Что такое пунктуационный разбор образец
Пунктуационный анализ предложения
теория по русскому 🐻 пунктуация
Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:
В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:
Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.
Знаки препинания внутри и в конце предложения
В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.
Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).
Пунктуационный анализ предложения
Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.
Пример со вставленными знаками
Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).
В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)
1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.
2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.
Самостоятельная расстановка знаков препинания Сделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).
Прямая речь
На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.
Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
1. Прямая речь находится перед словами автора:
2. Прямая речь находится после слов автора:
3. Прямая речь прерывается словами автора:
Примеры:
Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).
Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).
Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).
«Пишем контрольную работу», — предупредил учитель. («П», — а).
Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» — все промолчали. (А: «П?» — а).
Пунктуационный анализ предложения
Содержание:
Пунктуационный разбор предложения (пунктуационный анализ) ‒ это выделение в нем знаков препинания и объяснение их постановки.
Данный разбор включает следующие этапы:
1. Обозначение имеющихся знаков препинания
В предложениях используются знаки:
Непарные:
Парные:
Каждый знак обозначаем цифрой. Например:
Падал легкий снежок, (1) санки с детворой быстро неслись с горки. (2)
Ах, (1) как стремительно летит жизнь! (2)
2. Обоснование необходимости постановки пунктуационных знаков
Часто для этого нужно выделить грамматическую основу, в которую входят:
Объяснение будет следующее. В данном предложении две грамматические основы, оно является сложным, поэтому его части разделяются запятой. Предложение повествовательное, в нем содержится сообщение, значит, в конце него ставим точку.
Иногда необходимо обозначить не только главные, но и второстепенные члены предложения:
Дадим такое обоснование. Слово «грибы» здесь является обобщающим, так как объединяет однородные члены по смыслу. Оно стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие. «Подберезовики» и «маслята» ‒ однородные члены (дополнения), между ними ставится запятая. Окончание повествовательного предложения обозначается точкой.
3. Роль знаков пунктуации в предложении
Объяснение роли знаков препинания в предложении может быть следующим.
Знаки (1) и (2) служат для выделения деепричастного оборота. Он обозначает добавочное действие, при чтении в этих местах делается пауза. Знак (3) нужен для обозначения конца предложения.
Дарья, (1) ты почему опоздала на работу? (2)
Знак (1) отделяет обращение (Дарья) от остального текста. Знак (2) является вопросительным. Он символизирует окончание предложения, а также то, что в нем содержится вопрос и его следует произносить с соответствующей интонацией.
Пунктуационный разбор предложения
Различают три взаимосвязанных вида разбора предложения:
Пунктуация играет важную роль в составлении высказывания, наполняя его чувствами и выделяя важные моменты повествования.
Умение правильно разобрать предложение пунктуационно – залог грамотности, поскольку вероятность ошибиться в расстановке знаков препинания становится минимальной.
Пунктуационный разбор предложения разделен на несколько основных действий:
Когда текст содержит внутри прямую речь, то сначала выделяем слова автора, затем прямую речь. От ее местонахождения зависит расстановка знаков препинания. Если слова героя стоят перед или за словами автора, то для оформления прямой речи нужно 4 знака препинания. Если комментарии автора разрывают текст героя, то будет 7.
Образцы выполнения пунктуационного разбора предложения:
(1) — сложное двусоставное предложение с двумя придаточными (2).
(4) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – сложноподчиненное предложение, соединенное подчинительным союзом «что». Первая грамматическая основа с однородными сказуемыми, связанными союзом «и» – «смотрел» и «думал» — запятая в этом случае не ставится.
(2) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1) – простое двусоставное предложение, так как грамматическая основа одна. К нему присоединены причастные обороты.
(2,3) – перечисление словосочетаний, выраженных причастными оборотами.
(4) – вопросительное предложение, так как интонация и содержание предполагают вопрос.
(1) – простое двусоставное предложение, где «все привлекало» — обобщающее словосочетание, за которым идет перечисление. Поэтому здесь ставится двоеточие.
(2,3,4,5) – однородные дополнения, соединенные запятыми.
(6) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
(1,6) – кавычки, которые выделяют прямую речь в тексте.
(2,3,4,5) – оформление прямой речи в случае, когда комментарии автора разрывают слова героя.
(7) – повествовательное невосклицательное предложение, так как на конце предложения точка.
Слова автора – это простое двусоставное предложение.
Текст героя – сложноподчиненное предложение с причинным союзом «потому что».
Пунктуационный разбор
Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5)
Схема пунктуационного разбора предложения
Образцы пунктуационного разбора предложения
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение
Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное
Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.
Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
Я слышал – главное предложение
Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное
За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.
2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом
Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)
Грамматические основы:
пари заключается – грамматическая основа главного предложения
вы должны исполнить
Объяснение знаков препинания
Пари заключается в том – главное предложение
Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/
При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное
При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное
Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное
Исполнить что? То, /что я вам скажу/ — четвертое придаточное
Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное
Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ — в обоих случаях смысл теряется)
3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного
В составе сложного предложения нет осложненных простых.
Примечание:
Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
— если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:
Он ушёл и не сказал куда.
Образцы анализа:
1. Чтобы быть хорошим преподавателем, 1
1 2 нужно любить то, 2 2 3 что преподаёшь, 3 3 2 и любить тех, 4 2 4 кому преподаёшь (В. Ключевский).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предло-
жение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения;
это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 – запятая выделяет 1-е придаточное П (первой запятой нет,
так как совпадает с началом предложения);
2 и 3 – запятые выделяют 2-е придаточное П;
4 – запятая выделяет 3-е придаточное П (второй запятой нет,
так как совпадает с концом предложения);
2. В любви, 1 /как и в грамматике/, 2 смысл зависит от окончания (Г. Ландау).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 — запятая выделяет обособленное обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом.
3. Французский символизм, 1 /родоначальник всего символизма как школы/, 2 выдвинул на передний план чисто литературные задачи, 3 свободный стих, 4 более своеобразный и зыбкий слог, 5 метафору, 6 /вознесенную превыше всего/, 7 и пресловутую «теорию относительности» (Н. Гумилев).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 – запятые выделяют обособленное определение – приложение, стоящее после определяемого слова.
3, 4, 5 – запятые разделяют однородные дополнения, связанные без союзов.
6 и 7 – запятые выделяют обособленное опреде ление, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
какой? что за? какую?
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
Тест на тему Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
Тест на тему Запятая на стыке союзов
Тест на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Тест на тему Сложные предложения с разными видами связи
Тест на тему Употребление знаков препинания
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом как.
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом и.
Диктант по пунктуации
Тест на тему СПП без запятой
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Перечень пунктограмм«, «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.