Что такое религиозный характер

Религиозный человек — кто он?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Русский философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский сказал, что «человек – это его вера». Но кого можно считать верующим или религиозным человеком? Что вообще это значит – быть религиозным, и откуда взялось само слово «религия»?

С этой статьи мы в рубрике «Толковый словарь» начинаем разбирать и латинские слова. Латинский язык тоже очень важен для Православной Церкви. Как и древнегреческий, это язык Священного Писания. Знаменитая Вульгата, переведенная Блаженным Иеронимом, написана в конце 4 – начале 5 века после Рождества Христова. На латинском языке писали многие отцы Церкви: Тертуллиан, Августин, Лактанций, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Многие слова в русском языке, важные для христианской религии и религиозного сознания, восходят к латинскому языку. То же слово «религия», например. Или «семинария», «конфессия», «культ» и т.д. Поэтому латинский язык наряду с церковнославянским и древнегреческим всегда преподавался в духовных школах (академиях и семинариях) Русской Православной Церкви. Более того, само преподавание в семинариях в нашей стране велось на латинском языке вплоть до 1820–1830-х гг.! Лишь позже в семинариях полностью перешли на русский язык.

Также из латинской лексики берут свое происхождение слова, которые обозначают важные и актуальные явления, отношение к которым сегодня далеко не безразлично для церковного сознания: либерализм, фанатизм, секулярность, толерантность, интеллигенция, мораль, цивилизация, культура и т.д. Все эти слова тоже пришли из латинского языка.

Начнем же мы латинский Толковый словарь со слова «религия». Думаю, это будет логично.

Существует несколько теорий о происхождении или этимологии слова religio(еще это слово имеет в латинском языке такие значения как совестливость, благочестие, благоговение, святость и даже сомнение). Каждая из них по-своему интересна и позволяет лучше видеть в феномене религии и религиозности разные смысловые грани.

Итак, еще знаменитый римский оратор и политик 1 в. д.н.э. Цицерон производил religio от глагола relegere – вновь собирать, посещать, перечитывать, опять осуждать и обдумывать. Вот что он говорил в своем трактате «О природе богов»:

«Те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi)».

Если согласиться с таким толкованием и такой этимологией, то тогда религиозен тот, кто относится к Высшей Силе с особым почтением, благоговением и вниманием, кто постоянно думает о Ней и возвращается к ней в своих мыслях, регулярно читает и перечитывает священные книги. То есть, в феномен религиозности обязательно должно входить глубокое почтение и благоговейное отношение к Тому, в Кого и во Что веришь.

Другая, очень известная этимология слова religio принадлежит западному христианскому писателю и оратору Лактанцию (250 – 325). Он считал, что слово «религия» происходит от глагола religare – «связывать», «соединять». Поэтому Лактанций определял религию как «союз благочестия» человека с Богом, благодаря которому человек находится в соединении с Богом:

«С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия… Так имя “религия” произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека».

Это толкование указывает на самое, пожалуй, существенное в религии, на то, что это реальное соединение или союз Бога с человеком. Оно устанавливается самим Богом, поскольку этим союзом благочестия Сам «Бог соединил с Собою человека». Значит, подлинная религия основана на Божественном Откровении, а не на просто человеческих открытиях. С другой стороны, это и реальная экзистенциальная связь, раз в этом союзе человек на деле, в своей жизни и в своем сердце должен повиноваться и следовать Господу.

В целом же два этих этимологических толкования феномена религии и религиозности хорошо дополняют друг друга. Получается, если исходить из латинского языка, что религиозен тот, кто стремится к благочестивому соединению или союзу с Богом, который невозможно представить без благоговейно и максимально почтительного отношения человека к Богу и Небесным Силам.

Источник

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Русский философ-славянофил Иван Васильевич Киреевский сказал, что «человек – это его вера». Но кого можно считать верующим или религиозным человеком? Что вообще это значит – быть религиозным, и откуда взялось само слово «религия»?

