Что такое психология доклад
Доклад: Психология как наука. Возникновение, развитие, обзор основных направлений
Название: Психология как наука. Возникновение, развитие, обзор основных направлений Раздел: психология, педагогика Тип: доклад Добавлен 21:54:20 05 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 7540 Комментариев: 22 Оценило: 18 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4 Скачать | |||
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Еще древний мудрец говорил, что нет предмета более интересного человеку, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно растущий интерес к природе человека, условиям его развития и становления в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
В настоящее время без знания и понимания психологических законов невозможно осуществлять многие виды деятельности в производстве, науке, медицине, искусстве, преподавании, играх и спорте. Система научных знаний о законах человеческого развития и его возможностях необходима для всего социального развития.
Что такое психология
Что такое психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития менялось представление об объекте научного познания в психологии.
Коренной психолог М.С. Роговин считал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы преднаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.
Эти знания не являются систематическими или рефлексивными, поэтому они часто вообще не признаются в качестве знаний.
На уровне философской психологии изначально туманная, целостная концепция души подвергается анализу и психическому расчленению с последующим объединением. В сравнении с преднаучной психологией, которая предшествует ей и оказывает на неё большое влияние, особенно в её истоках, философская психология характеризуется не только поиском некоего объяснительного принципа для экстрасенса, но и стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа, подобно тому, как им подчиняются все природные стихии.
Знания в области научной психологии имеют эмпирическую, фактическую основу. Факты обнаруживаются в специально проводимых исследованиях с использованием специальных процедур (методов), которые включают в себя, прежде всего, целенаправленное систематическое наблюдение и эксперименты. Теории, построенные научной психологией, имеют эмпирическую основу и подвергаются (в идеале) обширной проверке.
Появление психологии
Психология прошла несколько этапов своего развития. Преднаучный период заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективного научного исследования менталитета, его содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных идеях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э.
В связи с условностью периодизации развития психологии, которая воспринимается как само собой разумеющееся практически в любом историческом исследовании, возникают некоторые противоречия в определении временных границ различных стадий. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связано со школой В. Ф. Витта, то есть с началом процесса развития психологии. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии.
Но в любом случае следует признать, что период существования психологии как самостоятельной науки намного короче, чем период ее развития в потоке философии. На протяжении более 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменился предмет психологии, содержание психологических исследований, взаимосвязь психологии с другими науками.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью формирования объективной науки о человеке, которая рассматривала душу не на основе сказок, мифов и легенд, а с использованием объективных знаний (математических, медицинских и философских), возникших в то время. В то время психология была частью науки, изучавшей общие закономерности развития общества, природы и человека. Эта наука называлась естественной философией (философия). Из философии психология переняла положение, важное для любой науки, о необходимости строить свои теории на основе знаний, а не убеждений.
Попытка избежать сакрализации, то есть ассоциирования веры со знанием, а не с разумом, и попытка доказать правильность состоявшихся взглядов, была самым важным отличием научной, философской психологии от доктрины.
Первые представления о душе, основанные на мифах и ранних религиозных идеях, разрабатывали определенные функции души, особенно энергетические, которые стимулировали тело к деятельности. Эти идеи легли в основу исследований первых психологов. Даже самые ранние работы показали, что душа не только стимулирует действие, но и регулирует индивидуальную деятельность и является главным инструментом познания мира. Эти суждения о свойствах души стали ведущими в последующие годы.
Самым важным для психологии в древности было изучение того, как душа дает активность телу, как она регулирует поведение человека, как она познает мир. Анализ законов природы привел мыслителей того времени к мысли о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же самых частиц, что и окружающий мир.
В то же время для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение индивидуальных свойств объекта и его образа в целом рассматривалось как единый процесс. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более важным для психологов, а в процессе самого познания разрабатывалось несколько этапов.
Платон был первым, кто выделил память как отдельный ментальный процесс и подчеркнул ее важность как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а затем Стоики выделили другие когнитивные процессы, такие как воображение и язык. Таким образом, к концу древности представления о структуре познавательного процесса были близки к современным, хотя, конечно, мнения о содержании этих процессов существенно различались.
Начало нового этапа в развитии психологии повлекло за собой фактическое изменение ее предмета, так как богословие стало официальной наукой души. Поэтому психология должна была либо полностью уступить изучение психики богословию, либо найти для себя нишу для исследования. Именно в связи с поиском способа изучения одного предмета в его различных аспектах произошли важнейшие изменения во взаимоотношениях теологии и психологии.
Когда появилось христианство, оно должно было доказать свою уникальность и вытеснить другие несовместимые с ним религии. С этим связана нетерпимость к греческой мифологии, а также к психологическим и философским концепциям, тесно связанным с языческими религиями и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и т.д.) были закрыты в VI веке, а ученые, сохранившие знания древней науки, переехали в Малую Азию и открыли новые школы в греческих колониях.
Ислам, преобладающий на Востоке, не был столь нетерпим к инакомыслию, как христианство в III-VI веках, и поэтому там свободно развивались школы психологии. Позднее, в IX-X веках, когда закончились гонения на древние науки, особенно на теории Платона и Аристотеля, многие понятия вернулись в Европу, некоторые уже в переводе с арабского.
Эта ситуация продолжалась несколько веков, но к двенадцатому и тринадцатому векам она начала меняться.
В то время схоластика, которая в то время была достаточно развитым явлением, поскольку предполагала не только пассивную ассимиляцию старого, но и активное уточнение и модификацию готового знания, развивала способность логически мыслить, давать систему доказательств и выстраивать свою речь. То, что это знание было заранее подготовлено, что схоластика, таким образом, была связана с репродуктивной, а не творческой мыслью, не вызывало особой тревоги в то время, поскольку репродуктивная мысль также направлена на приобретение и доказательство знаний.
Однако со временем схоластика стала тормозить развитие нового знания, стала догматичной и превратилась в набор силлогизмов, не позволяющих опровергнуть старое, ложное или неправильное в новой ситуации.
Одним из первых использовался термин «душа» в своем философском трактате Гераклит Эфесский. Он принадлежит к известной пословице, чья действительность до сих пор очевидна, «Границы души не могут быть найдены везде, где вы идете: настолько глубока ее мера». Этот афоризм отражает сложность предмета психологии. Современная наука до сих пор далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.
Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля «О душе».
Сам термин «психология» появляется гораздо позже. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. Далматинский поэт и гуманист М. Марулич в названии своих произведений (тексты которых не сохранились) впервые, насколько мы можем судить, использует слово «психология», авторство этого термина часто приписывается Ф. Меланхтон, немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник Мартина Лютера.
Лейбниц использовал термин «пневматология» в семнадцатом веке. Труды Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734), кстати, считаются первыми учебниками психологии, а также трудами талантливого философа, последователя И. Канта и Ф. Г. Якоби по истории психологии Ф. А. Каруса.
Предмет психологии
Важно отметить, что все «племена и народы» связывают понятие «душа» с внутренним миром человека, его мечтами, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами и желаниями. Роговин М.С. отмечает, что понятие души предстает перед всеми народами как обобщение и сведение к определенному визуальному образу того, что сознание древнего человека смогло постичь с точки зрения психики.
В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей силы, источника действия, к понятию живого в отличие от неодушевленного. Первоначально душа не была чем-то чуждым телу, другой сущности, она появилась как человеческий двойник с теми же потребностями, мыслями и чувствами, действиями, как и сам человек. «Концепция души как совершенно иного существа возникла только позже, когда с развитием общественного производства и дифференциации общественных отношений, с развитием религии, а затем и философии, душа стала восприниматься как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире». Постепенно фигуративный образ, служащий душе, уступает место концепции бесплотной абстрактной силы, гетерогенной для тела, которое его окружает.
Таким образом, уже в преднаучной психологии происходит отделение духовного от материального, каждое из которых начинает проявляться как самостоятельная сущность.
На протяжении многих веков душа была предметом домыслов философов и богословов. Никаких специальных исследований не проводилось: Мыслители ограничились аргументацией, подбирая соответствующие примеры в поддержку своих выводов. Введение не было систематическим; оно в основном служило подтверждением обоснованности спекулятивных конструкций, хотя можно сказать, что некоторые авторы, такие как Августин Блаженный, были удивительно проницательны.
Французский философ Р. Декарт устранил понятие души как посредника между разумом и телом. До Декарта воображение и эмоции приписывались душе, а животные также были наделены ими. Декарт идентифицировал душу и разум и назвал воображение и чувство modus operandi ума. Таким образом, душа стала ассоциироваться со способностью мыслить. Животные стали бездушными машинами.
Человеческое тело также стало машиной. Ликвидация души в ее прежнем понимании (как это понималось в средневековой и древней философии) позволила Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и растягивающуюся (ум и материя). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставляющей физическое и ментальное. Позже появилось понятие сознания, которое, по словам Декарта, означает «все, что происходит в нас, таким образом, что мы сами воспринимаем это непосредственно в себе».
Помимо сознания человека, существует множество психических явлений, которые не воспринимаются человеком, так что метод самоанализа бессилен против бессознательного. В-третьих, необходимость изучения психики животных, маленьких детей и сумасшедших заставляла отказаться от метода самонаблюдения. В-четвертых, работа психоаналитиков показала: то, что человек понимает, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то есть искаженным восприятием, а не надежным познанием.
Провал интроспективной психологии сознания заставил одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к изучению бессознательного, а других к изучению поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Появление этих школ и течений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые изучали разные предметы и использовали разные методы.
Отечественные психологи столкнулись с похожими проблемами. В 1920-е и 1930-е годы были заложены методологические основы советской психологии и сформулированы методологические принципы. Особую заслугу в становлении отечественной психологической науки представляли работы таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в творчестве которых в последующие десятилетия сформировались и продуктивно развивались положения.
Монография М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: русский путь» прослеживает историю возникновения отечественной психологической школы поведенческой науки, которая оказала значительное влияние на психологические концепции советских психологов.
Советские психологи смогли использовать категорию «деятельность» для преодоления ограничений как субъективной, интроспективной психологии, так и объективной, поведенческой психологии. С.Л. Рубинштейн в своих работах сформулировал принцип «единства сознания и деятельности», который лег в методологическую основу опосредованного изучения психики. Большое значение имели также методологические принципы развития психики в деятельности, детерминизм и др.
Мне потребовалось много времени, чтобы прийти к заключению: Расхождение между школами мировой психологии носит частный характер и предполагает, что предмет психологии должен пониматься шире и включать в себя как внутренние субъективные явления, которые может учитывать предмет, так и человеческое поведение, которое имеет психологическую «составляющую», и явления бессознательной психики, которые также могут проявляться в поведении.
Данные, собранные психологией 20 века, также показали, что особенности поведения и психического состояния человека зависят не только от нервной системы, но и от «конституции» человека, то есть, в конечном счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию вернулась старая идея, согласно которой существует неразрывная связь между умственным и физическим в живом организме.
В 1960-е годы психологи (как иностранные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который, хотя и не был четко сформулирован (ему мешали идеологические различия), по сути, был достигнут: Иностранная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная психология ориентировалась, прежде всего, на психику, поскольку она проявляется и формируется в деятельности.
Можно отметить, что сегодня многие исследователи выражают свое недовольство существующим положением дел в научной психологии. Становится всё более очевидным, что понимание психики как чисто индивидуального явления, свойства высокоорганизованной материи, не отражает всей реальной сложности экстрасенса. Согласно работам К.Г. Юнга и его последователей, в трансперсональном характере психики вряд ли можно усомниться.
Психология должна оставаться (по этимологии) наукой о психике. Только само мышление должно быть понято несколько иначе. В целом весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его в одном предложении, представляет собой расширение субъекта психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, что в наше время психология должна вновь изменить свое понимание своей сущности. Это требует трансформации внутри самой психологии. Прежде всего, необходимо новое, более широкое понимание предмета психологии.
Структура задач и методы современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки в связи с разнообразием стоящих перед ней теоретических и практических задач. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В последние десятилетия фронт психологических исследований значительно расширился, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился концептуальный аппарат психологической науки, постоянно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.
Важнейшую роль в познании сущности психологических явлений играют категории диалектического материализма. В уже упомянутой книге Б.Ф. Ломов развил основные категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, универсальность каждой из них и в то же время их невосприимчивость друг к другу. Он выделил следующие основные категории психологии: категория рефлексии, категория деятельности, категория личности, категория общения, а также понятия, которые по своей общности можно приравнять к категориям: понятия «социальный» и «биологический».
Выявление объективных корреляций между социальными и природными характеристиками человека и корреляцией между биологическими и социальными детерминантами его развития является одной из самых сложных задач науки.
Как известно, в последние десятилетия психология была преимущественно теоретической (идеологической) дисциплиной. В настоящее время его роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все больше становится областью специальной профессионально-практической деятельности в образовании, промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и др.
Привлечение психологической науки к решению практических задач существенно меняет условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, в той или иной форме возникают во всех сферах общества, определяемых возрастающей ролью так называемого человеческого фактора.
Под «человеческим фактором» понимается широкий спектр социально-психологических, психологических и психофизиологических характеристик, которыми обладает человек и которые так или иначе проявляются в его конкретной деятельности.
Ядром современной психологии является общая психология, изучающая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. История психологии, связанная с историческим процессом возникновения и развития психологических знаний, стала основной дисциплиной психологии.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по разным причинам.
Традиционно для классификации используются следующие основы:
Важно разделить ветви «в соответствии с целью деятельности (получение или применение новых знаний): фундаментальные и прикладные науки; в соответствии с объектом исследования: психология развития, творчество, личность и т.д.». На основе связи психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию.
Развитие комплексных связей психологии с различными областями практики наблюдается в организационной психологии, инженерной психологии, спортивной психологии, педагогической психологии и т.д.».
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с В.Н. Дружининым, который отмечает, что «практическая психология остается отчасти искусством, а отчасти основывается на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методах решения практических задач». Однако есть основания полагать, что существует тенденция к развитию практической психологии как особого вида психологической науки.
Отличительной особенностью практической психологии является то, что она не субъектно-ориентирована, а объектно-ориентирована. Она в большей степени сосредоточена на целостной характеристике личности, в ней в большей степени используются описания и типология.
Современная психология использует различные методы.
Первоначально (когда она была выделена в отдельную науку) психология исходила из предположения, что самонаблюдение может дать истинные и прямые знания о жизни души. Психология сознания предполагала субъективный метод. Таким образом, метод научной психологии был эмпирическим, субъективным и прямым. Важно подчеркнуть, что интроспекция считалась прямым методом получения фактов. Задача науки была задумана Вундтом как логическое упорядочение фактов. Теоретических методов не предусматривалось. Известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.
Дальнейшее развитие психологической науки (особенно исследований Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредованным: бессознательное можно изучать через его проявления в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции субъекта на ситуацию.
Так Дональд Хебб, бывший президент Американской психологической ассоциации (1960), характеризует состояние дел: «Психея и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными или конструкциями, и действительно составляют часть психологии поведения».
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), была также разработана концепция опосредованной природы психологии метода.
В наиболее общей форме метод объективно опосредованного исследования состоит в следующем:
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого в этом подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи утверждают, что психология должна использовать предметный подход, который во многом учитывает тот факт, что исследуемый человек обладает сознанием и может изменить стратегию своего поведения в ходе исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом специфических методов (наблюдение, эксперимент, опросник, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик для изучения тех или иных психологических явлений.
Было предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее развиты классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьев выделяет следующие группы методов:
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.
Альтернативная классификация методов была предложена В.Н. Дружининым. Он выделил три класса методов:
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологических исследований:
По мнению Дружинина, данный вид моделирования является основным методом психологических исследований и единственным в научно-психологических исследованиях. В другом случае, основываясь на сходстве структур модели и образа, исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и т.д.
Важное значение имеет описание иерархии методов исследования. Дружинин предлагает выделить пять уровней в этой иерархии: уровень методологии, уровень методологической техники, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Он предлагает трехмерную классификацию психологических эмпирических методов.
По словам Дружинина, все методы делятся на: практический, коммуникативный, наблюдательный и герменевтический. Существует также восемь «чистых» методов исследования (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, самоанализ, понимание, свободная беседа, направленное интервью).
В свою очередь, выделяются синтетические методы, сочетающие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинный опрос, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективная шкала, самоанализ, психодиагностика, консультативное общение).
Отметим, что теоретические методы психологической науки до сих пор недостаточно четко описаны, проанализированы и изучены. Это одна из приоритетных задач методологии современной психологической науки.
Место психологии в системе наук
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. Конте. Граф. В классификации Комта вообще не было места психологии. Отец позитивизма считал, что психология еще не стала позитивной наукой. В первой половине XIX века это утверждение в целом было верным.
С тех пор многое изменилось: Психология стала независимой наукой и во многом стала «позитивной». В результате несколько раз были созданы классификации наук. В то же время почти все авторы однозначно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысль о том, что в будущем психология займет ведущее место в структуре человеческих знаний; психология должна стать основой наук о разуме.
Классификации наук также были разработаны в 20 веке. Одной из самых популярных является классификация, разработанная русским философом и ученым Б.М. Кедровым. По словам Кедрова, классификация наук носит нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественную, социальную и философскую.
Ответ Пиаже говорит: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их происхождения и развития». Пиаже отмечает, что он гордится тем, что психология занимает ключевое место в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук не возможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но которая может быть освоена только действием тела на объекты, и только психология позволяет изучать эту деятельность в ее развитии».
Будущее психологии видно в развитии междисциплинарных связей.
Б.Г. Ананьев в своей работе «Человек как субъект познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человеческого знания привел к выводу о том, что психология синтезирует достижения других наук.
Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в своей книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отметил, что основной функцией психологии является то, что она является «интегратором всех (или, по крайней мере, большинства) научных дисциплин, объектом изучения которых является человек».
Сегодня можно отметить, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в реальности она не занимает центрального места среди других наук. Таким образом, следует признать, что предсказания и надежды на то, что психология займет лидирующее положение в системе наук, в целом не оправдались. Статус психологии ни в коей мере не высок, и ее влияние на другие дисциплины не так сильно.
После того, как психология пересмотрит узкое, неадекватное понимание своего предмета, ей будет предоставлена возможность для подлинного конструктивного внутри- и вненаучного диалога и интеграции различных концепций, имеющих различные подходы к изучению человеческой души. Таким образом, психология займет свое законное место в системе наук; она получит статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о разуме.
Заключение
Я думаю, что каждый человек должен обладать знаниями основ психологии, это помогает людям лучше понимать друг друга и действовать сообща.
Ценность знаний и навыков возрастает все больше и больше, особенно в современную эпоху. Не случайно существует прямая зависимость между интересом к психологии и уровнем социально-экономического развития стран. В большинстве цивилизованных стран есть большое количество хорошо подготовленных психологов.
Зная основы психологии, человек может лучше понять себя и своих близких, понять межличностные отношения и объяснить действия людей. Эти знания помогут ему справиться с жизненными проблемами.
Список литературы
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
- Что такое психология доклад кратко
- Что такое психология жертвы