Что такое рессорная бричка
Карета на рессорах
По плохим средневековым дорогам можно было путешествовать только верхом — езда в экипаже из-за тряски превращалась в пытку. Поэтому, пока не нашли способ избавиться от тряски, пассажирский транспорт почти не развивался. В XV в. вспомнили о римском способе борьбы с тряской и стали подвешивать кузов экипажа на ремнях. Но решило проблему тряски изобретение рессоры в конце XVII в.
Смягчающая пружина
Ремни, на которые с XV в. подвешивали кузова карет, «гасили» толчки при движении по неровной дороге, но седоки в «подвешенном состоянии» испытывали качку, как в шторм на корабле. К тому же длинные ремни быстро изнашивались и рвались, что приводило к крушениям экипажей.
В конце XVII в. в Берлине были придуманы стоячие рессоры — С-образные пружины, связывающие колёсные оси с кузовом. К верхнему концу рессоры на ремне привешивали кузов, а нижний конец рессоры через муфту соединялся с осью, не мешая ей вращаться. Рессоры делались из нескольких скреплённых воедино деревянных, а позже стальных полос, что придавало конструкции гибкость и прочность. Рама, соединяющая переднюю и задние оси, также могла поддерживать кузов, препятствуя его раскачиванию, и за счёт своей изогнутой формы смягчала толчки.
Стоячие рессоры поднимали кузов на такую высоту, что забраться в карету можно было только по лесенке. Мода на надёжные и удобные рессорные кареты, названные «берлина» (по месту изобретения рессоры) быстро распространилась.
Рессоры — пружинящие дуги между осью и кузовом, смягчающие толчки при езде и передающие нагрузку от кузова к ходовой части (к оси и колёсам).
Карета — дорогой рессорный экипаж с полностью закрытым кузовом. Кареты закладывались парой, тройкой, четвёркой и даже шестёркой лошадей, в зависимости от веса и количества седоков.
Развитие идеи
Новый импульс развитию наземного пассажирского транспорта в 1805 г. дало изобретение каретного мастера Эллиота — лежачая рессора. Эта рессора служила пружинящей «прокладкой» между колёсной осью и кузовом экипажа. Такие рессоры изготавливали из закалённых полос стали заданной дугообразной формы и делали наборную рессору под заданную грузоподъёмность экипажа из соответствующего количества полос.
В экипаже могли быть 2 лежачие рессоры, расположенные над двумя осями параллельно им, или 4 рессоры, крепящиеся перпендикулярно оси рядом с каждым колесом. Со временем под разные типы экипажей появились разные типы лежачих рессор — эллиптические, полуэллиптические, четверть эллиптические, продольные или поперечные. Но основная конструкция рессор не изменилась, и от карет рессоры наследовали современные грузовики и тракторы. В легковых автомобилях роль рессор играют пружинные и газовые амортизаторы.
Значение слова «бричка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах. Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха. В России брички делали обычно без рессор, тогда как в Западной Европе чаще на рессорах и с откидным верхом. В Польше нередко брички были двухколёсными.
В бричку запрягали одну или пару лошадей. Кучер мог сидеть на козлах или рядом с пассажиром.
БРИ’ЧКА, и, ж. (устар.). Легкая повозка, иногда с верхом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бри́чка
1. истор. лёгкая повозка, иногда крытая или с откидным верхом ◆ Сделав своё дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. Чехов, «Лошадиная фамилия», 1885–1886 г.
2. рег. (Воронежская область) то же, что машина
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эпос — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История карет
Вот этой хранящейся в Эрмитаже колеснице больше 2,5 тысяч лет! Найдена она на Алтае. Такой сохранности древних колесниц нигде в мире больше нет.
Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.
В I веке до н.э. римляне использовали подрессоренные колесницы для путешествий. Однако с упадком цивилизации, все секреты о изготовлении данного транспортного средства были полностью утеряны. Скорее всего, римляне использовали цепи или кожаные ремни в качестве некого подобия рессоры на что указывают раскопки древнеримской эпохи. Поскольку колесница являлась достаточно легким, быстрым и маневренным средством передвижения, то она хорошо зарекомендовала себя в боях. Воинов на колесницах легко можно было переправить из одного места сражения в другое.
В XV веке появился новый вид транспорта – карета. Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес, но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие и принадлежали только знати и титулованным особам.
В XVI-XVII столетиях развивалось внутренне удобство кареты. Появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей, а также застекленные (которые стали называться «берлинами»). Так как экипажи тех времен двигались медленно и путешествия занимали очень много времени, появились кареты с раскладными постелями. Они получили название «дормезы» – от французского «дормир» – «спать».
На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага(колымажка). Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о ее происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку. Судя по контексту использования слов «колымага» и «колымажка», в этих экипажах передвигались женщины, больные, старики.
Колымага, Россия. 1640-е гг.
Карета царя Бориса Годунова, подаренная ему английской королевой.
Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами ( нем karette), когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати.
Однако уже в XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно «выезжать» в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.
Карета Екатерины в Эрмитаже
Карета парадная четырехместная 1856 г. Санкт-Петербург, Россия
Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.
В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.
Словари
Легкая дорожная повозка, иногда с откидным верхом.
БРИ́ЧКА, брички, жен. (устар.). Легкая повозка, иногда с верхом.
БРИЧКА, брыка жен. легкая полукрытая повозка; повозка с верхом, будкой, волчком; более известны польские брички: легкие, дышловые, с плетеным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые. Брик или брык муж. принято как название вновь введенных почтовых, крытых, тяжелых повозок.
Транспортное средство для перемещения по земле безрельсовым способом в виде легкой четырехколесной дорожной повозки; преимущественно без рессор, крытой или с откидным верхом, запрягаемой лошадьми.
бри́чка (польск. bryczka), лёгкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.
Легкая повозка, иногда с откидным верхом.
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка. Гоголь, Мертвые души.
Тарантасы, ландо, брички въезжали непрерывно в каменную ограду, огибали клумбы и подкатывали к веранде. Вс. Иванов, Пархоменко.
Легкая дорожная повозка с откидным верхом.
► Выглянувши в окно, увидел он [Чичиков] остановившуюся перед трактиром легонькую бричку, запряженную тройкой добрых лошадей. ГОГ. Мертв, д.
бри́чка, бри́чки, бри́чек, бри́чке, бри́чкам, бри́чку, бри́чкой, бри́чкою, бри́чками, бри́чках
сущ., кол-во синонимов: 7
автомобиль, повозка, колымага, драндулет, таратайка
Из укр. яз. в первой пол. XIX в. Укр. бричка заимств. из польск. яз., в котором bryczka представляет собой переоформление нем. Birutsche- «легкая полупокрытая повозка».
БРИЧКА
Найдено 1 изображение:
бричка ж. Легкая дорожная повозка, иногда с откидным верхом.
I. ЕКІПА́Ж (на ресорах з дверцятами та вікнами, іноді — з відкидним верхом), КОЛЯ́СКА, ВІЗО́К, ЧОРТОПХА́ЙКА розм., КОЛЯ́СА заст., ПОВІ́З (ПОВО́З) заст., БУ́ДКА діал.; ФАЕТО́Н (з відкидним верхом); ПОВО́ЗКА (без ресор); БРИ́ЧКА (іноді з відкидним верхом); КАБРІОЛЕ́Т, ШАРАБА́Н (двуколісний, однокінний); ДРО́ЖКИ (чотириколісний з відкритим верхом). Софія сидить в екіпажі (Леся Українка); Серед криків і хвилювання товпи.. показалася княжа коляска (Г. Хоткевич); Вранці до будинку Кутіної подали критий візок (З. Тулуб); Од села до села возили його (єзуїта) в чортопхайці селяни (О. Стороженко); Їздять вони (пани) у таких колясах, що хитає, як у колисці (Марко Вовчок); На Євпраксію нападав темний шал, вона билася в княжому повозі (П. Загребельний); Венера сіла у просту будку, На передку сів Купідон (І. Котляревський); — Чи не були би пані ласкаві позичити мені повозки. Там така сльота, що годі добитися до станції на простім возі, промокнеш до нитки (Лесь Мартович); До самого дворика підкотили дві ковані брички, запряжені баскими жеребцями (В. Кучер); Тут юрмляться жінки з прислугою, на них чекають розкішні кабріолети (О. Стороженко); Повз двір парою в шарабані проїхали з села Чумаченко з Павлом (А. Головко); Перші автомобілі були схожі на карети і дрожки (з журналу).
БРИ́ЧКА, и, ж.
Легкий візок для їзди, іноді з відкидним верхом.
У Гетьманському, коло нового будинку пана Польського, стояли в три ряди карети, брички, натачанки (Панас Мирний);
Затупотіли коні. Затуркотіла бричка (І. Франко);
До самого дворика підкотили дві ковані брички, запряжені баскими жеребцями в сірі яблука (В. Кучер).
бричка
бри́чка
бри́ка, бры́ка (севск.), укр. бри́ка, бричка. Из польск. bryczka, bryka «легкая открытая телега» (с XVII в.). При этимологии обычно исходят из уменьш. бричка, считая бри́ка новообразованием. Источником считается ит. biroccio (baroccio) «двуколка», откуда, возм., через нем. Birutsche «легкая, частично закрываемая повозка»; см. Бернекер 1, 93; Карлович 69. Вместе с тем следует учесть возможность заимств. бри́ка через польск. bryka из франц. break (с 1859 г.), которое происходит из англ. break «английская коляска», ср. Вартбург 1, 508. Последнее менее вероятно, поскольку польск. слово, согласно Брюкнеру 43, засвидетельствовано уже в XVII в., в то время как франц. слово – позднее. Объяснение Брюкнера из нем. Pritsche не может быть принято в соображение, потому что это слово имеет только знач. «доска» (Грим 7, 2134 и сл.).