Что такое религиозный фактор

Религиозный фактор – сущность и содержание

«Религиозный фактор» – категория, применяемая для обозначения воздействия, оказываемого со стороны религии на тот или иной объект (предмет), которое имеет определенное значение для его функционирования в конкретных социально-политических условиях.

Определив сущность религиозного фактора, рассмотрим его содержание с точки зрения структуры самой религии. Начнем знакомство с религией, следуя совету Шиллера: «Кто хочет победить врага, тот должен отправиться в его стан». керамогранит.

Что такое религиозный фактор. Смотреть фото Что такое религиозный фактор. Смотреть картинку Что такое религиозный фактор. Картинка про Что такое религиозный фактор. Фото Что такое религиозный фактор

Спросим любого верующего, что является главным в религии. Они ответят: «Бог, поклонение Богу, вера в Бога». Что же такое Бог? Вот несколько рассуждений на этот счет священника Г.Петрова из его книги «Беседы о Боге и божией правде», изданной в 1903 году: «Каждый, вероятно, знает по себе, что чужой пристальный взгляд, устремленный на нас, дает нам себя чувствовать. Мы сидим за книгой, заняты делом, ведем разговор, вдруг чувствуется нам не по себе. Мы невольно оборачиваемся, подымаем глаза и видим, что на нас пристально смотрят, как бы заставляя взором и нас ответить тем же. Бывают случаи еще большей чувствительности и отзывчивости на стороннее присутствие. Люди, случайно попавшие в громадное темное помещение, под влиянием особенно усилившейся от страха или чего иного впечатлительности, безошибочно угадывают, есть кто с ними тут вместе или нет, несмотря на полную тишину и темноту. Никого не видно и не слышно, а чувствуется, что кто-то есть. Так и все человечество на земле. Мы видим окружающий нас мир, но сердцем чуем, что есть кто-то выше мира, что мы не одни здесь на земле, что на нас устремлен издали чей-то пристальный взгляд, и люди всюду озираются, ищут невидимое, но чувствуемое существо».

Исторический опыт и практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и даже элементы этих отдельных компонентов.

Как известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация

. Каждый из них, в свою очередь, обладает своей внутренней структурой.

, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Раскрытие содержания термина «религиозное сознание» рассмотрим на примере религиозной карты современного российского общества, которая не так однозначна и определенна, как представляется на первый взгляд. Результаты социологических исследований религиозной сферы жизни граждан России, указывают на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так среди граждан России, заявивших в ходе социологического опроса о своей принадлежности к православию, только 51,3% опрошенных верят в существование Бога, еще 26,1% православных граждан верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% заявили о своем неверии в существование Бога, а 17,4% православных участников опроса затруднились с ответом (диагр. 4).

Источник

Религиозный фактор в мировой политике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Религия и религиозный фактор в мировой политике

Религия – это определенная система взглядов.

Понятие религии весьма обширно. Ее можно рассматривать с различных сторон, будь то особого рода мировоззрение, некий культ или набор ритуалов, личный опыт переживания сверхъестественного или же совокупность определённых институтов. В рамках мировой политики религия выступает преимущественно в двух ипостасях:

В целом религия существует в нескольких аспектах (рисунок 1).

Рисунок 1. Ключевые аспекты существования религии в системе международных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современном мире религия выступает своего рода началом, способствующим организации отношений между индивидами и обществами, а также между различными формами власти и авторитета в мире с одной стороны, и достижению в системе политических ценностей некоего консенсуса – с другой стороны. Внимание к ней возрастает в условиях нарушения стабильности мирового развития и возникновения серьезных конфликтов и противоречий.

В наши дни вопрос актуальности религиозного фактора в жизни современного общества и мировой политике государств приобретает все большее значение. Интерес к нему растет как в научной среде, так и в средствах массовой информации. В последние годы религиозный фактор в научном дискурсе и массовом сознании все чаще ассоциируется либо с исламским терроризмом, либо с эмиграцией из исламских государств. При этом христианство отходит на второй план. Таким образом, общая картина мира несколько искажается.

Готовые работы на аналогичную тему

Сегодня в условиях обострения межрелигиозных, межцивилизационных и межкультурных противоречий актуальность анализа участия религиозных организаций в мировой политике с каждым днем неуклонно растет. В свете конъюнктурной политической ситуации в мире соотношение религии и мировой политики становится все более значимым. Основными причинами тому являются следующие факторы:

В современной системе международных отношений религия приобретает особое значение, оказывая существенное влияние на различные сферы деятельности общества, включая мировую политику.

Конфессиональный и религиозный факторы в мировой политике

Говоря о религиозном факторе в современной мировой политике, следует его четко отличать от фактора конфессионального. В общем смысле под религиозным фактором принято понимать некую категорию, применяемую для обозначение воздействия религии на систему международных отношений и мировую политику, в частности. Конфессия же представляет собой организованную религию, воплощенную в каких-либо социальных институтах, будь то буддистская сангха, система улемов у мусульман или церковь у христиан. Любая религия имеет некую институциональную структуру.

Институциональные структуры различных религий выступают участниками мирового политического процесса и в определенном смысле представляют собой аналоги неправительственных организаций. Однако, относить деятельность религиозных организаций непосредственно к религиозному фактору с мировой политике не совсем корректно, поскольку речь в данном случае идет о влиянии религиозных организаций, а не религии как мировоззрения.

В условиях современности религиозный фактор в мировой политики определяется скорее фундаментальными представлениями о религии и ее составляющих, формирующими особый образ мышления и мировоззрения. Как показывает практика, он нередко становится определяющим либо же объявляется таковым при проведении военных конфликтов новейшего времени. При этом нередки случаи, когда собственно религиозные аргументы используются лишь в качестве лозунгов, в то время как суть самих конфликтов кроется в борьбе за ресурсы.

В современной системе международных отношений религиозный фактор накладывает свой отпечаток на все политические решения, принимаемые странами и их представителями на мировой арене. Абстрагироваться от него не представляется возможным. В то же время, степень его влияния на мировую политику в определенной мере зависит от региона и самой сферы политической жизни.

Взаимосвязь и взаимовлияние мировой политики и религии

Итак, как показывает практика, мировая политика и религия тесно взаимосвязаны между собой. Современные эксперты выделяют несколько причин, обуславливающих взаимовлияние мировой политики и религии. Основными из них являются:

Уже после Второй мировой войны европейцами была выдвинута идея о том, что следование в политике религиозным нормам способно выводить государства и общество на качественно новые уровни благосостояния.

Источник

Религиозный фактор как основа национального единства

Что такое религиозный фактор. Смотреть фото Что такое религиозный фактор. Смотреть картинку Что такое религиозный фактор. Картинка про Что такое религиозный фактор. Фото Что такое религиозный фактор
Выступает епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан

Отношения Церкви и общества в разные эпохи в различных странах имеют свои особенности. Здесь нет общих схем и универсальных рецептов. И даже сегодня, во времена глобализации, сохраняются региональные и национальные отличия.

Для современной России можно выделить несколько моментов, оказывающих влияние на развитие церковно-общественного диалога. Первый из них – переходное состояние современного российского общества. Будучи участниками событий, мы, думается, еще до конца не осознали масштабы произошедших за последние 15–20 лет изменений. И этот процесс продолжается, хотя, конечно, контуры нового устройства уже обозначены и во многом сформированы.

Православие на протяжении столетий было духовным стержнем России, пронизывающим все сферы жизни общества и государства. Придя к власти в 1917 году, большевики попытались уничтожить Церковь, построить атеистическое общество. Несмотря на огромные усилия государственного атеизма – от пропаганды до массовых расстрелов, Церковь в России сохранилась, однако общество в большой степени оказалось расцерковленным. Сложилась ситуация, когда верующий человек вынужден был скрывать свою веру.

И потому, когда в 1990 году закон закрепил свободу вероисповедания, мы столкнулись с тем, что институты государства и общества оказались к этому не готовы. Да, концептуально, на уровне правовых актов и политических заявлений, от советской модели религиозного гетто отказались. Однако на практике осталось множество вопросов, требующих своего разрешения.

Рассмотрим, например, правовую сферу. В период трансформации общества Церковь вступила, не имея практически никаких юридических гарантий существования и деятельности. Прошло двадцать лет, принято два закона, регулирующих церковно-общественные и церковно-государственные отношения, и множество других актов, затрагивающих эту область.

Однако до сих пор приходится сталкиваться с неправовым подходом в различных ситуациях. Особенно это заметно, когда дело касается возвращения церквей и монастырей. Постоянно возникают предложения о создании госоргана в сфере религии. Последнее по времени предложение такого рода высказал 26 января 2007 года сенатор Слуцкер.

В связи с этим возникает вопрос, стремимся ли мы к построению правового государства и гражданского общества или планируем возродить советские схемы, когда государство пыталось управлять всем на свете. К чему это привело, всем известно. Поэтому скажем определенно: нельзя пытаться подменить партнерство и диалог восстановлением Совета по делам религий. Это контрпродуктивно.

Другой пример. На религиозные организации распространили в прошлом году действие нового закона о некоммерческих организациях. Включая подробную отчетность, например, о том, сколько собраний было проведено и сколько членов организации в них приняло участие. Конечно, в определенной мере церковные структуры можно назвать институтами гражданского общества. И это действительно некоммерческие организации. Но ведь православный приход или монастырь существуют совершенно на иных началах, чем общество филателистов и правозащитный фонд. Значит, должна быть и дифференциация подходов.

То же касается и призыва на военную службу священнослужителей. Долгое время эта проблема не была регламентирована и находила разрешение на основе уважения обычая. Затем последовал Указ Президента, освобождающий духовенство от призыва. Сегодня эта норма отменена в пакете с другими. Но ведь есть церковные каноны, которые надо уважать. И это должно зависеть не только от доброй воли руководителя призывной комиссии, а закреплено в законе.

В этой связи нельзя не вспомнить вопрос о присутствии духовенства в армии. Руководство ведомства, хотя и не безоговорочно, такое присутствие поддерживает. Военнослужащие ждут, когда это, наконец, свершится. Ко мне, как управляющему епархией, практически ежедневно поступают просьбы о том, чтобы священнослужитель пришел в часть, провел беседу, совершил богослужение. Во многих подразделениях по своей инициативе строят часовни и храмы, просят назначить постоянного священника.

Казалось бы, единственное, что может помешать, – это нехватка духовенства. Но нет. Находятся общественные и политические деятели, организующие кампании протеста. И решение вопроса, весьма и весьма насущного, все затягивается и затягивается.

А ведь армия, действительно, нуждается в духовном окормлении. Ибо военная служба, даже в мирное время, даже в самых благоприятных бытовых условиях, всегда сопряжена с испытаниями, сложными, зачастую конфликтными ситуациями. Представьте себе казарму. Несколько десятков парней, оторванных от привычной жизни. Все они разные в социальном, этническом, культурном плане. Понятно, что такой коллектив особенно нуждается в мире и согласии, достижимых только на прочной духовно-нравственной основе. Кто как не священник поможет воинам обрести и сохранить такую основу!

Противники присутствия духовенства в Вооруженных силах аргументируют свою позицию тем, что внесение религиозного фактора в жизнь армии повредит ее единству, подорвав тем самым боеспособность. Но зададимся вопросом, а существует ли сегодня такое единство, и не только в армии, а и во всем нашем обществе? Есть ли у нас общенациональная идентичность?

Такая идентичность, безусловно, была в дореволюционной России. И основывалась она на религиозном единстве, на Православии. Своя идентичность присутствовала, хотя и с оговорками, и в советском обществе. Современная Россия, кажется, все еще ищет себя.

Поиски, прямо скажем, затянулись, и это угрожает будущему России. Ибо современный мир также вступил в этап очередной перестройки. Послевоенное мироустройство, о котором говорили как о вечном, продержалось всего полвека. Сегодня весь мир находится в движении. Меняются идеология и политика, создаются новые союзы и распадаются старые. Возникают военные угрозы там, где их не было уже веками. В этих непростых условиях для любой страны возрастает значение общественного согласия. Ибо уже много раз в человеческой истории оправдывалась та истина, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет».

А прочной основой для согласия может быть только религиозный фактор. Поскольку политические и идеологические концепции никогда не поспевают за реальной жизнью, гораздо более сложной и динамичной, чем любая доктрина. И только религия неизменна и отвечает самым глубоким чаяниям людей.

Каждый человек и каждое общество стремится к благу, счастью. В Православии решение вопроса о благе основывается на исповедании бытия Бога и бессмертии человеческой личности. По христианскому откровению, Бог есть Бытие (Сущий) и Сознание (Премудрость), Триипостасная Любовь, Истина. Уже из этого видно, что Бог и есть то Благо, Которым все живет и движется и существует.

Этот принцип определяет смысл и содержание классической русской культуры во всем ее многообразии, включая и социальные аспекты. Этот принцип определяет нравственные устои нашего народа, а значит, и основы юриспруденции. Именно из нравственных принципов вырастают законы. Сначала была Божия заповедь «не убий», а потом уже появилась юридическая норма, предусматривающая наказание за преступление заповеди Божией, принятой как нравственный закон.

И в этом смысле современная правовая система также находится на распутье. Либо остаться верной заповедям Божиим и нравственным нормам как основе законотворчества, либо отказаться от нравственности и взять за основу политическую корректность, где понятия о добре и зле настолько размыты, что остается только один безусловный вид преступлений – против самой политкорректности.

Естественно, что для верующего человека такое положение дел неприемлемо. С точки зрения нашего законодательства, уже сегодня возможен парад гомосексуалистов в Москве или любом другом городе или селе России. Но не так думает православная общественность. И свою позицию выражает ясно и недвусмысленно. Пока людям это позволяют, пока власти имеют возможность не разрешить подобную демонстративную акцию, пропагандирующую порок. Но что будет завтра? Если мы будем молчать, не будем формировать общественное мнение, добиваться от законодателей уважения прав верующих, последствия могут быть печальными для России.

Принцип свободы совести оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества. Но с другой стороны, религиозная свобода говорит о потере единства духа, об утрате обществом религиозных целей и ценностей, об отходе от веры, расцерковлении и фактическом равнодушии к делу Церкви и к победе над грехом. И самое главное, теряется идея единства истины. Остались одни мнения – следовательно, все размыто, идет религиозный регресс. Освобождаясь от религии и морали, общество идет к разложению, рабству и тирании! Подмена христианской свободы идеей свободы жить по похоти является величайшим обманом.

Значит, нужно идти другим путем, путем уважения духовно-нравственной традиции России, путем уважения православной культуры. И естественный шаг на таком пути – преподавание основ православной культуры в общеобразовательных школах. Сегодня только школа может осуществить эту задачу профессионально и массово.

Но, как и в случае с присутствием духовенства в армии, введение преподавания основ православной культуры в школе встречает серьезное противодействие. И вновь мы слышим те же аргументы о поликонфессиональности и полиэтничтности российского общества, о необходимости толерантности.

Да, наше общество полиэтнично, но более 80 % населения – русские. Да, помимо православных верующих, в России есть мусульмане, есть буддисты, иудеи, представители других конфессий, но более половины населения – православные.

Отдельного разговора заслуживает позиция современных российских средств массовой информации в религиозной сфере. Религиозная тематика в светских СМИ присутствует только в связи с какими-либо событиями политической или общественной жизни. Не всегда эти публикации компетентны, а иногда они и вполне злонамеренны. Во многом такое положение дел является следствие невыстроенности отношений религиозных организаций и масс-медиа. Все-таки журналистам надо признать, что духовная жизнь существует и является важной и значимой для большинства жителей России. А нам, духовенству и мирянам, надо учиться находить общий язык со СМИ, доносить до них нашу позицию.

Это тем более важно, что сегодня на формирование общественного мнения, на развитие культуры общества телевидение, пресса и Интернет оказывают огромное влияние.

Главное, чтобы голос Церкви был слышен в социальной сфере, в школе и воинских подразделениях, в средствах массовой информации. Чтобы православные граждане были активными участниками политической жизни в стране, в частности, серьезно относясь к выборам в различные органы муниципальной и государственной власти. А избрав депутата или градоначальника, контролировали его деятельность.

Сегодня, в условиях трансформации общества и государства, от каждого из нас зависит то, какой станет Россия, какой будет наша Отчизна – Россией Ксеркса иль Христа.

Источник

Религиозный фактор в истории развития международных отношений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Религиозный фактор и конфессиональная дифференциация мирового пространства

Религиозный фактор – это влияние религии как социального института на нерелигиозные стороны жизни общества.

На протяжении всей истории развития человечества религиозный фактор представлял собой важную составляющую международной жизни и нес в себе огромные политические последствия. Он выступал оплотом войн и конфликтов, в то же время, создавая платформу для сотрудничества. В целом справедливо говорить о том, что религиозный фактор свое активное проявление нашел в двух основных сферах международных отношений – политической и социокульутрной.

Сегодня мы можем наблюдать конфессиональную дифференциацию мирового пространства, которая имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, она может усиливать, а с другой – снижать общий уровень конфликтности международных отношений. При этом следует понимать, что хоть идеи диалога цивилизаций и сотрудничества представителей различных религиозных общностей сегодня набирают все большую популярность, принадлежность к какой-либо религии в большинстве случаев по-прежнему является разъединяющим фактором. В особенности это можно проследить на примере роста фундаменталистских настроений среди христиан и мусульман, а также примеров, демонстрирующих политизацию религиозной принадлежности.

Характерными особенностями религиозного фактора, опосредующего систему международных отношений, сегодня являются:

В настоящее время мировые религии находятся на стадии трансформации, в виду чего растет общественный запрос на сотрудничество административных и религиозных элит в сфере выстраивания международных отношений.

Место и роль религиозного фактора в истории развития международных отношений

Религиозный фактор на протяжении всей истории человечества оказывал значимое влияние на обеспечение толерантности взаимодействия представителей различных религиозных конфессий и групп по отношению друг к другу. Помимо прочего он неизбежно сказывался на международных отношениям, порой проявляясь не только прямо, сквозь призму деятельности каких-либо политических движений или организаций, но и косвенно. Помимо явных проявлений влияния религии на построение и развитие международных взаимосвязей, стоит отметить тот факт, что во многих странах мира религиозная принадлежность кандидатов играет важную роль при их выборе (назначении) на те или иные государственные должности.

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельного внимания заслуживает влияние религиозного фактора на развитие международных военных конфликтов, затронувших Европу, Азию, Африку и страны других континентов. Так, в конце первой половины XVI века на территориях Германии и Швейцарии началась эпоха сильнейших религиозных войн, получивших международный характер. В Азии противостояния народов с различными вероучениями неоднократно приводили к множеству кровавых столкновений. Нигерия на протяжении всего ХХ века была окутана религиозным противостоянием. И таких примеров в мировой истории огромное множество.

В современном мире религия все чаще становится поводом для организации и проведения радикальных террористических актов и вооружённых конфликтов. В особенности это касается Востока.

Таким образом, религиозный фактор в истории развития международных отношений превратился в своего рода катализатор мировых и национальных конфликтов. В обозримом будущем его роль в этой ипостаси будет лишь возрастать. При этом последствия будут непредсказуемыми, особенно, учитывая тот факт, что в воюющих из-за религии стран население растет стремительными темпами, а ситуация там быстро ухудшается. Не исключена возможность начала новой широкомасштабной войны, в основу которой помимо прочего будет положена религиозная подоплека.

Влияние религиозного фактора на современную систему международных отношений

В современном мире религиозный фактор оказывает ничуть не меньшее влияние на международные отношения, нежели пару столетий назад. Меняются лишь формы его проявления. Сегодня проявляется он в двух формах (рисунок 1). Рассматривать их имеет смысл сквозь призму религиозных организаций, порождающих этот религиозный фактор.

Рисунок 1. Формы проявления религиозного фактора в современной системе международных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эксперты отмечают, что последние полвека были ознаменованы неким «религиозным бумом», проявлением которого стало создание целого ряда религиозных организаций, число которых продолжает множиться и по сей день. Одни из них носят исключительно мирный характер, деятельность других превращается в одну из серьезнейших угроз всему человечеству вне зависимости от цвета кожи или расовой принадлежности. К числу международных религиозных организаций, деятельность которых не несет в себе угрозы мировому сообществу, модно отнести:

Несмотря на разность преследуемых ими целей, все они выступают в роли центра координации действий тех или иных религиозных общин. Их считают полноправными акторами современной системы международных отношений. Некоторые из них способны оказывать прямое влияние на мировую политику, другие предпочитают косвенное воздействие. Их деятельность в целом несет нейтральную или положительную оценку.

Существуют и другие международные религиозные группы и организации («ИГИЛ», «Аль-Каида», «Талибан» и др.), деятельность которых нельзя оценить как мирную. Являясь радикальными террористическим группировками, запрещенными на территории России и других государств мира, они несут в себе угрозу для всех стран мира. В борьбе с ними международные акторы вынуждены объединяться и сотрудничать.

Источник

Религиозный фактор в международных отношениях

Что такое религиозный фактор. Смотреть фото Что такое религиозный фактор. Смотреть картинку Что такое религиозный фактор. Картинка про Что такое религиозный фактор. Фото Что такое религиозный фактор

Профессор кафедры мировых политических процессов Ксения Боришполец — об изменении роли религии в международных отношениях.

Конфессиональная дифференциация мирового пространства позволяет как усилить, так и снизить конфликтность международных отношений. Характерно, что, несмотря на популярность идей диалога цивилизаций и сотрудничества представителей религиозных общностей, принадлежность к той или иной религии остается разъединяющим фактором. Это особенно заметно на фоне происходящего сегодня подъема фундаменталистских настроений среди мусульман и христиан и многочисленных примеров политизации религиозной принадлежности. Чтобы оценить влияние религии на международные отношения, необходимо учитывать следующие моменты:

Конфессиональная динамика в условиях глобализации

Современный этап мирового развития опровергает распространенные представления о том, что роль мировоззренческих предпосылок человеческого поведения снижается. На фоне размывания идеологического компонента политики существенно возросла роль религиозных установок. Противоречия глобализации повсеместно затормозили процесс ухода религии в область «личной духовности». Как показывает международный опыт, религия все больше определяет образ жизни приверженцев ислама, а религиозный ренессанс в разных формах ощущается среди христианских и других религиозных общин. Религиозные деятели активно высказываются по вопросам международной политики. Их встречи, предшествующие началу официальных конференций «Г-20», стали важным публичным элементом этого формата.

Современная конфессиональная динамика характеризуется не только активизацией религиозной жизни. Существенно изменилась численность основных конфессиональных групп населения земли. Теперь среди них преобладают мусульмане, главным образом суннитского толка. Значимость количественных изменений в ведущих религиозных общностях усиливается в свете интенсификации миграционных процессов. Главные миграционные потоки идут из зоны распространения ислама в зону стран, чья культура сложилась под влиянием христианских ценностей. Фактически это означает экстенсивный рост численности мусульман и необходимость качественно менять деятельность всех ветвей христианства.

Асимметричность глобальной динамики конфессиональных структур влияет и на внутренние процессы организации конфессий. Так, активный рост и расширение границ исламского общества ведет к изменениям в системе духовного лидерства исламского мира и повышению роли религиозных деятелей среднего звена в формировании массовых религиозных установок. Что касается христианских течений, то для них больше характерна консолидация исторически сложившихся механизмов централизованного церковного управления.

Наряду с изменением численности религиозных групп, характерной чертой конфессиональной динамики является эффект «перемешивания» мирового конфессионального пространства. Он особенно ощутим в развитых индустриальных странах и, как ни парадоксально, в Африке. В нынешнем десятилетии этот эффект оказывает все большее влияние и на деятельность РПЦ, которая стремится укрепить связи с зарубежными православными общинами.

Таким образом, сейчас мировые религии переживают период трансформации. В этой связи повышается общественный запрос на сотрудничество религиозных и административных элит в сфере социального госуправления. Для государственных участников такое взаимодействие позволяет сохранить или даже упрочить потенциал «мягкой силы» на международной арене, а для религиозных кругов — укрепить статус своих лидеров в ходе адаптации к условиям глобализации.

Религиозные организации в контексте международного сотрудничества

Включение религиозных организаций в международное сотрудничество характерно не только для постбиполярного периода. Однако эта практика получила особое развитие под влиянием таких крупных инициатив, как «Диалог цивилизаций» (иранский проект) и «Партнерство цивилизаций» (российский проект), а также усилий Ватикана по установлению взаимодействия с мусульманами и иудеями. Существенную роль играет и политика РПЦ по развитию межцерковных связей.

Однако четких представлений о координации усилий, которые предпринимаются церковными и гражданскими организациями, пока не сложилось. Частичная формализация идеи о роли религии в контексте «Диалога цивилизаций» отражена в тексте «Родосской декларации 2009». В ней указывается, что мировые религии способны играть особо важную роль в укреплении духовных и гуманистических ценностей, напоминая людям об их ответственности за общее благо человечества. Другими словами, религии и религиозные структуры рассматриваются в качестве посредника стратегических гражданских инициатив.

Практическое участие религиозных организаций в развитии международного сотрудничества особенно заметно на таких направлениях деятельности, как искоренение бедности и борьба с ВИЧ/СПИДом в Африке, где во многом благодаря программам католической и протестантских церквей удалось замедлить распространение этого заболевания. Мобилизация усилий и повышение нравственного авторитета религиозных организаций рассматривается и как важнейший элемент антитеррористической борьбы. Речь идет об объединении представителей всех религиозных традиций в совместном осуждении действий террористов, которое последовательно проводится пока только христианскими и буддистскими религиозными структурами.

Религиозные организации только начинают координировать свои международные инициативы. Переход к совместным масштабным проектам будет происходить много времени и усилий. В этой связи важнейшей целью межконфессионального сотрудничества является преодоление взаимного отчуждения религиозных элит, которые играют заметную роль в общественной и политической жизни.

Роль религиозного фактора в международных отношениях продолжает оставаться дискуссионной. И тем не менее, из всего вышесказанного можно сделать несколько практических выводов:

1.Фундаменталистские течения в ведущих конфессиях создают серьезные препятствия на пути преодоления фрагментации глобального гуманитарного пространства, а в ряде случаев и пространства международной безопасности. Политическая роль фундаментализма не ограничивается идеологической подпиткой радикализма. Так, в мусульманских странах современный исламский фундаментализм трансформировал глубинный протестный заряд в потенциально полномасштабные политические программы. Размах этого процесса делает исламский фундаментализм влиятельным субъектом мировой политики. Это влияние, в частности, ярко проявляется в регионах постсоветского пространства.

2. Идея международного межконфессионального сотрудничества выступает не только как альтернатива глобальным прогнозам апокалиптического толка, но и как важная основа урегулирования локальных конфликтов. Вместе с тем она остается скорее факультативным фактором, значимость которого зависит от политических условий.

3. Внешнеполитическое планирование с учетом межконфессионального сотрудничества позволяет говорить о включении новых элементов в регулирование международных отношений. В практическом смысле это значит, что религиозные структуры смогут играть более весомую роль в определении проблем, их анализе и непосредственном воплощении принятых и согласованных решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *