Что такое психологический возраст человека
Психологический возраст: как он определяет нашу жизнь?
Психологический возраст это актуальная тема для всех, кто волнуется о том, что в свои тридцать с небольшим продолжает радоваться первому снегу и плюшевым игрушкам. В данной статье мы попробуем рассмотреть всевозможные аспекты прелестей осознания собственного психологического возраста и его влияния на положительное течение жизни.
Цифра как психологический барьер
Современные течения диктуют некорректные установки поведенческой структуры. Каждый из нас наверняка на протяжении жизни слышал такие фразы, как: тебе ведь уже тридцать, а у тебя всё ещё нет мужа, жены, детей!
Большинство людей, к сожалению, обладают ограниченным мышлением и способны подвергнуть свое окружение мыслить также, навязывая стереотипную мысль о достижении благ к определенному возрасту.
Но давайте разберем подробнее что есть та самая пугающая цифра в реальных значениях? Ответ прост: ничего. Каждый человек на протяжении жизни в самостоятельном порядке решает для себя, как повернется его судьба.
Для кого-то комфорт ― это соблюдение правил относящихся к разделу классики: вот в таком возрасте я куплю квартиру, в этом машину, а вот при такой-то цифре в паспорте стоило бы задуматься о семье.
Однако, психологи утверждают, что по достижению 35 лет человек начинает чувствовать серьезное давление от каждой следующей даты или напоминании о ней.
По словам признанных умов психологии есть несколько методов борьбы с данным явлением: перестать отмечать дни рождения по достижению более комфортной даты. Каждый год повторять себе: сегодня мне снова 35, — вне зависимости от того, какое это по счету день рождение.
Внутренний психологический конфликт
Общепризнанное понятия надуманных болезней. Рассмотрим более подробно? На сохранение молодости влияют не только внешние факторы по типу здорового образа жизни, но и мышление в целом.
Внутренний психологический конфликт может привести к серьезным заболеваниям:
Биологический возраст или весомый аргумент в пользу доказательства теории: если мне 30 это не значит, что я не могу прыгнуть с парашютом. По многочисленным словам общепризнанных докторов психологических наук, в организме ничего не меняется в день вашего 30-40 летнего юбилея. Но, получив, например, открытку с данной цифрой, вы в корне меняете свое отношение к происходящему моментально примеряя на себя соответствующую модель поведения, что в большинстве случаев выглядит даже смешно.
Большинство начинает себя осознанно ограничивать, повторяя: «я стар для этого». Здесь стоит запомнить одну маленькую хитрость в борьбе с преждевременным старением: перестаньте себе внушать на ментальном уровне ограничивающую вас модель поведения.
Женщины в погоне за сохранением так называемой «молодости» прибегают к анти-возрастным косметическим средствам и таким образом процесс старения ускоряется. Тело в любом случае заподозрит что-то неладное, когда вы будете пользоваться невероятным количеством лекарственных и косметических средств, без которых прежде прекрасно обходились.
По словам ученых, на биологический возраст влияет более 200 показателей, однако суть проста — человек, который не ищет в себе подтверждений старости, как правило, полон сил, энергии и не подвергается глобальным внешним изменениям.
Влияние интеллекта на психологический возраст
Бесспорно, интеллект одна из ключевых вещей отражающихся на нашем психологическом возрасте. Более того, подумайте, насколько Вам было бы интересно вести диалог с человеком идентичного возраста, но менее развитого в доступных областях?
В этом заключается основная проблема создания крепкого контакта между людьми одного возраста в то время, как подросток может с удовольствием поддержать диалог с человеком в два раза старше него.
Спорный момент который можно разобрать по полкам. На сегодняшний момент известно, что люди, уделяющие внимание образованию и саморазвитию менее подвержены деменции и причастным заболеваниям в старости. Более того, каждый год обучения сокращает риск описанных выше заболеваний на 11%.
Какой же вывод, по итогу, мы можем сделать в ходе написания статьи? Не важно сколько вам лет согласно точной цифре в паспорте. Важно лишь то, насколько Вы готовы стремится к тому, чтобы другие никогда не угадали её в знаменитом перформанс: а сколько дашь?
Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть?
Биологический возраст не всегда совпадает с психологическим. По паспорту мы взрослые, а внутри живет беспомощный ребенок или взбалмошный подросток. Так что же такое психологический возраст, каким он бывает, от чего зависит и стоит ли «взрослеть», рассказывает психолог и эксперт по личностному развитию Сергей Артемьев.
Психологический возраст чаще всего понимается как уровень развития личности, внутреннее состояние, в котором застыла ваша психика. Как правило, это застревание связано с событием, пережить которое у вас не получилось, с проблемой в прошлом, которую вы не смогли решить. Например, тяжело переживали развод родителей, потеряли что-то привычное и важное, стали жертвой морального или физического насилия.
Все это влияет на психологический возраст. Каким же он может быть?
Детский
Во многих сферах жизни человек реагирует и действует, как ребенок, которому от 3 до 7 лет. Часто, сталкиваясь с проблемами, ощущает вину, беспомощность, слабость, ничтожность или, напротив, чувствует себя неоправданно всесильным или ответственным за все. Психологическому «ребенку», сколько бы ему ни было лет по паспорту, нужен рядом кто-то большой, состоявшийся, сильный, кто может «взять на ручки». Этот большой либо сам будет защищать и вести за собой, либо ему нужна защита и помощь.
Что делать?
Родительский
Такому человеку свойственно поведение ребенка в возрасте от 8 до 12 лет. Это время, когда ребенок обучается родительским шаблонам воспитания, коммуникации с миром. А как родители общаются с детьми? Далеко не всегда как со взрослыми. Поэтому он чувствует превосходство над другими: поучает, наказывает, поощряет. Делает «как правильно» и «как надо», забывая о том, как хочется.
Что делать?
Подростковый
Такие люди не могут перерасти возраст от 13 до 20 лет. Подростковая динамика личности — это поиск себя, отделенность, бунт, протест. «Я сам решаю», «я не буду таким, как вы, я другой», «я найду тех, кто меня понимает, вы мне не нужны», «я буду делать то, что хочу». Когда физический возраст от 13 до 20 лет, такое поведение полезно. Оно формирует необходимый опыт и в итоге приводит к зрелости.
Сложнее, если человек превращается в подростка, когда ему за 30, а иногда и за 40, когда есть дети, семья, бизнес или работа. Именно в таком состоянии уходят из семьи, изменяют, бросают все и отправляются искать себя. Человек хочет вернуть себе подростковую свободу, если в юности слишком за многое отвечал и не успел пожить в свое удовольствие. Бывает и по-другому. Человек настолько привык к беззаботной жизни, что, даже взрослея, не может взять на себя обязательства. Семья, бизнес, дети — все кажется скучным, серым, унылым.
Что делать?
Взрослый
В этом психологическом возрасте человек может объединить в себе положительные стороны всех перечисленных возрастов, черпать из них ресурс, интегрировать в жизнь. Ему присущи и чистота, непосредственность «ребенка», и заботливость, умение делиться, устанавливать границы «родителя», и энергия, активность, интерес к жизни «подростка», и способность проявлять все это в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Взрослому хорошо одному и прекрасно с кем-то. Он знает, чего хочет, но не зависит от своих «хотелок». Умеет отпускать, но умеет и ценить то, что имеет. Взрослый опирается на себя, но в сложной ситуации может обратиться за помощью. Он чувствует себя частью мира, но понимает свою особенность.
Психологический возраст. На сколько лет вы себя ощущаете
Наверное, вы когда-либо слышали о таком явлении, как психологический возраст. Когда мы слышим об этом впервые в своей жизни, то, скорее всего, мы не совсем понимаем, что это означает. Но на самом деле все довольно легко и просто. Каждый человек может ощущать себя моложе или же, наоборот, старше того возраста, который по факту указан в его паспорте. Сразу же вспоминаются все крылатые выражения типа «а в душе мне семнадцать», «вечно молодой, вечно ветер в голове» и прочее. Но сейчас не об этом.
Ощущение возраста может круто менять всю нашу жизнь и даже отношение к ней. Заинтересовались? Итак, в данной статье вы узнаете все интересные факты, которые могут быть связаны с психологическим возрастом. Найдете информацию о тестах, которые направлены на то, чтобы вы смогли узнать свой внутренний возраст, а также о том, ощущение какого возраста возникает у ваших ровесников и с чем это может быть связано.
Определение психологического возраста
Внутренним возрастом психологи называют субъективную оценку человека своего собственного возраста или же субъективные суждения окружающих его людей, основанные на его поведении. Наверное, несложно догадаться, что разница между настоящим возрастом (который указан в паспорте человека) и его психологическим состоянием часто бывает большой. И именно психологический возраст во многом влияет на нашу жизнь, мировосприятие и дальнейшую судьбу.
Основываясь на этом возрасте (скорее всего, даже неосознанно) мы выбираем определенный стиль жизни, занимаемся постановкой тех или иных целей. Было доказано, что ваш психологический возраст может являться базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.
Настоящее, будущее или прошлое?
Существует мнение, что этот возраст необходимо оценивать, основываясь на том, какие события нашей жизни имеют для нас большую важность. В том случае, когда человек ожидает каких-то грандиозных событий от своего будущего и не зацикливается на тех событиях жизни, которые произошли в его прошлом, это может означать, что он чувствует себя значительно моложе своего настоящего возраста. Все меняется, когда для человека большей ценностью обладают события его жизни, которые уже не вернуть. Если для вас важнее прошлое, и каждый раз вы возвращаетесь к нему с помощью воспоминаний, то, скорее всего, ваш психологический возраст больше реального.
Позиции определения внутреннего возраста на основе подхода Р. Кастенбаума
Опираясь на подход Кастенбаума, психологический возраст человека можно определять, базируясь на основных четырех аспектах:
Оценка внутреннего возраста с помощью его трех составляющих
Иногда для того, чтобы выявить свой психологический возраст, необходимо оценить возраст умственный, социальный, а также эмоциональный:
Статистика соотношения реального и внутреннего возрастов у людей
Двадцатипятилетний возраст является точкой равновесия в психологии. Таким образом, чем ближе вы оказываетесь к этому рубежу, тем ближе к такой же цифре будет ваш возраст психологический. Бывает ли по-другому? Само собой, возможны и отклонения, но в большинстве случаев внутренний и реальный возраст на этом этапе жизни совпадают.
До двадцати лет люди ощущают себя так, словно они являются старше. Среди таких индивидуумов несложно отыскать пессимистов. К тридцати годам у людей наблюдается снижение психологического возраста примерно на четыре года или чуть больше.
В период от тридцати и до сорока лет эта разница будет только увеличиваться. А в период от сорока до пятидесяти лет разница между внутренним и реальным возрастом в среднем составляет около семи или восьми лет.
Когда возраст человека доходит до пенсионного, здесь главную роль играет социальная среда. В странах СНГ наблюдается скорейшее внутренне старение граждан, чего нельзя сказать о людях, проживающих в Европе. Там пенсионеры, несмотря на свой возраст, начинают в полной мере наслаждаться жизнью. Все потому, что их финансовая обеспеченность и ситуация в стране способствуют именно этому.
Как узнать свой психологический возраст?
Самый легкий способ – это заполнить пустующие места в следующих предложениях:
После того, как дело сделано, вам предстоит сложить все числа, а после этого их сумму поделить на четыре. Вот вам и ваш психологический возраст!
Как оставаться внутренне молодым?
Для того чтобы внутренний возраст продолжал оставаться меньше, чем реальный, вам необходимо воспитывать в себе оптимизм, окружать себя приятными вещами и общением, строить планы на следующие этапы жизни. Хорошо бы начать планировать режим дня, следить за питанием, поддерживать здоровье, занимаясь спортом, отказаться от вредных привычек и не допускать мысли о том, что с возрастом вам придется отказаться от чего-либо.
На этом, пожалуй, все. Теперь вы знаете больше о психологическом возрасте и сможете определить его самостоятельно.
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии
Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии
Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.
Цель работы – исследование психологического возраста
Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии
— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;
— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.
— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
1.2. Проблемы современной возрастной психологии
Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);
Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
— детская психология (от рождения до 17 лет);
— психология взрослых, зрелых возрастов;
— геронтология или психология пожилого возраста.
Понятие возраставключает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ— интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
в)эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Л. С.Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
Iуровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
IIуровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
IIIуровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Существуют и другие периодизации развития.
Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.
Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.
Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.
Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.
Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.
Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.
Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.
В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.
Практическая значимость моей работы заключается в возможности
использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К. : Наукова думка, 1984. — С. 173–175.
5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;
Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.
Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.
Неделя психологии. Акция «Радужное настроение».В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.
Неделя психологии «Экология семьи» Цель:сформировать настрой на «психологическую волну», стимулировать интерес к психологическим знаниям родителей и педагогов,.
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.
Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.
Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.
Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.
Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.
Психологический возраст человека
Особенности психологического возраста у молодых и пожилых людей
Социально-психологические особенности пожилых людей
Люди старшего психологического возраста имеют определенные особенности психики, они меньше хотят рисковать, они более серьезны и более пессимистичны, у них чувство юмора изменяется. К примеру, владелец бизнеса чувствующий себя старше своего психологического возраста, скорее всего, пожелает продать в бизнес, потому что он/она чувствует, что бизнес достиг своего пика. А владелец бизнеса с меньшим разрывом в психологическом возрасте(или имеющий меньший психологический возраст), в той-же ситуации может думать, что компания все еще растет и, скорее всего будет пробовать новые идеи, чтобы его развивать.
Они более консервативны. В одежде, в политике, в поведении, в ценностях, в приготовлении пищи, выбираемых товарах. И практически во всем. Психологически более старшим людям больше нравиться старое, проверенное временем, привычное. Поэтому их труднее переубедить или склонить к чему-то новому. Им труднее попробовать что-то новое. Еду, одежду, новую работу или деятельность. Переехать в другой город. У многих людей, которые чувствуют себя пожилыми возникает неприятие нового и страх перемен.
В эмоциональной сфере происходит ослабление работы тормозной функции коры головного мозга. Вследствие чего проявляются некоторые черты характера не проявляющиеся в молодости. Поведение становится более агрессивным или наоборот появляется склонность к грусти, сожалению, слезливости. Появляется склонность к постоянным рассказам о прошлом и как в прошлом было хорошо. В этот момент люди переживают какие они были молодые, красивые и полные сил.Это не связано с тем, что было действительно лучше. Скорее, с привычкой рассматривать мир именно так.
В пожилом возрасте происходит сужение круга интересов. Человека меньше начинает волновать развитие. И даже развитие в профессиональной деятельности оно его уже не сильно волнует.
Социально-психологические особенности молодых людей
У молодежи формируется мировоззрение, поэтому им интересно все вокруг. Они готовятся к освоению новых ролей, навыков, профессий, культурно-интеллектуальной информации. Это является одной из важных социально-психологических особенностей молодых людей.
Молодые более склонны рисковать. Это происходит и в политике, и в личной жизни и в бизнесе. Они действуют более импульсивно, сильнее подвержены воздействию мгновенных эмоций.
Молодые люди более склонны действовать необдуманно, поэтому часто совершают ошибки. Но они быстрее действуют, анализируют поэтому часто быстро их и исправляют.
У молодых больше развит идеализм. В связи с этим молодые люди часто участвуют в различных политических акциях и движениях, они острее чувствуют несправедливость или несоответствие заявленному и существующему.
Поэтому если психологический возраст старше-это ни хорошо ни плохо. Есть определенные плюсы и в молодом психологическом возрасте и в пожилом. Главное знать и учитывать эти особенности.
От чего зависит психологический возраст?Главные параметры
Наш психологический возраст зависит от когнитивных функций мозга: наших способности учиться и запоминать, от эмоциональных функций, ваших способностей справляться со своими чувствами и управлять ими.
Память и обучение
Чем старше становятся люди, тем чаще у них возникают проблемы с памятью и обучением. А вот способность людей справляться с негативными эмоциями наоборот, улучшается с возрастом.
Ваш психологический возраст напрямую зависит от того, насколько хорошо вы можете справиться с когнитивной нагрузкой. Возможно, вы чувствуете что ваша память ухудшается по сравнению с тем, что было раньше. К примеру, вы заходите в комнату и забываете то, что искали. Или в продуктовом магазине без списка не можете все вспомнить. «О-о-о», — говорите вы, — «У меня склероз!».
Чтобы ваш психологический возраст был моложе, исключите это выражение из своего словарного запаса. Как только вы начинаете маркировать свою память как ухудшающуюся, вы увеличиваете шансы того, что будет еще хуже. Если вы не будете осторожны, эти случайные провалы могут стать самоисполняющимися пророчествами.
Следовательно, наши умственные способности будут снижаться примерно с такой же скоростью. Этот эффект появляется и-за старения мозга. Мозг стареет не только из-за возраста, но из-за неправильного образа жизни, плохо питания, особенностей работы мозга, генетических ошибок и и т.д. Чтобы улучшить работу мозга нужно заниматься каким-либо видом спорта. При физических нагрузках кровь лучше обеспечивает мозг кислородом, питательными веществами и уносит продукты распада. Это нужно для всего организма, но поскольку мозг самый энегозатратный орган, ему это важнее больше всего. И с возрастом это становится еще актуальнее. Поэтому чем старше человек, тем нужнее ему занятия спортом, физические нагрузки. Подробнее о воздействии физических нагрузок на мозг.
Эмоции
Когда дело доходит до ваших эмоций, то лучше быть старше. Из обширных исследований в области психологии старения мы знаем, что пожилые люди действительно «мудрее» в том смысле, что они могут лучше контролировать свои эмоции, принимать негативные ситуации и видеть их в более позитивном свете, а также легче ладить с другими людьми, даже если с этими людьми у них не особенно хорошие отношения.
Со старшим эмоциональным возрастом вы фактически увеличите свои шансы на поддержание более молодого психологического возраста в целом. Эмоционально зрелый человек испытывает меньше стресса от неприятных ситуаций, мозг освобождается от мелких проблем, при этом сохраняя умственные ресурсы для более эффективного решения когнитивных задач.
Самое главное, от чего зависит психологический возраст
Т.е главное чем он измеряется-это круг интересов и планы на будущее. Если больших, значимых событий больше в прошлом- мы ощущаем себя старше своих лет, а если нам предстоит много в будущем, наши планы и мечты значительно перевешивают — то мы чувствуем себя намного моложе. Это очень важный показатель нашей жизненной энергии в данный момент времени. Если хотите быть психологически моложе-осваивайте новые виды деятельности, слушайте новые направления в музыке, пробуйте заниматься спортом, которого в вашей молодости не было.
А сейчас оцените свой возраст по этим 3 показателям: память и обучаемость, эмоциональность и планы на будущее.
Но, самое интересно, что многие люди сегодня открывают все бОльшие перспективы для себя, т.е. чем старше — тем моложе.
Как узнать психологический возраст человека?
Сложите 3 важных составляющих определяющих возраст: эмоции, насыщенность жизни и развитость памяти способности к обучению и оцените их. Если вам трудно, для этого существуют специальные тесты. Тесты на психологический возраст показывают примерный показатель, учитывая все перечисленные компоненты. Кроме того, надо учитывать, что разные области вашей жизни могут оцениваться по-разному. И вы можете быть психологически зрелым человеком, но в то же время оптимистичным, открытым, жизнерадостным и увлеченным. Существуют и тесты для определения, но они не покажут вам 100% соответствие, гораздо лучше вы знаете себя сами.
А для уменьшения психологического возраста запланируйте себе новые дела, найдите новые навыки, которые хотите приобрести. Вспомните, что еще не пробовали или не сделали в жизни, но очень хотели и всегда откладывали. Будьте социально активными, не давайте себе лениться и откладывать дела, избавьтесь от лишнего веса, если он у вас есть. Этого в и биологически молодом возрасте может снизить психологический возраст.
Психологический возраст можно разделить и на жизненные этапы
Ребенок-зависим от других, от их помощи и доброй воли, почти беспомощен. Не умеет справляться со своими чувствами и эмоциями. Обычно детский тип мышления у взрослых людей обозначает что они играют в жертв и имеют внешний локус контроля. Подробнее об этом в статье Я жертва и почему мы любим играть в жертв.
Подросток-хочет отделения и одновременно хочет быть в центре. Зависим от норм и правил группы больше, чем от своих понятий, вкусов и предпочтений. Неверен в себе, поэтому нуждается в постоянном одобрении своих взглядов и поступков.
Юный возраст-строит сложные ментальные конструкции, фантазирует на тему будущего, строит воздушные замки в голове. Однако, ему трудно решиться действовать, потому что он не уверен в себе, не имеет опыта и поэтому не знает с чего начать.
Взрослый человек-ориентируется на свои взгляды, ценности, на свой опыт, стереотипы мышления. Живет так, как считает правильным для себя. Не боится противоречить общественному мнению, если оно не соотноситься с его мнением. Старается планировать и действовать, а не фантазировать. Управляет своими чувствами и хочет быть независимым от других.
Если у вас проблемы с памятью и обучением, то обязательно прочитайте про социальные причины старения мозга и биологические причины старения мозга.