С этой статьи мы в рубрике «Толковый словарь» начинаем разбирать и латинские слова. Латинский язык тоже очень важен для Православной Церкви. Как и древнегреческий, это язык Священного Писания. Знаменитая Вульгата, переведенная Блаженным Иеронимом, написана в конце 4 – начале 5 века после Рождества Христова. На латинском языке писали многие отцы Церкви: Тертуллиан, Августин, Лактанций, Иоанн Кассиан Римлянин и другие. Многие слова в русском языке, важные для христианской религии и религиозного сознания, восходят к латинскому языку. То же слово «религия», например. Или «семинария», «конфессия», «культ» и т.д. Поэтому латинский язык наряду с церковнославянским и древнегреческим всегда преподавался в духовных школах (академиях и семинариях) Русской Православной Церкви. Более того, само преподавание в семинариях в нашей стране велось на латинском языке вплоть до 1820–1830-х гг.! Лишь позже в семинариях полностью перешли на русский язык.

Также из латинской лексики берут свое происхождение слова, которые обозначают важные и актуальные явления, отношение к которым сегодня далеко не безразлично для церковного сознания: либерализм, фанатизм, секулярность, толерантность, интеллигенция, мораль, цивилизация, культура и т.д. Все эти слова тоже пришли из латинского языка.

Начнем же мы латинский Толковый словарь со слова «религия». Думаю, это будет логично.

Существует несколько теорий о происхождении или этимологии слова religio (еще это слово имеет в латинском языке такие значения как совестливость, благочестие, благоговение, святость и даже сомнение). Каждая из них по-своему интересна и позволяет лучше видеть в феномене религии и религиозности разные смысловые грани.

Итак, еще знаменитый римский оратор и политик 1 в. д.н.э. Цицерон производил religio от глагола relegere – вновь собирать, посещать, перечитывать, опять осуждать и обдумывать. Вот что он говорил в своем трактате «О природе богов»:

«Те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi)».

Если согласиться с таким толкованием и такой этимологией, то тогда религиозен тот, кто относится к Высшей Силе с особым почтением, благоговением и вниманием, кто постоянно думает о Ней и возвращается к ней в своих мыслях, регулярно читает и перечитывает священные книги. То есть, в феномен религиозности обязательно должно входить глубокое почтение и благоговейное отношение к Тому, в Кого и во Что веришь.

Другая, очень известная этимология слова religio принадлежит западному христианскому писателю и оратору Лактанцию (250 – 325). Он считал, что слово «религия» происходит от глагола religare – «связывать», «соединять». Поэтому Лактанций определял религию как «союз благочестия» человека с Богом, благодаря которому человек находится в соединении с Богом:

«С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия. Так имя “религия” произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека».

Это толкование указывает на самое, пожалуй, существенное в религии, на то, что это реальное соединение или союз Бога с человеком. Оно устанавливается самим Богом, поскольку этим союзом благочестия Сам «Бог соединил с Собою человека». Значит, подлинная религия основана на Божественном Откровении, а не на просто человеческих открытиях. С другой стороны, это и реальная экзистенциальная связь, раз в этом союзе человек на деле, в своей жизни и в своем сердце должен повиноваться и следовать Господу.

В целом же два этих этимологических толкования феномена религии и религиозности хорошо дополняют друг друга. Получается, если исходить из латинского языка, что религиозен тот, кто стремится к благочестивому соединению или союзу с Богом, который невозможно представить без благоговейно и максимально почтительного отношения человека к Богу и Небесным Силам.

Иллюстрация: Михаил Нестеров, «Святая Русь»

Источник

Религиозность

Что такое религиозный характер. Смотреть фото Что такое религиозный характер. Смотреть картинку Что такое религиозный характер. Картинка про Что такое религиозный характер. Фото Что такое религиозный характер

Другие определения религии:

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Содержание

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, [4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). [6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Что такое религиозный характер. Смотреть фото Что такое религиозный характер. Смотреть картинку Что такое религиозный характер. Картинка про Что такое религиозный характер. Фото Что такое религиозный характер

Основные функции религии

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д. [14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д. ) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Источник

Религия в социальной системе

Чтобы иметь возможность обновляться в силе, ставить и достигать достойные перед людьми и Богом цели, нужно иметь в своём сердце веру, связывающую нас с Богом надеждой на нашего Творца и на Его помощь, надеждой на Его мудрое Отцовское руководство.

Итак, глазами науки тезисно о нашей связи с Богом, о религии, её структуре, функциях и влиянии на человека и общество.

Религия

Религия – форма общественного сознания, признающая сверхъестественные силы, которые создали окружающий мир и человека и могут влиять на ход событий в окружающем мире и человеческой судьбе.

Религиозное сознание

Религиозное сознание – сознание, отражающее связь между человеком и сверхъестественными силами. Сознание человека – закономерные связи личности с окружающим миром, запечатленные в системе: чувственных и умственных образов; мотивов; действий; переживания отношения к себе и к окружающим; проявляющиеся в свойствах личности как ядра этой системы. Сознание составляет предмет науки психологии. Специфика религиозного сознания заключается в его направленности на объект веры.

Христианское религиозное сознание базируется на признании источника истины в Откровении – открытии Богом сущности Его Самого, сотворённого Им мира и определения в нём места человека. Религиозное сознание является системообразующим элементом всей религиозной социальной подсистемы. На его основе возникает религиозная деятельность, и затем религиозные организации.

Религиозная идеология

Религиозная идеология – это система религиозных идей и представлений об окружающем мире, формирующая определённое мировоззрение человека и определяющая его сознание как религиозное. Религиозные идеи теоретически выражают представления о существовании таких сверхъестественных сил, которые влияют на процессы, происходящие в обществе и в жизни конкретных людей, и на этой основе формируют обобщенную и теоретически осмысленную картину мира. Идеология подразделяется на повседневную и теоретическую.

Религиозная деятельность

Религиозная деятельность – совокупность практических мероприятий (действий) по реализации вероучения в общественной жизни. Она подразделяется на культовую и внекультовую.

Культовая деятельность – совокупность действий, которые отражают особенности вероучения и способствуют установлению двусторонней связи со сверхъестественным миром. Она является стержневым элементом духовной культуры и культуры вообще.

Цель – получение блага от сверхъестественных сил, развитие религиозного сознания, удовлетворение определённого спектра религиозных потребностей: познавательных, эмоциональных, этических, эстетических.

Способы: просьба, задабривание, угроза санкциями, формально-строгое выполнение религиозных предписаний (попытка избежать санкций).

Объекты: сверхъестественные существа и реальные предметы, которые, по мнению верующих, наделены определёнными сверхъестественными свойствами.

Субъекты: верующие индивиды или религиозные группы.

Элементы : определенные движения или положение тела и его частей (рук, головы…), жертвоприношения, проповедь, молитва, богослужение, обряды, праздники…

Средства : предметы, здания, сооружения, искусство (музыка, живопись, архитектура, скульптура), литература.

Внекультовая деятельность – это действия не связанные с особенными конфессиональными обрядами, но направлены на укрепление позиций вероучения и представляющей его религиозной организации. Подразделяется на внутриконфессиональную и общественную.

— работа религиозных соборов;

— разработка религиозных идей;

— теоретические изыскания, содействующие защите и распространению религии;

— пропаганда религиозных взглядов;

Религиозные отношения

Религиозные отношения подразделяются на две группы: отношения со сверхъестественными силами и религиозные общественные отношения.

Отношения со сверхъестественными силами – отношения, основывающиеся на вере в возможность двусторонних контактов с духовным миром и реализующиеся в религиозном культе.

Религиозные общественные отношения – общественные отношения, складывающиеся по поводу благ или обеспечения каких-либо интересов в религиозной сфере, в соответствии с религиозным сознанием, возникающие в связи с осуществлением вероисповедания, реализующиеся в непосредственном осуществлении религиозной деятельности, а также опосредованно через деятельность государства, органов местного самоуправления и их должностных лиц, наделённых религиозной компетенцией.

Специфика религиозных отношений зависит от множества факторов и обуславливается конкретной формой религиозного сознания, сформированного религиозной идеологией. Выделяются основные типы сознания в отношении к религии.

— доминантная религиозная ориентация;

— второстепенная религиозная ориентация;

— неустойчивая религиозная ориентация;

— индифферентная религиозная ориентация (нерелигиозное сознание);

Религиозные организации

Религиозная организация – объединение последователей той или иной религии, на основе общности верования и культа, являющееся первичным элементом религии как социального института, сформированного на основе культовой деятельности и соответствующих общественных отношений.

Религиозная община – первичная религиозная организация, объединяющая верующих и служителей культа. В православной и католической церкви называются приходами.

Социальные функции религии

Социальные функции религии – характер и направленность влияния религии на индивида, общество или его составные части. Религия выполняет ряд взаимосвязанных функций, формирующих систему её социальных функций.

Мировоззренческая функция – формирование у человека устойчивого мировоззрения, религиозного взгляда на мир и места в нём человека, определённых жизненных ориентаций и установок, базирующихся на религиозном объяснении мира, догматике, символах веры. Специфика такого мировоззрения состоит в том, что действительность преломляется сквозь призму веры в сверхъестественный мир.

Мировоззрение может характеризоваться уровнем отражения, целостностью или фрагментарностью, сбалансированностью или противоречивостью, последовательностью или эклектичностью.

Регулятивная функция – формирование норм социально-дозволенного и одобряемого поведения, посредством религиозных идей, отражающих ценностные установки. Гарантом воплощения в жизнь этих норм является культовая деятельность, в процессе которой формируются эти установки. Они, в свою очередь, формируют мотив и методы деятельности человека в достижении поставленных целей, конечной из которых является идеал. При этом вырабатывается система ценностей и норм религиозной жизни, являющаяся основой религиозно санкционированного образа жизни верующих. Религиозная идеология упорядочивает мышление человека и организует его деятельность не только в религиозной, но и во всех остальных сферах жизни. Подкрепляется такая упорядоченность системой религиозных санкций за нарушение правил культовой или общественной жизни. Основные из этих санкций представляют собой особую ответственность перед сверхъестественным миром.

Существует дилемма приоритета между конфессиональными и государственно-правовыми нормами, решение которой осуществляется с использованием философско-правовой методологии, рассматривающей охраняемые ценности, определяемые религиозной идеологией. Установка верховенства религиозных норм может быть как положительной, определяющей верховенство права над законом, так и отрицательной, в случае защиты тоталитарно-деструктивной системы управления в религиозной организации, а также в случае любого рода противоправной деятельности.

Легитимирующая функция – (лат. legitimus – законный) узаконивание определённого общественного порядка, социальных институтов на основе религиозных ценностей и норм, высочайших религиозных принципов – максим (лат. maxima – принцип). Стабильное существование социальной системы обеспечивается ограничением действий её членов рамками, узаконивающими образцы поведения, основанные на идеологии. При этом происходит воплощение религиозной идеологии в жизнь, посредством её узаконивания в соответствующих нормативно-правовых актах, регламентирующих общественные отношения, во-первых, религиозные.

Коммуникативная функция – создание и поддержание социальных связей верующих между собой и с окружающим обществом, средство общения по поводу вероучения. Культовые мероприятия рассматриваются еще и как общение со сверхъестественными силами. Религия предлагает верующим общий язык и общую систему жизненных координат, способствующих установлению и укреплению социальных связей. Она обеспечивает связь между верующими как в процессе религиозной деятельности, так и в обыденном общении, в личной жизни, в семейных и в иных общественных отношениях, в том числе, и межгосударственных.

Интегрирующая функция – объединение в общность, как отдельных индивидов, так и различных слоев и групп общества, на основе общих религиозных идей и культовой деятельности. Единое вероисповедание способствует осуществлению своеобразного процесса взаимовлияния культур разных народов, согласованности усилий людей, социальных институтов, групп, организаций на основании единых ценностей, целей и способов их достижения. Особенное значение в повышении эффективности процесса интеграции представляет собой совместное участие в культовой деятельности. Религия в данном случае является мощным фактором социально-культурного прогресса.

Религия может обладать и функцией дезинтеграции, вызывая конфликты, провоцируя религиозную рознь, нетерпимость.

Стабилизирующая функция – обеспечение сохранения веры, укрепления социальных институтов и общественного порядка, посредством положительного влияния на конфликты и изменения, постоянно происходящие в обществе, в определённой степени, управление ими.

Компенсаторная функция – восполнение, в настоящем или будущем времени, практического бессилия человека в противостоянии агрессивному окружающему миру. Результатом является преодоление последствий стресса, восстановление психологического равновесия, сохранение внутреннего покоя, на основе этого, поддержание общественной стабильности.

Воспитательная функция – целенаправленное постоянное воздействие на человека комплекса религиозных мероприятий, способов и средств, с целью формирования у него религиозного сознания и мировоззрения, а также соответствующего активного поведения. Воспитуемым при этом передаётся определённая сумма религиозных знаний, навыков, умений.

Политическая функция – разработка религиозной политической идеологии, формирование соответствующего сознания, взглядов, культуры, способности человека анализировать политические события и выбирать приемлемый вариант поведения.

Экономическая функция – разработка идей служения обществу и Богу посредством труда высокого профессионализма и качества, а также хозяйственной этики, являющейся основой общественного хозяйственного порядка.

Культурообразующая функция – реализация собственной природы религии в упорядочивании, гармонизации и развития общественных процессов, взаимодействия общественных институтов и формирования общественных отношений. Эта функция определяется религией, с одной стороны, как неотъемлемой составной части культуры, с другой, как творца этой культуры и субъекта постоянного её развития и совершенствования, накладывающего свой отпечаток на все её компоненты.

Социальное значение религии

Социальное значение религии определяется суммарным результатом осуществления ее функций в процессе общественных отношений, оценивающимся по параметрам влияния на общественный прогресс, реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности.

Социальные функции религиозной организации

Религиозные организации обеспечивают функционирование религии в обществе, осуществляя такую деятельность как:

— разработка и внедрение в сознание верующих религиозной идеологии;

— обоснование морально-этической доктрины и установление ценностных ориентаций;

— утверждение социальных норм и определение моделей поведения верующих в обществе;

— осуществление установленных санкций по отношению к нарушителям норм религиозной и общественной жизни;

— разработка средств воздействия на сознание людей;

— защита от посягательств оппонентов;

— организация культово-обрядовой жизни;

— поддержание связей с общественными институтами.

Функции РО, по признаку направленности социального влияния подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции РО:

Социальное значение религиозных организаций

Социальное значение религиозной организации определяется суммарным результатом осуществления ее функций в процессе общественных отношений. Результат оценивается по параметрам влияния на общественный прогресс, реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности.

Религиозное право

Господь попустил народам ходить своими путями и не дал нам права отказывать в этом друг другу. Однако мы призваны Творцом созидать и хранить свою веру, порядок и красоту взаимоотношений в нашем обществе, в том числе, и в сфере религиозных отношений, вырабатывая определённые нормы, которые регламентируют эти отношения, воплощаясь в нормативно-правовых актах, законах. Совокупность этих норм, а также соответствующих концепций и идей, составляет религиозное право.

Понятие религиозного права

Религиозное право – отрасль права (совокупность концепций, идей, правовых норм), которая регулирует общественные отношения, возникающие в религиозной сфере.

Религиозное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которого государство регулирует однородные общественные отношения в религиозной сфере, развивая и укрепляя его духовные основы. От других отраслей права оно отличается спецификой предмета и метода регулирования. Не следует отождествлять религиозное право, регулирующее общественные отношения в религиозной сфере с каноническим правом, разновидностью корпоративного права, регулирующего отношения в отдельной религиозной организации.

Предмет религиозного права

Предмет правового регулирования – круг отношений, которые регулируются нормами этой отрасли права. Предмет религиозного права – религиозные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления религиозной деятельности между субъектами религиозной деятельности, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере религиозной деятельности.

Соответственно выделяются два компонента, составляющих предмет религиозного права. Функциональный компонент – отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления религиозной деятельности. Субъектный компонент – субъекты религиозных отношений: субъекты религиозной деятельности и другие участники религиозных отношений.

Метод религиозного права

Метод религиозного права – система способов и приёмов регулирования общественных отношений в религиозной сфере, которыми оперируют правовые нормы в процессе формирования и укрепления общественного религиозного порядка.

Общественный религиозный порядок – состояние системы общественных отношений в религиозной сфере, упорядоченной социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами обычаями), направленной на обеспечение стабильности и эффективности религиозной деятельности, удовлетворение и защиту интересов субъектов религиозных отношений и всего общества. На основе норм права, входящих в совокупность социальных норм, регулирующих общественные отношения в религиозной сфере, складывается религиозный правопорядок. Он является результатом соблюдения в обществе режима законности, выступающей в роли, как принципа, так и метода деятельности государственной власти, органов местного самоуправления и остальных субъектов права, в том числе, субъектов религиозного права. Для религиозного права характерно преобладание начал частного права и диспозитивного метода, над нормами публичного права и соответствующего императивного метода, в их гармоничном сочетании и взаимном дополнении, которое способствует формированию и укреплению общественного религиозного порядка. Общественный религиозный порядок выступает в данном контексте как целеполагающий элемент, интегрирующий разнородные и, по своей сути, противоположные методы, диспозитивный и императивный, разрешения, запрета и обязательного предписания, в единый метод религиозного права.

Принципы религиозного права

Принципы религиозного права – базисные положения, юридически закрепляющие требования, предъявляемые к участникам общественных отношений в религиозной сфере, с целью гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Общесоциальные принцы права.

Человеколюбие – преобладание в формировании и функционировании правовой системы естественных неотчуждаемых прав человека.

Верховенство права – использование права как критерия в оценке законодательных актов и властно-распорядительной деятельности органов власти и управления, на предмет их соответствия нормам права, закрепляющим меру свободы, равенства и справедливости, объединяющим личные, групповые и общественные интересы.

Законность – требование строгого и полного осуществления предписаний закона всеми субъектами права, неотвратимость ответственности за нарушение закона.

Демократизм – участие народа в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Юридические принципы религиозного права.

— свобода мысли, слова, выражения своих взглядов и убеждений, мировоззрения и вероисповедания;

— защита национальных интересов в духовной сфере;

— ограничение отдельных прав и свобод законом, только в интересах охраны общественного порядка, здоровья, моральности населения или защиты прав и свобод других людей;

— общественный и государственный контроль религиозной деятельности;

— запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в религиозную деятельность.

Функции религиозного права

Функции религиозного права – это основные направления его воздействия на религиозные отношения с целью формирования религиозного общественного порядка. Они совпадают с функциями, присущими праву вообще, но имеют свои особенности и подразделяются на две группы.

Общесоциальные функции, проявляющиеся в сфере религиозного права.

Информационная функция – доведение до сведения субъектов религиозных отношений сведений об их правах и обязанностях, ответственности, о направлениях и сущности правового регулирования этой сферы отношений.

Ориентировочная функция – ориентирование на позитивные правовые установки, предполагающие правовую оценку ситуаций, складывающихся в сфере религиозных отношений, и выбор правильного решения.

Воспитательная функция – целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и соответственного активного правомерного поведения. Воспитуемым при этом передаётся определённая сумма правовых знаний, навыков, умений, формируются правовые идеи, чувства, убеждения, вырабатываются стойкие установки на правомерное поведение.

Юридические функции религиозного права.

Регулятивная функция – правовое воздействие, обеспечивающее упорядоченность и организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Субъекты религиозного права наделяются определенными правами и свободами, а государственные органы и должностные лица – компетенцией. Таким образом, при помощи управомочивающих и запрещающих норм закрепляется определённый религиозный правопорядок. Кроме этого религиозное право обеспечивает высокую степень свободы субъектов права, определяя наиболее эффективные направления поведения, учитывающие интересы всех участников религиозных правоотношений.

Охранительная функция – правовое воздействие, обеспечивающее охрану положительных для общества религиозных отношений и вытеснение отрицательных. Устанавливаются и гарантируются государством меры юридической защиты и ответственности, порядка её возложения и исполнения. Охранительная функция выражается в: определении запретов на совершение противоправных деяний; установлении юридических санкций за совершение таких деяний; непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Религиозные правоотношения

Религиозное правоотношение является сложной правовой категорией, состоящей из трёх обязательных элементов: субъектов, объекта, содержания. Эти элементы обладают набором признаков, характеризующих данное правоотношение как религиозное.

Субъекты

Субъекты религиозных правоотношений – юридические и физические лица, которые осуществляют религиозную деятельность, потребляют её результаты, реализуют управленческую компетенцию или организационно учредительные полномочия в сфере религиозных правоотношений.

Юридическим признаком субъекта религиозного права является его религиозная правосубъектность, совокупность общих юридических возможностей по непосредственному или опосредованному участию в религиозной деятельности путём приобретения соответствующих прав и обязанностей. Субъекты религиозных правоотношений имеют различный объём религиозной правосубъектности.

Субъектами религиозных правоотношений могут быть:

— физические лица, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства;

— юридические лица, отечественные, иностранные, совместные;

— субъекты публичного права – государство Украина, АРК, территориальные громады, иностранные государства и др.

Граждане, реализующие конституционное право на свободное исповедание и распространение религии, отправление единолично или коллективно религиозных культов и обрядов, проведение религиозной деятельности, в том числе, граждане, выступающие учредителями религиозных организаций.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются одинаковыми с гражданами Украины правами, за исключениями, установленными в законе.

Религиозные организации (без регистрации юридического лица) имеют отдельные права в сфере религиозных правоотношений.

Религиозные организации (юридические лица) обладают максимальным объёмом религиозной правосубъектности.

Субъекты религиозной деятельности имеют соответствующий набор признаков, обусловленных их правовым статусом.

1. Непосредственное осуществление религиозной деятельности, то есть исповедание и распространение своего вероучения.

2. Организационно-правовая форма – предусмотренная действующим законодательством Украины организационная структура субъекта религиозной деятельности, закреплённая в уставе организации и заявлении о государственной регистрации.

3. Реализация религиозной компетенции – возможность от своего имени осуществлять религиозные права и обязанности.

4. Легальность деятельности – регистрация в установленном законом порядке.

5. Самостоятельная ответственность по своим обязательствам.

6. Обособленное имущество.

Религиозное право, используя комплексный и системный подход, регулирует поведение не только субъектов, непосредственно осуществляющих религиозную деятельность, но учитывает и лиц, чьи интересы, так или иначе, пересекаются с религиозной сферой. При этом в рамках религиозного права возникают права и обязанности лиц, не являющихся субъектами непосредственного осуществления религиозной деятельности.

Физические и юридические лица, вступающие в религиозные правоотношения, но не осуществляющие непосредственную религиозную деятельность. Юридические лица могут быть субъектами гражданского или публичного права.

Органы государственной власти в сфере реализации специальной (религиозной) компетенции рассматриваются как субъекты религиозного права, хотя, в первую очередь, они являются субъектами административного права. У органов государственной власти и местного самоуправления религиозная правосубъектность ограничена объемом осуществления публичных правомочий в религиозной сфере. К ним относятся: государственный орган Украины по делам религий, местные государственные администрации и их главы, управление по делам религий Киевской городской государственной администрации, отделы по делам религий областных и Севастопольской городской государственной администрации, Совет министров Автономной Республики Крым.

Субъектами религиозных отношений являются администрации учреждений, организаций и предприятий, больниц, госпиталей, домов для престарелых и инвалидов государственной и коммунальной формы собственности, командование военных частей, администрация мест предыдущего заключения и отбытия наказания, государственные органы управления образованием, а также суды и органы прокуратуры, их должностные лица.

Органы местного самоуправления имеют властные полномочия по государственному контролю за исполнением религиозными организациями законодательства. Это местные Советы и их исполнительные органы, в частности, сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные комитеты.

В религиозном правоотношении, как и в любом другом, принимают участие не мене двух лиц, уполномоченное и обязанное. В большинстве случаев участники религиозных правоотношений одновременно имеют права и обязанности. Как уполномоченной стороной, так и обязанной может быть одно лицо или несколько лиц.

Объект

Объект религиозных правоотношений – то, что является поводом к возникновению и осуществлению религиозной деятельности субъектов, ради чего возникает правоотношение. Это нематериальные и материальные блага, на которые направлено: субъективное право и соответствующая ему обязанность, с целью удовлетворения интереса уполномоченного лица, или соответствующее фактическое общественное отношение.

Основным объектом религиозных правоотношений являются религиозные убеждения, которыми человек может свободно обладать, практиковать, открыто выражать и распространять. Религиозные убеждения являются поводом к возникновению и осуществлению религиозной деятельности, совокупности практических мероприятий (действий) по реализации вероучения в общественной жизни. Этот объект относится к личным неимущественным благам. Кроме этого объекта существуют и другие, являющиеся элементами религиозных правоотношений.

Результаты действий (работы).

Результаты духовного и интеллектуального творчества в религиозной сфере.

Вещи, используемые в культовой и внекультовой религиозной деятельности.

Личные неимущественные блага: жизнь и здоровье человека, честь достоинство, деловая репутация, имя.

Другие материальные и нематериальные блага.

Содержание религиозного правоотношения

Содержание религиозного правоотношения включает в себя два компонента – социальный и юридический. Социальным содержанием является общественное отношение, юридической формой которого является данная правовая связь. Поэтому содержанием религиозного правоотношения является соответствующее общественное отношение, существующее между субъектами религиозного права и регулируемое нормами религиозного права.

Юридическое содержание религиозного правоотношения – это права и обязанности его субъектов (участников), то есть субъективные права и обязанности.

Виды религиозных правоотношений :

По признаку экономического содержания.

По юридическому содержанию.

— Абсолютные, с неопределённым количеством обязанных лиц.

— Относительные, с определённым количеством обязанных лиц.

Религиозное право как система законодательства

Конституция обладает высшей юридической силой. В соответствии со ст. 8 Конституции Украины все остальные законы Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров и других органов исполнительной власти должны приниматься на основе Конституции Украины и отвечать её положениям.

Акты Президента Украины входят в состав законодательства регулирующего религиозные отношения в соответствии со ст. 106 Конституции Украины, предусматривающей, что Президент Украины на основе Конституции и законов Украины издаёт указы и распоряжения, обязательные для выполнения на территории Украины.

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины являются самостоятельными общими актами управления, распространяющимися на всю территорию Украины в соответствии со ст. 117 Конституции Украины.

Ведомственные акты – подзаконные нормативные акты, издающиеся в пределах определённого центрального органа исполнительной власти, содержащие нормы, производные от первичных норм, основанные на них, раскрывающие и конкретизирующие их, направленные на их выполнение. Они уточняют и конкретизируют права и обязанности субъектов, восполняют пробелы закона в регулировании религиозных отношений. Излишнее количество таких актов может свидетельствовать либо о зарегулированности религиозных отношений, либо о законе невысокого качества, требующего массу дополнений.

Подзаконные нормативные акты местного органа исполнительной власти.

Локальные нормативные акты – подзаконные нормативные акты, действующие в пределах данного предприятия, учреждения, организации, в том числе, и религиозной организации.

Обычаи – правила поведения, не установленные актами гражданского законодательства, но являющиеся устойчивыми в определённой сфере гражданских отношений [3] (ст. 7 ГК). Не применяются если противоречат договору или актам законодательства.

Договор – соглашение двух или нескольких субъектов, которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее, неопределённое время, для неопределённого круга субъектов.

Международный договор – соглашение двух или нескольких государств об установлении или прекращении прав или обязанностей в определённой сфере отношений между ними. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Украины международные договоры, ратифицированные Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм этого законодательства.

Судебная практика – руководящие разъяснения высших судов относительно применения законодательства. Применяется в сфере религиозных правоотношений в случае разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Украины, относительно используемого законодательства.

Аналогия – способ преодоления пробелов в законодательстве. Если религиозные отношения сторон находятся в сфере частного права, тогда может применяться аналогия закона, на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи, или аналогия права, на основе принципов права, общих начал и смысла законодательства. В части религиозных отношений, регулируемой публичным правом, в частности, уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, аналогия не применяется.

[1] Рішення Конституційного Суду України у справі за конституційним зверненням Київської міської ради професійних спілок щодо офіційного тлумачення частини третьої статті 21 Кодексу законів про працю України: Справа про тлумачення терміну «законодавство». Конституційний Суд. Рішення № 12-рп/98 від 09.07.1998.

[2] Про застосування Конституції України при здійсненні правосуддя. Верховний Суд. Постанова № 9 від 01.11.1996.

[3] Цивiльний Кодекс України // Відомості Верховної Ради (ВВР), 2003, NN 40-44, ст.356.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *