Что такое раздельный учет
Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов
Кому не обойтись без раздельного учета
Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:
Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.
Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:
В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.
Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)
Обязанность ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ установлена для головных исполнителей и исполнителей законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.
При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:
ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);
ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.
Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.
Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий
В соответствии с законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к числу субъектов естественной монополии (СЕМ) относятся компании, осуществляющие:
Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:
Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:
Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.
О том, как цены могут влиять на уровень налоговых обязательств, читайте в материале «При изменении цены проданных товаров нужно скорректировать прибыль периода реализации».
Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения
Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:
Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.
В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.
В данном случае учитываются следующие аспекты:
В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:
ЕНВД и общая система налогообложения
В данной ситуации необходимо:
О том, как учитывать НДС при совмещении ОСН и ЕНВД, расскажет материал «Ст. 170 НК РФ: вопросы и ответы».
Об особенностях освобождения от уплаты налога на имущество читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».
О том, как распределить вознаграждение работникам при совмещении режимов, узнайте из материала «Как правильно вести при ОСНО и ЕНВД раздельный учет?».
Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям
Исходя из ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой называется организация:
В абз. 3 п. 1 ст. 32 закона № 7-ФЗ указано, что раздельный учет надлежит организовать, если НКО получило деньги (или иное имущество) от иностранных источников, и такой учет должен включать:
Кроме того, без раздельного учета не обойтись, если помимо уставной НКО осуществляет предпринимательскую деятельность.
Подробнее о нюансах учета в НКО читайте в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».
Итоги
Ведение раздельного учета доходов и расходов может быть как обязанностью налогоплательщиков (при исполнении гособоронзаказов, при совмещении налоговых режимов и в других установленных законом случаях), так и осуществляться ими в добровольном порядке. Для организации раздельного учета потребуется создать его методику и установить алгоритмы распределения расходов.
Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?
Распределение НДС при раздельном учете
Предъявляемые поставщиками товаров, работ, услуг суммы налога на добавленную стоимость необходимо либо принять к вычету (в налогооблагаемых операциях), либо включить в стоимость ТРУ для расчета налога на прибыль (в освобожденных от налога операциях). Это указано в п. 4 ст. 170 НК РФ.
При этом если компания не ведет раздельный учет по НДС, но осуществляет налогооблагаемую и освобожденную от налогообложения деятельность, то она не может ни применить право вычета по входному НДС, ни увеличить на сумму налога стоимость продукции (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). Об этом же говорится в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/296. Также с этим соглашаются и суды, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика по отказам налогоплательщикам в исках, если они не ведут раздельный учет НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2009 № Ф04-2146/2009(4710-А27-19), Ф04-2146/2009(4321-А27-19) по делу № А27-10576/2008).
Однако если товары, работы, услуги используются только в отношении налогооблагаемых операций, то даже при отсутствии раздельного учета НДС налогоплательщик вправе воспользоваться правом на вычет по ним (письмо ФНС от 02.02.2007 № ШТ-6-03/68@).
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили порядок раздельногоучета входного НДС:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Вычет НДС
Налогоплательщик при приобретении товаров (услуг, работ), которые будут использованы исключительно в налогооблагаемой деятельности, имеет право на вычет в полном объеме в соответствии со счетом-фактурой поставщика. Это же правило касается приобретения нематериальных активов, имущественных прав и основных средств (абз. 3 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Увеличение расходов на сумму НДС
Если приобретаемые товары (работы, основные средства, услуги, нематериальные активы или имущественные права) будут задействованы только в освобожденной от налогообложения деятельности (список таких операций указан в пп. 1–3 статьи 149 НК РФ), то налогоплательщик имеет право увеличить их стоимость на сумму НДС для последующего расчета налога на прибыль. Это указано в абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ.
Это же касается и товаров, которые реализуются в месте, не признаваемом территорией Российской Федерации.
Принципы ведения раздельного учета по НДС
1. В одном виде деятельности.
При приобретении товаров и услуг, которые целиком используются в облагаемой налогом деятельности, трудностей у налогоплательщика с отображением их в налоговом учете не возникает. Так, предъявленный поставщиком к вычету НДС покупатель целиком сможет принять к вычету на основании п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.
Если же приобретаемые товары будут полностью использоваться в освобожденной от обложения налогом деятельности, то сумма НДС целиком будет отнесена к увеличению их стоимости.
2. В нескольких видах деятельности.
В тех же случаях, когда приобретаемые товары, основные средства (ОС), услуги, нематериальные активы (НМА), работы или имущественные права будут использоваться как в налогооблагаемой, так и в освобожденной от НДС деятельности, распределение НДС при раздельном учете будет особым. Тогда часть предъявленного поставщиком налога может быть использована как вычет, а другая часть — направлена на увеличение стоимости покупки.
Для того чтобы определить, какая сумма налога будет использована в качестве вычета, а какая пойдет на увеличение стоимости, необходимо высчитать пропорцию (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Налогоплательщику следует внести запись о поступившем счете-фактуре в книге покупок только в той части, которая пойдет на вычет (п. 2, подп. «у» п. 6, п. 23(2) Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Особенности расчета пропорции при раздельном учете НДС
1. Налоговый период.
Пропорция определяется на основании данных налогового периода, которым является квартал (письма Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121 и ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/373@). Распределять «зашедший» от поставщика НДС следует в том налоговом периоде, когда товары были приняты на учет (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159).
Исключение составляют основные средства и нематериальные активы, которые были приняты на учет в первом или втором месяце квартала. Распределять НДС в соответствии с пропорцией по этим активам налогоплательщик вправе по итогам того месяца, когда они были отображены в учете в связи с их приемкой (подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Кроме того, особые правила при расчете пропорции действуют и в отношении:
Для того чтобы разобраться, как ведется раздельный учет НДС, следует ознакомиться с такими формулами:
где ПНДС – пропорциональный НДС к вычету;
СНДС – суммарное значение выручки по товарам, отгруженным в рамках налогооблагаемых операций;
Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.
НДС – сумма НДС, направляемая на увеличение стоимости товаров;
Снеобл – стоимость товаров, отгруженных в рамках освобожденных от налогообложения операций;
Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.
Указанные выше формулы выведены на основании норм, содержащихся в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. При этом в расчете пропорции не следует учитывать те поступления, которые не могут быть признаны выручкой от реализации товаров. Это:
При подсчете общей суммы отгруженных товаров за отчетный период следует учитывать реализацию как на территории России, так и за ее пределами (определение ВАС РФ от 30.06.2008 № 6529/08).
Использовать другие формулы для расчета пропорций — например, исходя из площади помещений, которые используются для облагаемой и освобожденной от налога деятельности, — нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2009 № А33-7683/08-Ф02-959/09).
Для расчета пропорции необходимо брать стоимость отгруженных товаров без учета НДС (письмо Минфина от 18.08.2009 № 03-07-11/208, ФНС России от 21.03.2011 № КЕ-4-3/4414). При этом необходимо учитывать, что сложившаяся судебная практика полностью поддерживает выводы финансового ведомства и контролеров.
Чиновники, Президиум ВАС РФ и нижестоящие арбитражные суды обосновывают свои решения тем, что ведение раздельного учета по НДС должно быть в сопоставимых значениях. Причем при расчете как облагаемых НДС операций, так и не облагаемых.
В то же время некоторые судьи не усматривают в ст. 170 Налогового кодекса прямого указания на то, что при расчете пропорции надлежит исключить сумму НДС, и выносят решения в пользу налогоплательщиков, которые не соглашаются с озвученной выше позицией.
Методика раздельного учета НДС
В гл. 21 НК РФ не прописана методика раздельного учета НДС, поэтому налогоплательщики определяют ее самостоятельно. На практике предприятия закрепляют методические рекомендации по раздельному учету НДС в своей учетной политике.
Если же предприятие фактически пользуется раздельным учетом НДС, но в правилах по его ведению в учетной политике это не отражено, то имеется возможность оспорить вероятный отказ фискалов в праве на вычет в суде. В этом случае необходимо только представить доказательства того, что такое разделение при учете НДС ведется.
Однако существует и негативная судебная практика для налогоплательщиков, которые не смогли доказать, что раздельный учет ведется (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2011 № Ф03-2961/2011). Поэтому игнорировать отражение правил раздельного учета в учетной политике не стоит.
Как ведется раздельный учет НДС: проводки
Необходимо открыть субсчета второго порядка для учета поступающего от поставщиков НДС. Так, на субсчете 19-1 будет собираться НДС по товарам (услугам, ОС, НМА), которые используются в обоих видах деятельности. На 19-2 предлагается накапливать НДС по товарам, которые будут использованы в облагаемой налогом деятельности. На субсчете 19-3 будет учитываться НДС, который впоследствии увеличит стоимость товаров, используемых в освобожденной от налогообложения деятельности.
Пример проводок при оприходовании основного средства:
Дт 08 Кт 60 (от поставщика принято оборудование) — 60 000 руб.
Дт 19-1 Кт 60 (учтен входной НДС) — 10 800 руб.
Дт 60 Кт 51 (перечислены деньги поставщику) — 70 800 руб.
Дт 01 Кт 08 (оборудование принято на учет) — 60 000 руб.
Дт 44 Кт 02 (начислена амортизация линейным способом, срок использования оборудования — 4 года) — 1 250 руб.
Дт 19-2 Кт 19-1 (НДС, который будет использован в качестве вычета) — 7 000 руб.
Дт 19-3 Кт 19-1 (сумма НДС, которая пойдет на увеличение стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 68 Кт 19-2 (НДС, принятый к вычету) — 7 000 руб.
Дт 01 Кт 19-3 (увеличение балансовой стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 44 Кт 02 (доначисление амортизации за июнь) — 62,5 руб.
Дт 44 Кт 02 (амортизация за июль) — 1 131,25 руб.
Когда можно не вести раздельный учет по НДС
Иногда могут возникать ситуации, когда налогоплательщик осуществляет налогооблагаемые и освобожденные от налогообложения операции, но обязанности по ведению раздельного учета НДС у него не возникает.
До 2018 года налогоплательщики могли не вести раздельный учет налога в тех налоговых периодах, когда общие расходы по операциям, освобожденным от НДС (не облагаемым НДС) меньше или равны 5% от суммарного значения всех расходов на производственный процесс. В эти периоды все суммы предъявляемого поставщиками НДС подлежали вычету целиком. С 2018 года ведение раздельного учета стало обязательным и в таких периодах. При этом возможность брать в них весь налог к вычету сохранилась.
Важно помнить, что при расчете показателей используются именно затраты на ведение необлагаемых операций, а не выручка от такой деятельности (письмо Минфина от 08.09.2011 № 03-07-11/241). При этом при исчислении 5% барьера учитываются расходы по всем не облагаемым НДС операциям, а не по какой-то одной (письмо ФНС от 03.08.2012 № ЕД-4-3/12919@).
Также суды признают за налогоплательщиками право не вести раздельный учет:
В этом случает ФАС Московского округа встал на сторону налогоплательщика, указав, что тот не должен вести раздельный учет, поскольку ни общеадминистративные, ни производственные расходы не могут быть включены в затраты по приобретению векселей. Кроме того, в п. 4 ст. 170 НК РФ не упоминается об операциях, связанных с обращением ценных бумаг — только о товарных операциях (постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/9481-09).
Итоги
Обязанность ведения раздельного учета, предъявляемого поставщиками НДС, возникает в том случае, если налогоплательщик осуществляет и облагаемую, и не облагаемую данным налогом деятельность. Условия и принципы ведения такого учета указаны в пп. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ, но его методику налогоплательщики определяют самостоятельно.
Если предприятие приобретает материалы, товары или услуги, которые впоследствии будут использоваться для обоих видов деятельности, то следует высчитать пропорцию, в соответствии с которой будет делиться входной НДС. При этом часть налога будет использована в виде вычета при учете операций, облагаемых НДС, а другая доля пойдет на увеличение стоимости активов, которые использовались в операциях, не облагаемых НДС.
Как вести раздельный учет в 2021 году
Раздельный учет ГОЗ — это отдельная регистрация финансовых результатов по каждому контракту. Так делают, только если у исполнителя открыт счет в Федеральном казначействе. В 2021 году правила изменились.
Скачать Приказ Минфина №255н от 25.12.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать Постановление Правительства РФ №47 о раздельном учете из КонсультантПлюс |
Скачать Приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019 из КонсультантПлюс |
Раздельный учет результатов ФХД
Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.
Вот что обязаны выполнять организации:
По новым правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу и формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности не отличается от других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок его ведения в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что требуется от участников гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Вот основные правила для получателей целевых средств:
Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление проводится по особым требованиям.
Правила ведения раздельного учета в 2021 году
В Приказе №334н от 30.12.2020 Минфин утвердил новый порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу на 2021 год. Общие правила довели до соответствия Федеральному закону о бюджете на 2021 год и 2022–2023 плановый период №385-ФЗ от 08.12.2020. Все получатели целевых средств обязаны вести раздельный учет:
В бухгалтерии разделительный учет по гособоронзаказу ведется по каждому госконтракту, договору о капитальных вложениях или проведении капитального ремонта, соглашению, контракту по ГОЗ. Получатели денег проводят бухучет по правилам из Приказа Минфина №334н и локальной учетной политики учреждения.
Общие правила утверждены Приказом Минфина №255н от 25.12.2019. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения предыдущего Приказа №4н.
Инструкция, как вести бухучет гособоронзаказа по Постановлению 47 в 2021 году:
Основные документы, подтверждающие ведение раздельного учета по гособоронзаказу:
Расходную декларацию подписывает руководитель получателя целевых средств или другое уполномоченное лицо. Он указывает фамилию, имя, отчество, должность и дату составления. К указанным документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов.
Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.
Раздельный учет гособоронзаказа
Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):
Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками. Деятельность исполнителей регламентируют:
Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Для таких поставщиков ГОЗ правила закрепляет действующий закон о бюджете и его подзаконные акты. Если у соисполнителя третьего уровня открыт отдельный счет в ТОФК, то придется разделять результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Если казначейского сопровождения нет, ведите бухучет как обычно.
Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:
Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.
ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.
Когда не ведут учет
В п. 4 ПП РФ 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП №47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса (пп. «в» п. 6 ПП РФ №1765 от 30.12.2018). Это делается для:
Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения (пп. «ж» п. 36 ПП РФ №1702 от 28.12.2018).
К каждому госконтракту оформляют:
1. Расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н).
Инструкция по раздельному учету по гособоронзаказу: новые правила с 2021 года
Раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу — это регистрация итогов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов. Его обязаны вести все предприятия, реализующие государственный оборонный заказ. В 2021 году правила обновили.
Скачать Постановление Правительства РФ 47 о раздельном учете |
Скачать приказ Минфина №255Н от 25.12.2019 |
Скачать приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019 |
Что изменилось в 2021 году
09.02.2021 вышел приказ Минфина №334н от 30.12.2020. Норматив утверждает новые правила: учет затрат по гособоронзаказу у исполнителя подрядчика ведется раздельно по соглашениям, государственным контрактам, контрактам учреждения, договорам о капитальных вложениях и капитальном ремонте, контрактам по государственному оборонному заказу.
Правила, действовавшие в 2020-м, особо не изменились: порядок раздельного учета привели в соответствие с Законом №385-ФЗ от 08.12.2020 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов». Раздельный учет обязателен для получателей целевых средств, которые предоставлены по указанным видам соглашений. Бухучет ведется на основании учетной политики учреждения. Все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике. Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.
Что такое раздельный учет
Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. Такой детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам, регистрирующим расходы по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.
Раздельный учет ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют, в том числе, и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести раздельный учет по гособоронзаказу без ошибок и нарушений.
Какими нормами регулируется
Законодательная база такова:
Кто обязан вести раздельный учет
Раздельный учет результатов ведут (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ):
Разберем порядок для соисполнителей: требуется ли раздельный учет затрат по ГОЗ на примере исполнителей третьего уровня. В этом случае права устанавливаются законодательством о бюджете и связанными нормативными актами. Если в отношении соисполнителя третьего уровня по государственному контракту установлена обязанность казначейского сопровождения (открыт отдельный счет в Казначействе), то раздельный бухучет обязателен. Если обязанность казначейского сопровождения не прописана в контракте, то и раздельный учет вести не требуется.
Как вести по гособоронзаказу и при казначейском сопровождении
Обязанность вести раздельный учет при казначейском сопровождении установлена для всех организаций, реализующих ГОЗ. Вот как это работает: если у исполнителя открыт лицевой счет в Казначействе, он обязан регистрировать результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Под казначейским сопровождением понимается открытие головным исполнителем (исполнителем) отдельного счета в территориальном отделении Федерального казначейства. Оплату за выполненный контракт заказчик перечисляет исполнителю на этот лицевой счет.
Все целевые средства находятся под контролем Федерального казначейства. Если вы работаете с целевыми деньгами по ГОЗ, то обязаны учитывать затраты по правилам, установленным Минфином (совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019). Каким образом организовать эту процедуру, каждое предприятие решает самостоятельно. Порядок регистрации затрат закрепляют в учетной политике. Задача исполнителя — продемонстрировать заказчику ГОЗ, что раздельный учет ведется, и что он обеспечивает корректное ценообразование по госконтрактам.
А вот что надлежит подготовить к каждому контракту по правилам раздельного учета.
Расчет суммы накладных расходов: в этой форме определяется база распределения накладных расходов по ГОЗ (приложение №1 к приказу №255н).
Выписку из регистров аналитического учета (приложение №3 к приказу №255н).
В п. 4 ПП РФ №47 от 19.01.1998 указано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения, — да, для всех исполнителей гособоронзаказа это обязательно. Но есть и исключение. Если организация, выполняющая ГОЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета, и эти бюджетные трансферы подлежат казначейскому сопровождению, правила детализированного бухучета не применяются.
Каковы правила ведения по ГОЗ
С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.
Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Если такое условие включено в договор, вести его придется и всем соисполнителям (независимо от их уровня). Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2021 году:
Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям. Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет, получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП. Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.
Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.