Что такое ретардация в анатомии
Акселерация у детей
Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.
МКБ-10
Общие сведения
Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.
Причины акселерации
Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:
Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).
Симптомы акселерации у детей
Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.
Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.
Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.
Осложнения
Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.
У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.
Диагностика
Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.
Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.
Лечение осложнений акселерации
В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.
Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.
Прогноз и профилактика
Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.
Общие сведения
Нарушения нервно-психической сферы в детско-подростковом возрасте представляют интегративное выражение расстройств биологического и психического созревания. При этом в ходе развития ведущее значение у человека приобретают социально-психологические воздействия. Природно-психические явления, такие как сон, питание, примитивные реакции удовольствия и неудовольствия, малодифференцированные проявления темперамента, преобладают у маленьких детей, но в дальнейшем, по мере социализации, они оттесняются на второй план и поглощаются социально-психическими качествами. Ведущей движущей и организующей силой психического развития ребенка является воспитание, а также фактор социального наследования (культуральный фактор).
При психическом расстройстве наступает временный или стойкий сдвиг субординационных отношений между природно-биологическим и социально-психическим с «обнажением» и относительным усилением природно-психических явлений. Этот сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте. Примером конкретного проявления такого сдвига могут быть расторможение и усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и особенно психопатоподобных состояниях разного генеза.
Это также явления регресса психики с возникновением различных феноменов и форм поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза: двигательные стереотипии, эхопраксия, эхолалия, моторные автоматизмы, мутизм, общее двигательное застывание, временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности, возобновление лепетной речи, появление повышенной боязливости и готовности к страхам и др. Указанные проявления и многие другие симптомы могут возникать не только при нарушениях индивидуального развития, но и при других патологиях: шизофрении, реактивных состояниях, органических заболеваниях головного мозга и т. д.
Другой характер сдвига имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза. Последний характеризуют различные нарушения темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее составных частей, а также нарушения соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Это, например, ретардация, или приостановка, и асинхрония, или неравномерность развития (Ушаков Г.К., 1973; Stutte H., 1960).
Ретардация проявляется такими нарушениями, как олигофрения, задержка психического развития, общий и парциальный психический инфантилизм, специфические нарушения развития. Единство биологического и социального при ведущей роли социального сохраняется при всех формах ретардации. Даже при олигофрении социализация оказывает значительное влияние в плане выявления и использования потенциальных возможностей мозга, а также развития компенсаторных механизмов. Высказывается предположение о том, что с возрастом отмечается значительное уменьшение числа зарегистрированных пациентов с олигофренией (исключая идиотию и имбецильность), возникающее в силу частичной биологической (нейродинамической) реституции (Ковалев, 1979).
Второй тип дизонтогенеза, или асинхронию развития, представляют психопатии в стадии их становления, отчасти шизофрения детского возраста, ранняя эпилепсия и другие патологические процессы. Так, при вялотекущем шизофреническом процессе нередко еще в доманифестном периоде встречаются явления парциальной психической акселерации преимущественно социально-психических компонентов (ускоренное речевое и интеллектуальное развитие, преждевременное пробуждение интеллектуальных интересов, свойственных в норме более старшему возрасту) наряду с признаками частичной ретардации (отставание моторного развития, психомоторики, эмоциональная незрелость, задержка развития волевых качеств, практическая неприспособленность и др.).
При психопатии ослабление или усиление природно-психических явлений (влечений, потребностей, темперамента) может сочетаться с замедленным развитием социально-психологических, в частности моральных, качеств личности и в то же время с ускоренным развитием речи и мышления.
Одновременно с асинхронией развития выявляются вторичные компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования защитно-приспособительного характера, например чрезмерная привязанность к матери, боязнь нового, приверженность к устойчивому режиму и ритму жизни, своеобразные привычки, напоминающие навязчивые ритуалы, крайняя избирательность контактов, односторонние интересы и т. п. (Ковалев, 1975).
Очень важным в практическом плане является вопрос о периодизации индивидуального развития. В целом развитие представляется как процесс, в ходе которого рано формирующиеся функции включаются в структуру более поздних и сложно организованных функций. Конкретные схемы периодизации развития разнообразны и предлагаются разными авторами.
Так, Ж. Пиаже (1967) различает такие стадии развития мышления:
А. Валлон (1967) выделяет:
Г.К. Ушаков (1973) разграничивает:
В.В. Ковалев (1968, 1973) различает такие уровни патологического реагирования на те или иные вредности у детей и подростков и, соответственно, стадии развития:
При этом, отмечает В.В. Ковалев, не исключается и наличие нарушений предшествующих уровней патологического реагирования, хотя обычно они отодвигаются на второй план, делаются менее заметными или видоизменяются. Преобладание более ранних нарушений чаще всего указывает на общую или парциальную задержку психического развития. Например, доминирование таких расстройств, как рвота, нарушения аппетита, энурез, тики, двигательная расторможенность, в клинической картине психических расстройств в возрасте старше 8–10 лет наблюдается, как правило, у детей с чертами психофизического инфантилизма или проявлениями невропатии, сохранившимися с раннего детства.
Подчеркивается, что повреждающие факторы оказывают воздействие не непосредственно, а преломляясь в соответствующих структурах нервно-психического и биологического реагирования. Нейроинфекция, например, действует по-разному у пациентов с иммунодефицитом и у пациентов с адекватной иммунной системой. Психогенные факторы также влияют не сами по себе, а зависимости от того, как они воспринимаются индивидом, какое значение для него имеют. Одно и то же воздействие может вызывать прямо противоположные эффекты. Одного человека несчастье может мобилизовать, повышать его активность и целеустремленность, а другого, наоборот, демобилизовать, лишать уверенности в себе, побуждать к самоизоляции и фиксации на своем горе.
Основные термины, используемые при эволюционно-динамическом подходе в психопатологии детско-подросткового возраста:
Ретардация, анализ её причин, последствия.
Ретардация — понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
Причины:
§ Явление ретардации мало изучено, но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.
§ Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т. д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).
Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.
Последствия:
§ Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.
§ Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.
§ Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.
4)Методы изучения возрастной анатомии и физиологии.
§ Методы поперечного исследования: одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Например, диспансеризация.
§ Методы продольного исследования: длительное наблюдение за одними и теми же детьми; применяются, когда нужно изучить динамику процесса и индивидуальные особенности этой динамики.
Методики:
1)Антропометрия.
Позволяет количественно описать строение тела. (рост, вес, объём и т.д.)
2) Физиометрические показатели.
Отражают одновременно уровень морфологического развития и функциональные возможности систем организма. (сила сжатия кисти и т.д.)
3) Физиологические показатели.
Позволяют оценить функциональные возможности организма и динамику протекания процессов жизнедеятельности. (ЭКГ)
4) Биохимические показатели.
Позволяют изучить состав жидких сред и продуктов жизнедеятельности. (кровь, слюна и т.д.)
5) Функциональные пробы.
Применяются с целью исследования физиологической системы в процессе её функциональной активности. (бег, приседания и т.д.)
6) Наблюдения: без вмешательства со стороны.
Эксперимент: естественный эксперимент – условия, в которых человек не выходит из своей естественной среды. (стихийные бедствия)
лабораторный эксперимент – условия создаёт человек. (тестирование препаратов)
7) Математическое моделирование и статистика.
5) Опорно-двигательная система: строение, функции. Возрастные особенности отделов скелета.
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц, она выполняет следующие функции:
§ Обеспечивает активные движения человека;
§ Выполняет кроветворную функцию;
§ Участвует в обмене веществ;
Пассивная часть опорно-двигательной системы скелет, состоящий из костей, хрящей, суставов и связок.В скелете человека более 200 костей.
Каждая кость – орган, состоящий из костной ткани.
Костная ткань = клетки с отростками + межклеточное вещество + нервы + сосуды + соединительно-тканная оболочка.
Кости:
§ Губчатые (содержат красный костный мозг)
§ Трубчатые (содержат желтый костный мозг).
Состав клетки (свойства кости): органические вещества (гибкость и упругость), неорганические вещества (твердость).
Направление роста (источник новых клеток): в длину (хрящ), в толщину (надкостница).
Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное
Сустав – сочленяющая кость с суставной впадиной + сочлененная кость с головкой + прочные связки + суставная сумка + суставная жидкость
Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы, обеспечивающая все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие, перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клеткой и диафрагмой, глотание, образуется голос, осуществляются движения глаз, работа внутренних органов, в том числе и сердца. У человека два вида мышц: гладкие и поперечно-полосатые.
Гладкие мышцы находятся во внутренних органах: стенках сосудов, мочевого пузыря, мочеточников, кишечника. Их сокращение происходит произвольно.
Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают прикрепление мышц к сухожилиям и костям скелета. Скелетные мышцы приводят в движение кости относительно друг друга в составах, кроме того, они участвуют в образовании стенок брюшной и грудной полостей, таза. Входят в состав стеной верхней части пищевода и гортани. Осуществляют движение глазного яблока, дыхательные и глотательные движения. Все скелетные мышцы можно разделить на две группы – сгибатели и разгибатели.
Мимические мышцы – мышцы лица, не связаны с суставами.
Сердечная мышца – особая поперечно-полосатая, где волокна связаны, быстро сокращается.
У человека в каждой мышце содержатся все типы мышечных волокон; их соотношение меняется в зависимости от назначения каждой мышцы. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды, которые пронизывают внешнюю оболочку и распадаются в мышце на сеть капилляров. Через кровь осуществляется снабжение мышечных волокон кислородом и питательными веществами. Кроме того, к каждой мышце подходит нервное волокно, которое передает сигналы.
Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет
Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.
Значение слова «ретардация»
[От лат. retardatio — замедление, задержка]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ретардация (медицина) — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез.
Ретардация (риторика) — литературно-художественный приём.
Ретардация (физиология) — более позднее или замедленное развитие организма человека.
ретарда́ция
1. филол. композиционный приём в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, пространных описаний или рассуждений, вводных сцен и т. п.
2. лингв. повторение фонетического признака одного из предшествующих звуков в последующем
3. биол. более позднее формирование органа и более медленное его развитие по сравнению с развитием того же органа у предков
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лозина (существительное):
РЕТАРДАЦИЯ
Смотреть что такое РЕТАРДАЦИЯ в других словарях:
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ (лат. «запаздывание») — термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки (см.) в драматических и повествователь. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ — поэтический прием, состоящий в замедлении, задержании повествовательного потока, ритмической устремленности, развития сюжетных положен. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ и, ж. retardation <лат. retardatio замедление, опаздывание движения. 1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящ. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio — замедление), замедление темпов эмбрионального развития или запаздывание эмбриональной закладки органа у потомков по с. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
[лат. «запаздывание»]— термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки (см.) в драматических и повествовательных жанрах. Обычно Р. создается или введением дополнительных действующих лиц, выступление которых приостанавливает развертывание главного действия между кульминационным моментом и развязкой, или введением ряда эпизодов, в к-рых участвуют герои основной фабулы, но к-рые не вносят каких-либо изменений в ситуацию главного действия. В четко расчлененных по строению жанрах Р. часто достигается отнесением кульминационного пункта действия на конец членения (акта, главы — такова напр. типичная композиция криминального и детективного романа). В эпических жанрах фольклора существуют почти канонические формы Р. — как ступенчатое строение (разложение ситуации на несколько однотипных эпизодов, постепенно ее усиливающих), различные виды повторения и т. п. Р. является одной из основных форм композиции, создающих Spannung (см.). См. «Сюжет». R. S. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДА́ЦИЯ (от лат. retardatio замедление, задержка), фабульный, или композиционно-сюжетный, прием, свойственный эпическим жанрам: задержка развития сюжетного действия, замедление рассказа о событиях (повествования в узком значении). Осуществляется посредством введения внесюжетных компонентов: статических описаний (развернутых пейзажей, интерьеров, портретов и т. п.), лирических отступлений, возвращений к «предыстории» или «междуистории» героя и т. п.; нередко посредством повторения однородных эпизодов (в сказке, рыцарском и авантюрном романе).
Он входит, медлит, отступает
И вдруг упал к ее ногам
Она Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья.
РЕТАРДАЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: ретардация2) Ударение в слове: ретард`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): ретардация4) Фонетическая транскр. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДА´ЦИЯ (лат. retardatio — замедление) — стилистический прием замедления прямого фабульного повествования в литературном произведении путем введен. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
[retardatio — замедление] — замедление темпов развития в онтогенезе. Р. обозначает также выпадение поздних стадий онтогенеза, связанное с недоразвити. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
(лат. retardatio – замедление, задержка) – 1. в биологии – более поздняя закладка органа и замедление его развития по сравнению с предками; 2. в психиатрии – а) замедленное, частичное или неполное созревание личности и психической сферы, что проявляется такими явлениями, как инфантилизм, недоразвитие речи и школьных навыков, умственная отсталость (в противоположность акселерации), б) замедление времени реакции, наступления некоего патологического события (например, ретардированная амнезия). смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
-и, ж. лит. Композиционный прием в литературно-художественном произведении, заключающийся в задержке сюжетного повествования введением лирических отст. смотреть
РЕТАРДАЦИЯ
РЕТАРДАЦИЯ
ретардация [ (Источник: Сексологический словарь)
РЕТАРДАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ
Ретардация сексуальная — задержка сексуального развития, в легких случаях выражающаяся запаздыванием пробуждения полового влечения и наступления первых менструаций (у юношей первых эякуляций), в более тяжелых случаях к этому присоединяется недоразвитие вторичных половых признаков.