Что такое рельеф в технологии
Конспект урока по технологии «Рельеф и его виды»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Поурочный план по технологии № урока :7 Дата проведения: 16.10.2018. Класс : 3 Шаповалова И. С.
Тема урока: Рельеф и его виды, как придать поверхности фактуру и объем
Тип урока: Открытие нового знания
Образовательная : создать условия для формирования основных понятий об объеме, пластике, форме, фактуре; ознакомить с основными видами скульптуры; расширить знания о рельефе.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда
Развивающая: прививать бережливость и экономию
Виды преподавания : словесный, наглядный, самостоятельная работа
Виды учебной деятельности: опрос, работа с разноуровневыми заданиями, ответы на вопрос.
Методы учебной деятельности: обсуждения, самооценки и взаимооценки,
Технологии: Педагогика сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, коллективная система обучения, дифференцированное обучение, система инновационной оценки
Планируемые результаты урока:
1.Усовершенствовать умения и навыки работы с пластилином, использования разных инструментов для создания фактуры с целью обогащения формы, развивать творческое воображение, образное мышление.
2. Воспитывать интерес к изучению художественного творчества народов мира; умение видеть прекрасное; любовь к искусству.
Формулирует учебную задачу урока; даёт оценку своим действиям, оценивает результат; находит ответы на вопросы.
Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планирует учебное сотрудничество; формирует умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Осуществляет целеполагание предстоящей деятельности.
Осознает ценности изучаемого предмета; аргументировано доказывает свою точку зрения.
Оформляет свою мысль в устной речи, высказывает свою точку зрения, грамотно формулирует высказывания; осуществляет рефлексию собственной деятельности.
Структура поурочного плана:
Подготовка к уроку
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы сейчас, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Проверка наличия учебных принадлежностей
Мотивация и актуализация опорных знаний
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
— Рассмотрите представленные изделия и ответьте на вопросы:
— Из каких материалов мы уже изготавливали изделия?
— С каким материалом вы еще не работали?
— Какую цель мы поставим перед собой сегодня?
Усвоение новых знаний и способов действий
1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
2.Максимальное использование самостоятельности в работе с различными источниками информации
У скульпторов небольшой выбор материала для работы, их цветовые возможности невелики. Однако выразить возможности фактуры материала и рельеф изображения.
Фактура – особенность поверхности предмета или материала.
Рельеф – вид скульптуры, которая располагается на поверхности.
Виды рельефа: горельеф, барельеф, контррельеф.
На доске карточки с понятиями горельеф, барельеф, контррельеф и изображения.
Задание: сопоставить понятия с картинками.
Показывает в презентации примеры рельефа.
С древних времен люди в разных странах украшали свои жилища рельефами, а ещё они считали, что изображения фантастических страшных животных и особых узоров защищают от злых духов.
Проблемное обучение, здоровьесберегающая технология
Контроль хода выполнения задания, с целью дать пояснения и уточнения
Первичная проверка знаний
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
В древнем мире часто облицовывали дворцы плиткой. Давайте создадим целую галерею образов для дворца. У вас на столах картон и нанесите на него пластилин толщиной 0,5 см. Выберите один из видов рельефа и нанесите рисунок на плитку. В зависимости от выбранного рельефа, либо убирается лишнее (барельеф), либо наращивается объем (горельеф). Использование стеков, ампулы шариковой ручки позволит выполнять декорирование или передать фактуру фантастического существа (чешуя, шерсть, колючки и др.)
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж, стимулирует творческую активность учащихся
Контроль хода выполнения задания, с целью дать пояснения и уточнения
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
— Расскажите о последовательности работы.
— Составьте план своей работы.
Контроль умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму и в измененной ситуации
Обобщение и систематизация знаний
Уборка рабочих мест.
Выставка работ. Рассматривание работ ( оценить готовые изделия по критериям.
Подведение итогов занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Система инновационной оценки
Использование формирующего оценивания, обсуждение критериев с учащимися
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Д/З
Принести образцы ткани
Проверка соответствующих записей
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Оцени свою работу на уроке, используя шкалу линейки, от 1 до 5. Продемонстрируй свою оценку товарищам.
Технология. 3 класс
Конспект урока
Технология. 3 класс
Урок № 3 «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»
Ключевые слова: Рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф, фактура
Открытые электронные ресурсы по теме урока: Сайт центра технологического образования АО Издательство «Просвещение» (http://technology.prosv.ru)
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
У скульптора небольшой выбор материалов для работы, их цветовые возможности невелики. Однако выразить настроение и характер образа ему помогают возможности фактуры материала и рельеф изображения.
Слово «рельеф» имеет французское происхождение и означает «выпуклое изображение на плоскости». Рельеф – это вид скульптуры, которая располагается на плоскости.
Фактура — природная особенность материала или поверхности предмета.
Фактура и рельеф являются видом поверхности. Однако рельеф – это скульптурная, сюжетная композиция созданная руками человека, а фактура – это природная особенность материала.
Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.
В зависимости от того, насколько фигуры возвышаются над поверхностью рельефы делятся на барельеф, горельеф и контррельеф.
• Барельеф — изображение, немного выступающее над плоскостью. Барельеф часто используется на монетах и медалях, для внутреннего и внешнего украшения архитектурных сооружений.
• Горельеф — изображение, сильно выступающее над плоскостью. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.
• Контррельеф — изображение, врезанное вглубь, «вдавленное». Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности того или иного материала.
Рельефы можно высекать из камня, лепить из пластичных материалов, вырезать из дерева, чеканить по металлу.
С древних времён люди в разных странах украшали свои жилища рельефами. А ещё они считали, что изображения фантастических страшных животных или особые узоры уберегут их жилища от злых духов.
Выполнить барельеф можно используя один из самых доступных материалов – пластилин.
Перед работой не забывай о правилах работы с пластилином.
1. Застели рабочее место клеенкой.
2. Во время работы пользуйся влажной салфеткой для вытирания.
3. Следи, чтобы пластилин не падал на пол и не попадал на одежду.
4. Если пластилин упал на пол или попал на одежду, то аккуратно соскреби его. Пятно потри влажной салфеткой.
5. После работы с пластилином вымой руки с мылом под теплой водой.
Для получения рельефов мастер использует разные приёмы. Приёмы часто ещё называют, художественными техниками.
Способы получения рельефов или приемы работы с пластилином.
4. Вырезание (многослойное).
В качестве инструментов можно использовать расчёску, формочки, зубочистки и т.д.
Использование стеков, ампулы шариковой ручки позволит выполнять декорирование или передать фактуру фантастического существа (чешуя, шерсть, колючки и др.)
Сегодня на уроке вы узнали что такое рельеф и фактура, какие существуют виды рельефов, научились использовать различные способы получения рельефов.
Разбор типового тренировочного задания
Выберите из списка правильный ответ.
… – это разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Соотнесите изображение с видом рельефа.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
Презентация к уроку технологии на тему «Рельеф и его виды» (3 класс УМК Школа России)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Рельеф и его виды. Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов. Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ «Краснознаменская школа» Малова К. Т
Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным. Контррельеф Барельеф Горельеф
Барельеф – изображение, немного выступающее над плоскостью.
Горельеф – изображение, сильно выступающее над плоскостью.
Рельефом люди издавна украшали свои жилища. На рельефах изображали фантастических животных и особые символы, которые должны были уберечь дом от злых духов.
Сегодня рельеф носит только декоративную функцию.
Рельеф можно получить следующими приемами: Процарапыванием Вдавливанием Налепом Вырезанием
Для получения изображения можно использовать следующие инструменты: Стержень от ручки Стеки Колпачки от фломастеров Зубочистки Веточки Расческа Формочки В качестве материала для изготовления рельефа можно использовать: Пластилин Слоеное тесто Полимерную глину
Практическая работа «Как баночка превратилась в вазу»
Рефлексия Я узнал … Мне было интересно… Теперь я смогу…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-020029
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта учебного занятия студентов ПОО
Данные о студенте(ФИО, группа)- Курбатова Ольга Ивановна, 4 «А»
Предмет: Технология Класс: 3 Учебник (УМК): Школа России
Тема учебного занятия: « Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»
Тип занятия: открытие новых знаний
Оборудование: наглядный материал(рефлексия,, раздаточный материал(цветы), моё изделие, тема, определения- рельеф, горельеф, барельеф, рельефная лепка, инструкция работы, музыка, лесенка успеха, презентация), картон, пластилин, доска для лепки.
Цель занятия: создание условий для формирования основных понятий «Рельеф», »Горельеф», «Барельеф».
Задачи:-Образовательные: Обсудить этимологию слова «рельеф», барельеф, горельеф; формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы, развивать творческие способности.
-Развивающие : Развивать и корректировать внимание, память, мышление, сообразительность, устную речь, способности анализировать и делать выводы. Развитие художественных и конструкторско-технологических способностей, пространственных представлений.
-Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способность к сотрудничеству. Расширить познания окружающей действительности, формировать культуры личности ребенка, воспитание трудолюбия и аккуратности.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
-Умеют работать с информацией, представленной в форме рисунка, текста; Умеют находить разные способы решения учебной задачи; Узнают определения «рельеф», «барельеф», «горельеф»; Узнают о различных живописных эффектов из цветного пластилина.
· Умеют обосновывать своё мнение;
· Умеют использовать приобретённые знания на занятии.
Умеют комментировать учебные действия при выполнении задания, умеют обнаруживать совместно с учителем и формулировать учебную проблему; умеют преобразовывать в диалоге с учителем практические задачи в учебно-познавательные.
Умеют слушать и слышать друг друга; могут вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении; умеют аргументировать свою точку зрения; умеют находить общие решения, договариваться; умеют работать в парах.
Выполняют нормы требования к школьной жизни; умеют доброжелательно относиться к окружающим; выполняют обязанности ученика; выполняют моральные нормы в отношении взрослых и сверстников; оценивают свои достижения.
Этап занятия, время занятия
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
Создание эмоционального настроя учащихся
— Здравствуйте. Меня зовут Ольга Ивановна, и сегодня ваше занятие проведу у вас я.
— Когда встречаем мы рассвет,
При встрече через много лет
И вы запомните совет:
Вот и поздоровались мы с вами.
-Ребята, я надеюсь, вы сегодня будете очень старательными, внимательными и узнаете много нового и полезного.
-Проверьте свою готовность к занятию: на столах у вас не должно быть ничего лишнего. Только раздаточный материал, картон и пластилин.
К: Умеют слушать и слышать друг друга; могут вступать в диалог
Повторение пройденного материала
Наглядный (презентация, тема, моя работа)
-Дети, а вы знаете что такое красота?
— Особую красоту дарят нам цветы.
— Какой вы представляете нашу планету Земля без цветов?
-Хорошо. На Земле огромное количество цветов. Они имеют свою особую форму, цвет, аромат.
-Цветы нам нужны на каждый праздник, назовите эти праздники?
— Очень красивы, но мимолётны цветочные картины окружающего нас мира. Всегда хочется запечатлеть удивительные красоты, чтобы удивляться и радоваться как можно дольше, правда?
-Знаменитые живописцы на своих полотнах тоже изображали цветы.
Мастера из Жостово расписывают подносы великолепными букетами.(показ)
Мастера оригами создают цветы из бумаги.(показ)
— Когда в Японии зацветает сакура,(показ) японцы и гости Токио собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков.
-Сейчас поработаем в парах, но сначала вспомним правила работы в парах.
— Но почему мы же я сегодня завела разговор о цветах, как вы думаете?
-Верно, я вам предлагаю в подарок мамам изготовить рельефную открытку «Букет для мамы». ( показ моего изделия) и тема будет звучать так «Рельеф и его виды »(тема)
-Какие задачи поставим перед собой?
— А вы знаете, что такое рельеф?
-Так, хорошо, в парах прочитайте на желтом листочке определения слова рельеф.
-Итак, что же такое рельеф?
-Правильно. Какие виды рельефа бывают?
-Мастерами какой профессии вы сегодня будете?
-Верно. Посмотрите, как выглядит рельефная лепка.(показ) Можно взять для открытки любые цветы, какие вам нравятся или какие нравится вашим мама.
-Будем работать с пластилином, но сначала давайте, вспомним правила работы с пластилином.
-Правильно. Кто знает какие же приемы лепки можно использовать? (показ)
— Какие же детали мы должны будем изготавливать для рельефной открытки?
-На столах у вас есть инструкция работы, то есть план работы давайте его прочитаем по цепочке.
-Кто закончил, давайте покажем работы свои одноклассникам, выходи к доске и расскажи какие цветы ты выбрала, почему, были ли у тебя трудности, если были то какие?
-Хорошо, ребята вы большие молодцы, все смогли сделать красиво и ярко, у всех все получилось.
-Мрачную, тусклую, нет ярких оттенков, безжизненная, пустая…
Технологическая карта по технологии «Рельеф и его виды, как придать поверхности фактуру и объем»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Рельеф и его виды, как придать поверхности фактуру и объем»
Цель: создать условия для формирования основных понятий об объеме, пластике, форме, фактуре; ознакомить с основными видами скульптуры; расширить знания о рельефе.
Направленные на достижение личностных результатов :
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Усовершенствовать умения и навыки работы с пластилином, использования разных инструментов для создания фактуры с целью обогащения формы, развивать творческое воображение, образное мышление.
2. Воспитывать интерес к изучению художественного творчества народов мира; умение видеть прекрасное; любовь к искусству.
Оборудование: материалы: одноцветный пластилин, доска, стеки, картон 10×10 см; альбом с шаблонами;
Технологическая карта урока
1. Организационный момент (5 мин)
Эмоциональный настрой на урок.
— Тихо присели девочки!
— Тихо присели мальчики!
— Меня зовут Наида Романовна, и я проведу у вас сегодня урок технологии. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
— Давайте приготовим рабочее место. На уголок стола положите пластилин.
Приветствуют учителя, присаживаются на свои места.
Девочки присаживаются за столы.
Мальчики присаживаются за столы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Выход на тему урока целеполагание (5 мин)
Проводит беседу с детьми..
Ребята, если мы совершим экскурсию по городу, то увидим, что парки, скверы, площади, общественные здания, фонтаны украшены скульптурами. Давайте вспомним, какие памятники украшают наш город и создают его неповторимый образ.
— Ребята на прошлом занятие вы узнали такие новые понятия «скульптура», «скульптор», что же это такое?
Дети смотрят презентацию.
-Учащиеся называют известные им памятники.
Сегодня на уроке мы узнаем, как рождаются произведения скульптуры.
Скульптура (от лат. sculpture) означает высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Произведения, создаваемые посредством лепки, тоже называются скульптурой.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. Подготовка к практической работе (2 мин)
Говорит детям тему урока.
У скульпторов небольшой выбор материала для работы, их цветовые возможности невелики. Однако выразить возможности фактуры материала и рельеф изображения.
Фактура – особенность поверхности предмета или материала.
Рельеф – вид скульптуры, которая располагается на поверхности.
Виды рельефа: горельеф, барельеф, контррельеф.
На доске карточки с понятиями горельеф, барельеф, контррельеф и изображения.
Задание: сопоставить понятия с картинками.
Показывает в презентации примеры рельефа.
С древних времен люди в разных странах украшали свои жилища рельефами, а ещё они считали, что изображения фантастических страшных животных и особых узоров защищают от злых духов.
— Один ученик читает со слайда понятия.
Ребята сопоставляют понятия с картинками.
составление плана и последовательности действий;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
анализ объектов с целью выделения признаков
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
4. Практическая работа.
Анализирует с детьми свою подделку.
В древнем мире часто облицовывали дворцы плиткой. Давайте создадим целую галерею образов для дворца. У вас на столах картон и нанесите на него пластилин толщиной 0,5 см. Выберите один из видов рельефа и нанесите рисунок на плитку. В зависимости от выбранного рельефа, либо убирается лишнее (барельеф), либо наращивается объем (горельеф). Использование стеков, ампулы шариковой ручки позволит выполнять декорирование или передать фактуру фантастического существа (чешуя, шерсть, колючки и др.)
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж, стимулирует творческую активность учащихся
Анализируют работу, которую выполнил учитель.
Выполняют практическую часть.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
5. Подведение итогов.
— Составление композиции из рельефов в единое панно. Подведение итогов.
— Встаньте все пожалуйста. Спасибо, ребята, за чудесный урок. До свидания!
Дети отвечают на вопросы
нравственноэтическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания.
оценка — выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: структурирование знаний;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Зерноградский педагогический колледж»