Что такое речевая карта

Речевые карты. Часть 1

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.
1. Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
2. Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
3. Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
4. Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Источник

Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Разные речевые карты =) Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (http://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ картами, загружайте их сюда http://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Стандартизированная карта О.В. Безруковой.

Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой

Протокол обследования речи ребенка (описание)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта

Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 3 до 4 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 3 до 4 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 5 до 6 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 6 до 7 лет

Источник

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая картаТакой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая картаПочитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.


4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая карта5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Что такое речевая карта. Смотреть фото Что такое речевая карта. Смотреть картинку Что такое речевая карта. Картинка про Что такое речевая карта. Фото Что такое речевая картаМнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Источник

Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Логопедическое обследованиевключает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3.Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10.Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может, опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений. Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей», но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта, которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата: 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

2.Различение гласного среди других гласных: «Подними руку, когда услышишь звук «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3.Различение согласного среди других согласных: «Подними руку, когда услышишь звук «Т». 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5. Выделение и различение звука среди слогов___

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Весёлый- Большой- Красивый-

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р: у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.)Р-к: А у меня?___ Образование сложных слов

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

1. Составить целое изчастей___

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

6. Счётные операции: Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

«Волшебный чай». Речевая игра для старших дошкольников «Волшебный чай» речевая игра для старших дошкольников Цель: учить использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса,.

Концепция Д. Б. Эльконина для начинающих педагогов Слайд1 Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить.

Речевая карта для детей 5–6 классов Речевая карта ___ Ф. И. О. ребёнка Ученика (-цы)___ класса Дата зачисления на занятия.

Семинар-практикум «Самообслуживание» для начинающих воспитателей 1. Обсуждение вопросов. В чем отличие труда по самообслуживанию от других видов труда? В каком возрасте начинают формироваться элементарные.

Источник

Речевые карты. Часть 2

Речевая карта ребенка ведется логопедом и помогает выявить нарушения речи, динамику развития и составить правильный коррекционный план работы. Не существует единой системы документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Анкетные данные (фамилия, имя ребёнка; дата рождения, возраст; домашний адрес; домашний телефон; откуда посту­пил; сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов); место работы, должность; рабочий! телефон; отец (фамилия, имя, отчество, возраст); место ра­боты, должность; рабочий телефон; другие члены семьи, про­живающие вместе с родителями и ребёнком).

Микросоциальные условия семьи: где воспитывался (дома с родителями; у бабушки, дедушки и других родственников; в яслях; другом дошкольном учреждении и др.); тип семьи (полная, неполная); особенности речевой среды (темп речи людей, окружающих ребёнка, билингвизм, длительное обще­ние с заикающимися детьми и др.); социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребёнка, тип воспитания — авторитарный, де­мократический, гипоопека или гиперопека, соблюдение един­ства требований в вопросах воспитания, домашние условия и возможности членов семьи для общего й речевого развития ребёнка); отношение членов семьи к речевому нарушению ребёнка (безразличное, болезненное, предъявление высоких требований к речи, постоянная фиксация на недостатках речи и т. д.).

Анамнез (наличие речевых, нервно-психических, хрони­ческих заболеваний у родителей до рождения ребёнка; от которой по счёту беременности ребёнок; характер протекания переменности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания). Роды (досрочные, срочные, быстрые, стреми­тельные, обезвоженные, затяжные); когда закричал ребёнок; наблюдалась ли асфиксия; резус-фактор, совместимость; вес и рост при рождении; вскармливание: когда принесли кор­мить, как взял грудь, как сосал (срыгивания, поперхивания), грудное вскармливание до; срок выписки из роддома (если задержались, то почему); после выписки из родильного дома (особенности сна, особенности бодрствования).

Раннее психомоторное развитие (голову держит с. сидит с. ползает с. стоит с. ходит с. появление первых зубов, количество зубов к году).

Перенесённые заболевания (до года, после года, до трёх пег, после трёх лет, ушибы, травмы головы, судороги при вы­сокой температуре, наличие оперативного вмешательства).

Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, первые фразы, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, использование жестов).

Занятия с учителем-логопедом, их результаты; лечение у других специалистов.

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты): педиатр, невропатолог, психоневролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *