Что такое путевой угол в навигации
Истинные курсы и пеленги. Курсовой угол. Путевым углом
ИСТИННЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ. КУРСОВОЙ УГОЛ. Путевым углом называют двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, совпадающей с линией перемещения судна. Если на судно не влияет ветер, вызывающий дрейф и течение, линия перемещения судна совпадает с направлением его диаметральной плоскости. В этом случае направление движения судна определяется истинным курсом. Истинным курсом (ИК) называется двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна. Направление на ориентир определяется двугранным углом между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и ориентир. Этот угол называется истинным пеленгом (ИП). Оба угла отсчитываются от нордовой части истинного меридиана по часовой стрелке от 0 до 360°. Угол, отличающийся от ИП на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП):
ОИП = ИП ± 180° или ИП = ОИП ± 180°
Знак “плюс” (+) при расчетах берется в том случае, если ИП (ОИП) меньше 180°, знак “минус” (-), если ИП (ОИП) больше 180°. ОИП является углом при ориентире, отсчитываемым от нордовой части истинного меридиана ориентира по часовой стрелке до направления с ориентира на судно (см. рис. 8). Курсовым углом (КУ) называется угол в плоскости истинного горизонта, заключенный между носовой частью диаметральной плоскости (ДП) судна и направлением на ориентир (см. рис. 8). Счет курсовых углов ведется по круговой системе от 0 до 360° по часовой стрелке или вправо и влево от ДП от 0 до 180°. Во втором случае КУ приписывают наименование правого (пр/б) или левого (л/б) борта. Между ИК, ИП и КУ, заданным по круговой системе счета, существует зависимость:
ИП = ИК + КУ ; ИК = ИП – КУ ; КУ = ИП – ИК.
Если КУ задан по полукруговому счету, то ИП и ИК вычисляют по формулам:
ИП = ИK + Kпр/б или ИП = ИК – Кл/б
ИК = ИП – Кпр/б или ИК = ИП + Кл/б
Когда КУ предмета равен 90° правого или левого борта, то говорят, что предмет находится на траверзе, указывая при этом наименование борта.
Что такое путевой угол в навигации
29.08.2015 18:44
дата обновления страницы
Навигация
25 / 08 /20 07
История изменения сайта
Истинный курс и пеленг, курсовой угол
симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли Nм.
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d. Склонение отсчитывается от северной части истииного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому,- знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную величину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, «указываются па навигационных картах.
Например, в заголовке карты указано: Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты>. Если любитель пользуется этой картой в 1972 году. то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса^в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг МП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия NмSм показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.
Путевой угол
Непосредственно измеряется с помощью спутникового навигационного приёмника. (Во избежание путаницы нужно проверять настройки для каждой конкретной модели приёмника).
Широко применяется в ориентировании на местности при использовании спутникового навигационного приёмника.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Путевой угол» в других словарях:
Магнитный путевой угол — Магнитный путевой угол, МПУ угол заключённый между направлением линии пути и магнитным меридианом места измерения с учётом магнитного склонения, отсчитывается по часовой стрелке. Приёмники GPS, как правило, показывают путевой угол. (Во избежание… … Википедия
БОЕВОЙ ПУТЕВОЙ УГОЛ — угол между магнитным меридианом и линией боевого пути самолета. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Путевой струг — путевая машина, применяемая на железных дорогах для ремонта земляного полотна, а также для очистки железнодорожных путей от снега. Путевые струги производят нарезку … Википедия
Сноса угол — в авиации, угол между продольной осью и вектором путевой (относительно Земли) скорости летательного аппарата. Возникает при боковом ветре. Обычно С. у. совпадает с углом между векторами воздушной (относительно воздушной среды) и путевой… … Большая советская энциклопедия
Локсодрома — от полюса до полюса Локсодрома или локсодромия кривая на поверхности вращения, пересекающая все меридианы под постоянным углом, называемым локсодромическим путевым углом. Введена в рассмотрение португальским математиком Нониусом в 1530… … Википедия
целостность — 2.15 целостность (integrity): Свойство сохранения правильности и полноты активов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
целостность ГНСС — 18 целостность ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы за заданный интервал времени и с заданной вероятностью обеспечивать потребителей ГНСС сигналами тревоги о недостоверности навигационных сигналов ГНСС. Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Эшелонирование — Одна из задач службы управления воздушным движением эшелонирование воздушных судов Эшелонирование создание инте … Википедия
Воздушная навигация — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Воздушная навигация, аэронавигация наука о методах и средствах вождения воздушного судна по заданной пространс … Википедия
Истинный курс — Истинный курс угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением проекции продольной оси объекта на горизонтальную плоскость[1], отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север.… … Википедия
ИПМ – Исходный пункт маршрута
СЛЕГКА ПО КРУЧЕ. НАПРАВЛЕНИЯ …
В зависимости от того, где располагается меридиан, различают :
В авиации используют в основном ПУ начальный.
В качестве меридианов, относительно которых измеряют ПУ, принято несколько:
ИСТИННЫЙ(географический) – изображен на картах, глобусе. Направление на географический полюс земли.
МАГНИТНЫЙ – направление на магнитный полюс земли.
ОПОРНЫЙ – любое удобное направление.
Как известно, Земля – магнит. Именно это свойство обуславливает наличие магнитных меридианов. К сожалению, а может к счастью – магнитные и географические полюса не совпадают. Более того, они совершенно противоположны. На самом деле, сточки зрения физики, север – юг, а юг – север. Стрелка поворачивается за счет магнитных силовых линий. А, следовательно, север указывает на юг. Это школьный курс физики, друзья! (Можете в книге прочитать) Просто получилось так, что сначала распределили направления, а потом выяснили – распределили неправильно. Для простоты, что бы не перетасовывать привычные представления о направлениях, приняли все так, как есть на данный момент. Север – север, юг-юг. Надо иметь ввиду, что обычный компас указывает МАГНИТНОЕ направление.
Опорный меридиан мы рассмотрим попозже, когда вплотную будем знакомиться с ортодромией, гироПОЛУкомпасами, и т.д.
В зависимости от выбранного меридиана, различают магнитный ПУ (МПУ), истинный ПУ (ИПУ), ортодромический ПУ (ОПУ – от опорного меридиана).
Они в свою очередь разделяются на фактические и заданные (ЗПУ и ФПУ; ЗМПУ, ФМПУ; ФИПУ, ЗИПУ; ОФПУ; ОЗПУ). Естественно, заданный – это необходимый, фактический – текущий. Следовательно, нужно, чтобы ЗПУ и ФПУ совпадали!
НЕКОТОРЫЕ УСЛОВНОСТИ и ПОПРАВКИ:
См – северное направление магнитного меридиана.
Си – северное направление истинного меридиана
Со – северное направление опорного меридиана
В навигационных картах указывают ЗМПУ начальное, т.е. отсчитанное от См, проходящего через ППМ.
D А – азимутальная поправка – угол, заключенный между Со и Си.
D М – магнитное склонение – угол, заключенный между Си и См. Возникает из-за несовпадения географических и магнитных полюсов. Магнитные склонения определяют с помощью специальных приборов.
D Му- условное магнитное склонение, угол, заключенный между Со и См.
Линии равных магнитных склонений, нанесенные на карты, называют ИЗОГОНЫ.
Яхтинг, счисление пути и навигационная прокладка. Часть 2.
Итак мы научились прокладывать курс без учета дрейфа и течения. Но в яхтинге так не бывает. Пора начинать учитывать их при навигационной прокладке на карте. Продолжим наши телодвижения. То, что у нас дрейф, мы определили (см.предыдущую статью). Теперь давайте определять его величину. Для этого нам просто необходимо соединить одной линией, обсервованные точки, для чего достаточно приложить к ним линейку и снять транспортиром угол пути, по которому шла наша яхта последний час. Он будет равен, в нашем случае, 212°. Тут-то мы и определим угол дрейфа α.
Навигационная прокладка при наличии дрейфа.
Добавим, что путь судна при наличии дрейфа — путевой угол при дрейфе, обозначается ПУа. Это как раз путь, который «показали» наши обсервованные точки. То есть при ведении навигационной прокладки, когда мы соединяли их линией, мы определяли ПУа: ПУа = 212°. ГКК = 225°. Напоминаю, ранее мы договорились для наглядности и простоты расчетов в ведении навигационной прокладки, что поправка компаса равна нулю, компасный курс равен истинному курсу: ГКК = ИК. Здесь «работает» соотношение: ПУа = ГКК + α, откуда следует, что α = ПУа — ГКК = 212° — 225° = — 13° (т.е. нас сносит влево, или мы имеем дело с дрейфом правого галса). Если величина α получается положительной, нас сносит вправо, или имеет место дрейф левого галса. Запомните эти вещи! Их нужно чётко знать каждому яхтсмену!
Но нам-то нужно ехать по линии 225°. А нас сносит. Что нужно делать при навигационной прокладке на карте? Вполне логично, скомпенсировать влияние дрейфа, изменив курс на его величину (просто подвернуть вправо, если нас сносит влево или подвернуть влево, если нас сносит вправо). Следовательно, курс у нас получится новый. Его нужно рассчитать.
Таким образом, нам нужно лечь на новый курс 238°. А яхта при этом будет двигаться по линии пути 225°. Продемонстрируем наглядно, как оформляется на карте навигационная прокладка.Обратите внимание, что тут мы стёрли время и отсчёт лага на момент 03.30 со старого места и перенесли на новое, возле обсервованной точки. Это потому, что мы приняли обсервацию к учёту. Кстати, появилась и волнистая линия, невязка, перечёркивающая предыдущий курс.
А что нам делать при ведении навигационной прокладки, если опять изменять курс нужно? Казалось бы, чего проще? Взял приведенные тут формулы, используя известную α = — 13°, да и рассчитал новый курс по необходимому новому путевому углу (ПУа). Ан нет. В яхтинге не так-то всё просто. Дело в том, что ветровой дрейф возникает, ясное дело, от ветра, дующего в яхту (правда, занятное заключение?). И сила действия ветра зависит от площади парусности судна (даже если у судна нет парусов, площадь его корпуса, надстроек, конструкций, нестрого говоря, составляет площадь парусности). И ещё она зависит от угла, под которым ветер дует относительно диаметральной плоскости (ДП) самого судна.
Из всего сказанного следует, что в навигационной прокладке на каждом новом курсе нужно заново определять величину сноса от дрейфа. Вот так то! Разве что, если изменения курса не очень значительны (на практике в пределах 30° без пересечения линии ветра), тогда можно для начала использовать уже определённую и вычисленную величину α. Но проконтролировать свои расчёты и место всё-таки нужно (как всегда в яхтинге!).
Навигационная прокладка при наличии течения.
Теперь поговорим о навигационной прокладке при течении. Это уже посложнее будет. Как мы уже говорили, сигналом о том, что на нас действует течение, является разница между РОЛ и пройденным по обсервации расстоянием за одни и те же промежутки времени. Нарисуем, как это будет выглядеть на карте.
Понятно, что если бы течение не действовало, обсервованные точки совпадали бы со счислимыми. Но оно действует. И вектор его действия прямо бросается в глаза на нашем рисунке. Скорость обозначим для этого вектора Vт, курс – Кт. Сами вектора течения показаны в виде стрелочек.
Теперь при ведении навигационной прокладки построим подобный векторный треугольник для промежутка времени в один час, просто для наглядности, потому что на нём вектор скорости яхты, вектор течения и их суммарный вектор — вектор пути под влиянием течения, будут представлены в удобном виде в масштабе своих единиц измерения. Строго говоря, то, что мы тут назвали вектором скорости судна, на самом деле является вектором предполагаемого пути лодки по приборам, то есть, без учёта течения, как бы на спокойной воде. Отметим, что скорость течения измеряется в узлах, а его направление — в градусах по круговому счёту.
При определении в навигационной прокладке на карте направления течения и работе с ним, следует знать непреложное правило: течение «вытекает из компаса». Точно так же, как мы определяли направления из центра картушки (своего места) на предметы, будем откладывать и направления течения. Допустим, направление 120°. Так и отложим, от нас через точку на картушке с отметкой 120°. (Графически — проложим с помощью линейки и транспортира угол 120° там, где нам нужно).
При этом следует обратить внимание, что сам угол курса (т.е. положение диаметральной плоскости судна относительно истинного меридиана) остаётся прежним, а направление его истинного движения не совпадает с плоскостью ДП. Яхта движется как бы «боком». Линия, ОВ, по которой движется судно, называется линией пути судна на течении при ведении навигационной прокладки.
Прямая задача навигационной прокладки при течении.
Обратная задача навигационной прокладки при течении.
Пришло, наконец, время поговорить о совместном учёте дрейфа и течения в навигационной прокладке. На практике в яхтинге чаще всего яхтсменам приходится сталкиваться именно с такой ситуацией. Эти построения будут ещё чуточку сложней. Однако, пугаться не стоит. Но об этом в следующей статье.
- Что такое путевой очерк
- Что такое путевой угол