Что такое региональное сми
Региональное Интернет-СМИ: Часть 3. Наполнение сайта новостями
Рассказав в первых двух частях об общих вопросах и вопросах политики не без удовольствия перехожу к конкретике в работе СМИ. Извиняюсь за задержку с выходом этой части — было много дел, да и материал хотелось получше обдумать и сформулировать. Получилось много.
В этой части я расскажу о том, откуда берутся новости, что с ними может сделать редакция, какие темы и материалы наиболее интересны и не интересны читателям. Но начну я с другого.
Перед тем, как рассказывать о новостях, надо сказать пару слов о редакциях Интернет-СМИ. В комментариях к первой части мой коллега из Полтавы написал следующее:
К сожалению, за счет рекламы сайт до сих пор полностью не окупается, но думаю, что по мере развития сайт выйдет на уровень прибыльности.
Речь идет о сайте с 6 тысячами хостов в день, что не мало по региональных меркам, и тремя журналистами, что можно считать средним показателем. При этом сайт, судя по всему, интересный. Но не окупается…
Подходы есть разные, но пока что региональный рынок интернет-рекламы не способствует появлению проектов, несущих значительные затраты, поэтому если словосочетание «редакция газеты» ассоциируется у вас с Daily Bugle из «Человека-паука», мне придется вас разочаровать.
Начинать с офиса в центре города и большого штата журналистов, как минимум, рискованно. Я буду исходить из того, что начинающий медиа-менеджер не имеет возможности вкладывать в проект сколько бы то ни было значимые деньги. Призывать тратить миллион в год на региональный проект мне не позволяют ни совесть, ни опыт (т.к. мы сами идем по пути минимальных затрат).
Откуда берутся новости
Вы закончили приготовления и готовы начать наполнять сайт информацией. Где её взять?
Пресс-службы государственных и муниципальных учреждений
Пресс-релизы, как правило, можно просто копировать с указанием источника, но лучше хотя бы рерайтить. Во-первых, это важно для продвижения сайта (подробнее об этом в следующих частях, по ходу статьи буду просто ссылаться на «продвижение»), а во-вторых, часто они написаны настолько неудачно, что рерайт просто необходим. Своеобразно отчитывается о проделанной работе, например, наша местная прокуратура — сферический канцелярит в вакууме. Бывают и обратные случаи. Лично мне нравится, как работает пресс-служба регионального управления МВД. Их статьи почти всегда публикуются в исходном виде.
Некоторые пресс-службы публикуют статистическую информацию. Ее надо как-то обработать, осмыслить. Можно сделать инфографику. Если будет хорошо получаться, то это может стать одним из небольших козырей вашего СМИ.
Когда мы начинали, с информацией было хуже. Сейчас уже почти у всех структур есть сайты, на которых регулярно публикуется важная информация. Некоторые, правда, предпочитают электронную почту для общения со СМИ, но как только вас станут читать, и эти пресс-службы выйдут на контакт. На сколько мне известно, многие из пресс-служб отчитываются о работе именно по числу использования их материалов в СМИ.
Сюда же я бы отнес сайты судов. Суды работают с ГАС «Правосудие», в которой отражено движение всех дел и доступ к которой есть на сайтах. Обычно поиск расположен в разделе «Судебное делопроизводство». Новостей там искать не стоит, но в целом время от времени туда приходится заглядывать, чтобы прояснить тот или иной момент.
В качестве совета могу предложить группировать типовые криминальные новости в одну статью (но не всегда, об этом в следующих частях), а ежедневные сводки (например о числе пожаров) выносить куда-нибудь за основную новостную ленту.
Рерайтить, копипастить, либо высказывать мнение редакции относительно освещаемых событий — решать вам. Скорее всего будут ситуации, когда уместно каждое из этих действий.
Пресс-службы политических партий
Про политику в СМИ я писал в прошлых частях, потому здесь будет исключительно новостной аспект работы пресс-служб политических партий.
Интересных новостей там мало. Бывают различные заявления, которые рерайтить или копипастить неангажированному СМИ незачем. Можно написать статью о том, что политическая партия Х высказала недовольство чиновником Й, но в статье желательно рассказать о самом конфликте, либо сослаться на предыдущие статьи по этой теме. Можно попросить комментарий у чиновника Й.
В общей массе новостей эти занимают незначительную долю и достойные информационные поводы бывают редко. Большинство новостей политических партий — чистой воды болтовня, которая никому не интересна. Правда, о проводимых партиями митингах и других акциях стоит читать в первоисточнике. В освещении митингов есть свои особенности, главная из которых — подсчет количества участников.
Если вас не было на митинге, считайте по фотографиям. Фотографии от устроителей митинга могут быть такими, что посчитать что-то вряд не получится, поэтому ищите альтернативные фоторепортажи. По фотографиям определяете границы толпы, по карте считаете площадь, которую она занимает. Обычный советский лифт, на сколько я помню, имеет размеры чуть больше метра по каждой из сторон. Из-за стенок, которых никто не хочет касаться, можно считать его квадратным метром. Прикидываете, сколько человек при плотности как на митинге залезло бы в лифт. Так вы сможете грубо оценить количество митингующих.
Доверять организаторам я бы не советовал, равно как и их оппонентам. Правда где-то между этими цифрами. У нас, на сколько я могу судить, достаточно точно считает полиция, но как обстоят дела в вашем регионе я сказать не могу.
Пресс-службы коммерческих организаций
В большинстве своем — достаточно скучно, но все же и от них есть определенная польза. Во-первых, серьезные компании мониторят СМИ. Увидят про себя — обрадуются, возьмут ваше СМИ на карандаш. Во-вторых, бывают действительно важные новости, которые многих могут заинтересовать. Интересные акции интернет-провайдеров так же заслуживают внимания, ведь 100% вашей аудитории — пользователи Интернета.
О возможной коммерческой составляющей таких новостей я расскажу в части про доходы.
Другие местные Интернет-СМИ
Речь идет о ваших непосредственных конкурентах и информагентствах.
Технически, копировать новости у них можно, если это позволяет лицензия. Первые пару месяцев мы примерно так и делали, пока до нас не дошло, что все эти новости — копипаст с сайтов пресс-служб. Один или два раза у нас были конфликты из-за перепечаток, но это случалось из-за разгильдяйства и улаживалось удалением новости.
Другое дело, что претендовать на что-то, живя исключительно за счет копипаста, проблематично. Но тема других СМИ, как источников информации, шире, нежели простое копирование материалов.
Если речь идет о событии, которое освещали разные СМИ, нужно с этими репортажами ознакомиться, даже если вы сами там присутствовали. Мало ли что вы упустили.
Иногда на сайте коллег можно найти пропущенную новость из официального источника.
Рерайтить ли уникальные репортажи конкурентов, спрашивайте у совести и юриста.
Оффлайн-СМИ
С точки зрения новостей, печатные СМИ вам не интересны. Ценность для вас могут представлять репортажи и авторские статьи. Попробуйте наладить с газетами контакт на тех или иных условиях.
Ангажированные СМИ, скорее всего, с удовольствием дадут Вам право размещать их статьи, но нужно ли это вам? Это вопрос политический и об этом было в прошлой части.
Интереснее дела обстоят с телеканалами. Вменяемого качества видеосюжеты — то, что при производстве стоит значительных средств. Это одна из главных причин, по которым успешный региональный телеканал — исключение из правил. Я не знаю, как вам убедить телеканал сотрудничать, но если, как в нашем случае, он выкладывает сюжеты на ютуб, грех этим не пользоваться. К слову, по нашим наблюдениям, упоминание сайта в теленовостях практически не влияет на посещаемость.
Местные форумы, блоги, группы в социальных сетях (далее всё — социальные сети)
Наиболее крупные ресурсы стоит регулярно просматривать. Это достаточно важный источник как информации, так и посещаемости, который может работать как бумеранг. Вы находите в социальной сети обсуждаемый повод, пишите статью, в социальной сети ставят ссылку на вашу статью, люди переходят по ссылке.
Социальные сети — альтернативный официальным источник информации. Безоговорочно доверять ему не стоит. Моральную ответственность перед читателями за размещенный материал несёте вы, и именно ваша репутация стоит на кону, особенно если отсылка идет к абстрактному «по материалам блогов». Речь, естественно, идет о непосредственном использовании социальных сетей как источника, а не о цитировании какого-то сообщения. Забавно смотрится СМИ, которое пишет «серьезную» статью, основываясь на домыслах с какого-нибудь форума.
Почти любое крупное событие, если его организуют вменяемые люди и планируется участие в нем молодежи, скорее всего, будет отражено на «ВКонтакте». Оттуда можно почерпнуть полезные сведения.
Платные ленты информагентств
Мне кажется, что в случае, если вы делаете с нуля региональное СМИ с небольшим бюджетом, то подобный источник — не ваш выбор, хотя кто знает. Мы с ними не работали, поэтому придумывать ничего не буду. Посоветую только не воровать у информагенств, потому что проверять на сколько они добрые лучше не стоит.
Ваши корреспонденты.
Одного хорошего журналиста, свободного от рутинных дел, вам, скорее всего, хватит, чтобы конкурировать с другими электронными СМИ. Если хотя бы раз в неделю у вас будет появляться интересный сюжет или качественная аналитика, это уже будет неплохим подспорьем в борьбе за аудиторию.
Как выбрать удачную тематику для репортажа я расскажу далее.
Тематика новостей
Общее правило — надо держать руку на пульсе местных событий. Можете попробовать даже сделать какую-нибудь фокус-группу из друзей, которые бы говорили что интересно, а что нет.
Исходя из нашего опыта расскажу о нескольких интересующих людей темах.
Местные интернет-новости
Как я уже упоминал, вся ваша аудитория будет состоять из интернет-пользователей. Это значит, что любое мало-мальски важное событие в региональном сегменте Интернета стоит осветить. Наибольший интерес читателей вызывают новости о судебных процессах, связанных с Интернетом, например, суд за распространение через торренты нелицензионной Windows.
Жизнь города
События из жизни города интересуют людей. Первый раз мы преодолели планку в тысячу хостов за сутки на День города. У нас был большой фоторепортаж о праздничном параде, а так же расписание официальных мероприятий.
Интересна людям информация о прожиточном минимуме, об изменениях в работе городского транспорта, ремонте дорог и, как ни странно, об образовании.
Митинги и акции — интересная тема, поэтому по возможности надо про них писать. Если акция гражданская (не митинг партии), то вашу статью будут обсуждать, т.е., как минимум, ссылку и N переходов вы получите.
Из жизни замечательных людей.
Значительный интерес вызывают новости про нарушение закона сотрудниками правоохранительных органов. Жизнь представителей власти, а именно их доходы, правонарушения, назначения и скандалы привлекают внимание не меньше. Следите за ежегодными декларациями о доходах чиновников.
Криминал
В криминальных новостях и сообщениях о ЧП важную роль играет подача. Если текст хороший, его будут с удовольствием читать, даже если само по себе происшествие копеечное.
Не очень приятно подходить к происшествиям с точки зрения «популярно/непопулярно», но это одна из сторон журналистики.
Спорт
Спортивные сюжеты, например матчи местной футбольной команды, освещать стоит, но эффект от этого будет только в случае качественных и интересных репортажей. В ином случае, фанаты и без вас узнают подробности матча и ваше скудное сообщение о нулевой ничьей мало кого заинтересует, хотя опубликовать его в любом случае стоит.
Желтизна
Популярны различные дурно пахнущие «сенсации», новости про маньяков, резонансные ДТП и прочий «конь-людоед». Вопросы формата и корректности затрагивать не буду, каждый сам для себя решает.
Возможно я что-то упустил, но когда вы начнете работать, то достаточно быстро разберетесь с тем, что интересно.
Но, учтите, делать интересные региональные новости — очень нетривиальная задача. Основная масса событий — это, как раз, бытовые преступления и тракторы для колхоза.
Медиа-файлы
С видеосюжетами всё сложно. Если не получилось договориться с каким-нибудь местным телеканалом (об этом я писал в Части 2), то, при ограниченном бюджете, про видео лучше забыть. Про фотографии забыть сложнее. Мы, первое время, не иллюстрировали новости фотографиями, но, затем, пришли к выводу, что без фотографий пользоваться сайтом неудобно.
Поиск в Google/Яндекс
Это незаконно, поэтому лучше этого избегать. Если вы возьмете фото, сделанное фермером из Огайо, то, скорее всего, это вам никак не повредит. Зато авторы фотографий вашего населенного пункта живут не в далеком абстрактном интернете, а рядом с вами и, вполне вероятно, читают ваш ресурс. Может нехорошо получиться.
Покупка в фотобанке
Так делают серьезные СМИ в тех случаях, когда речь идет об абстрактном фото, либо о событии на котором представители СМИ не могут побывать. Главная проблема — это стоит денег, а у нас с вами лишних денег нет. К тому же, может получиться так, что недобросовестные владельцы фотобанка не удостоверились в авторстве фотографии. Иск могут предъявить вам.
Пресс-службы
Некоторые пресс-службы прилагают к своим новостям фотоматериалы, но так делают далеко не все. Применение у подобных фотографий очень узкое, ведь, как правило, это фото с конкретных событий и использовать их в дальнейшем не получится.
Источники свободных фотографий
В первую очередь — Википедия (по крайней мере у нас). Конечно, как и в фотобанках, там могут быть нелицензионные фотографии, но лично мне кажется, что риск этого небольшой. При использовании материалов из Википедии стоит обратить внимание, что большинство фотографий распространяются по лицензии Creative Commons, которая может предъявлять различные требования и их следует соблюдать.
Свой фотоаппарат
Для нас это основной источник фотографий. Конечно, часто одна и та же фотография используется неоднократно, но это вынужденная необходимость. Я постоянно ношу с собой мыльницу, на которую фотографирую всё подряд: полицейские автомобили, мусорные баки, такси, школы, интересные вывески, бродячих собак. Недавно напугал девушку, которая стояла у окна и, видимо, подумала, что я её фотографирую. Меня же интересовала заплесневевшая буханка хлеба, которая лежала на траве.
Иногда мы берем приличный фотоаппарат и устраиваем своеобразное фотопутешествие по городу. Все основные учреждения (администрации, вузы, управления и т.п.) и важные места города у нас есть и, как правило, не в одном экземпляре. Это очень упрощает работу. Очень приятно было наше фото на «Ленте.Ру».
Могу посоветовать запастись фотографиями денег в разных объемах и интерьерах (машины, конверты, карманы и т.д.). Очень нужные фотографии.
На этом, пожалуй, про новости закончим. Я вернусь к теме наполнения сайта в одной из следующих частей, где речь будет идти о дополнительных (необязательных) разделах интернет-газеты.
В следующей части я расскажу о том, как привлечь на сайт СМИ посетителей. Изначально планировал написать про доходы, но, во-первых, доходы без посетителей затруднительны, а во-вторых, есть несколько вещей, которые хотелось бы проверить перед тем, как о них писать 😉 Следующие части, как и эту, быстро не обещаю, хочется сделать по максимуму.
Примерное содержание следующих частей:
Часть 4. Продвижение Интернет-газеты. Начало работы, развитие.
Часть 5. Доход Интернет-СМИ. Баннеры, статьи, цены, возможные клиенты.
Часть 6. Что можно приделать к Интернет-газете. Дополнения и т.д.
«Традиционные СМИ в регионах полны драмы и ужаса»
Обзор новых региональных медиа
Сооснователь проекта «СМИ о нас» Михаил Климов подготовил для vc.ru материал о том, кто создает в регионах онлайн-медиа для молодых людей и как эти издания зарабатывают.
Несколько лет назад молодые люди из регионов читали местные новости только в соцсетях: других ресурсов, отвечающих их вкусам, почти не было. Среди локальных СМИ давно укрепились лидеры — как правило, это проекты компании Hearst Shkulev Digital (например, E1.ru в Екатеринбурге или NN.ru в Нижнем Новгороде). Новые медиа часто создавались по принципу «Наполним сайт новостями о происшествиях, попадем в топ «Яндекса» по запросу «Тюмень новости» и будем получать доходы с рекламы».
Однако ситуация меняется. Появляются красиво оформленные проекты с текстами в духе «5 лучших мест на эти выходные», «Лучшие фото недели в Instagram-аккаунтах города» и с интерактивными спецпроектами.
Почему в регионах появляются новые молодежные издания
Редко случается, что молодежное СМИ в интернете появляется как продолжение печатной версии. Например, проект «ТвойБро» — онлайн-СМИ о жизни Калининграда — родился как цифровая версия журнала «Балтийский Бродвей», которому в этом году исполнилось 10 лет.
Чуть больше двух лет назад я стал главным редактором «Бродвея» и удивился тому, что у главного городского журнала про развлечения почти нет представительства в интернете, не считая полуживых групп во «ВКонтакте» и Facebook. Немного поспорив между собой, мы все же запустили сайт.
Сейчас порталом занимаются два человека из редакции, плюс у нас есть пять-шесть внештатных авторов и столько же фотографов и операторов. Пять человек из рекламного отдела работают в том числе и на печатный журнал.
— главный редактор «ТвойБро» Михаил Мирошников
Еще один редкий случай — появление в регионах порталов нового формата, принадлежащих одной сети.
Проект «Урбан Румс» — федеральная сеть городских медиа, представленная уже в 16 городах. «Традиционные СМИ в регионах полны драмы и ужаса (убил, украл, умер), и в этом их однообразие. Наша задача — показать аудитории, что они живут в самодостаточном городе, где есть свой культурный бэкграунд, свои герои, возможности для самореализации», — говорит руководитель проекта Антон Гангнус.
Миллениалы наиболее активны в интернете, и многие из них хотят узнавать новости о жизни своего города. Из их числа в основном и появляются энтузиасты, создающие редакции новых медиа, а помогают им в этом два главных фактора.
1. Невысокий порог входа
Портал «Пространство» о жизни Хабаровска открыли три года назад. «Запустили, потому что нам нравился The Village, а у нас в городе подобного не было, — говорят его создатели. — Сначала сделали просто паблик во «ВКонтакте», потом сайт на WordPress, а сейчас у нас своя CRM».
Директор по развитию бизнеса ИД «Комитет» Даниль Хасаншин говорит, что заметное число новых медиапроектов в регионах появилось из-за доступности входа на рынок: «Все легче создавать приятные с точки зрения UX/UI ресурсы, даже если разрабатывать их с нуля».
2. Новый бизнес ищет новые СМИ
«Уфа резко поменялась за прошедшие два года: подросло поколение, которое запускает новые бизнесы, — говорит Камиль Зарипов, один из трех руководителей уфимского сайта «Прописка». — Открылось много баров с крафтовым пивом, кофеен по франшизе и барбершопов. Это звучит смешно, но два года назад в Уфе не было 70% того, что есть сейчас».
Наши сверстники-предприниматели начали понимать, что это их родной город, и захотели сделать его городом для людей. Именно с этими ребятами мы работаем.
— Камиль Зарипов, «Прописка»
Появившийся в регионах бизнес для современных молодых людей хочет видеть современные СМИ, с которыми можно сотрудничать и общаться на одном языке.
«Среди наших рекламодателей коммуникационные компании, службы доставки, а еще новые бизнесы типа кофеен или барбершопов, — говорит главный редактор «ТвойБро» Михаил Мирошников. — Это наши ровесники, 25−35 лет, которые не хотят размещаться на новостных порталах с обзором пробок и всякой поножовщиной».
Важный момент для бизнеса — не только близость издания по взглядам, но и совпадение подходов к работе и сотрудничеству.
«Многие медиаменеджеры традиционных региональных СМИ воспринимают реальные показатели эффективности рекламных кампаний (KPI, CPM и охват) как пустой шум, — возмущается руководитель «Урбан Румс». — Рекламодателям предлагают чаще всего баннер размером 240 на 400 на всех страницах примерно за 30 тысяч рублей в месяц, утверждая, что это выгоднее, чем платить за каждый клик тому же «Яндексу». В таких условиях рынок сам требует альтернативу устаревшему подходу.»
Кто работает в современных региональных СМИ
Хасаншин из «Комитета» описывает сотрудников молодежных медиа как активных людей, которые переживают за развитие своего региона и хотят внести вклад в его улучшение.
Есть желание показать, что твой регион не ущербный какой-то. Я вообще против того, чтобы все «валили» в столицу. Калининград классный, и мы с ребятами делаем все, чтобы он был еще лучше.
— Михаил Мирошников, «ТвойБро»
«Мне не нравилась подача материалов в местных СМИ, — объясняет руководитель проекта «Живой Волгоград» Алексей Копаев, — они пишут в основном об убийствах и насилии. На месте туристов я бы вообще из гостиницы не вышел, прочитав сводку новостей. Наша концепция проста — только позитивные новости о регионе, за трафиком особо не гонимся».
Многие из создателей и сотрудников новых региональных СМИ работают бесплатно, совмещают работу над проектом с основной работой или учебой.
«Люди приходили и приходят отовсюду. Кто-то помогал на начальных этапах, кто-то знакомый знакомого, кто-то просто захотел «писать и творить», при этом проживая в Краснодаре или Салавате. Есть масса тех, кто не числится в редакции и публикуется инкогнито», — делится Камиль Зарипов из уфимской «Прописки».
Над казанским проектом Include вообще трудится почти 90 студентов и выпускников Казанского федерального университета, причем большинство из них не учились на журналистов — это программисты, математики и инженеры.
К таким энтузиастам проявляет интерес ИД «Комитет». «Мы хотели бы поддерживать такие команды альтруистов с необходимой квалификацией, — говорит Даниль Хасаншин, — поэтому изучаем их, ищем внутри нашей структуры возможности, которые могли бы быть им полезны».
На какие деньги существуют редакции
Как рассказал главный редактор калининградского «ТвойБро», именно печатная версия журнала позволяет проекту существовать и развиваться. «Кроме того, мы входим в медиагруппу из 20 изданий», — говорит Михаил.
Несколько команд работают «в ноль». «Живому Волгограду» доходы приносят спецпроекты. Алексей Копаев отмечает, что за рекламой приходят в основном федеральные компании, а «с местным бизнесом общаться сложно: они привыкли рекламироваться в газетах, на радио и на ТВ».
Команда хабаровского «Пространства» поддерживает проект скорее как дополнение к собственному SMM-агентству, «для пиара». Все заработанные «Пространством» деньги уходят на зарплату персонала и развитие сайта. Ребята пытаются продавать спецпроекты и нативную рекламу, но местные клиенты пока не готовы к таким форматам.
Изданию Include большую часть средств предоставляет Казанский университет, на базе которого проект и был создан. Правда, иногда ребята разрабатывают спецпроекты для местных компаний, причем в офлайне — например, в прошлом году они вместе с арт-пространствами и кафе запустили фотовыставку на веревках.
А вот у уфимской «Прописки» доходов хватает только на продление хостинга и домена. «Зарплат не платим, зато стараемся организовать для авторов проходки на крутые мероприятия и вообще сделать максимум того, что от нас зависит», — говорит Камиль Зарипов.
Что будет с региональными медиа дальше
Развитие локальных новых СМИ зависит от того, насколько эти проекты будут востребованы у читателей и рекламодателей. У медиапроектов из этой статьи посещаемость не превышает 45 тысяч визитов в самые успешные месяцы (данные SimilarWeb) — с таким небольшим объемом остается делать упор на качество аудитории. Однако непросто доказать клиентам, что твоя аудитория самая лояльная и платежеспособная.
Еще одно возможное препятствие: как только рынок локальных СМИ для молодежи начнет обретать очертания, может объявиться игрок из столицы, который вольет деньги в развитие сети таких медиа. «Урбан Румс», к примеру, предлагает открывать порталы в городах по франшизной модели. Для равной борьбы существующим локальным проектам важно построить редакционные процессы и наработать свою аудиторию.
Государственное региональное СМИ
Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»
Смотреть что такое «Государственное региональное СМИ» в других словарях:
Список СМИ Вологодской области — Содержание 1 Областные СМИ 1.1 ТВ 1.2 Радио … Википедия
Республика Карелия — Сюда перенаправляется запрос «Олонецкая Карелия». На эту тему нужна отдельная статья. Запрос «Карелия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Координаты … Википедия
Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia … Википедия
Подольск — У этого термина существуют и другие значения, см. Подольск (значения). Город Подольск Флаг Герб … Википедия
Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия
Пермь — У этого термина существуют и другие значения, см. Пермь (значения). Город Пермь Флаг Герб … Википедия
Петропавловск-Камчатский — Город Петропавловск Камчатский … Википедия
История радиовещания в Израиле — Первые радиотрансляции на территории Израиля начались во времена Британского мандата. Сегодня они производятся Коль Исраэль (Голос Израиля), Галей ЦАХАЛ (Волны АОИ). Остальные негосударственные радиостанции контролируются Вторым управлением… … Википедия