Что такое публицистический стиль текста 7 класс

Урок по русскому языку на тему «Публицистический стиль речи.Основные признаки и особенности функционирования»(7 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по развитию речи в 7 классе

Тема урока: Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования.

Тип урока: комбинированный

1. углубление и развитие представлений о публицистическом стиле; знать общие призники публицистического и художественного стилей, уметь их отличать по характерным особенностям;

2. совершенствовать навыки анализа текста;

3. строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: «Толковый словарь» Ожегова, портрет Д.С.Лихачева, портрет А.С.Пушкина, сборник статей «Земля родная» Лихачева.

— Прочитайте текст про себя.

Он одет в сюртук из гладкой темной ткани, кипенно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника. На шее повязан широкий шелковый галстук. Лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна: у него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращенный в сторону от зрителя. Скрупулезно изображены и буйная шевелюра, и объемные вьющиеся бакенбарды.

Перед вами описание внешности известного русского поэта. Назовите его имя. По каким деталям описания внешности вам удалось его опознать? (ответы уч-ся)

Именно таким предстает перед нами Пушкин на портрете О.А.Кипренского.

К какому стилю речи относится текст, предложенный для работы?

Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс

Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс

Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс

Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 классЧто такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс
Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 классЧто такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль текста 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль текста 7 класс

Стили речи: художественный, книжный, научный, официально-деловой, разговорный.

Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, определить к какой части речи относятся записанные слова. Составить словосочетания со словом публицистика.

— Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

— Начнём со словарно-орфографической работы: публика, публицист, опубликовать, публицистика, публицистический.

— Какой общий корень имеют слова?

-Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

-Что сближает публицистический стиль с художественным?

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

— Какие функции характерны для данного текста?

— К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

— Что сближает публицистический стиль с научным?

— Найдите в тексте, какие синтаксические средства языка, характерны для публицистической речи?

— побудительные и восклицательные предложения;

— Как вы думаете, к кому обращается автор?

— Найдите в тексте антонимы;

— слова книжной речи;

-слова с переносным значением

— С каким еще стилем речи они сближают наш текст? (С художественным стилем.)

— Есть ли они в тексте примеры «газетной строки»? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля.

— Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи? Давайте, запишем стилевые и языковые черты публицистического стиля в тетрадь.

— Обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть черты публицистического стиля в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

— Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

— Запишем их и дадим толкование:

Фельетон газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

— Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

— Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(Работа с текстами разных жанров)

— А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)

III . Подведение итогов.

-Назовите характерные признаки публицистического стиля.

— Расскажите, что общего у публицистического стиля с художественным, научным.

IV .Задание на дом. 1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Публицистический стиль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по развитию речи в 7 классе

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.

— Прочитайте текст про себя.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.

(Из «Поучения Владимира Мономаха»)

— Какова цель автора «Поучения. »? Как она влияет на интонацию?

— Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

— Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)

Стили речи художественный

— Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

— Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

— Какой общий корень имеют слова?

— Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

— Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

— Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

— Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

— К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

— Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

— Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

— Как вы думаете, к кому обращается автор?

— Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

— Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

— Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

— Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

В результате работы с текстом должна получиться таблица:

— совмещение торжественной лексики и разговорных

-побудительные и восклицательные предложения;

-использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;

в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

— Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

— Запишем их и дадим толкование:

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

— Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

— Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

— А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)

Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)

1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

7. Подведение итогов.

или героем прочитанного литературного произведения.

Источник

Публицистика — что за стиль речи?

Публицистический стиль речи тесно взаимодействует с общественно-политической, экономической и культурной сферой. Автор предстает в роли публичного деятеля, как правило, это журналист или политик.

Пример текста публицистического стиля

«Какое потрясающее открытие! Житель деревни Лямкино, которая находится в северной части России, придумал и изобрел уникальное средство, позволяющее клубням картофеля вырастать до 7 кг! Много столетий ученые провели в раздумьях над вопросом «как прокормить большую семью?», а ответ нашел наш соотечественник!

Изобретатель пока еще находится в сильном шоке от своего эксперимента и пока не дает комментариев. Но можно однозначно сказать, что подобные открытия — это большой шаг на пути к уничтожению голода населения во многих странах!»

Что такое публицистический стиль речи?

Главной целью публицистики является предоставление достоверных научных фактов, информации об актуальных событиях, а также воздействие на аудиторию.

Человеческое сообщество не может существовать без речевого общения.

Мы используем речевые образцы не только при взаимодействии друг с другом, но также и для передачи информации людям, находящимся далеко от нас, как по расстоянию, так и во временном пространстве.

Таким образом, речь имеет классификацию на различные функциональные стили. У каждого стиля свои особенности. В этой статье мы поговорим о публицистическом стиле речи.

Этот стиль присущ письменной составляющей речи и является официальным стилем средств массовой информации, а также донесения важной общественно-политической информации через выступления и побуждения слушателей или читателей к активным действиям.

Как любой стиль письма, публицистический имеет свои характерные особенности. Рассмотрим несколько из важнейших характеристик публицистики.

Где используется публицистический стиль?

Совсем недавно для того, чтобы узнать какую-то новость, люди получали газеты, другие ежедневные средства массовой информации, просматривали новостные программы по телевидению.

Сегодня же доступ к новостной информации стал намного шире.

Практически каждый из нас имеет круглосуточный доступ к новостным лентам, которые ежедневно освещаются в Интернет-пространстве.

Причём мы получаем новости в различных форматах. Интересно, что, каким бы способом мы не получали новость — через газеты, журналы, через Интернет, сама же публицистика новостной информации осталось неизменный, как и сам стиль публицистики и принципы подачи свежей информации.

Рассматриваемый нами стиль также называют журналистским письмом. Это такой стиль письма, который используется для сообщение новый информации по разным каналам.

Таких каналов четыре:

Стоит отметить, что этот стиль письма значительно отличается от других стилей.

Открыв газету или новостное сообщение в Интернете, мы сразу заметим своеобразие новостного стиля. Публицистика выделяется своей краткостью, каждый новостной сюжет имеет строгую определённую структуру.

Например, привлекателен большой жирный заголовок, а также уже в первом предложении или абзаце внимание читателя обращается на краткое изложение того, что последует далее в статье.

Публицистика затрагивает различные типы информации. Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки.

Что значит публицистический стиль?

Публицистика используется не только в средствах массовой информации, также и литературные произведения данного стиля раскрывают правдивую информацию о тех или иных событиях или личностях.

В литературе публицистика раскрывается обычно автором через его рассуждения.

В то время как газетная публицистика передаёт точные факты по определенной информации.

Жанры публицистического стиля, такие как репортаж, заметка, интервью, статья, очерк, фельетон и другие резко выделяются на фоне других литературных жанров.

Благодаря особым языковым функциям публицистическая речь имея две цели:

Возможно, это призыв на субботник или обычная просьба не переключать канал во время рекламы. Да, и это тоже публицистический стиль речи.

Жанровое своеобразие публицистики

Публицистические произведения поднимают довольно много тем. Среди них — быт, философия, экономика, социум, политика, культура, педагогика и многое другое. Все эти вопросы раскрываются в абсолютно различных жанрах, а именно:

Функции публицистического стиля

Важнейшими функциями публицистического стиля являются — информационная и воздействующая.

Информационная функция заключается в том, чтобы автор текста информировал наибольшее количество читающих о приоритетных общественных проблемах, а также высказывал свое мнение относительно объявленного вопроса.

Она свойственна самым разным стилям речи, но в публицистическом стиле имеет уникальную специфику. Здесь описываются не только сухие факты, но и включаются размышления и мнение автора, часто передается его настроение.

Воздействующая функция, как правило, дополняет информационную. Публицист не только сообщает о положении дел в обществе, делясь своими взглядами на происходящее, но и призывает читателей к определенному отношению и поведению, касательно поднятого вопроса. Инструменты автора — тенденциозность, полемичность и эмоциональность.

Как отличить публицистический стиль от художественного?

Также публицистике присущи такие функции, как коммуникативность, экспрессия и эстетичность.

Научно-публицистический стиль

В научно-публицистическом стиле выходят газетные статьи, очерки, фельетоны и репортажи, телепередачи, выступления общественных ораторов на митингах и дебатах. Выпускаются рекламные плакаты, объявления и лозунги, а также научная фантастика.

ВАЖНО! Главная задача — общение автора с аудиторией и передача ей научной информации.

Информационный публицистический стиль

Цель информационно-публицистического стиля — это передача нужной информации публицистом и воздействие ею на наибольший круг лиц.

В отличие от научного стиля здесь текст создается более доступным для понимания людьми, не ознакомленных со специализированной терминологией. Автору важно использовать только достоверную информацию и факты.

Художественно-публицистический стиль

Данный стиль выражается в повышенных требованиях к речи, художественной образности, эмоциональной окраске текста и глубине обобщения реальности автором. Публицист раскрывает типичное через индивидуальное.

Он делится своим мнением, переживаниями, чувствами. Поэтому освоение художественно-публицистического стиля является высшей ступенью авторского мастерства.

Аналитический публицистический стиль речи

Аналитический стиль речи направлен на воздействие на конкретное лицо или аудиторию. Он подразумевает анализ автором того или иного человека, происшествия, факта или явления. Сюда относятся беседы, статьи, корреспонденции и рецензии.

ВАЖНО! Статьи являются главным инструментом данного стиля, ведь они представляют собой подробный обзор чего-либо и часто подкреплены фактами.

Основные признаки публицистического стиля речи

Языковые особенности публицистического стиля затрагивают лексические, морфологические и синтаксические стороны речи.

Источник

Конспект урока по теме «Публицистический стиль и его особенности» (7 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по теме «Публицистический стиль и его особенности» в 7 классе.

Цель урока : дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления.

А) Обучающие : ознакомление с понятием «публицистический стиль речи», повторение понятий: текст, тема и идея текста, стили речи и типы речи.

Б) Развивающие: формирование умения «узнавать» тексты публицистического стиля, формирование умения работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста, развитие навыков грамотной речи при устном ответе.

В ) Воспитательные : Воспитание нравственных качеств учащихся, необходимых для их социально-культурного развития; воспитание интереса и бережного отношения к литературному языку.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование: учебник под ред. Ладыженской 7 класс, карточки с текстом.

Формы работы учащихся : индивидуальная и коллективная.

1. Орг. Момент (создание рабочей обстановки) – 1 мин.

2. Актуализация знаний и умений – 7 мин.

3. Объяснение нового материала (анализ публицистического текста) – 15 мин.

5. Подведение итогов урока (наблюдение за умением строить устный ответ и воспроизводить только что изученный материал)- 5 мин.

6. Домашнее задание – 3 мин.

1. Орг. Момент (приветствие и настрой на работу)

— Добрый день! Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе. Поэтому в начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.

2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

Давайте с вами вспомним, что такое текст? ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.)

Что такое тема? ( Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится)

Что такое основная мысль (идея) текста? ( реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, то,что хотел сказать автор).

Что может быть отражено в заглавии текста? ( И тема текста, и его основная мысль)

Назовите, какие типы речи вы знаете? ( Повествование, описание, рассуждение.)

Чем различаются типы речи? (информацией, которая отражается в тексте, лексическими, синтаксическими и стилистическими особенностями)

Какие стили речи вы знаете? ( Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим. Как вы считаете, каковы цели нашего урока? (узнать об особенностях публицистического стиля и сфере его употребления, научиться отличать его от других стилей речи)

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Публицистический стиль и его особенности».

На стр. 27 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле. (дети читают про себя, затем отвечают на вопросы учителя)

Какова главная задача публицистического стиля? (повлиять, воздействовать на мысли и чувства людей, на их поведение и поступки)

Где используется публицистический стиль? ( В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах)

Таким образом, для чего используется публицистический стиль, ребята? ( для обращения к массе людей, к народу).

Итак, давайте с вами пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. (текст выдается каждому ученику на карточке) – анализ текста.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Какова тема данного текста? ( язык народа и его значение в жизни человека )

Какие функции характерны для данного текста? ( Воздействие на читателя и

слушателя. Сообщение информации) .

Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля.

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст

К чему призывает автор прочитанного нами текста? ( Постоянно учиться говорить и писать.)

Призывность отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? ( Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

Актуальность (злободневность) – еще одна отличительная черта

Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доступность (ясность) .

На доске составляется схема «Отличительные черты публицистического стиля» (один из учеников с места диктует учителю, который записывает схему на доске, остальные в тетрадях)

риторические вопросы (Но как научиться писать?);

повторы ( язык-язык, писать-писать и т.п )

параллелизм (сходное построение предложений текста).

Таким же образом составляется схема «синтаксические средства».

Определим, какие лексические средства использует автор.

— Каким образом завершается текст? (завершается «крылатым» выражением)

Какие еще фразеологизмы есть в этом тексте? ( «плеваться словами»)

Итак, какие лексические средства часто используются в публицистическом стиле? (дети отвечают, учитель дополняет) и одновременно составляется схема «лексические средства».

фразеологизмы, литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.

контекстуальные антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);

слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

Упр. 61. Из учебника.

Прочитайте. Назовите отличительные черты публицистического стиля в этом тексте. Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац. (задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем учитель выборочно спрашивает учеников, все остальные проверяют)- анализ текста + задание на развитие орфографической зоркости.

Я долго стоял на берегу родной реки, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой , текущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство , перед глазами впервые ра..крывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?) , слушал чудес(?)ные народные песни . И здесь же почу(?)ствовал , полюбил материнское тепло родной земли , родившей меня и вскормившей.

Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спросят у нас о пережитых и пережива..мых нами величествен..ых и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим!

Какова тема данного текста? ( память о предках, создавших могучий русский язык )

доступность (текст ясен и понятен широкому кругу читателей); актуальность( проблема памяти о предках, об их вкладе в русскую культуру была актуальна всегда и остается и по сей день);

призывность (автор призывает к тому, что «нужно помнить дедов и отцов наших, создавших могучий русский язык»)

Характерные языковые средства :

наличие побудительных предложений (Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем и говорим!)

однородных членов (давние, навсегда отжитые; услышал- слушал; почувствовал- полюбил; родившей и вскормившей)

параллелизм ( Здесь прошло моё детство , перед глазами впервые раскрывался живой радостный мир. Здесь услышал я русскую ладную речь , слушал чудесные народные песни . И здесь же почувствовал , полюбил материнское тепло родной земли , родившей меня и вскормившей.)

(вспоминая, времена, речкой, раскрывался, радостный, речь, чудесные, почувствовал, поколения, переживаемых, величественных, пишем) – орфографический комментарий.

5. Подведение итогов урока

Итак, ребята давайте подведем с вами итоги нашего урока.

— что нового вы сегодня узнали на уроке? ( что такое публицистический стиль речи и его особенности)

— что же такое публицистический стиль речи? Давайте сформулируем определение этому понятию. ( публицистический стиль – это стиль речи, который служит для воздействия на мысли, чувства и поведение людей через СМИ, а также в различных очерках, памфлетах, фельетонах)

— Давайте назовем еще раз отличительные черты публицистического стиля ( актуальность(злободневность), призывность, доступность)

— чему научились? ( отличать публицистический стиль речи от других, находить его лексические, синтаксические и стилистические особенности )

— все ли было понятно на уроке?

— есть ли какие-либо вопросы?

— как оцениваете свои ответы на уроке?

6. Домашнее задание.

Ваше домашнее задание, ребята, будет творческим: составить небольшой текст (6-7 предложений) в публицистическом стиле на тему «Берегите природу», используя средства, о которых мы говорили на сегодняшнем нашем уроке.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2001.

3. Драгун Е.Г. Обучение школьников публичному выступлению. Методическая разработка. М. 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *