Что такое рельсовый стык сдо
Рельсовый стык
Решение проблемы теплового зазора позволило создать так называемый бесстыковой путь. Он используется на железной дороге. На Московском метрополитене на эстакадной части Бутовской линии проводились работы по устройству бесстыкового пути. Данная технология несколько снижает потери энергии и износ рельсов, а также значительно снижает количество дефектов, возникающих в металле рельса при ударе в стык, устраняет проблему выплесков под стыками и значительно снижает уровень шума. Бесстыковые пути также часто используют на трамвайных путях. Применение бесстыкового пути относится к ресурсосберегающим технологиям в путевом хозяйстве.
Для создания (врезки) стыка в плеть или звено используют две машины — рельсорезный станок и рельсосверлильный станок. Рельсорезный станок может быть в виде отрезного круга большого диаметра, по типу угловой шлифовальной машины, приводимое в действие собственным бензиновым двигателем и станка с поступательно движущимся полотном. Сверление отверстий под стыковые болты производится сверлильным станком, сверлом с твердосплавными наконечником. Последние два вида станков приводятся в действие электричеством, вырабатываемым переносной электростанцией «ЖЭС».
В железнодорожной терминологии характерно произношение слова «стык» во множественном числе. Ударение всегда делается на следующую за буквой ‘к’ гласную, например, «стыкИ», «в стыкАх».
Рельсовый стык
Рельсовый стык — место соединения концов рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов. Сварные рельсовые стыки образуются в местах соединения рельсов в сварные бесстыковые плети. Понятие стыка в этом случае условно, так как между рельсами при их сварке отсутствует стыковой зазор.
Основным видом рельсового стыка на отечественных железных дорогах является механический накладочно-болтовой стык (рис. 1). В нём рельсы соединяются в зависимости от типа верхнего строения пути (особо тяжёлое, тяжёлое, нормальное) и конструкции пути четырёх- или шестидырными накладками, стягиваемыми в пазухах рельсов стыковыми болтами. Зазор в стыках между рельсами оставляется с учётом температурных изменений длины рельсов.
На линиях с автоблокировкой и электрической тягой рельсовые стыки могут быть токопроводящими и электроизолирующими. Сварные рельсовые стыки всегда токопроводящие, накладочно-болтовые могут быть и электроизолирующими. Для улучшения токопроводимости накладочно-болтовых рельсовых стыков на участках с электрической тягой, автоблокировкой и электрической централизацией стрелок и сигналов применяются стыковые приварные рельсовые соединители и стыковые штепсельные соединители. Кроме того, при укладке новых рельсов и только в звеньевом пути в рельсовых стыках находит применение контактная графитовая смазка. Существуют металлические изолирующие стыки, имеющие металлические объемлющие накладки (рис. 2) или двухголовые накладки и клееболтовые стыки. В механических стыках изоляцию обеспечивают прокладками и втулками из диэлектрических материалов (фибры, текстолита, полиэтилена и других), либо ставится прокладка из текстолита или трикона, имеющая очертания рельса; в клееболтовых стыках применяют для изоляции стеклоткань, предварительно пропитанную синтетическим клеем. Часто в клееболтовых стыках металлические накладки, изолирующие прокладки из стеклоткани и болты с изолирующими втулками склеиваются эпоксидным клеем с концами рельсов в монолитную конструкцию (рис. 3).
Стык — самое напряжённое место железнодорожного пути, так как при проходе по нему колёс подвижного состава создаются дополнительные ударно-динамические воздействия. Для обеспечения плавного прохода колёс подвижного состава по стыкам торцам рельсов придают определённую форму, например, головки рельсов или рельсы целиком делают с косым срезом в плане, ступенчатыми, соединяют внахлёстку (рис. 4. а), соединяют в замок (рис. 4, б) или специальной накладкой на продольно срезанных частях головок рельсов (рис. 4, в).
Стыки по отношению к опорам имеют различное расположение: на шпале, на сдвоенных шпалах, на весу. Стыки, устраиваемые на весу, обеспечивают наилучшую упругость пути и удобство подбивки балласта под стыковые шпалы. По расположению стыков по отношению один к другому на разных рельсовых нитях различают бессистемное, вразбежку (рис. 5), один против другого. На основе исследований и эксплуатационной практики выявлена наиболее целесообразная конструкция рельсовых стыков: с двухголовыми металлическими накладками, с торцами рельсов, срезанными перпендикулярно продольной оси рельса, расположенные по отношению к шпалам на весу, один против другого на разных рельсовых нитях. При необходимости соединения между собой рельсов с различным профилем устраивается переходный рельсовый стык с помощью накладки, которая приспособлена с одной стороны к пазухе одного рельса, с другой — к профилю другого рельса.
Стык рельсов
Стык рельсов
Решение проблемы теплового зазора позволило создать так называемый бесстыковой путь. Он используется на железной дороге. На Московском метрополитене на эстакадной части Бутовской линии проводились работы по устройству бесстыкового пути. Данная технология несколько снижает потери энергии и износ рельсов, а также значительно снижает количество дефектов, возникающих в металле рельса при ударе в стык, устраняет проблему выплесков под стыками и значительно снижает уровень шума. Бесстыковые пути также часто используют на трамвайных путях. Применение бесстыкового пути относится к ресурсосберегающим технологиям в путевом хозяйстве.
Для создания (врезки) стыка в плеть или звено используют две машины — рельсорезный станок и рельсосверлильный станок. Рельсорезный станок может быть в виде отрезного круга большого диаметра, по типу угловой шлифовальной машины, приводимое в действие собственным бензиновым двигателем и станка с поступательно движущимся полотном. Сверление отверстий под стыковые болты производится сверлильным станком, сверлом с твердосплавными наконечником. Последние два вида станков приводятся в действие электричеством, вырабатываемым переносной электростанцией «ЖЭС».
В железнодорожной терминологии характерно произношение слова «стык» во множественном числе. Ударение всегда делается на следующую за буквой ‘к’ гласную, например, «стыкИ», «в стыкАх».
Полезное
Смотреть что такое «Стык рельсов» в других словарях:
стык — I см. стыковаться II а; м. см. тж. стыковой 1) Место соединения, соприкосновения двух концов, двух крайних частей чего л. Стыки трубопровода. Стык рельсов. Стык брёвен … Словарь многих выражений
СТЫК — конструкция, состоящая из накладок, болтов, подкладок, костылей или шурупов и стыковых шпал, при помощи к рой осуществляется соединение концов двух рельсов. С. бывает двух основных видов: на сдвоенных шпалах и навесу. Реже применяется С. на… … Технический железнодорожный словарь
СТЫК — СТЫК, а, муж. 1. Место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего н. С. участков. С. рельсов, панелей. 2. перен. Линия соприкосновения чего н. На стыке наук. На стыке двух эпох. | прил. стыковой, ая, ое (к 1 знач.; спец … Толковый словарь Ожегова
стык — а; м. 1. Место соединения, соприкосновения двух концов, двух крайних частей чего л. Стыки трубопровода. С. рельсов. С. брёвен. Лежать, укладывать в с. (вплотную друг к другу концами). На стыке плит. 2. Линия соприкосновения; граница, грань. На… … Энциклопедический словарь
СТЫК — (1) в информатике совокупность устройств сопряжения, средств и правил, обеспечивающих физ. или логическое взаимодействие устройств или программ вычислительной системы. Физ. (см.) определяет тип стыка, уровня сигналов, синхронизацию и др.… … Большая политехническая энциклопедия
стык — а, м. 1. Место соединения, соприкосновения двух концов, двух крайних частей чего л. Стыки трубопровода. □ Тяжело постукивая на стыках рельсов, лязгая и шипя, пошел бронепоезд. Закруткин, Кавказские записки. || Линия соприкосновения, граница,… … Малый академический словарь
Стык рельсовой цепи изолирующий — Изолирующий стык рельсовой цепи: изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи. Источник: ГОСТ Р 53431 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и… … Официальная терминология
СТЫК — место соединения двух продолжающих одна другую деталей машин или конструкций, например место соединения рельсов, балок, листов, панелей. В стр ве термины С. и соединение нередко употребляются как эквивалентные. Чаще, однако, термин С. применяют в … Большой энциклопедический политехнический словарь
Рельсовый стык — … Википедия
Железнодорожный стык — Рельсовый стык Рельсовый стык место физического соединения двух рельсов на железной дороге. Стык обязательно включает в себя зазор для свободного удлинения рельсов при изменении температуры. Рельсы удерживает от сдвига металлическая (в… … Википедия
Что такое рельсовый стык сдо
Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных накладок и болтов с пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами.
Рисунок 1.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление в пути
Рисунок 1.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление в пути
Видеоролик 1.1 Стыковое скрепление с четырехдырными накладками
Видеоролик 1.1 Стыковое скрепление с четырехдырными накладками
Шестидырные накладки применяются:
Рисунок 1.2 Чертеж: Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75 (мм)
Рисунок 1.2 Чертеж: Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75 (мм)
Рисунок 1.3 Стыковое скрепление КБ на железобетонных шпалах
Рисунок 1.3 Стыковое скрепление КБ на железобетонных шпалах
Рисунок 1.4 Чертеж: Стыковое скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75 (мм)
Рисунок 1.4 Чертеж: Стыковое скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75 (мм)
Запрещается использование нетиповых, посторонних предметов в конструкцию стыкового скрепления и в стыковой зазор (в том числе в хвост крестовины).
Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок.
Рисунок 1.5 Переходный рельс
Рисунок 1.5 Переходный рельс
Рисунок 1.6 Переходные стыковые рельсовые накладки Р65/Р50 (мм)
Рисунок 1.6 Чертеж переходного стыка Р65/Р50 (мм)
Рисунок 1.6 Переходные стыковые рельсовые накладки Р65/Р50 (мм) и чертеж переходного стыка Р65/Р50 (мм)
Таблица 1.1 Усилия затяжки гаек стыковых болтов
Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту: | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах: | |||||||||||
типа Р65 и Р75 | 600 Н·м (60 кгс·м) | ||||||||||
при рельсах типа Р50 | 450 Н·м (45 кгс·м) | ||||||||||
при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) | 1100 Н·м (110 кгс·м) | ||||||||||
с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 | 350 Н·м (35 кгс·м) | ||||||||||
В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины (одна в одну) и затягивают гайки с крутящим моментом | 600 Н·м (60 кгс·м) | ||||||||||
Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют: | |||||||||||
для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) | 300 Н·м (30 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов типа Р65 при высокопрочных болтах | 550 Н·м (55 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов типа Р50 | 225 Н·м (22,5 кгс·м) | ||||||||||
для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами | 175 Н·м (17,5 кгс·м) |
Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений
В процессе эксплуатации стыковых рельсовых скреплений, по мере наработки пропущенного тоннажа, под воздействием осевых нагрузок и климатических факторов, в элементах стыковых рельсовых скреплений развиваются различные дефекты.
Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений и их граничные величины приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Критерии годности элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений для повторного применения
Элементы скрепления | Вид дефекта, наименование параметров | Критерии годности | Способ определения критериев годности | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Годные для повторного применения | Негодные для повторного применения | ||||||||||
Накладки двухголовые для рельсов типов Р65 и Р75 | Наличие трещин и надрывов | Не допускаются | Имеются | Визуально | |||||||
Отклонение от прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях, мм | До 2 | Больше или равно 2 | Линейкой, щупами | ||||||||
Смятие в стыковой зоне и образование вертикальной ступеньки, мм | До 2 | Больше или равно 2 | Линейкой, щупами | ||||||||
Износ на опорных частях, мм | До 1 | Больше или равен 1 | Линейкой, щупами | ||||||||
Болты и гайки для рельсовых стыков | Диаметр болта в цилиндрической части в месте наибольшего износа и коррозии, мм | Больше 25 | Меньше или равен 25 | Штангенциркулем | |||||||
Смятие одного и более витков на заходе резьбы | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Смятие трех витков резьбы и более в месте затяжки гайки | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Расстояние между противоположными ребрами гайки, мм | Больше 44 | Меньше или равно 44 | Штангенциркулем | ||||||||
Пружины тарельчатые | Высота шайбы, мм | Больше 7 | Меньше или равна 7 | Штангенциркулем | |||||||
Накладки композитные | Износ материала на опорных гранях, мм | До 3 | Больше или равен 3 | Штангенциркулем | |||||||
Износ накладок в зоне контакта с торцевой изоляцией, мм | До 5 | Больше или равен 5 | Штангенциркулем | ||||||||
Смятие в болтовых отверстиях, мм | До 4 | Больше или равно 4 | Штангенциркулем | ||||||||
Отщепление, скалывание материала на верхней опорной грани и внутренней поверхности накладки | Не допускаются | Имеется | Визуально | ||||||||
Поперечные трещины в верхней и нижней части накладок | Не допускаются | Имеются | Визуально | ||||||||
Продольное расслоение накладок | Не допускается | Имеется | Визуально | ||||||||
Накладки металлополимерные | Вмятины и износ на верхних опорных поверхностях, мм | До 4 | Больше или равны 4 | Штангенциркулем | |||||||
Снижение сопротивления, кОм | До 1 | Более или равно 1 | Омметром | ||||||||
Отщепление поверхностного слоя изоляции до оголения металла сердечника глубиной, мм | До 3 | Больше или равно 3 | Штангенциркулем | ||||||||
Изоляция сборных изолирующих стыков | Наличие надрывов, трещин, нарушение целостности изолирующих элементов | Не допускается | Имеется | Визуально |
Оценка технического состояния и сортировка элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений
Оценка технического состояния и сортировка элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений на годные и негодные для повторного использования осуществляется визуально и с использованием измерительных инструментов: штангенциркуля, линейки на базах ПМС и ПЧ.
Рисунок 1.7 Измерение величин искривлений двухголовых накладок
Рисунок 1.7 Измерение величин искривлений двухголовых накладок
Факты отщепления, скалывания поверхностного слоя изоляционного материала, наличие поперечных трещин определяют при осмотре.
Величина износа накладок на опорных гранях определяется с помощью линейки и штангенциркуля. Величина смятия болтовых отверстий определяется как разность фактического диаметра отверстия и номиниального.
Сферы применения элементов старогодных стыковых рельсовых скреплений и порядок хранения
Элементы старогодных стыковых рельсовых скреплений могут быть повторно использованы.
Железнодорожный стык
Рельсовый стык — место физического соединения двух рельсов на железной дороге. Стык обязательно включает в себя зазор для свободного удлинения рельсов при изменении температуры. Рельсы удерживает от сдвига металлическая (в изолирующих стыках — пластина из диэлектрика (текстолит, металлокомпозит) накладка, изолированная от рельсов комплектом боковых и торцевых прокладок и втулок) пластина/накладка, прижимаемая к рельсам 4-6 болтами с двух сторон. В классическом рельсовом стыке отверстия для крепёжных болтов в накладках имеют продолговатую форму, что позволяет рельсам перемещаться друг относительно друга на несколько десятков милиметров. В жаркий день, проходя по свежесобранному пути, можно слышать, как пощёлкивают раскалываемые камешки, попавшие в зазор между рельсами, по мере того, как нагревающиеся рельсы сокращают этот зазор.
Решение проблемы теплового зазора позволило создать так называемый бесстыковой путь. Он используется на железной дороге. На Московском метрополитене на эстакадной части Бутовской линии проводились работы по устройству бесстыкового пути. Данная технология несколько снижает потери энергии и значительно снижает уровень шума.
Для создания (врезки) стыка в плеть или звено используют две машины — рельсорезный станок и рельсосверлильный станок. Рельсорезный станок может быть в виде отрезного круга большого диаметра, по типу «болгарки», приводимое в действие собственным бензиновым двигателем и станка с поступательно движущимся полотном. Сверление отверстий под стыковые болты производится сверлильным станком, сверлом с твердосплавными наконечником. Последние два вида станков приводятся в действие электричеством, вырабатываемым переносной электростанцией «ЖЭС».
Полезное
Смотреть что такое «Железнодорожный стык» в других словарях:
Железнодорожный транспорт в Афганистане — Железнодорожный транспорт в Афганистане один из видов транспорта в Афганистане, имеющий по состоянию на 2012 год пока ещё небольшое транспортное значение. Содержание 1 История 2 Перспективы 3 Примечания … Википедия
Стык (значения) — Стык Стык (рельсовый) стык между рельсами в железнодорожном пути, пути метрополитена, трамвайном пути Стык (железнодорожный) станция стыкования соседних отделений или соседних железных дорог, также станция стыкования родов тока (при… … Википедия
Железнодорожный транспорт в Карелии — Железнодорожный транспорт в Республике Карелия представлен железнодорожной магистралью Санкт Петербург Мурманск (северный ход Октябрьской железной дороги), а также другими железными дорогами, общая протяжённость которых составляет 2100… … Википедия
СТЫК — конструкция, состоящая из накладок, болтов, подкладок, костылей или шурупов и стыковых шпал, при помощи к рой осуществляется соединение концов двух рельсов. С. бывает двух основных видов: на сдвоенных шпалах и навесу. Реже применяется С. на… … Технический железнодорожный словарь
Рельсовый стык — … Википедия
ДРОССЕЛЬНЫЙ СТЫК — соединение двух двухниточных смежных рельсовых цепей на электрифицированном участке с установкой дроссельных катушек, именуемых путевыми дросселями. Д. с. служит для пропуска обратного тягового постоянного тока на электр. станцию в обход… … Технический железнодорожный словарь
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК — стыковое соединение рельсов, к рое устанавливается вместо нормального и служит для электр. изоляции одного рельса от другого или одного рельсового участка от смежного с ним. И. с. при рельсовых цепях служат для разграничения изолированных секций … Технический железнодорожный словарь
ПЕРЕХОДНЫЙ СТЫК — соединение рельсов разных типов (профилей) при помощи накладок специальной формы. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский … Технический железнодорожный словарь
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЫК, — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЫК, стыковое соединение составного (т. е. составленного из отдельных листов, уголков) элемента металл. пролетного строения, в к ром стыки всех отдельных частей расположены в одном поперечном сечении. Все части У. с. соединяются… … Технический железнодорожный словарь
ГОСТ Р 53431-2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 152 аварийный перевод стрелки: Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации