Что такое революционное движение

Что такое революционное движение

Наиболее значительным среди них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовывать различного рода производственно-бытовые артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли к мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», а один из основателей кружка Д.В. Каракозов по собственной инициативе совершил покушение на Александра II, после неудачи которого Каракозов был казнен, другие члены кружка отправлены на каторгу или сосланы.

С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг.

Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. XIX века А. И. Герценом – «предтечей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество.

Сам термин «народник» появился в литературе в середине 1860-х гг., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь, крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.) имела большое политическое значение, но привело к обратным результатам – отказу самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции. Ожидаемых народных выступлений не последовало. Вскоре большая часть Исполнительного комитета была арестована, лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были казнены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882 г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 человек. Несмотря на это «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили ее разгром. Члены организации, которым удалось избежать репрессий, в 1890-х гг. сыграли видную роль в оформлении партии эсеров.

Рабочие организации
«Южнороссийский союз рабочих» (1875) – рабочая организация, созданная в 1875 г. в Одессе бывшим студентом, профессиональным революционером Е. Заславским.

Первые рабочие организации оформляются в 70-е гг. XIX века Ядро организации составили 50-60 рабочих, разделенные на 5-7 кружков. К ним примыкали до 200 рабочих. Был принят устав организации. Он предусматривал идею освобождения рабочих из под гнета капитала, необходимость «объединения рабочих Южно-Российского края» (см. в хрестоматии статью «Устав «Южнороссийского союза рабочих»). Средством достижения этих целей фактически объявлялась революция. Союз просуществовал менее года, уже в декабре 1875 г. был выявлен полицией и все лидеры арестованы, после судебного процесса 15 его руководителей приговорены к каторге.

В рабочие кружки и «союзы» в 70-80-е гг. был вовлечен еще очень узкий круг рабочих. Стачечное движение еще не выходило за рамки требований экономического характера. Однако и предприниматели, и правительство уже были вынуждены считаться с таким явлением в жизни страны, как рабочее движение.

В ночь на 9 декабря 1895 г. Ленин и другие члены Центральной группы были арестованы, захвачен полицией подготовленный No 1 газеты «Рабочее дело». Несмотря на аресты, Союз руководил стачками 1895 г. и Петербургской промышленной войной 1896 г. Массовые аресты 1896—97 гг. (всего по делу Союза арестован и привлечён к дознанию 251 человек, из них 170 рабочих) ослабили организацию. Многие арестованные после предварительного заключения сосланы в административном порядке в Сибирь и другие отдалённые губернии. В июле 1902 г. во исполнение решений первого съезда РСДРП Союз был преобразован в Петербургский комитет этой партии.

Наиболее широкую известность в России получили работы Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883 г.), «Наши разногласия» (1885 г.), в которой пропагандировались идеи марксизма с развернутой критикой народнических воззрений. Критикуя народников, Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. На его трудах учились марксизму многие русские социал-демократы. В то же время группа не сыграла решающей организаторской роли в становлении социал-демократической партии в России, она лишь подготовила почву для более широких социал-демократических объединений.

Что такое революционное движение. Смотреть фото Что такое революционное движение. Смотреть картинку Что такое революционное движение. Картинка про Что такое революционное движение. Фото Что такое революционное движениеРСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия (см. схемы «Образование политических партий в России» и «Социал-демократы»). Формально создание партии провозглашено на учредительном съезде в Минске в 1898 г. На съезде присутствовало 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского отделений «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», группы «Рабочей газеты» и «Общеевропейского рабочего союза в России и Польше» (после съезда восемь из девяти участников съезда были арестованы).

Организационно партия оформилась на II съезде в Брюсселе (лето 1903 г.) На съезде были приняты Программа и Устав партии (см. статью «Программа РСДРП»). Теоретическая часть программы начиналась с марксистского тезиса о том, что производственные отношения достигли такого уровня развития, когда капитализм стал тормозом на пути дальнейшего прогресса. Конечной целью социал-демократии (программа максимум) провозглашалась социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Диктатура пролетариата определялась как «завоевание пролетариатом политической власти», необходимое условие социальной революции. Ближайшей политической задачей (программа минимум) была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. Её задачи были разделены на три группы:

1. Политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан, независимо от национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий)

2. Экономические требования рабочих (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного положения рабочих);

3. Требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 года, учреждение крестьянских комитетов).

Программа РСДРП принципиально отличалась от программ западных социал-демократических партий, в неё был включён вопрос о диктатуре пролетариата. На втором съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял организационное строение партии, права и обязанности её членов. Принятие Устава сопровождалось серьёзными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в партии.

Однако в целом Устав соответствовал ленинскому представлению о партии, как централизованной и дисциплинированной организации, построенной на принципах «демократического централизма». Дальнейшее размежевание на съезде произошло и во время выборов в центральные органы партии, в состав редакции «Искры» и по другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу российских социал-демократов на большевиков во главе с В. И. Лениным и меньшевиков, их главным идеологом стал Л. Мартов. Однако формально, вплоть до марта 1917 г. и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной партии.

Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую», без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно-демократическими свободами и учреждениями.

В 1906 г. была пересмотрена аграрная программа РСДРП. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование было заявлено самими крестьянами на двух съездах Всероссийского крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель – т.е. передача ее в собственность государства.

Аграрную программу меньшевиков предложил крупный экономист-аграрник П.П. Маслов. Его поддержал Г.В. Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли «непомерно усилит государство, превратив его в единственного земельного собственника, усилится и правящая бюрократия». В советской литературе программа муниципализации земли рассматривалась как «реакционная и утопичная». В действительности она была прогрессивной и реалистичной, ибо наиболее полно отражала крестьянские интересы.

В период революции 1905—1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). Партия сыграла виднейшую роль в первой русской революции – ее представители вели пропаганду в армии и на флоте, создавали боевые дружины, входили в рабочие советы. Со спадом революционного движения партия меняет тактику, легализуя методы борьбы. В связи с учреждением Государственной думы между большевиками и меньшевиками развернулась острая борьба. Тактическая линия меньшевиков заключалась в том, чтобы участвовать в думских выборах. Они видели в парламенте тот путь, который ведёт к победе революции и созыву Учредительного собрания. Большевики же выдвинули тактику активного бойкота Думы, призывали к борьбе против конституционно-монархических замыслов реакции, мобилизации всех революционных сил народа и доведению революции до победы – до свержения самодержавия. Обосновывая большевистскую тактику, В. И. Ленин писал: «Надо бороться революционно за парламент, а не парламентски за революцию».

Однако после роспуска первой думы и спада революционного движения большевики меняют свое отношение к парламентской борьбе. Из 54 социал-демократических депутатов Государственной думы 2-го созыва с решающим голосом было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И.Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Государственной думы, большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Думе они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами.

В Думе третьего созыва социал-демократы практически не были представлены, в ходе правительственных репрессий 1906-1907 гг. часть их лидеров оказалась в заключении, часть успела выехать за границу, в результате чего в национальном освободительном движении до февраля 1917 г. не играли решающей роли.

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.

Источник

Революционное движение в конце 60-х годов

На первый взгляд бесполезное, но всё-таки беспрецедентно яркое восстание декабристов не прошло бесследно. По образному выражению В. И. Ленина: «декабристы разбудили Герцена», а Герцен в своих взглядах пошёл дальше. Он сумел внятно сформулировать основы теории крестьянского социализма в России, который мог радикально поменять фундаментальные устои государства. Герцен и его единомышленники стали зачинателями революционно-демократического движения 60-х годов XIX века, которое превратилось в один из серьёзнейших факторов социально-политической жизни пореформенной Российской империи.

Общая характеристика исторической ситуации 60-х годов XIX века в России

На рубеже 50-60-х гг. XIX века кризис феодально-крепостнической системы в Российской империи достиг кульминации. Крепостное право сдерживало развитие капиталистического уклада в промышленности и консервировало на низком уровне организацию сельского хозяйства. Стремительно росли не только недоимки крестьянских хозяйств, но и помещичьи долги кредитным учреждениям. Устаревшие рамки производственных отношений уже вступили в противоречие с развитием производительных сил, что демонстрировало наличие революционной ситуации в России, вызвавшей немалое беспокойство в Петербурге.

Ситуация выразилась массовым общенародным движением, была непохожей на прошлые возмущения и представляла собой: во-первых, кризис низов — взрывной рост устремлений крепостных крестьян к свободе при усилении помещичьего произвола. Во-вторых, обострение кризиса верхов. В-третьих, «цензурный террор» Николая I, сменился волной полулегальной гласности. В-четвёртых, идеология новой российской интеллигенции строилась на основе интересов отечественного крестьянства.

Так, революция из области представлений начала перемещаться в практическую плоскость.

Понятие и идеология революционного движения

В истории человечества нередки взрывы народного негодования (восстания, бунты, мятежи, крестьянские войны), вызванные нарушениями сложившихся общественных представлений о справедливости в самых разных её проявлениях. Эти массовые выступления в историографии определяются как народные движения. В отличие от народного движения революционное движение представляет собой социальный процесс, имеющий целью полную смену господствующей системы социально-экономических, политических и духовных ценностей.

Причины развития российского революционного движения в 60-е годы XIX века

После великой крестьянской реформы 1861 года революционная ситуация в России стала менее острой. Поэтому революционное движение попало в новые условия:

Главное – сохранилась старая самодержавная система, с привилегированным дворянством, полицейским произволом и отсутствием элементарных демократических прав и свобод граждан.

Центральная проблема общественной жизни страны – аграрно-крестьянский вопрос оставался по-прежнему нерешённым.

Существующие социальные противоречия между помещиками и крестьянами дополнились антагонизмами между капиталистами и пролетариатом, дворянством и буржуазией и т. д.

Колебания правительственного курса от либерализма к репрессиям и незавершённость реформ усиливали активность революционного движения.

Цели и задачи

Революционное движение 60-х годов в России XIX века, в силу фундаментальной политической недоразвитости имело ограниченные цели:

Задачами революционеров стали:

Движущие силы

Общественную жизнь России середины XIX века отличала инертность широких масс народа. Бунтарские настроения крестьянства во многом утихомирились после волнений 1861 года. В народе сохранялась вера в «доброго царя». Политическую инертность проявляли буржуазия, и даже нарождающийся рабочий класс. Поэтому основу движущих сил революционной демократии составляли представители разночинной интеллигенции («разночинцы»). Выдающимися фигурами в революционных организациях являлись мелкопоместные дворяне, выходцы из среды крестьян, купцов и духовенства.

Революционные организации

Ещё в 50-х годах возникли два центра русского революционно-демократического движения:

Накануне Великой крестьянской реформы умеренные либералы отмежёвались от радикальных революционеров.

Пропагандистские методы борьбы использовали образованные в 60-е годы организации

Источник

Революционные социальные движения

По дисциплине: «Социальная безопасность»

студентка 460 группы

4 курса О.В. Мартынова

профессор П. К. Котенко

Стр.
Введение
1. Понятие «революционные социальные движение», его сущность и признаки
2. Современные представители революционных социальных движений
Заключение
Список литературы

В современном обществе существует огромное количество социальных движений. Они настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми различными способами. К примеру, социальные движения можно систематизировать в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Когда цель связана с крупными переменами и значительным изменением существующих ценностей, движения являются революционными. Именно о них пойдет речь в данной работе.

Тема данного реферата, является актуальной, поскольку в современном мире дискуссии о революционных социальных движениях не прекращаются. С течением времени рушатся старые идеалы и у человечества появляются новые цели, новые идеи. Их воплощение часто осуществляется путем формирования революционных социальных движений. Такие процессы обновления системы были раньше, наблюдаются сейчас и будут существовать ещё долго.

Цель данного реферата – раскрытие темы революционных социальных движений.

1) изучить понятие «революционное социальное движение»;

2) обозначить признаки и сущность революционных социальных движений;

3) перечислить и описать современных представителей.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В качестве литературы были использованы материалы из следующих журналов: «Вестник Санкт-Петербургского университета», «Вестник Волгоградского государственного университета», «Философия права», «Вестник Новосибирского государственного университета», «Скепсис».

Раскрытие понятия «революционные социальные движения»

Социальное движение может быть определено, как коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов. Определение должно быть достаточно широким в связи с различным характером самих движений. Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некоторые движения действуют в рамках законов данной страны, другие являются нелегальными или подпольными.

Было предложено множество различных способов классификации общественных движений. Пожалуй, самую точную и полную классификацию разработал Дэвид Эберл, описавший четыре типа движений:

2. Движения за реформы (реформистские движения) имеют более простые цели. Их притязания ограничиваются изменением лишь некоторых сторон существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.

Движения трансформации и реформистские движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Д. Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.

3. Движения за перевоспитание стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие.

4. Наконец, движения альтерации ориентируются на частичные изменения в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью полное изменение привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты.

Революционные социальные движения относятся к первому типу.

Революционные социальные движения и революции делятся на различные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубочайшие изменения общества вызывают революции социальных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы. Однако не следует полностью отождествлять понятие «революция» и «революционное движение», поскольку первое является апофеозом второго, желательной, но не обезательной частью его структуры.

Под революционным социальным движением в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революционное социальное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, так как и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Любое революционное социальное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных социальных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

3) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Как показывает исторический опыт, революции могут происходить в условиях войны, но революция и война не связаны необходимым образом. Революции могут происходить и при отсутствии войн.

Таким образом, признаками революционных социальных движений можно назвать следующее:

1) повышение активности среди населения, агрессивное недовольство (часто с проявлениями насилия);

2) наличие идеологии, принципов, которые отстаивает революционное социальное движение;

3) идейный лидер, который вдохновляет общественные массы;

4) неустойчивое положение верхов власти, сомнения общественности в традиционных устоях.

Чаще всего возникновению революционного социального движения предшествуют некие трагичные события, в связи с которыми происходит обострение социальных противоречий в обществе. Глубочайшее влияние революционных социальных движений на мировую историю состоит, именно в том, что они, разрешая эти противоречия, дают простор для действия новых движущих сил общественного развития. Они открывают перспективу общественного прогресса во всех областях общественной жизни – в сфере материального производства, социальных отношений, в науке, культуре, искусстве, морали. Они рождают новые стимулы деятельности, утверждают новые жизненные ориентиры, определяющие общественные и личные цели деятельности, новые нравственные и эстетические системы, ведут к установлению нового образа жизни. Не зря, согласно марксизму, «революции – локомотивы истории».

Современные представители революционных социальных движений

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Проанализировав данные за последние годы можно выявить два типа современных революционных движений – кровопролитные и мирные.

В условиях XXI в. появилось новое понятие «цветной революции» собирательное понятие, применяемое для обозначения так называемых «ненасильственных революций».

Ряд СМИ и других авторитетных источников приводят следующий список таких революций:

Характерные черты «цветных» революций довольно обширны. Формой такой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), или к отдаче части парламентских мест, либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. Во всех случаях оппозиция приходит к власти.

Революция проходит под антикоррупционными и радикально-демократическими лозунгами. Ключевыми являются идеи народного суверенитета Ж. Руссо, где народ (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется манипулируемой режимом массе.

Революции предшествует формирование молодёжных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют «полевые отряды революции».

Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Здесь отзвук движения М. Ганди и хиппи, которые раздавали полицейским цветы. Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет (не красный и не чёрный) или цветок. Однако в Киргизии в результате столкновений с полицией и погромов магазинов после силового захвата зданий органов власти толпой были пострадавшие.

Формирование символа выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине — оранжевый цвет, в Грузии — роза, в Киргизии — тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.

Важным элементом цветной революции является кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.

Необходимо отметить, что если перечисленные выше события и можно считать «революциями», то политическими, а не социальными. В случае успеха они приводят к смене руководства страны, но не общественного строя. Предлогом для них обычно становилось несогласие руководства оппозиции с итогами парламентских или президентских выборов. Возможно, их нельзя назвать революциями в традиционном, полном смысле этого слова. Однако они представляют собой полностью сформированные революционные социальные движение.

«Цветные революции» в странах СНГ оказывались удачными, если их лидерами становились высокопоставленные чиновники, которые покинули исполнительную власть не ранее, чем один избирательный цикл назад. Так, лидерами «оранжевой революции» на Украине стали бывший до 29 мая 2001 г. премьером Виктор Ющенко и бывший вице-премьер правительства Юлия Тимошенко. Лидерами революции в Киргизии – бывший до 22 мая 2002 г. премьером Курманбек Бакиев и экс-глава МИД Роза Отунбаева. Лидерами «революции роз» в Грузии – бывший министр юстиции Михаил Саакашвили, а также занимавший пост главы парламента (законодательного органа) Зураб Жвания, рассматривавшийся незадолго до этого как возможный преемник президента Эдуарда Шеварднадзе.

Важным фактором для победы «цветных революций» являлось наличие у оппозиции серьезной поддержки в одном из регионов страны. Для «оранжевой революции» на Украине таким регионом стал запад страны, а для «тюльпановой революции» в Киргизии – юг. Часто поиску региональной опоры для действий оппозиции способствовало культурно-историческое различие регионов. При этом ядром актива для уличных акций подчас становились националисты, а в руководстве оппозиции тон, как правило, задавали либеральные политики, подчас не чуждые национализма.

Неплохой основой для успеха «цветных революций» являлась поддержка со стороны электронных СМИ. Скажем, «оранжевым» оппозиционерам на Украине удалось получить доступ в эфир «5 канала».

В центре внимания СМИ всегда оказывались молодежные оппозиционные организации, участвовавшие в «цветных революциях»: «Пора» («черная» и «желтая») на Украине, «Кхмара» в Грузии, «Кел-Кел» в Киргизии, «Отпор» в Сербии и т.д. Впрочем, их роль в уличных акциях можно считать несколько преувеличенной.

Обычно «цветные революции» связывают с деятельностью зарубежных неправительственных организаций. Например, американских фонда «Поддержки демократии в Восточной Европе» (Support for East European Democracy, SEED), Международного республиканского института, Национального демократического института, Международного центра ненасильственных конфликтов, а также Международного института стратегических исследований в Лондоне.

Идейное обоснование «цветных революций» пришло с Запада. Одной из основополагающих работ стала книга Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения», изданная в 1993 г.

Считается, что «цветные революции» представляют собой процесс смены более или менее «пророссийских» режимов на «антироссийские». На самом деле, режим Шеварднадзе в Грузии никак нельзя назвать пророссийским – хотя бы потому, что при нем на территории Грузии располагались базы чеченских боевиков. Да и пограничные инциденты, в том числе с участием активистов молодежного крыла «партии власти» эпохи Шеварднадзе – Союза граждан Грузии, – уже тогда имели место. Что касается Киргизии, то, придя к власти в стране, президент Курманбек Бакиев и премьер Феликс Кулов декларировали очень лояльное отношение к России, зато гораздо более прохладно вели себя по отношению к Китаю, чье влияние сильно возросло в стране при предыдущем президенте Аскаре Акаеве.

Обычно принято говорить, что проведение «цветных революций» привело к «переходу от управляемой демократии к просто демократии» или «от бюрократической системы к менеджерскому капитализму».

«Цветные революции» привели и к ослаблению левого движения. Особенно ярко это видно на примере Украины. Таким образом, «цветные революции» в странах СНГ стали более или менее удачными проводниками процессов, связанных с консолидацией правящих элит и укреплением центральной власти, которые начались в России в конце 1999 г.. Тогда тоже имело место противостояние двух группировок правящей элиты (выразившееся на парламентских выборах 1999 г. в противоорстве «Единства» и «Отечества – всей России»), но к аналогу «цветной революции» так и не привело.

Именно с этим и можно связать факт, что «цветные революции» в странах СНГ с 2005 г. не заканчиваются победой оппозиции. Те страны, где слабый политический режим эпохи 1990-х сменился более сильным и консолидированным режимом нового образца, оказались уже значительно устойчивее перед «цветными революциями». А вот на Украине процесс формирования такого режима и консолидации правящих элит не завершился до сих пор – поэтому здесь период политической нестабильности приобрел затяжной характер и превратился в подобие «перманентной цветной революции».

В результате прошлой революции, произошедшей в 1950-е гг. в арабском мире и свергнувшей колониальное господство Англии и Франции, к власти пришли военные. Они зачастую обучались в европейских странах (позже – и в СССР) и переняли европейские идеи, в том числе и революционные – идеи национального освобождения, марксизм-ленинизм и т.д. Однако, эти военные были изначально во многом оторваны от масс местного населения. Со временем это привело серьёзному конфликту во многих арабских странах.

К примеру, как известно, тяжелая ситуация сложилась в Ливии, где в 2011 г. началась гражданская война – вооружённый конфликт между силами, подконтрольными находившемуся у власти с 1969 г. лидеру страны полковнику Муаммару Каддафи и вооружёнными отрядами Национального переходного совета Ливии, поддерживаемыми Лигой Арабских Государств, Европейским союзом, другими государствами и межгосударственными организациями, а также при военной поддержке авиации НАТО. После начала беспорядков большинство стран провели эвакуацию своих граждан с территории Ливии.

В ходе конфликта большинство членов ООН выступило против правительства Каддафи, призывая его уйти в отставку и передать всю власть Переходному Национальному Совету Ливии. Значительная часть мирового сообщества выступила за невмешательство во внутренние дела Ливии и скорейшее начало мирных переговоров. Однако, страны блока НАТО и некоторые государства Ближнего Востока (т. н. «Коалиция») предпочли вмешаться в ливийский конфликт и выступили за введение «бесполетной зоны» на большей территории Ливии. В результате голосования в ООН была принята «Резолюция Совета Безопасности ООН 1973» и одобрено введение «бесполетной зоны», что также позволило странам коалиции наносить удары с воздуха по войскам правительства Каддафи и проводить ограниченные наземные операции.

На протяжение всего конфликта некоторые страны делали попытки мирного урегулирования конфликта. Муаммар Каддафи даже соглашался уйти в отставку на определенных условиях, которые, однако, не устроили страны коалиции.

Введение санкций против М. Каддафи и иностранное вмешательство в ход гражданской войны в Ливии сыграло ключевую роль в победе сторонников Партии народного согласия.

Помимо вышеперечисленных событий в современном мире существуют ныне и было прежде огромное количество революционных социальных движений. Некоторым из них суждено было перерасти в глобальные, хотя и довольно болезненные, перемены, а некоторые, были уничтожены в самом зачатке, однако это не умаляет их значимости. Если революционное движение зародилось – значит, существуют определенные проблемы в обществе, требующие скорейшего вмешательства и разрешения.

Социальные движения – неотъемлемая часть нашего общества. Революционные социальные движения, в свою очередь – важная часть его формирования и развития. Их особенность заключается в стремительном, зачастую насильственном, полном изменении социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов.

В ХХI в. существуют уже сформировавшиеся и зарождаются всё новые революционные социальные движения. Они разнообразны и несут в себе различные изменения для стран, в которых локализуются. Нельзя утверждать, что революционные движения являются неотъемлемым этапом развития этих стран, однако они несут в себе чрезвычайно важные изменения и дают неповторимый исторический опыт человечеству.

1. Алиев, М.А. Закономерности и механизмы «цветных революций» [Текст] / Алиев М.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – № 3. – С. 70-73.

2. Иваненко, А.И. Революция (пролегомены к онтологии революции) [Текст] / Иваненко, А.И. // Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 206-213.

3. Левченков, А.И. Новое – это хорошо забытое старое, или снова о революции [Текст] / Левченков А.И // Философия права. – 2007. – № 4. – С. 80-85.

4. Лигостаев, А. Г. Универсальные причины социальных революций [Текст] / Лигостаев А.Г. // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2008 – № 6; – С. 53-57.

5. Тарасов, А. А. Не Мировая война, а Мировая революция [Электронный ресурс] / Тарасов А.А. // Скепсис. – 2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *