Что такое птк география
Природный территориальный комплекс
Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК) — это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. Одновременно ПТК — это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней — от географической оболочки до фации.
ПТК бывают полные (из 6 компонентов) и неполные (из меньшего количества компонентов [в пределах одной сферы, например водный биоценоз]).
План описания ПТК
1. Географическое положение (в том числе границы); 2. Литогенный компонент (N-Q); 3. Климатогенный компонент; 4. Гидрогенный компонент; 5. Биогенный компонент (флора и фауна) а) продуценты; б) консументы 1-го порядка; в) консументы 2-го порядка. 6. Антропогенный компонент; 7. Почвы (зеркало ландшафта); 8. Закономерности географической дифференциации — широтная зональность и высотная поясность; 9. Природно-ресурсный потенциал; 10. Географические следствия.
Взаимодействие компонентов ПТК
РЕЛЬЕФ → Большое влияние на современную природу оказало кайнозойское горообразование, которое привело к существенной перестройке всех компонентов природы на огромных территориях возникших гор и появлению многих совершенно новых ПТК.
ПОЧВЫ → В. В. Докучаев назвал почву «зеркалом» природы, подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы, является результатом этого взаимодействия.
а) С рельефом → Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.
б) С климатом → Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата
в) С водами → Подземные воды принимают участие в формировании почв (почвенных горизонтов).При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений.
г) С растительностью → Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно, поэтому здесь, в лесостепной и северной части степной зон, формируются самые богатые перегноем почвы — черноземы.
ЖИВОТНЫЙ МИР → Видовое разнообразие животных, обитающих на территории России, велико. Каждый вид приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение животных зависит в большей степени от климатических условий, растительности и, косвенно, характера почв.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Природный территориальный комплекс» в других словарях:
ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — исторически сложившаяся и пространственно обособившаяся единая неразрывная система, образованная основными взаимодействующими и взаимообусловленными компонентами природы (земная кора, атмосфера, вода, растения, животные), развивающимися под… … Экологический словарь
Природный территориальный комплекс — закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации. Между отдельными ПТК и их… … Финансовый словарь
ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — (природная геосистема географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации); одно из основных понятий… … Большой Энциклопедический словарь
Природный территориальный комплекс — (a. ecological system; н. okologisches System; ф. ecosysteme; и. complejo territorial de naturaleza) закономерное пространств. сочетание компонентов природной среды, части природных ресурсов (атмосферы, воды, почв, растительности,… … Геологическая энциклопедия
природный территориальный комплекс — (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации); одно из основных понятий… … Энциклопедический словарь
ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространств. сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от геогр. оболочки до фации); одно из осн. понятий физич. географии.… … Естествознание. Энциклопедический словарь
Природный территориальный комплекс — географический комплекс, геосистема, закономерное сочетание природных, географических компонентов (земной коры с присущим ей рельефом, воды, воздушных масс, почв, сообществ живых организмов), образующих целостную материальную систему;… … Большая советская энциклопедия
природный территориальный комплекс — (ПТК), пространственно временная система географических компонентов и комплексов, взаимообусловленных в своём размещении относительным единством происхождения и развивающихся как единое целое. В становление и развитие теории ПТК существенный… … Географическая энциклопедия
Природный комплекс — Природный территориальный комплекс закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.… … Википедия
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — то же, что природный территориальный комплекс … Естествознание. Энциклопедический словарь
ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, географический комплекс, геосистема, закономерное сочетание природных, геогр. компонентов (земной коры с присущим ей рельефом, воды, возд. масс, почв, сообществ живых организмов), образующих целостную материальную систему; одно из основных понятий физической географии, широко применяемое в ланд-шафтоведении и общем землеведении. Отдельные компоненты природной среды в пределах П. т. к. развиваются как части целого. Их взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией. Изменение даже одного из компонентов часто вызывает перестройку всего П. т. к.
В то же время П. т. к. обладают определённой устойчивостью, они имеют тенденцию восстанавливаться после их нарушения внешними агентами (в т. ч. и воздействием человека). П. т. к. относятся к разным уровням (рангам): планетарному (географическая оболочка), региональному (ландшафтная зона, провинция, отд. ландшафт), топологическому (местность, урочище, фация). П. т. к. регионального и топологич. уровней-структурные части географич. оболочки, результат процесса её дифференциации. С др. стороны, любой П. т. к. высшего ранга можно рассматривать как выражение интеграции П. т. к. низших рангов.
Лит. см. при статьях Ландшафтоведение, Физическая география. А. Г, Исаченко.
И. В. Давиденко.
Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК), пространственно-временна́я система географических компонентов и комплексов, взаимообусловленных в своём размещении относительным единством происхождения и развивающихся как единое целое. В становление и развитие теории ПТК существенный вклад внесли В. В. Докучаев, Л. С. Берг, Д. Л. Арманд, Ф. Н. Мильков, С. Д. Муравейский и др.
Презентация по географии на тему «Понятие о природно-территориальном комплексе» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие о природно-территориальном комплексе Презентация подготовлена учителем географии МОУ «СОШ № 72» г. Саратова Шевченко Светланой Михайловной
Сформировать понятия: природный комплекс, ландшафт, природное районирование Дать представление о природно-территориальном комплексе (ПТК) Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени Цели урока
«Комплекс»(лат.) означает «сплетение» или «сочетание», т.е. сочетание частей, составляющих единое целое Комплексы, состоящие из всех природных компонентов, называют полными природно-территориальными комплексами (ПТК) Определение понятий
Смена природных комплексов подчинена закону о географической зональности Под влиянием азональных факторов (рельеф и геологическое строение) на одной широте могут встречаться разные по свойствам и облику ПТК От чего зависят ПТК?
Всем ПТК присуща иерархичность ( от греч. иерархия – «служебная лестница»), все природные комплексы состоят их множества мелких ПТК и могут входить в состав более крупных.
Самый крупный ПТК – географическая оболочка (вся земная поверхность) Ландшафт – крупный ПК географической оболочки, обладающий ярко выраженными и индивидуальными свойствами и чертами. Наука о ландшафтах называется ландшафтоведение. Определение понятий
Природное (физико-географическое) районирование – деление территории на природные районы. В основе деления лежат границы ПТК.
Вся наша жизнь проходит в рамках того или иного ПТК (выбор места для строительства, размещение с/х угодий, выращивание культурных растений и т.д.) Районы нужно выделять, чтобы определить где целесообразно вести тот или иной вид деятельности. Изучение ПТК
Ландшафты, созданные человеком, называются антропогенными. Человек
1. ПТК образован сочетанием всех основных природных компонентов и занимает определённую территорию. 2. В образовании природных компонентов принимают участие зональные и азональные факторы. 3. Неотъемлимой частью ПТК является человек. 4. Изучение ПТК имеет огромное практическое значение, т.к. от его свойств зависят условия проживания и хозяйственной деятельности человека. Выводы
1. Что такое комплекс? Природно-территориальный комплекс? 2. Из каких природных компонентов состоит ПТК? 3. Что такое азональные факторы? 4. Самый крупный ПТК? 5. Что такое ландшафт? 6.Что лежит в осное деления территории на географические районы? 7. Какие ландшафты называются антропогенными? Вопросы
Параграф № 22 Устно ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 138 Домашнее задание
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Буду рада помочь коллегам в работе.
Номер материала: ДБ-1455008
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§ 14. Природные компонентыи природно-территориальные комплексы (ПТК).Ландшафты
Изучение содержания параграфа предоставляет во»ож- ность: углубить понимание сущности понятия «компоненты природ. » и
взаимосвязей между ними; изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта.
Природный компонент — это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер геогпаф.’°ской оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу т др.). Выделяют три группы природных компонентов: литогенк.^, гидроклиматогенные и биогенные (см. рис.).
Природные компоненты представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземным, водами, почвами, растительным и животным миром. Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются кома ‘не±. ами природы, так как они не являются материальными тела и, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.
Все компоненты природ находятся в тесной взаимосвязи, и изменение одних приводит к изменению других.
Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностно- го слоев Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы,
атмосферы и др.). Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности.
Например, осушение болот приводит к понижению уровня грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на почвы, рж.итель- ность, животный мир, рельеф и т.
Природные компоненты, тесно взаимодействуя меж,,/ собой на определенной территории, образуют комплексы, ^гогые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарные, региональные и локальные. Наиболее крупный — планетарный, или глобальный, уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой. ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны — являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами.
Границы ПТК, как правило, ярко не выражены, и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком.
Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК — это сочетание компонентов природы, образующих птк.
Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга сл дует считать его целостность. Целостность означает тесную взаим^в.язь компонентов ПТК.
Еще одно важное свойство природного комплекса — устойчивость, которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних
ил (вырубка лесов, мелиорация и т. д.).
Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами ПТК. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т. е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.
ПТК постоянно развиваются, т.
Понятие «ландшафт». Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление — ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land — земля, schaft — взаимосвязь).
Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.
Под ландшафтом понимается конкретная территория, однородная по происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом и единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и биоценозов.
Ландшафт состоит из морфологических частей: фаций, урочищ и местностей.
Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть небольшая речная долина, ложбина, западина и др., которые имеют однород-
Фации в пределах холма
ные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и биоценоз.
Фации объединяются в урочища.
В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты, которые образованы действием лишь природных факторов; природноантропогенные ландшафты, которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты, существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.
Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Обратую»сЛ сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие ландшафты, которые
Ландшафтам в течение времени присущи изменения качественных и количественных араметров. Такие преобразования носят название — развитие ландшафта. Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта, делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т. е. управление развитием ландшафта.
Процесс выбора способов рационального использования ландшафта, чтобы задаваемые ему социально-экономические функции наиболее полно соответствовали его природным свойствам, называется оптимизацией ландшафта. Поиски путей оптимального использования ландшафта состоят в определении видов использования и его ограничении, в анализе последствий воздействия деятельности человека. Оптимизация ландшафта — одно из важных средств охраны природы в процессе ее использования.
Оптимизация ландшафтов должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, в научных интересах (сохранение эталонов природы), а также для сохранения генофонда, водоохранных, почвозащитных и других целей. Их необходимо сохранять в естественном неизмененном состоянии. Во-вторых, экстенсивно использовать в сочетании с мерами, направленными на поддержание природного равновесия в ландшафте. Сюда относится регулируемое лесопользование с рубками в пределах годичного прироста; окультуривание пастбищ, сенокосов; комплекс мероприятий по улучшению прироста и качества биомассы; сохранение качества воды в водоемах; улучшение санитарно-гигиенических и эстетических достоинств ландшафта и др. В-третьих, учитывать воздействия, связанные с глубокими преобразованиями, приводящими к возникновению качественно новых ландшафтов. При создании культурных ландшафтов необходимо тщательно изучать их внутренние и внешние связи. Та” :хт проведении гидромелиоративных работ необходимо поддерживать оптимальный уровень залегания грунтовых вод.
Одна из главных задач оптимизтти±. ландшафта — создание внутреннего разнообразия, что, в свою очередь, повышает не только его экономическую значимость, но и экологические, рекреационные и эстетические качества. (Как используется территория пригородной зоны в вашем городе? Какую площадь занимают леса?)
Таким образом, оптимизация ландшафтов основывается на научных принципах организации территории и регулировании функций ландшафта с учетом голого-природоохранительных задач.
? 1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяют? Как и свс’пвами обладает ПТК и какие факторы их определяют? В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться
взаимосвязи ПТК? Приведите примеры. Какие виды антропогенных ландшафтов выделяют и как они отличаются по строению и свойствам?
Вопросы для обобщающего повторения В чем заключаются направления исследований А. Гумбольта и К. Риттера? Используя текст учебного пособия, составьте логическую цепочку, отражающую этапы развития географической науки. Когда и почему возникла необходимость обобщения географических знаний? В чем особенность основных направлений развития современной географии?
4*. Подготовьте сообщение на тему: «Современные методы географических исследований». Какие методы применяются для создания карт? Каковы следствия вращения Земли вокруг своей оси и обращения Земли вокруг Солнца? С какими географическими факторами связана природная зональность? Почему человека считают особой геологической силой в процессе развития природы? Почему с широтой изменяется температура воздуха и какое влияние это оказывает на формирование природных зон?
10*. Установите связь между климатом и животным миром в одной из природных зон (по выбору учащегося).
11. Классифицируйте регионы мира по наиболее крупным запасам тех или иных видов природных ресурсов.
12*. Составьте обобщающую таблицу, отражающую отличия антропогенного и естественного ландшафтов. Назовите современные факторы воздействия общества на окружающую среду и их последствия. Что такое оптимизация ландшафта и почему она необходима?
Территориальная организация общества. География мирового хозяйства
Конспект урока: ПТК РОССИИ (география, 8 кл)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 30. ПТК РОССИИ
Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической оболочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Теоретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться использованием наглядности.
I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Во втором разделе курса географии России совершается переход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разделов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим вопросам:
1) Что вы изучали на предыдущих уроках?
. 2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изучением только компонентов?
1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соотношение природного комплекса и географической оболочки?
2) Как сформировались природные комплексы? Какой источник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о развитии природы на Земле?
3) Что является результатом развития природы?
4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?
Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, позволяет определить уровень подготовленности школьников к восприятию данной темы.
II.Получение новых знаний.
Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.
Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».
Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)
На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их несколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фактора, рельефа и длительное развитие.
2. Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым растениям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и живые организмы. Географическая оболочка формировалась длительное время, и результатом её развития стали разнообразные природные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многолико- сти каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целостность, способность быть устойчивым, способность изменяться.
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)
4. Ландшафтами называют небольшие по территории природные комплексы.
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)
(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)
Они подразделяются на группы:
Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Какова же будет тенденция их развития? Будет их больше или меньше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.
Во время объяснения учителя учащиеся просматривают картины с изображением различных ландшафтов, отвечают на вопросы и выполняют задания:
1) Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?
2) Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?
3) Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важнейшим фактором развития окружающей среды».
5. Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы согласно принципам физико-географического районирования.
«. При районировании производится изучение причин обособления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их геологической истории. Эти различия определяют особенности геологического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его пространстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвеннорастительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение растительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.
Природное районирование имеет большое практическое значение. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты районирования используются при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».
(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)
Крупные ПТК на территории России:
• Пояс гор Южной Сибири.
III. Подведение итогов урока.