Что такое пуш пул на гитаре
Отсечка через push/pull в двух словах
Опубликовано Them в 29.06.2017
Поставил я, короче, пушпул для отсечки катушки бриджевого датчика. Популярная штука, приятная и простая в эксплуатации, да и принцип работы у нее самый что ни на есть обычный. Но про отсечку у меня до сих пор толком не было ничего написано, несмотря на популярность статей про распайку, поэтому я почесал голову, да и нарисовал-рассказал, что к чему. Для новичков, у которых чешутся руки залезть в темброблок. Почему бы и нет?
«Я просто беру и отсекаю всё лишнее.»
Отсечка одной катушки — компромисс между звуком хамбакера и сингла. Считается, что полноценный сингл такая фишка не заменит, тем не менее, многие её ставят и прекрасно себя чувствуют. Кстати, вопреки догадкам, которые могут приходить в голову — привычная схема отсечки не выкидывает одну из катушек из схемы, но закорачивает оба ее конца на минус.
Итак, для начала нам нужен переключатель на два положения. Решением может стать как тумблер или кнопка, так и push/pull или push/push потенциометр. Принцип их работы заключается в подвижном (по вертикали) штоке — у пуш/пулов нужно «вытащить» его наверх для активации переключения, у пуш/пушей — просто нажать, как на кнопку. Последние не позволяют определить, какой режим используется в конкретный момент, поэтому пушпулы встречаются почаще. С другой стороны, бывают случаи, когда вместо переключения шток потенциометра выдергивается и остается в руке музыканта, но это уже, как правило, из разряда фейлов и исключений.
Принцип работы push/pull потенциометра:
Положение «Down» взято за основное, в нем мы должны получить режим хамбакера. На одну из ножек запаиваем минус, проще всего соединить её с основной ногой самого пота, которая также идет на минус (часто запаивается прямо на корпус). Концы катушек, которые в стандартной распайке скручиваются вместе и изолируются от остальной схеме, в нашей ситуации должны быть также соединены в одно, но при этом их нужно запаять на одну из центральных ножек. Чтобы было понятнее, вот схема (кликабельно):
Таким образом, в положении #1 наша схема ничем не будет отличаться от стандартной: North start — плюс, South start — минус, North start и South finish связаны и изолированы от схемы (переключатель будет соединять их с пустыми ножками). В положении #2 оба «финиша» соединятся с общей землей, а так как South start у нас уже на земле, то получается, что оба конца этой катушки закорочиваются на минус. В то же время, края «северной» катушки образуют звукосниматель-сингл: North start — плюс, North finish — минус.
На самом деле, ничего сложного. Советую попробовать. Да, и если что — вот FAQ по распайке хамбакера:
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
продолжаем цикл статей по гитарной распайке «на пальцах» от Seymour Duncan:
В конце последней статьи о Гитарной Распайке, мы узнали как спаять Теле, Лес Пол и Страт обычным способом (в их стандартном варианте). Большинство заводских паек – вариации на эти три стандартных варианта.
Применив знания полученные в предыдущих четырех частях, мы можем попробовать модифицировать наши схемы для получения нестандартных звучаний. Обычно в качестве первой модификации заменяют один или более потенциометров на пуш-пульные потенциометры (push/pull pot). Пуш-пульный потенциометр представляет из себя обычный потенциометр, к которому присоединен DPDT-переключатель (double-pole, double-throw).
Этот переключатель может поменять одно из возможных двух положений, если потянуть ручку потенциометра в гитаре или же в обратном положении если на него нажать.
Потенциометр и переключатель – два независимых элемента цепи и никак не соединены между собой (если не брать в учет корпус прим. пер).
Пуш-пульный потенциометр выглядит вот так:
Будучи установленным на гитару, со стороны он ничем не отличается от обычного потенциометра, соответственно замена одного на другой не требует дополнительных отверстий или каких либо модификаций на гитаре. На фото можно увидеть шесть дополнительных контактных выводов под потенциометром с тремя выводами. Эти шесть соединений и есть выводы DPDT-переключателя, соединенные внутри в двух позициях как показано ниже:
Вы наверное заметили что на переключателе у нас есть две независимые группы (два полюса). В нашем первом моде мы задействуем только два вывода переключателя самым простым из возможных способов.
В типовой распайке страта с 5-позиционным переключателем, у нас есть варианты с бриджевым, средним и нековым звукоснимателями по отдельности и комбинации среднего датчика с одним из оставшихся двух. Но у нас нет вариантов комбинации некового и бриджевого датчика или вообще всех трех датчиков одновременно.
Одна из популярных модификаций для Страта — добавление пуш-пульного потенциометра, когда при включении переключателя (вытянутой ручке потенциометра) добавляется нековый датчик к активной на данный момент комбинации датчиков. Другими словами, когда мы включаем на 5-позиционном переключателе положение бриджевого датчика, а после включаем пуш-пул, у нас одновременно будут включены и бриджевый и нековый звукосниматели. Для включения же всех трех датчиков одновременно, достаточно выбрать положение с включенными бриджевым и средним звукоснимателями на 5-позиционнике, после чего добавить нековый с помощью пуш-пула. Такая модификация позволяет нам увеличить общее количество комбинаций до семи.
Нижеприведенная схема это часть типовой распайки Страта из предыдущей стати.
Регуляторы тембра и большая часть проводов заземления были убраны, чтобы нам было проще понять добавленные в схему изменения. Новые соединения отображены фиолетовым цветом:
Наверное вы уже заметили, что мы добавили два провода, один соединенный с выходом некового датчика, второй – со входом регулятора громкости, и соединили их с выводами одной группы (полюса) пуш-пула. Также мы убедились что эти провода соединены друг с другом при вытянутом положении пуш-пула, тем самым подключив нековый датчик напрямую на регулятор громкости, в обход 5-позиционного переключателя.
Конечно, если вы предпочитаете сделать такой мод на бриджевом датчике вместо некового, уверен, вы без проблем сообразите как это спаять!)
Хоть мы и использовали в данном солучае пуш-пульный потенциометр, это только один из типов переключателей. Не будет никаких сложностей, если мы захоти использовать мини-тумблер, установив его, например, между регуляторами громкости и тембра. Наиболее распространенным типом мини-тумблера для гитар является также DPDT-переключатель, с теми же самым шестью контактами, как этот:
Наша схема никак не поменяется если мы будем использовать его, кроме того факта, что переключатель теперь не будет соединен с регулятором громкости.
Существуют и другие типы мини-тумблеров, у которых есть уже три положения, а не два. Также мы использовали всего лишь два контакта переключателя для нашего мода. Можем ли мы сделать более интересные фишки? Да, конечно, и мы до них доберемся. Но сначала мы должны «демистифицировать» хамбакеры с 4-мя проводами, что мы и сделаем в следующей части.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Статьи
Как работает усилитель класса АВ (Push Pull) 19.02.2021 19:52
Как работает усилитель класса АВ (Push Pull)
Класс АВ — это тот тип усилителей, который до недавнего времени применялся в Hi-Fi-аппаратуре в разы чаще, чем любой другой. Сейчас над ним уже нависла угрожающая тень усилителей класса D, занимающих все большую долю рынка Hi-Fi, но пока модели класса АВ по-прежнему в большинстве и сдаваться так легко они не собираются. В классе АВ могут работать как ламповые, так и транзисторные схемы, но если говорить об абсолютном большинстве класс АВ ассоциируется скорее с эпохой транзисторного Hi-Fi.
Принцип работы
Из самого обозначения класса АВ нетрудно сделать вывод, что данный режим является гибридом класса А и класса В. Как работают усилители класса А, мы уже разобрались, а с классом В ознакомиться не успели, поэтому начнем с него. И для начала вспомним логику, которой руководствовался создатель усилителя класса А. Для того, чтобы получить возможность воспроизводить и положительную, и отрицательную полуволну с помощью одного активного элемента, он применил смещение средней точки (тока покоя) в середину рабочей зоны лампы.
Создатели усилителей класса В рассуждали по-другому: «Если одна лампа или один транзистор с нулевым смещением способен воспроизвести только одну полуволну сигнала, почему бы не добавить в схему еще один активный элемент, разместив его зеркально, чтобы воспроизводить другую полуволну?».
Это вполне логично, ведь при таком раскладе оба транзистора работают с нулевым смещением. Пока на входе усилителя присутствует положительная полуволна — работает один транзистор, а когда приходит время воспроизводить отрицательную полуволну, первый транзистор полностью закрывается и вместо него в работу включается второй. В английском варианте этот принцип действия получил название push-pull или, говоря по-русски, «тяни-толкай», что в общем-то очень хорошо описывает происходящее.
Если сравнивать класс В с классом А, наиболее очевидным преимуществом является то, что в классе В на каждую волну приходится полный рабочий диапазон транзистора (или лампы), в то время как в классе А обе полуволны воспроизводятся одним активным элементом. Это значит, что усилитель класса В будет вдвое мощнее усилителя класса А, собранного на таких же транзисторах.
Второй, чуть менее очевидный, но очень важный плюс класса В — нулевые токи смещения. Когда сигнал на входе равен нулю, ток, протекающий через транзисторы, тоже равен нулю, а это значит, что напрасного расхода энергии не происходит, и энергоэффективность схемы получается в разы выше, чем в классе А.
Однако из этого же факта вытекает и главный недостаток усилителя класса В. Момент включения транзистора в работу после полностью закрытого состояния сопровождается небольшой задержкой, поэтому при прохождении звуковым сигналом нулевой точки, когда один транзистор уже закрылся, второй транзистор не успевает мгновенно подхватить эстафету, и в этой самой переходной точке возникают небольшие временные задержки.
На практике это выражается в особенной нелюбви усилителя к тихой музыке, а также в плохой передаче микродинамики. И хотя история знает успешные реализации класса В, например — легендарный Quad 405, проблемы данного режима работы никуда не делись. Тот же 405-й не только радовал энергичным и мускулистым звучанием, но также имел явную склонность рисовать звуковую картину крупными мазками, масштабно, не размениваясь на мелочи.
Для того, чтобы сохранить все плюсы класса В и решить проблему переходных процессов, инженеры пошли на хитрость. Они включили оба транзистора со смещением, как это делается в классе А, но величина смещения при этом была выбрана существенно меньшая: так, чтобы покрыть лишь те моменты, когда транзистор близок к закрытию, выводя тем самым переходные процессы из рабочей зоны.
Это позволило усилителю класса АВ незаметно преодолевать нулевую точку, а также дало еще один крайне полезный эффект. При малой амплитуде сигнала, укладывающейся в пределы смещения тока покоя, подобный усилитель работает в классе А и, только когда амплитуда выходит за пределы выбранной производителем величины смещения, он переходит в режим АВ.
Плюсы
Рассматривать достоинства и недостатки класса АВ имеет смысл на фоне двух исходных технологий. Класс АВ однозначно и существенно выигрывает у класса А по энергоэффективности. Его реальный КПД достигает 70–80%, если конечно производитель не сильно увлекся поднятием тока покоя. С точки зрения звучания класс АВ превосходит класс А в те моменты, когда сигнал достигает высокой амплитуды или требуется высокая мощность. В то же время на малых уровнях громкости класс АВ обычному классу А не уступает, по крайней мере в теории. В сравнении с классом В, класс АВ куда лучше ведет себя на малых громкостях и способен отрабатывать самые тихие и деликатные моменты в музыке, но при этом сохраняет практически ту же мощь и силу на больших динамических всплесках.
Имея большую мощность и лучшую энергоэффективность, усилители класса АВ куда менее капризны при выборе акустики. Они не нуждаются в высокой чувствительности и легче уживаются со сложными кроссоверами, используемыми в многополосных колонках. Вполне справедливо будет заявить, что подавляющее большинство пассивных акустических систем выпускаемых сегодня на рынок рассчитаны на работу со среднестатистическим транзисторным усилителем класса АВ.
Минусы
Объективные минусы у класса АВ можно разглядеть только на фоне еще более совершенных с технической точки зрения классов G, H или D, о которых мы расскажем чуть позже. В список претензий можно отнести разве что субъективные отзывы от ценителей класса А, которые, в целом, сводятся к тому, что класс АВ звучит не столь чисто, детально и изысканно. Чтобы оценить обоснованность данных претензий, рассмотрим схемотехнику усилителей класса АВ более детально, с точки зрения качества звучания.
Особенности
Одной из практических проблем усилителей класса В и АВ является подбор пар транзисторов, работающих в одном канале усиления. Располагаясь в схеме зеркально, два транзистора должны быть полностью идентичны друг другу. В противном случае, сигналы положительной и отрицательной полуволн будут воспроизводиться не симметрично, и это существенно повысит общий уровень искажений.
В реальной жизни абсолютная идентичность — понятие абстрактное, скорее имеет смысл рассуждать о степени похожести или, говоря техническим языком, о пределах допустимых отклонений транзисторов от заданных характеристик. Чем более похожи два транзистора друг на друга, тем меньше уровень искажений, и тем больше их совместная работа приближается к тому, что мы имеем в классе А, когда обе полуволны воспроизводит один транзистор.
Понимая, что даже при самом строгом отборе по параметрам отличия между двумя транзисторами в паре все же будут иметь место (пусть и в предельно малых значениях), мы вынуждены признать, что при прочих равных условиях один такой же транзистор работающий в классе А будет звучать чуть чище и чуть лучше, чем пара в классе АВ.
Совсем иная ситуация вырисовывается, когда речь заходит о работе на большой амплитуде сигнала и на нагрузке требующей высокой мощности. Имея высокий КПД класс АВ нуждается в менее мощном и громоздком блоке питания, нежели усилитель класса А, и тут уже поклонники однотактников вынуждены признать абсолютное и безоговорочное превосходство класса АВ.
Более того, разработчики имеют возможность гораздо свободнее экспериментировать с блоками питания, управляя характером и динамикой звучания путем подбора рабочих характеристик трансформатора и конденсаторов. Например, можно установить трансформатор с многократным запасом мощности, чтобы на пиках сигнала он не выходил из оптимального режима работы, или использовать улучшенные конденсаторы, способные мгновенно отдавать высокий ток.
Еще одна тонкость: работая в классе А, транзисторы выделяют большое количество тепла, что может негативно сказываться на качестве их работы, особенно при увеличении нагрузки. В классе АВ транзисторы греются в меньшей степени, вследствие чего они быстро приходят в рабочий режим и менее подвержены риску перегрева, снижающего качество звучания при работе усилителя на высокой громкости.
Практика
Защищать честь усилителей класса АВ в сравнительном прослушивании было уготовано мощному двухблочному усилителю Atoll серии Signature, состоящему из усилителя мощности AM200 и предварительного усилителя PR300. Интересующий нас усилитель мощности выстроен в полном соответствии с изложенными выше теоретическими выкладками.
Реализуя потенциал, заложенный в схемотехнике класса АВ, разработчики обеспечили по 120 Вт выходной мощности на канал, чего достаточно для большинства акустических систем за исключением самых низкочувствительных и просто монструозных моделей. Говоря об особенностях своего усилителя, производитель акцентирует внимание на применении подобранных пар транзисторов с последующей подстройкой схемы вручную для минимизации общего уровня искажений.
С целью лучшего разделения каналов и исключения перекрестных помех усилитель выстроен по схеме полного двойного моно, поэтому каждый канал усиления получил собственный блок питания. Суммарная мощность блока питания составляет 670 ВА, что покрывает потребности усилителя мощностью 120 Вт с большим запасом. Солидную дополнительную подпитку на пиках сигнала обеспечат конденсаторы емкостью 62 000 мкФ.
Внушительная мощность и отличная энергооснащенность усилителя дали в звучании вполне ожидаемое ощущение легкости и непринужденности при работе с любой акустикой и практически на любых уровнях громкости. Если выкрутить ручку громкости посильнее, можно услышать небольшую компрессию, а бас словно отодвигался на задний план, но это были очевидные признаки того, что НЧ-динамики приблизились к пределу своих возможностей, в то время как усилитель только начал разогреваться и был очень далек от состояния перегрузки.
В то же время на малых и средних уровнях громкости Atoll AM200 Signature показывал себя наилучшим образом. Середина была выразительна, детальность превосходна, а сцена — четко очерчена, с хорошо ощутимой глубиной и шириной. При прямом сравнении с усилителями класса А последние давали чуть более свободную и безграничную сцену и чуть тоньше отрабатывали мелкие детали в тихой камерной музыке.
Характер, свойственный классу АВ, наиболее ярко проявлялся у Atoll AM200 Signature на динамичной рок-музыке. Он выдавал очень собранный, быстрый и четкий бас, хорошо справляясь с резкими перепадами громкости и крупными штрихами. На джазе и классической музыке, требующих сочетать динамичность и мощь со способностью воспроизводить тонкие оттенки и нюансы, усилитель вел себя чуть менее уверенно. Казалось, что он слегка упрощает звучание, укрупняя музыкальные образы и уводя внимание от тонких оттенков к основной мелодической линии.
Однако все это можно заметить лишь в прямом сравнении с гораздо более дорогими представителями других классов. По общему впечатлению Atoll AM200 Signature был скорее всеяден и универсален. Являясь примером грамотной реализации класса АВ, когда разработчики приложили массу усилий чтобы минимизировать слабые места и максимально раскрыть потенциал данной схемотехники, он вполне конкурентен на фоне лучших представителей других классов.
Выводы
Высокая мощность, высокий КПД с умеренным тепловыделением, способность справляться со сложной нагрузкой и хорошая динамика — вот что такое усилитель класса АВ. Это делает его, в первую очередь, идеальным решением для массового производства усилителей, что подтверждает сама история развития индустрии Hi-Fi.
Однако крайне ошибочно руководствоваться стереотипным мнением о том, что массовый универсальный продукт и продукт элитный должны быть непременно вылеплены из разного теста. При должном внимании к деталям и глубоком понимании принципов работы данная схемотехника может быть реализована на самом высоком уровне качества. Так что сегодня High End-усилитель, работающий в классе AB — такая же обыденность, как и хайэндный усилитель, работающий в любой другой схемотехнике.
Что такое пуш пул на гитаре
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Push/Pull процесс на пальцах
Push-Pull: Зри в корень, или Тяни-толкай по русски. Часть 1.
Именно этот широко известный афоризм нашего соотечественника К. Пруткова имеет прямое отношение к … расчету времени при пуш/пулл обработке. Напомню, что под пуш/пулл процессом мы подразумеваем увеличение (пуш/push) или уменьшение (пулл/pull) чувствительности пленки путем изменение времени проявки.
Показать полностью..
Для начала введем простое правило, которое легко запомнить – изменение времени проявки в два раза приводит к изменению чувствительности пленки на 2 стопа (т.е. в четыре раза). Например, пленка чувствительностью 100ед и временем проявки до номинала в D-76 равном 7мин может быть экспонирована как 400ед. При этом время проявки необходимо увеличить вдвое, т.е. до 14мин.
А во сколько раз надо изменить время для пуша на 1 стоп? Ответ прост – в корень квадратный из 2 раз. Предположим, что наша пленка требует для проявки до номинала K минут. Нет, К мало, пусть будет N минут )) Запишем T0=N. Пуш на 1 ступень потребует увеличения времени до T1=N*√2=N*1.41. Пуш еще на одну ступень потребует увеличения времени до T2=T1*√2=N*√2*√2=N*2, что полностью согласуется с правилом двухкратного увеличения времени при пуше на 2 ступени.
Пуш на три ступени считается просто T3=T2*√2=N*2*√2=N*2*1.41=N*2.82.
Напомню, что √2=1,41. Но на практике обычно упрощают и используют коэффициент 1,5 при пуш/пулл на одну ступень. Или при пуше увеличить время на 50%, при пуле – уменьшить на 30%, что в принципе то же самое, но в более запутанной форме ))
Push-Pull: Зри в корень, или Тяни-толкай по русски. Часть 2.
Push и pull процессы
Любая фотопленка имеет несколько параметров. Тип – 35 мм, 120 тип или 110 тип; вид – цветная или черно-белая, количество кадров и светочувствительность. Если на первые три параметра вы влиять не можете, то ISO пленки – это качество, которое можно корректировать!
Вы наверняка слышали такие выражения «пушить пленку» и «пуллить пленку». На английском это звучит как «push film» и «pull film». Если совсем просто, то это означает следующее. Pull – понижение чувствительности пленки, push – повышение светочувствительности пленки.
Бывают при съёмке такие ситуации, когда выбранная вами изначально светочувствительность пленки не совсем подходит для сцены. Например, у вас пленка ISO 400, а снимать приходится не просто в условиях недостаточной освещенности, а очень низкой, с малым количеством света. Можно увеличить выдержку, но не всегда это возможно сделать с рук, да и штатив с собой мало кто носит; а раскрытая на полную диафрагма не подходит для ситуации или этого недостаточно. Что делать в таком случае? Можно отснять пленку так, будто она имеет большее ISO: 800, например. И далее проявить ее дома или в лаборатории как фотопленку светочувствительностью 800. Вот этот процесс и называется Push.
Или противоположная история. У вас пленка ISO 100, а нужно 50, потому что солнце чересчур яркое, например. Тогда вы снимаете пленку так, будто она имеет светочувствительность 50 и далее обрабатываете ее, имея в виду это же значение. Такой процесс называется Pull.
Еще один важный момент: если вы решили снимать пленку не по номиналу, то так нужно отснять ВСЮ катушку. В противном случае отдельные кадры после проявки получатся у вас нормальными, другие недоэкспонированными или переэкспонированными.
Зачем вообще нужен push/pull?
Вот несколько причин.
1. Чаще всего Push нужен для съемки с недостаточной освещенностью: если другими методами верную экспозицию получить не выходит. Это касается фотографирования в пасмурную погоду, например, или при малом количестве света, когда съёмка с рук (без опоры/штатива) невозможна. Push позволяет вам использовать более короткие выдержки.
2. С помощью Push можно добиться интересных эффектов. При таком процессе усиливается контраст и зерно становится более заметным. Снимок становится светлее. При съемке на цветную пленку вы можете получить перенасыщенные цвета или вовсе их искажение.
3. Pull нужен для фотографирования в чересчур ярких условиях, так как помогает вытянуть детали в тенях и снижает контраст.
4. Pull также можно использовать для эффектов. Цвета с таким процессом становятся менее яркими или даже блеклыми, понижается общая контрастность снимка.
Как видите, пуш и пулл процессы можно использовать в разных целях – как «технических», для корректировки экспозиции при съёмке, так и творческих, однако всегда необходимо помнить о побочных эффектах, которые описаны выше.
Что еще нужно знать?
Теоретически эти процессы возможны на любых камерах. Но лучший результат выходит, конечно, если вы пользуетесь фотоаппаратами с хорошей линзой и точной экспонометрией. Это также камеры, где вручную вы можете установить ISO пленки перед съемкой. На мыльнице процессы возможны, если вы изначально поменяете ISO на катушке, так как практически любой компакт считывает DX-код, нанесенный на ролик пленки, и экспонирует соответственно номиналу.
Пленки разные и далеко не все поддаются push и pull, особенно когда речь идет о переэкспонировании или недоэкспонировании на 2 стопа и более. Важно понимать, что лучшие результаты получаются на черно-белых пленках, так как они лучше поддаются обработке и обычно имеют большую широту ISO (динамический диапазон). Цвет при обработке может сильно «поплыть». Также: пленки профессионального сегмента терпимее переносят push/pull, так как изначально делаются лучшего качества по сравнению с любительскими. Собственно, потому они и стоят дороже.
Чаще всего Push/Pull подвергаются именно черно-белые пленки, причем намеренно: для получения высокого контраста и заметного зерна. Цвет тоже обрабатывают по этим процессам. Слайд пушат или пулят реже всего, так как этот фотоматериал довольно капризный и почти не прощает ошибок экспозиции. Максимальный пуш для слайда – 1-1.5 стопа. Важное уточнение о просроченных пленках: если вы снимаете ролик ISO 100 как 50, то pull делать не нужно, так как вы изначально предполагаете, что светочувствительность пленки снизилась до значения 50. Сдавая такую пленку в лабораторию, вы отдаете ее просто на обычную проявку.
Лучшие черно-белые пленки для этих процессов – Kodak TRI-X, Ilford HP5 Plus, Ilford PAN 3200. Цветные – серия Portra от Кодак (с ISO 400 подойдет больше всего). Прежде чем пушить или пуллить какую-то пленку, советуем заглянуть в поисковик и посмотреть результаты, чтобы хотя бы примерно представлять, что может получиться. Все пленки разные, есть и те, которые лучше так не обрабатывать совсем. Впрочем, ничто не мешает вам ставить эксперименты. Особенно, если вы изначально хотите получить какой-то необычный результат.
Своими снимками делитесь с нами в Instagram. Много полезной информации вы также найдете на нашем Youtube канале.
Автор текста и фотографий: Мария Герасимова