Что такое публичная оферта товара
Что такое публичная оферта?
Слово «оферта» пришло к нам из латыни. «Offero» переводится как «предлагать», вот и Гражданский Кодекс Российской Федерации трактует этот термин как предложение приобрести товар или услугу.
Одной из разновидностей такого предложения является публичная оферта, с которой мы сталкиваемся постоянно, даже не подозревая об этом. Ее содержание должно являться объектом пристального внимания каждого предпринимателя, ведь эта коммерческая информация очень ко многому его обязывает.
Работа с каждым откликнувшимся на такое объявление должна вестись строго в соответствии с озвученными условиями предложения.
Нередки случаи, когда из-за неграмотно составленного договора публичной оферты возникают конфликтные ситуации с потребителями товаров и услуг, которые иногда доходят до разбирательств в суде. Предотвратить данные проблемы поможет квалифицированный юрист еще на этапе составления договора.
Что из себя представляет публичная оферта?
Публичная оферта — это коммерческое предложение. Оно содержит в себе все важные условия сделки и предполагает взятие на себя всех оговоренных обязательств стороной, делающей предложение. Также оферта должна быть сделана неограниченному и при этом неопределенному кругу лиц.
Следовательно, такое предложение базируется на трех основных принципах:
Важно: оферта подразумевает, что дополнительные условия, не упомянутые в предложении, отсутствуют. Даже если продавец впоследствии обнаружит, что какие-то условия договора являются невыгодными, изменить сделку не удастся.
Когда лицо, получившее предложение, полностью с ним согласно, оно принимает оферту: подписывает проект договора, направляет ответное письмо с согласием или фактически начинает выполнять условия договора. Это называется акцептом. При этом законодательно закреплено, что молчание не может считаться принятием оферты.
Важные нюансы публичной оферты
Исходя из всего вышесказанного, возникает логичный вопрос — считается ли цена на предлагаемые товары и услуги публичной офертой? Безусловно, цена является существенным условием будущей сделки, но далеко не единственным. Это связано с тем, что сама по себе цена не оговаривает качество товара или услуги, время, место и количество. Очевидно, что цену скорее можно отнести к рекламе, которая стимулирует количество заключенных сделок.
Кроме того, оферта такого вида может быть размещена на веб-сайте. Например, это актуально для заключения договоров купли-продажи, а также договоров на совместные предприятия. Одним из способов акцепта такого предложения может быть прохождение процесса регистрации на сайте, публикующем соответствующее объявление, а также оформление заказа.
Гражданский кодекс четко определяет, что выставленные образцы товаров в местах их продажи представляют собой описываемый нами вид оферты даже в случае отсутствия информации о цене и других важных характеристиках. В случае, когда продавец хочет избежать этого, необходимо четко обозначить, что данный товар предназначен не для продажи.
Кроме того, продажа товаров с помощью специального вендингового аппарата также будет считаться публичным предложением. Им же является объявление о продаже товаров или услуг в виде рекламного буклета, уличного щита или каталога с полным указанием существенных условий продажи.
В связи с тем, что по условиям оферты договор должен быть заключен с каждым согласившимся на ее условие лицом, продавец возлагает на себя обязательство возместить убытки покупателям, для которых товара не хватило. Именно поэтому мы часто слышим оговорку: «предложение действительно при условии наличия товара».
Срок действия публичной оферты
Срок заключения такого соглашения определяется его содержанием, а именно, условиями, оговаривающими время, выделенное для акцепта. При указании такого срока сделка считается заключенной, если согласие было получено в пределах этого временного отрезка.
Если же ссылка на срок акцепта отсутствует, то следует ориентироваться на сроки, установленные законодательно. Если же правовые акты также не выделяют определенный временной отрезок для данного вида сделки, то Гражданский кодекс рекомендует руководствоваться нормально необходимым для этого временем.
В частности, законом «О рекламе» определен срок принятия оферты в течение 2 месяцев со дня ее распространения, если иное не было оговорено в условиях предложения.
На что стоит обратить внимание при заключении договора оферты?
Обязательно обозначьте, где можно изучить полное описание предоставляемого товара или услуги. В противном случае, покупатель будет требовать предоставления товаров и услуг с определенным функционалом, который считается стандартным для такого предмета договора.
Если дело дойдет до суда, то служители Фемиды не будут принимать во внимание предполагаемые продавцом ограничения. Ссылаться на недействительность договора из-за неверно определенного предмета договора также не удастся. Соответственно, в договоре должна быть ссылка на информационный сайт, где будет указано подробное описание предмета сделки со всеми характеристиками.
Четко определите, что будет считаться акцептом публичной оферты в рамках договора. При отсутствии данного пункта есть все основания считать договор незаключенным.
Примером такого условия является оговорка, что товар или услуга считаются приобретенными только в случае осуществления оплаты, иначе заказ не будет принят к исполнению. Для интернет-магазина хорошим вариантом также будет отправка электронного письма сразу после оформления заказа с указанием всех его деталей: количества товара или услуги, их стоимости, стоимости доставки и т.д.
Предусмотрите возможность неверного указания цены. Если такого пункта не будет, покупатель имеет полное право требовать покупки товара по цене, указанной в условиях публичной оферты, а также настаивать на возврате ранее уплаченных денежных средств.
Учтите: оговорка о том, что продавец оставляет за собой право одностороннего изменения стоимости товара или услуги из-за общего роста уровня цен, не поможет продавцу.
Правильным будет указать, что указанная цена является действительной только для представленного товара с конкретными характеристиками, при изменении цвета или комплектации стоимость также будет меняться, финальная цена будет отражена в форме заказа.
Обязательно закрепите в договоре обязанность покупателя предоставлять корректную информацию. В частности, если покупатель указал неверный адрес и продавцу пришлось перенести доставку по этой причине на несколько дней, то при отсутствии данного пункта покупатель может требовать продавца заплатить пени за просрочку в исполнении заказа. Следует оговорить, что при изменении заказчиком данного условия время доставка также может быть увеличено.
Необходимо предоставить покупателю возможность оплаты товаров и услуг. Продавец обязан обеспечить для покупателя возможность оплаты с помощью платежных систем, а также наличного расчета по выбору последнего.
Если это обязательство нарушается и потребитель терпит убытки, то продавец несет административную ответственность и должен заплатить штраф. Важно: запрещено устанавливать на один и тот же товар или услугу разную стоимость в зависимости от способа оплаты.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Не является публичной офертой — что это значит?
Реклама, как известно, двигатель торговли, а также двигатель покупателя к продавцу. Вы услышали по радио или ТВ заманчивое предложение, а в конце фразу: «Предложение не является публичной офертой». Не придавая последнему значения («мало ли, может, это для налоговой сноска»), вы приходите, а продавец предлагает вам товар по условиям, которые отличаются от тех, на которые вы рассчитывали. Почему так происходит, разбираемся в статье.
Вы как потребитель в предпринимательском отношении являетесь слабым звеном (в сравнении с бизнесменом, который является профессиональным участником рынка, знает его правила и нормы закона).
Поэтому законодатель стремится вас защитить от хитрости и произвола тех, кто стремится заработать на отношениях с вами деньги. Законодательство о защите прав потребителей включает в себя не только одноименный закон, но и положения Гражданского кодекса и других федеральных законов.
А как только вы сталкиваетесь с нарушением ваших прав и решаете обратиться в суд, поле ваших правовых знаний должно охватить также и процессуальное законодательство.
Если все это кажется вам нереальным (а часто именно так и происходит), у вас есть выход: обратиться за помощью опытного юриста, специализирующегося на защите прав потребителей.
Что такое публичная оферта?
Прежде чем начать говорить, чем является публичная оферта и каково ее значение для потребителя, давайте разберемся, что значит оферта обычная.
В широком смысле, это предложение заключить сделку, согласно статье 435 Гражданского кодекса. Ее можно принять (профессиональным языком «акцептовать») или отклонить.
Если в отношения вступают два предпринимателя (профессиональные участники рынка), то сначала кто-то (оферент) предлагает сделку на определенных условиях, а вторая сторона ее либо акцептует (тогда называется акцептатом), либо отклоняет, либо стороны обговаривают условия.
Такие правила работают, например, в сфере поставок — торговле предпринимателей с предпринимателями. И раз уж мы упомянули условия, то предложение не будет офертой, пока в него не внесут существенные условия сделки. Это те ключевые условия, без которых договор нельзя будет подписать.
Для разных видов сделок законодатель определил разные существенные условия. Например, уже упомянутый нами договор поставки не будет считаться заключенным, пока стороны не определят сам товар и его количество.
Если разговор заходит о публичном предложении, нас интересуют отношения предпринимателя с потребителем (то есть с любым из нас). Это розничная торговля, предоставление услуг, выполнение работ. Так, розничная торговля строится на том, что товар, проданный покупателю, будет использован им в личных, семейных, домашних целях (или других, но только не в предпринимательских). Сторонами этих отношений также являются оферент и акцептат, а кто из них есть кто — зависит от ситуации.
В описанных выше отношениях предложение может поступить конкретному предпринимателю (ИП или организации). В потребительских отношениях продавец (а также исполнитель услуг, работ, но мы будем говорить обобщенно) всегда имеет дело с неограниченным кругом лиц, реже с ограниченным (например, магазин может устанавливать акции для инвалидов). Неограниченный круг лиц означает, что любой, кто захочет приобрести товар или получить услугу, может требовать этого от предпринимателя.
Общее определение публичной оферты дано в пункте 2 статьи 437 ГК, а уточненное — в статье 494 ГК. Согласно первой норме, если вы читаете текст и понимаете из него, что некто хочет предложить нечто любому потребителю, который на это предложение отзовется, а также понимаете, на каких существенных условиях он хочет это сделать — это означает, что перед вами именно такая оферта. Ее значение в том, что вы можете прийти к продавцу и потребовать от него продать вам товар на условиях, обозначенных в тексте.
Акцепт в таких случаях — это ваши конклюдентные действия, то есть такие, которые ясно дают продавцу понять, что вы согласились на его предложение и хотите приобрести товар. Что касается существенных условий, то для договора розничной купли-продажи это наименование товара, его количество и цена за конкретное количество.
Также публичным предложением будет считаться размещение образцов товара в витринах, на прилавках, даже если там не будет указана цена. Исключение: продавец ясным и однозначным образом уведомил покупателей о том, что не собирается продавать выставленные экземпляры.
Соотношение рекламы и публичной оферты
Рассматриваемое понятие можно спутать с рекламой. Статья 437 ГК в первом пункте содержит информацию о том, что такое реклама: это приглашение делать предложения.
То есть вы придете за разрекламированным товаром, узнаете его цену (и она вас устроит), после чего предложите продавцу заключить с вами договор розничной купли-продажи, то есть в этом случае выступите в качестве оферента.
Но это до тех пор, пока в рекламе не будут освещены название товара и его цена за конкретное количество. Как гласит пункт 1 статьи 494 ГК, наличие существенных условий превращают рекламу в публичную оферту. Поэтому, чтобы избавить ее от этого статуса, в ролике или на рекламном листе должна быть указана фраза, которую мы рассматриваем.
Каково значение выражения «не является публичной офертой»?
Все понимают, что такое реклама — это попытка привлечь как можно больше покупателей. И вот только когда покупатель привлечен, можно делать саму оферту на условиях, которые определил продавец.
Поэтому вы должны понимать, что слыша в рекламе фразу «не является публичной офертой», вам не следует рассчитывать на то, что товар или услугу предоставят по той цене и в том виде, которые освещены в рекламе.
Например, если магазин объявил об акции, распродаже, указал ее условия (процент скидки) и вставил в ролик, текст рассматриваемую фразу, это означает, что по факту цены могут не соответствовать заявленным. При этом нарушения закона может и не быть (например, акционный товар закончится).
Рекламное объявление может и не содержать ссылки на отсутствие у рекламы статуса такой оферты. Если же в этом случае рекламодатель отказывается предоставить вам товар или услугу на тех условиях, что представлены в рекламе, он нарушает закон.
Тогда следует обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд общей юрисдикции — несмотря на то, что фактических потерь не было, вы можете требовать принудить нарушителя передать вам товар или оказать услугу на разрекламированных условиях, а также возместить причиненный вам моральный вред.
Выражение «не является публичной офертой» направлено на предостережение потребителя. Значение этой фразы для потребителя заключается в том, что обозначенные в рекламе условия могут не соответствовать действительности.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Павел Мищенко
Управляющий партнер Runetlex
Когда покупатель оформляет заказ в интернет-магазине, он соглашается на условия покупки, которые предлагает магазин. Юристы называют это «акцептовать оферту».
Кроме интернет-магазинов, оферту используют другие бизнесы: например, онлайн-школы и транспортные компании. Рассказываем, что такое оферта и как ее оформить, чтобы не возникло проблем с покупателями и законом.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор на конкретных условиях. Условия прописаны в самой оферте и менять их нельзя, можно принять или не принять.
✓ На сайте интернет-магазина продается книга за 500 ₽ — это оферта.
✓ Бумажный ценник в книжном — это тоже оферта.
✘ Блогер написал, что размещает у себя в канале рекламные посты, но не указал ни цену, ни правила размещения — это не оферта, потому что непонятно, что будут включать эти рекламные посты. С каждым рекламодателем блогеру нужно будет подписывать договор.
Оферта имеет силу, если в ней прописаны существенные условия для заключения договора. Существенные условия зависят от предмета договора: например, если речь о договоре на выполнение работ, цена — не существенное условие, ее не обязательно указывать, а срок нужно указать, это существенное условие.
Как принять оферту
Чтобы принять оферту и начать сотрудничество, не нужно подписывать договор. Как правило, достаточно выполнить действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты — например, оплатить заказ или зарегистрироваться на сайте. Такое действие называется акцепт.
Что считать акцептом в каждом конкретном случае, написано в самой оферте.
Акцепт должен быть внятным и однозначным. Для клиентов-физлиц иногда достаточно поставить галочку или оставить контактные данные.
Для работы с бизнесом это не подойдет. Допустим, представитель заказчика нажал галочку «Согласен с условиями». Поставщик выполнил свою часть договора и ждет оплаты. Заказчик может отказать, и у него будет веский аргумент: договор не подписывали, а у человека, который акцептовал оферту нажатием галочки, не было на это полномочий.
Бизнес должен акцептовать оферту от имени компании, а не сотрудника. Однозначным акцептом в этой ситуации может стать скан письменного согласия с печатью и подписью директора или оплата с расчетного счета компании.
Варианты акцепта для физлиц и бизнеса
Для физлиц | Для бизнеса |
---|---|
Оплатите заказ |
Подтвердите кодом из СМС
Оформите заказ
Пришлите согласие с подписью и печатью
Чем оферта полезна бизнесу
Оферта упрощает жизнь бизнесу, облачным сервисам и интернет-магазинам, а для последних стала обязательной. Она помогает сэкономить время на заключении договора, защищает и покупателей, и сам бизнес и помогает избежать проблем с законом.
Помогает сэкономить время. Не нужно согласовывать условия с каждым новым клиентом и тратить время на подписание и пересылку бумажных копий договора. Как только клиент акцептовал оферту, можно приступать к работе.
Можно использовать и оферту, и бумажный договор. Оферту предлагать по умолчанию, а бумажный договор — самым несговорчивым клиентам.
Защитить покупателей. В оферте публикуются все важные условия покупки. Например, из оферты клиент может узнать, кто отвечает за доставку товара: продавец или транспортная компания, как только заказ покинет склад продавца.
Соблюсти закон и защитить бизнес от штрафов. С 1 января 2021 года все интернет-магазины обязаны публиковать оферту. Покупатель должен ее видеть при оформлении заказа.
Оферту должны публиковать все интернет-магазины, даже те, что работают через соцсети, а сайта у них нет.
Если интернет-торговец не публикует оферту, ему грозит штраф до 40 000 ₽.
Защитить бизнес от несправедливых претензий покупателей. Бывает, что услуга или товар не оправдывает ожиданий клиента не по вине поставщика. Например, компания подключила SIP-телефонию, но использует бесплатное приложение, поэтому качество связи хромает, а некоторым клиентам вообще не удается дозвониться. Чтобы претензий от таких контрагентов было меньше, оператор телефонии пишет в оферте, что не отвечает за качество связи, если клиент сам настраивал сервис.
Виды оферты
Оферты бывают для всех или для одного адресата — публичная или непубличная.
Публичная оферта не имеет конкретного адресата. Это предложение для всех, кто согласен работать на условиях, которые описаны в оферте. Например, меню ресторана — это публичная оферта.
Непубличную, или простую, оферту направляют конкретному человеку или компании. Например, краснодеревщик написал письмо руководителю интернет-магазина мебели и предложил купить книжный шкаф собственного производства за 250 000 ₽.
Счет-оферта. Если в документ непубличной оферты включить счет на оплату, получится счет-оферта, ее используют в сделках на небольшие суммы. Это документ, который может заменить счет и договор. В счете-оферте указывают название товара, работы или услуги, количество и стоимость, реквизиты сторон и условия сотрудничества. Чтобы заключить договор, нужно подписать счет-оферту и оплатить.
В теории права есть несколько разновидностей непубличной оферты: твердая, свободная и безотзывная. Но в гражданском кодексе и на практике используются только публичная и непубличная оферта, поэтому мы не будем углубляться в теорию.
Когда оферта подойдет
Публичная оферта подходит для продажи товаров и услуг, когда условия для всех одинаковые.
Онлайн-обучение. Для онлайн-школ без образовательной лицензии — это предложение ко всем желающим купить конкретный курс на указанных условиях.
B2B-продажи. Оферту иногда используют при работе с бизнесом. Например, это удобно для транспортных компаний и облачных сервисов — email-платформ и CRM.
Еще оферта используется в облигациях и в госзакупках малого объема. В рамках этой статьи мы не будем разбирать эти понятия.
Когда оферта не подойдет
Кажется, что оферта — универсальный инструмент, которым всегда можно заменить договор, подписанный сторонами. Но это не так.
Оферта не заменит договор в таких случаях:
Когда нужно написать «не является публичной офертой»
«Не является публичной офертой» обычно пишут на рекламе. Реклама — это не оферта, не предложение купить, а приглашение к переговорам. Цель рекламы — привлечь внимание к товару. Например, когда размещают на плакате неузнаваемый ноунейм-смартфон и пишут «Цена от 5000 ₽», — это реклама.
Когда покупатель приходит в магазин, он видит, что есть смартфоны с ценником 5000 ₽, а есть — по 150 000 ₽. Это уже оферта.
Чтобы покупатели не думали, что все смартфоны в этом магазине стоят 5000 ₽, на плакате есть примечание «предложение не является публичной офертой». Но оно не спасет, если продавец использовал в рекламе фото Айфона последней модели: придется продавать Айфон за 5000 ₽.
Что включить в публичную оферту
Оферта — документ, который содержит существенные условия сделки. У каждого бизнеса свои условия и потенциально спорные моменты, которые могут вызвать разногласия с клиентами. Мы собрали основные пункты, которые стоит продумать в оферте: информация о продавце, о предмете соглашения, условия акцепта, условия доставки товара или оказания услуги, ответственность сторон.
Информация о продавце. В оферте нужно указывать реквизиты организации и ее название с организационно-правовой формой — ООО или ИП. Если сделать не так, оферта не будет иметь силы.
Ограничения для покупателей. Если товар или услуга для определенного типа клиента, это тоже нужно прописать в оферте. Например, курьерская служба Pony Express работает по оферте с юрлицами, вот как она написала об этом:
Настоящий договор является официальным предложением (публичной офертой) акционерного общества «ФРЕЙТ ЛИНК» (далее — «Исполнитель») для юридического лица (далее — «Заказчик»), которое принимает настоящее предложение на указанных ниже условиях.
Нельзя ограничивать клиентов по социальному статусу, полу, вероисповеданию и другим критериям, которые могут расценить как дискриминацию.
Информация о товаре или услуге. Перечислите категории товаров или виды услуг, которые оказываете, и какие характеристики пишете. Например, точные размеры посудомоечной машины — неоспоримая характеристика, ее нужно написать. А если написать про материал «приятный на ощупь», это может вызвать разногласия: у людей разные представления о том, что приятно.
В оферте стоит предупредить, что цвет товара может отличаться от изображенного на фотографиях. Такой дисклеймер снимет большинство возражений клиентов, которые могут возникнуть: товары действительно редко по цвету соответствуют фото.
Условия акцепта оферты. Чтобы клиенты понимали, что нужно сделать для заключения договора, напишите об этом в оферте. Это может быть оплата, передача посылки, нажатие галочки возле фразы «Принимаю условия публичной оферты».Нельзя делать акцептом неподходящие действия. Например, факт прочтения оферты не может быть ее акцептом.
Обязанности и ответственность сторон. Бывают ситуации, когда качество поставляемой услуги зависит не только от исполнителя, но и от внешних факторов. Например, стабильность интернета зависит не только от провайдера, но и от роутера клиента. Провайдер не может отвечать за качество связи, которую дает неподходящий роутер. Если провайдер в оферте укажет список сертифицированных роутеров, претензии клиентов, использующих роутеры не из списка, будут несостоятельными.
В оферте о продаже товара нужны условия доставки и возврата.
Условия доставки. Если магазин отправляет заказы Почтой России, пропишите, кто несет ответственность за заказ после передачи перевозчику. Например, магазин авторской керамики отправил заказчику вазу, по дороге ваза разбилась. Магазину не придется компенсировать потери клиента из своего бюджета, если прописать в оферте, что с момента передачи почте за целостность заказа отвечает она.
Условия возврата товара. Когда клиент возвращает товар надлежащего качества, он имеет право получить обратно всю сумму за товар. У магазина есть законная возможность сократить сумму возврата: прописать в оферте, что при возврате из стоимости товара вычитаются расходы на интернет-эквайринг.
Если оферта на оказание услуг, обязательно укажите:
Если эти моменты не прописать в оферте, заказчик может позже начать требовать деньги за неоказание или некачественное оказание услуги.
Где разместить оферту
Оферту нужно опубликовать так, чтобы клиенты видели ее при оформлении заказа. Если покупатель не видит оферту, он не может ее акцептовать. И ссылаться на такой документ в случае разногласий не получится.
Если у компании есть сайт, ссылку на оферту размещают на одном из этапов процесса покупки: например, на шаге, где нужно заполнить контактные данные, или на шаге с выбором способа доставки.
Дополнительно ссылку на оферту можно найти в подвале сайта.
Если сайта нет и продажи только через соцсети, можно оформить оферту в гугл-доке и дать ссылку в описании профиля. Если бизнес работает через ВКонтакте, ссылку на оферту можно прикрепить в описании сообщества — главное, чтобы клиенты легко могли найти документ.
Как отменить или изменить оферту
Отменить оферту или изменить ее условия можно до акцепта и только для всех сразу. Изменения не подействуют лишь для тех, кто уже акцептовал условия в предыдущей версии, но еще не получил товар или услугу.
Если в продуктовом магазине случилась переоценка, но у творога забыли поменять ценник, придется продать творог по старой цене, даже если в прайс-листе он уже в два раза дороже. Отказать покупателю, которому так повезло, тоже нельзя.
Онлайн-школа или сервис по подписке тоже могут менять условия оферты, но лучше предупреждать об изменениях заранее, хотя бы за пять дней. Условия — это сроки доступа и формат обучения. А вот цену для тех, кто уже учится или оплатил курс, менять нельзя.
Например, онлайн-школа объявила, что через неделю стоимость доступа к лекциям будет выше. Если клиент оплатил годовую подписку или подписал оферту с фиксированной стоимостью, для него стоимость останется прежней, даже если он платит ее помесячно.
Отменить акцептованную оферту нельзя, придется расторгать договор. Правила расторжения договора тоже нужно прописать в оферте.
Какие бывают ошибки при подготовке оферты
Самая распространенная, но формальная ошибка — назвать оферту «Договор-оферта» или «Договор оферты». Оферта — это предложение заключить договор. Получается «Договор-предложение заключить договор». Это неграмотно, но на силу оферты не влияет.
Существуют ошибки, которые могут стоить бизнесу денег.
Смешать лицензию и услуги. Это важно для онлайн-курсов, школ и других компаний, которые предоставляют образовательные услуги или работают по подписке. В оферте нельзя использовать оба термина, потому что лицензионный договор и договор услуг — это принципиально разные документы. И порядок расторжения у каждого свой.
Например, если онлайн-школа работает по договору оказания услуг, клиент может отказаться от него в любой момент и потребовать свои деньги обратно. Подробно писали об этом в статье «Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?»
Скопировать чужую оферту. Если скопировать текст чужой оферты и невнимательно заменить текст или вообще его не менять, может получиться бесполезный документ. Например, останется не то юридическое наименование или недействующие условия сотрудничества. Такая оферта не защитит бизнес в случае разногласий с клиентами, ведь ее условия не совпадают с действительностью.
Указать на сайте и в оферте разную информацию. Обычно клиенты ищут информацию о доставке в разделе сайта, который так и называется — «Доставка». Если в оферте написано, что доставка до семи дней, а в разделе «Доставка» — до четырех, может возникнуть спор с клиентом. Если дойдет до суда, неизвестно, какую информацию суд признает актуальной.
Включать условия, которые противоречат законодательству. Нельзя менять условия уже акцептованной оферты. Если в оферте написано, что цена оплаченного, но еще не доставленного товара может измениться курса доллара, это ничего не значит — продавцы не имеют права так делать.
Прием платежей в онлайне с Тинькофф Кассой
Принимайте оплату где удобно: на сайте, в приложении, в переписке.
Все виды платежей: Visa, Mastercard, «Мир», Google Pay, Apple Pay, СБП.
Поможем интегрировать прием платежей с облачной онлайн-кассой.