Что такое референдум и свободные выборы

Что такое референдум и свободные выборы

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Ст. 3 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Источник

Разница между выборами и референдумом и есть ли черты сходства

Многие люди не понимают, чем отличаются такие государственные понятия как Выборы и Референдум. На самом деле, разница между ними огромная, хотя и некоторые схожие черты тоже есть. В данной статье мы подробно рассмотрим все основные моменты об этих близких, но тем не менее, разных понятиях.

Чем отличаются выборы от референдума

Если кратко, главное и основное отличие заключается в том, что именно выбирают:

Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.

То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины).

Понятие выборов в государстве

Это процедура избрания претендента на какую-либо должность путем тайного или открытого голосования. Этот процесс – самая распространенная форма участия людей в жизни страны и избрания политических управленцев государством.

Что такое референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что такое референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что такое референдум и свободные выборы. Картинка про Что такое референдум и свободные выборы. Фото Что такое референдум и свободные выборы

Выборы могут быть как государственного уровня (как например избрание президента РФ), так и регионального (голосование за депутатов в городскую мэрию).

Данный способ на сегодняшний день является самой демократичной системой становления у власти руководящих кадров.

Граждане, имеющие право принимать участие в избрании политических личностей и методов правления, именуются электоратом.

Что такое референдум и как его проводят

Кратко данное понятие можно охарактеризовать как всенародный опрос для принятия важного политического решения. То есть перед принятием важного государственного или регионального решения, которое окажет непосредственное влияние на жизнь граждан, власти проводят голосование-опрос общественного мнения. И мнение большинства становится решающим.

Главное отличие референдума от выборов в том, что на выборах выбирают Человека, а на референдуме — Решение.

Что такое референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что такое референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что такое референдум и свободные выборы. Картинка про Что такое референдум и свободные выборы. Фото Что такое референдум и свободные выборы

В государстве различают референдумы конституционные и законодательные, обязательные и факультативные. По степени признания различают Признанные, Непризнанные и Частично признанные разными оппозиционными политическими силами.

Внимание! Широкомасштабные опросы населения и голосование с целью выявления общественного мнения не являются референдумами!

Какой Джокер лучше: Хит Леджер, Хоакин Феникс или Джаред Лето — сравнение образов.

В чем сходство и различие между понятиями

Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:

РеферендумВыборы
Сходства
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства.
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия.
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью.
Различия
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д.Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан.
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения.Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения.

Примеры громких выборов и референдумов в истории

Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:

Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:

Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:

Источник

Место выборов в системе народовластия Российской Федерации

Выборы в Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации как демократического государства основывается прежде всего на признании народа в качестве единственного источника власти. В части 2 ст. 3 определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: реализация власти народом и ее осуществление через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают представительную и непосредственную демократию в зависимости от формы волеизъявления народа.

Конституция РФ закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и, признавая за ним всю полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и свободные выборы. Сказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной.

Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России.

Современная практика предопределила новый признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, сконструированную на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по определенным вопросам государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщего исполнения.

К формам прямого правления следует отнести: референдум, плебисцит, выборы, отзыв, общее собрание населения. Все они институциализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя государственной власти, выражают его суверенитет. Выделение этих форм прямого правления имеет объективный характер, они применимы в различных правовых системах.

В части 3 ст. 3 Конституции РФ референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. Эту норму подтвердил и Федеральный закон об основных гарантиях, закрепив в преамбуле, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для выполнения каких-либо общественных функций. Особое место занимают политические выборы, в результате которых формируются органы государственной власти и управления.

Классическое определение демократической государственности признает в качестве ее атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых гражданами на определенный срок. Выборы не определяют характера общественного строя, но, являясь важной составной частью политической системы любого классового общества, связаны с формированием представительных (в широком смысле) учреждений. Только они были исключением и проводились в условиях восточно-европейского «реального социализма», предпочитавшего больше теоретизировать, чем применять реально прямое правление. Выборы проводились с большой помпезностью и носили формальный характер, так как были безальтернативными и кандидаты в депутаты проходили тщательную проверку и подготовку партаппаратом.

Социальная ценность выборов состоит еще и в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти. Выборам посвящено большое количество научных изысканий, существует достаточно много определений данного понятия.

Остановимся на одном из них: под выборами понимается участие граждан в осуществлении государственной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов государственной власти, так и выделение из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функций по осуществлению государственной власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Представляется, что данное определение наиболее полно охватывает понятие и сущность выборов.

Выборность является фактором громадной практической важности, в значительной степени определяет и место народного представительства среди других государственных установлений и его жизненное значение, выборность создает тесную нравственную связь парламента с народом и является источником политической силы народного представительства. Кроме того, выборность народного представительства создает его полную независимость от бюрократического механизма. Наконец, выборность создает для органов народного представительства независимое положение. В этом определении резюмированы исходные признаки и качества демократической публичной власти, основанной на выборных началах, т.е. правилах и процедурах, обеспечивающих политическую стабильность, юридическую преемственность и социальную легитимность представительных (исполнительных) институтов.

Термин «выборы» в российском избирательном законодательстве употребляется в различном контексте. Это обусловлено тем, что выборы растянуты во времени и включают различные стадии избирательного процесса, в совокупности и составляющие выборы в тот или иной орган. В понятие «выборы» включаются действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов и некоторые другие). Особенностью этих действий является то, что они совершаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, любые избирательные действия, которые осуществляются не с целью избрать перечисленные выше органы власти и не в соответствии с указанными нормативными актами, не могут считаться выборами в Российской Федерации в смысле Федерального закона об основных гарантиях.

Выборы общественных органов, органов коммерческих организаций, иных органов и их должностных лиц, не являющихся органами государственной власти и органами местного самоуправления, не относятся к предмету регулирования избирательного законодательства.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления рождает ответственность государственных и муниципальных органов перед населением. Именно таким образом выборы вносят коррективы в поведение высших институтов законодательной и исполнительной власти, всей системы представительного правления.

Таким образом, в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства, основанного на республиканской форме правления и разделении властей, институт выборов превращается в реальный механизм осуществления непосредственного народовластия, форму реализации политических интересов граждан, определения ими формы и содержания деятельности органов государственной власти. Вместе с тем переходное состояние российской государственности ослабляет формы обратной связи между выборными представителями народа и избирателями, зачастую выводя их из-под контроля последних.

Референдум в Российской Федерации

Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Правом на участие в референдуме, а также правом участвовать в выдвижении инициативы его проведения, в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

На референдум может выноситься также проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

Законодателем оговорено, что выносимый на референдум вопрос не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Источник

5.8 Выборы, референдум

Выборы

В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.

Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Стадии процесса выборов в РФ(подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).

Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:

Избирательное право

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.

Избирательное право может быть:

Принципы избирательного права в России:

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 1

Референдум

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.

Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.

Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:

Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.

Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:

Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.

В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами. 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *