Что такое регистрация в системе опс
Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе прием от зарегистрированных лиц заявлений об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, или о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета
Заявители могут обратиться за предоставлением государственной услуги как лично, так и через:
юридическое или физическое лицо, являющееся страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Предоставление государственной услуги осуществляет ПФР и его территориальные органы ПФР.
ПФР и территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
Результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления и результата рассмотрения заявления является:
Срок предоставления государственной услуги территориальным органом ПФР составляет:
в течение трех недель со дня подачи анкеты застрахованного лица (при необходимости территориальный орган ПФР в этот же срок направляет заявителю (представителю или страхователю-работодателю), запрос об уточнении сведений, указанных в анкете застрахованного лица);
в месячный срок со дня подачи заявления об обмене страхового свидетельства или о выдаче дубликата страхового свидетельства.
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;
постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н «Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2010, регистрационный № 16440);
постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2006 г., регистрационный № 8392);
распоряжение Правления ПФР от 20 марта 2013 г. № 92р «О взаимодействии между уполномоченными многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации».
Максимальное время ожидания в очереди при подаче застрахованным лицом запроса и при получении результата государственной услуги не должно превышать 15 минут.
Персонифицированный учет
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР — стать застрахованным лицом. При регистрации гражданину присваивается страховой номер (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, и по договору ГПХ, сведения о его стаже и страховых взносах на ОПС представляются работодателями в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.
Правовая основа и принципы организации перс. учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно закону, индивидуальные сведения представляются по формам и в порядке, утвержденным ПФ РФ.
С 2016 года индивидуальные сведения представляются в составе формы СЗВ-М. В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103П «Об утверждении формы “Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)” и порядка заполнения формы указанных сведений» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 № 63505) работодатели обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на каждое застрахованное лицо, с которым в отчетном периоде (месяце) хотя бы один день действовал трудовой договор или договор ГПХ (вознаграждения по которым подлежат обложению страховыми взносами). Форма представляет собой список из четырех реквизитов: порядковый номер, ФИО, СНИЛС, ИНН. На бумаге можно сдать сведения только не более, чем на 24 человека. Если в СЗВ-М попало больше людей, следует сдавать форму в электронном виде с электронной подписью. Сроки сдачи для этой формы — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Помимо ежемесячной СЗВ-М работодатели представляют в ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ. До 01.03.2022 все работодатели должны будут отчитаться по форме за 2021 год. Также отправить в ПФР форму СЗВ-СТАЖ нужно в течение трех дней после получения от сотрудника заявления о назначении пенсии (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
При увольнении любого сотрудника необходимо выдать ему на руки копию сведений СЗВ-СТАЖ (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
С 2020 года страхователи-работодатели дополнительно сдают форму СЗВ-ТД (Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п). В отличие от другой персонифицированной отчетности, она привязана не к отчетным датам, а к кадровым событиям:
Срок сдачи зависит от кадрового события, в связи с которым подается форма. При приеме и увольнении — на следующий рабочий день после издания приказа или другого документа. В других случаях — не позднее 15-го числа следующего месяца.
Что такое регистрация в системе опс
II. Порядок регистрации в системе обязательного
Датой регистрации считается дата открытия лицевого счета.
5. Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:
а) анкеты застрахованного лица;
б) сведений о государственной регистрации рождения;
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При представлении анкеты застрахованного лица гражданином (его представителем) лично представляются следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность гражданина;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления анкеты застрахованного лица от имени гражданина его представителем).
Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина (его представителя).
8. При представлении анкеты застрахованного лица страхователем правильность указанных в анкете застрахованного лица сведений заверяется личной подписью гражданина.
Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889.
9. При представлении анкеты застрахованного лица через многофункциональный центр правильность указанных в анкете сведений заверяется гражданином и (или) работником многофункционального центра. Анкета застрахованного лица может быть получена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации из многофункционального центра в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, по защищенным каналам связи либо посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
(в ред. Приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2002, N 18, ст. 1724; 2003, N 17, ст. 1553; N 28, ст. 2889; N 50, ст. 4855; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3606; N 51, ст. 6154; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1748; N 31, ст. 4210; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7056; N 50, ст. 7342; 2012, N 24, ст. 3068; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6394; 2013, N 19, ст. 2326, 2331; N 30, ст. 4075; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1544; N 19, ст. 2322; N 26, ст. 3371; 2015, N 1, ст. 70; N 48, ст. 6724; 2016, N 14, ст. 1909; N 26, ст. 3888; N 27, ст. 4294; 2017, N 18, ст. 2671; N 25, ст. 3596; 2018, N 1, ст. 22, 56.
(сноска введена Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица, сведений о государственной регистрации рождения принимает решение об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица.
(в ред. Приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04. 2019 вместо страхового свидетельства выдается документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Ранее выданные свидетельства СНИЛС сохраняют свое действие и обмену не подлежат (ФЗ от 01.04.2019 N 48-ФЗ).
В страховом свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, пол застрахованного лица, страховой номер лицевого счета и дата регистрации в качестве застрахованного лица.
13. Основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе в регистрации застрахованного лица является наличие в системе обязательного пенсионного страхования лицевого счета, открытого на застрахованное лицо с аналогичными анкетными данными.
Решение об отказе в регистрации застрахованного лица может быть выдано в форме электронного документа.
14. Застрахованное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства в случае:
а) утраты страхового свидетельства;
б) непригодности для использования страхового свидетельства.
15. Застрахованное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением об обмене страхового свидетельства в случае:
а) изменения анкетных данных, указанных на лицевой стороне страхового свидетельства;
б) установления неточности или ошибочности содержащихся в нем сведений.
17. При представлении заявления о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства застрахованным лицом (его представителем) лично представляются следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность гражданина;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления заявления от имени гражданина его представителем).
Правильность указанных в заявлении о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства сведений заверяется личной подписью застрахованного лица (его представителя).
18. При представлении заявления о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства страхователем правильность указанных в заявлении сведений заверяется личной подписью застрахованного лица.
Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить заявление о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в заявлении и заверяет его.
В случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им заявления о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
19. При представлении заявления о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства через многофункциональный центр правильность указанных в заявлении сведений заверяется застрахованным лицом и (или) работником многофункционального центра. Заявление о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства может быть получено Пенсионным фондом Российской Федерации из многофункционального центра по защищенным каналам связи в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
20. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней рассматривает заявление о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства и принимает решение о выдаче дубликата или обмене страхового свидетельства либо об отказе в выдаче дубликата или обмене страхового свидетельства.
21. Основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе в выдаче дубликата или обмене страхового свидетельства является:
а) отсутствие в системе индивидуального (персонифицированного) учета лицевого счета со страховым номером, указанным в заявлении о выдаче дубликата (обмена) страхового свидетельства;
б) несоответствие указанных в заявлении о выдаче дубликата (обмене) страхового свидетельства сведений о застрахованном лице сведениям, содержащимся в лицевом счете.
Решение об отказе в выдаче дубликата или обмене страхового свидетельства может быть направлено застрахованному лицу способом, указанным им при обращении, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР.
22. Сведения о застрахованном лице, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете, при получении Пенсионным фондом Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, содержащихся в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, уточняются и дополняются в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанных сведений.
(п. 22 введен Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н)
Обязательное пенсионное страхование (ОПС)
Как устроена система обязательного пенсионного страхования
Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.
Немного истории
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено
Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.
Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.
Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Чтобы узнать о состоянии своего лицевого счета, нужно заказать выписку. Это можно сделать в ходе личного визита в отделение ПФР или МФЦ, а также на сайте ПФР. Чтобы получить доступ в «Личный кабинет» на сайте, достаточно:
Виды пенсий в системе ОПС
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Как считаются взносы в ОПС
Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.
Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.