Что такое психологическое наблюдение

Наблюдение в психологии

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Содержание

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируе-мое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описани-ем поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенно-стей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положени-ях: I Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность. II Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По материалам: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.

По форме наблюдения

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Этапы исследования методом наблюдения

Плюсы и минусы

Преимущества метода наблюдения

Недостатки метода наблюдения

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Наблюдение в психологии» в других словарях:

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

Наблюдение (психологич.) — Наблюдение, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть … Большая советская энциклопедия

Наблюдение — Наблюдение восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение метод проведения исследований в психологии. Наблюдение процедура банкротства. Негласное наблюдение комплекс оперативно… … Википедия

Наблюдение (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение. Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение… … Википедия

Наблюдение — I Наблюдение преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как… … Большая советская энциклопедия

Наблюдение — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. С развитием науки выделяется в особую форму интеллектуальной деятельности человека. Основные требования к научному наблюдению – однозначность замысла, система… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Наблюдение — – 1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчётливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Наблюдение( в дидактике) — целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает умение группировать факты, свойства и явления,… … Педагогический терминологический словарь

НАБЛЮДЕНИЕ — в педагогике и психологии, один из методов пси холого пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Особенности психологического наблюдения — достоинства и недостатки

Психологическое наблюдение — это сбор информации экспериментатором без вмешательства в ситуацию. Психологами метод применяется соответствии с определенным планом, подразумевает фиксацию фактов и особенностей ситуации, их анализ и интерпретацию.

Психологическое наблюдение: определение понятия

Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.

На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:

Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.

Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.

Суть метода

Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.

Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:

Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.

Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.

Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.

Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.

Объект и средства наблюдения

Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:

Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.

Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:

Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.

Психологическое наблюдение: п рименяемая классификация

В психологии метод наблюдения применяется в случаях, когда исследователю необходимо получить информацию о поведении конкретного человека или группы людей в максимально естественных для них условиях, без вмешательства в ситуацию. Само наблюдение никак не должно отражаться на естественном развитии событий.

Различают несколько типов психологического наблюдения:

В ходе сплошного слежения исследователь фиксирует все нюансы и признаки психической деятельности объекта на протяжении определенного времени. При выборочном исследовании принимаются во внимание исключительно те проявления, которые прямо или косвенно относятся к изучаемой тематике.

В классификации имеется также и понятие систематического и несистематического наблюдения. В первом случае исследование проводится в соответствии с четко обозначенным планом. Наблюдатель фиксирует поведенческие особенности, регистрирует и классифицирует внешние условия.

При несистематическом наблюдении фокус внимания исследователя удерживается на обобщенной картине поведения субъекта или группы людей в определенных внешних условиях. При этом не стоит цель зафиксировать причины поведенческих проявлений, анализировать их взаимосвязь и строго описывать явления.

Полевые наблюдения осуществляются в естественных для объекта или группы условиях. Основным требованием является невмешательство исследователя в ситуацию. Наблюдение в естественных условиях дает возможность изучить поведение объекта без существенных искажений. Но проблема проведения такого исследования состоит в трудоемкости, а также в том, что исследователь не может контролировать ситуацию. Зачастую полевое слежение несистематично, проводится с применением выжидательной тактики.

Лабораторное слежение для исследователя более удобно, но искусственная среда может не лучшим образом повлиять на результат исследования.

По длительности исследования различают:

Единичные, однократные наблюдения — их представляют, как описание отдельных случаев. Исследования носят уникальный характер, но могут быть представлены и уже известными проявлениями психологического процесса, феномена.

Опираясь на формы проведения исследований, различают осознанные и неосознанные, внутренние и внешние наблюдения.

Неосознанное внутреннее психологическое наблюдение

Этот тип наблюдения характеризуется тем, что объект не знает о слежке за ним. Исследователь сам становится частью ситуации. Например, нередко психологи внедряются в специфическую компанию, чтобы максимально подробно изучить особенности поведения ее участников. В ходе исследования наблюдатель вступает в тесный контакт с объектом или их группой, но о цели взаимодействия испытуемые не догадываются.

Зачастую применяется метод неосознанного внутреннего наблюдения с целью изучения особенностей небольших социальных групп. Естественное поведение психолога способствует успешному исследованию. При соблюдении этого условия работа в группе не влияет на ход исследования и поведение его участников.

Проблемы этического характера могут усложнить работу. В ходе слежения могут возникнуть трудности с аудио- и видеозаписью, особенно, если учесть, что фиксация результатов должна происходить в тайне от участников.

Само наблюдение не влияет на поведение субъекта, предписанное протоколом. Максимальное количество полезной информации он получает, если удается установить непосредственный контакт с исследуемыми. Но еще одной проблемой может стать то, что психолог начинает разделять моральные ценности исследуемых, у специалиста возникает моральный конфликт.

Осознанное внутреннее психологическое наблюдение

Осознанное внутреннее наблюдение характерно тем, что объект знает, что за ним следят. Исследователь вступает в контакт с наблюдаемым, еще до начала работы знакомит с поставленной задачей, рассказывает о своем статусе.

Иногда субъекту предоставляют неправильную информацию. Это делается чтобы была возможность зафиксировать особенности поведения в конкретной ситуации. Подобные действия исследователей противоречат требованиям этического кодекса и грозят серьезным наказанием, а эксперимент часто имеет неблагоприятный исход. Сама ситуация создает стресс для наблюдаемого, а ее последствия могут негативно отразиться на дальнейшей его жизни.

Внешний тип

Главное условие проведения внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что наблюдаемый не знает о слежении за ним. Психолог не вступает в контакт с объектом или исследуемой группой, а только фиксирует получаемую информацию, находясь в отстраненной позиции.

Так, врачи в психиатрических клиниках следят за пациентами через небольшое окно. Со стороны доктора оно прозрачное, больной же видит вместо окна зеркало. Такая особенность организации слежения дает возможность наблюдать за действиями объектов, не стесняя и не смущая их.

В ходе наблюдения внешнего типа удается собрать максимум объективной информации об объекте, его поведении или психических проявлениях. Плюсом такого наблюдения является и то, что уставшего исследователя можно заменить другим, также появляется возможность принять участие в эксперименте сразу нескольким специалистам.

Во внешнем исследовании ситуация разворачивается естественно, без давления со стороны, у специалиста есть возможность использовать технические средства для фиксации фактов.

Психологическое наблюдение: п реимущества и недостатки

К положительным сторонам наблюдения относят возможность:

Наблюдение — относительно недорогой эмпирический метод. Он позволяет быстро получить необходимую информацию. Исследование несложно организовать независимо от готовности участвовать в нем одного или группы объектов.

Недостатки психологического наблюдения подразделяют на 2 группы — объективные, не зависящие от наблюдателя, и субъективные. Они сопряжены с личностными характеристиками, профессиональными качествами исследователя, а также установками участников эксперимента.

К объективным недостаткам наблюдения в психологии причисляют такие:

Еще одним недостатком наблюдения психологи считают то, что метод не позволяет непосредственно исследовать все факты, многие области недоступны для исследования таким способом.

В числе субъективных недостатков:

Психолог в определенный момент может выйти из позиции наблюдателя и включиться в ситуацию. Это чревато тем, что он утратит возможность объективно оценивать происходящее.

Если у исследователя еще до начала эксперимента есть четко сформированное мнение относительно предмета исследования, это может стать причиной формирования определенной точки зрения на ситуацию. Ожидание зачастую возникает, если исследователь до начала эксперимента контактировал с наблюдаемым. В такой ситуации возможно смещение акцентов при наблюдении.

Во время наблюдения психологи могут допустить ошибки. Они, как и перечисленные выше проблемы, возникают при отсутствии у специалиста личной терапии и супервизии. Самыми частыми ошибками считаются:

Настроение психолога во время наблюдения может наложить отпечаток на его восприятие ситуации, а также исказить результат эксперимента.

Недостатки психологического слежения возможно преодолеть, тщательно продумав программу, основательно подготовившись к работе по сбору необходимой информации. Также помогает справиться с трудностями контроль за ходом работы со стороны организаторов исследования.

Источник

Наблюдение: метод исследования в психологии

Где применяется

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Этапы исследования методом наблюдения

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *