своих работ на Всероссийском психологическом съезде. Там же он встретил Александра Лурию – известного психолога, с которым начал тесное сотрудничество. Впоследствии вокруг двух этих психологов собрался своеобразный интеллектуальный кружок – «Круг Выготского – Лурии».
Всё последнее десятилетие своей жизни Выготский прожил в Москве. Тогда же он предпринял свой единственный выезд за границу: посетил Лондон, где проходила Международная конференция по просвещению глухонемых детей.
Направления исследований советского психолога
Лев Выготский формировался как учёный в эпоху, когда в стране начало утверждаться марксистское учение. Резкое неприятие коммунистических идей у Выготского сменилось их поддержкой. Поэтому уже в ранних работах советского психолога присутствует критика ряда признанных психологических направлений и идей, которая была тогда, так сказать, в духе времени. Выготский, к примеру, указывал, что человеческая психика является высшим образованием, поэтому недопустимо сводить её строение к совокупности «низших» элементов.
Понятно, что этой критике подвергались и такие психологические направления, как психоанализ и бихевиоризм. Последний, например, фактически приравнивал человека к «низшим» существам – животным, и объявлял, что человека можно дрессировать так же, как и обычную собаку. Выготскому такое понимание человеческой психики не нравилось.
Выготский разрабатывал учение о «высших психологических процессах». Он настоятельно призывал разделять психические и психологические процессы по аналогии с тем, как разделяются физические и физиологические явления. В отличие от психических, психологические процессы, по его мнению, развиваются в тесной связи с самой жизнью. Они определяются жизненными ситуациями и в то же время сами определяют их. Таким образом, Выготский говорил о единстве психических и «жизненных» процессов, из чего должна складываться психология. По мнению Выготского, ошибкой других психологов было то, что они отделяли психические процессы от «жизни», поэтому не могли понять многие закономерности человеческого сознания.
Ещё одно направление исследований Выготского – это так называемая «культурно-историческая» теория психологического развития человека. Это название условно и дано поздними интерпретаторами и издателями работ Выготского уже после его смерти. Суть этой теории в том, что необходимо различать низшие и высшие психические функции. Первые являются результатом биологической эволюции и роднят человека с животными, а вторые сформировались в результате общественно-исторического развития человека.
При этом низшие функции не могут контролироваться человеческим сознанием, а высшие могут. Это происходит из-за того, что высшие психические функции имеют опосредованный характер: между внешним стимулом и реакцией на него находится некий промежуточный стимул-средство, или «знак». Знаки отличаются от орудий, поскольку орудия направлены как бы вовне, на преобразование окружающей действительности, а знаки – «вовнутрь», на преобразование других людей и управление их поведением.
Выготский приводит в качестве модели такого опосредованного поведения концепцию «буриданова осла». Французский философ Буридан когда-то говорил, что осёл, находящийся на одинаковом расстоянии от двух одинаковых мисок с кормом, будет стоять на одном месте, пока не умрёт от голода. В отличие от животного, человек может бросить жребий, который играет роль нового, дополнительного промежуточного стимула. И этот стимул позволяет разрешить возникшую ситуацию, снимая неопределённость.
Бросание жребия само по себе является своеобразным явлением, свойственным только человеку: это пример того, как человек не просто реагирует на внешние стимулы, а сам создаёт для себя новые стимулы, отсутствующие в природе.
Выготский также показал, что мышление и речь развиваются как бы из разных источников. В процессе исторического развития мышление зарождалось как некое внеречевое явление, а речь имела внеинтеллектуальный характер; однако в какой-то момент времени два этих явления пересеклись и слились друг с другом: интеллект стал речевым, а речь – интеллектуальной.
Классическая теория считала, что форма и содержание в художественном произведении гармонично взаимодействуют друг с другом; то есть форма помогает содержанию выразить себя, а содержание выражается в наиболее удобной для себя форме. Выготский показал, что это не так: между формой и содержанием постоянно идёт борьба. И удачным произведением является то, в котором форма одерживает победу; ведь только в этом случае произведение может эстетически воздействовать на публику, а это является главной целью создания произведения.
Особенно много внимания Выготский уделял педагогике и развитию высших психологических функций с детского возраста. Ранее считалось, что высшие психические (или психологические) функции нормально развиваются в том случае, если правильно и своевременно развиваются структурные компоненты мозга. Выготский указал, что развитие мозга необходимо, но этого недостаточно. Другим необходимым компонентом является изменяющаяся социальная среда, в которой ребёнку необходимо проявлять себя. Культура создаёт те или иные формы поведения и видоизменяет работу психологической функции.
Выготский ввёл в педагогику и психологию такое важное понятие, как зона ближайшего развития. Это понятие характеризует процессы, которые ещё только созревают в психологии ребёнка. То есть это такие задачи, которые ребёнок на определённом этапе своего развития уже может решить, но только с помощью взрослого. Изучение зоны ближайшего развития ребёнка позволяет узнать, насколько правильно и адекватно проходит его психологическое развитие, в правильном ли направлении он движется.
Идеи Выготского в современном мире
Судьба наследия Выготского была весьма своеобразной. В СССР психолог был возведён в ярко выраженный культ; подчёркивалось, что Выготский был тем человеком, кто впервые подошёл к психологии с подлинно марксистских позиций. Однако настоящее содержание работ Выготского зачастую не учитывалось или искажалось. Советский культ Выготского в психологии заменял научную деятельность как таковую.
И в этом плане неожиданным кажется то, что с 1970-х годов большой интерес к Выготскому начали проявлять американские психологи. Вскоре Выготский в западном мире стал считаться одним из корифеев современной психологии. На трудах Выготского основано современное психологическое образование в США; кроме того, учение Выготского легло в основу зародившегося в США социального конструктивизма.
Однако Выготский удостоился своеобразного культа и там. Появилось множество психологов, которые именовали себя его последователями, при этом на самом деле оказывалось, что они случайно или намеренно искажали его идеи, фальсифицировали его сочинения.
В связи с этим всеобщим культом советского психолога в мировой науке зародилось некое противоположное движение, ставящее задачу «развенчания» его учения. Вначале такие работы появились в постсоветской России, а позже они стали появляться и за рубежом.
Среди таких работ существуют и некие компромиссные точки зрения. Их авторы утверждают, что Выготский не был «гением марксизма в психологии», как его описывала советская идеология; а был он высокообразованным человеком, интеллектуалом и человеком своего времени, который усваивал современные для его эпохи идеи, которые были даже «модными». Эти идеи Выготский развивал и применял в новых, неожиданных областях, однако ничего принципиально нового он не предложил.
Возвеличивание Выготского в советской идеологии при этом было далеко не уникальным. Той же участи подверглись многие советские учёные, писатели и мыслители. Среди них был и И. П. Павлов, под «знаменем» которого советские чиновники «развенчивали» «буржуазные» научные концепции. Собственно говоря, такой же канонизации в СССР подвергся и сам Владимир Ленин. Начиная с воцарения Сталина, советское правительство круто свернуло с «ленинского» пути и в большинстве случаев этому пути противоречило; однако культ «вождя мирового пролетариата» сохранялся и усугублялся: его изображали на тысячах плакатов, ему ставили сотни памятников по всей стране и за её пределами, его имя упоминалось в советском гимне, в конституции и т. д.
Учитывая сложившуюся ситуацию с культом Выготского, в последние годы был запущен масштабный некоммерческий научно-издательский проект «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского». Благодаря этому проекту множество сочинений выдающегося психолога стало доступно широкой публике, при этом в своём изначальном виде – без цензурных правок, искажений, фальсификаций. Активизировалась и исследовательская работа: ставшее доступным подлинное наследие Выготского начало изучаться современными специалистами.
Л.С. Выготский. Развитие психики
Анализ становления культурно-исторической концепции Выготского. Рассмотрение особенностей развития высших психических функций в его учениях. Раскрытие понятий «чувства» и «эмоции», их соотношения и отличий. Характеристика эмоциональных состояний.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.02.2017 |
Размер файла | 41,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГЛАВА 1. Л.С. ВЫГОТСКИЙ. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
1.1 КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ГЛАВА 2. ЧУВСТВА. ЭМОЦИИ
2.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.2 РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2.3 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
В основе научных психологических знаний лежит учение о психике человека, о ее характере, темпераменте, способностях, процессах (ощущении, восприятии, мышлении) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).
Важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.
Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ, создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин.
Библиография трудов Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии.
Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Он автор книг по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.
Особую роль в психике, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно самостоятельными психологическими феноменами со своими функциями.
Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.
Эмоции человека достаточно сложно изучать, ведь многие из них очень индивидуальны, однако наука смогла их классифицировать и понять. Некоторые области нашего мозга начинают активироваться сильнее, если мы сталкиваемся с эмоциональными стимулами, заставляя определенные железы вырабатывать определенные компоненты, которые и вызывают эмоциональные состояния.
Чем более детально научное сообщество изучает роль эмоций в человеческом поведении и развитии, тем больше оно понимает, что эта роль невероятно важна для нашей эволюции. Эмоции порой настолько сложны, что могут немало озадачить.
Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании.
Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия
Актуальность темы курсовой работы заключается в важности вопроса о научных особенностях культурно-исторической теории и особенностях высших психических функций, которые на сегодняшний день исследуются ученными разных стран.
Для достижения поставленных целей в работе поставлены следующие задачи:
Проанализировать особенности становления культурно-исторической концепции Выготского.
Проанализировать основные положения культурно-исторической концепции Выготского.
Проанализировать понятие и особенности развития высших психических функций в учениях Выготского.
Раскрыть понятия «Чувства» и «Эмоции».
Дать характеристику эмоциональных состояний.
Проанализировать соотношение чувств и эмоции и их отличия.
Объект исследования: культурно-историческая концепция Выготского.
Предмет исследования: высшие психические функции в учениях Выготского.
ГЛАВА 1. Л.С. ВЫГОТСКИЙ. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
1.1 КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
выготский психический чувство эмоция
Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система основных понятий.
В 1920- 1930-х годах им были разработаны основы культурно- исторической теории развития психики.
В концепциях Л.С. Выготского развития психики реализован подход, который он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим». [ 6-41]
Биологизаторский подход отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка.
Выготский выделяет три основных положения психического развития:
Изучение высших психических функций со стороны составляющих из натуральных процессов.
Сведение высших и сложных процессов к элементарным.
Игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.
Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития ВПФ человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но и стремился выявить конкретный механизм этого влияния.
Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые сформированы в условиях социализациии. Рассматривая психические функции как фазу культурного» развития, рассматривал их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.
Уровни психических процессов:
Естественные функции (фаза натурального развития) даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании.
Высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. К высшим психическим функциям относится: произвольная память, внимание, логическое мышление и другие.
В концепции Л.С. Выготского [7, с.204-213] можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать. Её основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:
При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.
Объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.
«Человек и его собственная психика»:
Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на предмет, организовать свою умственную деятельность.
Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических функций, то есть выступали в качестве психологических орудий.
В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми то», «отнеси туда»), обращенные к участникам трудового процесса.
Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция и человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в итрапсихолологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией.
В ее ходе происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Группы развития психических функций:
Процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления.
Процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти и т.д.).
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и присхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. [6, с. 24]:
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной средой. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.
Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.
Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Законы психического развития ребенка:
1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений, ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе, служит одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие.
По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений.
Выготский выделил несколько таких периодов:
Период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.
Период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность.
Кризис ухода на пенсию
Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. [15;37-67]
Критичность развития психических функций, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода [13;57-79.]. В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются.
Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.
Выготский Л.С. называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики»[4,с. 260].
Выготский составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, а там развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
2.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИЙ
Эмоции рассматривают как механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой, как регулятор внешнего поведения индивида в напряженных ситуациях.
Например, активизация ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов обеспечивает преодоление опасностей.
В состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека. [8, с.176]
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям.
Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
В практической деятельности человека сформировываются интеллектуальные чувства.
Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает, отражается структура потребностей.
В зависимости от условий жизнедеятельности и направления деятельности индивида развивается нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.
При возникновении сложной жизненной ситуации поведение индивида смещается на более низкие уровни регуляции, в связи с этим происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы.
Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Среди многообразия выделяют основные эмоции, такие как: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.
2.2 РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека.
Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. На одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Эмоции выполняют разнообразные положительные функции:
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. [1, с.70]
Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата.
Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок.
Анохин считал, что эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).
Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать.
Например, один курсант летного училища при первом самостоятельном полете забыл, как сажать самолет, и смог совершить это только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильного волнения гимнаст (чемпион страны) забыл, выйдя к снаряду, начало упражнения и получил нулевую оценку.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, так как являются поводом для самоуспокоения, благодушествования.
А отрицательная не связывается с отрицательными, так как служат стимулом для самосовершенствования человека.
Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания. [11, с.132]
2.3 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания.
Каждый человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр.
Выделяют несколько видов таких состояний.
Суть настроения состоит в том, что оно не предметно, а личностно это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настроения не всегда осознаем причину его возникновения.
У разных людей настроение проявляется внешне, но выражается по-разному. Мы никому не докладываем о своем настроении, но своим поведением (взгляд, слово, интонация, движение, мимика,) мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. От настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое эмоциональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии.
Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение.
Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении.
Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, который этими словами выражается.
В состоянии аффекта человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия.
Такое состояние возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.
Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.
Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе.
Например, М.Ю.Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:
Тогда на землю я упал;
И в иступлении рыдал;
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горячею росой.
Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности.
Например, человек дома разрешает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вопрос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.
В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию.
И.П. Павлов писал, обращаясь к молодежи: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях».
Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния такой как стресс. Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменами.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств ценность которых зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.
К нравственным чувствам относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.
Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более переменчивее петербургская атмосфера!» [12]
Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.
При изучении концепции Л.С. Выготского по теме развития психики и в связи с поставленной целью работы, можно сказать, что высшие психические функции это социальные произвольные процессы, которые формируются с помощью признака такого как «психологическое орудие (знаки).
Знаки (речь) которые возникли в результате длительного общественно-исторического развития человечества.
Первый этап формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы.
При изучение учебной литературы по теме «Чувства и эмоции» и на основе раскрытия поставленных задач нужно сказать, что безусловно нет непроходимых границ между эмоциями и чувствами, но основную трудность представляет содержательный анализ чувств как более высоких по степени сложности и организованности эмоциональных явлений.
В психологиии термин «эмоция» обозначают отнесенность явления к сфере эмоциональной жизни животных и человека, отчетливо выраженную реакцию на определенную ситуацию как сам факт переживания и как один из видов переживаний и как механизм, на котором определяется уровень отражения действительности изменений внутренней среды организма под влиянием внешних.
Термин «чувство» употребляют для обозначения эмоционального явления, проявления активного момента потребности, специфических эмоций, присущих только человеку, устойчивого эмоционального отношения, устойчивого психического состояния, «привязанного» к определенному объекту.
Так же с помощью термина «чувство» называют закрепившиеся эмоциональные отношения (чувства-переживания) к различным объектам, которые, абстрагируясь от конкретной потребности, устойчиво связаны с объектом и могут быть источником импульсивного поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения.
3. Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога.1997,№1
4. Выготский Л.С.. Вопросы детской психологии // Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984.
5. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
6. Выготский Л.С.. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.
9. И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.M.Прихожан психология под редакцией И.В.Дубровиной рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е издание
13. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. псих. труды, М., 1989
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В.Давыдова, В. П.Зинченко. М 1989.
15. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского// Избр. псих. труды, М.,1989.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ особенностей становления культурно-исторической концепции, которую разработал советский психолог Выготский. Высшие психические функции в учениях Выготского. Законы и стадии их развития. Влияние идей Выготского на современное становление психологии.
реферат [103,3 K], добавлен 21.10.2014
Основные положения и понятия культурно-исторической концепции Выготского. Воображение как высшая психическая функция. Соотношение и взаимосвязь высших и низших психических функций, мышления и речи, коллективного и индивидуального, аффекта и интеллекта.
курсовая работа [67,4 K], добавлен 17.11.2017
Анализ культурно-исторической теории Л. Выготского, краткая биография. Основные особенности становления Выготского как ученого. Рассмотрение схемы психических процессов в представлении Выготского. Обучение как движущая сила психического развития.
контрольная работа [253,2 K], добавлен 28.08.2012
Семья Выготского, его юность. Преподавание и психологические исследования. Работа в Московском институте экспериментальной психологии. Сущность культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Роль в становлении науки дефектологии.
презентация [2,0 M], добавлен 28.01.2017
Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского). Особенности социокультурного контекста возникновения этой школы. Характеристика понятия, сущности и развития высших психических функций в теории Л.В. Выготского.
курсовая работа [57,3 K], добавлен 27.03.2010