Что такое радикальное направление
Радикализм как социально-политическое и идеологическое течение
Радикализм (или политический радикализм) – это совокупность политических методов, идей, движений, идеологий, объединений, которые выступают за радикальное изменение общества, бескомпромиссное достижение своих политических целей, фундаментальных изменений государственных или общественных отношений (как правило, считая крайние средства главными, а решительные изменения – конечными).
Также под радикализмом понимают:
Слово «радикализм» происходит от латинского слова «radix» (корень) и описывает стремление найти корень социальных и политических проблем, решить их как можно более комплексно, полно и устойчиво. Этот термин и сегодня всё ещё сохраняет коннотацию «изменения в корне», которая является фундаментальной для революционных социальных изменений.
Сферы и формы радикализма
Радикализм проявляется в различных сферах:
Это направление, которое полностью не согласно с господствующими социально-политическими взглядами.
Радикализм бывает разных форм:
Радикализм как крайне левое течение
Радикализм чаще всего касается крайне левых политических течений. В отличие от радикалов, правых называют реакционерами. Исторически радикалами считались:
Основные черты радикализма
Радикализм противоположен консерватизму, умеренности и традиционализму. Радикализм как социально-политический феномен является специфическим типом мышления и комплексом решительных бескомпромиссных действий, ориентированных на обновление общественных отношений путём революционной трансформации базовых принципов общества.
Теория и практика, заключается в отстаивании и применении решительных действий, направленных на осуществление коренных социальных преобразований. Политический радикализм как социально-культурный феномен заключается в ценностных организациях на оппозиционность к существующим структурам, на быстрый темп изменений, на примат силовых методов в достижении политических целей.
Радикализм возник в Англии в конце XVIII в. В эпоху промышленности XIX-XX вв. стал идеологией и практикой социал-демократических и социалистических партий.
Радикализм не отождествляется с нигилизмом, который отрицает конструктивный подход к социально-политическим преобразованиям и решению существующих проблем и вопросов. Важной чертой радикализма является стремление последовательно проводить политику глубоких позитивных изменений в общественной жизни или в определённых областях.
История
Значение слова «радикализм» на протяжении истории менялось. Понятие «радикализм» возникло в Великобритании в конце XVIII в. (во времена промышленной революции) под влиянием Великой французской революции. Главарь британских вигов Чарльз Фокс первым употребил слово «радикалы» для обозначения сторонников решительного разрыва с прошлым и «коренных» изменений в европейских государствах по примеру Франции.
Затем термин «радикализм» быстро распространился в Западной Европе. Там радикализмом называли различными политические, философские, религиозные, культурные, образовательные и экономические течениями, представители которых выступали за модернизацию общества на основе капиталистических отношений для преодоления пережитков феодализма в экономической, политической и духовной сфере общества.
В XIX-XX вв. радикализм был сконцентрирован в идеологии и политических программах левых партий социалистической, социал-демократической, коммунистической ориентации, в программах национально-освободительных движений Азии, Африки и Латинской Америки.
В то время радикализм идентифицировали с демократическим крылом либерализма. В отличие от умеренного крыла, радикализм выступал за следующие реформы:
В большинстве стран Европы возникли радикальные партии (лаицизм, национализм, социал-реформизм и др.). Позже, радикализм отождествлялся с анархизмом, социализмом, cуфражизмом, большевизмом и нацизмом.
Радикализм выступал за либеральную свободу и демократию XIX в. и долгое время служил политическим направлением для левых буржуазных течений (леволиберальный политический спектр).
Этот термин по-прежнему обозначает леволиберальные и радикальные демократические партии, особенно в романских странах (таких, как Франция и Италия).
Радикальные демократические течения
Из-за связи между радикальными, буржуазно-либеральными и левыми политическими силами, основанными на социализме, в течение ХХ в. возник новый термин – «радикально-демократический». Это слово используется для выражения групп совершенно различных политических ориентаций, которые хотят подчеркнуть своё явно демократическое понимание политики.
Спектр этого термина варьируется:
Либеральный радикализм
В Европе XIX – начала XX вв. «радикалами» были сторонники политического либерализма, принадлежавшие к левому крылу либерального движения. Все либеральные подходы изначально были направлены на устойчивое изменение политической ситуации. В частности, требование конституции (конституционализм) и отказ от абсолютистского и автократического понимания власти.
Радикалы отличались от более умеренных либералов в основном своими особо далеко идущими политическими целями и остротой дискуссии. Во многих случаях дифференциация либерального спектра этого периода может определяться, в частности, тем, требуется ли конституционная монархия или преследуется ли радикальная цель республики (отмена монархии).
Заметная дифференциация внутри либерального лагеря впервые произошла во время правления «короля-гражданина» Луи-Филиппа во Франции, который первоначально был приписан к либеральному движению и пострадал от буржуазно-либеральной революции (июльская революция 1830 г.). Он пришёл к власти, свергнув реакционный режим Бурбонов.
Французская буржуазия, однако, всё больше разочаровывалась в июльской монархии, и радикалы особенно требовали, чтобы избирательное право при переписи населения было заменено всеобщим свободным избирательным правом мужчин, и хотели добиться полной и немедленной замены феодального бремени. Недовольство более радикальных либералов в конце концов привело к Февральской революции 1848 г. и революционным потрясениям, которые она спровоцировала по всей Европе. Это крыло либералов было «радикальным» как по своим целям (радикально-демократическое), так и по используемым средствам (свержение правительств).
В различных кантонах Швейцарии вскоре после июльской революции 1830 г. произошли решительные «радикальные» перевороты, так называемое либеральное «возрождение». В 1844-1845 гг. радикалы организовали так называемые свободные марши против консервативно управляемого кантона Люцерн, чтобы вызвать насильственное свержение режима.
После 1847 г. термины «радикальный», «свободолюбивый» или «либеральный» часто использовались в Швейцарии в том же значении. В Швейцарии свободная демократическая партия называла себя радикально-демократической партией.
В католических странах, таких как Испания или Чили, в которых Церковь функционировала как краеугольный камень консервативного общественного строя, радикальное крыло либерального движения (как правило, уже светское) отстаивало особенно сильный антиклерикализм и секуляризацию общества.
В Германии радикальные демократы и ранние социалистические революционеры были особенно хорошо представлены в Бадене в 1848 г. Позже левое крыло либералов, в отличие от национал-либералов, стало прямо именоваться радикальными либералами. Демократически-республиканские силы империи были объединены в Немецкую народную партию, а позже – в Германскую либеральную партию.
Недостатки и угрозы политического радикализма
Сегодня понятие «радикализм» на языке большинства средств массовой информации находится в серой зоне между «демократией» и «экстремизмом». Радикализм больше не воспринимается как воплощение либеральной и демократической политической позицией. Напротив, выражение «политически радикальный» в нынешнем общем понимании является антидемократическим отношением, направленном на отмену существующей системы или верховенства закона в пользу авторитарной или даже тоталитарной системы.
В результате радикализм снова рассматривается как опасность, но на этот раз для правящего демократического строя. Политически он может располагаться как слева, так и справа, или он также может существовать в форме политико-религиозного фундаментализма.
«Радикализм» по-прежнему имеет более позитивный оттенок, чем «экстремизм», и обычно воспринимается как менее «угрожающий». Атрибут «радикальный» может обозначать особую последовательность и решительность в выборе, а также в достижении и реализации всеобъемлющих целей.
Во второй половине XX в. радикализм быстро приобрёл уничижительное название, что выражается в иронично провокационном приговоре, скандированном на демонстрациях: «Мы – небольшое радикальное меньшинство». Такие «радикалы» видели свою (позитивно понимаемую) радикальность в основном в своих целях, но не в своих методах (революция, насилие). Атрибут «экстремистский» радикалы трактовали как дискредитацию, отвергая это название для себя.
В XXI в. происходят радикальные религиозные, особенно радикальные исламские усилия, которые в конечном итоге направлены на свержение либерального порядка и установление теократии. Многие западные европейцы сегодня думают о слове «радикальный» иначе, чем несколько десятилетий назад, в первую очередь об исламистском или в целом религиозном экстремизме.
Философ Гельмут Плесснер определял радикализм как «убеждённость в том, что по-настоящему великие и хорошие вещи могут возникать только в результате сознательного возвращения к корням существования; вера в исцеляющую силу крайностей, метод противостояния всем традиционным ценностям и компромиссам. Социальный радикализм, таким образом, является оппозицией существующему, поскольку он всегда включает определённый баланс между конфликтующими силами человеческой природы и подчиняется законам реализации, принуждению возможного».
Плесснер видел социальные механизмы, такие как такт, дипломатия, престиж, церемония, соответствующими психической структуре человека и, следовательно, эффективными для поддержания гуманного общества. Социальный радикализм отвергается им как «этика бестактности».
радикализм
Полезное
Смотреть что такое «радикализм» в других словарях:
РАДИКАЛИЗМ — (от позднелат. radicalis коренной, лат. radix корень), социальнонолитич. идеи и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р. соотносит. термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он… … Философская энциклопедия
РАДИКАЛИЗМ — (ново лат.). Политическая система радикалов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАДИКАЛИЗМ Правила и стремления политической партии радикалов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление … Словарь иностранных слов русского языка
Радикализм — и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
радикализм — а, м. radicalisme m. 1. Мировоззрение радикалов, политика, осуществляемая радикалами. БАС 1. Он прочел руководящую статью, в которой объяснялось, что в наше время совершенно напрасно поднимается вопль о том, что будто бы радикализм угрожает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, радикализма, мн. нет, муж. 1. Политическое направление и движение радикалов (полит.). История радикализма в Англии. 2. перен. Образ мыслей и действий, свойственны радикалу (см. радикал1 во 2 знач.; книжн.). Научный радикализм.… … Толковый словарь Ушакова
РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, а, муж. 1. Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. 2. Решительный образ действий. | прил. радикалистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
радикализм — сущ., кол во синонимов: 1 • ультрарадикализм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
РАДИКАЛИЗМ — (от лат. radio; корень) англ. radicalism; нем. Radikalismus. 1. Стремление, склонность к решительным мерам, к крайним решениям. 2. Соц. полит. идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, наиболее характерно… … Энциклопедия социологии
Радикализм — идейно политическое течение и политическая деятельность, требующие решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И … Политология. Словарь.
Радикализм — ■ Чем более скрытен, тем более опасен … Лексикон прописных истин
Что такое радикальное направление
3.2. Радикальное общественное движение в России в 60 – 70-е годы XIX в.
Ключевая проблема эпохи: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан …» (Н.А.Некрасов)
1. Теоретические основы народнического движения.
2. Российский радикализм 60-х годов. «Земля и воля» 60-х годов.
3. Основные направления революционного народничества 70-х годов.
4*. Народнические организации начала 70-х годов. «Хождение в народ». (КСР)
5. «Земля и воля» 70-х годов.
6. «Народная воля» и «Черный передел».
Радикальное направление общественного движения в России во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.
Особенности российского радикализма:
— значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций);
— в самой России могли существовать только тайные организации;
— теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В истории радикального направления второй половины XIX века исследователи выделяют три этапа:
Нигилизм – явление в литературной и общественной жизни России 60 – 70-х гг. XIX в., выражающее отношение демократических кругов к основам современного им общественного строя. В качестве идеологов нигилизма на рубеже 50 – 60-х гг. воспринимались Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, а в середине 60-х гг. – Д.И. Писарев.
Главным мотивом в деятельности нигилистов стало отрицание:
— действующих норм морали, культурных и эстетических ценностей, которые объявлялись ложными;
— исторического опыта России, поскольку он не содержит в себе «положительных начал» для разрешения стоящих перед Россией вопросов;
— исторического опыта Запада, поскольку он привел к «страданиям пролетариата» и кризису в социальных отношениях более тяжелому, чем в России.
Вместе с тем отрицание не было самоцелью, а лишь первым шагом к постановке главной задачи – о «голодных людях» (Писарев) и разумному разрешению «социального вопроса», т.е. построению такого общества, в котором бы нашли свое воплощение интересы большинства населения. В этой связи критическое отношение к действительности у нигилистов дополнялось пропагандой рационализма и доступного каждому образования, достижений естественных наук и техники, облегчающих жизнь людей, «положительной деятельности», позволяющей увеличивать сумму благ, необходимых обществу.
Нигилизм как модель личного поведения предусматривал отказ:
а) от государственной службы и карьеры и переход к работе главным образом в сфере образования и просвещения;
б) следовать «условностям» вежливости и этикета в пользу утверждения искренности во взаимоотношениях, грубоватых по форме, но честных и прямых;
в) от «лживой» семейной морали, распространение «свободных» (гражданских) и фиктивных браков.
Его идеи в сознании образованной части молодежи – нигилистов были дополнены еще несколькими положениями, составившими вместе основной комплекс народнических воззрений. Основные из них:
— мысль о том, что образованная часть российского общества (дворянство и интеллигенция) за долгие века «эксплуатации» накопила «долг» перед народом, живущим в бесправии, невежестве и нищете;
— представление о том, что вернуть «долг» можно лишь способствуя созданию в России более справедливого общественного устройства, основанного на общественной собственности, свободе личности и коллективном труде;
— предпочтение социального переворота (т.е. перераспределения собственности) политическому (перераспределению власти).
Историки, в зависимости, от средств и методов, избираемых теми или иными представителями народничества, выделяют в нем несколько направлений.
К началу 70-х гг. XIX в. среди русских социалистов существовало три наиболее популярные теории, олицетворяемые известными деятелями революционной среды: М.А. Бакуниным (1814-1876), П.Л Лавровым (1823-1900) и П.Н. Ткачёвым (1844-1886). Каждый из них испытал на себе воздействие марксизма.
Бакунин близко был знаком с Марксом и Энгельсом, участвовал в работе учрежденного ими Интернационала, революциях 1848 – 1849 гг., но в 1871 г. порвал с Марксом и основал свою революционную группу, став теоретиком бунтарского или анархического направления народничества. Он являлся проповедником теории разрушения государства, полностью отрицал возможность использования в « целях трудящихся парламентаризма, свободы печати, избирательной процедуры. Не принимал он и теорию о ведущей роли пролетариата в революции, возлагая надежды на крестьянство, ремесленников, люмпенов. В 1873 г. за границей появилась самая известная работа Бакунина — книга «Государственность и анархия», где русский крестьянин назывался «прирожденным социалистом», склонность которого к бунту «не подлежала сомнению». Задача революционеров, по мнению Бакунина, состояла в том, чтобы «разжечь пожар».
Идеолог пропагандистского направления — П.Л. Лавров, преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной Воли»,тоже участвовал в деятельности Интернационала, был лично знаком и с Марксом, и с Энгельсом. Его концепция «умственного развития» значительно ближе была к марксизму, чем анархистские построения Бакунина. Однако и Лавров внес свой корректив в «строго научную теорию». Он считал, что в Западной Европе действительно существовали «непримиримые классовые противоречия» и что там исполнителем революционного переворота явится рабочий класс. В более же отсталых странах, таких как Россия, социальную революцию должно осуществить крестьянство. Однако эту революцию надо готовить путем «развития научной социальной мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе».
Указанные лидеры народнического движения развивали свои идеи и взгляды в далеком от России зарубежье, на страницах эмигрантских газет, в малотиражных книгах и брошюрах. Какая-то часть (какая точно, никто до сих пор не установил) печатной продукции, содержащей «революционные озарения» первых русских марксистов, попадала в Россию. В кругах интеллигенции и учащейся молодежи появляется интерес к Марксу и его учению.
Народнические кружки начала 60-х годов вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Первой заметной народнической организацией стала «Земля и воля», существовавшая в 1861-1863 гг. и объединявшая несколько десятков юношей и девушек — большей частью студентов различных петербургских учебных заведений. Возникла она в период, когда противники режима не сомневались, что скоро грядет народное восстание. По мере исчезновения надежды на скорое крушение «деспотической власти» землевольцы пришли к убеждению, что сам народ не сможет поднять восстание для установления «социалистической республики». К этой заветной народнической цели его надо подготовить, «просветить». К этому же призывали молодых людей их «духовные отцы». Кружок Н.А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 году член организации Д.В. Каракозов совершил покушение на императора Александра П. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.
Еще в 1861 г. А. И. Герцен в своем «Колоколе» призвал русских революционеров «идти в народ», чтобы вести там революционную пропаганду. В 60-е гг. началось «хождение в народ», достигшее своего апогея в 70-е гг.Сотни молодых людей устремились в деревню, устраивались там фельдшерами, землемерами, ветеринарами, «новыми землепашцами» и при каждом удобном случае вели беседы с крестьянами, объясняя им, что для того, чтобы ликвидировать притеснения, чтобы добиться благополучия и достатка, надо свергнуть власть и устроить «народную республику». Народники не призывали честно трудиться, получать образование, повышать культуру земледелия. Их это не интересовало. Они настраивали крестьян готовиться к восстанию.
Подобные беседы заканчивались почти всегда одинаково. Крестьяне, которые многим в своей жизни были недовольны, слишком верили в Бога и безусловно почитали царя, чтобы довериться этим странным городским молодым людям, которые сами почти ничего не умели делать, но призывали к бунту. Пропагандистов они или сдавали полиции, или сами с ними расправлялись. Это «хождение в народ» продолжалось более десяти лет и окончилось полным провалом во второй половине 70-х гг.
Потом свое крушение они сами и их многочисленные почитатели объяснили «усилением полицейских репрессий». На самом деле же все обстояло иначе. Народники боялись признавать неоспоримый, но просто убийственный для них факт: в общем и целом крестьянство не только не проявляло никакого интереса и тяги к народнической идеологии, но и встречало этих «буревестников свободы» крайне враждебно.
После бесславного провала «агитационного этапа движения» народники решили, что необходимо развернуть террор против власти. Таким путем удастся посеять страх, растерянность, что ослабит государственный порядок и облегчит главную задачу — свержение власти царя. Один из лидеров «активного крыла» А. Д. Михайлов (1855-1884) следующим образом объяснил неизбежность террористической деятельности: «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки».
В 1876 г. возникла новая организация «Земля и воля», в программе которой уже было четко записано, что нужны действия, направленные на «дезорганизацию государства» и на «уничтожение наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Вторая «Земля и воля» объединила около двухсот человек и стала вынашивать планы организаций взрывов и убийств. Самым известным делом рук этих террористов стало убийство в 1878 г. шефа полиции генерала Н. В. Мезенцева.
Центральным моментом в истории народничества стал ряд покушений на Александра II, организованный Исполнительным комитетом «Народной воли». 1 марта 1881 г. народовольцы добились своей цели. Однако эта «победа» стала концом «Народной воли» и революционного народничества. Участники цареубийства (С.Л. Перовская, А.И. Желябов и др.) были казнены, большинство членов Исполнительного комитета арестованы и к 1884 г. партия была ликвидирована. Идеология народничества находилась в глубоком кризисе.
Таким образом, народничество в 1870-х гг. прошло очень сложный путь развития:
— от нескольких студенческих кружков к партии «Народная воля», насчитывавшей в своем составе сотни членов и тысячи сочувствующих;
— от самообразования в кружке «чайковцев» через пропаганду социалистических идей во время «хождения в народ» (1874 – 1875) к вооруженной борьбе с самодержавием, предпринятой «народовольцами»;
— от стремления к социальному перевороту без борьбы за политические права к признанию первенства политических проблем в обществе и выдвижению созыва Учредительного собрания.
Лексикон эпохи
Нигилизм, «русский социализм» «Земля и воля» 60-х, кружок «ишутинцев», общество «Народная расправа», «Большое общество пропаганды», «кружок чайковцев».
«Действенное» народничество, «хождение в народ», «Северно-революционная народническая группа» («Земля и воля» 70-х), группа «Южных бунтарей»», «чигиринский заговор», «Народная воля», «Черный передел».
Источники и литература
Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг. М.,; Л., 1970.
Кропоткин П.А. Записки революционера. – М., 1988.
Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб.док. и материалов. – Т.1-2. – М., 1964-1965.
Утопический социализм в России: Хрестоматия. – М., 1985.
Ляшенко, Л.М. Революционные народники.- М., 1989.
Ткаченко, П.С. Революционная народническая организация «Земля и Воля».- М., 1961.
*Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882.-М., 1978.
Эйдельман, Н.Я. Герцен против самодержавия.- М., 1984.