Что такое публичная деятельность
Административно-публичная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в Российской Федерации
Машаров И.М., директор филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Кирове, доктор педагогических наук.
С нашей точки зрения, административная деятельность является самостоятельным видом властно-публичной деятельности в государстве.
В настоящее время вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений, их охране и защите в зависимости от целей и форм ее осуществления, вида органов, осуществляющих эту деятельность, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть подразделена на следующие виды:
Определим содержание каждого из указанных видов властно-публичной деятельности.
См.: ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Далее в работе административная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, будет именоваться административно-публичной.
С нашей точки зрения, административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами.
См., например: Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. С. 9.
См., в частности: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2002. С. 158.
Оценивая названную точку зрения, считаем необходимым отметить следующее.
Во-первых, судьи не осуществляют руководство деятельностью судебных приставов-исполнителей. Они лишь решают в рамках соответствующего вида судопроизводства в судебных заседаниях некоторые отнесенные к их компетенции вопросы, возникающие в ходе исполнительного производства, например вопросы приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов.
Во-вторых, судьи не осуществляют внутреннего управления в судах. Такое управление осуществляется председателями судов, их заместителями, а также администраторами судов и не имеет никакого отношения к правосудию.
В-третьих, судьи не становятся субъектами государственного управления и при разрешении ими дел об административных правонарушениях, а также других дел, возникающих из административных правоотношений. Какие бы категории юридических дел ни разрешались судами (судьями), деятельность по разрешению любой из этих категорий дел является не чем иным, как правосудием. В этой связи разрешение судьями дел об административных правонарушениях и иных дел, возникающих из административных правоотношений, осуществляется в рамках административного судопроизводства.
Следует отметить, что критериями разграничения правосудия и административно-публичной деятельности в данном случае являются: вид государственных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и особенности правового статуса этих органов.
Изложенное, по нашему мнению, свидетельствует о том, что имеются достаточные основания для выделения новой правовой категории «административно-публичная деятельность» взамен традиционно используемой в конституционном и административном праве категории «государственное управление».
публичная деятельность
Смотреть что такое «публичная деятельность» в других словарях:
Публичная библиотека — имени М. Е. Салтыкова Щедрина. Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова Щедрина. Один из читальных залов. Санкт Петербург. Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова Щедрина Государственная (ГПБ) (Садовая улица, 18), одна из крупнейших… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Публичная компания — Публичная компания, публичная акционерная компания (от англ. public company) акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений [1]. Как правило, национальное законодательство по регулированию… … Википедия
Публичная биржа — биржа, на которой сделки могут совершать как члены биржи, так и предприниматели, не являющиеся таковыми. Деятельность публичных бирж регулируется правительственными законами. См. также: Биржи Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Публичная акционерная компания — Публичная компания компания, акции которой допущены к обращению на фондовом рынке. Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определенные требования по раскрытию информации на компании, акции которых… … Википедия
ПУБЛИЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ — в Англии правовой институт, выполняющий функции экономического и социального характера от имени государства, но в качестве независимого субъекта права. П.к. ответственна за свою деятельность перед государством в лице правительства, но в то же… … Юридический словарь
Публичная библиотека — имени М. Е. Салтыкова Щедрина Государственная (ГПБ) (Садовая улица, 18), одна из крупнейших универсальных библиотек мира, национальная библиотека РСФСР, имеет статус НИИ в области библиотековедения, книговедения и библиографии. Основана в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
публичная библиотека — Общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN public library FR bibliothèque publique … Справочник технического переводчика
Публичная библиотека — Читальный зал Библиотеки Конгресса, США Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») учреждение, собирающее и хранящее произведени … Википедия
Публичная дипломатия — (англ. public diplomacy) комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается… … Википедия
публичная библиотека — 3.4.2.14. публичная библиотека: Общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
публичная корпорация — в Англии правовой институт, выполняющий функции экономического и социального характера от имени государства, но в качестве независимого субъекта права. П.к. ответственна за свою деятельность перед государством в лице правительства, но в то же… … Большой юридический словарь
Публичная деятельность в системе муниципального управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Публичная деятельность в системе муниципального управления – это подход к организации управления делами публичных сообществ в виде муниципальных образований.
Публичная власть как общественный институт
В российском праве понятие «публичная власть» характеризуется сравнительно недавним появлением. Советский подход к данному понятию отождествлял его с термином «государственная власть». Обращение к данному термину в постсоветский период активизировалось за счет введения института местного самоуправления, который рассматривался в качестве формы публичной власти, но выводился за пределы государственной власти. Постепенно данный термин вошел в обиход и стал применяться по отношению ко всем институтам власти.
Сегодня термин «публичная власть» охватывает все уровни государственного управления в стране, в том числе и муниципальное управление.
Публичная власть направлена на организацию управления обществом на определенной территории. Публичная власть обладает определенными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
Основное назначение публичной власти состоит в направленности на разрешение общих вопросов и отстаивание общих интересов определенного территориального сообщества.
Готовые работы на аналогичную тему
Каждое территориальное сообщество привносит свои особые черты в организацию публичной власти на ее территории, однако в рамках одного государства формируется единая система публичной власти, основанная на иерархическом построении и подразумевающая автономию каждого уровня власти по отношению к закрепленным за ним полномочиям.
Определение состава полномочий, пределов ответственности на каждом уровне публичной власти возложено на государство.
Для современного демократического общества характерны горизонтальное разделение власти на ее ветви в виде законодательной, исполнительной и судебной, а также вертикальная децентрализация публичной власти.
Общее управление современным обществом базируется на множестве различных сообществ, функционирующих в качестве самостоятельных коллективов.
Для федеративных государств характерна трехуровневая публичная власть в лице федеральной власти, региональной власти, местной власти.
Специфика реализации публичной власти в муниципальном управлении
С формальной точки зрения местный уровень власти является низшим уровнем публичной власти. Однако в силу специфики российского законодательства о местном самоуправлении на уровне местной публичной власти могут выделяться некоторые территориальные звенья муниципального управления, обусловленные наличием муниципальных районов, городских округов и иных специфических муниципальных образований.
Местный уровень публичной власти отличается специфической характеристикой: если федеральный и региональный уровень управления представлены государственной публичной властью, то местный муниципальный уровень подразумевает реализацию публичной власти территориальных коллективов. Данный факт, безусловно, определяет специфичность муниципальные публичной власти, однако за счет того, что источником публичной власти на любом уровне выступает население, публичная власть муниципального уровня имеет много общего с публичной властью федерального и регионального уровня.
Муниципальный уровень публичной власти формируется представительным и исполнительными органами муниципального управления, принимающими решения, обязательные к исполнению на определенной территории муниципального образования. При этом следует отметить, что публичная власть на любом уровне характеризуется наличием в ней государственного начала. Государственная власть распространяется на все уровни публичного управления, но допускает самостоятельность муниципального управления, гарантированную российской Конституцией.
Отличительной особенностью управления обществом в современном государстве выступает сочетание принципа социального единства власти и разграниченности полномочий между уровнями власти с принципом субсидиарности.
В отношении местного уровня публичной власти первый из указанных принципов проявляется в наличии у муниципальных органов власти определенных полномочий и ответственности за их исполнение. Субсидиарность публичной власти местного уровня подразумевает отсутствие необходимости передачи полномочий муниципального управления более высоким уровням власти при возможности их полноценной реализации на местном уровне.
Таким образом, для муниципального уровня публичной власти характерно наличие определенной ответственности за решение вопросов и проблем, в отношении которых данный уровень власти является наиболее эффективным.
Европейская хартия местного самоуправления закрепляет преимущественность осуществления публичных полномочий органами власти, наиболее приближенными к населению.
Публичная власть на муниципальном уровне характеризуется следующими признаками:
Публичность муниципальной власти проявляется в ее опоре на мнение жителей муниципального образования и применении форм прямой демократии.
Что нужно знать, если решил стать общественным деятелем
В детстве многие мечтали стать супергероями, спасать человечество и менять мир к лучшему. Реальность оказалась сложнее, и усилий для каких-то изменений или даже для спасения всего одного человека нужно приложить больше, чем просто для схватки со злодеем. Тем не менее стать супергероем можно, хотя и не каждому подходит этот путь. Общественная деятельность — это героизм XXI века: она может принести пользу целым социальным слоям или регионам, может дать толчок тектоническим изменениям в самой структуре общества или государства. Что, как и ради чего делать — решить можешь только ты сам. Здесь рассмотрим только общие примеры и обсудим основы безопасности, которые необходимо соблюдать.
Общее понимание предстоящего пути
Прежде всего тебе нужно найти понимание того, что из себя представляет общественная деятельность. Это когда никто тебе ничего не должен, а ты, наоборот, должен многим, и в первую очередь — своей совести. Звучит идеализированно, но в этом деле без идеализма никак. В противном случае тебе лучше заниматься политикой.
Кстати, не путай активизм с политикой: они вроде бы очень похожи и на определённом этапе, скорее всего, пересекутся, но смысл разный. Политик — это человек, который говорит одно, думает о втором, а делает третье. Политик видит общество в целом и людей в частности как ресурс, как голоса. Общественный деятель — это человек, который вообще говорит не так много, а делает то, что считает необходимым. Общественник видит людей как потерпевшую сторону. Потерпевшую в том числе и от действий политиков.
То есть речь не о том, чтобы баблишка нарубить или заполучить удобное кресло в большом кабинете, а в том, чтобы через самореализацию изменить мир, страну, город, район. Начать, кстати, придётся с района, скорее всего. В этом активизм ничем не отличается от других сфер деятельности. Сначала нужно влиться, получить какой-то опыт, научиться оказывать влияние на какие-то мелочи — и уже потом переходить к глобальным проблемам человечества.
Выбор ниши и организации
Естественно, нужно выбрать нишу. Общественный деятель — это примерно как рабочий: общее обозначение с кучей разнообразных сфер деятельности. Выбирать нужно исходя из собственного видения жизни и мироустройства, и сделать это очень просто. Представь, что тебе предлагают назвать три вещи — самые отвратительные, которые можно убрать из мира. Вот посиди, подумай. И когда сформируешь чёткое представление о том, чего в мире быть не должно или, может быть, наоборот, чего миру остро не хватает, тогда и выбирай нишу.
Это может быть экология, например, или какая-то юридическая помощь; может быть организационная помощь, какой-то гражданский контроль — выбор безграничен, ведь проблем хватает. При этом каждая конкретная проблема может иметь несколько подходов для решения. Вот экологическая ситуация — с ней много проблем. Браконьерство — это одна проблема, которая тоже делится на много подпунктов — от ловли рыбы с динамитными шашками до охоты на редкие виды животных, занесённые в Красную книгу. Вырубка лесов и загрязнение рек промышленными выбросами — это тоже большие и актуальные проблемы. То же самое с юридической помощью: нельзя оказывать её по всем фронтам — нужно выбрать нечто близкое твоему пониманию. Одно дело — защищать обманутых дольщиков, совсем другое — защищать людей, пострадавших от произвола силовых органов. Оба направления являются одинаково острыми, но не получится объединить их, во всяком случае не сразу.
В общественной деятельности есть место и для людей без особых навыков или знаний. Ты наверняка видел или хотя бы слышал о всяких проектах вроде «СтопХам», «Лев против» или «Хрюши против». Последние занимаются выявлением просрочки на прилавках крупных магазинов. Вроде мелочь, но если копнуть глубже — выясняется, что на этой мелочи десятки миллионов наживают, скармливая народу не только низкокачественную, так ещё и просроченную еду. Названия движений приведены просто как примеры — есть много более мелких и никому не известных. Для начала тебе лучше примкнуть к одной из уже существующих организаций — они есть в любом крупном городе.
Собственная безопасность
Общественная деятельность сама по себе является самопожертвованием, ведь человек тратит время и силы ради общего блага. Тем не менее есть разница между самоотверженностью и безрассудством. Во-первых, тебе необходимо всегда иметь действующий загранпаспорт, желательно с открытой визой в какую-нибудь европейскую страну. Без загранника ты больше камикадзе, чем активист. Во-вторых, обязательно нужно иметь в телефоне и в собственной памяти контакты для скорой юридической помощи.
Оба пункта легко выполнимы — не пренебрегай ими: общественная деятельность — штука небезопасная. Причём не только в нашей стране. Никто и нигде не любит «занозы», впивающиеся в одно место. К примеру, озаботился ты вредными заводскими выбросами в реку, где уже вся рыба передохла, а вода приобрела желтоватый оттенок. Поднял проблему до уровня обсуждений в СМИ — на завод зачастили проверки. Владелец несёт убытки, как финансовые, так и репутационные. Для него проблемой становишься именно ты, а не река или завод. Имея значительно больше ресурсов, владелец такого завода может найти методы воздействия — вероятно, ты представляешь какие. Может быть, относительно правовые, а может, и в стиле 90-х. Кроме этого, тебе нужно будет отказаться от всех компрометирующих или незаконных пристрастий и привычек, если таковые имеются. Чем успешнее станет твоя деятельность, тем быстрее до них докопаются.
Прокурор разъясняет
В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела.
Кроме того, к нарушению публичного интереса Пленум ВС РФ от 23.06.2015 № 25 также отнес и совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом (п.76).
Положением п.9 ч.1 ст.31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, осуществляющим закупки, конфликта интересов.
Результаты анализа практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком, обобщены в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2016. В частности Верховный суд указал, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным в силу п.2 ст.168 ГК РФ.
Задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (граждан), общества и государства, что в совокупности и составляет «публичный интерес». Таким образом, участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется в защиту исключительно публичных интересов.
Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являются обращение прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) и вступление в дело в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения законности.
В условиях состоявшегося объединения высших судебных инстанций реализация возложенных на прокуратуру задач по защите публичных интересов усложняется отсутствием единых подходов судебной практики.
Правовая основа участия прокуроров в арбитражном процессе содержится в ГК РФ, АПК РФ; Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», приказе Генерального прокурора Российской от 25.05.2012 №223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», информационных письмах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе».
Обращение прокурора с исковым заявлением в арбитражный суд реализуется как средство прокурорского реагирования при следующих основаниях:
-устранить иным внесудебным способом нарушение закона не представляется возможным;
-юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интересами, отказываются от полного и добровольного его возмещения;
-пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным интересам требуют принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска;
-если иные меры реагирование прокурора не привели к своевременному надлежащему устранению нарушений законов;
-обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Понятие «публичный интерес»
В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела.
Кроме того, к нарушению публичного интереса Пленум ВС РФ от 23.06.2015 № 25 также отнес и совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом (п.76).
Положением п.9 ч.1 ст.31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, осуществляющим закупки, конфликта интересов.
Результаты анализа практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком, обобщены в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2016. В частности Верховный суд указал, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным в силу п.2 ст.168 ГК РФ.
Задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (граждан), общества и государства, что в совокупности и составляет «публичный интерес». Таким образом, участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется в защиту исключительно публичных интересов.
Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являются обращение прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) и вступление в дело в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения законности.
В условиях состоявшегося объединения высших судебных инстанций реализация возложенных на прокуратуру задач по защите публичных интересов усложняется отсутствием единых подходов судебной практики.
Правовая основа участия прокуроров в арбитражном процессе содержится в ГК РФ, АПК РФ; Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», приказе Генерального прокурора Российской от 25.05.2012 №223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», информационных письмах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе».
Обращение прокурора с исковым заявлением в арбитражный суд реализуется как средство прокурорского реагирования при следующих основаниях:
-устранить иным внесудебным способом нарушение закона не представляется возможным;
-юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интересами, отказываются от полного и добровольного его возмещения;
-пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным интересам требуют принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска;
-если иные меры реагирование прокурора не привели к своевременному надлежащему устранению нарушений законов;
-обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе