Что такое ретро терапия
Терапия воспоминаниями
С октября 2019 года в ГБУ СО КК «Абинский КЦСОН» внедрена технология «Терапия воспоминаниями», направленная на улучшение психофизического состояния граждан пожилого возраста.
Данная терапия — это метод социальной работы с пожилыми гражданами, заключающийся в обращении к событиям прошлых лет и позволяющий осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Во время таких занятий пожилые люди делятся воспоминаниями о себе, рассказывают о своем детстве и юности, какими они были в молодости, чем занималась, в какие игры любили играть, чем увлекались. Это воспоминания о трудовой деятельности и любимой профессии, о путешествиях и памятных событиях, запечатленных на фотографиях прошлых лет. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, спасают от одиночества и депрессии, дают возможность высказаться и получить эмоциональную разрядку.
Работа по внедрению технологии ведется в нескольких направлениях:
Заключаются в том, что, получатели социальных услуг рассказывают о своем жизненном пути социальному работнику, вместе просматривают личные фотографии, читают старые письма.
Проводятся в рамках заседаний клубных объединений учреждения, социального проекта «Университет третьего возраста», а так же в форме бесед граждан пожилого возраста с подростками в рамках проекта «Диалог поколений».
Так в преддверии празднования дня учителя специалистами ГБУ СО КК «Абинский КЦСОН» была организована встреча юных волонтеров, учащихся 6-го и 8-го классов МБОУ СОШ № 1 г. Абинска с заслуженным учителем Спасовой Ниной Ильиничной, получателем социальных услуг отделения социального обслуживания на дому. Нина Ильинична, учитель с многолетним опытом работы. Вместе со своим мужем, Валентином Станиславовичем, в общеобразовательной школе г. Грозного они проработали 40 лет. С удовольствием вспоминая юные годы, когда будучи молодой девушкой, она переступила порог школы в качестве преподавателя, Нина Ильинична рассказала своим гостям, как гордится выбранной профессией. Она с удовольствием показала свой аттестат зрелости и бережно хранимые в семье дипломы о педагогическом образовании.
«Я всегда с радостью шла на свою работу в школу, к детям, я просто жила этой замечательной работой»,
— говорит Нина Ильинична. Она считает, что очень важно, учиться тому, «к чему лежит душа», и большая удача в жизни «поступить туда, куда, действительно, хочется». В честь дня учителя юные волонтеры подготовили для хозяйки поздравления в стихах, исполнили песню, вручили букет цветов и открытки, сделанные своими руками. Школьники с интересом слушали историю жизни замечательного человека, опытного педагога, и проникновенные стихи, посвященные Нине Ильиничне ее супругом. Смотрели фотографии, хранящие молодые лица супругов-педагогов Спасовых и озорные улыбки их счастливых учеников.
Также и в отделениях социального обслуживания на дому практикуется применение данной технологии в форме индивидуальных бесед получателей социальных услуг с социальным работником. В беседе пожилые граждане с удовольствием рассказывают о своем детстве и юности, о том, что интересного происходило в их жизни.
Особенно важна работа с теми, кто участвовал в освобождении Родины от захватчиков и их родственниками. Ветераны ВОВ и их родные с удовольствием рассказывают о далеких военных событиях, показывают старые фотографии и письма военных лет. Так, например, одна из обслуживаемых поделилась с социальным работником как прошли ее детские годы во время войны, показывая старые фотографии и письма с фронта, хранящие живые воспоминания о событиях прошлых лет. Она рассказала о том, как они с сестрой, маленькие девочки, болели тифом, как терпели мучения и лишения, как замирали от воя сирен, прячась от вражеских бомбардировок, дрожа от страха. Как учились писать на листовках и сводках, которые сбрасывались с самолетов (другой бумаги просто негде было взять), как голодные и холодные с надеждой ждали добрых вестей с фронта. Как пережили оккупацию, выжили, выстояли.
Практика работы показала, что данный метод терапии не только способствует установлению контакта между получателем социальных услуг и социальным работником, преодолению возрастных различий, созданию атмосферы доверия и конфиденциальности во взаимоотношениях, но и способствует социальному воспитанию нынешнего поколения. Показывая старые фото и письма, пожилой человек как бы посвящает в свою личную историю другого человека, что служит отличным способом сближения. А слова восхищения, поддержки запечатленными на фото событиями позволяют ему расслабиться и довериться.
Такое тесное знакомство с пожилым человеком через его воспоминания во многом способствует в определении перспективных направлений индивидуальной работы с ним, адаптации к изменившимся условиям жизни, а воспоминания дают более глубокое представление об их переживаниях и потребностях. Это универсальная методика, имеющая положительный результат, так как позволяет пожилому человеку переживать личностный опыт как наиболее яркий и позитивный, и, как следствие, вызывает не только чувство радости и удовольствия, но и дает ощущение собственной значимости и важности.
©Павлова А. Л. (фото автора)
Читать ещё по теме «терапия воспоминаниями»:
Ретро-терапия. Терапия воспоминаниями
Технология заключается в использование пожилыми людьми собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы, способны компенсировать утрату пожилыми людьми прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте. Разговоры о прошлом, о самых приятных впечатлениях молодости, проведение бесед соответствующей тематики, просмотр фотографий и кинофильмов прошлых лет, пение песен времен молодости, посиделки у самовара – всё это является мощным психологическим средством, способным излечить от депрессии. Использование воспоминаний способствует восприятию пожилого человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Сами пожилые люди не только хотят быть объектом помощи, но и сами стремятся помогать другим, быть полезными.
Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии. Такой метод эмоционально восполняет жизнь пожилого гражданина, способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту, спасает от депрессии. Воспоминания обеспечивают пожилым клиентам чувство радости, удовольствия, а работникам дома-интерната позволяют узнать побольше информации о проживающих, внесших вклад в историю страны и жизнь дома-интерната.
Технология направлена на:
Положительный эффект применяемой технологии:
Что такое ретро терапия
Терроризм. За кадром
ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ!
Материалы
В ГБУСО «Андроповский ЦСОН» ведется работа с получателями социальных услуг по программе «Ретро-терапия», которая является инновационной формой социального обслуживания и направлена на объединение людей пожилого возраста по интересам и организацию досуговой деятельности.
Этот метод работы заключается в обращении к событиям прошлых лет и позволяет осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Социальные работники для бесед используют буклеты такие как: «Елочные игрушки из детства», «Школьная жизнь советского школьника», « И никто не отличался», «Игрушки моего детства», «Печеная картошка, первая любовь и любимая гитара» и другие.
Во время таких занятий наши клиенты делятся воспоминаниями о себе, рассказывают о своем детстве и юности, какими они были в молодости, чем занимались, в какие игры любили играть, чем увлекались. Это воспоминания о трудовой деятельности и любимой профессии, о путешествиях и памятных событиях, запечатленных на фотографиях прошлых лет. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, спасают от одиночества и депрессии, дают возможность высказаться и получить эмоциональную разрядку. Воспоминания обеспечивают пожилым чувство радости, удовольствия. Этот метод наиболее востребован получателями социальных услуг, так как проблема одиночества пожилых людей всегда стоит на первом месте
Программа « Ретро – терапия» помогает участникам адаптироваться к жизни в новых условиях, обрести уверенность в себе, в своих силах и реализовать себя. Занятия позволяют с пользой проводить свободное время.
Специалист по социальной работе ОСО № 1 Брюханова Л.Н.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Андроповский центр социального обслуживания населения»
357070, Ставропольский край, Андроповский район, с. Курсавка, ул. Статийчука, д. 70
Методика ретро-терапии (терапии воспоминаниями) для граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому, ГАУ «КЦСОН Слободо-Туринского района»
Утверждаю: Директор ГАУ «КЦСОН Слободо – Туринского района» ___________
«___» ________ 2017 год
Методика ретро-терапии (терапии воспоминаниями)
для граждан пожилого возраста и инвалидов,
обслуживаемых на дому,
ГАУ «КЦСОН Слободо-Туринского района»
Туринская Слобода, 2017
Актуальность. Одним из перспективных методов социальной помощи является использование пожилыми людьми собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания способны компенсировать утрату прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни в пожилом возрасте. Использование воспоминаний способствует восприятию пожилого человека в качестве субъекта социального действия, которому присущи активность, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Сами пожилые люди не только хотят быть объектом помощи, но и сами стремятся помогать другим, быть полезными.
улучшение эмоционально-психологического состояния пожилых людей и инвалидов, находящихся на надомном обслуживании.
— сохранение и продление социальной активности получателей социальных услуг;
— профилактика одиночества, улучшение качества жизни;
— удовлетворение потребностей в коммуникации и признании;
— осознание и осмысление жизни;
— пробуждение новых интересов;
— активизация личной активности получателей социальных услуг;
— формирование позитивного взгляда на жизнь.
Обслуживаемые на дому граждане пожилого возраста и инвалиды старше 60 лет.
Ретро-терапия организуется в местах проживания граждан.
Для достижения цели и задач использования ретро–терапии на дому привлекаются:
— социальные работники отделений социального обслуживания на дому.
— приобретение новых навыков эмоционального общения;
— улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия;
— облегченное восприятие и переживание проблем;
— общее повышение жизненного тонуса.
Ретро-терапия, применяемая как технология в социальном обслуживании на дому, предполагает использование индивидуальных форм работы. К ним относятся беседы, просмотр и комментирование фотоальбомов, фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет.
Периодичность проведения занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа (в зависимости от продолжительности видеоматериала).
Материалы: стол, стулья (кресла) – в местах проживания граждан, а также ноутбук и записи фильмов и юмористических передач прошлых годов.
Существует несколько видов техник, связанных с воспоминаниями: рассказ истории, личная биография, работа с фотографиями, просмотр и комментирование фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет.
Беседа о прошлой жизни. Цель занятия – предоставить возможность высказаться, рассказать свою жизненную историю/путь, удовлетворение потребностей в уважении и признании.
Просмотр ретро-фильмов. Цель – улучшение психоэмоционального фона фона пожилых людей и инвалидов.
Просмотр юмористических передач прошлых лет. Цель – формирование позитивного взгляда на жизнь, создание неформальной обстановки.
Работа с фотографиями. Цель – активизация жизненных ресурсов через подкрепление положительно пережитых эмоций, удовлетворение потребностей в уважении и признании.
Кроме профессиональных знаний и подготовки, социальному работнику необходимо соблюдать культуру общения, выдержку, терпение, невозможно и без личностных качеств – доброты и милосердия. Следовательно, должны соблюдаться следующие правила:
Общение в ходе занятия должно быть ровным, спокойным, уважительным и приветливым; Обращение для участников должно быть в удобной форме; Индивидуальный подход к каждому клиенту (учитывайте возраст клиента, его культурный уровень, характер переживаний, тяжесть состояния здоровья); Не подходите предвзято к образу жизни клиента, старайтесь его понять; Конфиденциальность; Уважение к говорящему.
Этапы проведения занятия (структура).
Первая часть – ознакомление клиента с темой занятия или беседы. Возможна организация чаепития для проведения занятия.
Во второй части занятия – беседа о личной жизни клиента или просмотр фотографий (фильмов, сказок и юмористических передач прошлых лет).
В заключительной части происходит обсуждение с клиентом прошедшего занятия.
Методика состоит из трёх этапов:
Подготовительный этап – разработка самой методики; определиться с участниками, подготовить материалы для проведения занятий. Основной этап – проведение самих занятий. Заключительный этап – подведение итогов работы с технологией «Терапия воспоминаниями».
Беседа: «Моя молодость» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Печки лавочки»
Беседа: «Мой первый учитель или человек, который повлиял на мою судьбу» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Республика ШКИД»
Беседа: «Хорошие были времена» (с просмотром фотографий)
Юмористическая передача: Фаина Раневская
Беседа: «Моя первая любовь» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Свадьба в малиновке»
Беседа: «Моя профессия» (с просмотром фотографий)
Беседа: «Годы войны» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Аты-баты, шли солдаты» (или «Смуглянка»)
Беседа: «Мои любимые песни»
Прослушивание песен прошлых лет.
Беседа: «Судьбы известных людей моего времени» ()
Фильм: «Калина красная» (или «Печки-лавочки»)
Беседа: «Смешные истории из жизни»
Юмористическая передача: «Смехопанорама» Е. Петроясн и Е. Степаненко.
Беседа: «Разные судьбы» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Осторожно, бабушка!»
Беседа: «Оставаться в душе молодой/молодым»
Беседа: «Мои года – моё богатство» (с просмотром фотографий)
Фильм: «Коммуналка» А. Райкина.
Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии. Воспоминания, как внутренние, идеальные, благоприобретённые в течение жизни ресурсы, способны компенсировать утрату прежних социальных ролей и актуализировать новые.
Заместитель директора _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 1 _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 2 _____________ ____________
Заведующая ОСОнД № 3 _____________ ____________
«Ретро-терапия (Терапия воспоминаниями)»
«Ретро-терапия (Терапия воспоминаниями)»
Данная терапия заключается в обращении к опыту, впечатлениям прошлых лет. Это обмен воспоминаниями, исполнение и прослушивание песен прошлых, коллективный просмотр кинофильмов о временах, когда нынешние пожилые люди были молоды, активны, жили эмоционально более наполненной жизнью. Частью данной терапии является обмен воспоминаниями о себе, о своей трудовой деятельности, досуге.
Цель технологии: ретро-терапия эмоционально восполняет как правило однообразную и достаточно пассивную жизнь пожилого гражданина, способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту, спасает от депрессии. Воспоминания обеспечивают пожилым чувство радости, удовольствия, придают значимость прожитым годам.
Важен настрой на позитивные воспоминания, доброжелательная, непринуждённая обстановка. Во время подобных встреч важно признание заслуг каждого человека. Каждый желающий должен иметь возможность высказаться, получить эмоциональную поддержку.
Для достижения наибольших результатов желательно соединить несколько видов деятельности на ретро-темы: воспоминания, чтение стихов, пение, танцы под музыку прошлых лет.
Положительный эффект применяемой технологии: полноценное межличностное общение клиентов, улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия, общее повышение жизненного тонуса.
Ретро-терапия активно используется во всех видах работы с пожилыми людьми.
Данная технология заключается в коллективном просмотре кинофильмов и последующем групповым обсуждением.
Задачи кинотерапии: удовлетворение культурных потребностей, потребностей в общении, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции, социокультурная реабилитация через приобщение пожилых людей к искусству и др.
Данная технология активно используется в клубной работе, в работе Межрайонного университета третьего возраста.
Положительный эффект применяемой технологии: снижение нервно-психического напряжения; приобретение новых навыков эмоционального общения, полноценное межличностное общение клиентов, улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия.
Технология заключается в воздействии музыки на человека с целью корректировки его физического и психического состояния. Метод музыкотерапии применяется как вместе с другими технологиями для более сильного воздействия и эффекта, а также используется полностью изолированно, как главный фактор воздействия.
Задачи технологии: сохранение и продление социальной активности, профилактика одиночества, развитие личностного потенциала пожилых людей, пробуждение новых интересов, активизация личной активности; формирование, поддержка и повышение жизненного тонуса человека и т. п.
Музыкотерапия – одна из самых часто используемых технологий в работе с пожилыми людьми. Она удачно сочетается с другими технологиями, бывает частью таких технологий, как кинотерапия, ретро-терапия.
Положительный эффект применяемой технологии: полноценное межличностное общение;
улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия; снижение нервно-психического напряжения; облегченное восприятие и переживание проблем; развитие интеллекта, творческого потенциала пожилых людей.
Технология заключается в организации и проведении экскурсионных поездок и походов по объектам культурного наследия, историческим, географическим и природным достопримечательностям Тверской области и за ее пределами с целью приобщения клиентов к активному образу жизни.
Социальный туризм – одна из самых востребованных и перспективных технологий работы с пожилыми людьми, направленная на повышение качества жизни старшего поколения. Среди пенсионеров много людей любознательных, жаждущих ярких впечатлений, новых открытий, и туризм для них – один из лучших способов продления активного долголетия.
В ГБУ «КЦСОН» Нелидовского района технология реализуется за счет собственных резервов центра путём использования автотранспорта учреждения, организации поездок на автотранспорте большей вместимости совместно с администрациями г. Нелидово и Нелидовского района. Это возможность для клиентов путешествовать с минимальными финансовыми затратами.
Особенно сильное воздействие оказывает данная технология на людей с ограниченными возможностями, у которых значительно снижены жизненные возможности для поездок, прогулок на природе. Привлечение социального транспорта даёт возможность получить услугу от двери дома до объекта путешествия, значительно сокращает пешие переходы между объектами, важна также и возможность отдохнуть в автомобиле.
Для пожилых людей социальный туризм выступает мощнейшим средством профилактики гиподинамии, психосоматических заболеваний. Благодаря сплочённости коллектива пенсионеров, общему позитивному настроению и интересу поездка не кажется столь утомительной.
Задачи технологии: сохранение и продление социальной активности, организация досуга и устранение социальной изоляции, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских интересов и поддержание интереса к активному образу жизни.
Культурно-познавательное направление социального туризма
Ежегодно все 4 клуба, работающие при КЦСОН, совершают по 1-2 туристических поездки, некоторые из них объединяют членов нескольких клубов.
Патриотическое направление социального туризма
и в краеведческие музеи
Одно из направлений – посещение воинских захоронений и уход за ними
«Православное направление социального туризма»
«Экологическое направление социального туризма»
Экскурсии по экологической тропе Центрального Лесного биосферного заповедника,
проведение конкурсов и викторин, посещение музеев и памятников природы
Положительный эффект применяемой технологии: релаксация, улучшение эмоционального настроения и общего самочувствия; снижение нервно-психического напряжения; расширение культурного кругозора; изучение истории, архитектуры и природы создание условий для общения, эмоционального обмена.
Данная технология заключается в оказании помощи пожилым людям в реализации имеющихся талантов, навыков и интересов в прикладном и художественном творчестве индивидуально или в составе творческого коллектива.
Задачи технологии: активизацию личной активности пожилых людей, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса; развитие личностного потенциала, пробуждение новых интересов; профилактика возникновения или восстановление нарушений мелкой моторики, памяти; профилактика одиночества, улучшение качества жизни через активные контакты с участниками группы.
Положительный эффект применяемой технологии: развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии, улучшение эмоционального и психо-физического самочувствия; расширение круга общения, повышение самооценки клиентов, формирование позитивного взгляда на жизнь, активной жизненной позиции.
Раньше считалось, что мозг активно развивается только у детей и нервные клетки не восстанавливаются, но это далеко не так. Наука доказала, чтомозг человека сохраняет удивительную способность учиться и развиваться на протяжении всей жизни. Нейробика помогает сохранить более прочный и эффективный мозг, который имеет большую устойчивость к старению.
Задачи технологии: профилактика снижения интеллектуальной сферы клиентов, стимуляция познавательных функций; удовлетворение познавательных потребностей, развитие личностного потенциала, сохранение и продление социальной активности пожилых людей.
Необходимо отметить, что данная технология вызывает очень большой интерес у пожилых людей и может активно использоваться в сочетании с разными формами и технологиями социальной работы.
Положительный эффект применяемой технологии: улучшение памяти и мышления, приобретение новых впечатлений и ярких эмоций; снижение нервно-психического напряжения; развитие интеллекта, творческого воображения, фантазии; улучшение эмоционального фона и общего самочувствия.