Что такое речевой имидж

Как выстроить речевой имидж и в чем «фишки» успешного выступления? Мнение актера и тренера Андрея Бибикова

— Готовить может каждый, выступать может любой. Мы часто залазим в такие дебри науки выступлений, что чуть ли не до формул вычисляем, как построить удачную презентацию. При этом забыли главное – мы человеки! И работать нужно с эмоциями аудитории. С идеями. Такое мнение о том, как на самом деле нужно выступать перед публикой высказал Андрей Бибиков, актер, автор мастер-классов по речевому имиджу и учредитель тренинговой платформы «Первый Подъезд».

Мы попросили Андрея, в преддверие его мастер-класса на PrezaTODAY рассказать несколько лайфхаков о том, что такое речевой имидж и в чем залог успешного выступления.

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Речь – это коммуникация на уровне не символов и знаков, но образов, эмоций и смыслов. Когда человек выходит и что-то рассказывает публике, обычно все понятно. Вопрос не в том, ЧТО человек рассказывает. А КАК он это делает. Чем наполняет этот текст.

Я не встречал еще человека, который не знает, что говорить. У каждого есть, что сказать. У каждого есть идеи. Но один доносит их прекрасно, а другой нет. Не попадает. Почему? Как удержать внимание публики? В этом главная загадка. Я считаю, что говорить и выступать может каждый. Но универсального рецепта успешности нет. Вопрос, чем может зацепить каждый отдельный человек.

Как готовиться перед выходом на публику?

Изложите себе свою идею. Просто сядьте и напишите, в чем идея выступления, доклада, презентации, чего угодно. Если идеи нет – не выходите.

Ответьте себе на вопросы:

• ЧТО я буду говорить?

• Зачем я буду говорить.

• Кому я буду говорить.

• Почему, Когда, С чем.

Чем больше вы зададите себе вопросов и ответите на них, тем лучше выстроите нить выступления.

Я очень люблю TED. Это тот пример выступлений на публике, к которому нужно двигаться всем спикерам. Будь-то утренник со своей командой или конференция.

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Там спикеры точно знают, что говорят, не забывая о форме. Бывает такое, что человек выходит говорить и сбивается. Это значит что он, скорее всего, заучил текст. Я предлагаю в такой ситуации сразу же ответить: Что ты хотел сказать? Простым, понятным языком, а не так, как это было записано где-то на бумажке. И с этого момента начинается живое выступление.

Если вы выходите на площадку, и у вас внутри ничего не щелкает, руки не мандражируют, чего ты тогда выходишь? Тебя ничего не волнует? Рекомендую: бойтесь от души!

Есть исследования, которые говорят: как мы к стрессу относимся, так он на нас и влияет. Не боится только дурак, говорил мой наставник по восточным единоборствам. Человек боится выступать? Это нормально! У нас сердечко стучит, повышается адреналин, сахар в крови. НО, думайте при этом так: (с улыбкой) Сейчас как выйду, облажаюсь, как никто, но выйду!

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Смотрите в лицо страху, переворачивайте его в вызов, а далее – в позитив. И здесь происходит важный и нужный перелом. Ведь все эти же симптомы стресса характерны и для позитивных событий, когда вы ждете награды, например. То есть важно вовремя просто переключить состояние, отношение к нему.

Можно использовать физические упражнения, чтобы не перегореть и «слить» излишки энергии перед выступлением. Но, по сути – вы волнуйтесь, значит вам это важно, аудитория вам нужна, то о чем, будете говорить, действительно беспокоит. Поздравляю, вы живы.

Если же вас ни разу не дернуло перед выходом на аудиторию, значит, вы безразличны, и аудитория это поймет. Вялый спикер передает это аудитории, а публика чувствует все, отлично зеркалит любого.

Что такое речевой имидж и зачем он Вам нужен

Важно, чтобы речь человека соответствовала его образу и задачам. Это и есть речевой имидж – сочетание голоса, речевого поведения, дикции тому образу, который я хочу создать у аудитории. Если я борюсь за уважение к себе, я могу выражаться перед публикой па-пацански? Нет!

Речь должна соответствовать образу. Это часть большого пласта коммуникации. Знаете, как бывает: входит человек в деловом дорогом костюме, я ожидаю от него определенного поведения. И тут он начинает говорить, используя какой-то сленг… лучше бы этого не делал.

Речь – это не просто передача информации знаками, это эмоция, отношения, образы, это намного больше. Аудитория слушает текст, но понимает она именно мотив речи – отношения, интонации, смыслы, которые вы вкладываете в слова. Можно сказать «я люблю тебя», и оскорбить, вложив смысл «ты мне больше не нужна».

Поэтому речевой имидж – важный инструмент. Мои слова, идеи – это ноты. Моя речь – мой инструмент, на котором я играю. Если я внутри себя чувствую себя дорогим роялем, я так и должен говорить. А не звучать, как дешевая гитара из фанеры. Но не стоит забывать, что каждый музыкант сыграет любое произведение по своему – найдя в нем себя.

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Спросите себя: какой образ вы хотите создать перед аудиторией? Что вы хотите от них получить? При этом мы же все понимаем, что люди по большому счету мыслят стереотипами, считывают ярлычки, так сказать. Так кого я им буду напоминать? На кого буду похож? Пользуйтесь этим, делайте себя таким, чтобы считывалось то, что вам нужно. Причем, быстро. Этот принцип одинаково важен и для бизнесменов, и для продавцов.

Человек зажатый, кстати, чаще всего обладает невыразительным голосом. Бывало такое, что ко мне приходили такие люди на занятия и расслаблялись. Понимали, что у них есть и громкость, и свой тембр, и выразительность, а, главное, своя суть. Человек вдруг понимает, что нет ничего страшного в выражении чувств. Становится прозрачным, понятным. Так рождается маленькое чудо, спикер.

Понятный всем язык и искренность

Пример. Приходит ко мне бизнесмен и говорит о том, что ему нужно подготовиться к выступлению. При этом он начинает говорить цифрами: мы заработали столько, приобрели столько-то. Это все хорошо и понятно. Но человека не видно. Я вижу текст, цифры, но нет личности. А все мы прекрасно знаем, что покупаем человека, его личную коммуникацию.

Этот бизнесмен отлично знает свою презентацию, много читал и видел других выступлений. Перелопатил, наверняка, кучу информации, как выступать. Но все равно не постиг простой секрет: как сделать так, чтобы в аудитории на 100 человек произошло 100 вспышек в ответ на твои слова. В этом суть.

Этого человека я натаскивал на то, чтобы он выражался нормальным простым человеческим языком, а не бизнес терминами. Перевел кодировку своей речи на понятное всем. Проявил себя и свою идею, а не текст выступления. То, что в этой аудитории сидят такие же бизнесмены, как и ты это не значит, что с ними надо общаться сухо.

Важный момент выступления – искренность. Где то слышал такое определение: искренность – это олицетворять собой ту идею, тот опыт, в который ты сам веришь. Если человек верит в то, что говорит, то тут же появляются и слова, и энергия, чтобы все это долетело до людей. Тогда Вы и есть идея.

Общение с аудиторией – старый прием, о котором многие забывают

Если забыл текст выступления, то где его искать? В памяти? Нет. У аудитории! Тема – там же. Идея, внимание твое – все в аудитории. Все ответы, и даже вопросы, там, в людях. Тогда появляется контакт. Нужно забыть о своем эго и общаться. Есть спикеры, которые выходят и начинают самолюбоваться. Как в плохом кино, когда вам становится неловко за актера.

Публичное выступление – это искусство быть партнеру-аудитории партнером больше, чем он вам. Отдавать больше, чем получать. «Публичное выступление это диалог, когда один говорит, а вторые молча соглашаются». Лекции и нравоучения не нравятся никому. Аудиторию нужно уважать.

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Хочу напомнить, что об этом и о многом другом я буду рассказывать на своем мастер-классе на тему речевого имиджа, который пройдет в рамках бизнес-конференции PREZAtoday, которая состоится 25 февраля в IMAGURU. Участие в мероприятии на бесплатной основе, но количество мест ограничено, поэтому спешите зарегистрироваться по следующей ссылке.

Источник

РЕЧЕВОГО ИМИДЖА

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Предстоящее выступление часто является мероприятием по связям с общественностью, проводимым в рамках PR-кампании по продвиже­нию определенной организации, идеи, товара или человека. Поэтому при постановке цели и формулировании главной идеи речи, кроме осо­бенностей оратора и аудитории, нужно учитывать общую стратегию и цели организации или PR-кампании, предыдущие действия и высказы­вания оратора и других представителей той же организации, планы на будущее. Важно обеспечить единство информационного потока и не-[ противоречивость суждений и действий.

Как уже отмечалось, спичрайтер обсуждает с оратором цель выступ-ления уже во время установочного интервью сразу после получения за­дания подготовить речь. Затем цель может быть несколько изменена и конкретизирована в соответствии с полученными результатами анализа речевой ситуации.

Цель публичной речи обычно двояка: с одной стороны, оратор убеж­дает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует о чем-либо Или призывает к каким-либо действиям, с другой — использует выступ­ление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет.

Если понимать цель речи как убеждение, информирование или по­буждение, главная идея четко и кратко формулируется в виде тезиса, [который оратор развивает и доказывает и который, в случае успеха, слу-

шатели или читатели запомнят и смогут воспроизвести. В речи должен быть всего один тезис, он должен служить связующей нитью для всей речи. Опытные риторы рекомендуют вначале сформулировать главную идею в одном предложении, а потом уже приступать к подготовке тек ста [30]. Американский спичрайтер Джеймс Хьюмз цитирует в связи с этим слова римского оратора Катона: «Вначале найдите идею, а слова потом появятся» — и вспоминает критику Уинстона Черчилля в адрес Гарольда Макмиллана: «Гарольд, когда ты поднялся, ты не знал, что ты собираешься сказать, когда ты говорил, ты не знал, что ты говоришь, а когда ты закончил, ты не знал, что ты сказал» [30]. Задача спичрайте­ра — не допустить, чтобы с руководителем, для которого он готовит речь, произошло то же, что и с Г. Макмилланом, поэтому нужно не только сформулировать главную идею речи для себя, но и сообщить ее оратору.

Если цель речи понимается как создание у аудитории благоприят­ного представления об ораторе, главная идея, передаваемая при помо­щи речи, состоит в отождествлении определенного набора качеств с кон­кретным человеком: «Я честный, неподкупный, решительный, волевой, заботливый, ответственный. »

Для достижения этой цели создается модель речевого имиджа, ко­торый необходимо сформировать в сознании аудитории. Эта модель яв­ляется «образом первого порядка, который творит имиджмейкер, ис­пользуя вместо доски и красок живого политика, «расцвечивая» его путем усиления одних и ослабления других его качеств» [17]. Речевой имидж как таковой, т.е. представление о говорящем, формирующееся в сознании аудитории, — это «образ второго порядка», «результат актив­ной собственной психической работы аудитории. по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязывае­мой извне модели, но с учетом собственных внутренних представле­ний» [17].

При моделировании речевого имиджа учитываются личностные ха­рактеристики выступающего, особенности целевой аудитории, которая будет воспринимать информацию об ораторе, и доступные средства во­площения модели в речи.

Перед спичрайтером стоит сложная задача — самостоятельно или при помощи имиджмейкеров найти точки соприкосновения между лич­ностью конкретного человека и идеальным образом оратора, сущест­вующим в сознании аудитории в виде культурно и социально обу словленного эталона речевого поведения. «Социальным сознанием устанавливается на данный период характерологическая схема оратор­ского образа в его различных типических воплощениях — проповедни­ка, защитника, обвинителя, политического вождя. » [3]. Представле­ние об эталоне речевого поведения порождает определенные требования

к говорящему и критерии, по которым аудитория определяет, насколь­ко он соответствует идеалу.

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

сопоставить с требованиями к идеальному оратору, и оставляют без вни­мания другие стороны его личности. Во-вторых, на субъективную оценку получаемой информации влияют такие характеристики аудитории, как степень единства и численность, эмоциональное и физическое состояние, социальное положение, род занятий, возраст, пол, национальность, уро­вень компетентности, отношение к предмету речи, а также сложившееся ранее отношение к оратору и ожидания от общения с ним. Следовательно, при создании модели речевого имиджа важно знать условия, влияющие на восприятие оратора аудиторией. Проанализировав речевую ситуацию, сформулировав цель и глав­ную идею речи, выработав желаемую модель речевого имиджа, мы есте­ственным образом приходим к пониманию того, о чем должен говорить оратор в этих обстоятельствах, т.е. определяем тему речи. Уместность темы и, в конечном счете, успех всей речи зависят от того, насколько ответственно спичрайтер подошел к подготовительным этапам работы над речью и какие выводы сделал из полученных результатов.

Источник

Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика

Понятие «имидж», классификация типов имиджа и наука имиджелогия. Речевое воздействие и речевые стратегии. Специфика политического имиджа. Особенности формирования речевого имиджа политика. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков.

Подобные документы

Лингвистические и психологические аспекты понятия «имидж». Коммуникативная политика, как составляющая имиджа организации. Обязательные составляющие имиджа предприятия развлекательного типа. Анализ стратегии формирования имиджа центра «Остров сокровищ».

дипломная работа [1,4 M], добавлен 17.10.2010

Теоретические аспекты формирования имиджа. Особенности использования рекламы в процессе формирования имиджа современных политиков. Недостатки в имидже современных политиков и возможности их исправления с помощью рекламы. Технологии формирования имиджа.

дипломная работа [93,5 K], добавлен 24.09.2010

Определение политического имиджа. Выявление технологии создания и управления имиджем. Описание механизмов формирования имиджа лидера на примере бизнесмена и политика Михаила Прохорова. Рассмотрение основ создания образа олигарха с человеческим лицом.

контрольная работа [47,9 K], добавлен 25.11.2015

Особенности и типология лидерства. Исследование специфики конструирования персонального имиджа в сфере высокой политики. Социально-психологические и PR методы формирования имиджа политического лидера. Этапы создания имиджа президента РФ Д.А. Медведева.

дипломная работа [461,4 K], добавлен 08.12.2014

Роль имиджа в развитии лидерства. Понятие и составные части имиджа политического деятеля. Технологии создания политического имиджа для положительного восприятия его со стороны избирателей. Роль и некоторые особенности психологических теорий имиджа.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 11.11.2012

Понятие имиджа и психологические аспекты его создания. Особенности формирования имиджа газеты. Суть метода семантического дифференциала и технология исследования имиджа с его помощью. Разработка информационного обеспечения по исследованию имиджа газеты.

дипломная работа [168,4 K], добавлен 03.12.2008

Теоретические основы формирования политического имиджа и имиджа региона в частности. Анализ формирования имиджа Санкт-Петербурга как политического, экономического и культурного центра. Осмысление политического образа через призму публикаций в прессе.

курсовая работа [194,2 K], добавлен 07.06.2012

Природа имиджа. История исследования проблемы имиджа. Объекты формирования имиджа. Основные элементы корпоративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем. Основные этапы формирования имиджа организации.

контрольная работа [124,9 K], добавлен 06.01.2007

Теоретические основы формирования имиджа организации. Общая характеристика кафе «Мак Бургер». Преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры. Кадровая политика и управление персоналом. SWOT-анализ организации. Оценка имиджа.

дипломная работа [387,7 K], добавлен 29.03.2013

Особенности формирования позитивного имиджа организации и корпоративных отношений в ней. Основные тенденции в создании имиджа туристической фирмы. Оформление и работа офиса как элементы имиджа туристической фирмы. Продвижение имиджа и коррекция репутации.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 23.12.2014

Источник

Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика

Понятие «имидж», классификация типов имиджа и наука имиджелогия. Речевое воздействие и речевые стратегии. Специфика политического имиджа. Особенности формирования речевого имиджа политика. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков.

РубрикаМаркетинг, реклама и торговля
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления18.12.2008
Размер файла102,0 K

Что такое речевой имидж. Смотреть фото Что такое речевой имидж. Смотреть картинку Что такое речевой имидж. Картинка про Что такое речевой имидж. Фото Что такое речевой имидж

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Лингвистические и психологические аспекты понятия «имидж». Коммуникативная политика, как составляющая имиджа организации. Обязательные составляющие имиджа предприятия развлекательного типа. Анализ стратегии формирования имиджа центра «Остров сокровищ».

дипломная работа [1,4 M], добавлен 17.10.2010

Теоретические аспекты формирования имиджа. Особенности использования рекламы в процессе формирования имиджа современных политиков. Недостатки в имидже современных политиков и возможности их исправления с помощью рекламы. Технологии формирования имиджа.

дипломная работа [93,5 K], добавлен 24.09.2010

Определение политического имиджа. Выявление технологии создания и управления имиджем. Описание механизмов формирования имиджа лидера на примере бизнесмена и политика Михаила Прохорова. Рассмотрение основ создания образа олигарха с человеческим лицом.

контрольная работа [47,9 K], добавлен 25.11.2015

Особенности и типология лидерства. Исследование специфики конструирования персонального имиджа в сфере высокой политики. Социально-психологические и PR методы формирования имиджа политического лидера. Этапы создания имиджа президента РФ Д.А. Медведева.

дипломная работа [461,4 K], добавлен 08.12.2014

Роль имиджа в развитии лидерства. Понятие и составные части имиджа политического деятеля. Технологии создания политического имиджа для положительного восприятия его со стороны избирателей. Роль и некоторые особенности психологических теорий имиджа.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 11.11.2012

Понятие имиджа и психологические аспекты его создания. Особенности формирования имиджа газеты. Суть метода семантического дифференциала и технология исследования имиджа с его помощью. Разработка информационного обеспечения по исследованию имиджа газеты.

дипломная работа [168,4 K], добавлен 03.12.2008

Теоретические основы формирования политического имиджа и имиджа региона в частности. Анализ формирования имиджа Санкт-Петербурга как политического, экономического и культурного центра. Осмысление политического образа через призму публикаций в прессе.

курсовая работа [194,2 K], добавлен 07.06.2012

Источник

Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика

Глава I. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика 7

1.1. Понятие «имидж» и наука имиджелогия 7

1.2. Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика 18

1.3. Специфика политического имиджа 22

1.4. Этическая сторона создания политического имиджа 29

1.5. Речевое воздействие и речевые стратегии 31

1.6. Особенности формирования речевого имиджа политика 36

Глава II. Эффективность речевого имиджа политика (на примере коммуникативных практик российских политиков) 49

2.1. Использование метода анализа документов для изучения речевого имиджа политиков 50

2.2. Эффективность речевого имиджа президента России Владимира Путина 54

2.3. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира Жириновского 63

2.4. Эффективность речевого имиджа первого вице-премьера Дмитрия Медведева 67

2.5. Сравнительный контент-анализ речевого имиджа политиков 69

Чтобы преуспеть в воздействии на людей, политику необходимо использовать такой сильнодействующий сти-мулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Одни сообщения оказывают созидательное воздействие на личность, другие деструктивно воздействуют на нее.

О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. Именно поэтому создание положительного речевого имиджа является одной из первоочередных задач специалиста по связям с общественностью, работающего в том числе и над проблемой формирования речевого имиджа политического деятеля. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые есть в арсенале специалистов по связям с общественностью и которые доказали свою эффективность в мировой практике.

Богатый теоретический и практический материал по про-блеме имиджа наработан также западными учеными, среди ко-торых следует отметить следующие имена: Болдинг К., Берд П., Браун Л., Дейвис Ф., Джеймс Дж., Спиллейн М., Шпигель Дж. и др.

Количество работ, посвященных проблемам речевого имиджа в нашей стране, невелико. Среди наиболее значительных монографии О.С. Иссерс, Э.В. Будаева, А.П. Чудинова, Н.Н. Ивановой, Е.В. Осетровой и др.

Объектом настоящего исследования является речевой имидж политика.

В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:

· Рассмотреть различные подходы исследователей к определению особенностей построения имиджа;

· Выделить различные типы имиджа;

· Выявить объект и предмет науки имиджелогия;

· Создать системное представление о речевом имидже политика у специалистов по связям с общественностью;

· Подробно разобрать положения научных работ о политическом имидже;

· Перечислить сформировавшиеся на политическом рынке России основные типажи политиков;

· Определить особенности формирования политического имиджа на текущем этапе развития российского общества;

· Рассмотреть различные подходы исследователей к проблеме речевого воздействия;

· Описать основные речевые стратегии;

· Рассмотреть речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика;

· Определить предпочтения политических деятелей в выборе речевого имиджа;

· Разобрать основные приемы формирования семантики «своего круга»;

· Проанализировать коммуникативную и содержательную составляющие речевого имиджа;

· Повысить эффективность процесса создания речевого имиджа политика;

· Описать основные речевые жанры;

· Проанализировать речевой имидж известных российских политиков, составляющие этого имиджа, приемы и технологии, используемые специалистами по связям с общественностью при его создании.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обращении к проблеме создания речевого имиджа политика на современном этапе истории России как важнейшего фактора влияния на общественное мнение и публичное пространство.

Эмпирической базой исследования стали материалы российских газет, тексты, опубликованные на официальных сайтах российских политических партий, а также монографии, посвященные исследованию данной проблемы.

В работе были использованы специальные методы научного исследования: социологические методы контент-анализа, а также общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы создания имиджа вообще и речевого имиджа в частности, а также принципы речевого воздействия. Во второй главе анализируются коммуникативные практики современных российских политиков с точки зрения их эффективности и влияния на публичное пространство.

Глава 1. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика

1.1. Понятие «имидж» и наука имиджелогия

Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в специальную русскоязычную лите-ратуру, был О. Феофанов. В своей известной книге «США: реклама и общество», опубликованной в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство пси-хологического воздействия рекламодателя на потребителя. Феномен имиджа рассматривался О.А. Феофановым как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ» Феофанов О.А. Реклама и общество. М, 1974. С. 149.

Психологический словарь определяет «имидж» как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Под понятием «представление» в психологии принято понимать «образы предметов, сцен, событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения». В представлениях отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Они относятся к прошлому и возможному будущему. «Это образы памяти, образы воображения. Воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта позволяет воссоздать объект при отсутствии должной полноты знаний о нем, опираясь на такие механизмы, как преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах гиперболизации, уменьшения объекта и т.д. Эти формы важно иметь в виду, анализируя процесс формирования имиджа, особенно когда речь идет о возможном наделении объекта дополнительными ценностями, не имеющими основания в его реальных свойствах» Там же. С. 26.

Следует отметить, что имидж может существовать относительно независимо от ситуации восприятия объекта. В этом его отличие от образов восприятия, кото-рые возникают в момент отражения непосредственного воздействия объекта на органы чувств человека. От образов памяти имидж отличается определенной трансформации исходной информации, которая воспринимается и перерабатыва-ется по определенным социально-психологическим законам. Имидж может изме-няться и улучшаться во времени, в то время как сам объект может остаться прак-тически неизменным.

Имидж возникает только тогда, когда он становиться «публичным», т.е. когда есть субъекты восприятия. Любой имидж отличается определенной мерой абстрактности, схематичности и упрощенности по сравнению с его носителем. В его формировании важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди наделяют объект восприятия хотя и распространенными, но нередко не отвечающими в частном случае реальности качествами.

Применительно к содержанию имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик.

При этом имидж политика складывается, во-первых, на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его на-блюдения, общения и взаимодействия, во-вторых, на основе тех мнений, ко-торые передаются по коммуникативным каналам.

В современной науке выделяют различные типы имиджей. «В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят:

1) по объекту (персо-нальный и кооперативный),

5) по контексту имиджирования (лич-ный, профессиональный, политический),

8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды и т.д.),

10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др» Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998.

«Можно выделить и различные основания классификации политических имиджей:

1) по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии, движения),

2) по стадии избирательной камлании (исходный, текущий),

В отечественной литературе выделяют три возможных подхода к анализу проблем имиджа:

Функциональный, в котором используются разные типы имиджа, исходя из разного типа функционирования;

Контекстный, подразумевающий нахождение типов в разных контекстах реализации;

3. Сопоставительный, при котором идет сравнение близких имиджей Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М, 2001. С. 107.

Рассмотрим подробнее эти подходы. «Функциональный подход включает сле-дующие варианты изучения и представления об имидже:

В контекстуальном подходе имидж классифицируется по типам социальной среды, в котором он функционирует (имидж политика, имидж бизнесмена, имидж поп-звезды и т. п.).

Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характери-стик, например двух политических лидеров. Их можно сопоставлять по ряду па-раметров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д. Увидев отличие, можно соответствующим образом перестраивать имидж.

Первичным имиджем называют комплексное представление о конкретном че-ловеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, отраженное в сознании людей по результатам первичного знакомства с ним. Первичный имидж отражает основные характеристики идеального имиджа, но по ряду других черт отличается от идеала.

Вторичный имидж возникает только в процессе конкурентной борьбы. Это отражение в сознании электоральной группы компромисса между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого в наибольшей степени противоречит идеальному представ-лению. Вторичный имидж, сохраняя базовые черты первичного имиджа, добавля-ет новые, так называемые «поверхностные» черты, отражающие реалии склады-вающейся ситуации Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995. С.44.

Теоретической и методологической основой имиджелогии яв-ляются достижения философских, педагогических, психологических наук, этики, эстетики и других наук. Задачи имиджелогии: раскрыть сущность и специфику формирования имиджа; выявить основные разновидности имиджа; исследовать эффективность имиджирования, то есть реализации преднамеренно вы-строенных образов в созидании имиджа; выработать средства повышения эффективности имиджирования, применения способностей и творческих сил человека в жизнедеятель-ности Имиджелогия. М, 2002. С. 6.

В феодальном обществе крестьянству внушалась верность патриархальным обычаям. Для буржу-азного общества характерна некоторая демократизация имиджа, ко-торая означала ликвидацию его сословности. Но классовый характер формирования имиджа остается неизменным.

В условиях современных социально-экономических отношений имиджелогия играет важную роль в созда-нии демократического общества, совершенствовании общения людей друг с другом, в формировании нового имиджа, построенного на об-щечеловеческих ценностях и принципах. Тем самым технология благоприятного имиджа приобретает конкретно-исторический характер; она связана с потребностями общества в тех или иных людях и служит средством удовлетворения их.

Педагогикой глубоко изучены различные способы повышения эффективности педагогического влияния одного человека на другого, технологии гражданского, нравственного, трудового, эстетического на-правлений в формировании притягательного облика личности. Важ-ным разделом педагогики является дидактика, изучающая содержа-ние, организацию и методические принципы учебного процесса. Она служит научной базой осмысления и обновления процесса имиджиро-вания Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. М, 2005. С. 55.

Важна для имиджелогии и этика как наука, исследующая проис-хождение, сущность, законы развития морали и ее роль в социальной жизни. Особой категорией этики является нравственный идеал, осно-ванный на признании общечеловеческих ценностей. Этот идеал слу-жит своеобразной программой имиджирования. Соответственно прак-тическая деятельность всех организаций и учреждений непременно исходит из учения о нравственном идеале. Сформулировав законы развития нравственности и морального становления личности, опре-делив основные средства, пути и методы воздействия на нравствен-ный мир человека, этическая наука внесла неоценимый вклад в тео-рию и практику имиджелогии. Без учета этих закономерностей в со-временных условиях невозможно эффективное имиджирование.

В учреждении или организации образования человек включен в своеобразный вид социальной практики, которая обладает большой нравственно-развивающей силой. В процессе делового общения люди получают возможность в реальной действительности проверить свой имидж, проходят активную нравственную тренировку. Ценность представляют изучаемые этикой социально-психологические аспекты нравственности: моральное воздействие коллектива на личность, за-коны становления собирательного имиджа коллектива.

Таким образом, имиджелогия как наука функционирует в тесном взаимодействии со всем комплексом социальных наук, которое в каж-дом случае характеризуется своими специфическими аспектами.

1.2. Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика

В политической коммуникации проблема имиджмейкерства занимает особое место в силу новизны и, следовательно, малоэффективного задействования их потенциала. Данный вид деятельности способен качественно выполнить именно про-фессионал в области связей с общественностью.

Имиджмейкер должен обладать даром антрополога, ибо он призван научить людей гуманно обращаться с людьми, самостоятельно раскрывать свой личностно-деловой потенциал.

В.М.Шепель подчеркивает, что имиджмейкер должен хорошо ориентиро-ваться в закономерностях социального восприятия, функционирования общест-венного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио, поэтому необходимо многое знать о том, как они функцио-нируют, каковы технологии воспроизводства имиджа в их «профессиональном регламенте». По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер добьется должного успеха и признания сво-ей работы, только если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражиро-ван в СМИ Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. М, 2004. С. 51.

Имиджмейкер, обладая необходимыми качествами, может эффективно вы-полнить возложенные обязанности, то есть профессиональную деятельность, если он будет ясно понимать пути и средства достижения цели.

По мнению А.А. Романова, исследование целесообразно вести поэтапно, выделяя гностический, конструкторско-проектировочный, организаторский и коммуникативный этапы См: Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998.

Первый этап, гностический, в рамках которого осуществляется всесторонний анализ ситуа-ции по проблеме формирования имиджа субъекта политики. Ведущими компонентами позитивного образа политика являют-ся представления социальных групп о высокой действенности его политической роли. Взятые в совокупности эти представления составляют обобщенное пред-ставление об успешности политика.

Второй этап, конструктивно-проектировочный, предполагает определе-ние стратегии построения положительного имиджа политика.

В ходе экспериментального исследования См: Романов А.А. Управленческая имиджелогия. Красноярск, 1998 выявлены наиболее общие по-ложения стратегии формирования позитивного имиджа:

1. содержательные и структурные аспекты положительного имиджа:

2. стандарты поведения, которых необходимо придерживаться персоналу;

3. целевые социальные группы, для которых создается имидж;

4. пути и средства построения устойчивого положительного образа;

5. принципы и задачи коммуникации, выбор ее средств и методов;

6. сущность информационного сообщения об имидже;

7. средства преодоления негативно воспринимаемых черт имиджа;

8. пути нейтрализации конкурентов;

9. меры гибкого реагирования на непредвиденные неблагоприятные обстоятельства;

10. подходы к анализу полученных результатов.

Третий этап, организаторский, при котором осуществляется реализация стратегии. В соответствии с ней идет разработка программы и плана действий по формирова-нию имиджа субъекта политики, которые адаптируют ключевые элементы страте-гии к реальности. На основе программы разрабатывается конкретный план действий. В отличие от программы, где фиксируются способы достижения конечного результата, план больше ориентирован на определение конечного результата.

Четвертый этап, коммуникативный, заключается в осуществлении психо-логически грамотного построенного общения в процессе реализации программы и плана по формированию имиджа политика. В политических институтах и в обще-стве в целом взаимодействие может осуществляться в прямой и опосредованной форме: 1) непосредственное общение людей друг с другом; 2) передача информа-ции с помощью средств коммуникации и письменных текстов. В любом комму-никационном акте можно выделить аудиторию, каналы передачи информации, сообщение, коммуникатора и непосредственное осуществление конкретных действий.

Формирование имиджа политика, деятельности и отношений предполагает выработку стратегических задач, выбор технологий и техник, а также использование этого потенциала в имиджмейкинге.

Формирование политического имиджа может быть спонтанным, т.е. непреднамеренным, и целенаправленным, преднамеренным. Некото-рые авторы рассматривают формирование имиджа только как целенаправленный процесс, исключая таким образом возможность возникновения имиджа помимо воли имиджмейкера и его клиента. Это важный вопрос: если признать, что имидж может формироваться только при целенаправлен-ном воздействии, то тогда нет ответа на вопрос: «Как же так получилось, что о нем такое плохое мнение, мы же не формировали такой его имидж!»

Таким образом, имиджмейкер, или специалист по связям с общественностью имеет возможность влиять на целенаправленное формирование имиджа политика на всех этапах осуществления этой задачи и несет ответственность за эффективность имиджа.

1.3. Специфика политического имиджа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *