Что такое развязка в музыке
Помощь с теорией музыки #10/10
Последняя карточка на данный момент.
Сегодня мы говорим о том, как все наши дробные знания объединить в одну композицию.
Что можно делать, как стоит строить музыку и какие секреты бывают.
Выбор тональности может основываться на чём угодно.
Кто-то играет до мажор или ля минор, потому что там только белые клавиши.
Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).
Баланс между соло и аккомпанементом можно использовать для управления настроением слушателя, добавляя, например, хор в припеве, или передавая спор двух мелодий, перебивающих друг друга. Или, наоборот, убрать барабаны, гитары и оставить только арфу, для создания момента лёгкости в композиции.
Прислушайтесь, в разных жанрах свои характерные ритмы.
Потом мы думаем над структурой песни.
Если мы просто будем играть аккорды по кругу, то результат будет довольно скучный, извините. И приестся через какое-то время.
У литературы есть завязка, где нас знакомят с героями, действие, когда история развивается, и развязка, когда всё расставляется на свои места и зритель уходит удовлетворённым (или задумавшись, если мы хотим его оставить с внутренним вопросом).
В театре и кино есть акты, которые внутри себя являются более менее законченными, и поэтому можно смелее менять тему при смене актов. Или менять жанр? Темп? Да что угодно.
Ещё есть пред-припев (pre-chorus), который можно использовать для энергетического перехода между куплетом и припевом, если у куплета недостаточно энергии, чтобы «добросить» слушателя до припева. Такой, скажем, мостик, чтобы слушателю было приятнее.
И стоит упомянуть бридж. Это небольшое отступление от темы. Просто небольшой офтопик, чтобы перевести дух. Часто может длиться не целый квадрат (4 такта), а 2 или 1 такт.
Не стоит путать его с, например, барабанной сбивкой, где мелодия не прерывается на такт или больше. Для сбивки барабанщики добавляют некоторые дополнительные удары в конце квадрата для небольшой психологической разгрузки и малого уточнения «границы» между квадратами.
Более классические композиции имеют свои устоявшиеся структуры и, соответственно, названия. Об этом лучше в вики, я точно не мастер классической теории музыки 🙂
Разные способы разнообразия нашего музыкального создания описаны в карточке. Ниже я распишу поподробнее некоторые из них. (а потом вообще переделаю карточку и напишу нормальные 🙂 ).
Это когда мы начинаем мелодию, или петь не в первую долю, а за долю до этого.
Это можно заметить, например, на песне «В лесу родилась ёлочка». Начальное «Вле-» начинается будто чуть раньше, чем надо. И на сильной доле, которая воспринимается как «начальная» в каждом повторении мы уже «су». Также и дальше (капсом более энергичное пение): Вле-СУ ро-ДИ
лась-ЙО лоч-ка. Затакт довольно сильно меняет звучание. Так, что многие песни, основанные на затакте, не сразу поймёшь в «нормальной» форме.
Сложно на словах, посмотрите видео 🙂
На слух появляется такое «икание» мелоди, потому что тело, следуя ритму, движется вниз, но дёргается вверх следуя песне песни.
Все знают эти танцевальные или музыкальные «раз-два-три, раз-два-три«. Или «раз-два-три-четыре«. Или «раз-два-три-четыре пять-шесть-семь-восемь. Живее! три-четыре. Не отстаём! семь-восемь».
Попробуйте посчитать вместе с песней. Там ритм 7/8 (duh), но барабаны с вокалом отлично «замедляют» ритм, делая песню в размере 3.5/4, если можно так выразиться. Поэтому слышится какое-то заикание, или обрыв. Потому что мозгу непривычно слышать такой необычных размер.
Это просто повторение фразы. Можно сменить аккорд, но мелодия останется. Или повторить группу аккордов.
Нота на слабую долю: это как синкопа. Точнее, это составляющая синкопы. Но можно её использовать единично. Тогда это будет просто нота на слабую долю.
Игра в интервал: это когда несколько музыкантов играют одну и ту же мелодию, но на каком-то нотном «расстоянии» от главного (карточка #2).
Например, можно иметь два вокала, и второй будет петь на квинту выше. Это поможет сделать вокал более выраженным и «шире» по звуковому спектру. Вот вам пример:
https://www.youtube.com/watch?v=FS0tV48i9Iw
Так что оставляйте свои хитрости в комментариях, я попробую собрать более нормальный список. Времени много, это нужно к переделке 10й карточки, а это ещё 18 перед ней 🙂
Не болейте, пейте чай
И спасибо большое за помощь!
Лига гитаристов
1.1K постов 6.6K подписчиков
Правила сообщества
НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТАМИ ArstList по следующим причинам.
Эта серия начинается следующими словами:
День добрый, Пикабу. Я тут решил «узаконить» мои отношения с музыкой и выучить теорию, чтобы не только дворовые играть, но и писать что-нибудь.
В общем, каков план. Я глянул Ютуб и собрал курс по теории музыки в 10 «карточек» с тезисными подсказками по разным теоретически-музыкальным темам. Сложность возрастает от карточки к карточке и следующие карточки должны базироваться частично на предыдущих.
В чём идея? Идея в том, чтобы обкатать эти карточки, исправить/дополнить и начать распространять. Чтобы то, как раскрывается тема, было понятно всем, чтобы новички с гуглом смогли полностью разобраться в теме, пользуясь карточками как «содержанием».
Благими идеями вымощена дорога в ад. Шпаргалки по теории музыки, да и по любой другой дисциплине лучше всего делать самому с проверенных источников. А ещё лучше пойти в музыкалку и честно отучиться там положенный срок. Автор не является профессиональным музыкантом. Он сам только что сел учиться, но решил, что уже вправе учить других. В его постах скрываются ошибки, которые он сам не в силах осознать. Тем не менее, инфа опубликована и уже ушла в массы. И в таком виде массы будут её читать, лайкать, сейвить и юзать. И это печально.
В качестве примеров приведу два банальных зацепивших лично меня перла.
2. В посте 10/10, обозначенном в заглавии, автор написал:
Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).
И это касается только стандартного строя. Про drop-D, open-G и прочие даже говорить не приходится.
Меня дико выбесила глубочайшая некомпетентность автора. При этом она приправлена огромным количеством терминов и сложной к восприятию информации, которая местами является бесполезной для новичков, а местами может оказаться неверна в корне, что хуже.
Именно поэтому, я категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ к использованию материалы, опубликованные ArstList для обучения. Новички могут воспринимать эти статьи как аксиому, а на самом деле, это шпаргалки дилетанта, содержащие ошибки, которые новички просто не увидят. И ходить в Ютуп и Педивикию за подобными знаниями я тоже не рекомендую никому.
Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям.
Всем успехов в учёбе и новых высот в технике игры!
Значение слова «развязка»
1. Действие по глаг. развязать—развязывать (в 1 знач.). Развязка мешков. Развязка узлов.
2. Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л.; противоп. завязка. Неожиданная развязка. Трагическая развязка. □ [Дефорж] выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Пушкин, Дубровский. Нам все надоело и скорее хотелось той или иной развязки. Новиков-Прибой, Цусима. || Лит. Эпизод, заключающий, завершающий развитие сюжета художественного произведения. Развязка романа. □ [Четвертый любитель искусств:] Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь, Театральный разъезд.
3. Прост. устар. Непринужденное, свободное поведение, обращение. [Гаврило:] Об чем, милый друг, разговаривать? [Вася:] Об чем хочешь, только чтоб вольность в тебе была, развязка. А. Островский, Горячее сердце. — Вы и командуйте всем. Чтобы было весело, чтобы ходуном ходило все… Выпьем еще по одной для развязки! М. Горький, Тоска.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Развязка (радиотехника) — то же, что переходное затухание, то есть выраженный в децибелах любой внедиагональный элемент матрицы рассеяния, соответствующий паре портов многополюсника, между которыми передача энергии должна быть ослаблена.
Гальваническая развязка (электротехника) — устройство или техническое решение, обеспечивающее передачу электрической энергии между электрическими цепями без электрического контакта между этими цепями.
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.
Развязка (фильм) — советский художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1968—1969 годах
РАЗВЯ’ЗКА, и, ж. 1. Действие по глаг. развязать в 1, 2 и 4 знач. — развязывать (разг.).
2. В драме — конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, р. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. || Заключительная часть всякого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц (лит.). Р. романа. Р. повести. 3. перен. Завершение чего-н., заключительная часть в развитии чего-н., конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. Не торопи развязки неизбежной. Некрасов. Дело идет к развязке.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
развя́зка
2. перен. завершение чего-либо, заключительная часть чего-либо
3. перен. конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства
4. филол. заключительная часть литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц
5. специальное дорожное сооружение для обеспечения беспрепятственного движения транспорта на магистралях
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова повставать (глагол), повставали:
Композиция и сюжет
Определения
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Что такое развязка в музыке
Сюжет – цепь событий. Основа сюжета – конфликт.
Конфликт – столкновение двух противоборствующий сторон («между чем и чем, между кем и кем»)
Событие – происшествие, меняющее линию действия героев. Событие делит время на «до» и «после»
По законам литературы, сюжет любого произведения должен быть завершенным
В классическом варианте сюжет считается таковым, если он содержит в себе пять компонентов: экспозицию (и завязку), развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).
Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов, её используют, когда пишут толстые книги, сценарии пьес, глубокомысленных фильмов. Облегченная схема лучше приспособлена под наш высокоскоростной мир, её используют, чтобы писать сценарии мультфильмов и фильмов в жанре экшн, а также для всевозможных комиксов и других графических работ, где важно такое качество сюжета, как стремительное его развитие.
Какую схему ты предпочтешь, решать только тебе. Чуть ниже я покажу тебе разные варианты развития действия и дам тебе пару советов, как строить сюжет в зависимости от жанра произведения. Но сперва обо всем по порядку.
Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.
Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.
В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения («дружба и любовь победят все» или же, наоборот, «никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства»).
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линий – любовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.
3. Развитие действия по восходящей.
Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.
Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.
Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.
Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?
Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, «подталкивают» друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Это кульминация.
Структура фильма
У каждого фильма, начиная с двадцатисекундных рекламных роликов, существует определенная композиционная структура, которая считывается зрителем на подсознательном уровне, так как она сформировалась сотни и тысячи лет назад, когда человек начал рассказывать сказки и мифы. Грубо говоря, мы знаем, что у фильма должны быть начало, середина и конец, правда, как добавлял французский режиссер Жан-Люк Годар, не обязательно в такой последовательности. Традиционно в композиции фильма выделяют семь частей, но довольно редко все они присутствуют в одной картине:
4. Развитие действия
В большинстве случаев фильм будет начинаться не с пролога, а с экспозиции – части композиционной структуры, которая посвящена знакомству с главным героем в привычной для него обстановке, до начала основного конфликта. На этом этапе перед сценаристом стоит дилемма – надо, с одной стороны, познакомить зрителя с персонажем, потому что чем больше мы знаем о каком-то объекте, тем интереснее нам за ним следить (на этом построен принцип раскрутки звезд кино и эстрады через публикацию большого количества сведений об их личной жизни), а с другой стороны, надо как можно скорее начинать историю, пока зритель не заскучал. В литературе нет проблем с экспозицией – размер книги ограничен только воображением автора, и Лев Толстой может пятьдесят страниц знакомить нас с главными героями, даже не думая переходить к основному сюжету. В драматургии же, которая традиционно гораздо ближе к кинематографу, чем проза, у читателя есть список персонажей на первой странице пьесы, в который мы периодически заглядываем, так же как заглядываем в программку в театральном зале во время выхода нового актера на сцену.
В целом уровень фильма можно определить уже по экспозиции. Например, есть большой массив сериальной и близкой к ней кинопродукции, которая построена исключительно на речи героев: потому что многие мыльные оперы рассчитаны на человека, который в этот момент на кухне чистит морковь, стоя спиной к телевизору, а порой может и вовсе выйти в другую комнату за поваренной книгой. При этом он постоянно считывает именно звуковую информацию, а на экран смотрит «вполглаза». В таких фильмах на зрителя с самого начала может обрушиваться поток информации о главном герое, который рассказывает в диалоге основные этапы своей биографии. Например, в первом кадре два персонажа могут сидеть в кафе и один начинает произносить текст следующего содержания: «Здравствуй, Вася! Мы же не виделись с тобой с тех пор, как в 1999 году закончили юридический факультет Московского государственного университета. Как ты помнишь, потом я десять лет проработал в фирме «Рога и копыта» с нашей сокурсницей Юлей, которая на четвертом курсе вышла замуж за замдекана…» В таких случаях мы четко понимаем, что люди на самом деле так не разговаривают. И это действительно так, но перед сценаристом стоит задача как можно быстрее максимально полно познакомить аудиторию с героем.
Хорошему режиссеру, владеющему умением рассказывать историю с помощью визуальных образов, не нужны слова. Альфред Хичкок начинал работать еще в период немого кино, когда особенно ценилось умение рассказывать историю с помощью операторских приемов и монтажа, так как титры тормозили зрительское восприятие истории. В 1954 г. Хичкок снимает черную комедию «Окно во двор», ставшую самым кассовым фильмом года в США. При первом появлении главного героя мы не слышим ни одного его слова – он спит в инвалидном кресле у окна. Затем следует одна длинная панорама камеры по комнате героя, в ходе которой мы видим сломанную ногу в гипсе с надписью «Здесь покоятся сломанные кости Л. Б. Джеффриса», разбитый фотоаппарат, фотографии извержений вулканов и гоночных автомобилей в момент аварии, еще фотоаппараты и вспышки, модный журнал с красивой моделью на обложке и эта же фотография модели в негативе, вставленная в рамку. Хичкоку не нужны слова, чтобы показать зрителю, что герой работает фотографом; что он смелый фотограф, проводящий время в экспедициях, готовый броситься под машину ради эффектного кадра; что помимо гонок он снимает моделей для глянцевых журналов, но при этом у него есть некоторые сложности в отношениях с женщинами, так как женский портрет напечатан в негативе. Все эти элементы становятся «чеховскими ружьями», которые в итоге выстрелят по ходу развития сюжета.
Некоторые режиссеры опускают экспозицию, считая, что фильм должен начаться с землетрясения, а дальше конфликты будут только нарастать – с героем же познакомимся по ходу. В этом случае картина начнется с завязки – элемента композиционной структуры, который всегда присутствует в любом фильме. Если превратить киносценарий в прозаический текст, то завязке будет соответствовать слово «вдруг». Вдруг герой выигрывает в лотерею миллион долларов; вдруг на его машину падает кирпич; вдруг на Нью-Йорк высаживаются инопланетяне. Все эти события, как позитивные, так и негативные, служат толчком для возникновения основного сюжета, за которым мы и будем следить на протяжении большей части фильма. Львиная доля хронометража обычно отводится под череду конфликтов, которые следуют за завязкой. Мы редко готовы смотреть фильм, где два часа у героя все хорошо – нам станет скучно. Мы и новости включаем, чтобы узнать, что три человека попали под машину, вместо того чтобы услышать, что у ста тысяч человек сегодня прекрасный день. Эта цепь конфликтных ситуаций, которая составляет «тело» фильма, также является обязательным элементом композиционной структуры под названием «развитие действия». Чаще всего если нам становится скучно в кино, то это происходит где-то в конце первого или начале второго часа. Дело в том, что для поддержания зрительского интереса конфликты должны идти по нарастающей, препятствия должны становиться все опаснее и опаснее, а герой их должен проходить на пределе своих возможностей – если ему будет слишком легко, то градус внимания аудитории ослабнет. Для сценариста поддержание напряжения и интереса на этапе развития действия порой становится трудной задачей.
Кульминацию мы ждем, мы интуитивно готовимся к ней. «Огни большого города» Чарли Чаплина готовят нас к итоговой встрече бродяги с прозревшей продавщицей цветов, а в «Гамлете» мы с нетерпением ждем, как же наследный принц расправится с узурпатором Клавдием. Порой кульминация даже превосходит наши ожидания по своей напряженности – невозможно предугадать количество трупов, которые будут лежать на сцене к финалу «Гамлета». После такого эмоционального всплеска невозможно выпускать зрителя из зала в реальный мир. Ему обязательно нужно дать время перевести дыхание, восстановить нормальный ритм сердцебиения и с холодной головой разобраться, что же на самом деле произошло – кульминацию зритель, как правило, воспринимает эмоционально, а не рассудочно. Для этого и существует развязка, под которую отводятся последние десять минут фильма и в ходе которой зритель наблюдает логическое завершение основной истории, а сценарист развязывает все те сюжетные узелки второстепенных линий, которые были сделаны по ходу фильма, начиная с завязки.
В развязке конфликт исчерпывается, герои окончательно достигают (или не достигают) своей цели, можно уже смотреть титры, но тут зрителя может ждать еще один сюрприз – эпилог. Так же как и пролог, эпилог не имеет отношения к основной истории. Это может быть одна сценка из жизни героя через много лет или сценка со второстепенными героями, которая способна помочь зрителю глубже увидеть историю или взглянуть на героев немного под другим углом.
Из книги «Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра»