Что такое ресторан быстрого питания
Фастфуд: вред или польза для человека
По данным опроса компании Rambler&Co, почти половина россиян периодически едят фастфуд. Самые увлекающиеся потребители живут в Москве и Краснодаре. А 4% людей в стране питаются только едой из ресторанов быстрого питания.
Секрет успеха фастфуда
В современном мире индустрия фастфуда (или, проще говоря, быстрого питания) — одна из самых развитых и востребованных. На самом деле быстрая еда появилась еще в Древнем Риме, когда на рынке горячие лепешки использовали в качестве тарелки для всяких вкусностей, которые ели на ходу. Позже эти тарелочки трансформировались в пиццу, которая также является классическим представителем фастфуда.
История современного фастфуда насчитывает почти столетие. Самые известные закусочные быстрого питания США взлетели в 1940-х и 1950-х годах. Сегодня это стало частью не только американской культуры, но и общемировой. В том же США каждый третий американец ест фастфуд каждый день.
В чем же секрет успеха фастфуда? Все просто — это время и деньги. Для потребителей — не надо готовить на кухне или долго ждать изысканное дорогое блюдо в ресторане. А для владельцев кафе быстрого питания нет смысла нанимать высокооплачиваемых поваров, они абсолютно не требуются в системе техногенной еды.
Помимо прочего, признаемся: быстрая еда — это довольно вкусно. В основном из-за содержания большого количества усилителей вкуса.
Что такое фастфуд?
В классическом представлении фастфуд — в первую очередь гамбургеры и картофель фри. Но в действительности это гораздо более широкое понятие, в которое входят также:
— лапша быстрого приготовления;
— пакетированные пюре и супы;
— полуфабрикаты из мясного фарша и рыбы;
— пицца;
— шаурма;
— быстрорастворимые каши и многое другое.
В итоге можно описать его как продукты массового производства с высокой степенью обработки, которые готовятся быстро. Обычно фастфуд готовят на гриле, во фритюрнице или в микроволновой печи. В ресторанах быстрого питания используются особые методы приготовления, чтобы каждый раз получать хрустящую и жирную картошку фри.
Преимущества быстрого питания
Перекус вместо пропуска приема пищи
Хотя в последние годы периодическое голодание стало популярным способом контроля веса, пропуск приема пищи без определенной цели очень редко бывает полезным. По данным NHS UK, лучший способ похудеть и сохранить вес — это уменьшить количество потребляемых калорий, одновременно увеличивая количество, которое вы сжигаете во время упражнений. Пропуск приема пищи может вызвать усталость и потерю некоторых необходимых питательных веществ.
Если в вашей жизни присутствуют быстрые перекусы, специалисты рекомендуют выбирать здоровую быструю пищу, которая не включает жареную картошку, например. Покупайте или берите с собой фрукты, орехи, овощи. В них есть еще вещества, которые помогут организму дождаться полноценного приема пищи. Не перекусывайте продуктами с высоким содержанием сахара или жира.
В ресторанах быстрого питания есть здоровая пища
Большинство современных ресторанов фастфуда предлагают в своем меню здоровые или совсем безвредные блюда. Это могут быть салаты, овощные или фруктовые нарезки, свежевыжатые соки, смузи и другие продукты. Поэтому если вам необходимо быстро и немного поесть, а по пути есть только известная сеть быстрого питания, то попробуйте узнать, что есть в меню.
Экономичный и разнообразный прием пищи
Еда в ресторанах обычно очень калорийна, но при этом имеет невысокую цену. В магазине за тот же объем калорий можно заплатить большую сумму.
Когда говорят о фастфуде, большая часть людей представляют себе гамбургеры, сэндвичи, газированные напитки, картофель фри. Но в разных культурах и странах есть свои уникальные представления о том, какой должна быть быстрая еда. В азиатских странах к быстрому питанию могут относиться блюда из лапши и овощей, риса и мяса. В других краях это могут быть разнообразные супы, запеченные блюда, пироги и другое.
Многие блюда в китайских, мексиканских или итальянских ресторанах обычно доступны с той же скоростью, что и бургеры в больших сетях. Помимо этого, они могут быть более подходящими, если человек придерживается специфической диеты. Например, в азиатских ресторанах большой выбор продуктов без лактозы.
Вред фастфуда
Конечно же, это высокая калорийность за счет содержания большого количества углеводов. Именно из-за быстрых углеводов и происходит набор лишнего веса. Также в подавляющем большинстве видов фастфуда используется много вкусовых добавок, которые вредны сами по себе, а еще насыщены солью. Как результат — отеки, проблемы с почками, гастрит и колит.
Опасность для пищеварительной системы
Почти вся еда из привычных сетевых американских фастфудов, включая напитки и гарниры, содержит углеводы и почти не содержит клетчатки. Когда пищеварительная система расщепляет ее, углеводы попадают в кровоток в виде глюкозы (сахара). В результате у человека изменяется уровень сахара в крови.
Поджелудочная железа реагирует на выброс глюкозы, выделяя инсулин. Этот гормон транспортирует сахар к клеткам, которым он нужен для получения энергии. По мере того как организм использует или накапливает сахар, уровень сахара в крови возвращается к норме.
Частое употребление большого количества углеводов может привести к повторяющимся скачкам сахара в крови. Со временем эти всплески инсулина могут вызвать нарушение нормальной инсулиновой реакции вашего организма. Это увеличивает риск инсулинорезистентности, диабета 2-го типа и увеличения веса.
Опасность для репродуктивной системы
Научная работа 2016 года показывает, что обработанные пищевые продукты из магазинов и ресторанов быстрого питания содержат фталаты, а эти вещества могут нарушать работу гормонов в теле человека. Потребление пищи с высоким содержанием этого химического вещества может привести к репродуктивным проблемам, включая врожденные дефекты.
Влияние на костные ткани
Углеводы и сахар в обработанной еде увеличивают уровень кислотности во рту. А это оказывает влияние на зубную эмаль и может разрушать ее. Увеличение веса, к которому может привести фастфуд, приводит к ухудшению плотности костей и ухудшению качества мышечной ткани.
Высокое содержание соли
Сочетание жира, сахара и большого количества соли делает фастфуд вкуснее. Однако рацион с большим содержанием солей и натрия может привести к тому, что человек будет чувствовать отечность, вздутие живота после употребления фастфуда.
Для людей с повышенным давлением диета с высоким содержанием натрия опасна. Натрий может повышать кровяное давление и оказывать нагрузку на сердце и сердечно-сосудистую систему. Исследования 2017 года показывают, что 90 процентов людей не задумываются о количестве потребляемой соли натрия во время еды в ресторанах быстрого питания.
Влияние на органы дыхания
Избыточные калории при определенном образе жизни могут вызвать увеличение веса. В еде из ресторанов быстрого питания их особенно много, и это может привести к ожирению, которое увеличивает риск респираторных заболеваний, включая астму и одышку.
Исследование ученых из Новой Зеландии показало, что дети, которые едят фастфуд три раз в неделю и больше, склонны к развитию астмы.
Вред для детей
Исследование, опубликованное в медицинском журнале о педиатрии и подростковой медицине, показало, что дети потребляют гораздо больше калорий в ресторанах быстрого питания, чем дома. Питание вне дома было связано с потреблением до 160 дополнительных килокалорий в день для детей младшего возраста и до 310 килокалорий в день для подростков. Эта информация вызывает беспокойство, потому что ожирение — серьезная проблема для детей во всем мире.
Соусы в фастфуде
Отдельно скажем про соусы, которыми обильно поливают фастфуд. Они опять-таки содержат и быстрые углеводы, и вредные жиры. А также производятся не из натуральных продуктов (к примеру, кетчуп не из свежих помидоров, а майонез не из натуральных желтков).
Надо понимать, что свежих продуктов в ресторанах быстрого питания почти нет: все доставляется в замороженном, сублимированном или засушенном виде. Для удешевления быстрой еды в производстве используют мясные продукты не самого высшего качества (к примеру, в фарш могут добавлять кожу и хрящи), следствие — завышение содержания насыщенных жиров. Это автоматом влечет за собой увеличение холестерина (про холестерин читайте здесь) в организме человека и опасность сердечно-сосудистых заболеваний и болезней эндокринной системы.
А еще быструю еду принято запивать сладкой газировкой, что по своей сути губительно для всего пищеварительного процесса.
Трансжиры
Трансжиры — разновидность ненасыщенных жиров. В рационе человека они встречаются в мясных и молочных продуктах. Как пишет Роспотребнадзор, искусственно созданные трансжиры (промышленные трансжиры), или частично гидрогенизированные жиры, опасны для здоровья.
Последние — крупнейший источник трансжиров в нашем рационе, так как они выгодны в производстве и могут долго хранится. Наиболее часто они встречаются в переработанных пищевых продуктах. Трансжиры часто используются в заменителях сливочных масел — гидрогенизированных растительных маслах, фритюре, маргарине и, конечно, фастфуде.
Но, как пишет организация, совсем отказываться от потребления продуктов с трансжирами не стоит. Умеренное их употребление не оказывает значительного опасного влияния на здоровье человека.
Чем грозит регулярное питание фастфудом?
Конечно же, при редком употреблении быстрой еды особого вреда для организма не будет, но если каждый день питаться фастфудом, то можно заработать внушительный букет заболеваний.
Приведем небольшой список самых опасных точек:
— эндокринная система (опасность ожирения);
— негативные изменения гормонального фона;
— нарушение ЖКТ (желудочно-кишечный тракт);
— поджелудочная железа (проблемы с выработкой инсулина, риск диабета);
— печень и почки;
— проблемы с зубами;
— бессонница (про сон читайте тут) и частые мигрени;
— образование холестериновых бляшек, тромбов.
Как питаться быстро и полезно? Лучше всего заботиться о приеме пищи заранее. Взять из дома контейнер с котлетой, кусочком мяса и/или овощами. Также для перекуса на ходу прекрасно подходят фрукты и орехи, которые удобно брать с собой. Это и вкусно, и сытно, и полезно.
Отметим, что к фастфуду вырабатывается привыкание, и порой не так уж легко отказаться от любимых, но вредных блюд. Но их можно приготовить и в домашних условиях — с использованием полезных продуктов. Приведем примеры некоторых подобных блюд.
— Картофель фри легко заменяется запеченными дольками батата.
— Бургер можно приготовить из цельнозерновой булочки, кусочков вареной или обжаренной на гриле индейки, а соус не так уж сложно сделать самостоятельно из сметаны, чеснока и зелени.
— Вместо шаурмы предлагаем блюдо из мелко порезанного запеченного мяса с овощами и домашним майонезом.
— Наггетсы обжарим с минимальным количеством панировки и на полезном масле (виноградной косточки, ГХИ).
Многие едят фастфуд в дороге во время путешествий. Используйте полезные альтернативы.
— Вместо газированных напитков: вода, нежирное молоко или сок. Молоком можно залить цельнозерновые хлопья, которые продаются в отдельных порционных чашках. Это будет отличной быстрой закуской в пути.
— Вместо чипсов или сухариков: фруктовые или овощные нарезки (морковь, яблоки, огурцы, бананы). Все виды, которые не крошатся и удобны в употреблении.
— Вместо основных блюд возьмите с собой в контейнере суп, приготовленный дома (его будет удобно съесть на остановке).
Питайтесь правильно и будете здоровы!
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Как развивались McDonald’s, Burger King, KFC, Starbucks и другие сети быстрого питания
Обозреватель vc.ru изучил историю появления и развития крупнейших мировых сетей фастфуда, и обнаружил у них общие черты: как правило, основатели заведений через некоторое время продавали бизнес, а в качестве модели роста подобные компании выбирали франчайзинг.
Фастфуд-сети — прибыльный бизнес, обороты которого насчитывают сотни миллиардов долларов. Существует по меньшей мере 10 глобальных и сотни локальных сетей заведений быстрого питания. Потребителей привлекают скорость обслуживания, вкус блюд и просто мода. Их не смущает, что диетологи и медицинские работники всего мира называют такую пищу вредной для здоровья, а интернет заполнен статьями и документальными фильмами на эту тему. Можно говорить о феномене сетей быстрого питания и об этике построения бизнеса в этом направлении.
Докопаться до истоков фастфуда достаточно сложно: в сети встречаются данные, что заведения подобного типа были чуть ли не в средневековой Англии. Намного легче найти информацию о первом месте, где стали подавать гамбургеры. Большинство источников сходится на том, что это был ресторан White Castle, основанный Уолтером Андерсоном в Канзасе, штат Техас, в 1920-х годах. Оригинальный бутерброд, рецепт которого был позаимствован у немецких эмигрантов, назвали в честь города Гамбурга. Благодаря этому продукту ресторан стал широко известен, а его основатель получил инвестиции от одного из местных финансистов Уильяма Ингрэма (по другим данным, Ингрэм изначально был партнером Андерсона). Постепенно из одного заведения выросла целая сеть.
С популяризацией автомобилей в ресторанах быстрого питания появилась форма обслуживания drive-in. Первый такой ресторан под названием Pig Stand появился в Калифорнии. Сразу несколько официантов обслуживали клиентов прямо на стоянках возле заведения. Позже появилась первая сеть заведений для автовладельцев Carpenthers, там стали выпускать специальные обучающие фильмы для своих официантов.
В конце 1930-х на успех этого направления обратили внимание братья Ричард и Моррис Макдональды, которые отправились в Калифорнию воплощать голливудскую мечту, но особого успеха не добились. Обратив внимание на популярность ресторанов под открытым небом, братья решили создать собственный.
Братья принялись модернизировать ресторан, невольно создав саму концепцию быстрого питания. Первым делом они уволили двадцать официантов и преобразовали меню таким образом, чтобы клиенты сами могли выбрать и заказать еду без помощи официанта. Блюда стандартизировали: теперь клиенты не могли менять компоненты под собственный вкус. Кроме того, было заказано оборудование, позволяющее готовить быстрее. В общем, когда через три месяца заведение открылось, главными его чертами стали самообслуживание и нацеленность на скорейшее выполнение заказов каждого клиента.
Сначала изменения были восприняты холодно и доход уменьшился, но со временем люди привыкли к новому ресторану и им даже стало нравиться, вдобавок сюда чаще стали приходить с детьми. В общем, бизнес пошел на лад. С новым оборудованием McDonald’s превратился в своего рода пищевой конвейер.
Макдональдам стали часто звонить владельцы других ресторанов — они интересовались их концепцией работы и просили поделиться опытом, а вскоре у братьев приобрели первую франшизу. В дальнейшем Макдональды продолжили продавать право на открытие одноименных ресторанов, но делали это не очень хорошо: они меняли сумму единичной выплаты, не выставляли требований к покупателям, не работали в этой сфере постоянно, поэтому результат был очевиден: на рынке появилось множество франчайзи, которые толком не знали, как использовать эту систему. Вместе с тем, сами братья не очень хотели серьезно включаться в эту работу и отказывали крупным компаниям, готовым инвестировать в их сеть.
Неизвестно, как бы бренд развивался дальше, но Макдональдам повезло встретить человека, который оценил его перспективы, — Рея Крока. Долгое время он работал коммивояжером, но, столкнувшись с кризисом, заинтересовался новым типом заведений.
Главным достижением Крока стало вовсе не увеличение числа ресторанов сети, а улучшение самих принципов франчайзинга. McDonald’s по всему миру похожи друг на друга, что стало возможным только благодаря полностью проработанной системе, которую многие аналитики сравнивают с бюрократической.
На заре развития сети Крок столкнулся с той же проблемой, что братья Макдональды до него: отсутствие контроля приводит к снижению качества работы. Однажды Крок, отправив помощника в Калифорнию на проверку местных ресторанов, ужаснулся ее итогам и приостановил продажу франшиз. В дальнейшем предприниматель создал систему поставок, единые требования ко всем участникам франшизы и проработанное корпоративное руководство. Именно эти компоненты McDonald’s некоторые называют главным наследием Крока.
Еще одной интересной находкой сети стала прибыль от зданий. Оценив масштабы McDonald’s, Крок понял, что на сети зарабатывают все, кроме него. Предприниматель получал сравнительно небольшую долю от продаж франшизы, которой делился с Макдональдами и поэтому не зарабатывал. Для решения этой проблемы был нанят Хэри Зоннеборн — в отличие от немного мечтательного Крока, тот нацеливался именно на прибыль. Он придумал новый способ зарабатывать — сдавать покупателям франшизы недвижимость в аренду. Специально для этого была создана строительная компания, выбиравшая идеальные места для возведения новых зданий. Теперь McDonald’s контролирует размещение других ресторанов сети и зарабатывает на этом неплохие суммы.
Говоря о McDonald’s, нельзя не сказать о масштабах распространения сети и скандалах, связанных с брендом. У McDonald’s 35 тысяч заведений в 121 стране, и около половины из них в США. При этом у бренда скандальная репутация из-за доказанной вредности еды, разнообразных новостей о попадании в еду сторонних предметов и тому подобных вещей. Здесь стоит отметить, что главная компания контролирует подобные ситуации и оперативно наказывает виновных. Парадоксально другое: несмотря на частоту появления негативных заявлений о McDonald’s, очереди за бургерами можно увидеть в любое время суток. Многим людям безразличны новости — им просто интересно попробовать продукты, показанные в рекламе или фильме, что свидетельствует о хорошей работе рекламщиков бренда.
Кстати, о последних: глобальные рекламные кампании бренд стал запускать в 1960-х годах. До этого заведения сети в разных штатах продвигали себя по-разному, что не нравилось ее руководителям. Бренд плотно занялся этим направлением, ориентируясь на правило Крока: тот однажды сказал, что сеть создает не бизнес и не еду, а шоу-бизнес, сказку. Компания нашла подходящее рекламное агентство и стала выпускать ролики, в которых заведения бренда представлялись как места отдыха детей и взрослых с вкусной едой и сказочными персонажами вроде фирменного клоуна Рональда Макдональда. Рекламные бюджеты росли, достигнув к началу 1990-х нескольких сотен миллионов долларов.
На данный момент McDonald’s остается самой узнаваемой в мире франшизой быстрого питания. По статистике, в сети работал каждый восьмой американец. Кроме того, это один из мировых лидеров по количеству заведений, уступающий в этом отношении лишь Subway. Однако в последние несколько лет все чаще появляется информация о снижении прибыли сети, что, по мнению аналитиков, свидетельствует о кризисе бренда и усталости аудитории от его продукции.
В 1954 году, когда Крок приступил к работе с McDonald’s, двое друзей Джеймс Макламор и Дэвид Эджертон прониклись идеей быстрого питания. Они не хотели от кого-то зависеть и вместо приобретения франшизы вскладчину купили загибающуюся сеть Insta-Burger King, убрали приставку и стали модернизировать ее под увиденный образец.
Основатели решили создавать фастфуд, ориентированный на семью. Они внесли изменения в рецептуру и, что важно, установили такие цены, чтобы в случае сложностей их можно было не менять. Их бургеры стоили на несколько центов больше, чем в McDonalds, но это обеспечивало сети определенный запас прочности.
С франчайзингом возникли те же проблемы, что и у главного конкурента, — низкий уровень предоставления услуг. Изменения стали возможны только после смены владельцев (в истории бренда их было четверо). Существенно повлиял на развитие компании сманенный у McDonald’s Дональд Смит, который принялся за процесс «макдоналдизации» Burger King, перенимая наиболее удачные решения лидера рынка. Так были внедрены права собственности на землю, ставшие отраслевым стандартом, увеличены требования к покупателям франшизы, которым теперь запрещалось владеть другими сетями ресторанов, и добавлены другие полезные новшества.
Для повышения эффективности работы Смит привлек еще несколько менеджеров McDonald’s, что усугубило схожесть брендов. Изменения коснулись меню и методов приготовления, которые стали более эффективными. Реформы Смита позволили оживить бренд, и неудивительно, что после его ухода в в Pizza Hut в 1980 году у сети начался новый кризис.
В 1980-х годах бренд снова оказался на распутье, получив нового владельца — Grand Met — и сменив вереницу директоров. Новым главой компании стал Барри Гибонс, под руководством которого бренд приступил к более активной экспансии и, в частности, достиг договоренностей с Disney, что позволило использовать в детском меню игрушки в виде персонажей их мультфильмов. В 1996 году договор будет расторгнут и знаменитая студия станет работать с McDonald’s.
Несмотря на, казалось бы, правильный вектор развития, компания остается нестабильной: успехи сменяются поражениями. Еще дважды сменился владелец, и, несмотря на распространенность Burger King, сеть не достигла успеха, подобного McDonald’s, уступив извечному конкуренту. Многие считают Burger King копией McDonald’s — другие уточняют, что у сети есть концептуальные отличия, особенно в меню. Влияние сети Макдональдов на конкурентов неопровержимо, но это можно сказать о многих компаниях в отрасли.
Сеть Kentucky Fried Chicken появилась еще до McDonald’s, но стала полноценным рестораном быстрого питания лишь в середине 1950-х. Основал одну из крупнейших в мире сетей фастфуда человек, ныне известный как полковник Сандерс. На самом деле он не был полковником, а настоящее его имя — Гарланд Дэвид Сандерс. В молодости он прошел военную службу, после которой скитался по США в поисках себя. Неизвестно, вынес ли Сандерс из своего путешествия какие-то духовные уроки, — зато можно с уверенностью сказать, что он перепробовал множество различных блюд и собрал коллекцию рецептов.
По другой версии, будущего предпринимателя научила готовить мать. Позже, работая в разных штатах, он собирал рецепты и проводил собственные кулинарные эксперименты.
В конце концов Сандерс осел в Кентукки и приобрел там заправку с небольшим кафе (некоторые источники утверждают, что кафе возле заправки он открыл сам). Главной чертой, отличающей заведение от конкурентов, стал оригинальный рецепт приготовления курицы. Блюдо настолько понравилось людям, что молва о нем разлетелась по всему штату и посетители стали приезжать к Сандерсу не столько заправиться, сколько отведать любимое лакомство. Тот решил начать зарабатывать на том, что у него получалось лучше всего и приносило удовольствие. Так появилась первая закусочная быстрого питания, где клиентам предлагали исключительно блюда из курицы.
Для истории бренда особенно важен оригинальный рецепт блюда, позволившего Сандерсу достигнуть успеха. Все его ингредиенты по-прежнему не разглашаются, что стало поводом для появления многочисленных теорий заговора, упоминаний в компьютерных играх и фантастических вселенных и насмешек в мультсериалах вроде «Симпсонов» и «Гриффинов». Сейчас бренд, принадлежащий компании PepsiCo, работает в 130 странах мира. Главным элементом, который KFC привнесла в индустрию быстрого питания, стали блюда из курятины, которые ранее почти не использовались.
В 1965 году была основана другая крупная сеть — Subway. Все началось с мечты одного из основателей Фреда ДеЛюка, который хотел учиться на врача, но не имел для этого средств. К счастью, старый друг семьи по имени Питер Бак помог Фреду: он предложил ему заработать на обучение, открыв закусочную.
ДеЛюка не хотел создавать просто забегаловку — он решил строить бренд вокруг ориентации на клиента. Предприниматель, желавший отличаться от других, сделал главным направлением в меню знаменитые сэндвичи-подлодки. Они и дали бренду первое название — Pete’s Super Submarine.
Если говорить об интеграции в другие штаты, то и этот бренд не стал оригинальным и выбрал франчайзинг. Первую франшизу купил один из друзей ДеЛюка в 1974 году, после чего таким же образом было открыто еще 14 заведений. Этот подход сослужил компании хорошую службу, и через два года число заведений Subway увеличилось до 56. Бренд, однако, критикуют за отсутствие требований к ценам и персоналу, который позволяет владельцам Subway работать совершенно по-разному.
Главное преимущество подхода Subway к интеграции — возможность адаптировать концепцию к культурным особенностям и пищевым предпочтениям стран, в которые приходит бренд. Скажем, в Индии франчайзи могут отказаться от говядины в сэндвичах, а в России в меню разрешается добавлять пиво.
ДеЛюка заложил в развитие компании еще несколько принципов: кроме озвученной клиентоориентированности, это направленность на полезную и свежую пищу. На волне популярности здорового питания бренду удалось запустить рекламную кампанию, построенную на истории студента Джареда Фогла, который сбросил вес при помощи диеты Subway. Эта позитивная история в итоге обернулась для бренда сущим кошмаром, когда Фогла обвинили в педофилии и приговорили к 15 годам тюрьмы.
Международная экспансия бренда вышла за пределы Северной Америки в 1984 году. К концу десятилетия у компании было уже более 1000 заведений. В дальнейшем сеть будет представлена более чем в 100 странах мира.
Что еще стоит знать о Subway, так это, то что сеть открывает свои заведения в совершенно разных местах, начиная с какого-нибудь небольшого азиатского городка и заканчивая Пентагоном. Франшизу бренда получить не так сложно, как у его конкурентов. Благодаря такому лояльному подходу Subway в 2011 году опередил McDonald’s по количеству заведений сети в мире. ДеЛюка, заработав на сети состояние, стал признанным бизнес-гуру и даже написал книгу с дельными советами начинающим предпринимателям.
Помещение, где открылся ресторан, походило на хижину, а его название едва помещалось на небольшой вывеске. Братья отнеслись к этому с юмором и стилизовали свое заведение под домик, ставший в дальнейшем частью франшизы, — тем самым они доказали, что бренд можно построить на чем угодно.
Братья Карни оригинально подошли и к меню: они подбирали уникальные рецепты пиццы, что позволило им стать своего рода законодателями в этой области. В середине 1980-х маркетологи бренда искали новые исключительные рецепты в других странах мира.
В 1971 году Pizza Hut стала одной из крупнейших сетей пиццерий в мире с более чем тысячей заведений. Через год компания стала публичной, что говорит о высокой скорости развития бренда. В середине 1970-х у бренда было уже более сотни заведений за пределами США и 2000 проданных франшиз. Еще через пять лет компанию приобрела PepsiCo. С тех пор бренд демонстрировал стабильное развитие и увеличение аудитории.
В конце 1980-х положение компании на рынке стало немного сложнее: появились сети конкурентов (раньше Pizza Hut в основном конкурировала с местными заведениями), а кроме того, на рынок зашла еще и MсDonald’s. Бренд ответил расширением меню, а в начале 1990-х изменил систему доставки продукции: она стала удобнее для клиентов. Время от времени в компании появляются проблемы, но она по-прежнему держит марку и остается одной из крупнейших в мире сетей пиццерий с почти 12 тысячами заведений.
Когда McDonald’s только набирал обороты, а KFC продвигал еще лично основатель Сандерс, начиналась история еще одной крупнейшей сети быстрого питания — Dunkin’ Donuts. У этой компании более узкая ниша, чем у описанных выше: это глобальная сеть кофеен с огромным выбором фирменных пончиков.
Первое заведение основатель сети Уильям Розенберг открыл в 1948 году, но нынешнее название бренда появилось только два года спустя. Розенберг продавал пончики в родном Массачусетсе, а заметив, что людям нравится сочетать их с кофе, решил открыть кофейню.
Будущая всемирно известная сеть изначально была лишь одним из направлений бизнеса Розенберга, который правда, был связан с индустрией еды. Как на заре своего существования, так и сейчас бренд позиционирует себя как верного спутника социально активных деловых людей, которые, вопреки занятости, успевают перехватить кофе с пончиками.
Потенциал роста Dunkin’ Donuts продемонстрирует уже через пять лет после старта, когда продаст первую франшизу. В дальнейшем серьезное влияние на развитие сети оказал сын основателя Роберт: под его руководством компания расширила линейку продуктов.
В 1968 году компания приступила к первому публичному размещению акций. Прежде чем прийти к нынешнему состоянию, бренд произвел еще несколько изменений: ввел разделения для курящих и некурящих клиентов, изменил концепцию заведений, а также приступил к экспансии, избрав для этого привычный для подобных заведений метод — франчайзинг.
По поводу франчайзинга Dunkin’ Donuts в интернете есть миф, который уже не раз опровергали: якобы сеть в 1998 году ушла с российского рынка потому, что обладатель франшизы, кроме пончиков, кофе и разрешенных в регионе салатов и сэндвичей, продавал в своем заведении еще и водку. На данный момент Dunkin’ Donuts снова работает на территории РФ.
С началом эры соцсетей бренд стал необычайно активно работать на этом поприще. Например, у него более 6 миллионов подписчиков на Facebook. Кроме того, у Dunkin Donuts есть аккаунты в Twitter, Pinterest и Instagram. Компания умеет работать с аудиторией, создавая различные рубрики вроде «Фан недели» и постепенно превращая взаимодействие с брендом в способ жизни. По словам руководителей компании, специалисты по социальным сетям подбирают каждое слово, чтобы не скатываться к банальной рекламе и пробуждать интерес публики к новому меню или к интересной акции более оригинальными способами.
Dunkin’ Donuts известна оригинальным подходом к клиентам. Например, в меню указаны не только названия блюд, но и подробная информация о них. Кроме того, компания позиционирует себя как противника вредных продуктов и защитника экологии. Руководство бренда постоянно объявляет об этом во время различных гражданских инициатив.
Сейчас у бренда более 10 тысяч заведений в 33 странах мира, и это одна из крупнейших сетей кофеен в мире.
В середине 1970-х на рынке быстрого питания появился будущий серьезный конкурент Dunkin Donuts — Starbucks. Основали сеть два учителя Зев Сигл и Джерри Болдуин, а также писатель Гордон Боукер. Последний был большим любителем кофе и даже совершил путешествие по США в поисках идеального продукта. Итоги своего исследования он опубликовал в местном журнале, после чего на него вышли Сигл и Болдуин.
Магазин назвали Starbucks в честь персонажа книги «Моби Дик», по тому же принципу для логотипа бренда была выбрана сирена. Развитие компании шло неровно, и многие исследователи разделяют его на два этапа: основание и приход Шульца. Кофе, предоставляемый компанией, считался одним из лучших в Сиэтле, но к 1982 году основатели так и не перешли к более интенсивному развитию: у них было всего пять магазинов. Зато каждый из них почти фанатично контролировал качество кофе и методы его хранения.
Слева направо: Джерри Болдуин, Гордон Боукер и Зев Сигл
Для продвижения сети наняли Говарда Шульца — он восхитился подходом к созданию бренда, но предложил основателям несколько инноваций, которые должны были обеспечить компании рост. Однажды Шульц посетил несколько популярных местных кофеен в Милане. Его не оставили равнодушными вкусный кофе, отличный интерьер и безупречное оформление зданий. Вернувшись из поездки, Шульц предложил основателям Starbucks открыть сеть подобных заведений, но те отказались. В итоге Говард покинул компанию, но остался в хороших отношениях со своими бывшими работодателями и даже получил от них инвестиции.
Шульц постепенно налаживал управление брендом, набирая на работу специалистов, вводя удобные для сотрудников программы по защите здоровья, а также увеличивая количество точек. В 1992 году компания стала публичной. В это же время Starbucks не только продвигала сеть кофеен, но и продолжала развиваться в качестве продавца. При этом Starbucks cмогла зайти не только на европейский, но и на азиатский рынок.
Экспансия кофеен бренда происходит главным образом посредством покупки внутренних сетей региона. Компания избегает франчайзинга, а если и заключает подобные договоры, то делает это на тяжелых для потенциального партнера условиях. Руководство Starbucks рассматривает каждый аспект будущей кофейни, начиная с помещения. В большинстве случаев лицензию на франшизу получают только очень крупные предприниматели. Остальным желающим предлагается заключить договор, по которому партнеру не оказывается дополнительной поддержки и помощи, при этом его ждет тотальный контроль всех аспектов работы, а несоответствие требованиям жестко наказывается.
На данный момент в мире более 13 тысяч кофеен Starbucks, и компания продолжает наращивать их количество. Бренд, несмотря на известность, опирается не только на кофейни, но и на магазины кофе, от которых получает серьезную прибыль.
Индустрия быстрого питания до сих пор остается одной из наиболее критикуемых: сторонники здоровой пищи говорят о том, что фастфуд вызывает массу болезней, но в то же время для многих это любимая еда. Подобные заведения берут высокой скоростью обслуживания, популяризацией продуктов в рекламе и доступными ценами. Продажа франшиз позволяет гигантам достигнуть тотальной экспансии на многие рынки, тогда как самостоятельный вход был бы во много раз сложнее.
Сети быстрого питания можно назвать необходимым злом: несмотря на агрессивное продвижение и зачастую чрезмерно калорийную пищу, это важная часть современного динамичного мира. Пока идут дискуссии о достоинствах и недостатках быстрого питания, крупнейшие сети отрасли продолжают зарабатывать миллиарды, пытаясь обеспечить человечество пусть не полезным, но быстрым приемом пищи.